Загадки морали дошкольника

Ю. Б. Гиппенрейтер, 2021

Дошкольное детство – время, когда закладываются основы нравственности. Первоначально ребенок живет в своем мире, отличном от мира взрослых. Его чувства, фантазии, желания с трудом и далеко не сразу вписываются в рамки ожидаемого поведения, а словесные поучения родителей часто понимаются им удивительно «по-своему». В книге авторы обсуждают трудности усвоения детьми правил морали. В частности то, как они понимают такие слова как ложь, вина, справедливость. В последней главе рассматриваются варианты действий родителей в проблемных жизненных ситуациях. Авторы подчёркивают важность атмосферы добра принятия и доверия в семье. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.

Оглавление

Из серии: Эмоциональное воспитание детей

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Загадки морали дошкольника предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Вместо введения

Мораль и нравственность

Стоит прежде всего уточнить смысл слов, которыми мы будем пользоваться. Словом мораль обычно обозначают принятые в обществе законы, правила или нормы поведения по отношению к другим людям. Близко к нему по смыслу слово нравственность. Но его чаще используют для описания внутренней стороны морали — того, насколько моральные нормы стали внутренними убеждениями человека, принципами, которыми он руководствуется в своих действиях. Так, при грубом нарушении норм человека осуждают за безнравственный поступок. Если нарушение не столь серьезно, касается правил приличия, то говорят о неэтичном поведении.

Итак, мы говорим: моральный закон, нравственный человек, этичность поведения. В то же время во многих случаях одно из слов: мораль, нравственность, этика — заменяют на другое, но смысл от этого не сильно меняется.

Мораль — часть человеческой культуры. Заговорив о морали, тут же вспомнили о заповедях. Несмотря на длительную историю, наиболее общими «законами» морали в нашей культуре остаются библейские заповеди. Они перешли в христианство, из него — в общеевропейскую культуру. Стоит заметить, что большинство заповедей содержат в себе частичку «не», в них декларируются запреты на определенные действия. Среди таких запретов: «не убей», «не укради», «не пожелай жены ближнего», «не лжесвидетельствуй». Подразумевается, что нарушение запретов — нравственное падение, а сами такие действия — зло. Подобные законы осознаны очень давно и содержатся практически во всех мировых религиях. Наряду с ними существует так называемое золотое правило: «не делай другому того, что ты не хочешь, чтобы делали тебе», оно сформулировано философами на основании заповедей.

Как запреты, так и смысл золотого правила лежит в основе воспитания ребенка. Мы говорим ему: «Это нельзя!», «Ты же не хочешь, чтобы тебе сделали так же?». Так мы начинаем с небольших эпизодов повседневного быта, однако впереди — долгая дорога становления ребенка как честного, справедливого, достойного человека.

Первоначальное нравственное развитие ребенка в большой степени зависит от семьи, прежде всего родителей. Они каждодневно заботятся о том, чтобы он учился правильно вести себя, вписываясь в жизнь семьи и других людей. Они что-то ему объясняют, на чем-то настаивают, что-то требуют, и все больше от него ожидают.

То, как ребенок понимает и усваивает поучения, зависит от его возраста и развития. Вместе с тем принципиально важно и то, как ведут себя родители. Ведь их действия становятся первыми образцами, которым ребенок будет следовать в общении с другими людьми!

Оглавление

Из серии: Эмоциональное воспитание детей

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Загадки морали дошкольника предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я