Полная книга Таро Ллевеллин. Подробное руководство

Энтони Луис, 2016

Существует так много книг о Таро, так зачем вам читать еще одну? Знаменитый таролог Энтони Луис рассказывает о картах простым языком и дает понятные, но при этом глубокие, описания Арканов, затрагивая различные подходы – от оккультного до психологического. Его толкования очень конкретны и ясны даже новичкам. Прочитав книгу, вы сможете: • выбрать свою колоду и установить с ней связь; • делать базовые расклады: на одну, три или пять карт, на двенадцать месяцев, «Гороскоп», «Кельтский крест» и другие; • толковать Старшие и Младшие Арканы – в зависимости от их положения в раскладе; • соединять советы карт с голосом своей интуиции. А из приложений вы узнаете о связи Таро с астрологией и нумерологией и о том, как использовать эту связь в работе с картами. Позвольте Таро заговорить с вами!

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Полная книга Таро Ллевеллин. Подробное руководство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2

Где зародилось Таро?

Краткая история Таро

Прежде чем мы сможем ответить на вопрос о том, где возникло Таро, нужно уточнить, что имеется в виду, когда говорим о Таро. Оксфордский словарь дает нам следующее определение Таро: «Игральные карты, традиционно по 78 в колоде и в пяти мастях, используются для предсказания будущего и (особенно в Европе) в некоторых играх. Их масти — это, как правило, Мечи, Кубки, Монеты (или Пентакли), Палицы (или Жезлы), а также постоянная масть козырей»1. Подробнее мы рассмотрим это определение уже в следующей главе, а пока сосредоточимся на вопросе о том, откуда к нам пришли эти 78 карт.

Игральные карты могли появиться только после изобретения бумаги, которое историки приписывают китайцам, примерно за 100 лет до рождения Христа. По мнению многих историков, древние китайцы изобрели игральные карты, а также такие игры, как домино и маджонг. В конечном итоге игральные карты перебрались торговыми путями в западном направлении и приобрели популярность в арабских странах Ближнего Востока. Игральные карты мамлюков2 в Египте XIV века поразительно похожи на современные игральные карты, а также на нефигурные карты колод Таро.

Скорее всего, арабы, прибывшие в Испанию во второй половине XIV века, привезли с собой колоду мамлюков, чтобы и там иметь возможность играть в египетскую игру наиб, или наместник. Арабское слово «наиб» обозначает заместителя главнокомандующего. В честь этой игры испанцы стали называть игральные карты naipes, и со временем слово naipe стали считать испанским.

В начале XV века ремесленники Северной Италии добавили к четырем привычным мастям карт, придуманными мамлюками, пятую, козырную масть, создав колоду для игры trionfi, или триумфы, похожую на современную игру в бридж. Слово «Таро», возможно, происходит от итальянского названия этой колоды — tarrochi. Создавая аллегорические образы на козырях, художники эпохи Возрождения черпали вдохновение из Библии, а также из древних греческих и римских рукописей, которые хорошо знали в Италии той эпохи. В череде карт каждый последующий козырь превосходит по рангу предыдущий.

В иллюстрациях первых колод Таро можно заметить сильное влияние на культуру того времени римско-католической церкви. Повседневная жизнь выстраивалась вокруг религиозных праздников и пантеона католических святых, каждому из которых был посвящен день в календаре. И поскольку простолюдины не умели ни читать, ни писать, Церковь, указывая верующим путь к спасению, опиралась на образы, аллегории и устную речь. Эти христианские аллегории прижились на козырях Таро в компании образов из греческой и римской мифологии.

Из Италии колода Таро попала во Францию, где нашла пристанище в Марселе — городе, который стал в последующие века главным центром производства колод Таро. В Италии колода первоначально называлась carte da trionfi, то есть козырные, или триумфальные карты, что напоминает аллегорические карты, пронумерованные от I до XXI (с включением карты Шут или без таковой). Историк Гертруда Моакли3 отмечала, что колода Таро XV века, нарисованная Бонифацио Бембо4, была выдержана в стиле древнеримских триумфальных маршей (trionfi), прославленных в XIV веке в знаменитой поэме Петрарки I Trionfi. Изображения триумфальных маршей можно увидеть и в наши дни на триумфальных арках Римского Форума.

На сайте Библиотеки редких книг и рукописей Бейнеке в Йельском университете5 написано, что I Trionfi отражает «размышления Плутарха о последовательных победах Любви, Целомудрия, Смерти, Славы, Времени и Вечности. Поэт становится моралистом и философом, ищущим смысл по мере того, как жизнь переходит из одной стадии в другую»6. Точно так же Старшие Арканы Таро отражают торжество любви над светскими властями и религиозными авторитетами, а также борьбу между пороком и добродетелью на пути к земле обетованной, изображенной на последнем козыре.

И хотя Таро возникло как карточная игра и произведение искусства для богатых итальянских семей, возможно, уже в XVI веке оно использовалось для примитивной формы гадания. Итальянская знать XVI века увлекалась игрой под названием tarrochi appropriate, в которой игроки вытягивали карты наугад, используя нанесенные на них изображения, чтобы вдохновиться на сочинение стихов о судьбе друг друга. Эти карты называли итальянским словом sortes, означающим будущность, удел, судьбу, шанс. Со временем Таро превратилось в инструмент для гадания.

На протяжении всей истории средством для предсказания будущего служило любое случайное явление, в том числе расположение звезд на небе, чайных листьев в чашке, появление облаков, внутренности мертвых животных и т. д. К началу XVIII века в Северной Италии любители погадать на игральных картах разработали целую систему гадания, а затем, около 1750 года, французский таролог Эттейлла объявил о том, что научился предсказывать судьбу с помощью игральных карт у трех тарологов, один из которых был уроженцем Пьемонта, области Северной Италии. После публикаций Эттейллы увлечение картами Таро как инструментом гадания приобрело характер эпидемии по всей Европе, и этот интерес не угасает и в наши дни.

Мифы о Таро

В литературе, посвященной Таро, вам встретятся десятки сомнительных утверждений об этих картах. В этом разделе будут рассмотрены несколько распространенных мифов о Таро. Говоря о мифах, я подразумеваю утверждения, не поддающиеся проверке и не основанные на убедительных доказательствах. Нижеследующие мифы о Таро идут в произвольном порядке.

Таро — это книга с картинками, написанная жрецами, служившими египетскому богу Гермесу Трисмегисту7 и в свое время привезенная в Европу цыганами. Краткое изложение этого мифа мы читаем в книге Мэнли П. Холла8 «Тайные учения всех времен» (The Secret Teachings of All Ages):

Утверждается, что Книга Тота на самом деле является мистическим цыганским Таро — весьма своеобычной символической книгой из 78 листов, которую цыгане хранят у себя с момента их изгнания из их древнего храма9.

Таро придумали как карточную игру в эпоху Возрождения итальянские художники, включившие в него образы и идеи из мифологии древних Греции и Рима, куда, по всей вероятности, входили мотивы, существовавшие еще в культе Гермеса Трисмегиста. Цыгане, родина которых находится в Индии, не были древнеегипетскими жрецами, а в Европу перебрались уже после того, как итальянцы создали первые колоды Таро.

Таро — это зло, а точность его прогнозов объясняется дьявольскими кознями.

Таро — это просто колода из 78 карт с нанесенными на них художественными изображениями. Точность прогнозов Таро зависит от интуитивных способностей толкователя. Зло не обитает в кусочках картона, это явно человеческая черта. Те, кому достаточно много лет, могут вспомнить позывной в начале ставшей уже классической радиопрограммы The Shadow10: «Кто знает, какое зло таится в людских сердцах? Тень знает!»

Никогда не следует принимать принципиальное решение, не посоветовавшись сначала с картами.

Таро — это просто инструмент, помогающий нам все расставить по своим местам. Именно от нас зависит, будем мы использовать карты или нет. Одни считают Таро полезным, другие — вредным. Оккультист Хайо Банцхаф11 предупреждал, что Таро — хороший слуга, но плохой хозяин. Мы должны советоваться с Таро, только если считаем его полезным.

Для того чтобы использовать Таро с пользой для себя, нужно сначала приобрести практические знания в других дисциплинах, таких как астрология, каббала, алхимия и нумерология.

Таро — независимая символическая система. У него много общего с символикой астрологии, алхимии, каббалы и т. д., но нам, чтобы работать с картами, не обязательно знать другие системы. Артур Уэйт как-то заметил: «Истинное Таро — это символы; оно не говорит ни на каком другом языке и не предлагает никаких других знаков»12. При этом существует ряд основных символов, традиционно встречающихся в большинстве современных колод Таро. К ним относятся символика чисел и использование четырех классических стихий: Огня, Воды, Воздуха и Земли. Помимо этого, некоторые колоды основаны, например, на каббале или астрологии и предназначены для адептов этих эзотерических дисциплин. При выборе колоды имеет смысл ознакомиться с символикой, которую использовал художник, создавая иллюстрации для карт.

Церковь запрещала Таро как еретическое явление и как вредоносную черную магию.

В XV веке в Северной Италии первые колоды Таро использовались для карточных игр. Примерно в то же время Церковь призывала отказаться от всех азартных игр (с игральными картами или костями, от настольных игр и т. п.), потому что в них люди играли на деньги и транжирили свое время, а это уводило верующих от истинного пути. Нынешний папа римский Франциск сказал в 2014 году:

Для решения своих проблем многие обращаются к гадалкам и картам Таро. Но спасает только Иисус, и мы должны свидетельствовать это! Лишь он спасет нас13.

Что интересно, бытующая ныне манера использовать Таро для самоанализа в большей степени соответствует идеям протестантской Реформации, нежели традиционному католицизму, потому что, согласно философии Таро, люди способны открыть истину самостоятельно, без посредничества иерархической религиозной организации.

Читать карты Таро может только экстрасенс.

Оксфордский словарь определяет «экстрасенсорное» как «область или обозначение способностей или явлений, на первый взгляд не объяснимых законами природы, в особенности того, что касается телепатии или ясновидения»14. На мой взгляд, Таро — это инструмент, позволяющий использовать интуицию, плоды которой зачастую представляются «необъяснимыми законами природы», потому что в зрелом возрасте мы приобретаем склонность игнорировать ее подсказки. Таро помогает восстановить баланс между рациональным анализом и опорой на интуицию. При регулярной работе с картами вы можете удивиться, как часто они предлагают нестандартные взгляды на вещи, правота которых подтверждается самой жизнью.

Таро всегда право (судьба), и ничего нельзя сделать для того, чтобы изменить указанное картами будущее (свободная воля).

Все ошибаются. Таро может давать разъяснения и наставления, но именно от вас зависит, как вы поступите со своей жизнью. Известный оккультист Дион Форчун15 считала Таро интуитивным компасом:

В гадании нужно видеть своего рода флюгер, показывающий, в какую сторону дует ветер незримых сил, но при этом следует всегда помнить о том, что флюгер предназначен не для определения курса, которым должен идти корабль; он просто подсказывает, как лучше поставить паруса16.

Карта Смерть сообщает о том, что скоро предстоит умереть либо вам, либо кому-то из ваших близких.

В голливудских фильмах мы видим, что карта Смерть почти всегда предвещает неминуемую гибель какому-то персонажу. Однако в реальной жизни карта Смерть указывает на важный переход, окончание одной главы и начало другой. И лишь в редких случаях она указывает на смерть физическую. Например, мой приятель однажды попросил меня погадать на него, и центральной картой в его раскладе оказалась Смерть. Эта карта появилась там не просто так, ведь он находился в процессе принятия решения о том, нужно ли ему уйти с работы и начать новый этап своей жизни уже в качестве пенсионера. В результате он ушел на пенсию и сейчас, хотя после того случая минуло немало лет, по-прежнему жив и здоров.

При приобретении, использовании и хранении этих карт необходимо выполнять определенные правила и ритуалы. Этот посыл мы находим в самых разных мифах.

✓ Миф о любителе халявы: ни за что не покупай себе карты — нужно, чтобы кто-то подарил их тебе.

✓ Миф о шелковой материи: всегда оборачивай свои карты шелковой материей и храни их в дубовом ларце с кристаллами типа кварца или аметиста.

✓ Миф о духовных паразитах: только вы можете касаться своих карт, потому что остальные будут загрязнять их своими плохими вибрациями.

✓ Миф о необходимости брать свои карты в постель: обязательно нужно спать с новой колодой карт под подушкой, чтобы правильно настроиться на них.

✓ Миф о зловредных картах: у вас может быть только одна колода — та, которую вы используете для гадания. Если в вашем доме будут храниться другие колоды, ваша любимая колода начнет ревновать вас к ним и с досады перестанет давать четкие прогнозы.

✓ Миф о расщепленном мозге: нужно разбивать колоду только левой рукой, потому что левая сторона тела лучше настроена на бессознательную сферу, за которую отвечает правое полушарие мозга.

✓ Миф о злом котенке: следует держать карты подальше от кошек, потому что семейство кошачьих ухудшает наши экстрасенсорные способности.

✓ Миф о плохих вибрациях: необходимо очистить свои карты от отрицательных энергий, окурив их (пропустив каждую карту через дым тлеющего растения, например шерстистого терескена или лаванды).

✓ Миф о лунной энергии: нужно обязательно оставлять свои карты на ночь под лунным светом, чтобы они впитывали сверхъестественные лунные вибрации.

✓ Миф о заклинании: перед работой с картами необходимо произнести особую молитву или совершить заклинание.

Качественную колоду Таро следует холить и лелеять точно так же, как и любое другое произведение искусства. Карты, которые стали липкими от варенья, трудно тасовать. И хотя приятно получить карты в подарок, большинство тарологов сами покупают себе колоды и одной, как правило, не обходятся. Если вам пришлось по душе какое-то из указанных выше положений, ничто не мешает придерживаться их, главное — не считать себя обязанным делать это. Возможно, для вас будет нелишним прочесть статью Кэтрин Чепмен17, в которой освещается эта тема. Статья называется «Как ухаживать за картами Таро»18.

Существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать при чтении карт Таро.

✓ Никогда не читать для себя, а только для…

✓ Если же вы все-таки читаете для себя, делайте это не чаще двух раз в год.

✓ Просить деньги за чтение карт для других — дурная примета, но…

✓ Если вы не назначаете цену за свое чтение карт, это говорит о том, что вы не цените и не уважаете Таро.

✓ Чтобы стать профессиональным тарологом, нужно пройти сертификацию в «официальной» организации Таро (насколько я знаю, сообщество Таро еще не выбрало себе ни Папу, ни Папессу).

✓ Таро всегда дает верный ответ, а любая ошибка при толковании объясняется тем, что практикующий просто не понимает, о чем говорят ему карты, и все же…

✓ Следует отказаться от чтения, если карты отвечают на запросы вопрошающего нечетко.

✓ Каждая карта Таро обладает специфическим, исконным значением, но…

✓ Значения карт Таро зависят исключительно от интуиции и чувствительности того, кто истолковывает их смысл.

✓ Признается лишь один правильный способ толкования карт, поэтому, если вы хотите получить точный прогноз, необходимо соблюдать эти правила; также следует руководствоваться интуицией.

Каждый таролог разрабатывает собственный метод интерпретации карт на основе своего опыта и интуиции. Орден Золотой Зари традиционно отказывался от гадания в том случае, если сигнификатор19 вопрошающего не появлялся в раскладе так, чтобы однозначно отвечать на запросы клиента. Нелегко быть объективным, когда читаешь карты для себя или для тех, кто тебе небезразличен. Помните о том, что врач, лечащий себя, предстает перед пациентом в невыгодном свете. Если есть сомнения, имеет смысл выслушать мнение более искушенного таролога. Когда вы со временем наберетесь опыта, ваши прогнозы станут ценным продуктом, за который люди будут готовы заплатить, как они вознаграждают любого авторитетного консультанта.

Тарологи — сплошь жулики и аферисты.

В своем большинстве тарологи — честные люди, действующие из лучших побуждений и использующие карты для личного развития и духовного совершенствования. К сожалению, в каждой профессии есть небольшая группа бесчестных людей, которые пытаются обмануть. Следует избегать тарологов, которые навязчиво предлагают выслушать советы о том, как вам жить. Более того, бегите со всех ног от тех, кто пророчит вам ужасную участь или говорит, что на вас навели порчу, которую могут снять только они, причем за достаточно большую сумму. С таким же успехом вы могли бы просто подарить эти деньги мне!

Чтобы стать хорошим тарологом, необходимо изучить историю Таро.

История Таро очень увлекательна, но, чтобы грамотно читать карты Таро, знать ее необязательно. Вместе с тем, изучив происхождение идей и символов, использованных художниками при оформлении этих карт, вы получите более полное представление об их значении и месте в западной культуре. Я с удовольствием вникаю в эволюцию идей и исторические веяния, поэтому и включил в свою книгу многочисленные комментарии исторического характера. Общая осведомленность об истории карт не даст вам стать жертвой целого сонма накопившихся с годами ложных представлений о них. Чтение карт Таро требует творческого мышления и живого воображения, поэтому холодная голова станет для вас в этом процессе залогом здорового баланса.

Одни карты Таро очень «благоприятны», а другие столь же «зловещи».

Все карты Таро нейтральны и просто олицетворяют универсальные архетипические образы, свойственные человеческому опыту. «Польза» или «вред» карты полностью зависит от того, как мы решаем поступить с энергией, представителем которой карта является. Инь уравновешивает ян; у всего позитивного в нашей жизни есть своя темная сторона, и наоборот. Нож в руках хирурга может спасти кому-то жизнь, но точно такой же нож, которым завладел террорист, может натворить бед. Эту идею иллюстрирует следующая дзен-буддийская притча. Когда у одного крестьянина сбежала лошадь, соседи сочувственно вздыхали: «Как плохо». Но на следующий день лошадь вернулась и привела с собой трех диких лошадей, и тогда соседи стали говорить: «Как хорошо». Когда сын этого крестьянина сломал ногу, объезжая диких лошадей, соседи причитали: «Как плохо». Но на следующий день пришли военные, чтобы забрать сына крестьянина на предстоящую битву. Из-за сломанной ноги его пришлось оставить дома. Потом выяснилось, что все мужчины, сражавшиеся в той битве, погибли, а этот парень выжил благодаря перелому ноги. На этот раз соседи промолчали. Они поняли, сколь тщетно давать оценку ситуациям, глядя на них сквозь призму черного и белого, хорошего и плохого.

Tarot // Oxford Dictionary. oxforddictionaries.com/us/definition/american_english/tarot (12 января 2015 г.). — Примеч. авт.

Мамлюки — военное сословие в средневековом Египте, рекрутировавшееся из юношей-рабов тюркского и кавказского происхождения.

Гертруда Моакли (1095–1998) — историк, служащая Нью-Йоркской публичной библиотеки, одной из крупнейших библиотек и научных библиотечных систем в мире.

Бонифацио Бембо (ок. 1420–1480) — итальянский художник.

Библиотека редких книг и рукописей Бейнеке в Йельском университете — одна из крупнейших в мире коллекций редких книг и манускриптов.

I Trionfi // Yale Beineke Library. brbl-archive.library.yale.edu/exhibitions/petrarch/about.html (15 января 2015 г.) — Примеч. авт.

Гермес Трисмегист — имя синкретического божества, сочетающего в себе черты древнеегипетского бога мудрости и письма Тота и древнегреческого бога Гермеса. В христианской традиции — автор теософского учения, излагаемого в известных под его именем книгах и отдельных отрывках.

Мэнли Палмер Холл (18 марта 1901 г. — 29 августа 1990 г.) — писатель, лектор, философ-мистик, создатель «Философского исследовательского общества», таролог, масон.

Manly P. Hall. The Life and Teachings of Thoth Hermes Trismegistus in The Secret Teachings of All Ages (San Francisco: H.S. Crocker, 1928), 38. sacred-texts.com/eso/sta/sta08.htm (20 января 2015 г.). — Примеч. авт.

Детективная радиопрограмма, в которой передавалась антология рассказов из журнала Detective Stories. Передачи вел персонаж по имени Тень (Shadow), который говорил глухим таинственным голосом и зловеще смеялся, чем снискал особую популярность у радиослушателей. — Примеч. пер.

Хайо Банцхаф (15 мая 1949 г. — 11 февраля 2009 г.) — один из крупнейших в мире современных специалистов по Таро.

A. E. Waite. The Pictorial Key to the Tarot (Secaucus, NJ: Citadel Press, 1959), 4. — Примеч. авт.

Tarot Readers and Fortune Tellers Cannot Save You, Says Pope Francis // The Catholic Herald, 5 April 2013. catholicherald.co.uk/news/2013/04/05/tarot-readers-and-fortune-tellers-cannot-save-you-says-pope-francis/ (14 февраля 2015 г.). — Примеч. авт.

Psychic // Oxford Dictionary. oxforddictionaries.com/us/definition/american_english/psychic (2 февраля 2015 г.). — Примеч. авт.

Дион Форчун (настоящее имя Вайолет Эванс, 1890–1946) — английская писательница и оккультист.

Dion Fortune, Practical Occultism in Daily Life (Wellingborough, UK: Aquarian Press, 1935), 39. — Примеч. авт.

Кэтрин Чепмен — британская писательница, профессиональный толкователь Таро, инструктор, снискавшая большой авторитет в сообществе почитателей Таро.

Catherine Chapman. Caring for Your Tarot Cards, 3 July 2010. tarotelements.com/2010/07/03/ caring-for-your-tarot-cards/ (12 ноября 2014 г.) — Примеч. авт.

Карта, символизирующая вопрошающего в процессе гадания. — Примеч. ред.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Полная книга Таро Ллевеллин. Подробное руководство предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я