О самом важном

Эндерс Кей, 2020

Мы часто дискутируем с близкими, друзьями и знакомыми, или просто размышляем, наедине с собой, вот о чём: что же Самое Важное в нашей жизни? Ответов может быть много… Однако, на самом деле, верный ответ только один и он, по мнению автора, находится в данной книге. Для того, чтобы читателям было легче разобраться, что к чему, скажем следующее. Известный учёный, профессор, доктор технических наук, Василий Павлович Гоч, в своей книге «Теория причинности» пишет о том, что бабочка – это знак Создателя. Именно поэтому на обложках этой книги бабочки и изображены. Эта книга предназначена для широкого круга читателей.

Оглавление

Гомеопатия

Гомеопатическая медицина и SPIRITUS[2]

Вначале о терминах, чтобы читателю было понятно, о чём здесь идёт речь. Вся медицина делится на официальную или же конвенциональную, гомеопатическую, а ещё традиционную. Есть ещё Духовная медицина. О ней немного позже. Официальную медицину также называют аллопатической (от двух греческих слов: другой, иной и страдание, болезнь). Сам термин Аллопатия ввёл в обиход основоположник современной гомеопатии Фридрих Христиан Самуэль Ганеман, для того, чтобы отграничить медицину, которая тогда существовала (Ганеман также называл её Старой школой), и Новую медицину, Новую школу, или Гомеопатию. К традиционной медицине относят, например, китайскую акупунктуру и индийскую аюрведу.

Врачи-аллопаты довольно часто говорят пациентам, студентам медицинских ВУЗов и своим коллегам, врачам-гомеопатам, о том, что аллопатия, в отличие от гомеопатии, это доказательная медицина.

Давайте поясним это подробней. Доказательная, значит, основанная на доказательствах. Для этого проводятся так называемые двойные слепые рандомизированные плацебо — исследования многочисленных лекарственных препаратов, производимых фармацевтическими компаниями.

Эти исследования называются так потому, что названные методики предполагают использование, для сравнения воздействия на пациентов, плацебо (то есть препараты, ничего, кроме сахара, не содержащие), а также то, что врачи, проводящие эти исследования, в половине, или в большем количестве случаев, не знают, что именно они назначают пациентам, плацебо, или же фармпрепарат. Финансируют проведение этих работ компании, производящие аллопатические лекарственные средства.

Ачтожегомеопатия? Прувингивгомеопатии(по-английски слово to prove, как раз и означает: ДОКАЗАТЬ) или испытания проводятся в гомеопатии на здоровых людях. По результатам этих испытаний были составлены практически все существующие на сегодняшний день MATERIA MEDICA, Беннинсгаузена, Вильяма Бёрике, и всех других авторов. Это стало возможным БЛАГОДАРЯ ДЛИТЕЛЬНОЙ, ТЩАТЕЛЬНОЙ и КРОПОТЛИВОЙ работе многих десятков врачей с ТЫСЯЧАМИ добровольцев!! Причём эти данные были собраны и добросовестно проверены много лет и даже десятилетий тому назад! А КРАЕУГОЛЬНЫМ КАМНЕМ Гомеопатии является следующий факт: гомеопатические препараты ВЫЗЫВАЮТ у здоровых людей те же самые симптомы, или признаки, которые эти же препараты УДАЛЯЮТ у больных!!!

ПОЭТОМУ каждому здоровому человеку, в том числе любому врачу, легко проверить действие гомеопатических лекарств на самом себе. Для этого нужно, не заглядывая в MATERIA MEDICA, просто принять один из препаратов в водном растворе с парой динамизаций — встряхиваний, (лучше из числа полихрестов (образовано от соответствующего греческого слова): это средства, приносящие наибольшую пользу, или же наиболее часто применяющиеся). После приёма препарата потребуется только лишь записать в блокнот, что вы чувствуете в области грудной клетки, абдоминальной области (области живота), в области спины, в конечностях, какие изменения происходят с вашими органами чувств: обонянием, слухом, зрением, вкусом, осязанием, а также, какие мысли и эмоции у вас возникают. А затем откройте MATERIA MEDICA, и сравните полученные результаты с тем, что сказано о данном препарате в этой книге.

Как правило, совпадает от 30 до 50, и более процентов признаков! А спустя сутки нейтрализуйте принятый препарат мятной зубной пастой с высоким содержанием мяты (скажем, R.O.C.S. Двойная мята), или гомеопатическим же антидотом, который действует всего один день, например, CAMPHORA 3 °CH (обязательно предварительно заглянув в Реперторий Кента, в конце которого есть таблица Гибсона Миллера, о совместимости различных гомеопатических средств!!!).

Самый интересный факт: чем более высокие потенции таких лекарственных средств используют врачи-гомеопаты для лечения своих пациентов, тем более сильное воздействие эти средства оказывают. Казалось бы, парадокс: в гомеопатическом препарате уже средней, 3 °CН потенции, в соответствии с законом Авогадро (определяющим число атомов, молекул или ионов в одном моле вещества равным 6 х 1023), нет ни одной частицы материи. Однако препарат работает, и, как это ни странно, чем выше потенция, тем МОЩНЕЕ и ЭФФЕКТИВНЕЕ работает гомеопатический препарат.

С точки зрения многих авторов, и, по моему мнению тоже, так происходит потому, что, повышая потенцию, мы приближаемся к информационному миру, миру НИЧЕМ НЕ ОГРАНИЧЕННЫХ ЭНЕРГИЙ! В связи с этим мне также запомнились слова главного врача медицинского центра «ФИЛИКС», Владимира Владимировича Дворянчикова, руководителя медицинского центра «ФИЛИКС» (данная информация размещена на сайте этого медцентра): «Когда БОГ забирал с Земли созданные им чудеса, одно чудо ОН РЕШИЛ оставить. Имя этому чуду: Гомеопатия!». Добавлю лишь немного: не будь Гомеопатия столь эффективной (хотя, конечно же, и настолько же сложной, ибо в ней требуется, как ключ (по сути, золотой ключик (!)) к замку подбирать средство для каждого конкретного человека, с учётом множества индивидуальных особенностей этого пациента), про неё бы давным-давно все уже успели позабыть.

Однако, все двести двадцать шесть (!) лет своего существования, Гомеопатический метод, в том виде, в каком его заново (после Гиппократа и Парацельса) начал применять Ганеман, живёт и развивается. Например, если во времена Самуэля Ганемана использовалось только лишь несколько сотен гомеопатических лекарств, то теперь в распоряжении врачей-гомеопатов есть уже около пяти тысяч (!!!) лекарств. На сегодняшний день существуют около 5 000 гомеопатических препаратов. Интересно, что во времена Ганемана, было известно около 500 таких лекарств.

Большая часть гомеопатических средств изготавливается из растений, до 95 % от общего их числа; около 2 % — из элементов Периодической Системы Д. И. Менделеева, а оставшиеся несколько процентов — из животных. При этом животные не умерщвляются, просто берётся кусочек кожи, а место забора — дезинфицируется, и животное практически не страдает.

В гомеопатических препаратах, начиная с потенции 3 °CН, отсутствует материальная составляющая, а есть только ИНФОРМАЦИОННАЯ, или ДУХОВНАЯ часть. И эта ИНФОРМАЦИЯ или ДУХ растения, химического элемента, или животного взаимодействуют с ДУХОМ человека, а исцелённый ДУХ уже, в свою очередь, врачует тело человека, животного или растения!

Помните: «КАК ОБСТОИТ ПО СУТИ ДЕЛО? ЗДОРОВЫЙ ДУХ ВРАЧУЕТ ТЕЛО!»

Суть гомеопатии (Ещё немного о гомеопатии)

Гомеопатия — составная часть обширнейшей области знаний под названием Медицина. Её основополагающий принцип «Подобное лечится подобным» («Similia similibus curantur» — латинское крылатое выражение). Впервые этот принцип около 2500 тысяч лет назад сформулировал Гиппократ, которого считают отцом современной западной медицины. Он же сформулировал принцип: Подобное лечится противоположным («Contraria contrarius curantur»). Это принцип аллопатии.

Интересно, что в русском языке есть пословица, аналогичная по смыслу первому из двух указанных принципов: «Клин клином вышибают». Упомянем тот факт, что по легенде, Гиппократ по отцу являлся потомком древнегреческого Бога медицины Асклепия (современное слово «эскулап», то есть врач, происходит от этого имени), а по матери — Геракла!

Вернёмся к гомеопатии. Её принцип основан на лечении заболеваний малыми дозами тех лекарств, которые, будучи взяты в большом количестве, могли бы вызвать в организме здорового человека явления, подобные признакам данной болезни.

Гомеопатия возникла около 400 года до н. э., когда Гиппократ прописывал небольшие дозы корня мандрагоры для лечения «мании», считая, что в больших дозах этот корень сам вызывает манию. В 16 веке Парацельс утверждал, что малые дозы «того, что делает человека больным, излечивают его».

А вот ещё слова Парацельса, которые вполне возможно, будут интересны читателям: «ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА САМАЯ СОВЕРШЕННАЯ И ПОТОМУ ЦАРСТВУЮЩАЯ НА ЗЕМЛЕ, ОНА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ЭЛЕМЕНТЫ ПРОЧИХ ЗЕМНЫХ ЦАРСТВ — ЖИВОТНОГО, РАСТИТЕЛЬНОГО И МИНЕРАЛЬНОГО. ПОЭТОМУ В КАЖДОМ ИЗ ЭТИХ ЦАРСТВ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ИСКАТЬ ИСТОЧНИК ИСЦЕЛЕНИЯ ОТ ТЕХ ИЛИ ИНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ».

Основные идеи гомеопатии появились у Самуэля Ганемана, когда он переводил медицинский трактат шотландского врача и химика Уильяма Каллена на немецкий язык. Ганеман скептически отнесся к идее Каллена использовать хинное дерево для лечения малярии и решил проверить на себе, что будет происходить при приёме внутрь коры этого дерева. В итоге он испытывал жар, и боли в суставах: симптомы, аналогичные симптомам самой малярии.

Как известно, ПОВТОРЕНИЕ — МАТЬ УЧЕНИЯ. Поэтому, повторим: краеугольным камнем гомеопатии является следующий факт. У здоровых людей гомеопатические препараты вызывают ТЕ ЖЕ САМЫЕ симптомы, или признаки, которые ЭТИ ЖЕ ПРЕПАРАТЫ удаляют у больных.

Прувинги, или испытания в гомеопатии проводятся на здоровых людях (по-английски to prove — доказать, доказывать, (читается [pru: v], (to — частица, обозначающая неопределённую форму глагола в английском языке), а, соответственно, proving читается [pru: ving]) значит доказательство). Вот НЕОПРОВЕРЖИМЫЙ АРГУМЕНТ для тех врачей, кто считает, что лишь только аллопатия является доказательной медициной. Ведь, повторим, в гомеопатии доказательная база была собрана благодаря многолетней работе многих десятков врачей с тысячами и тысячами здоровых добровольцев. Причём это произошло ещё тогда, когда аллопатическая медицина подобными исследованиями вообще не занималась!

Гомеопатия и православная христианская религия

Статья профессора А. М. Бутенина. Бутенин Алексей Михайлович (1952–2008 гг.) — к. м. н., профессор, консультант Московского гомеопатического центра (МГЦ), заведующий кафедрой гомеопатической пропедевтики Московского Института Гомеопатии, Учёный секретарь Московского отделения Российского гомеопатического общества (РГО), член Редакционной коллегии журнала «Гомеопатический ежегодник».

Несмотря на успехи, современная Гомеопатическая практика испытывает критику и нападки не только со стороны конкурирующей терапевтической аллопатии, но и некоторых представителей РПЦ, где Гомеопатическая практика обвиняется в антирелигиозности.

Причинами такой критики являются:

1. Слабость и низкая квалификация, а также отклонения от классического направления некоторых гомеопатов, делающих нашей отрасли медицины явную антирекламу.

2. Социальный заказ фармацевтических фирм, заинтересованных в продвижении своего товара на российский рынок, а также нарастающая конкуренция на рынке медицинских услуг.

3. Элементарное незнание, невежество и нежелание видеть несомненные положительные результаты ГП — лечения, а также слышать одобрительные высказывания самих представителей РПЦ.[3]

Речь о. Иоанна Кронштадтского при открытии ГП-аптеки и лечебницы 17.10.1892

«Ваше учреждение или ваш метод лечения болезни имеет своим девизом пословицы древних мудрецов-гомеопатов «Similia similibus curentur», — метод самый разумный и верный. Сама божественная Премудрость не нашла более верного средства ко врачеванию недугующего грехом и бесчисленными болезнями человечества, как врачевание подобного подобным. И вот Творец Сам снизошёл к Своей твари, восприняв на себя всю природу человека, кроме греха и страстей его; Бог сделался человеком, не переставая быть Богом, и Своё совершенное человечество, соединённое с Божеством, как целебный пластырь к ране, прилегает к острупленному грехом и болезнями человечеству, предлагая душам грешным Свой Богочеловеческий пример и Свои целебные и блаженные заповеди, а тело врачуя Своею Божественною Десницею, или одним творческим словом, или приложением подобного к подобному, например, брения, составленного из земли и Своей животворной слюны, к очам слепого. Прежде креста, смерти и воскресения Своего, Он установил на все века для действеннейшего врачевания грешного человечества величайшее Таинство причащения пречистого Тела и Крови Своей, соединённых с Божеством. Значит, друзья, Вы в Самом Богочеловеке имеете пример врачевания подобного подобным. Да будет же всегда вашим всесильным Помощником при ваших общеполезных действиях Сам Богочеловек и Всемогущий Творец и Врач болящего тлением человечества!»

Гомеопатия в России появилась в самом начале ХIХ в. и все представители русского царского дома и двора были православными прихожанами и обязательно получали на ГП благословение от своих духовников. Не удивительно, что более дешёвая, эффективная и безвредная ГП недолго оставалась придворной и сразу же проникла в русскую армию, солдаты которой даже в ходе военных действий гибли в основном от эпидемий, госпитальных инфекций и раневых лихорадок. Когда противники ГП уже почти добились её осуждения в Государственном совете, сам Господь распорядился показать её успешность в лечении грозной и мало известной тогда Азиатской холеры. В борьбе с холерой к врачам-гомеопатам присоединились и «гомеопаты-поневоле» — дворяне и помещики, в первую очередь ощутившие колоссальные убытки от гибели своих крестьян.

Представитель дворянского рода адмирал граф Николай Семёнович МОРДВИНОВ, путём активной переписки собрал точную статистику ГП-лечения холеры, смертность при котором оказалась всего 8 %, то есть в 5 раз ниже, чем у аллопатов!

Познакомившись впервые с ГП при удачном исцелении своей жены гомеопатом доктором Германом от тяжёлой лихорадки, Мордвинов Н. С. затем становится активным пропагандистом ГП, даже вносит в Государственный совет проект внедрения ГП в государственную медицину.

Громадный вклад в развитие мировой ГП внёс орденоносец, герой войны 1812, дворянин-ополченец от СПб, КОРСАКОВ Семён Николаевич (1788–1853 гг.), который после армии в своём имении Тарусове исцелил тысячи тяжёлых больных.

Не меньшим патриотом России был и талантливый писатель, автор «Словаря живого великорусского языка» ДАЛЬ Владимир Иванович много лет работал военным хирургом, вылечил сотни больных. Вятский корреспондент в 1873 г. сообщал: «Многие сотни священников Уфимской, Оренбургской и Вятской губерний, которые с пользой занимаются гомеопатическим делом, и, посредством лечебников, оказывают пособие сельскому населению».

Великому, Всеблагому и Неисповедимому Промыслу Божию угодно было, чтобы гомеопатическая больница, благодаря Монаршим щедротам, была неразрывно связана со священным для России именем Монарха-Освободителя Государя Императора Александра II.

Из жития Святого ИГНАТИЯ БРЯНЧАНИНОВА

«В мае 1862 года епископ Игнатий принимал посетителей, по большей части крестьян больных, пользовавшихся от владыки медикаментами (гомеопатическими). Таких больных стекалось очень много, один из келейников записывал имена их в книгу, лета и род болезни, а владыка отмечал какое кому дать лекарство, число приёмов и диету, если таковая оказывалась нужной. Лечение шло успешно, но через три года было прекращено по причине многолюдного стечения больных, нарушавших уединение святителя».

Из писем ФЕОФАНА ЗАТВОРНИКА

«… Но вы всё болеете. Хотите прибегнуть к гомеопатии? Добре!»; «Какова гомеопатия! Где аллопатия в продолжение пяти недель не имела успеха, она ощутительное действие оказала в полдня».

Оптинский воспитанник (с 1864 г.) схиархимандрит ГАВРИИЛ Седмиезерский (Зырянов, 1844–1915 гг.) уже на склоне лет, находясь в Спасо-Елеазаровой пустыни (под Псковом) лечил страждущих и сам принимал гомеопатические лекарства. Весть о новом благодатном, мудром и любвеобильном старце приводила в Елизарову пустынь всё новых богомольцев; среди них часто обращались к старцу и телесными болезнями. Исцелённые со слезами кланялись старцу в ноги и благодарили его за исцеление. Но старец, разделяя их радость, внушительно им заметил: «Я тут ни при чём — Царицу Небесную благодарите!..»

Но так как подобные случаи не оставались неизвестными народу, то старец стал более прибегать к гомеопатическим лекарствам, давая больным капли и крупинки, и многих вылечивал от серьёзных и трудных заболеваний.

ИОАНН Крестьянкин архимандрит рукоположен в священники патриархом Алексием I (Симанским), в своих наставлениях духовным чадам рекомендует применять гомеопатическое лечение: «Дорогая… Маме скажи, что многие святые лечились гомеопатией. Святителъ Игнатий Кавказский только ею и поддерживал свой крайне слабый телесный состав, а дух-то каков? А кто и что сейчас изобретает от скудости ума и изобилия — это нам не указ, одно ясно: и то, и другое — плотское мудрование. Верующему же всё во благо, что по вере и всё в помощь или научение. С Богом всё хорошо, и ничего не вредит нам».

«Дорогая о Господе А.! Я Вам приведу в пример Святого епископа Игнатия Брянчанинова, который всю жизнь лечился гомеопатическими лекарствами, и это не помешало ему стать святым. Купите лекарство, осените его Крестным знамением, как и пищу осеняете, и лечитесь благословенны Господом на пользу Людям. Умудри Вас Господь и помоги».

Великий гомеопат Кент утверждал: «МЫ НЕ ЗНАЕМ, КАК ДЕЙСТВУЕТ ГОМЕОПАТИЧЕСКОЕ ЛЕКАРСТВО, НО БОГ ЗНАЕТ!»

И ещё: ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НЕ МОЖЕТ ВЕРИТЬ В БОГА, НЕ МОЖЕТ СТАТЬ ГОМЕОПАТОМ» (A man who cannot believe in God cannot become a Homoeopath) (афоризм № 289 из программы Сагe professional).

Таким образом, ГП, как отрасль медицины, может успешно применяться высокопрофессиональным, и особенно верующим.

ИОАНН КРОНШТАДТСКИЙ (Сергиев Иоанн Ильич, 1829–1908 гг.) был духовным наставником имп. Александра III, также 30 лет был духовником священномученика митрополита Серафима Чичагова. Духовная дочь св. Праведного Иоанна Кронштадтского Екатерина Духонина в своём дневнике 19.05.1900 г. пишет: «Узнав о моей болезни, очень пожалел и сказал: «Гомеопатию принимай, но особенного какого-нибудь лечения не нужно, усердно молись Господу, да почаще приобщайся. Господь милостив».

АНТОНИЙ Ильин, священник, в статье («Православна ли ГП?», Российская православная газета «БЛАГОВЕСТ» № 6(78) июнь 2000. «История гомеопатии в России») писал: «… ГП и Русскую Православную Церковь связывает давнее благодатное соработничество на ниве исцеления душ и телес. Православные пастыри минувшей эпохи воспринимали гомеопатию как подлинно христианскую медицину, позволяющую видеть и врачевать в человеке не отдельные болезни, а целостную личность в совокупности её духовного, душевного и телесного страдания. Отрадно, что многие почитаемые в народе Божием духовники и старцы дня сегодняшнего (в частности, митр. Антоний Сурожский, о. Иоанн Крестьянкин, о. Николай Гурьянов, о. Кирилл Павлов и др.) понимают это, благословляя и врачей, и болящих прибегать к помощи гомеопатического метода». Причисленные к лику Святых РПЦ, применявшие и благословлявшие ГП-метод:

АРСЕНИЯ Добронравова игумения Шуйская, преподобномученица, (1879–1939 гг.), память 10 января.

ВАРСОНОФИЙ Оптинский (Плиханков), преподобный, (1845–1913 гг.), прославлен 2000-РПЦ, память 11 октября.

ВЛАДИМИР (Богоявленский), мтрп. Киевский и Галицкий, священномученик, (1848–1918 гг.), память 25 января.

ГАВРИИЛ Седьмиезерский (Зырянов), схиархимандрит (1844–1915 гг.), память 24 сентября и 4 октября.

ЕЛИСАВЕТА ФЁДОРОВНА, новопреподобномученица, великая княгиня, (1864–1918 гг.), память 1 июля.

ИГНАТИЙ, (Брянчанинов), епископ Кавказский, святитель, (1807–1867 гг.), прославлен 1988-РПЦ, память 30 апреля.

ИЛАРИОН Верейский (Троицкий), архиепископ, священносученик (1886–1929 гг.), память 10(23) мая и 15(28) декабря.

ИОАНН Кронштадтский (Сергиев Иоанн Ильич), святой праведный, (1829–1908 гг.), память 20 декабря.

ИОСИФ Оптинский (Литовкин Иван Евфимович), преподобный, (1837–1911 гг.), память 11 октября.

ЛЕВ Оптинский (Наголкин Лев Данилович), преподобный (1768–1841 гг.), прославлен 2000-РПЦ, память 11 октября.

ЛУКА Крымский (Войно-Ясенецкий), архиепископ, священноисповедник, (1877–1961 гг.), память 29 мая (11 июня).

МАТРОНА (Никонова Матрона Дмитриевна), блаженная (1881–1952 гг.), память 11 Октября.

ПАВЕЛ (Романов Павел Александрович, мл. сын имп. Александра II), новомученик (1919 г.), прославлен 1981.

СЕРАФИМ Вырицкий (Муравьёв Василий Николаевич), преподобный, (1866–1949 гг.), память 21 марта.

СЕРАФИМ, мтрп. Петроградский (Чичагов Леонид Михайлович), свмч, (1856–1937 гг.), память 28 ноября.

СИМЕОН (Холмогоров Михаил Михайлович), преподобномученик, (1874–1937 гг.), прославлен 1981-РПЦЗ

ФЕОДОР, архиепископ Волоколамский, в схиме ДАНИИЛ (Поздеевский).: свмч, (1876–1937 гг.), память 10 октября.

ФЕОФАН Затворник Вышенский (Говоров Георгий Васильевич), святитель (1815–1894 гг.), память 10 января.

Центральной фигурой нашей темы является ЧИЧАГОВ Леонид Михайлович (1856–1937 гг.), потомок древнего аристократического рода, первопроходцев, географов, адмиралов и военно-морских министров, герой-орденоносец русско-турецкой войны 1877–1878 гг., художник-иконописец и композитор, писатель и проповедник, главный движитель прославления прпд. Серафима Саровского (1903 г.), поборник единства и один из высших иерархов Русской Православной Церкви, причисленный к лику Святых (1997 г.). До своего священничества по благословению св. Праведного Иоанна Кронштадтского занимался успешной медицинской практикой и разработал самобытную русскую систему лечения ГП-средствами. ЧИЧАГОВ резюмировал свою лечебную систему в двухтомнике «Медицинские беседы», 1-й том которого — история медицины со времен Гиппократа до современности, а 2-й — солидное терапевтическое руководство по лечению разных групп заболеваний с помощью ГП-лекарств. Он всегда с одобрением цитировал ведущих гомеопатов той эпохи, а, став священнослужителем, никогда потом не отрекался от ГП, своей лечебной системы и деятельности.

В книге «Что служит основанием каждой науки» дал единственно-правильное научное обоснование гомеопатии с позиций Православия: «Господь дал человеку растения для здоровой жизни. Из них и надо получить лекарства посредством измельчения материального и высвобождения заложенной в них Божественной целебной силы. При высоком профессиональном и моральном уровне гомеопату позволено подобрать по принципу ПОДОБИЯ лекарство из созданного Творцом источника (например, растения) для Богом же созданного человека».

В Ново-Голутвином монастыре (г. Коломна) существует православный медицинский центр, где есть 7 гомеопатов.

Примечания

2

Spiritus (лат.) — Дух.

3

Сокращения, используемые в данном разделе означают: О. — отец (отца); прпд. — преподобный; мтрп. — митрополит; ГП — гомеопатия, гомеопатический; свмщ. — священномученик.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я