Книга «Секреты выгодных решений» – это не учебник и не пособие о том, как всегда принимать правильные и выгодные решения. Это книга расскажет вам о том, как работают настоящие бизнес-консультанты, и вот этот опыт рекомендуется изучить всем, кто так или иначе интересуется консалтингом. Ведь наши эксперты поделились теориями, стандартами и примерами из их личной практики.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Секреты выгодных решений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Денеко Юлия
В 27 лет стала лучшим молодым предпринимателем России — создала бизнес в 23 года и выросла с нуля в средний бизнес с персоналом в 200 человек за 3 года, в итоге открывала съезд экологов вместе с министром экологии и была приглашена на прямую линию с президентом. Вышла на международный рынок и заняла 30% рынка в России.
Я пришла в консалтинг из бизнеса. Я сама прошла путь от стартапа до уровня компании среднего бизнеса. Я познала все «прелести» ведения бизнеса, столкнулась с огромным количеством проблем от множества проверок всевозможными контролирующими органами, желающих выставить многомиллионные штрафы или приостановить деятельность, до конкурентных войн с мощным черным пиаром и угрозами. Я испытала весь возможный «кошмаринг» на своей шкуре как из внешних источников, так и внутри компании, но именно это меня закалило и заставило искать инструменты управления бизнесом.
Чаще всего бизнес начинают не менеджеры, которые обучены в управленческих вузах, а специалисты и профессионалы в какой-то отрасли, не имея никаких управленческих инструментов или навыков. К примеру, строительный бизнес организовывают строители, салоны красоты открывают парикмахеры, фермы создаются фермерами, юридические компании открывают юристы, пекари открывают пекарни, повара открывают рестораны и т. д.
В основном эти специалисты открывают бизнес, не имея предпринимательского образования. Сначала они пытаются разобраться во множестве вопросов самостоятельно, вникают в бухгалтерские и юридические вопросы, в банковские дела, разные виды отчетности, лицензирование и всего того, что необходимо делать бизнесмену. Конечно, не имея опыта и знаний, они начинают совершать множество ошибок. Дальше они начинают закрывать многие вопросы, в которых они компетентны с помощью найма необходимых специалистов: юристов, IT специалистов, бухгалтеров, специалистов по охране труда и других. Но функцию управления чаще всего они оставляют за собой.
Тут начинается самое интересное. Казалось бы, теперь, наняв специалистов, бизнесмен должен полностью избавиться от проблем, расслабиться и грести деньги лопатой. Но не тут-то было, в реальности такой специалист-предприниматель, являясь хорошим специалистом в узкой области, не имеет никаких навыков управления людьми, мотивирования, контроля, правильного найма, не знает, как требовать выполнения поставленных задач сотрудниками, как начислять зарплату, как вести финансовое планирование и зарабатывать столько, чтобы хватало на все затраты и зарплаты. Он даже не знает, как правильно тратить заработанное. И получается, что этот бизнесмен растет и расширяется, и пропорционально растет количество его управленческих проблем. Он даже нанимает профессионального директора — в надежде уменьшить количество этих проблем, но ситуация остается прежней.
Именно в этот момент и возникает ситуация, когда нужен кто-то, кто может помочь решить эти проблемы и посмотреть на них со стороны. Сам собственник и его сотрудники не могут посмотреть на ситуацию со стороны, потому что они участники событий и вовлечены в процесс эмоционально, это их детище, они вложили в него свои силы и средства и им сложно беспристрастно оценить ситуацию и принять правильное решение.
Вот тут-то и возникает необходимость пригласить консультанта, который никак не связан с деятельностью организации, компетентен в вопросах бизнеса, может увидеть и показать причинно-следственную связь, найти настоящую причину проблем и составить план, как можно эти проблемы решить и предотвратить их появление в будущем.
Консультант, как хирург, — эмоционально никак не связан с бизнесом, и может безэмоционально и хладнокровно посмотреть на ситуацию и помочь из нее выйти наилучшим образом.
Я начинала свой бизнес как специалист-эколог, будучи выпускницей ВУЗа, не имея никакого представления о бизнесе вообще. Я набила миллион шишек, теряла огромные суммы денег из-за неправильно принятых управленческих решений. Бизнес стремительно вырос и достиг многомиллионных оборотов — звучит впечатляюще, — но наряду с этим ростом в компании появилось неимоверное количество проблем. Большие деньги без правильного управления всегда сопровождаются огромными проблемами.
Мне пришлось вникнуть практически во все сферы бизнеса: найм, продажи, маркетинг, пиар, патентование, регистрация торговых марок, взаимодействие с различными проверяющими органами, в том числе правоохранительными, получила опыт общения с людьми различного уровня и должностей, от госслужащих до министров и руководства нефтяных компаний. Также я имею уникальный опыт выгодной продажи бизнеса в хороший момент роста, пройдя все необходимые аудиты и проверки в рекордный срок — две недели.
Но в какой-то момент стремительного роста меня так сильно придавили всеми возможными проблемами, что казалось, выхода уже нет совсем. С одной стороны, было видно, что я успешный бизнесмен, всегда на виду, способна свернуть горы, при этом еще и многодетная мать. С другой стороны, проблемы и плохие новости валились на меня со всех сторон — и вызывали множество негативных эмоций. В этот момент и мне понадобилась помощь бизнес-консультанта, который действительно очень помог навести порядок в бизнесе, внедрить правильную управленческую систему и избавиться от проблем раз и навсегда. И таких консультантов было несколько.
Я знаю, что многие предприниматели проходят через те же самые преграды и в этот момент им нужна небольшая помощь и поддержка.
С тех пор как я продала бизнес, я решила, что хочу делиться своим опытом и помогать другим расти и расширяться. Я протоптала тропинку через тернистый лес, теперь могу провести через него других безопасно, быстро и уверенно. Я знаю, что практически все предприниматели, особенно те, кто желает достичь больших целей и проявляет большую активность, постоянно пробуют различные бизнес-инструменты — и часто это приводит к росту количества их проблем.
Сейчас очень много негатива вокруг сферы консультантов, многих называют из инфо-цыганами, но хорошие консультанты нужны так же, как и любые другие специалисты.
Консультант — это по своей сути тренер или учитель. Я бы даже сказала, что хороший консультант как доктор. Его задача вылечить «заболевание» бизнеса.
Чаще всего к врачу обращаются, когда уже возникла проблема, только очень осознанные люди обращаются к врачу с целью профилактики. Так же и к консультанту обращаются тогда, когда в компании возник кризис.
Главная задача консультанта — показать правильный путь, показать моменты, на которых можно споткнуться, и научить их обнаруживать и обходить, — показать, как можно достигать желаемой цели быстрее.
Компетентный и опытный консультант за полчаса общения может дать совет, который позволит заработать или сэкономить миллионы рублей. Существует множество видов консультантов. Юристы и бухгалтеры, финансисты, экономисты, кадровики — это все виды консалтинга. Сфера консалтинга набирает обороты, так как многие предприниматели захотели отдать часть функций на аутсорсинг и многие специалисты пожелали увеличить свой доход, в связи с тем что консалтинговые чеки выше их зарплаты, поэтому вышли из найма и начали предпринимательскую карьеру.
Отдельно нужно выделить сферу бизнес-консалтинга, или менторства, когда один предприниматель помогает другому предпринимателю посмотреть на свой бизнес с позиции опытного собственника и подсказать вектор развития и способы решения его проблем.
Моя деятельность лежит в области менторства, стратегического планирования и продвижения. Каждый консультант определяет свою технологию работы с клиентом.
Я обнаружила, что по-настоящему предприимчивые бизнесмены постоянно что-то пробуют, пытаются найти решения разных проблем или более эффективные способы организации деятельности, пробуют множество разных несистемных инструментов, в результате чего они тратят огромное количество времени и денег. Их буквально бросает из стороны в сторону, они хватаются за все подряд, немного поделают, потом бросают и хватаются за что-то другое.
Моя задача как консультанта помочь предпринимателю четко структурировать все свои желания и цели и выработать четкий пошаговый стратегический план на длительный период, в рамках которого он теперь будет действовать — и достигать успеха. Когда человек знает, что ему делать сегодня, завтра, через год, его перестает штормить, он не тратит время на ненужные действия — и начинает четко по плану достигать своей цели. Я работаю исключительно с собственниками, так как все проблемы бизнеса, начинаются именно с них. Из-за нестабильности и непонимания своих действий, они часто совершают ошибки, пытаясь решить проблемы, создают еще больше проблем.
Моя работа индивидуальна, так как разные компании имеют разные ситуации и требуют разных способов решения. Приведу несколько примеров, связанных с работой моих клиентов из разных сфер деятельности и разных масштабов.
Кейс №1
Компания, работающая в сфере тендерного сопровождения и обучения заработку на тендерах. Перспективные ребята, с собственными IT-продуктом и программой по обучению.
На входе: Существенный кассовый разрыв и долг перед инвестором в несколько миллионов рублей. Личные финансы не под контролем. Много идей, от чего мотает из стороны в сторону, но не-понятно, куда двигаться. Хватаются за всё, и движение хаотичное во всех направлениях. Делают очень много бессистемых действий, почти нет эффекта. Айтишник на аутсорсе, из-за этого сложно и долго модернизировать свой IT-продукт. При этом собственники — молодые талантливые ребята с огромным потенциалом и сумасшедшей активностью!
Задача: Создать и внедрить систему управления, сформулировать понятную цель бизнеса, четко определить продукты, разработать стратегию кратного роста и развития, избавиться от кассового разрыва, решить вопрос взаимодействия с инвестором, правильно разделить функционал между собственниками, составить план по получению стабильного дохода.
Сделано: Четко сформулирована цель. Принят очень подробный понятный стратегический план ее достижения и план роста на ближайший год. Были четко определены задачи, разделены функции по исполнителям и срокам. В стратегию были включены действия по достижению такого уровня дохода, чтобы покрыть кассовый разрыв, вернуть инвестору его инвестиции с процентами и остаться с прибылью, также спланировали правильный выход из партнерских отношений, вопросы защиты интеллектуальной собственности — и товарных знаков. Понимание своих продуктов и их переформатирование. Программа по продвижению.
ИТОГ: Через — год курс стал дороже в 20 раз. Выстроенный отдел продаж. Запатентованная интеллектуальная собственность. Проведено несколько международных выездных мероприятий. Правильно и честно решили взаимоотношения с партнером и разошлись. Полностью вернули долг инвестору с 30% прибылью для инвестора.
Кейс №2
Доктор-хирург, более 10 лет опыта работы, большой опыт пластической хирургии, работал в одном из крупнейших медицинских центров. Это интересный кейс, он не очень масштабный, но знаковый тем, что этот доктор стал моим клиентом, пока делал мне операцию. Он купил у меня всего несколько небольших консультаций, но достиг желаемого результата.
На входе: Доктор с большим опытом, очень заботливый по отношению к пациентам, но в медицинском центре не было полноценного хирургического отделения, и вместо того чтобы делать серьёзные хирургические операции, он несколько лет сидел на обычном приеме — и делал незначительные операции, которые можно было предоставлять в данном центре. И даже не имел ассистирующей медсестры. При этом руководство не спешило получать необходимую лицензию и оборудовать хирургическое отделение.
Задача: Решить дилемму, как достичь желаемого в рамках данного рабочего места. Так как есть большое уважение к руководству и коллективу и не было желания менять рабочее место. Но при этом опыт и собственные амбиции позволять мечтать о более ответственной должности и участии в сложных операциях, чтобы помогать людям в сложных ситуациях, а не просто в небольших операциях, которые может выполнить и начинающий хирург.
Сделано: Четко определена желаемая цель — и составлен план по ее достижению. Рассмотрели стратегию, как убедить руководство в необходимости таких инвестиций, как правильно презентовать проект по открытию хирургического отделения — и как правильно презентовать себя — в качестве руководителя этого отделения.
ИТОГ: Через год реализации нашего плана в медицинском центре открыто отделение пластической хирургии, наш доктор назначен заведующим данного отделения, имеет ассистентов и делает сложные пластические операции.
Кейс №3
На входе: Проектная организация, 15 лет на рынке проектных услуг, разрабатывает сложные проекты важных промышленных объектов по всей Тюменской области, выросли до определенного уровня дохода и в течение пяти лет держатся в пределах этого уровня и никак не могут его увеличить.
Задача: Увеличить уровень годового дохода минимум в 3 раза, законтрактовать компанию на год вперед.
Сделано: Создана стратегия по достижению желаемого дохода, разработан план по расширению географии оказания услуг и выходу на всероссийский уровень, разработана программа по продвижению, пересмотрена продуктовая линейка, принято решение об отказе от заказов ниже определенной стоимости.
ИТОГ: В первый месяц заключены 2 контракта на сумму 70% от годового оборота предыдущего года.
Как же выбрать хорошего консультанта? Часто можно услышать такое мнение, что у хорошего бизнес-консультанта должен быть собственный успешный большой бизнес. На самом в этом деле как в спорте: не каждый спортивный тренер, тренирующий олимпийских спортсменов, является олимпийским спортсменом. Так и в бизнесе, бизнес-консультант необязательно должен иметь собственный международный бизнес, чтобы помочь кому-то создать международный бизнес. Но он, безусловно, должен владеть инструментами и законами управления, чтобы давать рекомендации, приводящие к улучшению.
Вложение в работу консультанта должно окупаться. Именно поэтому главным критерием качественного консалтинга должно являться улучшение ситуации у клиента. Результатом консалтингового проекта должны быть: рост, экономия, улучшение ситуации, решение проблемы, увеличение эффективности, рост дохода или чистой прибыли, снижение кредитной нагрузки, увеличение платёжеспособности и кредитоспособности, упорядочивание бизнес-процессов, усиление безопасности или увеличение известности и др. Чтобы принять решение о сотрудничестве с тем или иным консультантом, посмотрите на улучшения его клиентов, на их результаты и успехи.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Секреты выгодных решений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других