Секреты выгодных решений

Эмиль Ахундов

Книга «Секреты выгодных решений» – это не учебник и не пособие о том, как всегда принимать правильные и выгодные решения. Это книга расскажет вам о том, как работают настоящие бизнес-консультанты, и вот этот опыт рекомендуется изучить всем, кто так или иначе интересуется консалтингом. Ведь наши эксперты поделились теориями, стандартами и примерами из их личной практики.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Секреты выгодных решений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Линдберг Иван

Иван Линдберг — стартап-наставник, эксперти трекер бизнес-акселераторов, опытный предприниматель, директор ООО “Пена” и генеральный директор ООО “Делись». Включен в реестр высококвалифицированных специалистов цифровой трансформации, сертифицированный бизнес-наставник и наставник НТИ. Инженер с более чем восьмилетним стажем в научной лаборатории. Региональный эксперт по цифровизации третьего сектора экономики. За плечами несколько похороненных стартапов и успешная компания-резидент технопарков. Привлекал грантовое финансирование, так и инвестиционные раунды. На протяжении трех последних лет оказываю консультационные услуги по вопросам маркетинга, продаж, разработки и упаковки инновационных продуктов. Блогер.

После четырех лет успешной работы в маркетинге, разработке и науке мои компетенции развились в достаточной мере, чтобы ко мне стали обращаться коллеги по цеху за консультациями, так, собственно, и произошло. Последние несколько лет каскад компетенций сформировал образ опытного стартап-наставника, то есть консультанта в сфере разработки и упаковки инновационных проектов, которые создаю сам и помогаю создавать другим. То есть консультант, если говорить про сферу разработки и упаковки инновационных проектов, — это специалист, обладающий глубокими знаниями и опытом в создании и внедрении новаторских продуктов или услуг. По сути, можно считать, что консультант в мире разработки при долгосрочном сотрудничестве обретает роль наставника для проекта.

Однажды разовая консультация переросла в полноценное ведение проекта. Дело было так: клиент застрял в непонимании, куда двигать проект дальше, чтобы выйти из затяжной разработки, сжигающей деньги без видимого результата, в хоть какое-то понимание движения проекта. Проблема оказалась комплексной: нет понимания конечного пользователя сервиса, откуда получать трафик и, соответственно, продажи. Проблема с архитектурой решения, из-за которой сервис развалится при тысяче пользователей, а продукт должен охватывать больше ста тысяч человек единовременно… Пришли к тому, что пересмотрели архитектуру и набрали новую команду исполнителей, разобрались, кто же в конечном целевая аудитория и что у неё правда болит (путем интервьюирования). В итоге трафик успешно прокручивается, лиды приходят, а команда планомерно внедряет апдейты под новую архитектуру, на ходу латая и перекраивая весь продукт. Это так называемый MVA — минимальная жизнеспособная архитектура, когда масштабирование продукта сопряжено с его постоянным улучшением.

Исходя из приведенного примера, отмечу, что задачи консультанта включают следующие аспекты (но не исчерпываются ими):

— Стратегическое планирование: консультант помогает клиентам определить стратегические цели и направления развития исходя из текущего рынка и трендов. Под этим подразумевается:

— анализ рынка, изучение его емкости, перспективности;

— анализ конкурентов, актуальных стадий их разработок, фандрайзинга и текущих роадмапов;

— определение целевой аудитории, портретов целевой аудитории, помощь в поиске проблем и их решений для каждого портрета.

— Инновационный анализ. Консультант помогает исследовать новые идеи и концепции для продукта или услуги, а также оценить их потенциал для рынка. Предложить вектор инновационного развития с учетом сегодняшних и прогнозируемых вызовов в отрасли.

— Разработка продукта.: Этот этап включает в себя проектирование, разработку и создание самого продукта или услуги. Консультант может предложить методики разработки, управления проектом и командой, создания прототипов. Оптимизацию бэклога проекта для скорейшего выхода на тестирование.

— Тестирование и анализ. Консультант помогает клиенту провести тестирование продукта на реальных пользователях и проанализировать полученные данные. Это позволяет выявить слабые места и улучшить продукт, поскольку в конечном итоге именно пользовательский опыт определяет успех продукта на рынке.

— Упаковка и маркетинг. Консультант может предоставить рекомендации по упаковке продукта, его брендированию и маркетинговой стратегии для успешного запуска на рынок. Так, например, есть неочевидные на первый взгляд правила в выборе домена для проекта: не стоит брать домен с дефисом, это отрицательный паттерн для пользователя и процент переходов по такой ссылке ниже, чем без дефиса.

— Финансовое планирование. Консультант может помочь клиенту разработать бизнес-план, включая оценку затрат, прогнозирование доходов и рентабельности проекта. Часто именно консультант помогает нащупать точки роста, когда бизнес упирается в психологический или рыночный потолок.

— Управление изменениями. При внедрении инновационности в проект консультант может помочь организации адаптироваться к изменениям и улучшить внутренние процессы. Это так называемый процесс цифровой трансформации. Поскольку внедрение чего-то инновационного зачастую сопряжено с отторжением приверженцами уже выстроенной стабильности.

— Сбор обратной связи. Консультант может принимать на себя сторону интервьюера и помогать компании быть ближе к клиенту, проводя глубинные интервью с действующими пользователями.

— Обучение и развитие команды. Бывает, что консультант принимает на себя роль супервизора в команде, являясь независимой стороной оценки качества работы команды. Проводит тренинги, мотивирует доращивать навыки отдельных специалистов, приобретать новые, чтобы успешно создавать и внедрять инновации.

Например, однажды ко мне обратился клиент с пониманием конечной цели своей идеи, но без плана, как к этой цели прийти. Для начала была задача определить, что делать-то и попытаться это создать. В итоге мы не только разработали дорожную карту от ничего до релиза, но также: собрали профильную команду под разработанный концепт, упаковали проект в бренд, довели продукт до запланированного релиза в статусе MLP (или минимальный привлекательный продукт). Теперь продукт на рынке, собирает гипотезы для дальнейшего развития, а также запланированы работы на последующие спринты сроком на несколько лет.

При этом работа консультанта очень доверительная история. Потому что максимальная эффективность проявляется в случае максимального доверия и полного раскрытия всей возможной информации. Поэтому я как консультант придерживаюсь правил, единых для многих моих коллег по цеху:

— Конфиденциальность. Коммерческая тайна обязательный спутник работы консультанта. Это позволяет выстроить доверительные взаимоотношения между клиентом и консультантом, без которых невозможно двигаться.

— Честность. Консультант не всезнайка. Если ты чего-то не знаешь, то ты не знаешь. Не стоит этого скрывать от клиента, потому что это опять-таки к разговору о доверии. Ценность неидеального консультанта выше, ведь он сразу выглядит живым человеком, а не справочной машиной.

— Компетентность.: При этом консультант потому и консультант, что компетентен в заявленных областях, иначе грош цена такому специалисту. Без релевантных знаний и навыков это просто сжигание бюджетов клиента и по существу вредительство.

— Объективность. Конечно, консультант должен оставаться беспристрастным. Например, консультант, который стал инвестором проекта, больше не может считаться его консультантом, потому что становится ангажированным сильной привязкой к проекту клиента. Замыленность взгляда негативно сказывается на качестве работы консультанта.

— Согласование целей: Нельзя вести проект, расходясь во мнении с клиентом. Вы должны быть в синергии и видеть общую цель, периодически уточняя её. Чтобы оба точно понимали, что делаете что-то ради обозначенного итога.

— Профессиональное развитие: Консультант, остановившийся в развитии и ставший заниматься одним консультированием, — плохой пример. Без постоянного развития и расширения багажа знаний можно очень быстро уйти на второй план рынка, перестать быть востребованным, ведь инновационный рынок развивается постоянно.

— Разносторонность. Как я уже описывал в задачах консультирования, суммируя, консультанту мало знать хорошо что-то одно — спектр знаний должен быть достаточно широким и покрывать множество аспектов работы. Невозможно говорить о продажах, не зная продукт и его стадии. Нельзя говорить о маркетинге, не проработав бренд-стратегию. Инновации не создаются на пустом месте, они опираются на рынок и спрос.

С этическими вопросами консультант сталкивается в абсолютно каждом проекте. Например, я не беру в консультирование проекты из областей, в которых являюсь полным профаном. Отказываюсь от решений SportTech или рынка FoodTech. Но при этом при наличии возможности косвенной помощи стараюсь помочь. Так, например, я помогал создать сервис для рыбаков своего региона. Ничего про ловлю рыбы (кроме обычной рыбалки) я не знаю и тем более не знаю про все тонкости работы с морепродуктами на «земле». Но при этом, пока прорабатывались вопросы поиска трафика, выстраивания коммуникаций между участниками сделок и проработки БД проекта, я смог погрузиться в тонкости и специфику работы в рыбной отрасли и на следующей итерации уже войти в полноценный режим работы. Мы составили план коммерциализации, выстраивания взаимоотношений между стейкхолдерами. На сегодня проект в активной фазе разработки и привлекает финансирование на доращивание.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Секреты выгодных решений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я