Малая энциклопедия современного маркетинга

Эмиль Ахундов

Хотите узнать, как привлечь новых клиентов и увеличить продажи? Тогда книга «Малая энциклопедия современного маркетинга» – это то, что вам нужно! Более 30 опытных маркетологов со всей страны поделились своим удачным и неудачным опытом в маркетинге, чтобы помочь вам достичь успеха. Эта книга содержит полезные советы, исследования и данные о том, как принимать правильные маркетинговые и бизнес решения. Не упустите свой шанс узнать все о современном маркетинге от специалистов в своей отрасли.

Оглавление

Исаев Сабир

«Единственный путь стать умнее — играть с более сильным противником»

Маркетолог консультант, развивал проекты в ИТ, Нефтепродуктах, ННО, Девелопменте, технологических компаниях, в различных сегментах и сферах. Веду проекты ТПП, дистрибуцию, являюсь «биздевом» и бизнес партнером в различных проектах. Сосредоточен на международном маркетинге.

Связаться с Сабиром можно через электронную почту: coroventcis@gmail.com

или через telegram: @omasabir, https://t.me/stirlitzonthemarket

Позитивный опыт

Компания, занимающаяся нефтепродуктами, находилась на стадии дойной коровы, но руководство продолжало настаивать на необходимости новых продавцов и клиентов. У нас было сырьевое направление, направление упаковки и брендирования на корпоративный сегмент и сегмент b2c. Это сырье, упаковки полипропиленовые упаковки и мешки, пакеты с логотипами, прочая тара

.

У нас были постоянные проблемы с получением выплат от клиентов в сегменте ритейл (что вполне стандартно) и из-за этого все время горел дедлайн с выплатой кредитов за покупку сырья на бирже.

Задача: Сделать стабильный выход на прибыль и я решил провести аналитику бизнес-процессов и реструктуризацию компании для улучшения продаж.

Как решали задачу: Я, руководитель коммерческого блока, провел глубокий анализ наших активностей с помощью воронки продаж, который показал, что компанию кормил вовсе не отдел продаж, а контекстная реклама, а отдел продаж занимался лишь обслуживанием и дебиторской задолженностью. Но самым большим сюрпризом был огромный потенциал у старых и ключевых клиентов.

Было принято решение сосредоточиться на старых и ключевых клиентах, а не искать новых. Я помогал разрабатывать брендированные упаковки, помогал в просчетах монетизации новых продуктов, мы запустили множество новых линеек в продуктовом сегменте ритейла.

Один день я просто взял и справочник и телефон и заперся с ним на кухне, чтобы находить все предстоящие выставки и прозванивать их целевую аудиторию, которые могли бы быть нашими клиентами. Например, я прозванивал потенциальных участников выставок хим-лабораторного оборудования и многие даже не знали о предстоящей выставке. На выставке участвовали всего шесть компаний, трое из них стали нашими клиентами.

В ритейле у нас была номенклатура только полиэтиленовых пакетов и я одним из первых по отрасли начал предлагать готовые дизайны к предстоящим праздникам. Я начал предлагать упаковку для фасовки продуктов, что позволяло не только брендировать продукты ежедневного потребления, но и продавать их с дополнительной маржой, которую я тоже сам просчитывал. Когда мы увидели позитивный отклик рынка, мы со старшим менеджером вплотную взялись прозванивать всех клиентов и инвестировать еще больше средств в контекстную и медийную рекламу.

Мы стали гораздо смелее и брались за те заказы, которые сами вовсе и не могли произвести, спустя пол года — я даже выяснил, что технологию производства можно было оптимизировать сэкономив в несколько раз при выпуске каждой единицы продукта — я до сих пор помню это страшное и далекое от мира маркетинга название «шестишнековые экструдеры».

Результат: компания достигла роста продаж в три раза и улучшила показатели прибыли. Ключевые клиенты стали более активно продавать продукцию компании, их продажи начали расти, что привело к своего рода цепной реакции с позитивным эффектом для всех участников, а на свободные средства мы привлекали все больше новых клиентов, увеличивая синергетический эффект.

Негативный опыт

В данном случае, негативный опыт — это мое личное отношение к проекту, чем сам эффект. Я до сих пор уверен, что можно было добиться тех же результатов, гораздо меньшими усилиями и стрессом.

Ситуация: Когда я был приглашен в качестве PR — специалиста в ННО при министерстве, которое включало в себя музей, учебные центры, гостиницу предприятий локализации автопрома, и фудкорт, меня сразу определили в качестве начальника отдела. Надо отдельно сказать, что у меня не было бюджета, а свою деятельность я начал с ре-опенинга (перезапуска).

Чтобы понимать лучше ситуацию, данное суб предприятие было подведомственным и очень консервативным, наблюдалось со стороны всех ведомств и инициатива могла быть наказуемой.

Задача: Моя задача была разработать стратегию для увеличения посещаемости музея, я использовал постпромоушен и партнерские мероприятия, и при этом не имея бюджета на маркетинг и на что-либо ещё.

В момент активностей задолженность ННО состояла 2 миллиарда в местной валюте. Персонал из непрофильных сотрудников отдела маркетинга — 5 человек. Общий штат включая гидов 25 человек.

Действия: Я определил фронт работы по 6 направлениям: корпоративный, государственный, партнерский, работа со СМИ, диджитал и направление мероприятий. Я разработал стратегию «Post Promotion», создавая партнерские мероприятия и события, приглашая СМИ и создавая потенциал для естественного прироста аудитории.

Отличие этой стратегии от многих других в том, что обычно маркетологи ориентируются на сиюминутный результат, когда в данном случае получал не только рост посещаемости на сами события, но и стабильный ежедневный прирост за счет регулярно освещаемых уже созданных инфоповодов.

Я использовал различные инструменты, такие как конкурсы, приглашение знаменитостей и блогеров, а также получал поддержку от министерства и других партнеров для достижения целей. Я развивал свои сети через социальные аккаунты партнеров, получал необходимую техническую поддержку и создавал интерес у посетителей.

Я работал с государственным сектором, с МВД, с детскими домами, со школами, они все на постоянной льготной основе отправляли автобусы с посетителями нашего ННО.

.

Было и направление корпоративных продаж, это крупные телеком компании, нефтегазовая отрасль, девелоперы. Я попросил распечатать список СМИ, которые согласились с нами работать. У нас было 25 СМИ, примерно 6 представителей СМИ регулярно приезжали освещать какие-либо события ННО или снимали просто репортажи в наших локациях. Ведь у нас были и учебные залы.

Мне очень нравилось привлекать партнеров, это было некой отчуждой от рутины, привлекал как спонсоров, так и желающих поучаствовать на самих мероприятиях. Один день к нам даже приезжали электро-байкеры из Голландии с программой «Вокруг света за 80 дней». Из Южной Кореи к нам привозили танцующих роботов, а как — то раз нам одолжили статую.

Результат: В итоге, за четыре месяца, моя стратегия привела к приросту посещаемости на мероприятие до 6 раз и естественному приросту в 3 раза. Хотя у меня не было бюджета на маркетинг, я смог достичь цели, используя различные инструменты и получая поддержку от партнеров и ведомств.

Что здесь негативного? Вроде бы все получилось. К сожалению, маркетинг без бюджета — самый стрессовый вид маркетинга. Мне нравилось, что я делаю и какой результат получается, но хроническая усталость, недосыпы и буквально нескончаемые звонки ото всех — сомнительное удовольствие.

Сложность была в том, чтобы все партнеры должны получить нечто полезное в результате сотрудничества, и с каждым днем — было все тяжелее и тяжелее придумывать события и выгоды, особенно для тех партнеров, которые с нами были уже давно. А если добавить к этому, что все-таки это государственный проект, со всей своей спецификой, то можно понять насколько это было трудно. Иными словами, если предложат аналогичный проект, я буду крепко думать о том, брать его или нет. Опыт полезный, но эмоциональное истощение — вредит не только маркетологу, но и проекту.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я