Преодоление выгорания учителя: еженедельное руководство по повышению устойчивости, предотвращению эмоционального истощения и сохранению вдохновения в классе

Эми Л. Ева, 2022

Быть учителем – тяжелый, хотя и благодарный труд. Усилия, которые уходят на решение образовательных и психологических проблем учеников, и постоянное давление, связанное с соответствием профессиональным требованиям, часто приводят к стрессу, тревоге и выгоранию. И не стоит забывать про взаимодействие с родителями, которые зачастую не готовы услышать учителя и не всегда общаются уважительно. Как в этих обстоятельствах не потерять вдохновение, веру в смысл своей деятельности и продолжать получать удовольствие от общения с детьми? Психолог и педагог Эми Л. Ева предлагает 52 действенные практики – по одной на каждую неделю года. Упражнения и идеи для размышлений помогут вам развить сострадание, осознанное внимание, психологическую устойчивость и вернуть ощущение цели – чтобы каждый день идти в школу с уверенностью в себе и вдохновением. Также в этой книге вы найдете стратегии совместной работы с коллегами – для создания более позитивной атмосферы в школе и систем поддержки, обеспечивающих чувство значимости, принадлежности к сообществу и сплоченности учителей и учеников.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Преодоление выгорания учителя: еженедельное руководство по повышению устойчивости, предотвращению эмоционального истощения и сохранению вдохновения в классе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Месяц 1. Осмысление своих эмоций

Ваши эмоции делают вас людьми. Даже неприятные эмоции чем-то полезны. Не нужно прятать их от себя. Если их игнорировать, они становятся лишь острее.

Саба Тахир

У многих из нас складываются сложные отношения с эмоциями ― в силу воспитания, культурных ценностей и особенностей личности. У кого-то даже мысли и разговоры об эмоциях могут вызвать психологический дискомфорт — это кажется опасным и даже пугает. Мы зачастую реагируем импульсивно, не сознавая, что чувствуем, притворяемся, что не испытываем определенных эмоций, или подавляем их. Однако ученые утверждают, что регулярное отрицание или подавление эмоций — не лучший способ с ними справиться (Compas et al. 2017).

Независимо от того, как мы ощущаем свои эмоции, они выполняют определенную функцию. В этом месяце мы будем изучать отношения с эмоциями — и выяснять, что они могут нам рассказать.

Неделя 1. Определение эмоций

Приходилось ли вам просыпаться словно в эмоциональном тумане? Возможно, причина в том, что вам нужно преподавать в трудный для всего мира период или вы ежедневно сталкиваетесь с проблемами, которые накапливаются как снежный ком и вызывают сильные неприятные эмоции, — в любом случае нет ничего хорошего в том, чтобы, едва проснувшись, в ужасе думать о предстоящем рабочем дне.

Вот, например, сейчас передо мной стоит задача: разработать семестровую программу для дистанционного обучения. Я уже чувствую смутную, но ощутимую подавленность («Готова ли я? Нужно еще так много изучить, а я едва все успеваю»). Когда я осознанно заглядываю в себя и пытаюсь рассмотреть свой путь в тумане, я вижу паутину эмоций:

• беспомощность («Как я буду учить без непосредственного общения?»);

• фрустрацию и гнев («Терпеть не могу дистанционное обучение за его искусственность; это так неестественно — особенно сейчас, когда люди отчаянно нуждаются в живом общении»);

• грусть и одиночество («Я и так оторвана от людей»);

• беспокойство и страх («Хватит ли мне эмоционального равновесия и холодного рассудка, чтобы „видеть“ своих учащихся и быть с ними там, где они сейчас?»).

И это только самые явные эмоции по поводу дистанционного обучения — не говоря уже о ситуации в мире. Безусловно, очень важно и то, как я их воспринимаю.

Путь решения проблемы

Одна из стоящих перед нами в жизни задач ― выяснить, как эмоции проявляют себя в сознании и теле, чтобы научиться лучше относиться к себе и другим. Эмоция, говоря простыми словами, — это реакция на событие, и эмоции способны дать нам ценную информацию. Если уделять внимание тому, что мы чувствуем, это поможет нам определиться с будущими решениями и действиями (Keltner, Haidt 2001; Izard 2011).

«Эмоциональная гранулярность», или «дифференциация эмоций», — это способность различать конкретные эмоции (Kashdan et al. 2015). Это навык, освоение которого способствует развитию психологической устойчивости. Будучи способным видеть тонкие различия между эмоциями — особенно негативными, — можно научиться управлять ими. Это ведет к улучшению физического здоровья и уменьшает вероятность деструктивного поведения, например злоупотребления алкоголем при стрессе или агрессивных реакций в случае обиды на кого-то (Barrett 2006; Smidt, Suvak 2015).

В конечном итоге эмоции могут побуждать нас к действию. Например, вспомним мою гамму чувств по поводу дистанционного обучения: гнев и фрустрация могли побудить меня что-то делать — что на самом деле и произошло. Сейчас я осваиваю новые приложения, способствующие более полноценному контакту во время дистанционных занятий. Ощущение подавленности побуждает меня находить время на подготовку к занятиям по утрам, чтобы весь день об этом уже не беспокоиться. Чувство одиночества мотивирует меня на ежедневное общение по телефону или через интернет хотя бы с одним человеком, а в эти выходные я даже решила послать подруге по колледжу старомодную открытку.

А что же мой страх по поводу способности присутствовать в моменте и сохранять эмоциональную уравновешенность? Что ж, благодаря ему в том числе я и решила написать эту книгу. Я хочу чувствовать себя более умиротворенной и быть более внимательной к другим, поэтому и делюсь с вами своими открытиями и наработками.

Кроме того, это прекрасная возможность быть ближе и почувствовать связь с вами и всеми остальными преподавателями в мире, которые борются с теми же проблемами, что и я.

Действие

Для развития психологической устойчивости, которую обеспечивает осознание собственных эмоций, опишите в своем дневнике несколько актуальных для вас проблем, а затем определите, что вы испытываете по поводу каждой — гнев, грусть, гордость, беспокойство, сожаление, возбуждение, страх и так далее. Перечислите все эмоции.

Далее оцените уровень их интенсивности (по шкале от 1 до 10, где 1 — низкая интенсивность, а 10 — очень высокая). Осознание каждой эмоции и того, как она на вас влияет, даст понять, насколько значительна для вас та или иная проблема. К тому же ваша способность определять эмоции поможет приблизиться к действию или следующему шагу в соответствии с вашими ценностями.

Вопросы для размышления

Для начала выберите одну из перечисленных вами эмоций. Поразмышляйте в дневнике над следующим вопросом: как она может определить следующие шаги в решении данной проблемы? Допустим, спросите себя: «Как мой гнев может способствовать действию? Может ли грусть содействовать эмпатии? Вдохновит ли меня мое беспокойство на разработку плана?» Затем выберите следующую эмоцию и сделайте то же самое. Продолжайте до тех пор, пока не начнете понимать, насколько они на самом деле информативны и полезны.

Преимущества

Со временем вы можете обнаружить, что ваши эмоции способны дать вам лучшее понимание сложных обстоятельств. Например, если вы видите, как кто-то подвергается травле, и ощущаете, что это нечто «плохое» — и даже чувствуете гнев, — эмоция может и не побудить вас к конкретному действию. Однако, если вы определите свою реакцию более точно, например «праведный гнев», это может привести к тому, что вы, скажем, сообщите об инциденте либо вмешаетесь, чтобы помочь жертве.

Эмоции — это информация. Научитесь осознавать их и определять со все большей точностью и ясностью ― и со временем вы будете лучше понимать, как они влияют на ваши решения и поступки.

Дополнительные материалы

• Tame Reactive Emotions by Naming Them // Mindful. URL: www.mindful.org/labels-help-tame-reactive-emotions-naming

• Atlas of Emotions. URL: atlasofemotions.org

Неделя 2. Проживание сложных эмоций

Много лет назад, когда я начала учить подростков осознавать эмоции, я быстро поняла, что они совершенно неверно истолковывают понятие «управление эмоциями». Суть не в том, чтобы бороться со своими эмоциями за власть, как предположил один ученик, представив, как побеждает их на боксерском ринге. Речь скорее о том, чтобы заботливо держать эмоцию в руках — словно маленькую птицу или нечто дорогое и хрупкое.

Уверенность в том, что эмоции бывают плохими, и (зачастую) сопутствующая стратегия их подавления, как показывают исследования, связаны с такими душевными состояниями, как депрессия и тревога (Ford, Gross 2019).

Так как же проживать свои эмоции и выражать их, не чувствуя себя побежденным в борьбе за «власть»? Стоит начать с их осознания.

Путь решения проблемы

Учитесь просто наблюдать за своими эмоциями, и вы разовьете способность не поддаваться им ― а вместе с осознанием эмоций придет и их принятие. Вам может не нравиться то, что вы испытываете, но, переживая это, вы можете быть добрее к себе. Игнорируя или подавляя чувство вины, грусти или стыда, вы обрекаете себя на дальнейшие страдания, а признание этих эмоций помогает снизить их интенсивность.

Один из наиболее эффективных способов наблюдения за эмоциями и их принятия — это писать о них. Облекая эмоции в письменную форму, вы психологически дистанцируетесь от них, в то время как они все равно находятся рядом с вами. Выражать эмоции письменно просто — пишите в течение 10–20 минут подряд, не задумываясь о грамматике и правописании, а просто изучая то, что вы переживаете в описываемой вами стрессовой ситуации.

Если вы ведете дневник, то, возможно, уже прибегали к письму как способу распознавания сильных эмоций. Называя эмоцию, вы уже создаете между ней и собой некоторую дистанцию, и она отчасти утрачивает свою интенсивность. Исследования подтверждают, что называние эмоции может снизить активность миндалевидного тела, эмоционального центра мозга, а также активизировать деятельность префронтальной коры — отдела, связанного с планированием и контролем импульсивных реакций (Lieberman et al. 2007). Наблюдения исследователей за работой мозга взрослых людей, называющих эмоции в процессе письма, показали, что влияние этого процесса на префронтальную кору и миндалину через три месяца вызывает улучшение физического состояния, снижение уровня депрессии и повышение удовлетворенности жизнью (Memarian et al. 2017).

Наверное, вас не удивит, что наши учащиеся реагируют подобным же образом — подавляя или выражая эмоции. Как показали 212 исследований с участием 80 000 детей и подростков, отчуждение, подавление и отрицание эмоций приводят к ухудшению психологического здоровья (Compas et al. 2017). В то же время учащиеся, практикующие целенаправленное экспрессивное письмо, то есть описывающие сложные ситуации, размышляющие над трудными эмоциями и советующие другим, как справиться с ними, в целом отличаются лучшим душевным здоровьем (Torre, Lieberman 2018).

Действие

На этой неделе, если вам случится пережить стресс по поводу той или иной ситуации, постарайтесь не заглушать свои эмоции. Пишите об этой ситуации несколько раз в течение недели, по 10–20 минут; возможно, изучая свои мысли и чувства по этому поводу, вы будете что-то добавлять, менять формулировки. Можете писать о нескольких разных событиях — как вам удобней.

Вопросы для размышления

Снова достаньте дневник и опишите в нем свой опыт экспрессивного письма. Что вы заметили в процессе? Снижалась ли интенсивность переживания, когда вы определяли, что вы чувствуете и почему?

Преимущества

В ходе одного исследования, когда учителя писали об эмоционально заряженных ситуациях, возникающих со школьниками, ученые обнаружили, что повторное описание того или иного события снижало у педагогов ощущение беспомощности и интенсивность негативных эмоций в адрес учащихся и ситуации. Те же учителя впоследствии отмечали, что чувствуют себя более уверенно и способны справиться с ситуациями, возникающими в классе (Tal et al. 2019).

Исследования, проводимые в течение нескольких десятилетий, убеждают в том, что люди, пишущие о сложных ситуациях, чувствуют улучшение как физического здоровья — например реже посещают врачей и имеют более здоровую иммунную систему, — так и душевного, что предполагает в том числе снижение уровня депрессии и тревоги, а также повышение удовлетворенности жизнью (Pennebaker 2018). Мы все можем только выиграть от того, что «разрешим себе чувствовать» и создадим безопасное пространство для выражения своих эмоций. Учась определять и описывать свои переживания, мы частично лишаем их власти над нами — а это помогает принимать более правильные решения каждый день.

Дополнительные материалы

• Brackett M. Permission to Feel: Unlocking the Power of Emotions to Help Our Kids, Ourselves, and Our Society Thrive

• Research Matters: A ‘Write’ Way to Address Trauma // Educational Leadership. URL: www.ascd.org/el/articles/research-matters-a-write-way-to-address-trauma

Неделя 3. Работа с гневом

Многие из преподавателей — женщины. Как складываются их отношения с гневом? Ведь считается, что учитель должен быть «хорошим» человеком независимо от пола, не так ли? Мы занимаемся этой работой, потому что любим людей. Так что же нам делать со своей фрустрацией, раздражением или — не побоюсь этого слова — яростью?

Прежде всего полезно узнать, почему большинство людей злятся. Мы испытываем гнев в следующих случаях (Farouk 2010):

• когда ощущаем угрозу своей безопасности («С этими учениками мне как-то не по себе»);

• когда ощущаем отсутствие возможности что-то делать («Вся эта возня с бумагами мешает мне заниматься преподаванием»);

• когда нам кажется, что кто-то или что-то заслуживает осуждения («Это „профессиональное развитие“ — пустая трата времени, все это совершенно бесполезно для меня»);

• когда мы уверены в несправедливости или неоправданности чего-либо («Без этих материалов больше половины моих учеников ничего не добьются»).

В 2010 году 52 учителя начальных классов по просьбе Шаалана Фарука отслеживали свои «ситуации гнева» в течение двух недель, и в результате были выделены два основных типа учительского гнева. Во-первых, это импульсивно выражаемый «ограниченный» гнев: он чаще всего направлен на учащихся, когда педагогу кажется, что достичь поставленной цели невозможно, и он ощущает разочарование или чувство вины — например, видя, что усилия, потраченные на ученика, оказались бесполезны.

Во-вторых, учителя испытывали в адрес взрослых, например родителей или коллег, так называемый накапливаемый гнев, который выражается не сразу, а долго закипает внутри. Этому виду гнева часто сопутствуют стыд, ощущение угрозы и чувство несправедливости.

Итак, как же работать с гневом?

Путь решения проблемы

Чем опасен гнев? Исследователи связывают с ним снижение уверенности в своих силах (Burić et al. 2020). Когда мы ощущаем угрозу своему учительскому авторитету или способности хорошо выполнять работу, мы с высокой вероятностью впадаем в гнев. Гнев выражается различными способами в зависимости от того, кем мы видим себя по отношению к окружающим нас людям — учащимся, коллегам, родителям, руководству (Meloy-Miller et al. 2018). «Вредоносный» гнев является результатом нездорового восприятия себя — либо слишком значимыми, либо наоборот. Мы либо «раздуваем» ситуацию и реагируем агрессивно («Я найду способ отомстить им»), либо «сдуваемся» и прячем свой гнев («Возможно, я заслуживаю такого отношения»).

С другой стороны, возможен и «благотворный» гнев — в случае более уравновешенного восприятия себя относительно других (Meloy-Miller et al. 2018). Например, если я понимаю, что ученик, повышая тон и говоря дерзости, не угрожает мне, а демонстрирует свое бессилие, я могу отреагировать с пониманием и помочь ему составить план работы над эссе, которое он не успевает сдать, или над посещаемостью занятий. Такой подход может способствовать разрешению конфликта, устранению проблемы и даже защите интересов ваших учеников (Meloy-Miller et al. 2018).

Теперь подумаем, как можно изменить ви́дение себя в отношениях с теми, кто вызывает наш гнев, чтобы он перестал быть вредоносным и стал более продуктивным и полезным. Есть несколько способов справиться с этой эмоцией — изучать триггеры, наблюдать за реакциями своего тела в состоянии гнева, пытаться отвлечься, брать тайм-аут, заниматься физическими упражнениями, осознанно наблюдать за гневом и применять техники расслабления тела. Все это полезные стратегии, но самый надежный метод борьбы предлагает когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) (Lee, DiGiuseppe 2017). Это умение постоянно замечать свои привычные мысли и убеждения и анализировать их влияние на эмоции и поведение. С точки зрения КПТ нам свойственны несколько видов иррационального мышления, называемых когнитивными искажениями:

• долженствование: «Этого не должно было случиться, и…»;

• катастрофизация (чрезмерное преувеличение): «То, что произошло, ужасно, я не могу этого вынести, и…»;

• персонализация: «Это все моя вина!»;

• предсказание судьбы: «Лучше уже не будет!»

Мне наиболее свойствен такой способ сдерживания гнева, как персонализация: «Это я виновата, что ученик расстроился; если бы я не говорила с ним так резко, конфликта бы не было». Также я очень склонна к катастрофизации с элементами предсказания: «Как они могли добавить мне столько бессмысленной бумажной работы, я и так без сил и никогда всего этого не переделаю».

Действие

Свойственно ли вам поддаваться влиянию одного из распространенных когнитивных искажений? Если вы не уверены в том, какие иррациональные убеждения имеете, попробуйте на этой неделе отслеживать и записывать то, что вы говорите себе каждый день — особенно в стрессовых ситуациях.

Вопросы для размышления

Отслеживая на этой неделе свои гневные мысли, обращайте внимание на то, как они отражают ваше ви́дение себя в отношениях с учениками, коллегами, администрацией и родителями. Есть ли возможность переформулировать эти утверждения так, чтобы почувствовать бо́льшую уверенность в себе и своей способности выполнять работу? Например: «Я хотела бы, чтобы этого конфликта не было, но он возник. Как мне вести себя дальше с этим учеником?» или «Возможно, это не только моя вина; вместо того чтобы винить себя или кого-то еще, я могу оценить факты и понять, что мы оба способствовали возникшему недопониманию».

Преимущества

Со временем можно научиться распознавать неправильные модели мышления и исправлять их. С более уравновешенной позиции можно направлять гнев ― эмоцию, которая побуждает к действию — таким образом, чтобы он приносил нам пользу. Исследователи отмечают многие преимущества такого выражения гнева — включая творчество, повышение качества работы и даже уровня оптимизма (Kashdan, Biswas-Diener 2014). Как сказала поэтесса Одри Лорд: «Гнев наполнен информацией и энергией… Точно направленный, он может стать мощным источником энергии для действия во имя прогресса и перемен».

Дополнительные материалы

• Eleven Anger Management Strategies to Help You Calm Down // Verywellmind. URL: www.verywellmind.com/anger-management-strategies-4178870

• What Are Cognitive Distortions? // Positive Psychology. URL: positivepsychology.com/cognitive-distortions

Неделя 4. Наслаждение позитивными эмоциями

Одна из моих подруг-учителей недавно опубликовала в социальной сети объемный список своих ежедневных обязанностей: планировать и вести занятия, ставить оценки, отвечать на письма учеников и родителей, писать отчеты, посещать собрания, консультировать… плюс еще более 20 пунктов. Она закончила длинный перечень конкретным вопросом, адресованным школьной администрации района: «Почему вы продолжаете напоминать мне о том, что нужно заботиться о себе и своих близких в эти трудные времена?» Это меня просто сразило.

Из-за постоянной нехватки времени, с которой сталкиваются многие учителя, забота о себе кажется не всегда возможной — особенно когда призыв к ней похож на очередную директиву руководства. Исследователи утверждают, что «дефицит времени» может быть одним из главных факторов эмоционального истощения и выгорания учителей (Jennings et al. 2013). Так как же сбавить обороты и научиться испытывать радость в условиях постоянной рабочей суеты?

Путь решения проблемы

Когда учителя испытывают положительные эмоции, такие как радость, удовлетворение или энтузиазм, они меньше подвержены стрессу и выгоранию, а также лучше ощущают свою состоятельность и эмоционально более устойчивы (Frenzel et al. 2009; Skaalvik, Skaalvik 2010). Специалист в области позитивной психологии Соня Любомирски утверждает, что практически наполовину (на 40 %) ощущение счастья зависит от того, что мы делаем каждый день (см. «Дополнительные материалы»).

Хорошая новость: есть простые способы побудить мозг уделять больше внимания событиям каждого дня, находя в них больше смысла. Множество исследований подтверждают, что, стараясь замечать и ценить позитивные переживания, мы ощущаем себя счастливее. «Наслаждение» позитивом позволяет замедлить темп жизни и качественно прожить положительные эмоции и опыт. Много говорится о том, как справляться с неприятными эмоциями, но исследования убеждают в том, что наслаждение позитивом переворачивает эту идею с ног на голову. Этот подход представляет собой стратегию эмоционального регулирования с фокусом на позитиве, результатом которой становится эмоциональный подъем. Активно переживая положительные эмоции, вы с большей вероятностью заметите, что в жизни происходит больше радостных событий, а также почувствуете душевный подъем — уже через три месяца (Tugade, Fredrickson 2007).

В ходе масштабных исследований Фред Б. Брайант и Джозеф Верофф определили несколько видов деятельности, способных усилить радость от позитивных событий в жизни (см. «Дополнительные материалы»). Вот лишь некоторые из них.

• Делиться позитивом с другими: предлагать людям разделить с вами положительный опыт и давать понять, как вы цените моменты совместного времяпрепровождения (то есть признавать ту радость, которую ощущаете, когда выходите на прогулку или пробежку с друзьями или коллегами).

• Запоминать хорошее: сознательно фиксировать и сохранять позитивные воспоминания, чтобы потом можно было вернуться к пережитому особенному опыту (например, я до сих пор храню яркие воспоминания о белых светильниках, темных стенах и художественном оформлении «Поэтического кафе», созданного моими учениками старших классов, где мы вместе наслаждались их творчеством).

• Тренировать чувственное восприятие: концентрироваться на своих чувствах, отвлекаясь от других стимулов окружающей среды (например, наслаждаться ароматом свежемолотого кофе, ощущая горячую чашку в руках, смакуя богатый вкус и тепло жидкости, попадающей в горло).

• Поздравлять самих себя: гордиться своими достижениями, одновременно размышляя о результатах своих усилий и позитивном воздействии на других (например, станцевать победный танец, когда все ваши ученики сдадут экзамен по математике, или полюбоваться тем, как вы вдумчиво оценили такое большое количество работ).

• Выражать радость в поведении: усиливать красоту момента, смеясь или прыгая от радости либо словами выражая свое удовольствие (например, я люблю носиться по дому со своими ошалевшими кошками, издавая дурацкие звуки).

• Впитывать все происходящее в настоящий момент: расслабляться, сбавлять темп жизни и отпускать все мысли — быть в настоящем (то есть вместо того, чтобы проверять в перемену электронную почту, лучше насладиться чем-то вкусным, прогуляться по улице или сделать три длинных, глубоких вдоха-выдоха).

Наслаждаясь моментом, мы не только испытываем удовольствие, но и признаем его, продлевая радость этого мгновения. По мнению психолога Фреда Брайанта, со временем можно «приобрести навык» наслаждения.

Действие

На этой неделе наслаждайтесь вещами, которые доставляют вам радость. Выделяйте по несколько минут на проживание двух приятных впечатлений в день, стараясь продлить их как можно дольше. Например, не спеша насладитесь чашкой чая, теплой беседой с другом, объятием, звуком дождя и так далее.

Вопросы для размышления

Какими занятиями или событиями вы наслаждались? Каково было сосредоточиться и полностью присутствовать в моменте радости и удовлетворения? Опишите свой опыт в дневнике, снова с удовольствием переживая его.

Преимущества

Продолжая экспериментировать с различными стратегиями наслаждения моментом, поделитесь ими со своими учениками. Исследований о стратегиях наслаждения позитивом у учащихся не так много. Однако известно, что подростков особенно привлекают варианты «разделить позитив с другими» и «поздравить себя» (Chadwick et al. 2020). Также исследователи уверенно связывают душевный подъем учеников с переживанием его у учителя (Frenzel et al. 2009). Наслаждение позитивом дает прекрасную возможность продлить моменты радости как в классе, так и за его пределами. Ваша радость и энтузиазм будут заразительны.

Дополнительные материалы

• Bryant F. B., Veroff J. Savoring: A New Model of Positive Experience

• Lyubomirsky S. The How of Happiness: A New Approach to Getting the Life You Want

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Преодоление выгорания учителя: еженедельное руководство по повышению устойчивости, предотвращению эмоционального истощения и сохранению вдохновения в классе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я