Преодоление выгорания учителя: еженедельное руководство по повышению устойчивости, предотвращению эмоционального истощения и сохранению вдохновения в классе

Эми Л. Ева, 2022

Быть учителем – тяжелый, хотя и благодарный труд. Усилия, которые уходят на решение образовательных и психологических проблем учеников, и постоянное давление, связанное с соответствием профессиональным требованиям, часто приводят к стрессу, тревоге и выгоранию. И не стоит забывать про взаимодействие с родителями, которые зачастую не готовы услышать учителя и не всегда общаются уважительно. Как в этих обстоятельствах не потерять вдохновение, веру в смысл своей деятельности и продолжать получать удовольствие от общения с детьми? Психолог и педагог Эми Л. Ева предлагает 52 действенные практики – по одной на каждую неделю года. Упражнения и идеи для размышлений помогут вам развить сострадание, осознанное внимание, психологическую устойчивость и вернуть ощущение цели – чтобы каждый день идти в школу с уверенностью в себе и вдохновением. Также в этой книге вы найдете стратегии совместной работы с коллегами – для создания более позитивной атмосферы в школе и систем поддержки, обеспечивающих чувство значимости, принадлежности к сообществу и сплоченности учителей и учеников.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Преодоление выгорания учителя: еженедельное руководство по повышению устойчивости, предотвращению эмоционального истощения и сохранению вдохновения в классе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Месяц 2. Принимайте жизнь такой, какая она есть

Всякий раз, теряя себя, вы себя находите.

Адьяшанти

В течение многих лет обучения преподавателей каждое занятие я начинала с пятиминутки осознанного внимания, и поначалу многие студенты выражали неуверенность в своей способности просто понаблюдать за своими мыслями: «Эми, у меня не получается, я постоянно отвлекаюсь. Не могу перестать думать». Так в этом вся соль! Не нужно контролировать свои мысли — нужно просто наблюдать и отмечать их.

На самом деле почти 47 % времени мы где-то мысленно блуждаем. На основании исследования с участием 5000 взрослых из 83 разных стран Мэтью Киллингсворт и Дэниел Гилберт (Killingsworth, Gilbert 2010) утверждают, что «человеческий разум постоянно блуждает». И этот «блуждающий разум», как правило, «несчастлив». Всего несколько минут тишины могут породить вопросы, критику, сомнения и неуверенность. Мы вспоминаем, что сделали не так, и строим планы, как все «исправить». Мы раздумываем о возможных исходах ситуации и напоминаем себе о том, что постоянно не оправдываем собственных ожиданий.

Однако исследования говорят о том, что осознанное внимание ― практика непредвзятого восприятия настоящего момента ― может служить поддержкой душевного здоровья учителей и способствовать эмоциональной уравновешенности, одновременно повышая уровень сознательности, сосредоточенности, улучшая рабочую память, физическое здоровье и укрепляя веру в себя (Emerson et al. 2017; Jennings et al. 2013; Lomas et al. 2017; Roeser et al. 2013; Schussler et al. 2016). Так что в этом месяце мы сосредоточимся на восприятии своего опыта таким, каков он есть.

Неделя 5. Поддержание связи с самими собой

Случается ли вам чувствовать себя потерянными в потоке событий рабочего дня? Многим учителям кажется, что их энергия как бы рассеивается вовне, и им трудно ощущать собственное присутствие в дневной суете («Где я? Я все еще здесь?»). В этом случае полезно сделать паузу, чтобы восстановить связь со своим телом («А, вот он я. Ступни на полу, голова поднята, плечи назад, дыхание ровное»).

Педагогическая профессия требует способности применять множество разных навыков одновременно — не говоря уже о сверхчеловеческом умении «видеть затылком». Любой, кому приходилось преподавать более нескольких часов, знает, что это требует бдительности и гибкости каждое мгновение, каждый день. Всегда есть какие-то конкурирующие приоритеты, голоса и требования.

В первый год педагогической деятельности мне иногда удавалось вырваться из школьной суеты во время обеденного перерыва, когда я на пять минут закрывала дверь кабинета, выключала свет и ложилась на спину — чтобы успокоить переутомленное тело. Моя жизнь была постоянно связана с потребностями, жизнями и историями 163 учеников девятых и десятых классов, и я понимала, что лучшее, что я могу сделать для себя, — это остановиться и несколько минут просто «побыть», прежде чем вернуться ко всем этим детям, которых я любила.

Даже сейчас мне может понадобиться несколько часов, чтобы прийти в себя от изнурительных или, наоборот, чрезмерно бодрящих часов преподавания. Вспоминая первые годы работы, я сознаю, что всегда интуитивно искала возможность вернуть равновесие. Я склонна слишком увлекаться своими мыслями, и возможность полежать на полу помогала мне восстановить связь с телом и успокоить нервную систему. Преподавание во многом физическая работа: мы постоянно двигаемся, подходим и удаляемся в процессе работы с учащимися. Так как же восстанавливать связь со своим телом?

Путь решения проблемы

В течение тех пяти минут релаксации на полу кабинета я, сама того не ведая, открывала для себя практику осознанного внимания. Она подразумевает осознанное пребывание в настоящем моменте с позиции доброты, любопытства и непредвзятости. В то время я довольствовалась одним ее аспектом — просто ощущением пребывания в своем теле. Аспекты доброты и любопытства появились позже — и до сих пор вызывают трудности («Итак, я здесь, и вот что я чувствую прямо сейчас: у меня болит плечо, в теле слабость, и я буду просто молча лежать и слушать свое дыхание»).

Одно из главных преимуществ «переживания присутствия» в своем теле и наблюдения за его реакциями заключается в возможности немного отвлечься от мыслей. Практика осознанного внимания позволяет сделать передышку в работе. Если постоянно что-то делать — бесконечно крутясь как белка в колесе, — можно потерять контакт со своей человеческой сущностью.

Если у вас нет возможности закрыть дверь кабинета и выключить свет посреди учебного дня, можно сделать кое-что еще. В своей книге «Осознанное внимание для учителей» Патрисия Дженнингс (см. «Дополнительные материалы») описывает способ восстановления связи с собой в течение дня — когда вы готовитесь к началу урока, следите за дискуссиями в группах учеников или чередуете виды деятельности. Она называет этот подход «выравниванием». В положении стоя найдите в своем животе центр тяжести (примерно на шесть сантиметров ниже пупка и три сантиметра вглубь) и сфокусируйтесь на этой точке, одновременно ощущая, как ваши ступни твердо стоят на земле. Использовать эту технику можно в любой момент, когда вам потребуется вернуть эмоциональное равновесие и подготовиться к ответным действиям (а не просто реакции) на какой-либо вызов.

Если вам хочется включить короткие, но качественные сеансы связи со своим телом в повседневную жизнь, выделите на это несколько минут в обеденный перерыв, в любое свободное время в начале или конце рабочего дня. Сбавьте темп и мысленно обратитесь ко всему телу — отмечая любое напряжение в нем и одновременно отвлекаясь от потока мыслей.

Действие

На этой неделе попробуйте ежедневно проводить короткие сеансы сканирования тела. Для этого желательно лечь на спину и осознанно переводить внимание поочередно с одной части тела на другую, расслабляя одну зараз. Например, сосредоточив внимание на голове, расслабьте мышцы лица, затем перенесите внимание на шею, потом на плечи и так далее вплоть до кончиков пальцев на ногах. Аудиозапись медитации «сканирования тела» можно найти по адресу: http://www.newharbinger.com/49791. Более длительный сеанс можно провести перед сном.

Вопросы для размышления

Практикуя на этой неделе восстановление связи с телом, где вы замечали напряжение, запишите в дневнике свои впечатления от мысленного контакта с частями тела, в которых отмечается напряжение или расслабление. Что вы чувствовали по завершении короткого сеанса сканирования? Ощущаете ли какие-либо изменения в телесных ощущениях, мыслях или эмоциях?

Преимущества

Из всех практик осознанного внимания сканирование тела самая популярная — она же является отличным способом начать осваивать навыки осознанного внимания. Сканирование тела позволяет отвлечься от мыслей и сосредоточиться на физических ощущениях.

Интероцепция — это способность точно определять ощущения, которые возникают в теле. Со временем этот чувственный навык можно развить. По результатам одного из исследований, взрослые, которые практиковали сканирование тела по 20 минут в день в течение восьми недель, развили навыки интероцепции. Они могли более четко ощущать свое сердцебиение и более точно определять другие ощущения (Fischer et al. 2017). Эта способность — ключ к психологическому благополучию. Ощущая себя более ясно — в данном случае обостренно переживая собственное присутствие с помощью чувств, — мы ощущаем больше контроля в своей жизни (Farb et al. 2015). Регулярное сканирование тела поможет снизить стресс и тревогу и даже существенно облегчить симптомы депрессии (Corbett et al. 2019). Подобные практики (наряду с успокаивающим дыханием, концентрацией внимания и релаксацией) могут быть особенно полезны учителям при столкновении с конфликтным поведением учащихся в классе (Haydon et al. 2019). В конечном итоге, сознательно тренируя способность наблюдать за тем, что происходит, с любопытством, непредвзятостью и добротой, педагоги научатся более эффективно справляться со стрессом, дистанцируясь и испытывая меньше тревоги (Lomas et al. 2017).

Дополнительные материалы

• Jennings P. Mindfulness for Teachers: Simple Skills for Peace and Productivity in the Classroom

• A Three-Minute Body Scan to Cultivate Mindfulness // Mindful Magazine. URL: www.mindful.org/a-3-minute-body-scan-meditation-to-cultivate-mindfulness

• Body Scan for Sleep // Greater Good in Education. URL: ggie.berkeley.edu/practice/body-scan-for-sleep

Неделя 6. Наблюдение за своими эмоциями

Я всегда была человеком крайне чувствительным, склонным переживать за этот мир всей душой и телом. А вам это знакомо? Вы глубоко проживаете эмоции? Если так, как вы с этим справляетесь?

Исследователь эмоций Джеймс Гросс определяет эмоциональное регулирование как «процессы, при которых индивидуум влияет на то, какие эмоции ему испытывать, когда испытывать, как проживать и выражать их» (Gross 1998, 275). Если мы пытаемся регулировать эмоции и скрываем их за счастливой (или хотя бы нейтральной) маской, мы занимаемся эмоциональным трудом — «управлением эмоциями с целью создания публично наблюдаемого выражения лица и тела» (Hochschild 1983, 7).

Способность учителей регулировать свои эмоции может быть связана с удовлетворенностью работой (Brackett et al. 2010). Эмоциональный труд требует усилий и может привести к выгоранию — а также стрессу, истощению, проблемам с физическим здоровьем и ощущению фальши (Hochschild 1983; Taxer, Frenzel 2015). Результаты исследований также показывают, что, когда учителя подавляют свои эмоции или демонстрируют те, которых не испытывают (что называется, «делают хорошую мину»), в итоге попадают под влияние более негативных чувств, таких как тревога, гнев и фрустрация (Lee et al. 2016).

Итак, где же золотая середина? Как нам научиться переживать свои эмоции, не поддаваясь им? Как избежать истощения, связанного с привычкой притворяться перед учениками и коллегами, и не падать без сил на диван уже к обеду?

Путь решения проблемы

На прошлой неделе вы осваивали умение осознавать свое тело и чувственный опыт. Теперь же мы сосредоточимся на обширном и сложном внутреннем мире — эмоциональном ландшафте каждого дня. Когда мы не осознаем происходящее во внутреннем мире, он начинает диктовать нам, как взаимодействовать с другими и реагировать — не предоставляя особого выбора в этом плане. Переживая трудные эмоции, мы порой не всегда их даже полностью осознаем, но если мы начнем активно тренироваться в наблюдении над ними, то сможем гораздо легче справляться со стрессом. Открыться собственным эмоциональным переживаниям может показаться рискованным, но будет легче, если развивать самообладание

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Преодоление выгорания учителя: еженедельное руководство по повышению устойчивости, предотвращению эмоционального истощения и сохранению вдохновения в классе предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я