50 заповедей: смарткодекс эффективного руководителя

Эмелиана Светлова

ЧЕМ УНИКАЛЬНА ЭТА КНИГА?• «50 заповедей» – это книга-тренинг по психологии эффективного руководства для начинающих руководителей, основанная на российской специфике• Книга написана успешным практиком на реальном опыте• Максимально простой язык и живой разговор с читателем• Максимум практических примеров• Подтвержденные результаты• Эта книга не устареет. Ибо пока есть люди, они вступают в трудовые отношения и их психология подчиняется все тем же законам эффективности

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 50 заповедей: смарткодекс эффективного руководителя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть I. Апгрейд любимого себя

1. Будьте гуру в своей профессии

Представьте ситуацию — однажды утром вы проснулись правителем сказочного королевства. Как думаете, долго продержится страна, на которую свалилось такое счастье?

ВАЖНО: Обратите внимание на этот вопрос, задайте его себе на полном серьезе — относительно вашей профессии. Если вы — менеджер по продажам, представьте себя главой департамента из 20 человек, если юрист — руководителем практики или консалтинговой фирмы, пиарщик — директором пиар-агентства, бухгалтер — главным бухгалтером и т. д. Людям свойственно ошибаться в оценке своих компетенций. Оцените себя как профессионала по 10-балльной шкале. Попробуйте определить уровень, на который можете претендовать. Готовы ли вы быть авторитетом и вести за собой команду из 2—5 человек? Или большой отдел в 15—30 сотрудников? А может, вам пора открывать свое дело и конкурировать с акулами рынка лицом к лицу, не отсиживаясь за каменной стеной стабильной крупной компании?

Профессиональная некомпетентность в руководстве недопустима («не боги горшки обжигают»), но даже высокий уровень профессионализма — и тот не всегда достаточен для эффективности в руководстве. Нужен уровень «гуру», то есть в любой ситуации вы должны быть на шаг впереди, на голову выше. И здесь есть важный секрет.

Никогда нельзя знать всего. Ваши люди вполне могут в каком-то вопросе быть смышленее и талантливее вас. Быть гуру — вовсе не значит быть ходячей энциклопедией. Это значит быть мудрее и опытнее всех. И речь здесь не идет о возрасте или длительности опыта — только об уровне восприятия и осмысления, скорости реакций и их качестве, приводящем к эффективному результату. Получая вызов, вы должны моментально оценить задачу и выдать оптимальные рекомендации по дальнейшим действиям, в том числе, по делегированию задач внутри команды. Именно ваше слово должно быть оценено сотрудниками как наиболее профессиональное и эффективное. Быть гуру — значит всегда знать, ЧТО делать, и уметь лучше всех объяснить, КАК.

В вашем подчинении могут находиться отдельные сотрудники или микроподразделения, владеющие специализированными навыками, о которых вы имеете лишь поверхностное представление.

Пример: дизайнеры, интернет-маркетологи в отделе маркетинга; специализированные административные (водители, секретари) или целевые сотрудники (бухгалтеры, юристы, айтишники и проч.), если вы решили возглавить собственный бизнес.

Что делать, чтобы эффективно управлять такими сотрудниками? Есть несколько правил:

Изучите специализированные области и получите в работе с ними максимум опыта — настолько, чтобы: говорить с сотрудниками на одном языке, грамотно ставить задачи и оценивать их работу, быть в курсе последних трендов, технических новинок;

•Мыслите системно, глобально, ваша задача — знать четкие ответы на вопросы «что», «когда», «за сколько» вы хотите получить, и грамотно построить обсуждение вопроса «как»;

•Регулярно проводите экспертные совещания со своими специализированными сотрудниками, используйте эти мероприятия как средство повышения лояльности, мотивации и заинтересованности сотрудников, и незаметно — для повышения собственной грамотности в специализированных вопросах;

•Имейте в арсенале собственных независимых экспертов, которые могли бы помочь вам оценить результаты работы вашего специализированного персонала.

А может быть, вы уже на уровне гуру? Проверьте себя по следующим признакам:

Вы всегда знаете, что и как делать, чтобы добиться эффективного результата;

•Вы максимально быстры и эффективны в решении оперативных вопросов;

•Ваши сотрудники благодарны и гордятся вами за то, что у вас всегда можно чему-нибудь научиться;

•Вы всегда делитесь чем-то новым и интересным;

•Вы постоянно занимаетесь самообразованием, расширяете кругозор;

•Вы — трендсеттер, постоянно предлагаете инновации;

•Даже конкуренты и недоброжелатели признают, что вы высокопрофессиональны и эффективны;

•Высшее руководство знает вас лично и, бывает, привлекает лично вас и вашу команду к работе над проектом в обход вашего непосредственного руководителя.

Большинство признаков — про вас? Еще нет? Стремитесь. Следующие заповеди вам помогут. И помните: даже если у вас ученая степень по действующей профессии, это только основа. Мир меняется ежесекундно, никогда нельзя останавливаться в развитии. О многих вещах, которые у вас есть сейчас, в детстве вы могли только мечтать — их попросту не существовало в природе. НЕЛЬЗЯ СТАТЬ ГУРУ РАЗ И НАВСЕГДА. Развитие бесконечно. Быть гуру — значит работать над собой каждый день. УЧИТЕСЬ, УЧИТЕСЬ И ЕЩЕ РАЗ УЧИТЕСЬ!

Общайтесь, расширяйте сеть профессиональных контактов, знакомьтесь с интересными людьми и внимательно слушайте, обсуждайте, спорьте. Новое рождается в дискуссиях. Избегайте профессиональной изоляции и «даунгрейда» (термин условный), когда вы вынуждены долгое время работать исключительно ради денег, исполняя нехарактерные для гуру обязанности;

Заботьтесь о своем авторитете и имидже. Ведите себя соответственно. Истинные гуру добры, а не снисходительны, никогда не пытаются кого-то принизить и «выехать» за счет кого-то, всегда придут на помощь, а не пошлют в «гугл транслэйт». Все должны знать, что вы гуру, причем, естественно, не от вас. Грамотный самопиар должен стать вашей второй натурой.

2. Осознайте свои сильные и слабые стороны

Наверное, можно не повторять вечную истину о том, что сильные стороны нужно нещадно эксплуатировать, а слабые — нещадно корректировать в интересах общего дела и эффективного результата. В XXI веке это по-прежнему так.

Однако для того, чтобы осуществлять этот принцип на практике, нужно понять и признать свои сильные и слабые стороны, а кроме того, взять за правило с ними работать. К сожалению, неэффективные руководители склонны искать соринки в глазах подчиненных, не видя бревен в своих. То есть находить сильные стороны только в себе, а слабые — только в зловредных сотрудниках.

Возможно вы, как и я, сталкивались с нижеописанной ситуацией.

Компания, в которой я работала, в связи с расширением переехала в офис на другом конце Москвы. Волей-неволей мне пришлось искать работу. Моей кандидатурой заинтересовалось российское представительство одного из крупнейших мировых производителей профессионального программного обеспечения. На собеседовании с российскими HR — аутсорсинговым и корпоративным, а также с PR-директором региона EMEA я была впечатлена высокой корпоративной культурой, информацией об интересных проектах, и была вполне готова стать членом команды. Но вот пришел день собеседования с непосредственным руководством — бывшим директором по маркетингу, перешедшим в вице-президенты по работе со стратегическими клиентами, и генеральным директором представительства. Если второй оказался более или менее соответствующим критериям эффективного руководителя высшего уровня, то дамочка-предшественница явила яркий образец «варварского» типа, несмотря на сравнительно молодой возраст. Много лет назад она пришла в эту компанию никем. К моменту собеседования превратилась в «белую кость», искренне верящую в свои привилегии. А между тем, текучка кадров в подчиненном ей подразделении была недопустимо высокой, развитие шло за счет экстенсивных методов. И даже элитное кадровое агентство, искавшее ей сотрудников, признавалось, что эффективные кандидаты к ней идти не хотят. Но об этом я узнала позже. Когда дамочка вошла в кабинет — без тени дружелюбия, хотя бы показного, с донельзя злобным выражением лица, я ей еще сочувствовала — ведь часто доля руководителя высокого уровня предполагает проблемную личную жизнь. Но дальше она кинула мне через стол визитку — реально кинула, метнула или как там кидают конфетки подданным. Я улыбнулась и проигнорировала попытку вывести собеседование в стресс-формат. Мне не составило труда переключить процесс на общение напрямую с генеральным директором, а также посадить дамочку в лужу по всем ее «заковыристым» вопросам. Все-таки я шла на должность PR-директора, а мой опыт успешного продажника, с которого я начала свою карьеру, составлял более 2 лет. Я видела, как ее белое лицо становилось все розовее, покрываясь характерными для истеричных блондинов пятнами, в то время как я улыбалась все радостнее. Через час меня отпустили, сказав, что у них еще два кандидата, а вечером специалист кадрового агентства позвонила мне, сообщив, что выбрали именно меня. Оказалось, им очень долго никто не нравился, а меня они хотят прямо сейчас. На тот момент у меня было время и ресурсы на обдуманный поиск работы, я искала себе достойное руководство, поэтому я рассказала кадровому специалисту все как есть, сообщив, что работать конкретно с этой дамой не буду ни при каких обстоятельствах (предполагался длительный период ее кураторства — фактически руководства — над PR-подразделением). Тогда я и узнала о прочих ее постыдных привычках в работе с людьми.

Конечно, дамочка и ее начальство, хотя и потеряли нужного кандидата, не сделали нужных выводов, ведь ни один корпоративный HR или коммерческий кадровик, зависимый от прихотей клиента и дорожащий своим местом, не расскажет истинных причин отказа кандидатов. Именно поэтому, кстати, вопросы эффективности руководства не могут решаться на уровне HR — за редким исключением, это зависимое служебное подразделение, не имеющее полномочий выступать объективным экспертом и серьезно корректировать сложившуюся ситуацию в корпоративной политике. НО: я сделала все от меня зависящее, чтобы дама почувствовала, что ее истероидные реакции и необоснованная самоуверенность не могут считаться сильной стороной. Это — постыдная слабость, которую надо истреблять как заразу.

Неэффективные руководители часто принимают за сильные стороны отрицательные свойства своей натуры и даже психологические проблемы. «Это жесткий, сложный руководитель. Обладаете ли вы достаточной стрессоустойчивостью, лояльностью, коммуникабельностью, чтобы соответствовать требованиям Марии Ивановны (Ивана Петровича)?». Такой вопрос — сплошь и рядом на собеседованиях в России. Это беда, того же масштаба, как дураки и дороги.

Слабых сторон, как правило, они за собой не признают. Или это может быть так: корпоратив, алкоголь, в кругу лояльных подхалимов вдруг звучит «шутка»: «а вообще-то у меня мерзкий характер, да, Вася?» (И с гоготом хлопает бедного Васю по спине с усилием килограммов в двадцать). Вопрос, конечно же, наводящий — на стройный хор, поющий песню «вы у нас самый лучший, шеф, самый крутой шеф на свете».

Здесь нужно уяснить два важных правила:

•Ваши права на «сложный характер», импульсивность, истерию и прочие атрибуты бытового понимания силы заканчиваются, как только к вам в подчинение поступил хотя бы один человек. Это вовсе не значит, что вы должны стать идеальным в жизни. Вы должны понять и принять, что работа руководителя и ваша личная самореализация — разные вещи. Вне работы каждый волен делать что угодно, в зависимости от степени эволюционного развития. Вы всегда можете пойти в бойцовский клуб и избавиться от агрессии, посетить салон красоты или магазин взрослых игрушек, вынести мозг первому встречному, не уступить место беременной женщине (если совсем дурно воспитаны). Только закон властен над вами. Остальное зависит лишь от вас. Будьте хорошим или не достойным уважения — вне работы это ваш выбор. Переступили порог офиса — вернулись к заповедям.

•И если вы поняли, что не можете и не хотите обуздать свой нрав — оставайтесь дорогостоящим экспертом-одиночкой или станьте владельцем бизнеса, который наймет эффективную команду управленцев и будет взаимодействовать с людьми через этот буфер. Будут вас терпеть с вашими тараканами или нет — уже выбор вашего руководства (если вы наемный работник) или подчиненных вам управленцев (если владелец бизнеса). По крайней мере, никто не будет вынужденно зависеть от вас, и при случае вас поставят на место.

Наверное, возникает вопрос, почему я придаю столь серьезное значение проблеме «сложных людей» в руководстве. Ведь действительно, из-за массовости этого явления в России с ним давно как бы смирились — нашли оправдания, возвели даже в культ в некоторых корпоративных традициях. А посмотрите на схему, демонстрирующую генезис неэффективности в руководстве. В начале этой схемы — как раз варварский (с вашего позволения, перестану использовать кавычки, дабы не перегружать текст) психологический волюнтаризм.

Непризнание необходимости самоконтроля и следования правилам эффективного руководства → Неконтролируемая эмоциональная нестабильность → Неадекватные оценки → Необдуманные и нелогичные решения → Спонтанные действия → Серьезные ошибки → Стратегические просчеты → Неэффективный результат (потерянные деньги, люди, другие ресурсы, выигрыш конкурентов, недовольство сотрудников и высшего руководства, и т.д.)

И это всегда работает именно так. Неотвратимо.

Как же определить свои слабые и сильные стороны? Запомните — «слабые стороны» в сфере руководства — это те качества, которые делают вас неэффективным, а сильные — вовсе не стандартный обывательский набор «сильного человека». Цивилизованный бизнес — это особая сфера, в которой действуют свои законы. Помимо самоконтроля, здесь важны все те качества, которые будут упомянуты в следующих заповедях. В дворовых разборках какие-то из них могли бы быть приняты за слабость. Однако вспомните, многого ли достиг самый физически сильный в вашем школьном классе второгодник? Где коротает дни склонная к насилию хабалка из двора вашего детства? Самые сильные люди в цивилизованном бизнесе — вежливы, собранны, логичны, дружелюбны, прекрасно воспитаны. Во время работы они контролируют себя на 100%. Их принципы и свойства выглядят не как маска, а как стиль жизни, не как второе, а как первое «я». Их сила — внутри. Жесткий несгибаемый стержень. Стремитесь стать именно такими, и вас ждет успех.

3. Учитесь правильно принимать решения

Ошибались ли вы когда-нибудь, принимая решения? Хотела бы я посмотреть на того, кто скажет «нет». Системе принятия эффективных решений следовало бы посвятить отдельный трактат, я обязательно вернусь к этому вопросу в книге «Эффективное руководство: конфликт интересов», а здесь обозначу общие принципы, которые следует помнить в любой, даже самой сложной для решения ситуации.

Вначале — аксиомы:

•Ошибки неизбежны

•Страшны не ошибки, а их неустраненные последствия

Осознание этих аксиом и релевантная постановка целей делает руководство гораздо эффективнее. В том числе, поэтому бесполезный слоган «принимайте правильные решения», широко распространенный в обывательских статьях, я заменила на «принимайте решения правильно». Неясна разница? Еще одна аксиома:

•Правильное — относительно

Каковы же критерии и последовательность правильного принятия решений? Рассмотрим ситуацию внешнего вызова и оптимальный процесс принятия решения по нему.

Шаг 1. Получив внешний вызов (вопрос, задачу, проблему, требующую решения), оцените срочность: узнайте дедлайн, рассчитайте время на принятие решения, время на реализацию — по всей предполагаемой производственной цепочке.

Шаг 2. Оцените соответствие уровня компетенций вашего подразделения уровню вызова: требуется ли аутсорсинг, требуется ли участие вашего руководства и др. Как правило, это крайне тонкий вопрос. Часто руководство неэффективного типа требует нечто «под ключ» в формате «пойди туда не знаю куда, сделай то не знаю что, но чтобы мне понравилось». В этих случаях руководство надо тонко допросить, добившись предельно возможного прояснения ожидаемого результата. Иначе получится совершенно не то. Скорее всего, придется выслушать тираду «вот я вас взял, чтобы ВЫ мне сказали, что и как сделать, мне не нужен был секретарь», но вам ведь важен эффективный результат, а не тишь да гладь, заканчивающаяся катастрофой. В случае, если ваших компетенций недостаточно и требуется помощь извне или экспертное мнение руководства, если наличествует некая «особая ситуация» (вроде конфликта интересов подразделений), честно сообщите об этом. Объясните, что заботитесь о благе компании, что вам важнее не собственный имидж, а результат, и вы стремитесь сделать все наилучшим образом.

Шаг 3. После того как у вас сложилось четкое понимание временных ресурсов и производственных процессов, необходимых для достижения результата, примите решение о дальнейших действиях и последовательно приступайте к их выполнению.

Шаг 4. По завершении выполнения обязательно оцените процесс и полученный результат. Сделайте необходимые выводы для последующего применения в похожих ситуациях.

Если речь идет о внутреннем вызове — например, вы понимаете, что сотрудник, доставшийся вам «по наследству», не соответствует требованиям, необходимым для эффективной работы в вашем подразделении, и надо принять решение, что с этим делать, действуйте по тому же логическому принципу:

Оцените, сколько у вас времени на принятие решения, на дальнейшие связанные с ним действия во всех вариантах;

•Уточните ваши полномочия (вдруг это чей-то родственник, протеже, и нужно решить проблему с «особым» подходом, и т.п.); если полномочий недостаточно, обсудите ситуацию с руководством и согласуйте юрисдикцию ваших действий;

•Примите решение и последовательно реализуйте его;

•По завершении реализации оцените фактический процесс и результат. Сделайте необходимые выводы для последующего применения в похожих ситуациях.

Собственно, внутренние решения мало чем отличаются по методологии от решений, принимаемых по внешним вызовам. А теперь — общие критерии эффективности принимаемых решений:

•Оптимальная скорость (поспешишь — людей насмешишь, протупишь — позади останешься);

•Минимизация рисков;

•Оптимизация бюджета;

•Оптимизация производственной цепочки по бизнес-процессу;

•Четкое видение результата и всех деталей процесса реализации.

Если ваши решения принимаются именно так, процент ошибок* в них минимизирован. Это и есть главная цель и смысл правильного принятия решений.

*Немного об ошибках. Признавайте их в команде как можно раньше и сразу же приступайте к минимизации негативных последствий. Даже если это грозит вам выговором, претензиями, разбором полетов и т. п. Правильно воспитанная команда всегда будет на вашей стороне в этом случае. Так же как и руководство, которое оценит ваше умение преодолевать временные трудности. И еще. Здесь очень важна постановка подхода к ответственности, о чем подробнее ниже.

4. Несите ответственность за свои решения и действия своей команды

Как только вас назначили руководителем, вы перестали отвечать только за себя — теперь вы ответственны за действия всей своей команды. В том числе, за тех сотрудников, которых привлекают напрямую другие подразделения, при вашем формальном контроле.

•Никогда не перекладывайте свою ответственность на других — сотрудников, руководство, злой рок, погоду, ПМС и прочее. Успехи и промахи вашего подразделения — ваших рук дело.

В то же время, если вам что-то мешает выполнить задачу эффективно, разберитесь с этим — добейтесь расширения полномочий, выключения из процесса ненужных звеньев и т. д. Объясните руководству, что если не будут реализованы следующие коррективы (далее список), вы сможете нести лишь ограниченную ответственность за результат.

5. Будьте уверенными. Излучайте уверенность

Уверенность эффективного руководителя состоит из компетентности, умения правильно принимать решения и нести ответственность за результат. И еще — из личной уверенности в себе — в том, что вы находитесь в правильное время на правильном месте, и оказанное вам доверие — абсолютно заслуженная вами честь. Так что если предыдущие заповеди вами тщательно проработаны и реализованы, вам остается только внешняя сторона.

Сотрудники, бывает, интересуются: «А вы уверены, шеф?». Как дети. На самом деле, это совсем не детская «проверка на вшивость». От вас ждут только одного — американской улыбки и американского же «Конечно!». Нет «авось» и «наверное», нет никаких других вариантов ответа на этот вопрос. Что делают дети, когда вы не уверены? Правильно — они никогда не будут есть эту мерзкую кашу.

Я не открою большого секрета, если напомню, что люди любят уверенных и успешных руководителей. А лузеров не любит никто. Излучайте уверенность. Проблемы? Вам нездоровится? Одно другому не мешает. Вы же не ходите голыми на работу? Так почему позволяете себе не надеть улыбку и уверенный взгляд, разрешаете себе писклявый голос? Это больше не ваше право — вести себя так. Хотели руководить — соответствуйте.

Сложно? Подумайте, например, о том, что если бы вы были членом европейской королевской семьи, вам пришлось бы воспитываться в мире жутких условностей, от которых вы бы непременно сбрендили на полпути. А в средневековье вас бы еще и придушить могли, и заколоть, и закопать, не будь у вас достаточно уверенности. Так что все справедливо, не так ли? Всего лишь выпрямить спину, поднять голову, надеть улыбку, поправить голос и взгляд, научиться не совать куда не надо руки — не такая большая цена за счастье вдохновлять целую команду.

6. Уважайте себя и других

Если у вас сложилось впечатление, что доля эффективного руководителя слишком тяжела, в ней мало радости и удовлетворения во всех смыслах, это далеко не так. Стоило бы напрягаться ради одних страданий?

Безусловно, я квалифицирую эффективное руководство прежде всего как служение, НО: это не значит ни самоотречения, ни жертвенности в обывательском и фанатичном их понимании. Иными словами — «ударили по щеке — подставь другую» — это вообще из другой реальности. Эффективный руководитель прагматичен и руководствуется общепринятыми нормами гражданского общества. В частности, он уважает себя за обоснованные достижения, уважает себя как личность и вправе требовать обоснованного уважения как от руководства, так и от членов своей команды.

Кроме того, эффективный руководитель должен научить своих сотрудников работать по тем же принципам.

На что обязательно нужно обращать внимание, чтобы жить в атмосфере уважения к себе и другим:

Никогда не позволяйте себе разговаривать с людьми на повышенных тонах или с неуважением; попытки спровоцировать вас на это строго и немедленно пресекайте; никогда не позволяйте никому разговаривать с вами в неуважительном тоне (вне рамок деловой этики). Настаивайте на соблюдении этих правил вашими сотрудниками;

•Строго придерживайтесь правил деловой коммуникации в работе с вашим подразделением и другими подразделениями, не допускайте их игнорирования вашими сотрудниками по каким бы то ни было причинам;

•Уважайте и строго соблюдайте дедлайны в работе с внутренними и внешними партнерами, требуйте от всех без исключения соблюдения установленных дедлайнов в работе с вашим подразделением;

•Всегда настаивайте на конструктивном подходе к решению каких бы то ни было вопросов. Не допускайте бесцельной эскалации конфликтов, а при их возникновении осуществляйте грамотный конфликт-менеджмент.

7. Будьте уникальными

Уникальность — понятие многозначное. В ракурсе эффективного руководства важно быть специалистом, которого трудно заменить, ибо вы представляете собой особую ценность. Это четко осознают и ваши сотрудники, и коллеги, и высшее руководство фирмы, даже если оно неэффективного типа. Важно обладать харизмой, вселяющей искреннее уважение и восхищение, и даже зависть у тех, кто такого преимущества не имеет.

Из чего состоит уникальность эффективного руководителя, и какие инструменты помогают ее сформировать и усилить?

•Внутренняя сила, стержень

•Энергия

•Компетенции

•Жизненный и профессиональный опыт

•Внешний вид, физическая форма

•Особенности речи (вербалика)

•Жестикуляция и мимика

•Уровень жизненных достижений в соотношении с возрастом

•Письменная коммуникация

•Организация окружающего пространства

•Образование (в том числе, дополнительное)

•Деловые связи

•Система работы

•Стиль жизни

Важно: речь идет о позитивной уникальности, то есть той, которая соответствует заповедям. Не путайте уникальность с производственным экстремизмом! По каждому параметру старайтесь наращивать количество «баллов уникальности», достигая успехов, которыми можно гордиться. Как именно — расскажу в следующих заповедях.

8. Будьте сильными

Как ни банально это звучит, люди тянутся к сильным. Даже если это очень плохие «сильные», что, конечно, прискорбно. Поэтому обывательское понятие сильного человека нужно обязательно разводить с понятием сильного эффективного руководителя. Вы можете быть сильным эффективным руководителем, не преступая закон, нормы морали, не ломая себя и других.

Стремясь быть сильным, главное — не скатиться до первого уровня, лидера элементарного, не обладающего ничем, кроме лидерского потенциала в обывательском его понимании и непреодолимого желания распоряжаться другими людьми. Формула силы эффективного руководителя выглядит так:

Лидерство + компетентность + мудрость + великодушие + внутренний стержень* = БАЛАНС СИЛЫ

Если баланс силы — 100%, каждая из составляющих формулы должна иметь примерно 20%, иначе баланс нарушается и рушится вся система. Представьте это в виде домика на сваях, где составляющие — сваи, которые должны быть на одном уровне, чтобы держать стены, крышу и все остальное. Одна свая выше, одна ниже — и все, домика нет. На первый взгляд, некоторые из составляющих условны, непонятно, как их определить и измерить. Это придет с опытом. Просто примите к сведению и учитывайте. Придет день — вам это очень поможет.

Кстати, в следующей книге — «Эффективное руководство: конфликт интересов» — вы найдете конкретные кейсы для разбора и поиска решения, которые помогут вам протестировать уровень баланса силы и глубоко понять смысл каждой из составляющих.

*P.S. Внутренний стержень — это сложное комплексное понятие, состоящее из устоявшегося мировоззрения, внутренней сбалансированности, самоконтроля, умения не только завоевать, но и удержать, развить и приумножить, способности в течение долгого времени эффективно выполнять одну и ту же работу, позитивного настроя не смотря ни на что и многого другого. Внутренний стержень видно сразу любому из нас. С этим человеком хочется быть рядом, работать в команде, под его руководством. Это то, что в обывательской женской терминологии называется «каменная стена».

9. Дресс-код эффективного руководителя — стиль, а не стоимость

У меня есть чудесный друг, который носит туннели (для старшего поколения — это такие вставки в мочки ушей, которые их постепенно растягивают и делают несоразмерно большими, как у африканских аборигенов). Выглядит дико, но ему нравится. Недавно его впервые в жизни назначили руководителем. Означает ли это, что ему срочно надо приводить свой стиль в соответствие с какими-то усредненными стандартами? Алгоритм размышлений на эту тему должен быть таким:

•Нет ничего ценнее вашей индивидуальности, отражающей ваш внутренний стержень. Чтобы достичь успеха, необходимо быть в ладу с собой. Но — есть мир общепринятых норм по внешнему виду, и есть дресс-код, соответствующий профессиональному профилю организации. Ваша цель — найти золотую середину, баланс интересов.

•Оцените ваш внешний вид. Если он не нарушает ничьи законные права, а также дресс-код, принятый в организации, ваше назначение на должность руководителя не должно заставлять вас бежать за брендовым пиджаком, выбрасывать вещи стоимостью меньше 100 долларов, надевать колготки в жару, если вы раньше этого не делали и т. п. Оставайтесь собой, займитесь более важными компонентами эффективности.

•Если ваш внешний вид все-таки не соответствует новому положению — например, вы сменили организацию, в ней другой дресс-код, или вы стали публичной персоной, спикером, и чувствуете, что ваша индивидуальность может быть воспринята как производственный экстремизм, придется заняться разработкой нового стиля, основанного на балансе интересов — ваших и нового окружения. Обратитесь к стилисту, почитайте журналы, присмотритесь к будущим коллегам на собеседовании. Всегда есть вещи, которые можно оставить «на сладкое» — для себя и друзей — и заменить их на что-то более нейтральное. При этом не нужно себя ломать. Подумайте, сколько всего вы любите. Наверняка у вас много разных имиджей, из которых можно выбрать подходящий.

•Не отказывайтесь от того, что является вашим вторым «я» и не противоречит первым трем правилам.

К вопросу, с которого мы начали — нужно ли моему другу избавляться от туннелей — ответ: «конечно же нет!». Ведь он работает в ИТ начальником группы программистов и тестировщиков, на публике компанию не представляет, руководителем его назначили вместе с его туннелями и условий по избавлению от них не озвучивали.

Вот маленький список примеров, который вам также поможет.

1. ИЗБАВЬТЕСЬ ОТ ЭТОГО НЕМЕДЛЕННО!

•Поврежденная, грязная вещь, которую вы по привычке таскаете с собой как талисман (сумка, аксессуар, древний разбитый гаджет, игрушка и т.п.);

•Неаккуратная, потрепанная одежда и обувь, в которых вы чувствуете себя бедным родственником, производя такое же впечатление, и за которые стыдно людям, присутствующим с вами на переговорах и на мероприятиях в публичных местах;

•Обгрызенные ногти, слезающий маникюр, волосы, растущие на ногах и других неподобающих местах у женщин, мужские короткие шорты в офисе летом и проч.;

•Вонючие носки, туалетная вода, похожая на освежитель воздуха, от которой мутит окружающих, другие специфические запахи (если вы игнорируете правила офисного общежития и пользуетесь «звездочкой» и прочими сильно «ароматными» средствами, или «лечитесь» чесноком на работе, я бы лично вас отправила работать дома с соответствующими напутствиями, ибо это производственный терроризм, не менее);

•Немытые волосы. Некоторые люди полагают, что часто мыть голову вредно, поэтому окружающие должны мириться с их засыпанными перхотью плечами и сальными сосульками на голове. Это отвратительно. Боитесь часто мыть волосы, чтобы быть чистыми — сидите дома, работайте на телефоне / в сети Интернет. Не оскорбляйте чувства людей;

•Если вы страдаете откровенной безвкусицей, и ваш обычный имидж — это макияж «боевой раскрас», прическа «как встал, так и пошел», бижутерия «под золото» и т.п., если даже покупая дорогие вещи, вы мешаете красные стринги с целлюлитом и прозрачными штанами, вам прямой путь к стилисту, в салон красоты и т. п. Только потрудитесь найти профессионалов. На этом рынке много умельцев в стиле «я так вижу», и как бы не сделали еще хуже.

2. НЕ ИЗБАВЛЯЙТЕСЬ ОТ ЭТОГО, ЕСЛИ НЕ ХОТИТЕ, И ПЕРВЫЕ ТРИ ПРАВИЛА НЕ НАРУШЕНЫ

•Туннели, татуировки, пирсинг (но не делайте новых на видных местах, если чувствуете, что уже на краю уровня приятия окружающих);

• Привычка не носить каблуки или колготки в жару (никто не имеет права заставлять вас это делать, если вы не подписывали трудовой договор, в котором это указано). НО: если вы назойливо эпатируете людей сообщениями, что не носите белье, готовьтесь к справедливому выговору. Рабочее место — не нудистский пляж (как правило), и оправдание типа «мне жарко, я натуристка» никого не волнует;

•Скромная, но добротная, чистая и стильная одежда и обувь. Если на чем-то не стоят буквы известных брендов, это не значит, что вещь плохая и место ей — не на эффективном руководителе;

•Креативная стрижка, если она сделана качественно и стильно. Не нужно бежать резать волосы в кружок, переставать делать смелую укладку. Что касается экстремальных цветов (синий, оранжевый и т.п.) — как правило, волосы в этих цветах полумертвые и непрезентабельные. Если рабочий дресс-код позволяет, их можно сохранить, но только до того момента, пока их состояние не будет поставлено вам на вид. Тогда идите и верните их к жизни, пусть и жертвуя эпатажем;

•Лишний вес. Если размер одежды не прописан в трудовом договоре, это исключительно ваше личное дело. На статус это никак не влияет. Занимайтесь этим, только если есть риск для здоровья. В остальном на современные весовые стандарты можно плевать с большого дерева;

•Экостиль и минимализм. Никто не может заставить вас носить шубу, дорогие бирюльки и тратить последние деньги на бренды. Цены на вашу одежду и виды одежды, которые вы используете, вписываясь в дресс-код, — это ваше личное дело.

Почему стиль — это так важно? С момента обретения статуса руководителя вы обязаны инвестировать в свой личный бренд (кстати, фрилансер, руководящий только собой, часто тратит на свой виртуальный и реальный бренд много больше, чем вы). Стиль, как и многое другое, о чем речь дальше — важная составляющая личного бренда. С вас будут брать пример люди, им должно быть комфортно с вами, они должны гордиться вами, наконец. И если ваши туннели помогают вам в работе, а ваши сотрудники и коллеги влюблены в ваш нестандартный имидж — это хорошо. А вот если запах «звездочки» или иных «народных» или химических средств (вроде невыполосканного стирального порошка) от вас заставляет людей пить таблетки от аллергии — грош вам цена, вы эгоист, которому не место в рядах эффективных руководителей. Сидите дома, пока не выздоровеете или не научитесь как следует полоскать одежду, руководите удаленно, ведь ваша команда должна работать как часы и в ваше отсутствие. Жестоко? Конечно. Но такова жизнь. Руководство — это служение, я уже говорила.

Итак, резюме: стильная индивидуальность, независимо от величины финансовых вложений в нее, помогает повышать эффективность руководства. Безвкусица, даже стоимостью в целое состояние, и пренебрежение правами и рабочим комфортом окружающих — убивают все ваши стремления по завоеванию расположения, а также желание работать под вашим руководством у кого бы то ни было.

10. Говорите как Цезарь, даже умирая от страха как мышь

Много лет проводя тренинги по индивидуальной вербалике (авторская разработка) для своих клиентов, я заметила, что голос и манера выражать свои мысли очень редко входят в программу работы над собой у руководителей любого ранга, которых не консультируют профессионалы. Другое дело — ораторское мастерство, когда завтра мероприятие, надо выступать, презентацию с грехом пополам слепил маркетинг, а спикер никогда в жизни не выходил на аудиторию больше толпы на корпоративе в компании. Тогда второпях заказывается тренер, которому дают 2 часа на превращение «ни бэ ни мэ» в оратора уровня Стива Джобса. Естественно, при реальном исходном «ни бэ ни мэ» заканчивается все плохо — видео с выступлением не годится для ютьюба и даже для корпоративного портала, а спикеру долго будет сниться страшный сон, как он запинается у экрана, вытирая потные ладошки о задницу, а аудитория местами спит, местами смеется.

Чтобы такого не было, нужно начинать с азов. Забудьте про ораторское мастерство до поры до времени, если природа не дала вам бархатного низкого на 100% управляемого голоса и мозга, настраиваемого на самогенерируемую, высокомотивирующую, интересную и семантически чистую речь. Такого не дано почти никому, это большая редкость (хотя я встречала образчики). Все это нарабатывается грамотными тренировками с консультантом по индивидуальной вербалике и аутотренингом по программе.

Индивидуальная вербалика — это, с одной стороны, настройка важнейшего инструмента эффективного руководства и индивидуальной самореализации для любого человека, стремящегося к успеху, с другой — подготовка к изучению ораторского мастерства, наработка навыков, которых не дала вам природа. В результате успешной работы в этом направлении вы должны получить управляемый голос, вычищенную от мусора речь, настраиваемую на разные стили в зависимости от аудитории, умение аргументировать на базовом уровне, структурировать речь под результат и включать мотивационный заряд, соответствующий этому результату. Когда придет тренер по ораторскому мастерству, ему не нужно будет тратить ваше и свое время на превращение медведя в человека, вы займетесь тонкостями убеждения аудитории в идеях, сформулированных в презентации.

Многие думают — а если мне не надо нигде выступать, зачем мне вербалика? Мегаопасное заблуждение! Каждый день вы выступаете перед своими сотрудниками. Каждый день они выставляют вам баллы за эффективность. Вербалика творит чудеса. Иногда сложнейшие вопросы решаются с помощью мудрых слов, сказанных правильным голосом с надлежащей подачей. Вспомните об этом, когда захочется взвизгнуть по телефону.

•Кстати, полезно загрузить в свой мозг важную мысль, которой учат на тренингах по продажам. Когда вы разговариваете по телефону — с клиентом, потенциальным партнером, сотрудником, с кем угодно — всегда улыбайтесь! На том конце провода это отлично «слышно». Ваша вербалика — сильное и эффективное оружие, которым грех не пользоваться.

Именно качественно проработанная индивидуальная вербалика даст вам возможность в ситуации, когда вы дрожите от страха как осиновый лист, взять себя в руки, сказать все что нужно правильным голосом и получить нужный вам результат.

Некоторые начальные рекомендации для самостоятельной работы над вербаликой:

•Запишите себя на диктофон в режиме чтения и свободного разговора. Чаще всего люди бывают неприятно удивлены своим голосом, учитывая еще и его искажение техникой. Не нужно пугаться. Вы сразу поймете, что хочется скорректировать и над чем поработать;

•Оцените качество вашей речи. Если у вас есть преодолимые недостатки (вроде пришепетывания, «каши во рту» и др.), нужно выявить и реализовать возможности исправления этих недостатков или нивелирования их эффекта. Раздражающие факторы в речи могут сильно снижать эффективность коммуникации, несмотря ни на какую толерантность цивилизованного общества. Если вас неприятно слушать — это ваша проблема, решения которой нельзя ждать от других;

•Оцените диапазон своего голоса и его качество. Высокий голос — это проблема и для мужчин, и для женщин. Визг бесит всех. Наедине с собой попробуйте почитать более низким голосом. Понижайте тембр голоса в разговоре, увеличивайте время, тренируйтесь. Это сложно и придет далеко не сразу. В идеале вы должны научиться говорить в нужном для данной аудитории тембре около 15 минут без ущерба связкам;

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 50 заповедей: смарткодекс эффективного руководителя предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я