Экономика для дебилов

Элина Ксенофонтова, 2021

Приветики, будущие бизнесмены! Неважно, что сейчас вы целевая аудитория этой книжки, в будущем вы обязательно заработаете свои миллионы, если разберетесь, как хакнуть современную экономику. Вместо того чтобы залипать на сторис дофига успешных людей в Инстике, вы сможете самостоятельно комментировать экономические новости с заумным фейсом, собирая восторженные взгляды. Начнете разбираться в том, какие отношения у спроса и предложения, как посчитать этот гребаный НДС, откуда взялся госдолг и че там вообще с кризисом. Ну, и забегайте на чай в Инстаграм @eco.nomics! Книга содержит нецензурную брань. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Почему все пекутся о ресурсах и потребностях?

В какой-то момент времени из людей, которые в целом были довольны наличием шкуры облезлого мамонта и ледяной каменной пещеры, мы превратились в тех, кто почти ежедневно окружает себя огромным количеством всякой херни: новый чехол для чехла, курс по про то, как создать курс, новый пакет, чтобы носить там другие пакеты и так до бесконечности. Почему так происходит? Неужели это всё наш осознанный выбор? Или мы все заложники странной зависимости?

В экономике есть термин «economic needs» — потребности по-нашему. Это нужда в чем-то, что необходимо для поддержания жизнедеятельности или развития личности. В нашем случае скорее для деградации. Но сейчас не об этом. Эти хочушки при наличии бабла преобразуются в покупательский спрос. Потребности все время меняются в зависимости от прогресса общества, ведь выходит 11 iPhone, затем 12, 13… и нам всё это охереть как нужно. В экономике это объясняется специальным законом возвышения потребностей — чем бы вы не обладали, вы всегда будете хотеть большего.

Хочушки по своей сути бывают двух видов: первичные и вторичные. Первичные потребности — это то, в чем нуждается наше внутреннее животное. Когда в древности человек хотел себе шкуру тигра, он делал это не из-за того, что увидел наскальный рисунок какого-то красавчика с голливудской улыбкой в такой шубке, а потому что иначе он замерзнет к чертовой матери. Это те вещи, которые нужны нам, чтобы выжить — еда, воздух, тепло, кров, интернет (вычеркните лишнее). У этих потребностей есть особенность, они не взаимозаменяемы. Нельзя подышать вместо того, чтобы поесть и стать сытым, или поспать, чтобы согреться.

Вторичные потребности — это то, что нужно нашему идиоту внутри нас — либо тому, кто дохера выебывается, либо тому, кто просто тупой. Это всё то, что нам необходимо для интеллектуальной или духовной деятельности. Кому-то новый роман Пелевина, кому-то подписка на Netflix, а кому-то на Pornohub. И эти потребности могут подменить одна другую. Без новой серии «Острых козырьков» мы погрустим, конечно, но не умрем, на крайняк, можно передернуть раз другой.

Для удовлетворения всех этих потребностей добродетельные китайцы (и не только они) создают нам множество благ — economic goods. Экономические блага представляют собой услуги или товары, способные удовлетворить человеческие потребности. Они тоже бывают разными — свободные блага и экономические. Воздух, вода, солнце, земля — всё это считается свободными благами; это то, что существует в природе само по себе без участия человека (но ничего-ничего, человечество активно трудится, чтобы это пропало). Экономические блага — это то, что создается человеком в процессе преобразования ресурсов природы. Сижки на деревьях сами по себе не растут, к сожалению.

И вот получается так, что для удовлетворения экономических потребностей нужны экономические блага. А чтобы создать экономические блага нужны ресурсы. И если мы до бесконечности можем придумывать, что нам нужно, а маркетологи запросто придумывают, чтобы нам еще впихнуть, то ресурсы этим свойством не обладают. Они ограничены, и рано или поздно закончатся. В этом и состоит основная проблема экономики — эффективно удовлетворить безграничные человеческие потребности при ограниченном количестве ресурсов. Как говорится, много хочешь — мало получишь.

Ресурсы могут быть трудовыми — в виде людишек, которые трудятся на большого дядю; материальными — в виде оборудования, станков, машин, сырья; финансовыми — это бабосики большого дяди и природными — почва, климат, полезные ископаемые, то, что считается свободным благом, но принадлежит государству. Если мы просто так возьмем мужика из ближайшего города в Таджикистане, дадим ему лопату, триста рублей и отправим в поле, в бизнес по взмаху волшебной палочки это не превратится, скорее будет похоже на начало дурацкого анекдота. Для начала ресурсы должны превратиться в факторы производства — труд, землю, капитал и предпринимательские способности. Всё как учил дедушка Адам Смит. Если с первым, вторым и третьим, вроде, всё понятно, то как быть с предпринимательскими способностями — вопрос. Экономист, как всегда, сделал бы заумный еблет и сказал, что предпринимательские способности — это целесообразная деятельность людей, направленная на получение прибыли, то есть нахождение наиболее эффективных вариантов соединения этих факторов, позволяющих максимизировать прибыль, а также принятие на себя материальной ответственности и риска. Короче говоря, сообразительный малый с железными яйцами, который умеет на всём делать бабосики. Очень важно, чтобы эти факторы производства были взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми, то есть все вместе позволяли максимально качественно делать бизнес. В последнее десятилетие к этим факторам производства еще добавляют информацию, качественную инфраструктуру и новейшие технологии. В целом, можно еще и хитрожопость добавить.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я