Экономика для дебилов

Элина Ксенофонтова, 2021

Приветики, будущие бизнесмены! Неважно, что сейчас вы целевая аудитория этой книжки, в будущем вы обязательно заработаете свои миллионы, если разберетесь, как хакнуть современную экономику. Вместо того чтобы залипать на сторис дофига успешных людей в Инстике, вы сможете самостоятельно комментировать экономические новости с заумным фейсом, собирая восторженные взгляды. Начнете разбираться в том, какие отношения у спроса и предложения, как посчитать этот гребаный НДС, откуда взялся госдолг и че там вообще с кризисом. Ну, и забегайте на чай в Инстаграм @eco.nomics! Книга содержит нецензурную брань. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

Три главных вопроса экономики: Что производить? Как? И нахуя?

Мы уже поняли, что производить бесконечное число всякой дряни, которую люди хотят купить невозможно. Хотя если зайти на AliExpress и найти там подсветку для унитаза или поводок для хомяка, то сразу кажется иначе. Тем не менее, даже у китайских производителей есть предел возможностям.

Производственные возможности — это максимум экономических благ, которые можно создать при полном и эффективном использовании ресурсов и текущем уровне развития технологий. То есть, если завод «Кобылкин» может выпустить в день максимум 1000 л пива, значит это предел его производственных возможностей. Но допустим, что этот завод производит не только пиво, но и сидр. Как понять, что и в каком количестве производить?

Для того чтобы решить эту проблемку, надо задать три главных вопроса экономики. Что производить? Как? И нахуя? Шучу, конечно. Третий вопрос — для кого? Хотя предыдущий тоже не мешало бы иногда задавать. Особенно тем кто, придумал поводок для хомяка.

На вопрос «Что производить?» отвечаем мы сами — покупатели — ежедневно. Когда вдруг во время пандемии мы все массово решили поиграть в ниндзя и решили (по собственной воле, конечно же) носить маски, мы создали спрос на этот товар. Для производителя в этот момент мы дали ответ на вопрос «Что производить?».

На вопрос «Как производить?» предприниматель должен ответить себе сам в зависимости от того, сколько у него рубликов на счету и какими технологиями он обладает. Если он — предприимчивая бабушка, которой надоело подшивать внукам брюки, то он ищет в закромах хлопковую ткань и ежедневно штампует по тридцать масок вручную, делая перерывы на «Давай поженимся». А если производитель — обладатель заводика где-нибудь в Иваново, который до этого специализировался на создании подгузников, то теперь он меняет концепцию, исходя из современных условий, и вбухивает свой миллион в медицинские маски.

Для кого производить — это вопрос, который должны задать производители покупателям. И ответ они могут дать себе сами или сделать запрос в агентство по опросам, чтобы нарисовать портрет целевой аудитории.

Получив ответы на эти несложные вопросы, нужно принять итоговое решение и запустить создание продукта. Чтобы наглядно представить себе такую ситуацию экономисты придумали кривую производственных возможностей — production possibilities curve. Да-да, вы всё правильно прочли, она именно кривая, но это не о ее эффективности, а о внешнем виде. Она представляет собой график, который показывает альтернативные возможности использования ограниченных ресурсов.

Рис. 1

Если мы ткнем в любую точку на этой дуге, то узнаем о том максимальном количестве продукта, который мы можем производить при эффективном использовании ресурсов, которыми обладаем. Давайте представим, что благо Х — это пиво, которое производит завод «Кобылкин», а благо Y — это сидр. Если мы выбираем вариант с точкой В, значит мы производим 900 л сидра в день, а пива производим 0 л, если выбираем точку А, значит производим 1000 л пива в день и 0 л сидра. Все остальные точки на графике — это варианты сочетания пива и сидора, например точка D показывает, что мы можем производить 800 л пива и 100 л сидра в день. Если проведем опрос покупателей и узнаем, что 88 % предпочитают пиво, а 12 % предпочитают сидр, это будет наш оптимальный вариант. Точки внутри графика, например F — указывают нам на неполное использование ресурсов, то есть вместо возможных 1000 л в день, мы делаем только 800 л. Точки вне графика (G) указывают нам на те ресурсы, которыми мы пока не обладаем. Мы хотели бы создавать 1200 л сидора в день, но пока наша техника на это не способна. Чем выше уровень технического прогресса, тем правее расположен график — ближе к точке G.

То количество товара, который мы отказались произвести, ради дополнительного создания другого, называется альтернативными издержками. Линия графика такая кривая не из-за того, что у того, кто ее рисовал, руки растут из жопы, а из-за того, что она отображает один из важнейших законов экономики — закон возрастающих альтернативных издержек производства. В условиях полного использования ресурсов для получения каждой дополнительной единицы товара приходится отказываться от всё возрастающего количества других товаров. Херня какая-то, не правда ли?

Короче, альтернативные издержки — это упущенная выгода. Например, в конце дня у нас осталось 316 рублей. И мы можем купить на них или две пачки «Парламента» по 158 рублей за штуку, или 4 бутылки «Короны» по 79 рублей. Если мы решили в итоге купить пиво, значит две некупленные пачки сигарет наши альтернативные издержки, то есть упущенная возможность навредить своим легким.

Но в производстве всё не так просто, мы не можем использовать одни и те же ресурсы, а производить разные вещи, мы исходим из не взаимозаменяемости ресурсов. У сидра и пива разный состав, мы не можем взять воду, солод и пивные дрожжи, и вместо того, чтобы произвести 1000 л пива, сделать 1000 л сидора. Для сидра нам понадобятся яблоки и груши, а это уже другие ресурсы и, соответственно, другие затраты. Поэтому из-за того, что природа и качества ресурсов различны, и полностью заменить один другим нельзя, действует закон возрастающих альтернативных издержек — увеличение производства одного товара ведет к тому, что производство другого товара теряет обороты.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономика для дебилов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я