Приветики, будущие бизнесмены! Неважно, что сейчас вы целевая аудитория этой книжки, в будущем вы обязательно заработаете свои миллионы, если разберетесь, как хакнуть современную экономику. Вместо того чтобы залипать на сторис дофига успешных людей в Инстике, вы сможете самостоятельно комментировать экономические новости с заумным фейсом, собирая восторженные взгляды. Начнете разбираться в том, какие отношения у спроса и предложения, как посчитать этот гребаный НДС, откуда взялся госдолг и че там вообще с кризисом. Ну, и забегайте на чай в Инстаграм @eco.nomics! Книга содержит нецензурную брань. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономика для дебилов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Что б-б-было дальше?
К XVI веку экономическая теория стала полноценной наукой, а прошло всего-то каких-то 2000 лет после движух Аристотеля, но, как говорится, тише едешь — дальше будешь. Рабство еще не отменили, но от земледелия, как от основного вида деятельности, уже отказались. Экономисты, которые имели схожие мысли, начали объединяться в школы — это почти как TikTok-хаусы, только без TikTok. Всего было девять основных направлений.
Самым первым течением, которое существовало с XVI по XVIII век, был меркантилизм, его представители — англичане Уильям Стаффорд и Томас Ман. Идеи этих ребят сильно бы взбесили Аристотеля, но, благо, он их не слышал. Они начали искать путь к богатству страны и нашли его в торговле. «Чтобы повысить доход своей страны, нужно ежегодно продавать товаров за рубеж больше, чем покупать», — считали они. То есть, экспорт должен быть всегда больше импорта. Меркантилисты решили поддержать своих пацанов и выбили помощь у государства. Те, кто продавали свои товары на внешнем рынке получили вольную торговать без лишних напрягов, а вот за ввоз товаров стали трясти конкретное бабло.
Потом в XVIII веке приходит француз Франсуа Кенэ и говорит, что все это полная херня, а вот древние греки были правы, потому что сельское хозяйство важнее торговли. Это течение называется физиократия. Его представители считали, что общество должно быть поделено на три класса — фермеры, ремесленники и землевладельцы; именно эти три категории и формируют богатство народов, а государство вообще не должно вмешиваться в экономику. Внатуре, это их корова и они ее доят!
Затем приходит время классической политической экономии. Оно существует с конца XVIII века до первой половины XIX. Основоположником этой школы является Смит, Адам Смит. Он считал, что государство не должно вмешиваться в процессы экономики — ни в производство, ни в распределение товаров, ни в экспорт и ни в импорт, всем этим будет управлять «невидимая рука» рынка. Уже думаете, что он ебобо?
«Невидимая рука» рынка — это конкуренция, которая естественным образом регулирует спрос и предложение. Смит считал, что предприниматель должен ориентироваться на собственную выгоду, а не на пользу обществу. Но для того чтобы получить выгоду, он не сможет поставить высокие цены на свои товары, поскольку тогда никто ничего не купит, а невысокие цены — это польза для общества. И все счастливы.
Потом у руля был Давид Рикардо, который тоже был классиком и считал, что государство не должно лезть в экономику, а взаимодействовать только через налогообложение. Но помни, что «лучший налог — это меньший налог», — реальная цитата Рикардо.
Затем приходит всем известный нам мужчина, в честь которого названы многие улицы городов России — Карл Маркс. Он заявил, что Смит со своей «невидимой рукой» рынка может идти самоудовлетворяться в темный уголок, а экономикой нужно управлять централизованно. Нужно отменить частную собственность, избавиться от капиталистов, равно платить за равный труд, и главное, запретить эксплуатацию человека человеком.
Во второй половине XIX века приходят Менгер, Джеволс и Вальрас и заявляют, что цель жизни человека заключается в максимальном удовлетворении своих потребностей, и поэтому стоимость товара определяется индивидуально в зависимости от его ценности и важности каждому конкретному человеку.
Объединив в себе маржинализм и взгляды классиков, на арене появились неоклассики, возглавляемые Альфредом Маршаллом. Они считали, что каждый участник экономики, от рабочего до владельца завода, стремится максимизировать свой доход и минимизировать затраты. Также как и классики, эти ребята считали, что равновесие на рынке достигается через совершенную конкуренцию и свободу частного предпринимательства.
В XX веке в США ебанула великая депрессия и после этого возникла еще одна школа — кейнсианство, в честь (неожиданно) Дж. Кейнса. Он заявил, что рыночная экономика неустойчивая и несовершенная система, а цены не могут сбалансировать спрос и предложение, поэтому государство обязательно должно вмешиваться в экономику. По понятиям или нет — не важно. Прав тот, у кого есть сила. А почему бы и да?
Параллельно существовало еще одно течение институционализм. Эти пацаны считали, что движущей силой экономики является не рынок сам по себе, а экономические институты (что бы это не значило). Также считали, что нужно использовать математические методы расчета при анализе психологических и экономических явлений. Короче, какую-то херню загнали и свалили.
И наконец последняя школа, которая появилась в 1970-х — монетаризм или чикагская экономическая школа. Ее возглавлял Милтон Фридман, он вовсю критиковал кейнсианство. Согласно взглядам монетаристов рыночная экономика — это внутренне устойчивая система, пока в нее не вмешается государство, поэтому государство должно ограничиться только денежной политикой. Для урегулирования экономики нужно использовать количество денег в обращении, банковский процент и операции по купле-продаже ценных бумаг.
Вот так кратенько мы прошлись по тому, что происходило с экономикой за последние 500 лет. В итоге кризисы и нестабильность по-прежнему с нами, а экономисты продолжают спорить о том, кто прав и мериться многочленами.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Экономика для дебилов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других