Адмиралы правят миром

Эдуард Максимович Чухраев, 2018

Уважаемые читатели! С большой благодарностью за то, что вы обратились к книге «Адмиралы правят миром», ее авторы в качестве вступления адресуют вам некоторые мысли и пояснения. Мы берем на себя смелость и ответственность утверждать, что особая категория военных людей, которым выпала честь носить высокое звание адмирал, своим ратным трудом и морской службой заслужили, чтобы появилась на свет такая книга. Мы испытываем особую гордость за то, что и в истории нашей России есть много славных и заслуженных адмиралов. Военно-морской флот и его адмиралы всегда были в почете у российского народа. Потому что Россия – это морская держава. И об этом с особым акцентом тоже идет повествование в нашей книге. Мы надеемся, что читатели, прочитав ее, получат полезную информацию и обогатят свои знания в морской истории мира и нашей страны. С пожеланиями добра и благополучия.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Адмиралы правят миром предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава III. Адмиралы, изменившие мир.

Да, своими бесстрашными морскими походами в неизведанные страны, первыми дальними плаваниями в океанах, открытиями новых земель, славными победами в морских сражениях, присоединением новых территорий и расширением национальных пространств адмиралы постоянно меняли географическую карту мира, существенно корректировали геополитику. И фактически изменяли мир. Именно они часто не только управляли флотами своих стран, но и стояли у руля важных мировых процессов. Поэтому прочно вошли в историю мира как авторы его важнейших изменений. Конечно, мы не сможем рассказать обо всех этих адмиралах, но некоторых, наиболее славных, вспомним хотя бы кратко.

3.1. Флотоводцы, менявшие Древний мир

.

Становление и развитие Древней Греции, Древнего Рима, союзы Афин и Спарты, борьба за власть и Пелопонесская война между ними (431-404 гг. до н.э.), войны с Персией, рождение империи Александра Македонского, разделение Римской империи, войны между Римом и Карфагеном (Пунические войны 264—146 гг. до н. э.). Все эти важнейшие события мировой истории происходили при активном участии военно-морских флотов государств. Этими флотами управляли или сами главные правители, или их ближайшие помощники, умелые флотоводцы.

Флотоводцы Древней Греции.

Царь острова Эвбея, сын царя Посейдона Навплий (жил в XII веке до н.э.). Он был знаменитым мореплавателем, обрел в морских путешествиях большое богатство и славу. Участвовал в походе аргонавтов. Навплий открыл созвездие Большой Медведицы и первым научился искусству навигации по нему как ориентиру. Мстя за казнь своего сына, он зажег ложный маяк для возвращавшихся с Троянской войны (рубеж XIII — XII веков до н.э.) кораблей, из-за чего многие из них погибли на прибрежных скалах.

Фемистокл — знаменитый флотоводец Древней Греции (525 год до н.э. — после 460 года до н.э.).

У древних греков стратег — это была должность главнокомандующего войском, заведовавшего в то же время внешними делами государства и отчасти финансами, включая судебную власть по всем указанным отраслям управления. Афинский политик и стратег Фемистокл, сторонник сильного флота, смог убедить соотечественников в том, что их судьба решается на море, и в результате стал спасителем отечества, победителем многочисленного персидского флота в морском сражении при Саламине. Фемистокл был вождем афинской демократии. Его политические реформы (487-486 годов до н. э.) способствовали дальнейшей демократизации афинского государственного строя. С 493 года до н.э. Фемистокл неоднократно занимал высшие должности в Афинах. Он постепенно приучал сограждан к тому, что морская мощь способна дать власть Афинам над Элладой, и преуспел в этом. Перед опасностью персидского вторжения Фемистокл призывал к примирению враждовавшие греческие государства и объединению их усилий в борьбе против Персии. Как вождь морской партии, выражавшей интересы торгово-ремесленных слоев, Фемистокл стремился упрочить морскую мощь Афин. В 483-482 годах до н.э. он превратил гавань Пирей в одну из лучших на Средиземном море, укрепил ее стенами и занялся созданием мощного флота. Было построено около 200 триер, для них готовили экипажи. Убедив афинян, что от нападения персов их спасут лишь деревянные стены кораблей, Фемистокл обеспечил охрану ближайших островов и проливов.

Триера — класс боевых кораблей, которые использовались античными цивилизациями Средиземноморья, в особенности финикийцами, античными греками и древними римлянами.

В 480 году до н. э. персидский царь Ксеркс собрал огромную армию и флот и направился вглубь Греции. Но в 481 году до н.э., когда Ксеркс готовился к вторжению, для противодействия ему возник союз Афин и Спарты, к которым присоединились другие греческие полисы (города-государства). Потому, когда персы начали наступление, им противостояли соединенные силы греков. ¶В результате мер, принятых Фемистоклом, к началу вторжения персов, располагавших, по свидетельству Геродота, 1207 триерами и до 3000 ¶вспомогательных судов, афиняне и их союзники имели 271 триеру и 9 пентеконтер (пятидесятивесельных судов). Но выучка греческих моряков оказалась выше, что и привело к поражению персов в крупном морском сражении у острова Саламин (27 сентября 480 года до н.э.). Война с персами длилась еще 30 лет, но греки действовали уже наступательно, опирась на флот, центром деятельности которого стали Афины. Основу этих успехов заложила морская политика Фемистокла.

Саламинское морское сражение.

Фемистокл много сделал для обеспечения судоходства в Черноморских проливах и на Черном море. В 478 году до н.э. флотоводец стал одним из создателей морского союза греческих государств (Делосский союз). Союз был заключен между Афинами и малоазийскими и островными греческими городами для борьбы с персидской агрессией. Жизнь Фемистокла описали историки Плутарх, Геродот, Фукидид. Благодаря их трудам сохранились сведения о первом создателе регулярного флота в Греции.

Перикл — афинский стратег и флотоводец (490 год до н.э — после 429 года до н.э.).

Афинский стратег (полководец) Перикл стал вторым после Фемистокла деятелем, который в полной мере понимал значение морского флота и сделал его основой мощи государства. Перикл происходил и с отцовской, и с материнской стороны из домов, занимавших первые места в борьбе с тиранией. Знатный и богатый, он вел скромный образ жизни и уже в молодости добился популярности в народе, будучи сторонником демократии и став наиболее влиятельным человеком в Афинах, взяв на себя все функции главного правителя. Он уделял большое внимание развитию и укреплению военно-морского флота. Перикл ввел обучение афинских граждан морскому делу, для чего в море ежегодно отправлял на восемь месяцев 60 триер, экипажи которых боролись с пиратами. Обеспечение безопасности морских путей способствовало развитию торговли. С 454 года до н.э. Перикл возглавил Морской союз из более, чем 200 греческих государств.

Перикл первым разработал план войны с пиратством, рассмотренный на общегреческом конгрессе, и создал систему обороны Черноморских проливов, позволившую восстановить сообщение Средиземного и Черного морей. С другой стороны, Перикл твердо сохранял господство над другими полисами — членами морского союза. Попытки выйти из-под контроля Афин пресекали вооруженной силой. Такую мощь афинянам дал флот, который сооружали они, тогда как остальные союзники только платили деньги. В 437 году до н. э. Перикл снарядил морскую экспедицию в Черное море и наводил порядок в греческих городах, на южных и восточных берегах, вплоть до Пантикапея (Керчь).

Но в Морском союзе греческих государств, котрым управлял Перикл, росло недовольство укрепелением власти Афин. И началась Пелопоннесская война (431-404 гг. до н. э.), которая вспыхнула как конфликт между Пелопоннесским и Афинским союзами за господство в Греции и которая завершилась уже без Перикла, так как он умер от тяжелой болезни в 429 году до н.э.

Авторитет и популярность Перикла объяснялись тем, что политика, которую он проводил, соответствовала интересам большинства населения. Период его правления совпал со временем максимального расцвета Афинского государства. И во многом успехи этой политики обеспечивала морская мощь Афин.

Выдающимся путешественником, географом и астрономом был греческий мореплаватель Пифей.

Пифей (380 до н. э. — ок. 310 до н. э.) — греческий мореплаватель, географ и первооткрыватель, один из первых античных исследователей океана.

Он был первым, кто, проникнув из Средиземного моря за Геркулесовы столбы (Гибралтар), двинулся дальше не на юг, как обычно делали финикийцы, а на север. Это человек, открывший Британские острова, описавший берега Северного моря и ощутивший на себе дыхание Арктики. Он многое сделал и для географии, и для астрономии: обнаружил новые земли, определил координаты ряда пунктов в северных широтах, измерил для них полуденную высоту Солнца и т. п. Данные Пифея учитывали крупнейшие ученые — Эратосфен, Гиппарх, историк Диодор Сицилийский. Но после завоевательных походов римлян, в I веке до н. э., выяснилось много ошибок и неточностей в рассказах Пифея, и ему вообще перестали доверять. Тем не менее, именно Пифей в IV в. до н. э. одним из первых побывал в Англии, Скандинавии, а возможно, и в Гренландии. К сожалению, о его экспедиции до нас дошли лишь отрывочные сведения, потому что позднейшие авторы называли его лжецом и высмеивали. Слишком уж невероятными казались его рассказы: он писал, что на севере море застывает и как бы покрывается скользкими медузами (можно полагать, что он видел ледяные торосы), что летом там не заходит солнце, а море «дышит» каждые 6 часов, подчиняясь фазам луны (приливы и отливы, которых нет в Средиземном море). На самом деле, достаточно и этих отрывочных сведений, чтобы считать Пифея одним из величайших астрономов, географов и первооткрывателей античного мира.

Неарх (год рождения неизвестен — умер около 312 до н. э.) — адмирал, мореплаватель, сподвижник Александра Македонского (Великого). Выходец с острова Крит. Неарх был другом детства Македонского. После Индийского похода (327г. до н.э.) он стал командующим всего греческого флота и получил приказание исследовать береговую черту Индийского моря вплоть до Персидского залива. В сентябре 325 г. до н.э. он с флотом вышел из устья Инда и дошел успешно до Персидского залива. Затем он пошел вдоль восточного берега этого залива к реке Тигр. Македонский дал ему очередное поручение — исследовать берега Аравии и Африки. Но смерть Великого Александра расстроила план этой экспедиции. Его описание путешествия (перипл) не сохранилось. Оно содержало ценные сведения о природе и населении Индии, побережья Персидского залива. Перипл Неарха широко использовался античными авторами.

В морском искусстве не уступали грекам флотводцы Древнего Рима.

Флотоводцы Древнего Рима.

Агриппа Марк Випсаний (63 до н. э. — 12 до н. э.),

Агриппа — государственный деятель, полководец и флотоводец Древнего Рима, ближайший соратник императора Августа Гая Октавиана — сыграл видную роль в укреплении военно-политического могущества Рима, развитии военного и военно-морского искусства. По его инициативе был создан манёвренный флот небольших судов — либурн. На тяжёлые корабли устанавливалась поясная броня против таранов. При ведении боя суда римского флота широко применяли метательные машины, обшитые железом снаряды, зажигательные копья с пропитанной горючей смесью паклей. Агриппа считается автором одной из первых карт мира.

Судно либурна (III-I века до н.э.).

Агриппа родился на побережье Адриатического моря, в той части Далмации, которая была известна пиратами. Здесь будущий флотоводец и получил первые представления о морском деле. Он был незнатного происхождения, но, благодаря исключительным способностям, сумел возвыситься до верховной власти. С детства его связывала дружба с Октавианом — племянником римского правителя Цезаря. После того, как Цезарь был убит, вскоре Октавиан стал императором Римской империи. Агриппа оставался его верным помощником. На протяжении 30 лет Агриппа был правой рукой первого римского императора Он был и главным его помощником в морских делах, сам проявив при этом большие способности. Влияние, которое Агриппа имел на императора, было огромным.

В 37 г.до н.э. Агриппа был назначен консулом и получил верховное командование на море. По его приказу в Мизене была построена новая военно-морская база. Здесь был построен новый флот, состоявший из больших и тяжелых кораблей с четырьмя и пятью рядами весел, способных нести на себе множество солдат и противостоять ударам легких кораблей пиратов. Днем и ночью экипажи судов упражнялись в морском искусстве. Это обеспечило Агриппе победу в двух морских сражениях с флотом Помпея Секста (младшего сына Помпея Великого) во время гражданской войны. А в 31-30 гг. до н.э. Агриппа разбил флот единственного соперника императора Октавиана в борьбе за власть в Риме — Марка Антония. Этим завершилась эпоха гражданских войн, а Египет был превращен в римскую провинцию. Агриппа же продолжал свои боевые дела, чем во многом способствовал подчинению всей Италии римскогому государству.

Флотоводцы Древнего Рима обеспечили победу в борьбе с Карфагеном. После подчинения Италии государство римлян стало одним из самых сильных и больших в западном Средиземноморье. Но римляне мечтали о большем. Они хотели завоевать остров Сцилию. Плодородная Сицилия была отделена от южного берега Италии всего лишь узким проливом.

Но в Сицилии им предстояло столкнуться не только с греками, но и с Карфагеном — сильным и большим государством, которому принадлежала западная часть этого острова. В западном Средиземноморье Карфаген был самым сильным соперником Рима. Сам город Карфаген был расположен на северном берегу Африки, в плодородной местности, как раз напротив Сицилии. По преданиям, Карфаген был основан в 814 г. до н.э. выходцами из Финикии (Финикия — одно из древних государств, расположенное на восточном берегу Средиземного моря). Здесь были отважные моряки и торговцы, бороздившие на своих кораблях во всех направлениях воды Средиземного моря. На его берегах они основали не меньше колоний, чем греки. Постепенно Карфаген превратился в столицу большого государства. В отличие от Рима, владения карфагенян не были сосредоточены в пределах одной страны, а разбросаны по многим островам и побережью западного Средиземноморья. Карфаген имел большую армию и сильный флот. Карфагенский флот считался лучшим во всём Средиземном море. Карфагеняне отваживались и на более далёкие путешествия. Например, их адмирал Ганнон с целым флотом (свыше 60 кораблей) вышел из Средиземного моря в Атлантический океан и обогнул западный берег Африки.

Рим вел три войны с Карфагеном за господство в Средиземном море. Так называемые Пунические войны (264—146 г. до н. э.). Пунические войны получили своё название из-за латинского имени финикийцев-карфагенян — пунийцев (пунов). И здесь мы вспомним двух римских флотоводцев, первых морских триуфаторах, которые добывали морские победы в этих войнах. Это Гай Дуилий и Марк Атилий Регул.

Гай Дуилий (Дуйлий) — римский флотоводец и политик времен Первой Пунической войны. Он был избран консулом Рима. Это была высшая выборная должность в эпоху республики в Древнем Риме. Должность консула была коллегиальной, то есть консулов было сразу двое, избирались они на один год. Консулы обладали высшей гражданской и военной властью (в эпоху империи консулы утратили реальную власть). Дуилий принял верховное командование над флотом, непосредственно участвуя в его постройке и оснащении. По решению сената римляне энергично взялись за постройку флота. В течение года было выстроено 120 пятипалубных судов (пентеры). Одновременно с постройкой флота велось и обучение матросов.

Флот для римлян был делом новым и намного уступал карфагенскому флоту в быстроте и легкости передвижений. Сознание этого недостатка привело к изобретению римлянами знаменитых абордажных воронов. Гай Дуилий лично изобрел и ввел на флоте это остроумное техническое приспособление, которое изменило характер морского боя.

Римская пентера.

Вороны представляли собой перекидные мостики, снабжённые перилами и острым крюком (похожим на клюв ворона) на конце. Эти мостики устанавливались на носу римских кораблей в вертикальном положении и привязывались к мачте. Когда такой корабль подходил на близкое расстояние к вражескому судну, мостик отвязывали. Он падал и впивался крюком в палубу вражеского корабля. Римляне быстро перебегали по мостику и начинали бой на палубе вражеского корабля, как на суше. А в подобных боях римская пехота не знала себе равной. Благодаря этому нововведению, молодой римский флот в 260 г. до н. э. под командованием Дуилия одержал крупную победу над карфагенским. Дуилий выступил против карфагенского флота, находившегося при Милах под начальством Ганнибала Гискона. Маневры карфагенян не имели успеха, корабли их были захвачены абордажными снарядами, 50 кораблей взяты в плен или уничтожены. Так Гай Дуилий добыл первую морскую победу для римлян.

Реконструкция ростральной колонны Гая Дуилия.

Морская победа при Милах вызвала в Риме невероятный восторг. Будучи неодолимыми на суше, римляне стали теперь непобедимыми и на морских просторах. Дуилий вернулся в Рим в окружении громкой славы и почета. В честь первой морской победы в Риме была воздвигнута мраморная ростральная колонна, к которой прикрепили отрубленные носы захваченных карфагенских кораблей.

Марк Атилий Регул (299-250 до н.э.), консул Римской республики (267г. и 256г. до н.э.), полководец и флотоводец.

Окрылённые успехами в морских битвах с Карфагеном, римляне решили организовать экспедицию в Африку, чтобы овладеть самим Карфагеном. Эта ¶экспедиция была предпринята в 256 году до н.э. под руководством консула Марка Атилия Регула. Сначала Регул с флотом в 300 кораблей разбил карфагенян у южного берега Сицилии. Дела римлян шли блестяще. Регул не только разбил ещё раз карфагенский флот, но, благополучно высадившись в Африке, занял более 70 городов и, наконец, осадил самый Карфаген. Карфагеняне вынуждены были просить мира, но Регул, опьянённый своими успехами, не только отказался вести мирные переговоры, но, заранее уверенный в победе, отпустил значительную часть войска домой, в Италию. В 255 году до н.э. экспедиция Регула окончилась полным крахом: римское войско в битве под Карфагеном было разгромлено, Регул взят в плен, а флот, забравший остатки разбитой армии, попал на обратном пути в сильный шторм и целиком погиб. Неудача этой экспедиции затянула войну с Карфагеном на долгие годы. И только, когда Рим создал флот заново и нанес поражение карфагенскому флоту при Эгатских островах (241 г. до н.э.), Карфагену пришлось согласиться на тяжелые условия мира.

Регул прожил 5 лет в плену у карфагенян. В 250 году до н. э. они отправили в Рим послов для ведения переговоров о мире на наиболее выгодных условиях. Вместе с этим посольством Регул в качестве посредника был отправлен в Рим со следующим условием: он должен будет возвратиться в Карфаген, если его посредничество не будет иметь успеха. В Риме он пытался убедить Римский сенат не принимать условий карфагенян, за что по его возвращении и был казнен. Но достоверность этого предания весьма сомнительна. Гораздо правдоподобнее тот факт, что Марк Атилий Регул умер естественной смертью. ¶ Итак, несмотря на сильную армию, только флот позволил Риму обрести господство на Средиземном море. А имена победителей в первых морских сражениях со временем появились на бортах итальянских кораблей.

Гней Помпей Великий (106 — 48 гг. до н.э.) — древнеримский государственный деятель, полководец и флотоводец, консул Римской республики (70, 55 и 52-го годов до н. э.), командующий лояльными сенату войсками и флотом в Гражданской войне (49—45 годов до н. э.).

Флотоводцы Древнего Рима талантливо проявили себя в сложное время внутренних междуусобиц, в период борьбы главных претендентов в борьбе за власть и в годы гражданских войн. Срели флотоводцев наибольшую известность имел Помпей Великий Гней.

Помпей вошел в историю как большой и успешный борец с пиратами на море. Первыми морскими пиратами, по всей видимости, были финикийцы. Когда римляне осуществили свою главную мечту — сравняли с землёй Карфаген, они разом лишили финикийских мореходов и главного торгового партнёра, и процветающего бизнеса. С расстройства те стали морскими пиратами. И если верить Гомеру, то к I-II веку до н.э. они уже контролировали всё Средиземное море: от Геллеспонта до Геркулесовых столбов. Пираты настолько распоясались, что подвергли Рим морской блокаде (1 век до н.э.). Получив большие полномочия для борьбы с морскими пиратами весной 67 года до н.э., Помпей с сильным войском (120 тысяч пехоты и 5 тысяч всадников) на 500 кораблях вышел в море.

Для более успешной борьбы и поиска пиратов Помпей предварительно разделил морскую «территорию» на 13 округов и поручил каждый отдельный округ специальному легату (посланнику римского сената). На первом этапе Помпей решил очистить от пиратов сицилийские и африканские воды. Это ему удалось сделать за 40 дней. Затем с 60 лучшими кораблями Помпей отправился в сердце пиратов — Киликию, где взял Антикрат. Были уничтожены стоянки и замки пиратов, захвачено около 400 кораблей и истреблено до 10 тысяч человек. Так завершилась война в области восточного бассейна Средиземного моря, и уже летом того же года на Средиземноморье началась мирная жизнь, торговля вновь стала процветать. ¶ После окончания войны с пиратами народное собрание Рима наделило Помпея огромными полномочиями. До этого никогда такая громадная власть не сосредоточивалась в руках одного человека. Помпей успешно провел очередной ряд боевых действий, в результате чего к 66 году до н.э. почти вся Азия, к западу от Евфрата, была в руках римлян. В Римской республике появились провинции Вифиния и Понт, Киликия (с Памфилией и Исаврией) и Сирия (с Финикией и Палестиной). В 61 году до н.э состоялся триумфальный въезд Помпея в Рим. Ему оказывались неслыханные до этого почести, и было предоставлено право: носить лавровый венок и триумфальную одежду. Но Помпей не решился захватить власть в Риме и распустил свои легионы. В 60 году до н.э. Помпей вошел в 1-й триумвират (политический союз в древнем Риме в составе главных политических лиц Гая Юлия Цезаря, Гнея Помпея Великого и Марка Лициния Красса). А в 59 году до н.э. он стал консулом. Но после распада триумвирата (53 год до н.э.) Помпей воевал уже против Цезаря (будущего римского диктатора, монарха). В 50 году до н.э. он собрал крупнейший флот из 500 боевых и многочисленных вспомогательных судов, усиленно обучал войска и сам, несмотря на возраст, демонстрировал завидную способность владеть оружием. В 48 году до н.э. Помпей победил Цезаря при Диррахии (Эпир).

Распределение провинций между триумвирами: Цезарь: Цизальпийская Галлия, Нарбонская Галлия, Иллирик. Помпей: Ближняя Испания, Дальняя Испания. Красс: Сирия. Черным цветом показаны другие провинции Римской республики.

Несколько раз Цезарь вступал с Помпеем в бои на суше и море, один раз понес большое поражение, но все же смог разгромить Помпея при Фарсале в 48 году до н.э. Помпей сразу же начал собирать морские силы. Желая создать себе убежище, флотоводец отправился в Египет, но был там предательски убит египетскими правителями на следующий день после того, как ему исполнилось 58 лет. Цезарь сжег голову Помпея и пепел захоронил с особыми почестями. ¶Природа наделила Помпея замечательными военными способностями, физической силой, выдержкой, храбростью. Его популярность в Риме объяснялась, прежде всего, военной славой, которую Помпей добыл на полях сражений и в морских походах. Двое его сыновей — Гней Помпей Младший и Помпей Секст — пошли по стопам отца и стали полководцами. Помпей Секст сопровождал своего отца в Египет, где стал свидетелем его смерти. После смерти Цезаря ему удалось встать во главе флота, с помощью которого он занял значительную часть Испании и Сицилию. Позже он активно сражался с флотом Октавиана (основателя Римской империи). В 36 году до н.э произошло морское сражение при Навлохе. Победа была одержана Октавианом, и Помпей Секст на уцелевших кораблях отплыл вместе со своей дочерью и сокровищами на восток. В Милете (древнегреческий город на западном побережье Малой Азии) он был убит. Смерть младшего сына Помпея Великого развязала руки Октавиану и ускорила его триумфальный въезд в Рим.

3.2. Флотоводцы, решавшие судьбы религий мира.

Военные флоты активно участвовали в утверждении господства основных религий в мире. И вновь на это, в полном смысле, святое дело флоты вели их предводители, адмиралы или даже сами верховные правители. Так было при расколе христианской религии на православие и протестанство. Так было и при утверждении ведущих религий в Азии. Но наиболее существенными были войны в Средиземном море на религиозной основе между христианами и мусульманами во втором тысячелетии. В период XI—XV вв. с участием флота состоялась серия религиозных военных походов из Западной Европы в Иерусалим и Святую землю против мусульман. Их возглавляли верховные правители государств. Это так называемые походы крестоносцев. Название «крестоносцы» появилось потому, что участники крестовых походов нашивали себе на одежду кресты.

Флотоводцы Азии.

Удивительно, но даже такой сухопутный народ, как монголы, в начале второго тысячелетия имели мощный военный флот, и у них были свои флотоводцы, даже в ранге главных правителей государства. Это стало возможным, благодаря тому, что в то время монголы проводили политику завоевания других стран, у которых был выход к морю. В эти страны они несли и свою религию. Именно в это время в ведущих странах Азии распростаринились основные религии: буддизм, ислам и христиантсво.

Удивительно также и то, что именно в азиатских государствах во втором тысячелетии активно строились современные боевых корабли, развивались военно-морские флоты и накапливался богатый опыт их боевого использования. В этом отношении в тот исторический период Азия даже опережала Европу.

Хубилай (1215/1216 — 1294) — последний великий монгольский хан, основатель монгольского государства Юань (1271), в состав которого входил Китай. Лично руководил развитием военного флота империи и управлял им в завоевательных походах.

Хубилай был внуком знаменитого Чингисхана. Предшественник Хубилая, великий хан Мунке, послал его с войском завоевывать Китай. Тот овладел всей Азией, в 1258 году покорил Корею; и Чампу (Вьетнам), в 1260 году напал на Южный Китай. В 1260 году, после смерти Мунке, Хубилай захватил престол. Овладев значительной частью Китая, в 1271 году он дал династии название Юань. В 1279 году его войска разгромили империю Сун, а в 1280 году хан провозгласил себя императором. Династия Юань стала господствовать на всей территории Китая. При ней большое значение в Китае приобрела буддистская церковь. Приближенным Хубилая был Марко Поло (известный итальянский путешественник), оставивший описание империи Юань.

Хубилая не удовлетворили захваты на континенте. В 1266 году хан обратил внимание на Японию и решил овладеть ею. Началась подготовка к вторжению. Хубилай стротил для этого военный флот. Монголы сами судов не строили. Они воспользовались верфями и мастерами Кореи и других покоренных стран. Несколько лет потребовалось, чтобы соорудить флот из 900 судов, на которых разместились 40 000 человек. 3 октября 1274 года суда под кроваво-красными вымпелами на мачтах под общим управлением Хубилая вышли из корейского порта Масан и 19 октября вступили в залив Хаката на острове Кюсю в Японии. Первоначально монголы одержали победу. Но вскоре японцы получили подкрепление и заставили завоевателей уже к вечеру 20 октября отступить на суда, стоявшие в заливе на якорях. Хубилай не собирался признавать неудачу. Однако ему помешала природа. В ночь на 21 октября налетел тайфун, и монгольскому флоту пришлось выйти в море. Сильный ветер и волнение погубили 200 судов с воинами. Пришлось прекратить боевые действия и вернуть флот в Корею. ¶Но Хубилай не отказался от замысла овладеть Японией. В 1276 году он разгромил столицу Южного Китая и установил контроль над всей страной. В его руки попали большие кораблестроительные ресурсы. Немедленно хан приказал увеличивать флоты в Китае и Корее. Основу первого флота Хубилая составили военные джонки с прочным корпусом, высоко поднятым носом и кормой и с латинским парусным вооружением. Каждое из 1170 таких судов водоизмещением 400 тонн и длиной 72 метра вмещало 60 человек команды и воинов и вело на буксире"десантное судно"с 20 воинами баторами (богатырями) на борту. Но второй флот уже включал около 300 больших военных кораблей, поднимавших по 100 человек. Сверх того, в него входили 600 кораблей среднего размера и 900 малых, а также суда для перевозки провизии и воды. Нет сомнения, что основная масса монгольских воинов, хорошо подготовленная к боевым действиям на суше, мало годилась в качестве моряков. Их работа начиналась после высадки. Основу команд многочисленного флота составили моряки из покоренных стран (Кореи и Китая).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Адмиралы правят миром предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я