Пробуждение. Раскрытие своей истинной природы и предназначения

Эдвард Уолд, 2021

Книга о смысле жизни каждого человека, о глубинном понимании своей сути, истинной природы и предназначения. Зачем мы все здесь? Зачем именно вы здесь? Как гармонично раскрывать свой потенциал? Без реализации своего истинного «Я» мы не сможем полноценно чувствовать себя счастливыми на глубинном уровне. Мы можем найти свой истинный Путь, свой уникальный аутентичный способ взаимодействия с Миром, привнося больше любви в пространство и даря настоящее благо, делая счастливее всех: и свою жизнь, и жизнь других людей, и жизнь Целого.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пробуждение. Раскрытие своей истинной природы и предназначения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Часть вторая. Исследование своего текущего состояния

Глава 1. Успокоение ума и очищение сознания

Разговор с Богом начинается

с разговора с самим собой.

Андрей Тарковский

Первое, с чего мы начинаем — это успокоение ума. Для чего это нужно? Мы можем найти сотни техник и психологических тестов, услышать множество советов от разных людей о том, как понять своё предназначение, чем вам заниматься и так далее, но самый главный компас всегда был и всегда будет — у нас внутри. И как раз состояние спокойного ума и ясного сознания включает этот компас. Усиливается ваша собственная интуиция: вы начинаете лучше понимать себя, видеть истинность или ложность своих целей и действий, различать свою глубинную аутентичность и тоньше ощущать взаимодействие с Миром. Вы замечаете, как Мир начинает вам посылать подсказки, знаки, людей, советы, возможности, ситуации. Но, чтобы выстроить гармоничные взаимодействия с Миром, чтобы наладить подлинный контакт с Целым — сперва необходимо наладить контакт с самим собой. И для этого я рекомендую простую ежедневную практику, которая, возможно, будет звучать шокирующе для многих современных занятых людей.

Час уединения

Это — один час в день для уединения. Час минимум. Что это означает? Это означает, что у вас в жизни должно быть свободное пространство для тишины и безмолвия, для самопознания, самоосознания. Один час в день для уединения, где вас никто и ничто не отвлекает, где у вас нет никаких обязанностей, вы никуда в это время не торопитесь. Если есть дома такая возможность, можете оставаться в комнате наедине с собой. Если дома такой возможности нет, тогда можно найти укромное место в парке или в каком-либо другом месте на открытом воздухе или в помещении, где вы остаётесь один на один с самими собой. Вы можете просто сидеть в тишине и молчать, можете наблюдать за своими мыслями, можете заниматься медитацией, различными техниками для концентрации внимания, наблюдением за дыханием, за воздухом, за звуками. Можете заниматься фрирайтингом, то есть писать всё, что приходит в голову; можете выписывать свои цели и озарения, выводы по самонаблюдению; писать, что вы хотите в жизни, как вы себя ощущаете, счастливы ли вы, что вас беспокоит и почему. И так далее до тех пор, пока не наступит тишина в голове. Таким образом, мы начинаем с безмолвия и тишины на внешнем уровне и плавно расширяем пространство тишины внутри себя.

Также можно делать различные статические или медленные динамические упражнения, например, комплексы из практик цигун, йоги или тайцзи; можно даже делать произвольные импровизированные движения по внутреннему импульсу. Можно, наоборот, выполнять активные упражнения, бегать, плавать, рисовать, музицировать, но всё это — с целью возвращения вашего контакта со своей энергией, со своим телом, с самими собой. И в этот момент вы освобождаетесь от всего внешне привнесённого в ваше сознание, очищаете ваше внутреннее пространство. Вы избавляетесь от всего навязанного извне и ложного. Здесь вы начинаете чувствовать: «Где я? Где я настоящий? Что есть внутри меня, что не зависит ни от каких внешних факторов?». Это и есть ваше истинное «Я», ваша истинная природа, ваш центр, ваша внутренняя глубина, ваша суть. На этом уровне нет влияния времени и пространства. На этом уровне мы едины с Целым.

Час уединения — это мощная практика, которая вам даст всё необходимое для дальнейшего раскрытия потенциала. Возможно, кто-то скажет: «Как можно выделить час в день, если я уже два года не могу внедрить и пяти минут для новой привычки, например, для изучения иностранных слов?» Если сейчас нет возможности найти время для ежедневной практики уединения, то для начала будет уже хорошо, если в течение недели у вас будет хотя бы два-три дня, в которых вы, как минимум, один час будете предоставлены сами себе. Главное — чтобы в нашей жизни было свободное пространство. Пространство для тишины, где вы восстанавливаете контакт с самими собой настоящими.

Почему я предлагаю именно час, а не двадцать минут или полчаса? Минимум час нужен для того, чтобы у вас было спокойное состояние, чтобы вас ничто не беспокоило, чтобы вы не тревожились ни о каких делах. Если вы выделите 15 минут или полчаса для уединения, но при этом будете чувствовать, что вам необходимо скоро торопиться на работу или на важную встречу, тогда эффект от пребывания в уединении будет сильно ослаблен. На моём личном опыте часто получается, что первые 20-30 минут только успокаивается ум, мысли постепенно затихают. Всё, что было в голове, очищается. И благодаря этому, вы по-настоящему пребываете в уединении. Вас никто не отвлекает во внешнем мире, никто ничего не спрашивает, у вас отключены все гаджеты. И на внутреннем уровне у вас нет беспокойства ни о чём, нет никакой информации, которую надо обрабатывать, никаких задач и проблем, которые нужно решать. Час уединения напоминает нам о самих себе, возвращает нас в своё истинное состояние. Это первый и основной шаг в ежедневной реализации своей истинной природы и предназначения.

Чем полезна практика уединения?

Внутреннее преображение

Обрети мир в своей душе,

и вокруг тебя спасутся тысячи.

Серафим Саровский

Христианский монах Серафим Саровский проводил долгие годы в уединении. Он говорил, что истинная цель жизни человека состоит в стяжании Духа Святого. Иными словами, в контексте этой книги, мы можем сказать, что наша задача — войти в пространство внутренней истины и покоя, где мы едины с Целым, с Высшим Разумом. Укореняясь всё больше в этом пространстве, мы начинаем благотворно влиять на окружающий мир вокруг нас, без особых усилий с нашей стороны. Это благотворное влияние происходит не от наших амбиций, желаний или активных действий, а от самого нашего состояния внутренней тишины и единения с Целым. Благодаря этому состоянию мы привносим в окружающий мир больше Присутствия Целого, Духа Святого, Света.

Если же мы упускаем этот этап, и при этом хотим всем помогать и «спасти весь мир», тогда высока вероятность снова попасть в психологическую ловушку «я — спаситель». Мы начинаем прилагать усилия, предпринимать множество действий, вести масштабные проекты и, таким образом, создаём много суеты и суматохи в мире, обосновывая это тем, что «мы хотим улучшить мир». Но, к сожалению, без внутреннего духовного роста, то есть без укоренения в Бытии и без взращивания безмолвного любящего осознающего Присутствия, любая такая деятельность может превратиться из благой в опасную для мира, так как создаёт напряжение, дисбаланс во Вселенной. Такие «благие проекты» зачастую хочет вести наше ложное Эго, утончённая гордыня. В подобных случаях Эго хочет выглядеть в глазах других людей добрым и хорошим человеком, «рыцарем Света», святым. Но от одного лишь желания быть святым невозможно стать святым и принять образ жизни святого. Опасно пытаться имитировать духовность, не будучи подлинно укоренённым в Бытии. Попытка искусственно делать из себя вид духовного или благостного человека, любящего всех вокруг — может привести к конфликтным ситуациям в будущем, потому что Мир почувствует, что мы слегка заблудились, и покажет нам наше реальное состояние на сегодняшний день. Это может выразиться в появлении ситуации, где либо вы выходите из-под контроля и срываетесь или заболеваете, либо люди вокруг вас выходят из-под контроля, и прорывается гнев или недовольство. Или же найдётся человек в неблагостном состоянии, который «сядет вам на шею», почуяв, что вы взяли на себя роль святого, и будет истощать вашу энергию, потому что, в действительности, на духовном внутреннем уровне мы ещё не готовы принять поле такого человека и трансформировать его во благо, как это мог бы сделать святой человек.

Когда мы встаём на путь духовного роста, нам хочется поскорее стать такими же, как Иисус или Будда, например, или известные нам святые личности. Мы хотим следовать их примерам, их заповедям и советам, и поэтому невольно начинаем подражать их образу жизни и стилю поведения. Но если это происходит без мощной внутренней трансформации, а только лишь на внешнем видимом уровне, подобный образ жизни и видения самих себя становится нашей очередной иллюзией, уловкой ложного Эго. В первую очередь, главный наш труд заключается в преображении внутреннем. Пусть вас никто не видит и не знает, как вы молитесь, медитируете, выполняете регулярно духовно-телесные практики, читаете Священные Писания, посещаете храмы, занимаетесь благотворительностью. Пусть ваш духовный путь проходит на внутреннем невидимом уровне. И тогда, постепенно, «стяжав мир в душе своей», само ваше состояние будет благотворно влиять на других людей и пространство вокруг вас. Занимайтесь внутренней духовной жизнью. А как дальше это проявится на внешнем уровне — не беспокойтесь сами, позвольте Целому направить вас, доверьтесь Миру.

Ангелы любят тишину…

Расширение вертикали жизни

Регулярная практика уединения оказывает благотворное влияние на жизнь человека. Каждый из нас, на глубинном уровне, интуитивно чувствует внутреннюю потребность в этом, но мы не всегда имеем возможность её реализовывать, в силу сложившихся традиций и образа жизни. Когда вокруг все стремятся жить динамичнее, насыщеннее и эффективнее, чтобы успеть побольше, всё меньше и меньше остаётся времени на то, чтобы побыть наедине с самими собой. Если с детства нас учили «трудиться, не покладая рук», чтобы получать хорошие оценки и достигать больших высот, то и в зрелом возрасте мы не сможем полноценно позволить себе побыть какое-то время в недеянии и расслабиться, так как нами же самими это будет восприниматься как праздность, леность и разгильдяйство. Поэтому часто нам кажется, что каждую свободную минуту необходимо заполнить каким-либо значимым делом, которое можно назвать полезной деятельностью. Ведь столько всего надо успеть сделать. Но, к сожаленью, если не происходит внутренней трансформации, такая активная деятельность относится только к видимому, поверхностному уровню жизни. А невидимый уровень при этом упускается.

Что такое невидимый уровень жизни? Это как пространство космоса между видимыми звёздами, как пространство воздуха между видимыми предметами в нашей комнате, как пространство внутри атома между его электронами, как пространство чистого сознания между нашими мыслями. Мы можем не замечать этого пространства, но это не значит, что его нет. Более того, оно имеет значительное влияние на нашу жизнь в то время, как мы, в основном, концентрируемся лишь на видимых объектах. Мы, например, можем видеть двух людей перед собой и слышать их диалог, но при этом не чувствовать связь этих людей на психическом уровне, когда они находятся в ста километрах друг от друга. Или мы можем думать, что, если на нас никто не смотрит, значит любое наше действие остаётся никем не увиденным, так же, как и невысказанная вслух мысль остаётся никем не услышанной. Однако, когда мы начинаем тоньше ощущать пространство внутри и вокруг себя, то нам открывается истина о том, что все видимые и невидимые действия (мысли, слова, поступки) записываются в общее поле Вселенной, как в космическую базу данных.

Когда мы находим время для уединения или посещаем групповые встречи, где люди направлены на восстановление контакта со своим истинным «Я» и внутреннее саморазвитие, то мы расширяем пространственное сознание. Наша жизнь наполняется глубиной. Каждое действие становится более целостным, более гармоничным. Таким образом, час уединения помогает уйти от поверхностного и реактивного образа жизни. Мы расширяем вертикаль жизни. И тогда в меньшей единице времени и при меньшем объёме действий мы находим большее благо для себя и других.

Восприятие без двойственности и осуждения

Смиренный мудрец, обладающий истинным знанием, одинаково взирает на учёного брахмана, корову, слона, собаку и собакоеда.

Бхагавад-Гита

Погружаясь всё больше во внутреннее пространство тишины, мы начинаем видеть внешний мир шире, полнее. Мы перестаём оценивать всё вокруг. Нам больше нет необходимости постоянно определять, что «это хорошо, а это плохо», «этот человек мне по душе, а этот не нравится», «это здание красивое, а то здание — отвратительное». В большинстве случаев, осуждение и оценивание окружающего мира и людей по принципу «нравится-не нравится», «моё-не моё» — идёт не от нашей истинной сути, а от ложного Эго, которое хочет везде расширить свою власть или укрепить территорию своей безопасности, как на внешнем, так и на внутреннем уровне. То, что нашему ложному «Я» оказывается по нраву, мы ассоциируем со своей личностью. Таким образом, чем больше вокруг нас людей или объектов, которые нам нравятся, тем больше мы ощущаем, будто мы распространяемся по всей этой площади. Поле нашего ложного Эго раздувается. Если же, наоборот, нам кто-то или что-то не нравится, то мы ощущаем, будто это занижает нас, уменьшает площадь нашего распространения. Поэтому мы хотим перечеркнуть, уничтожить, устранить нежелаемое, или не видеть, удалиться от него. Человек нам неприятен, и мы хотим, чтобы его рядом не было. Само это желание уже означает намерение убийства. Но кого мы намереваемся убить, когда хотим устранить что-то неприятное вокруг нас? Мы покушаемся на Целое.

Это не значит, что нам не нужно предпринимать никаких действий по улучшению пространства вокруг. Но необходимо помнить, что на истинном уровне мы хотим устранить тьму, невежество или проявление ложного Эго другого человека, а не самого человека. А желая уничтожить всего человека, мы неосознанно намереваемся уничтожить и частицу Целого, которая проявляется через него, то есть уничтожить его истинное «Я».

В тексте Бхагавад-Гиты даётся указание на то, что человек, познавший истину и Господа, видит во всех живых существах проявление Господа. Так как же мы тогда можем осуждать или оценивать что-либо происходящее вокруг нас и желать это устранить? Кто внутри нас хочет устранить что-либо вокруг нас? Если мы не принимаем Целое во всей его полноте и во всём разнообразии его проявлений и стараемся выделить для себя только то, что нам видится приемлемым для нашей жизни, то мы усиливаем отделённость от Мира, от Целого. Искусственное усиление отделённости от Мира всегда исходит от ложного Эго. Соответственно, всё, что подогревает наше чувство отделённости от других, посредством осуждения, неприятия или отвращения — идёт не от истинного «Я», а от ложного Эго. То же самое относится и к коллективным образованиям, в которых также может проявляться коллективное ложное Эго, желающее обособиться от других, осуждающее и критикующее деятельность других, отдаляющее своих адептов от ощущения всеобщего единства Целого. Вместо того, чтобы в других проявлениях Мира видеть своих братьев и сестёр, единомышленников, ложное коллективное Эго видит во всех вокруг своих конкурентов, причём как в оппонентах, так и в союзниках.

Человек, укоренённый в истинном «Я», видит во всём живом вокруг себя их истинное Бытие. На этом уровне мы все едины. И в том случае, когда по улице ходит грубиян и причиняет вред другим, такой человек видит, что действия исходят не от истинной сути того грубияна, а от его ложного Эго, то есть он в данный момент пребывает в невежестве или страсти. И тогда уже нет необходимости уничтожать этого человека или молча ненавидеть его. Если мы почувствовали, что вокруг нас появилось невежество и тьма, тогда нашей первостепенной задачей будет усилить Присутствие, любящее познающее пространство, чтобы Свет Целого смог беспрепятственно проникнуть в это поле. Человек религиозный в этот момент может помолиться Господу или попросить поддержки у святых. И тогда либо ситуация сама рассеется, либо вам будет дано свыше, как необходимо поступить. Но это будет уже не ваше желание кого-то проучить, наказать или устранить, а проявится воля Целого через вас. Чтобы обрести такую способность, необходимо усиливать Присутствие во всех обычных жизненных ситуациях. И начать можно с регулярной практики уединения.

В таком состоянии осознанности вы позволяете окружающему миру быть таким, какой он есть в настоящем моменте, безоценочно, без осуждения. В уединении вы начинаете ощущать безусловное принятия всего в Мире, начиная с полного принятия самих себя. Когда останавливается поток мыслей, перед вами буквально открывается более широкий обзор реальности. Прямо сейчас отложите книгу, посмотрите перед собой и остановите процесс осмысления всего. Не цепляйтесь взглядом ни за какой конкретный объект. Просто будьте. И вы увидите, как угол вашего зрения стал шире, теперь вы охватываете большее поле реальности. В обычной же жизни, когда мы бесконечно заняты, и ум суетлив, наш угол зрения сужается. Мы иногда не видим даже то, что находится перед собой. Наши мысли и эмоции, а точнее наше отождествление с ними, мешают нам видеть реальность. Очищая своё сознание от этой завесы и расширяя поле зрения, мы можем заметить, что наше восприятие постепенно трансформируется. Если сначала была двойственность «субъект-объект» или «наблюдатель-наблюдаемое», то теперь субъект (наблюдатель) начинает растворяться в объекте (в наблюдаемом). Исчезает грань между нами самими и тем, на что направлено наше внимание. Мы соединены с Миром.

Когда мы усиливаем Присутствие и безусловное восприятие реальности, это не значит, что мы начинаем равнодушно ко всему относиться. Может возникнуть вопрос: «Если речь идёт о безоценочном восприятии окружающего мира, то почему мы говорим о любящем познающем пространстве, о любящем Присутствии? Как оно может быть любящим, если по логике получается, что оно должно быть беспристрастным?»

Постигая внутреннюю тишину и растворяя ложное Эго, нам открывается наша истинная суть. Когда мы смотрим на окружающий мир через призму ложного Эго, мы осуждаем и оцениваем, а когда воспринимаем всё из истинного «Я», из нас струится любовь. Мы не пытаемся форсировать искусственно никакие позитивные эмоции или дружелюбное отношение к другим людям. Любовь ко всему живому приходит сама собой, когда мы находим внутренний Источник благодати. Этот Источник словно пуповиной соединён с Высшим Источником. Его колодцы бездонны, Его вода — Любовь. Она утолит любого, кто к ней прикоснётся. Она способна напоить всех.

Поэтому вместо того, чтобы специально стараться быть всегда добрым и любить всех, нам просто достаточно регулярно возвращаться к внутреннему Источнику. Чем чаще мы будем к нему приходить, тем скорее наступит момент, когда вода из Источника окатит нас с ног до головы так, что мы навсегда останемся в нём, слившись с Целым. И тогда через нас любовь Целого сможет беспрепятственно распространяться на всё вокруг.

Человек любит не потому, что ему выгодно

любить того-то и тех-то, а потому, что любовь

есть сущность его души, потому что он

не может не любить.

Лев Толстой

Уменьшение стресса

В атмосфере уединения и тишины у нас постепенно замедляется дыхание. Вместе с этим успокаивается наш ум. Чем спокойнее наш ум, тем более расслабленным становится наше тело. Когда наше сознание захвачено мыслительным потоком ума, телу некогда отдыхать. В привычном городском темпе жизни у человека в единицу времени обычно больше дел и задач, чем он способен реализовать. Это рождает в теле состояние повышенной «боеготовности», тонус, напряжение. Часть энергии, предназначенной для нормального функционирования различных органов тела, направляется на укрепление наших мышц и усиленное кровообращение. Такая стрессовая обстановка, в некоторых случаях, может быть полезной для выполнения тех или иных задач и проектов, так как мобилизует дополнительные силы в организме. Но когда человек постоянно находится в подобном режиме, не уделяя достаточно времени для снижения уровня стресса, временная боеготовность организма плавно превращается в хроническое состояние, которое впоследствии может привести к застоям энергии в теле, дисфункциям определённых органов, болезням, депрессии, психологическим проблемам и другим неприятным проявлениям.

Помимо беспокойного ума, напряжение в теле может появляться и от наших чрезмерных амбиций. Когда в реальности не реализуется то, что мы ожидаем получить, в нашем уме образуется напряжение. Чем больше ожиданий от себя и от окружающего мира, и чем больше разница между нашими желаниями и реальностью, тем сильнее внутреннее напряжение. Напряжение в уме влечёт за собой напряжение в теле. Если мы большую часть времени находимся в погоне за постоянно растущими желаниями и недовольны имеющейся реальностью, в нашем психофизическом пространстве не будет покоя и умиротворения.

Дополнительной причиной для возникновения напряжения внутри нас становятся негативные эмоции. В жизни каждого человека иногда случаются неприятные ситуации, трагедии, скандалы, которые своей мощью и негативностью оставляют зажимы в теле, обиды, страхи, неприязнь. Если мы не прорабатываем эти блоки, такие сгустки негативных эмоций остаются в нас жить до того момента, пока снова себя не проявят в деле в очередной стрессовой ситуации. Во время практики медитации и других духовно-телесных упражнений в организме человека начинают распутываться эти негативные узлы. Например, они могут выходить как воспоминания о каких-то прошлых событиях, о которых вы уже даже и забыли. Вы может и «забыли», но тело ваше помнит. Или они могут просто выходить в виде бурных эмоций, слёз, смеха, беспокойства и переживаний.

Практика уединения, в частности, дыхательные медитации и определённые физические упражнения, помогут снизить уровень напряжения в теле и проработать некоторые участки с зажимами. Чем меньше будет напряжения в вашем психофизическом пространстве, тем более умиротворёнными и уверенными вы будете пребывать в различных ситуациях, и тем проще и естественнее будет раскрываться ваш внутренний потенциал.

Разотождествление с умом и эмоциями

Пребывая в уединении и более чутко наблюдая за мыслительным процессом, мы замечаем, что мозг, как правило, рождает мысли сам по себе, без нашей воли. Во время медитации мы даём уму команду не думать и сконцентрироваться на чём-то. Если бы ум был тотально под нашим контролем, то он бы просто выполнил эту команду. Но по факту ум начинает сам генерировать мыслительный поток, решать наши актуальные задачи, прорабатывать ситуации из прошлого, генерировать идеи для будущего.

Человек считает, что его мыслительный процесс — это он и есть, что его думающий мозг — это и есть он сам. У некоторых людей, к сожалению, это отождествление не прекращается до конца жизни. Другим повезло больше. Начинает ослабевать зависимость от ума. У кого-то это происходит позже, у кого-то раньше — когда человек впервые открывает для себя истину, что его ум мыслит сам по себе. Чем больше мы практикуем уединение, тем проще нам разотождествиться с мыслительным потоком внутри. Мы продолжаем думать, но уже понимаем, что это думаем не мы, а наш мозг. И в нас усиливается способность наблюдать за мыслительным процессом со стороны. Теперь вместо «я думаю» мы скажем «ко мне пришла мысль». Просто наблюдайте, как мысли приходят и уходят. Но они — это не вы. Если вам не понравилась мысль, которая сгенерирована умом, просто примите её без самоосуждения и сознательно направьте мышление в другое русло. Таким образом, мы отвязываемся от ментальных концепций, постоянно крутящихся в нашей голове, которые мы раньше принимали за свои внутренние убеждения, за свою собственную истину.

Если мы не отслеживаем, что приходит в наш ум, тогда одна деструктивная мысль начинает подтягивать другую, образуя длинные ряды умозаключений, которые порой могут держать нас под своей властью очень долго. Если мы бдительны, сразу же улавливаем эту мыслительную цепочку. Делаем несколько глубоких дыханий. И из истинного «Я» решаем, нужно ли нашему мозгу сейчас думать об этом, или же нам эти мысли не актуальны, да и вовсе не нужны. Далее переводим работу мозга на более полезную для нас тему, либо вовсе прекращаем мыслительный поток, сконцентрировав внимание на дыхании, ощущениях в теле или на внешних объектах.

У одних из нас больше выражена зависимость от ума, у других — зависимость от эмоций. Нас что-то или кто-то раздражает, в уме закручиваются негативные мысли, они усиливают негативные эмоции, и мы выходим из себя и впадаем в бешенство, либо выразив это во внешнем проявлении, либо задержав это в себе внутри. Оба исхода нежелательны ни для нас, ни для окружающих. Но если мы знаем, что эмоции — это тоже не мы, а это лишь реакция тела на негативные мысли или неприятную ситуацию, тогда мы обретаем ещё один уровень свободы. Свободу от эмоций. Даже когда в нашем теле созревает сильная эмоция, мы уже не привязываемся к ней, говоря себе «я раздражён» или «я в печали». Мы просто наблюдаем за этой эмоцией, появившейся в нашем психофизическом пространстве. Мы не отрицаем, что она там есть. Но эта эмоция — не мы, не наше истинное «Я».

Наше истинное «Я» — это то Сознание, которое способно наблюдать за мыслями и эмоциями внутри нас. Чем больше мы медитируем и чем выше наш уровень Сознания, тем проще нам выйти из власти мыслей и эмоций. Тогда их анархия в нашем организме заканчивается, и мы уже своим Сознанием можем направлять процесс мышления и эмоциональное состояние в нужную нам сторону.

Рассеивание иллюзорного «облака проблем»

Наш ум направлен на постоянное решение задач и проблем. Разобравшись с одной проблемой, ум переключается на следующую. Даже если у вас в данный момент жизни все задачи решены, ум всё равно найдёт, за что зацепиться, чтобы продолжать реализовывать свою функцию. Либо он начнёт придираться к мелочам вокруг или находить в чём-то подвох, либо будет перебирать ситуации из вашего прошлого и пытаться их проанализировать и вновь переработать, либо устремится в будущее и будет придумывать новые идеи или беспокоиться о возможных негативных ситуациях, которые могут произойти в перспективе. Таким образом, если мы ещё не наработали навык наблюдения за мыслительным процессом, с помощью которого мы можем успокоить ум или направить его деятельность в другое русло, то мы оказываемся в ситуации, когда наш ум постоянно занят делами, задачами и проблемами, даже если мы сами этого не хотим, или если в такой умственной активности в настоящий момент нет необходимости. В лучшем случае, ум будет беспрестанно решать задачи, не давая вам покоя, а в худшем случае — найдёт для себя иллюзорных врагов и поводы для недовольства или беспокойства. Наше Сознание в такие моменты словно окутано «облаком проблем». Ум накручивает всё больше и больше мыслей вокруг одной и той же ситуации или задачи, затуманивая наш Разум и заставляя нас поверить в серьёзность и важность всего того, о чём ум думает и беспокоится. Такой ментальный шум значительно ослабляет наше Присутствие.

Во время практики уединения и медитации мы учимся наблюдать за своим мыслительным процессом и, понимая автоматизм процесса мышления, мы можем постепенно успокаивать ум, отпускать посторонние мысли и включать тотальное Присутствие, осознанность в настоящем моменте. Мы входим в состояние чистого сознания, состояние «не-ума». Мысли расходятся по сторонам и исчезают, мы освобождаемся от оков ума, от иллюзии вечного пребывания в проблемах и задачах. Туман рассеивается. Мы буквально начинаем видеть всё вокруг яснее и свободнее. Теперь мы истинные снова здесь. В настоящем моменте. Полноценно присутствуем. Свободны от мыслей, эмоций и желаний. Безмолвны. Умиротворены.

Ясность ума и сила концентрации

Беспрерывный информационный шум извне, например, из новостей, сериалов, реклам и праздных разговоров — загрязняет наше Сознание, заглушая негромкую интуицию и внутреннюю истину. Подобным же образом на нас воздействует и беспрерывный поток мыслей внутри. Суета ума приводит к снижению общего уровня энергии и ослаблению концентрации внимания. Когда суетится ум, начинает суетиться и тело. Такая суматоха в психофизическом поле человека становится отличной почвой для появления негативных эмоций, таких как раздражение и нетерпеливость, страх или ненависть. Отождествляясь с умом и телом, человек начинает всё больше погружаться в водоворот негативных мыслей и эмоций. Добавив к этому внешние обстоятельства, требующие от человека срочно сконцентрироваться и качественно выполнять трудовые или семейные обязательства, мы получаем стрессовую ситуацию, в которой у нас всё «валится из рук», накапливается внутреннее напряжение и агрессивность, что в итоге приводит к выплеску эмоций на окружающих или к образованию зажимов в теле. Такие последствия могут запустить новый виток беспокойных мыслей и эмоций, тем самым замыкая этот порочный круг, из которого мы как раз и выходим, практикуя час уединения и медитацию.

Отпустив посторонние мысли и включив Присутствие, мы усиливаем нашу способность концентрироваться на выбранном объекте, действии или задаче длительный период времени. Когда мы наблюдаем за дыханием или ощущениями в теле, наш ум постепенно успокаивается. Сначала нам удаётся только на несколько секунд удерживать своё внимание на выбранном объекте, но со временем, при регулярной практике, продолжительность концентрации начинает увеличиваться. Эту способность мы затем переносим в наши повседневные дела.

Научившись сознательно направлять фокус внимания, нам также открывается и возможность направлять мыслительный процесс на решение задач, которые наиболее актуальны в данный момент. Ум будет продолжать работать самостоятельно, но ваш Разум, ваше Сознание, уже выходит на первый план, выбирая тот или иной вектор мышления. Подобная сила Сознания взращивается посредством регулярной практики уединения и медитации.

В этой книге под Разумом и Сознанием понимается то, что стоит за умом, выше ума. В классической психологии и нейрофизиологии вы, возможно, найдёте противоположный тезис, но с точки зрения духовной психологии Разум и Сознание для нас первичнее, чем деятельность ума. Будучи же в неосознанном состоянии, мы своим сознанием лишь констатируем факты, предоставляемые нам умом. Чем выше сила Сознания, тем больше деятельность ума начинает регулироваться Сознанием. Разум ставит задачу уму и говорит: «Сейчас подумай над стратегией проведения такого-то мероприятия», и ум начинает заниматься этой задачей. В другой ситуации, например, ум диктует нам необходимость защищаться и отстаивать «свою территорию», а Разум говорит: «Нет, я не буду тратить время и силы на иллюзорную борьбу за то, что не является истинно моим, поэтому успокойся». Ум принимает это и успокаивается, а ложное Эго растворяется под Светом Сознания. Укрепляя силу Разума, мы замечаем, что в голове становится меньше запутанных мыслей, импульсивно скачущих с одной темы на другую. Сознание проясняется. Ум и тело начинают трудиться на наше истинное «Я». Во благо Целого.

Увеличение энергии и укрепление здоровья

Так как умственная активность расходует бОльшую часть нашей энергии, то мы можем предположить, что при бесконтрольном мыслительном процессе, особенно когда ум полностью концентрируется на негативности и деструктивности, наша жизненная энергия истощается. Дыхание учащается, становится более поверхностным. Организм переходит в стрессовое состояние. В нас вселяется чувство тревоги и беспокойства. Напряжение в психике влечёт за собой напряжение в теле, которое со временем превращается в энергетический блок. Такие зажимы в теле не позволяют энергии свободно циркулировать по всему организму, что сказывается негативно на функционировании определённых органов. Проблемы с внутренней энергией ведут к проблемам со здоровьем.

Освобождаясь от ненужного беспокойства, негативных мыслей и эмоций, наше тело постепенно расслабляется, и энергия начинает свободнее течь по всем энергетическим каналам. Кроме того, укореняясь в настоящем моменте, в Бытии, и возвращая своё внимание к ощущениям внутри тела, мы усиливаем свою жизненную энергию. Благодаря этому, укрепляется наш иммунитет и здоровье.

Наблюдение за наблюдающим

В последнее время можно часто услышать совет о необходимости пребывать в осознанности, «быть здесь и сейчас». Но можно попасть в очередную ловушку. Помимо того, что мы должны быть бдительными и внимательными к настоящему моменту, в понятие осознанности ещё входит и наблюдение за внутренними процессами. В первую очередь, за тем, как мозг воспринимает всё вокруг.

Возникла какая-либо ситуация, мы «здесь и сейчас» видим её, мозг рождает импульсы: «вау, какая красота», «мне это нравится», «а теперь что будет?», «а вот это перебор» и так далее. Если мы просто наблюдаем за настоящим моментом, то мозг может заниматься процессом наблюдения и познания и выдавать фактические справки в виде «очень высокое дерево», «дети играют в футбол», «ветер сильно дует», плавно перетекающие в оценочные суждения, которые зависят от нашего прошлого опыта, убеждений или настроения. Если мы не осознаём этот процесс наблюдения и познания, тогда мы будем принимать выданные умом суждения за нашу собственную истину. Например, может быть такая цепочка мыслей: «мужчина сидит на скамейке», «на мужчине старое пальто», «пальто очень потрёпанное и грязное», «мужчина неряшливый и рассеянный», «неприятно иметь дело с таким человеком, который не следит за своим внешним видом», «это неуважение к окружающим».

Во время медитации мы учимся наблюдать за умом и за ощущениями в теле. При регулярной практике нам становится намного легче перенести в повседневную жизнь эту способность наблюдать за процессом наблюдения, которое производит наш мозг. Тогда мозг становится нашим верным помощником, выдающим необходимые нам результаты познания, а наше Сознание выходит из-под власти мозга и становится «директором» процесса познания, который принимает, отправляет на доработку или вовсе аннулирует полученные мозгом результаты.

Растворение ложного Эго

Ложное Эго — это любое отождествление себя с чем-либо, чем вы не являетесь в действительности. Практикуя час уединения, вы яснее начинаете ощущать свою истинную природу. На этом уровне вы — это не ваше тело, не ваш ум, не ваше имя, не ваша профессия, семейный или социальный статус, не ваш пол, не ваша религия, национальность или страна, не плоды вашей деятельности, не ваши вещи, деньги или собственность, не ваши идеи, убеждения, мысли, эмоции, отношения. Это всё есть у нас, но на поверхности, а на глубинном уровне мы — ничто из перечисленного. И одновременно с этим мы — всё. Будучи ничем, мы становимся всем. Всё принадлежит Целому. Мы же чисты, пусты. Мы — пространство Бытия. Всё, чем мы обладаем на видимом материальном уровне, даётся нам от Мира лишь для внешнего оформления, чтобы мы могли взаимодействовать в этой жизни с другими живыми существами. Но это не наше истинное «Я». Мы всем этим пользуемся, как формой, но оно не определяет нашу глубинную суть. Для постижения истинного «Я», необходимо отбросить все представления и ассоциации о себе. То, что останется после этого — и есть вы. Не пытайтесь это вербализировать, назвать, обозначить каким-либо словом или понятием. Просто почувствуйте это. Закройте глаза и задайте себе вопрос: «Кто я?», «Если я не моё имя, то кто я?», «Если я не моё чувствующее тело и не мой думающий ум, то кто я?», «Если я не моя национальность и не моя религия, то кто я?», «Если я не мужчина и не женщина, то кто я?», и так далее по всем пунктам, по которым вы себя с чем-либо или кем-либо ассоциируете. Сбрасывая с себя иллюзии одну за одной, нам начинает открываться внутреннее пространство, не обусловленное ничем. Посредством этого пространства Свет Целого проникает через нас в окружающий мир. Это необусловленное пространство — и есть наше истинное «Я».

Если мы практикуем уединение, то со временем становимся способными включать такое состояние сознательно. В противном случае, мы просто живём, как живётся. Иногда, в минуты вдохновения или бессознательно, мы открываемся и проявляемся истинно, но большую часть времени пребываем взаперти, под властью иллюзий, отождествляясь с ложным представлением о себе и растрачивая много энергии и времени на борьбу с тем, чего не существует в реальности. Таким образом, мы живём в фантомном мире, созданном нашей же собственной «концепцией жизни».

Влияние ложного Эго на нас можно обнаружить на примере того, как мы порой всерьёз переживаем о появлении прыщей на лице или по поводу порчи нашей одежды и имущества. На нематериальном же уровне самым мощным образом ложное Эго включается в борьбу, когда дело касается защиты своих убеждений, ценностей и веры. Если нас начинает тревожить, что чьи-то взгляды на жизнь не соответствуют нашим, и мы готовы вести серьёзные споры и даже вступать в конфликт ради обороны своей позиции, это означает, что мы отождествились со своими убеждениями. Тогда угроза нашим убеждениям воспринимается нами как угроза нашей личности. «Кто-то против моего убеждения» = «кто-то против меня». А ложное Эго подпитывается такими отождествлениями. Если мы проявляемся не из истинного «Я», то ложное Эго будет нас всё время подталкивать к борьбе с окружающим миром, так как в нашем разнообразном и насыщенном мире невозможно жить так, чтобы не явилась угроза чему бы то ни было, с чем мы себя ассоциируем. Если мы привязаны к своему полу, мужскому или женскому, то однажды услышим обвинения или укор в адрес представителей нашего пола. Если мы привязаны к мнению о себе, как о преданном последователе своей религии или сообщества, то появятся ситуации, где наши сообщество или религия будут противопоставляться другим.

Находясь на уровне истинного «Я», мы становимся невозмутимыми и умиротворёнными, и никакие обвинения в адрес наших убеждений не могут нас обеспокоить, так как мы больше не связаны тождеством «мои убеждения — это я». Мы понимаем: «Да, у меня есть убеждения, но они — это не я, я не являюсь ими». Более того, ощущая внутреннюю истину, мы понимаем, что Истина всегда есть и будет, и никакие нападки на неё не смогут приуменьшить или навредить ей. В таком случае пропадает необходимость что-либо доказывать. Истина сама способна защитить себя. Наша задача — не «бороться за истину», а самим пребывать в Истине. Тогда она будет естественным образом расширяться в окружающем пространстве.

Есть такой анекдот:

«Одного мудреца спросили:

— Как вам удаётся всё время оставаться таким спокойным, умиротворённым и счастливым?

— Всё очень просто, — ответил мудрец, — Я никогда ни с кем не спорю.

— Но это же невозможно!?!

— Ну, может и невозможно».

Ощущение изобилия и самодостаточности

Если прислушаться к голосу вашего Эго, то всегда найдется кто-то, кто лучше тебя. Чего бы ты ни добился, это не даст тебе почивать на лаврах. Оно будет твердить, пока ты не оставишь после себя на планете нестираемый след, пока не достигнешь бессмертия. Насколько же коварно наше Эго, что оно соблазняет нас перспективами того, что уже есть у нас.

Джим Керри

Обнаружив своё внутреннее пространство, которое не обусловлено ничем, мы обретаем подлинную свободу. В неё входит свобода от тела и ума. Мы больше не привязаны ни к каким видимым формам материального мира, и ни к каким концепциям и идеям из мира нематериального. Находясь в этом глубинном пространстве, мы ощущаем, что не можем ничего прибавить к себе извне, равно как и ничто извне не может ничего отнять у нас изнутри, из нашей глубины, от нашей внутренней истины. Таким образом, мы обнаруживаем своё «внутреннее царство», в котором мы являемся императором. Здесь мы полностью самодостаточны. Здесь мы принимаем себя безусловно. Это означает, что больше нет необходимости чего-либо добиваться или достигать, чтобы мы могли почувствовать себя достойными и счастливыми. Здесь мы находим свой неиссякаемый источник изобилия. Именно из этого источника мы берём силы и энтузиазм для транслирования любви в окружающий мир и для благостной созидательной деятельности.

Если внешние обстоятельства не всегда позволяют нам назвать себя императорами, то регулярное возвращение в своё «внутреннее царство», пространство нашего истинного «Я», помогает привносить ощущение изобилия и самодостаточности изнутри в нашу повседневную жизнь. Больше нет необходимости искать виновников в наших проблемах или неурядицах. Мы больше не жалуемся, что нам чего-то не хватает, или что Мир нас обделил чем-то. Мы настолько пропитываемся внутренней благодатью, что естественным образом начинаем делиться ей с окружающими. И если раньше мы искали того, кто нам может что-то дать, то теперь мы сами способны давать другим, не истощаясь при этом, так как внутренний источник неиссякаем. При том условии, что мы имеем к нему доступ. А для этого необходима регулярная духовная практика. И начать её можно с часа уединения.

Чувство благодарности Миру

Теперь мы наполнены энергией, чувством самодостаточности и изобилия. Мы ощущаем себя по-настоящему живыми и целостными. Мы ощущаем жизнь, пульсирующую во всём теле, в каждой клеточке. Мы осознаём каждый вдох и выдох. Естественным образом, вместе с таким полноценным вниманием к своему внутреннему миру, в нас начинает усиливаться чувство благодарности за имеющуюся жизнь и за все блага и возможности для развития, которыми одарил нас Мир. Чем больше мы погружаемся в пространство изобилия и тишины внутри себя, тем больше мы благодарны Миру и за внешние обстоятельства жизни, какими бы они ни были в данный момент. Когда мы концентрируемся на том, как нам плохо или тяжело от того, что происходит вокруг нас, мы проявляем недовольство и жалуемся на окружающий мир, на других людей или на себя. Но ничего из внешних обстоятельств не сказывается значительно на вашем внутреннем поле, где всегда тихо и хорошо. Достаточно только направить ваше внимание внутрь, и, не цепляясь за какой-либо дискомфорт в теле, дойти до истинного «Я», как вы снова начнёте наполняться благодатью, и на смену недовольству придёт чувство благодарности Миру, себе и окружающим вас людям за то, что есть в настоящий момент, за весь ваш жизненный Путь и за ту духовную трансформацию, которая предоставляется вам Миром посредством внешних ситуаций и обстоятельств.

Желание служить и делиться

Мы можем сколь угодно слышать о необходимости служения другим людям и пытаться ежедневно реализовывать это намерение на практике, но подлинное желание служить Миру и делиться благом с другими живыми существами появляется, когда мы наполнены чувством благодарности Миру. А этим чувством мы напитываемся как с помощью уединения, медитации или молитвы, так и посредством укоренения в настоящем моменте, созерцания природной красоты или смакования пульсации жизненной энергии и дыхания внутри нашего тела. Вместе с благодарностью за ощущение жизненности в каждой клеточке, трудящейся ради нас, и за все блага, дарованные нам от Мира, следом приходит желание служить Целому. Такое служение мы можем реализовать через работу со своим собственным Сознанием, усиливая осознанность и Присутствие в повседневной жизни, а также через служение другим людям, распространяя в окружающий мир истинное благо. Под истинным благом мудрецы древности подразумевают всё то, что возвышает Сознание, то есть трансформирует нас на духовном уровне в лучшую сторону. Таким образом, мы можем для себя определить: «Я своими действиями очищаю и возвышаю Сознание других живых существ или, наоборот, занижаю и загрязняю?»

Почувствовав свою связь с Целым, как со своим старшим товарищем, которому мы искренне благодарны за всё, и осознавая присутствие Целого во всех проявлениях окружающего мира, мы больше не хотим своими поступками и мыслями усиливать невежество и ненависть в пространстве вокруг нас. Теперь в нас остаётся только желание транслировать везде ту благодать, которой мы напитываемся от Мира во время уединения и Присутствия.

Гармонизация взаимоотношений

Всё, чем мы наполнены внутренне — отражается на внешних проявлениях окружающего нас пространства. Если мы излучаем негатив или напряжение, то все и всё вокруг будут намекать нам на наше внутреннее состояние. Если мы наполнены безусловной любовью к себе и Миру, то и в других людях начнём замечать те же вибрации. Концентрируя своё внимание на положительных качествах каждого человека, мы тем самым культивируем эти качества в себе и других людях, трансформируя пространство внутри и вокруг себя. Куда направлено наше внимание и мысли, туда направляется и наша жизненная энергия. На чём концентрируемся, то и подпитываем. И если благодаря практике уединения мы находим своё внутреннее пространство тишины, любви и благодарности, то и в других живых существах начнём видеть это пространство, их истинную природу. Преображая таким образом своим Присутствием человека, с которым взаимодействуем в данный момент, мы выходим на более глубокий уровень общения с ним. Это общение от сердца к сердцу, от души к душе, на уровне истинного «Я». Минуя ложное Эго другого человека, мы начинаем обращаться к его внутренней истине, и тогда наши мысли, слова и действия достигают наивысших своих целей — трансформации Сознания, расширения Присутствия и распространения любви и света Целого. При таком взаимодействии с людьми мы больше не чувствуем необходимости в «вечной борьбе за выживание». Вместо этого в нас всё больше усиливается умиротворение, безусловное принятие других людей и восприятие, что «всё идёт, как нужно». Постепенно уменьшая свои недовольства и ожидания от других людей, мы замечаем, как наши взаимоотношения становятся более полноценными, здоровыми и гармоничными. И тогда каждое мгновенье приобретает иную значимость, так как в любое подобное взаимодействие начинает проникать присутствие Целого. Это значит, что вы не просто сейчас общаетесь с другим человеком, а вы уже общаетесь с самим Целым, через его проявление в виде этого конкретного человека, открывшегося своим истинным «Я».

Состояние «потока»

Не всегда наши светлые идеи о перспективном будущем легко воплощаются в реальность. Человек может осознать своё предназначение и увидеть те направления для дальнейшего развития, в которых оптимально раскроется его потенциал, но при этом отовсюду будет появляться множество препятствий для самореализации. Зачастую такое случается, когда у нас накоплено много негативных последствий от прошлого опыта, иными словами, негативная карма. Как тесный кокон, она окутывает жизнь человека едва просвечиваемым полотном непроходимых обстоятельств и ситуаций. Возможно, вы замечали за собой или, наблюдали со стороны, как некоторые ваши знакомые старательно ведут правильный образ жизни и прилагают огромное количество усилий, чтобы активно развиваться, но в результате всё оказывается малоэффективным, и человек в своём развитии сдвигается с места стартовой позиции лишь на незначительное расстояние. Это говорит о том, что судьба в жизни данного человека играет весомую роль. Возможности для реализации нашего истинного потенциала сильно уменьшаются под влиянием негативной кармы.

Помимо того, что своими добрыми поступками и чистыми намерениями мы можем смягчить судьбу и улучшить карму, границы её влияния и давления на нашу жизнь начинают ослабевать и раздвигаться, когда мы включаем Присутствие, то есть укореняемся в настоящем моменте, выйдя за пределы обусловленного ума и проявляя своё истинное «Я». Проще всего этот навык натренировать в час уединения и медитации, а также во время выполнения повседневных задач, когда мы на мгновение можем прерваться или замедлиться, чтобы вновь включить своё Присутствие и затем продолжать свою деятельность более осознанно.

Освободившись от рамок своего собственного ложного Эго, от искусственных целей, форсированных корыстных действий и жёстких концепций, мы начинаем жить более естественно, легко и открыто. Наши намерения и поступки гармоничны с окружающим миром и созвучны с Целым. Всё складывается наилучшим образом, без чрезмерных усилий и ожиданий с нашей стороны. Кусочки мозаики собираются воедино. В пространстве, где мы оказываемся, находятся люди, которые нуждаются в наших истинных способностях. А там, где возникает наша потребность, сразу появляются и благоприятные возможности для её удовлетворения. Жизнь наполняется множеством неслучайных совпадений, неожиданных сюрпризов, новых знакомств и открытий. Нам больше не надо контролировать всё вокруг, пытаясь подстроить мир под себя. И также нет необходимости себя зажимать в тиски и переделывать до неузнаваемости, чтобы «вписаться в общество» или свести концы с концами. Теперь мы свободно движемся в виртуозном танце в едином ритме со Вселенной. Мы опускаем свою доску для сёрфинга на поверхность воды и позволяем мощной океанической волне подхватить нас и нести, куда угодно Целому. Чем сильнее наше Присутствие, тем гармоничнее и грациознее этот полёт.

Чем можно заниматься во время часа уединения?

Существует много видов деятельности и духовно-телесных практик, помогающих восстановить контакт со своим истинным «Я» и уменьшить влияние ложного Эго. Можно попробовать несколько разных способов и найти для себя наиболее подходящую практику, которую вы будете регулярно выполнять в час уединения. Сейчас мы вкратце перечислим некоторые из возможных вариантов. Более подробную инструкцию о выполнении того или иного упражнения вы с лёгкостью сможете найти в интернете или в других книгах, посвящённых конкретной выбранной практике.

Медитация на дыхание

Садимся в удобную для нас позицию. Спина прямая. Глаза закрыты или полуприкрыты. Дыхание спокойное и естественное. Фокусируемся на процессе дыхания, либо на кончике носа и под ноздрями, либо в области живота. Если в процессе медитации вы заметили, что ваша концентрация внимания на дыхании сбилась, и ум погрузился в мыслительный процесс, то просто возвращайте внимание на дыхание, без самоосуждения. За 20 минут такой медитации практикующие, в зависимости от своего уровня, могут отвлекаться на мысли от десятка до тысяч раз. Чем регулярнее и качественнее вы будете практиковать различные виды медитации, тем лучше и дольше будет становиться ваш уровень концентрации на выбранном объекте, и тем сильнее будет ваше Сознание. На первых порах лучше медитировать с закрытыми глазами, для усиления эффекта сенсорной депривации, то есть для уменьшения воздействия внешних факторов на ваш мозг. А в дальнейшем можете попробовать медитировать с полуприкрытыми глазами так, что вы видите окружающее пространство перед собой, но, вместе с этим, всё же остаётесь укоренёнными во внутреннем центре. Медитация с полуприкрытыми глазами помогает привнести внутреннее ощущение осознанности и медитативной концентрации в нашу повседневную деятельность. Попробуйте оба варианта медитации, с закрытыми и с полуприкрытыми глазами, и выбирайте наиболее актуальный и подходящий для себя.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пробуждение. Раскрытие своей истинной природы и предназначения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я