Книга о смысле жизни каждого человека, о глубинном понимании своей сути, истинной природы и предназначения. Зачем мы все здесь? Зачем именно вы здесь? Как гармонично раскрывать свой потенциал? Без реализации своего истинного «Я» мы не сможем полноценно чувствовать себя счастливыми на глубинном уровне. Мы можем найти свой истинный Путь, свой уникальный аутентичный способ взаимодействия с Миром, привнося больше любви в пространство и даря настоящее благо, делая счастливее всех: и свою жизнь, и жизнь других людей, и жизнь Целого.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пробуждение. Раскрытие своей истинной природы и предназначения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Часть первая. Откровение. Начало
Предыстория
Что было до духовного переживания? Считаю, что необходимо рассказать об этом, чтобы у вас сложилось более полное представление о тех изменениях, которые происходили со мной. Возможно, в каких-то проявлениях вы узнаете самих себя и сможете вынести что-то полезное из этого автобиографического повествования.
С 14 лет я уже начал работать. Перепробовал около пятнадцати разных видов деятельности, от менеджера по снабжению в гостинице, продавца-консультанта и бармена в юные годы и до музыканта, видеографа и кинорежиссёра в зрелые годы. Сначала мне было интересно всё. Примеряя на себя различные профессии и роли, я искал ту сферу, в которой мог бы полностью самореализоваться. Дорога в итоге привела меня к искусству, писательству и педагогике, где я и вижу на данный момент свой дальнейший Путь.
После духовного переживания пришло ясное видение моего места в этой жизни и осознание взаимоотношений с Целым, а также со всеми живыми и неживыми существами. Однако затем, в течение последующих трёх лет, незаметно для меня, наступил период отката, в котором мне пришлось столкнуться с новыми препятствиями и иллюзиями на пути духовного роста. Это запустило новый виток внутренней трансформации, которая происходит прямо сейчас, во время дописывания книги. Но об этом расскажу немного позже, в другой главе. А пока вернёмся к тому, что было до дня откровения.
С юного возраста я начал убеждаться в том, что понять своё призвание — это чуть ли не главнейшее и важнейшее событие в жизни. Один из советов от лайф-коучей, помогающих людям достичь успеха в жизни, звучит так: «Первое, что ты должен сделать в этой жизни — это найти своё любимое дело. А второе — как можно скорее понять, как этим делом можно зарабатывать». Если отойти от темы карьерного успеха, то в более широком смысле совет бы звучал так: «Первое — освободить сознание от суеты. Второе — найти свой Путь. Третье — пройти по нему». И призвание может означать не только склонность к определенной профессии, но и в целом вашу роль в мироздании, которая может вовсе и не быть связанной с работой.
Решая первую задачу с определением любимого дела, я выбрал для себя карьеру кинорежиссёра и сценариста. И начал усердно нарабатывать своё мастерство. Далее занялся решением второй задачи: «А как же этим можно зарабатывать?» Подумав, что надо как-то развивать свои предпринимательские навыки, я перевёл свой приоритет с профессионального роста на рост личностный. Надо было приобретать новые навыки общения, создания имиджа, тайм-менеджмента и самодисциплины. Это привело меня на тренинги одного крупного бизнес-сообщества. По их программе предполагается, что ты ставишь себе денежные цели, выбираешь разные гипотезы и действия, и достигаешь своей цели. Так я и сделал. Чтобы добиться результата, я решил снимать видеоролики. Всё, что только возможно, по любым заказам. Спустя полгода я получил желаемый денежный доход.
Но после достижения и превышения финансовых целей, по непонятным мне причинам, я впал в глубокую депрессию. Это было очень неожиданно для меня. Я ведь много работал, чтобы добиться желаемого. И вот, добившись, я почувствовал себя душевно разбитым. Мне не хотелось дальше жить. Вскоре я осознал, что счастье таким путём ко мне не придёт.
В бизнес-сообществе в таких случаях говорили, что необходимо ставить новые цели, тогда ты всегда остаёшься в действии, и тебе некогда грустить. Но внутренне я ощущал, что и в этом нет для меня истины.
Тогда мне постепенно начал открываться путь духовного роста. Раньше о духовности я всерьёз не задумывался, глубоко, по-настоящему. Я понимал, что надо творить добро и что надо делать что-то созидательное в своей профессии, но это было больше интуитивной догадкой, нежели ясным осознанием. И я погрузился в чтение духовной литературы и философии разных культур.
Также немаловажным является тот факт, что, обучаясь режиссёрско-сценарному мастерству, мы неизбежно знакомимся со множеством человеческих историй и судеб. Начинаешь видеть путь героя от начала жизни и до её конца. Постепенно различаешь схожие модели поведения и, встречаясь уже в реальной жизни с людьми, ты видишь эти модели, эти же типажи, и можешь примерно простроить предполагаемый жизненный путь этого человека.
Таким образом, почувствовав шаблонность реактивной жизни, я всё больше начал интересоваться темой осознанности и медитации. Основным желанием стало найти свой истинный Путь, а не продолжать навязанную извне гонку за искусственными целями. Я начал искать ответы на более важные вопросы. И в тот период, впервые в жизни, я жил один в квартире в течение нескольких месяцев. Как практика уединения, это также стало дополнительным импульсом к началу духовной трансформации.
Говорят: «Кто ищет, тот найдёт». Ответы уже даны. Благодаря современным технологиям мы можем прикоснуться к любым источникам мудрости по любому вопросу. Это означает, что остаётся лишь задать вопрос. Все ресурсы есть. И это похоже на интересный парадокс: ответы все есть и разложены вокруг, но как часто мы задаём нужный вопрос? А если нет того, кто задаёт вопрос, то ответ так и остаётся лежать нетронутым. До тех пор, пока рука ищущего не коснётся его. И тогда окажется, что ответ всегда был у тебя перед глазами. Ведь всё, что нам истинно требуется для нашей сути, для дальнейшего духовного развития — дано нам Миром по умолчанию. Уже сейчас.
Так мы подобрались к основной части книги, к самому откровению.
Глава 1. Перед откровением
Началось с того, что я проснулся в 4 утра. Что уже само по себе было необычно. В тот период я просыпался всегда около 8-9 утра, так как зимой я словно медведь в берлоге, мне хочется больше спать. А тут, проснулся внезапно в 4 утра и не могу заснуть. От нечего делать начал листать ленту новостей в соцсети, просто чтобы чем-то себя занять в столь непривычно ранний час. И случайно (что оказалось в итоге не совсем случайным) я увидел пост одной знакомой, где она рассказывала о своём походе в кино на фильм «Прибытие» Дени Вильнёва, и о своих впечатлениях от фильма. Её рецензия меня очень вдохновила, так как тема лингвистики, затронутая в фильме, мне близка, и, в целом, в её описании было что-то глубинное, что притягивало внимание. К тому же я смотрел один из предыдущих фильмов этого режиссёра, поэтому априори был настроен пойти на его новый фильм.
Пост в соцсети меня вдохновил, и в голову пришла мысль, которая также является для меня крайне неожиданной и немного странной. Особенно учитывая мою тягу к рациональному планированию дня. Видимо, это тоже было частью Провидения. Почему-то вдруг я подумал, что «очень давно не был в кинотеатре», и спонтанно принял решение отложить все свои запланированные дела и весь день провести в киноцентре. И посмотреть три фильма подряд. Три фильма! Подряд! Для меня самого это решение было настолько же нелогичным, как если бы будучи левшой, вдруг вздумалось весь день писать правой рукой, по необъяснимым причинам. Далее, движимый какой-то невидимой силой, я выбрал фильмы, на которые можно пойти, и эта подборка оказалась весьма любопытной. Обязательно стоит упомянуть об этих фильмах подробнее.
Один из фильмов, естественно, был «Прибытие» Дени Вильнёва, пост о котором запустил мой механизм. Фильм «Землетрясение» Сарика Андреасяна о природной катастрофе по реальным событиям, и «По соображениям совести» Мела Гибсона. Расскажу немного о каждом из них, так как именно это сочетание привело к дальнейшему проблеску истины.
Фильм «По соображениям совести» повествует о реальном событии времен Второй мировой войны, когда американские войска были в Японии, и один простой парень из небольшого городка, будучи санитаром в армии, в очень тяжёлой боевой обстановке спас около 70 раненых, причем в их числе были и японские солдаты тоже. Самое интересное, что парень этот был настолько искренне верующим, как мы говорим «набожным», что он категорически отказывался брать в руки оружие для убийства других людей. В итоге он своим подвигом доказал, что истинное миролюбие — идёт не от трусости, и что можно творить созидательные, сильные и храбрые поступки, основываясь на дружелюбии ко всем живым существам. Эта история меня сильно тронула. И я был очень вдохновлен уровнем его отваги и непоколебимой верой в Бога. Хорошо запомнился момент фильма, когда, оказавшись в сложной ситуации, главный герой спрашивает: «Господи, пожалуйста, дай мне знак! Что я должен делать?», и вдруг издалека послышался стон раненого солдата: «Санитар!» После этого он стал собственноручно перетаскивать всех раненых с поля боя несмотря на то, что они находились в зоне ракетного обстрела. Так я был воодушевлён на тему жизненного предназначения, своего священного долга и вопроса: «Чего хочет от меня Бог? Зачем я здесь?»
Стоит сделать небольшую ремарку. Но очень важную. Когда я был мальчиком, часто слышал в обществе фразы со словом «Бог», ставшие уже настолько обыденными, что суть самого слова стёрлась в речи людей, которые по инерции повторяют эти фразы за своими родственниками и друзьями. «Боже упаси!», «У-ты Господи!», «Не дай Бог!», «Да Бог с тобой!», «Господи боже мой!», «Ради Бога, прошу тебя!», и так далее. На истинно глубинном уровне в этих фразах есть тонкий важный смысл, но, как правило, эти фразы произносят как попало и при любом контексте. Например, ты в парке увидел бурундука, показываешь на него пальцем и восклицаешь: «О, белка!» А тебе кто-нибудь говорит: «Да Бог с тобой, какая же это белка, это бурундук!» И вот таких примеров можно услышать бесчисленное множество.
В дополнение к этим наблюдениям я часто замечал людей, которые выполняют все религиозные ритуалы, но при этом могут злобно о ком-то выражаться или причинять вред другим живым существам. Тогда это навело меня на мысль, что религия — это лишь формальный институт власти над людьми, и никакого подлинного смысла в ней нет. Поэтому я пришёл к атеизму, и долгое время считал себя атеистом, говоря в беседах: «Я верю не в Бога, а в человека».
Затем, по прошествии некоторых событий, я постепенно стал ощущать необъяснимое божественное Присутствие во всём, и называл Богом то энергию, то любовь, то природу, то Вселенную. Но всё это было как-то смутно и неосознанно. Не было чёткого понимания моего отношения к религии, и было не совсем понятно, в каких именно взаимоотношениях находится человек с Богом.
Когда-то давно я услышал такую интересную фразу. Она многое объясняет: «Сначала человек верит в Бога. Затем, став немного умнее, развиваясь, он перестаёт верить. А затем, развиваясь дальше, он снова приходит к Богу». В детстве мы можем машинально повторять за взрослыми какие-то фразы и действия, связанные с религиозными ритуалами. А потом ты учишься и размышляешь обо всём больше. Появляется некоторая осознанность, и тебе всё это начинает казаться странным и ненастоящим. Но далее происходит что-то невероятное. Ты чувствуешь, что где-то «ангел» о тебе заботится, где-то ты растворяешься в природе, какие-то невероятные совпадения, моменты счастья, любви и умиротворения, проблески просветления, истины, истинной сущности — это приводит тебя уже не к умственному принятию Бога, а к душевному. Ты уже не думаешь о божественном, а чувствуешь божественное. После этого начинаешь уже совершенно новым пониманием читать священные писания и воспринимать религиозные ритуалы. Одни и те же слова наполняются уже совершенно другим смыслом. Сейчас многие люди проходят похожие стадии.
Однако до духовного переживания у меня были лишь наброски осознания божественности, смутное представление обо всём духовном. Интуиция что-то сильно подсказывала, но всё было как в дымке. Ты пытаешься вглядеться в этот туман и видишь какие-то верные очертания, но они тут же исчезают из виду. Туманом, в нашем случае, могут являться невежественное воспитание в обществе, далекое от истины понимание денег, успеха, работы, отношений с другими людьми, власти, конкуренции, семьи и других аспектов. Ситуация теперь ещё больше усугубляется огромнейшим потоком информации, поступающей в наше сознание изо всех возможных источников. Этот поток является шумом, создающим помехи в нашем собственном сознании, заглушая тоненький голосок истины, идущей от сердца. Но об этом немного позже. Так что продолжаю о следующих двух фильмах.
Вторым фильмом было «Землетрясение». Фильм также основан на реальном событии — Спитакском землетрясении, одном из мощнейших землетрясений в Армении, когда за 30 секунд практически весь город превратился в руины. За полминуты всё нажитое имущество было разрушено, за полминуты множество семей потеряли своих близких. Мы строим долгосрочные планы: «Сейчас я пойду поучусь здесь, затем пойду поработаю там-то, куплю то-то, женюсь так-то, а детей воспитаю вот так». Миллион планов. А тут за полминуты всё стёрлось начисто. Такие фильмы, такие события заставляют задуматься о том, что эта жизнь конечна, что дата нашего ухода нам неизвестна, и что многие наши цели, задачи, дела и проявленные формы не являются долговечными. На мой взгляд, этот фильм был не столько о трагедии, сколько о любви, о дружбе и взаимопомощи, о Боге, о Мире, и о том, как мы бываем порой мелочны в наших ежедневных желаниях и во взаимоотношениях с другими людьми.
И третий фильм — как раз тот самый фильм «Прибытие», про пришествие инопланетян на Землю.
Когда на экране появились финальные титры, я ещё долго не мог поверить, что фильм уже закончился. Осталось ощущение подвешенного в воздухе философского вопроса, ответ на который никто никому разъяснять и не собирался. А больше всего меня в фильме поразило то, что пришельцы в ответ на агрессию со стороны недоброжелателей ничего плохого людям не сделали, а просто спокойно улетели обратно. Вот тут у меня и произошла несостыковка в голове. По привычной модели повествования, когда в адрес кого-то применяется насилие, то конфликт должен усилиться. То есть, на примере фильма, было два пришельца, которые прилетели на землю без какого-либо воинственного настроя. А тут вдруг кто-то из людей бросает бомбу в их корабль, вследствие чего погибает один из пришельцев, который был близким другом или родственником второго пришельца. По всем моделям реакций, знакомым нам из других фильмов, пришельцы могли бы начать войну против землян и отомстить за такую «выходку». А в итоге, они просто выполняют свою миссию, для которой прибыли, и улетают обратно.
Меня это сильно впечатлило. В киношколе мы много раз слышали, что основа драматургии — это конфликт. Основа истории, основа фильма — борьба. Понятно, что эта борьба не обязательно должна пониматься буквально. Но авторы фильма предложили новую модель поведения. Так я впервые задумался о том, что, во-первых, мы постепенно можем менять общепринятые модели поведения, а во-вторых, идея бесконфликтности нашего человеческого существования может стать реальностью. Но и об этом в другой раз поподробнее.
После просмотра этих трёх фильмов, с утра до вечера, я был настолько сильно впечатлён, что вышел из киноцентра с широко открытыми глазами. И я словно не шёл, а плыл по воздуху. Плыл в океане существования, тонко реагируя на всё вокруг. Потом я сел в автобус, и началось откровение…
Глава 2. Для чего нам даётся потенциал?
Пульсация Вселенной
Человек есть часть того целого, что называется «Вселенной»: он — часть Вселенной, ограниченная во времени и пространстве. То, что наше ощущение самих себя, наши мысли и чувства переживаются нами как нечто отдельное от всего остального, является своего рода"обманом зрения"нашего сознания. Этот обман — своеобразная тюрьма, в которую мы заключены: мы обречены на заточение внутри наших личных вожделений и нашей привязанности к тем немногим, которых мы зовём своими близкими. Задачей человека должно стать освобождение из этого заточения, чтобы его сострадание охватило всех живых существ и всю природу во всей её красе…
Еду в автобусе, до сих пор нахожусь под сильным впечатлением от кинодня. И из головы все никак не выходят мысли о строении Мироздания. Все темы трёх фильмов так удачно переплелись, что запустили во мне необратимый процесс внутренней трансформации. И далее началось самое интересное.
Сижу в автобусе. Уже темно за окном и видно поток машин, движущийся по нашей дороге в обоих направлениях. При пересечении с другими магистралями видно плотное движение и там. Благодаря красным задним фонарям машин и желтым передним фарам движения разнонаправленных потоков становятся явно очерчены так, что в какой-то момент все машины, движущиеся в одном направлении, сливаются в свой цвет, превращаясь в единую полосу огней красного или жёлтого цвета. Красная полоска ткани течёт вперёд, а жёлтая — нам навстречу в обратном направлении. И картина эта обогащается новыми цветовыми полотнами при пересечении с другими дорогами. Если будет возможность, обратите внимание на вечернюю дорогу, посмотрите на линии из сотен машин. Если долго вглядываться, в этом движении можно увидеть движение Мира, пульсацию Жизни, дыхание Целого.
Оглянувшись по сторонам, обращаешь внимание на людей, сидящих в автобусе. Все настолько неподвижны, что это начинает становиться похоже на какую-то запрограмированность. Поток машин, поток людей, поток информации, поток сознания.
В фильме “Прибытие” пришельцы прилетели для того, чтобы передать людям новое знание. Нет цели захватить планету для выкачивания ресурсов и энергии, нет цели поработить людей для эксплуатации в своих интересах. Нет цели проводить на людях научные эксперименты, наподобие тех, которые мы проводим над крысами и другими животными, уверенно полагая, что как «наивысший разум на Земле» мы имеем на это право. Нет цели получить удовольствие от охоты на людей. Нет алчности, никакой жажды наживы, никаких амбиций к власти и господству. А есть лишь желание передать новое важное знание, глоток истины. Есть лишь доброе сострадательное сердце, стремящееся дать заботу и любовь. Как любящая мать спешит утешить младенца, едва услышав его плач среди ночи.
Эти пришельцы из фильма — представители более развитой цивилизации. Можно даже предположить, что это мы сами в одном из вариантов развития будущего. В таком случае, есть вероятность того, что мы тоже научимся чувствовать друг друга, передавать мыслеформы через прикосновения, и с любовью, добром и уважением относиться ко всем существам, независимо от того, к какому слою, касте, нации, цивилизации или планете они принадлежат.
И снова возвращаемся на дорогу. Поток машин, движение частиц, течение масс. Всё это напоминает кровеносную систему. И если взглянуть в интернете на карту города с обозначением пробок, то вид на город с зелено-жёлто-красными линиями становится похож на систему сосудов в человеческом организме. Развивая такой образ далее, задумываешься о значении каждого сосуда.
Представим себе обычную ситуацию: с периферий города в центр утром в будний день по дорогам движется поток машин. Люди едут на работу, на учёбу, со свежими силами, наполненные энергией, готовые к активности. Допустим, основной поток стремится из периферий к центру, из области в город. Чем больше машин едут по одной дороге, тем плотнее движение, тем краснее цвет, которым обозначена линия пробок на электронной карте города. В кровеносных сосудах это явление мы знаем, как повышенное давление. Движение кровяных клеток в этих участках слабее, из-за трудной проходимости по сосуду. И тем не менее, по артериям спешат клетки, добежать до всех органов, и передать им необходимые питательные элементы. А что делаем мы, люди, когда разъезжаемся по своим офисам, проектам или делам? Мы точно так же занимаемся передачей питательных элементов, материальных или нематериальных ресурсов. Одна компания продаёт другой запчасти для её производства. Та компания продаёт свои произведённые товары третьей компании или людям, которые потом используют эти товары для своей трудовой деятельности или восполнения энергией для новой рабочей недели. И так происходит циркуляция питательных элементов в мире, как материальных, так и нематериальных. Спасатель, рискуя своей жизнью, и растрачивая свою энергию, спасает другого человека, сохраняя его жизнь, а соответственно и его энергию, которая в дальнейшем будет также включена в общую циркуляцию Жизни. Актёр-комедиант заставляет зрителей громко смеяться, чем заряжает их счастьем и продлевает жизнь в радости, помогая преодолевать будничные трудности. Какие-то товары и услуги помогают восстановить энергию, какие-то, наоборот, её потратить, но в любом случае, происходит неизбежная циркуляция, так как даже биологически мы устроены так, что нам необходимо, как минимум, есть и пить, дышать и спать, иначе мы не проживём. И так, уже начиная с базовых физиологических потребностей, циркуляция Жизни в материальном мире является необходимой и естественной.
Говоря же о более важных, духовных ценностях, мы можем видеть, как святой старец является проводником Света, распространяя этот Свет на души людей, которые пришли к нему за советом. Таким же образом распространяется и Свет, исходящий от икон святых. Яркий тому пример — икона Матроны Московской. Это всё та же циркуляция, но уже на другом уровне, выходящем за пределы видимых форм.
Теперь продолжим сравнивать на простом практическом примере. Человек, потрудившись на своей работе, возвращается уставший домой. Сравнивая с кровеносными сосудами, это может напомнить венозную кровь. Необходимо отдохнуть, перезагрузиться, восстановить силы, чтобы на следующий день выполнить свою роль в общем течении Жизни, распределяя питательные элементы, материальные и духовные. Конечно, мы можем регулировать, в каком объёме и какими по качеству ресурсами мы снабжаем общую систему, Целое. И тут уже встаёт вопрос о том, а как же определить, каким звеном в этой сложной циркулирующей системе являемся именно мы.
Человек как клетка Целого
В искусстве есть особое направление, называемое космизмом. Присмотритесь к картинам художников-космистов. Основой этого направления является вера в связь микрокосма и макрокосма, и в то, что можно получить представление о законах макрокосма, созерцая явления микрокосма, и наоборот. Например, вид космоса весьма похож внешне на нейронную сеть человеческого мозга, что даёт повод представить видимое нами звёздное небо в качестве мозга Вселенной или Космического Сознания. Или другой пример: также как клетка человека содержит в себе ДНК с информацией обо всём живом существе, так и человек, возможно, содержит в себе истину о Целом, о Сверхдуше. И если на видимом или рассудочном уровне мы познать Целое не можем, то, как минимум, можем ощущать это интуитивно, например, когда приходит мистическое озарение или чувство единения со всеми живыми существами.
В теле человека разные органы отвечают за разные функции. И, каким-то образом, клетки и ткани, находящиеся в определённом органе, работают именно так, чтобы выполнить эту конкретную функцию для всего организма. А откуда клетки знают, что им делать? Если мы сами ими сознательно не управляем? Вы можете себе представить, чтобы каждая клетка управлялась непосредственно нашей волей? Возможно, это ответит многим на вопрос: «Если есть Бог, то почему в мире существует столько плохого и недоброго?»
Мы наделены собственным сознанием, волей, а также уникальной ценностью для Мира, для Целого. Разные органы тела — разные сферы деятельности людей. И клетка, предназначенная работать в почках во благо всему организму, будет некомфортно себя ощущать, пытаясь работать в сердце, где ставятся совсем иные задачи. Каждая клетка, как и каждый орган тела, несёт в себе определённую ценность. Каждый человек обладает неповторимым набором качеств и особенностей, который может быть направлен во благо Целого. Мы, будучи частицей Вселенной, проявляем в этот мир доступную нам ценность от Вселенной. Это наша привилегия, это наш крест, это наш дар. Он дан нам от Мира, чтобы снова быть отданным Миру. Человек является проводником, через который Целое проводит свои токи. Происходит течение сквозь нас как на уровне форм материального мира (проявленное), так и на уровне духовного бесформенного измерения (непроявленное).
Поэтому говоря о раскрытии и реализации нашего потенциала, правильнее будет сразу сместить фокус внимания с себя — на Целое. Вместо вопросов «Что я хочу делать?» или «Что я могу раскрыть в себе?» разумнее спросить: «Что Целое хочет проявить через меня?». Недаром сказаны слова Иисуса, в Евангелии от Луки: «…не Моя воля, но Твоя да будет». Целое первично, поэтому и интересы Целого важнее наших собственных. Целое — это не неодушевлённый объект, это не просто вся совокупность проявленной материи. Целое — живое, одушевлённое. Соответственно, и отношения с Целым — это отношения с живым существом, Сверхдушой. А так как всё в окружающем нас мире является частицами Целого, то и наши отношения со всеми живыми и неживыми существами, включая самих себя — это наши отношения с Целым. Это осознание помогает прийти к тому, что каждый момент Жизни и каждое взаимодействие с Миром — священны, сакральны. И тогда уже не надо заставлять себя быть всегда добрым и дружелюбным. Когда вы ощущаете пульсацию Целого в себе и вокруг вас, в других людях, в природе, и в пространстве между проявленными объектами, тогда вы с трепетом и любовью относитесь ко всему происходящему внутри и вокруг вас, словно каждое мгновение происходит что-то удивительное и вдохновляющее. Тогда и ваше отношение к другим людям пропитано любовью к Целому. Иначе и быть не может. Это и есть Истинная жизнь, это и есть Царствие Божие.
Если слово «Целое» вам не нравится, или если значение его непонятно, можете заменить его любым другим, отражающим Абсолют Сознания и Бытия, частью которого мы являемся. Вот примерный перечень слов, которые отражают эту суть в разных религиях и философиях: Космическое Сознание, Абсолютный Дух, Господь Бог, Сверхдуша, Всевышний, Вселенная, Высший Разум, Единое, Целое. Можно найти и другую альтернативу, которая вам внутренне больше откликается. А в этой книге я, в основном, пишу слова «Мир» и «Целое», чтобы не мистифицировать слишком много, и для более доступного и простого изложения тезисов.
Предрасположенность и уникальная ценность
На протяжении всей книги мы будем говорить о разных способах, как можно определить, чего хочет от нас Мир. А сейчас, продолжая сравнение с клетками единого организма, мы затронули первый и самый простой пример. Если Целому организму нужно, чтобы клетка выполняла какую-то определённую задачу, тогда Он наделяет эту клетку определённой ценностью. Иногда мы называем это предрасположенностью, предопределённостью. С детского или юного возраста мы постепенно замечаем тягу к тому или иному роду занятий. И если мы находимся в контакте с собой и с Миром, тогда эта тяга будет проявляться естественным образом так, что человек даже не будет задаваться вопросами о предназначении и смысле жизни, а просто будет гармонично развиваться и взаимодействовать со всеми. Если же контакта со своим истинным «Я» нет, а вместо этого человек отождествляет себя со своим умом, эмоциями, традициями, желаниями или привязанностями, то можно прожить всю жизнь, так и не прикоснувшись к истине о себе и Мире.
О существовании предрасположенности человека к какому-то конкретному виду деятельности люди знали ещё с древних времён. Согласно ведическим писаниям, перед ребёнком ставились предметы, символизирующие разные профессии, например, молоток, книга, деньги. К чему неосознанно потянулась детская ручка, в том и предполагалось его призвание.
Мы сейчас не берём в пример исключения, когда один человек становится мастером в нескольких совершенно разных видах деятельности. В большинстве случаев, всё же имеет место предрасположенность к одному-двум видам деятельности и смежных с ними. Более того, даже в рамках одного вида деятельности существует множество поднаправлений, и для некоторых людей бывает необходимо найти именно свою конкретную стезю. Так и в сердце одна клетка может служить в аорте, а другая — в миокарде, или левом предсердии. И у каждой будет своя уникальная задача.
Бывает и совершенно другой случай, когда человек через разные виды деятельности выполняет одну и ту же задачу. Например, на протяжении всей жизни человек внедряет в общество идею здорового образа жизни. И делать он это может всеми доступными ему способами: может написать книгу, снимать фильмы об этом, вести предпринимательскую деятельность, управляя компанией по производству натуральных продуктов для здорового питания, и так далее. И всё это может реализовывать один человек. В таком случае можно предположить, что на него возложена такая функция, уникальная ценность — распространять идею здорового образа жизни. И уже не так важно, с помощью каких инструментов он это будет реализовывать.
Человек, являясь для клеток общей системой, целым организмом, носителем этих клеток, конечно же, заинтересован в том, чтобы в каждом конкретном месте находилась соответствующая клетка, которая знает, что делать. Более того, желательно, чтобы она была здорова и могла полноценно функционировать, была счастлива и рада заниматься своим делом, не жаловалась на сложности труда, и также была нацелена на достижение счастья всего организма — своего человека. Для примера, назовем этого человека Боб. Он не управляет каждой клеткой своего тела, но тем не менее, каждая клетка служит ему. У каждой из них свой режим труда и отдыха. Когда некоторые органы спят и расслаблены, другие усиленно работают, и наоборот, в зависимости от функций и ценности. А представьте себе такую ситуацию, когда клетка не хочет выполнять свою задачу. Или начинает страдать по поводу того, что её что-то не устраивает. Тогда может произойти сбой в каком-то органе. А если клетка вообще не верит, что человек существует? Клетка видит рядом с собой только другие клетки, ткани, и с ними взаимодействует. Как выглядит весь организм, никто из клеток и не знает, только могут интуитивно догадываться, по молекулам ДНК. Если эта клетка отказывается служить во благо Целого, то, более того, может ещё начать убеждать других в том, что человека не существует, поэтому можно делать, что угодно. И кричит всюду: “Боба не существует! Боба нет!” Соседние клетки могут соглашаться, могут не соглашаться, но в итоге это не приносит счастья ни самой клетке, ни организму в целом.
Похожая ситуация возникает, когда клетка случайно перебирается на другой участок, не свойственный ей. Либо цели себе искусственно неправильные поставила, либо просто находится в замешательстве. В итоге, она не может полноценно выполнять свою роль на этом участке. Помимо прочего, она занимает место, предназначенное для какой-то другой клетки. И все соседние клетки, как и орган в целом, тоже чувствуют, что прибыл инородный объект, который мешает гармоничному функционированию. Опять-таки страдает и сама клетка, и другие клетки, с ней взаимодействующие, и человек Боб.
В идеале, когда каждая клетка находится на своём месте, то это приводит к тотальной гармонии всю систему. Все органы отлаженно работают, нормализована система труда и отдыха. Каждый занимается своим делом, передавая посредством своего труда, заботы и внимания различные материальные и нематериальные блага, и все счастливы.
Мы — Целое. Какое мировосприятие помогает на пути реализации своего предназначения?
Вопрос поиска нашего предназначения очень тесно связан с вопросом нашего мировосприятия, то есть с тем, как мы взаимодействуем и воспринимаем этот мир и других людей. Правильное мировосприятие помогает значительно ускорить и гармонизировать процесс раскрытия нашего потенциала и предназначения.
Одним из распространенных заблуждений, которое мешает нам на этом пути, является ощущение отделённости от окружающего мира. Когда мы говорим: «Вот есть я, а есть ты. Есть я, а есть другие люди. Есть я, и есть мир, отделённый от меня». Но предназначение даётся от Мира. Поэтому если мы хотим понять своё предназначение, то очень важно понимать и всегда помнить, что мы являемся частью Мира, частью Целого. Если говорим о проявленной форме, то наше тело — часть материального мира. А если мы говорим о духовной сфере, то наш разум является частью Высшего Разума, иными словами, наше сознание является частью Космического Сознания. Иными словами, наша душа является частью Сверхдуши.
Говоря о том, что мы — частицы Целого, можно привести в пример любой светящийся объект, светящийся шар. Когда мы смотрим на круглую светящуюся лампочку, мы не разделяем её на миллионы частиц. Пальцем мы можем указать на различные части этого объекта, но везде, куда бы мы ни указали, это будет светящаяся лампочка. Мы видим светящийся шар, как единое целое. При этом мы можем понимать, что он состоит из множества мельчайших единиц, соединение которых даёт нам это видимое светящееся образование. Но, тем не менее, мы воспринимаем его как единый объект, куда бы мы ни направили своё внимание. Мы не говорим, что «вот это нижние мельчайшие частицы этой лампочки, а это — верхние частицы». Нет, мы всё равно воспринимаем эту лампочку как целостный объект, который имеет для нас смысл именно в соединении частиц, а не по-отдельности.
Любая частица Света — это Свет Целого. Поэтому иллюзия, что есть “я”, а есть “они”, — ведёт к противопоставлению себя Миру, отделению себя от Целого. Но истинное блаженство мы ощущаем только в единении с Целым. Тогда мы становимся не отдельной точкой на светящемся шаре, а самим светящимся шаром. Не песчинкой Целого, а Целым. И тогда вся наша жизнедеятельность, все цели и интересы выстраиваются, исходя из этого единения и ощущения Целого.
Но из-за того, что наше восприятие находится на уровне сознания человеческого организма, мы видим других людей, животных, объекты вокруг — отдельными существами. Возникает иллюзия, что мы отделены друг от друга. Но давайте снова вернёмся к Бобу и аналогии с телом человека. В какую бы точку тела Боба мы не ткнули пальцем — это Боб. Мы не говорим, что «вот эта точка — это такая-то клетка». Ведь она существует не сама по себе. Мы можем ткнуть в точку на руке — это будет Боб. Мы ткнём в точку на животе, и это тоже будет тот же самый Боб. Везде это будет Боб. Да, можно сказать, что «это часть Боба», «тут часть, ладонь Боба», «тут — клетка Боба» и так далее, но сама по себе отдельная часть Боба — не имеет для нас такого важного смыслового содержания, каким обладает единство всего организма, то есть весь Боб.
Далее, разумно было бы предположить, что интересы целого организма намного важнее, чем интересы отдельной частицы. И если воспринимать нас, людей, как различные проявления одного организма, как частиц Единого Целого, то можно смело сказать, что интересы Мира, интересы Целого, интересы Высшего Разума — важнее интересов частицы, важнее интересов моих персональных, важнее интересов ваших персональных. Интересы Сверхдуши важнее интересов индивидуальной души.
И так как предназначение даётся нам от Целого, то и реализуется оно в области интересов Целого. Поэтому очень полезно любой наш поступок, любое наше действие, мысли, желания, намерения — соотносить с интересами Целого. Даже несмотря на то, что мы точно не знаем, какие интересы у Мира, и можно только примерно догадываться, но всё равно хотя бы можем задаваться вопросом: «А то, что я сейчас делаю или намереваюсь сделать — оно имеет какое-либо значение для Целого, оно имеет значение для Мира? Или это просто моё корыстное действие, которое имеет значение только для меня одного?».
При таком мировосприятии, когда мы понимаем, что другой человек — это не «нечто, чужеродное нам», а что это также — часть Целого, наше предназначение намного быстрее и естественнее раскрывается. Мы начинаем тоньше чувствовать потребности окружающего мира. Наши взаимоотношения с Миром и с людьми становятся более гармоничными, более естественными. Каждый из нас является частью Целого. Каждый из нас, как часть Целого, несёт в себе Целое. Точно так же, как в примере со светящимся объектом: куда ни посмотри, везде — проявление Целого. И тогда мы видим и в другом человеке, в другом живом существе, и в природе — проявление Целого. А являясь частью Целого, видя другую часть Целого, мы понимаем, что мы видим сами себя, Целое. Проявление Целого. Мы видим разные проявления одного Целого, которые, по сути своей, являются одним и тем же, Единым, но в отличающихся формах. И тогда мы перестаём бороться с жизнью. На внутреннем глубинном уровне мы перестаём бороться с другими людьми, с какими-либо явлениями. Мы понимаем, что всё взаимосвязано, взаимопроницаемо и едино. И что борьбы, как таковой, и не может быть, ведь не с кем бороться. А есть просто взаимное сосуществование различных частей Единого Целого.
Помимо того, что человек может осуждать других людей или конфликтовать с кем-либо, есть ещё одна распространенная ситуация — когда человек осуждает сам себя, критикует себя, недооценивает или недолюбливает себя. Но в такой нелюбви к себе точно так же проявляется нелюбовь к Миру. Потому что не только другие являются частью и проявлением Целого, но и, в первую очередь, мы сами для себя являемся первым проявлением Мира в нас самих. И отношение к самим себе — это наше первое настоящее взаимодействие с Миром. То есть то, как вы относитесь к самим себе, и то, какой у вас образ жизни, какие у вас привычки, сколько времени вы уделяете развитию своего Сознания — это ваше первое наибольшее, наиважнейшее взаимодействие с Миром.
Когда мы говорим о любви к себе, это не означает потакать всем своим желаниям и прихотям. А вместо этого необходимо подлинно полюбить себя, быть настоящим другом самому себе, осознавать проявление Целого внутри себя и развивать Сознание. А если постоянно себя принижать или намеренно погружаться в неблагоприятную атмосферу, которая ведёт к ухудшению здоровья и деградации Сознания, тогда ты не являешься другом самому себе. И в этот момент твоё взаимодействие с Миром является неполезным, неблагостным, нежелательным.
Заниженная самооценка, в том числе восприятие себя как несчастного или недостойного человека, рождается от невнимательности к себе и, как следствие, от неощущения присутствия Духа внутри, то есть мы не чувствуем себя частицей Целого, не чувствуем пульсацию Целого внутри себя. А завышенная самооценка — идёт от того, что человек вместо осознания себя в качестве частицы и проявления Целого, пытается занять место Целого, примеряя на себя роль Господа Бога. В обоих случаях создаётся дисбаланс во Вселенной, который будет приводить человека к различным ситуациям, зачастую неприятным и конфликтным, для восстановления баланса. Поэтому здесь, как и во многих аспектах жизни, полезно практиковать «срединный путь».
Мы можем начать гармоничное взаимодействие с Миром, начав, в первую очередь, гармонично и дружелюбно взаимодействовать с самими собой. Поэтому в служение Миру помимо служения другим людям и обществу, в первую очередь входит служение самому себе, как проявленной частице Мира. Служение тому человеку, которым вы сейчас являетесь, то есть с телом и мозгом которого имеете дело в этой жизни. Служение, которое помогает благостно развиваться, духовно и личностно расти, проявляя своё истинное «Я», благодаря чему можно выстраивать гармоничные взаимоотношения и с другими людьми, и с Целым.
Глава 3. Как понять своё место в Мире?
Поддержка от Целого
После того, как мы определили необходимость служения Целому, остаётся самый главный вопрос: «А как же именно реализовать это служение?», «Чем каждый из нас должен заниматься? Как это осознать?» И прежде, чем мы приступим к практической части, давайте разберём, а каково отношение Целого к этому всему.
По примеру с клетками Боба можно сделать вывод, что Боб заинтересован в том, чтобы каждая клетка была на своём месте, и служила ему, и была счастлива, занимаясь своим делом, служением. Отсюда следует, что Целое заинтересовано в том, чтобы каждый человек выполнял своё предназначение и раскрывал истинный потенциал. Даже несмотря на то, что Целое не может управлять каждым из нас на 100%, и поэтому нам всегда дана возможность самостоятельного выбора. С одной стороны, это здорово, что у нас есть свобода выбора, и мы можем сами решать, куда нам идти. Но, с другой стороны, это же и является зачастую препятствием к ясному пониманию своего Пути в данной конкретной жизни, в данный конкретный момент.
Клетка слишком много отдыхает, или, наоборот, слишком много работает, или же «заглянула на экскурсию» в соседний орган тела, и застряла там на более долгий срок, чем необходимо. Боб уже начинает чувствовать дискомфорт и переживать. И вот тут происходит любопытная ситуация. Когда человек чувствует, что у него появилось напряжение в какой-либо части тела, он направляет туда своё внимание. Начинает массировать этот участок тела, чтобы немного его расслабить. Таким образом, клеткам поступает сигнал: “Ребят, отдохните немного, вы перестарались.” А если начинает болеть где-то, то мы идём к врачу, нас начинают осматривать, прописывают лекарства или процедуры, и тем самым, Боб начинает частично влиять на то, что происходит в его организме. Несмотря на то, что он не контролирует тотально все процессы внутри себя.
Переводя это на уровень взаимодействия человека и Мира, можно найти множество примеров из реальной жизни, когда человеку подаются различные сигналы о том, что он «зашёл куда-то не туда», слегка заблудился и идёт не в том направлении, то есть сошёл со своего истинного Пути. Так же, как человек своими руками массирует часть своего тела, так и Вселенная всеми доступными средствами, с помощью людей, событий и информации, постоянно направляет нас на наш истинный Путь. И тем не менее, существует множество ответвлений, бесчисленные альтернативные вариации жизненного пути. Так как же понять, та ли эта дорога, верно ли выбрано направление сейчас? Нужно ли дальше продолжать упорствовать, если что-то не получается? Что вы должны делать именно сейчас? Сперва давайте определимся, что же такое предназначение человека, в универсальном смысле.
Два уровня Предназначения
Когда мы начинаем воспринимать себя частью Целого, из такого мироощущения следует одно из возможных и наиболее ёмких определений предназначения:
"Предназначение — это то, каким способом Мир через вас проявляет любовь и заботу о других существах".
Реализация нашего потенциала — это то, как Мир хочет проявиться через нас. От Мира нам даётся энергия, различные ресурсы и блага, таланты и способности, черты характера, качества и особенности, сильные стороны, какие-то ситуации и обстоятельства, в которых мы родились или которые к нам приходят. Затем через нас это всё пропускается, трансформируется и передаётся дальше в Мир, другим проявлениям Мира. Таким образом, мы помогаем Миру выразить свою любовь и заботу о других существах. И мы постоянно находимся в этой циркуляции. Но для того, чтобы Мир мог такую заботу через нас проявить в чистом виде, необходимо развивать своё Сознание. Это первая основная задача, делегированная нам Миром.
Таким образом, мы можем выделить два уровня предназначения:
1) развитие своего Сознания (в этом проявляется подлинная любовь и забота о себе, своей душе);
2) передача блага в окружающий мир (подлинная любовь и забота о других).
Экхарт Толле в книге «Новая Земля» пишет об этом, как о внутренней и внешней целях каждого человека: «У Вселенной есть внутренняя и внешняя цели, неотделимые от ваших. Внешняя цель Вселенной состоит в том, чтобы создать форму и испытать взаимодействия форм — игру, сновидение, драму, — назовите это как хотите. Внутренняя же цель Вселенной — пробудиться к осознанию своей бесформенной сути. Далее следует примирение внешней и внутренней цели, смысл которого в том, чтобы привнести эту суть — сознание — в мир формы и тем самым преобразить мир».
Работа над внешними целями во благо общества — это движение вовне. Работа над Сознанием — это внимание внутрь, внутренняя духовная жизнь. Для Мира важны оба направления. Оба уровня развития важны. Если же мы занимаемся только активной деятельностью во благо обществу, но при этом не развиваем своё Сознание, то высока вероятность того, что наши «благородные мысли и действия» могут стать проявлением утончённого ложного Эго. И какой бы возвышенной ни была наша идея или деятельность, в них может просочиться корысть, а вслед за ней и ожидания, и конфликты, и страдания.
Развивая своё Сознание, мы расширяем пространство осознанности во Вселенной, что позволяет Миру познавать себя более полноценно. Возвращаясь вновь к примеру о теле человека, можем представить, будто в нашем теле появляется всё больше клеток, которые, благодаря своей внимательности и преданности нам, моментально посылают полезные сигналы обо всех важных процессах и изменениях внутри организма, то есть помогают нам лучше познавать самих себя. И тогда мы можем с лёгкостью определить, в каком участке тела у нас образовался застой жизненной энергии, и принять меры по исцелению и восстановлению полноценной циркуляции энергии по всему телу. Точно так же и с Космическим Сознанием: чем больше Сознания включено в жизни каждого человека, тем больше божественного Присутствия проникает повсеместно, благодаря чему мы помогаем процессу вселенского самопознания. Чем больше людей сейчас освобождается от иллюзий и ложного Эго, тем более свободно Свет Целого распространяется по всему своему пространству.
На уровне же внешнего взаимодействия с окружающим миром, наше предназначение и потенциал реализуется в той или иной степени по всем основным сферам жизни. Наиболее ощутимые из них — это забота о семье и труд в обществе.
Профессия и трудовая деятельность в контексте предназначения — это та оптимальная форма, в которой происходит передача любви от Мира, через нас, в отношении к другим проявлениям Мира. И чтобы понять, в какой же форме именно мы должны реализовывать эту любовь, есть несколько показателей, о которых будем говорить в другой главе.
Реализация своего предназначения в семье — это огромное поле для духовной трансформации, серьёзный труд и аскеза. Люди, которые ждут от семейной жизни наслаждения и удовлетворения своих прихотей, рано или поздно будут разочарованы. Зачастую в современном обществе недооценивается роль матери и жены, роль отца и мужа. Кажется, будто это само собой разумеющееся занятие, статус, который не всегда берётся во внимание в полной мере. Духовная значимость и трудоёмкость выполнения своего предназначения, например, в качестве родителей подтверждается древней ведической мудростью, в которой даётся совет будущим родителям: «Не становись родителем, если ты не можешь воспитать своего ребёнка так, чтобы он больше никогда не рождался и не страдал в этом мире».
Предназначение не ограничивается выполнением своих семейных и трудовых обязанностей. Каждый момент времени, каждое наше взаимодействие с самими собой и окружающим миром — относится к области реализации нашего предназначения и потенциала, так как каждая мысль, слово и действие имеют своё влияние во Вселенной.
Именно поэтому необходимо развивать Сознание. В противном случае, отождествление себя с ложным Эго, с умом или эмоциями, является причиной омрачения сознания. И тогда мы, с одной стороны, перестаём видеть реальность, как она есть в действительности, а с другой стороны, можем не полностью осознавать свои собственные процессы, в виде мыслей, слов и действий, оставаясь в неведении. Духовно-телесные практики, направленные на расширение осознанности, помогают развивать и усиливать наше Сознание. Теперь мы можем уже более сознательно выбирать ежемоментно, куда направить внутренний взор и что транслировать в окружающий мир. Подробнее об этом будем говорить во второй части книги.
В конечном итоге, оба уровня предназначения, внутренний и внешний — ведут к основному предназначению каждого человека — служению Целому, Сверхдуше, Высшему Разуму. Это наша основная задача. Будучи частицами Целого, мы являемся его подданными, слугами, друзьями, детьми, его проявлениями, вся деятельность которых сводится именно к этой единственной главной задаче — служению Целому. А когда мы говорим о предназначении и раскрытии нашего потенциала, речь идёт уже о той форме, в которой это служение оптимально и гармонично реализуется в данной конкретной жизни данного конкретного человека.
Свободная реализация потенциала
Когда вы помните о двух основных своих задачах в этой жизни — развивать Сознание и нести благо от Мира Миру, — тогда вы начинаете уже естественным образом раскрываться, без необходимости форсирования и приложения сверхусилий. Ведь если вы укоренены в любви к Целому и ко всем живым существам, тогда не остаётся больше желаний и корыстей, идущих вразрез с интересами Целого. Вы больше не привязаны к результатам, а просто делаете то, что созвучно пульсации Мира, попадаете в резонанс с колебаниями всего организма, и начинаете звучать в унисон, просто позволяя Миру, свету Целого, беспрепятственно проявляться через вас. Тогда с вас снимается груз ответственности и ожиданий.
Например, что происходит сейчас, когда я пишу эту книгу, а вы её читаете? Если мы все — проявления Мира (я — проявление Мира, вы — проявление Мира), тогда получается, что одно проявление Мира смотрит на послание от другого проявления Мира, то есть Мир сам себя читает. С таким пониманием у меня, например, уже отпадает беспокойство и ощущение, что «я, Эдвард, должен вам, другому человеку, что-то доказать». Не надо ничего доказывать, потому что Мир сейчас сам себя познаёт. Сейчас одно проявление Мира через другое проявление Мира получает то, что ему необходимо.
В этот момент я уже перестаю себя отождествлять со своим обусловленным «Я», ложным Эго, которое думает о себе, как о «писателе и философе», который «должен быть очень эрудированным и мудрым». Нет. Моя основная задача — быть в этот момент здесь, быть осознающим и быть настоящим, то есть исходить из истинного «Я». Не мешать Миру проявлять то, что идёт от Мира. Быть познающим любящим пространством.
Это необусловленное любящее познающее пространство — пространство нашего истинного «Я». Это и есть наша подлинность, аутентичность. Таким образом, нам от Мира делегировано именно это познающее любящее пространство, которое мы уже проявляем посредством наших мыслей и поступков.
Входящий и исходящий поток
Человек — проводник. В состоянии чистого сознания мы становимся полым бамбуком. С одной стороны идёт дуновение, поток от Мира к нам, а из другой стороны — поток от нас к Миру. Когда нет баланса между этими двумя потоками, мы можем уйти в болезненные крайности.
Например, если человек всё принимает от Мира, но при этом говорит: «Это всё — мне! У меня легко получается зарабатывать деньги, я добиваюсь от людей желаемого, всё — мне! Коллекция дорогих машин! Я буду покупать себе дом, второй дом, третий дом! А до других существ — мне нет дела». Это чрезмерный эгоцентризм. Подобная позиция не может наполнять человека счастьем в долгосрочной перспективе. Кратковременно мы получаем себе блага, и ими пользуемся и наслаждаемся, но если нет благостной циркуляции и взаимодействия с людьми, то, в целом, такая жизнь обладает важным ограничивающим недостатком — герметичностью, изолированностью, отделённостью от Целого.
У актёров, например, тоже есть особенность, что им по предназначению дано быть известными, им дано привлекать внимание. Для многих людей — это влечёт за собой повышение гордыни и тщеславия, и может сильно помешать дальнейшему развитию. Актёрам же по предназначению априори даны харизма и магнетизм. Другой вопрос: «Сам человек понимает, для чего ему дана эта слава, эта привлекательность, эта власть и внимание?» Они даны, чтобы дальше выдавать настоящее благо Миру, другим проявлениям Мира. Чтобы посредством такого привлечения повышенного внимания Мир, через этого актёра, продолжал заботиться о других людях. Через эти ресурсы, через это внимание, через это количество подписчиков — чтобы дальше проявлялось это познающее любящее пространство, то есть развивалось и возвышалось Сознание.
Теперь разберём обратную крайность. Если мы полагаемся только на себя, не принимаем ничего от Мира и говорим: «Нет, я ничего не беру, это моя Миссия, я буду всё отдавать другим! Самое главное — это бескорыстное служение! Мне ничего не надо, я ничего не приму!», тогда есть только одно движение — от нас к Миру, но при этом упускается другое движение. Это уже чрезмерный альтруизм. И на тонком уровне такое поведение может также быть обусловлено ложным Эго, которое хочет выглядеть спасителем или святым в глазах других. Если действие идёт не от истинного «Я», то, как бы красиво и благородно ни выглядел подобный образ, оно может стать психологической ловушкой, описанной как «роль спасателя» в треугольнике Карпмана.
Искусственное форсирование и торможение входящего или исходящего потоков приводят к дисбалансу в самом человеке, отражаясь негативно и на окружающем пространстве. Мир будет любезно посылать различные сигналы о том, что где-то возникла блокировка или сбой в свободной циркуляции энергии и потока.
Проанализируйте, нет ли в вашей жизни сейчас моделей поведения «Всё себе, другим — ничего» или «Всё другим, себе — ничего». В первом случае, если чувствуете, что мало даёте Миру, тогда попрактикуйте бескорыстное оказание помощи окружающим. Без ожидания благодарности или чего-либо взамен. Во втором случае, если чувствуете, что вы никому не отказываете в помощи, стараетесь делать всё всем бескорыстно, а сами при этом не успеваете внутренне наполниться, и, как следствие, истощены, тогда вам лучше, наоборот, некоторое время отказывать людям в помощи. Когда вы поймёте, что на вас «свет клином не сошёлся», и что Мир найдёт способ помочь нуждающимся и без вашего постоянного участия, тогда вы сбросите с себя важность и ощущение спасателя. Вы сможете принять себя безусловно, вне зависимости от того, помогаете ли вы всем или нет. Таким образом, ваше тонкое ложное Эго, питавшееся мнимым ощущением «благородного служения», будет постепенно растворяться. И затем вы сможете снова помогать людям, исходя уже из более чистого состояния Сознания.
Свободное движение входящего и исходящего потоков ощущается как состояние наполненности и изобилия изнутри, и пульсирующей циркуляции при взаимодействии с окружающим миром. Чем больше вы наполняетесь, тем большим благом можете искренне делиться с другими. Чем больше делитесь, тем больше открываетесь для нового наполнения и свежего потока.
Но существует ещё третий вид дисбаланса. Например, человек согласен принимать от Мира и отдавать Миру, только вот выбирает направление деятельности, которое не соответствует его природе, хотя и несёт благо людям. Мир продолжает дарить ресурсы, но такой неподходящий труд может очень быстро истощать человека, не давая ему возможности наполниться и восстановиться. Поэтому важным остаётся вопрос: «Куда направить свои силы? Какой деятельностью мне заниматься?». И как раз на этот вопрос мы будем отвечать на протяжении всей книги.
Алгоритм реализации предназначения
Как же понять, «А что же Мир хочет именно от меня? Как же Мир хочет проявиться именно через меня?». В книге Марка Лессера «Достичь большего, делая меньше» упоминается совет, услышанный им от одного из своих учителей: «Есть только три задачи, которые имеют значение в этой жизни. Первая задача — это остановить суету в своём сознании. Вторая — найти свою песню, и третья задача — спеть свою песню».
Давайте немного переформулируем эти фразы под свою задачу. В нашей книге будем идти по такому простому алгоритму действий:
1) остановить суету ума;
2) познать свою истинную природу, свою аутентичность;
3) реализовывать потенциал и быть аутентичным каждое мгновение = проявлять своё истинное «Я».
Каждому из этих пунктов посвящена отдельная часть книги. А пока в общих чертах обозначим, о чём пойдёт речь, согласно этому алгоритму.
Сперва необходимо остановить суету ума, освободиться от всех ложных концепций, от всего искусственно привнесённого в наше Сознание. Иначе мы не сможем ясно увидеть свою суть. Могут быть искажения и иллюзии. После очищения ума и эмоций, далее мы начинаем ощущать свою истинную природу, своё истинное «Я». Это даёт нам возможность почувствовать своё предназначение и имеющийся потенциал в настоящий момент, увидеть направление дальнейшего движения. А третье — это практика, действие, то есть непосредственно процесс реализации потенциала.
На третьем пункте алгоритм не завершается. После того, как вы совершили ряд выбранных действий, необходимо вновь и вновь возвращаться к началу алгоритма, и постоянно проходить эти стадии, чтобы укореняться в своём истинном «Я» и, при необходимости, корректировать фокусировку. Сегодня вашему видению откроется одна цель, а через неделю она уже потеряет свою актуальность. Этот процесс может длиться бесконечно. Вы возвращаетесь к своему центру, сонастраиваете вашу внутреннюю истину с настоящим моментом и обстоятельствами окружающего мира, и совершаете очередное действие.
Древние мудрецы называют это практикой недеяния и практикой деяния. Недеяние — пребывание в тишине, осознанность, медитация, наблюдение, центрирование. Это пространство чистого сознания, где вы свободны от всех желаний, корыстей, целей и задач. Вы не обусловлены ничем. Вы самодостаточны. Вам не надо никуда стремиться, ничего достигать. В этом состоянии ваш разум свободен от любых привязанностей. Вам открывается вертикаль жизни, глубинное измерение, не связанное временем и пространством. Здесь вы вновь обретаете контакт с вечным, непроявленным. К вам могут приходить озарения и идеи, новые импульсы от Мира, от Целого.
Затем вы, сохраняя этот контакт с полем внутренней истины, «выходите в свет» и активно взаимодействуете с окружающим миром, в соответствии с тем направлением, которое вам открывается во время практики недеяния. Видимый уровень жизни, состоящий из действий, событий и реакций — это горизонталь жизни. Реализовав несколько действий, вы получаете первые результаты и обратную реакцию извне. Получив новые импульсы из пространства, вы снова возвращаетесь в состояние недеяния, в глубинное измерение, для возвращения к истинному «Я» и укоренения в Бытии.
Если заниматься только практикой деяния, что обычно и происходит сейчас во многих городах, то мы можем совершать тысячи движений, но всё будет на поверхностном уровне, словно рябь на воде. Все действия и события будут проходить на одном измерении, плоской горизонтали. Когда же в наши реакции и действия добавляется измерение глубины, то любое движение становится священнодействием, так как оно наполнено более сильным Сознанием, с помощью которого во всё вокруг проникает Присутствие Целого. Наше истинное «Я», наша истинная природа, наша Свадхарма — это и есть то, посредством чего окружающий мир наполняется Светом Целого, божественным Присутствием.
Пока мы ещё не укоренены в Бытии, нам необходимо чаще практиковать недеяние, чтобы затем привносить эту глубину в свою деятельность. Чем больше вертикали мы будем привносить в настоящий момент таким образом, тем проще нам станет действовать активно и эффективно в обществе, без потери контакта с истинным «Я», и, следовательно, с Целым.
«Предназначение есть» и «предназначения нет»
Для большей объективности рассуждений о предназначении предлагаю использовать диалектический подход, то есть рассматривать две противоположные гипотезы: «предназначение есть» и «предназначения нет». При таком подходе нам будет проще избавиться от распространённых заблуждений по поводу предназначения, и прийти к более гибкому и целостному пониманию о том, каким образом раскрывается наш потенциал и как мы можем поспособствовать этому процессу.
«Предназначение есть» — это означает, что каждый человек обладает особенным набором качеств, и поэтому обладает определённой индивидуальной ценностью для Мира. Выполнение предназначения — это реализация этой ценности во благо Миру. Если мы игнорируем её и пытаемся делать что-то другое, то мы создаём дисбаланс в пространстве. При этом мы можем даже добиться успеха в другой деятельности, но из-за возникшего дисбаланса, Вселенной придётся «перетасовывать карты», чтобы сбалансировать циркуляцию. А так как реализация внутренней ценности напрямую связана с раскрытием своего истинного «Я», то мы можем предположить, что человек будет действовать и жить из ложного «Я» до тех пор, пока не попадёт в резонанс с Целым.
«Предназначения нет» — означает, что мы не рассматриваем предназначение как великую миссию мирового масштаба, которую можно определить рассудочным путём. И хотя мы говорим, что предназначение и потенциал нам даётся от Целого, мы всё равно не ставим перед собой задачу определить точно и тотально, какую миссию несёт вся наша жизнь, по плану Целого. Мы не берём на себя такую ответственность, так как пока мы живы, не все пути пройдены, и еще неизвестно, какое наследие мы оставим после себя, и какой импульс пойдёт в Мир от нашего взаимодействия. Давайте оставим это на волю Целого. Во-вторых, если мы железно утвердим для себя наше предназначение, мы можем сами же себя обусловить этой концепцией. А любая обусловленность, и тем более по таким глобальным аспектам жизни, может стать очередным препятствием для раскрытия истинного «Я» и слияния с Целым.
Объединив обе гипотезы, мы получаем следующий универсальный подход к раскрытию своего потенциала. Первое, что нам необходимо, это знать свою истинную природу, то есть знать, кто мы есть на самом деле, какие мы есть настоящие, подлинные, распознать свою глубинную аутентичность, не обусловленную миром материальных форм, и действовать в соответствии со своим истинным «Я». Второе — это открыться Миру, довериться Целому. Открыться и довериться Миру — это значит, что мы можем почувствовать, как в различных моментах жизни невидимая рука помогает нам пойти в нужном направлении, принять верное решение, получить необходимый опыт для духовного роста. Мы можем увидеть некоторые подсказки или почувствовать заботу со стороны Мира. Целое заботится о нас и любит нас. После того, как мы доверились Миру, приходит понимание, что мы всего не знаем, то есть с нас сбрасывается спесь и гордость от того, что «я сам всё решил, я сам придумал себе какое-то предназначение, какую-то концепцию, какую-то идею, и все должны следовать моей идее». Мы должны признаться, что не знаем всего. Мы не можем знать всех интересов и планов Целого. Мы можем только открыться и довериться, быть настоящими и всегда помнить о Целом, Сверхдуше. И следующий шаг — в соответствии со своей истинной природой направить свои таланты и способности, внимание и ресурсы во благо всем живым существам, во благо Миру.
Два уровня истинной природы
Для того, чтобы яснее понимать, что мы будем подразумевать под «истинной природой», необходимо разделить это понятие на два слоя:
1) чистое сознание, бесформенное, необусловленное — это более глубокий и основной уровень нашей истинной природы. На этом уровне мы все едины, как единое Сознание и единое Бытие;
2) аутентичная форма, проявленное — это та наиболее подходящая нам форма, в которой мы реализуемся на видимом уровне и несём благо в Мир. Мы называем это призванием, предрасположенностью и талантами, аутентичностью.
Во второй части книги мы больше говорим про бесформенное. Это наше истинное Я, которое никуда не движется, ничего не ищет, ничего не делает, а лишь наблюдает за тем, как всё происходит само, и направляет, если мы осознанны. Всегда является самодостаточным в настоящем моменте, и, более того, является полнотой жизни само по себе.
В третьей части книги мы больше говорим о проявленной форме, то есть ищем способы для аутентичного взаимодействия с миром и гармоничной самореализации.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Пробуждение. Раскрытие своей истинной природы и предназначения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других