Воспоминания изгнанника (из Литвы в Россию – XIX век)

Эдвард Павлович

10 декабря 1865 года, после третьего восстания на территории Литвы (Беларуси) против царизма (1863), Александр II утвердил закон, по которому всем высланным из западных губерний (Минская, Виленская, Гродненская) предлагалось в течение 2 лет продать или обменять свои наследственные земли. Как многие другие автор воспоминаний Эдвард Бонифаций Павлович (бел. Паўловіч, 1825—1909), беларуский (польский) художник-портретист и пейзажист (ученик Канута Русецкого), был выслан на Крайний Север.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воспоминания изгнанника (из Литвы в Россию – XIX век) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Переводчик Артур Прокопчук

© Эдвард Павлович, 2019

© Артур Прокопчук, перевод, 2019

ISBN 978-5-0050-6950-4

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Предисловие переводчика

Воспоминания Эдварда Павловича могут быть интересны читателю, который хочет представить себе взаимоотношения России с той частью Речи Посполитой, которая была отторгнута от федеративного государства в итоге трех разделов.

(см. Разделы Речи Посполитой, разделы Польши, раздел территории польско-литовского государства (Rzech Pospolita) между Прусским королевством, Российской империей и Австрийской империей в конце XVIII века (1772 — 1795).

Литва, а точнее Великое Княжество Литовское (ВКЛ), на землях которой сегодня находятся две республики, Литовская и Беларусь, были преобразованы после захвата этих земель Российской империей сначала в Северо-западный край, а немногим позже в несколько губерний.

За несколько лет своего присутствия на землях Речи Посполитой, царское правительство упразднило Конституцию Царства Польского (ПЕРВАЯ КОНСТИТУЦИЯ в Европе, 1815), отменило действие СТАТУТА Великого Княжества Литовского, ПЕРВЫЙ в Европе феодальный свод законов, где были разделены законодательная, исполнительная и судебная власти (1529—1588), закрыло Виленский университет и целый ряд учебных заведений Литвы (совр. Беларусь), запретило употребление польского и старобеларуского языков, ликвидировало НАРОДНУЮ РЕЛИГИЮ, Униатскую церковь. Униатские храмы были переданы Московской православной церкви. Все пространство Литвы-Беларуси, отторгнутое разделами Речи Посполитой, присоединенное к России, стало называться — «Северо-западный край». Исчезли с географических карт два государства.

После присоединения земель ВКЛ к России, польский язык, в своем многовековом влиянии на беларуский язык, уступил место хорошо спланированному натиску русской администрации, русской православной церкви на основы беларуской культуры, на его язык и религию. Были закрыты учебные заведения, где преподавание велось на «родной мове», усилилась борьба с Униатством, было запрещено употребление названий «литовский» («литвинский») или «беларуский» (1840 год), конфискованы, в частности после трех восстаний против царской власти (1795, 1831, 1863 гг) и запрета униатства, усадьбы, монастыри и костелы края. Вся страна превращалась в третьеразрядную область, безликий «северо-западный край» (иногда в очерках «Западный край»). В Вильне, Полоцке, Гродно, Слуцке, Новогрудке и других городах были закрыты решениями царской администрации все высшие учебные заведения и гимназии, как «разносчики революционной заразы» (после восстаний Костюшко и Калиновского). Культурной Меккой в это время стал польский Краков для литвин-беларусов западной ориентации (католиков, протестантов, кальвинистов). Петербург или Москва стали образовательными центрами для православных. Некоторое время отцам-иезуитам удавалось сохранить традиционное образование в Полоцке и в Пинске («Иезуитские коллегиумы»). В Слуцке кальвинистская гимназия, некогда называемая «Слуцкими Афинами», стала в царской России государственной классической мужской гимназией, с обязательным преподаванием всех предметов на русском языке.

Сложная судьба литвин-беларусов в эти годы, совместно с Польшей отстаивавших свои права в новом государстве, отражена во многих произведениях. Восстания против царизма вызывали массовый подъем среди разных слоев общества. Многие спаслись от преследований властями в эмиграции. Как минимум, три волны эмиграции после восстаний привели к тому, что весь культурный слой, элита Великого княжества, покинула родину. Многие из них оказали существенное влияние на европейскую и русскую историю и культуру, среди них композиторы Монюшко и Огинский, литераторы Адам Мицкевич, Александр Рыпинский и Ян Чечот, такие художники, как Наполеон Орда и Валентий Ванькович, ученые и просветители Игнат Домейко, Томаш Зан и Адам Киркор, музыканты, инженеры и ремесленники, представители науки и техники и многие другие. Отток на запад усилился после упразднения в ВКЛ статуса многочисленных «вольных городов» (по Магдебургскому праву), закрытия свободных цехов и общин.

После включения Литвы (Беларуси) в состав Российской империи в результате разделов Речи Посполитой на передний план вышли политические причины эмиграции. Страх репрессий со стороны царского правительства вынуждал покидать родину тысячи участников восстаний (1794, 1830—1831, 1863—1864 гг.), сторонников Наполеона и восстановления ВКЛ во время русско-французской войны 1812 года. Часть из них включалась в революционное и освободительное движение в Европе и Америке (Тадеуш Костюшко, Валерий Врублевский, Николай Судзиловский и др.), другие содействовали развитию культуры и науки стран своего нового проживания, не забывая одновременно о Литве — Беларуси. Беларуские корни имел французский поэт Гийом Аполиннер, дед которого (М. Кастровицкий), как участник восстания 1863—1864 годов эмигрировал в Италию*.

* А. Прокопчук, «Полоцк — Лiтва — Rzeczpospolita — Беларусь, это наше, здесь мы — беларусы…» часть IV (XVIII — XIX в.в.), размышления литвина — беларуса об истории нации в цитатах и документах — исторический коллаж.

Прошло три десятка лет после восстания 1830—31 годов. Выросло следующее поколение сынов Литвы-Беларуси, унаследовавшее от своих отцов дух вольности, стремление к свободе, скрытую ненависть к царизму. Из-за участия студентов и преподавателей в восстании 1830—1831 года, «рескриптом» от 1 мая 1832 года Николая I, был закрыт Университет в Вильне. Он оставался главным образовательным центром Великого Княжества Литовского на протяжении трех столетий. Университет был преобразован из школы иезуитской коллегии в 1570 году Валерианом Протасевичем (родился в 1505 году, в местечке Крайск Минского воеводства, ныне деревня Логойского района Беларуси, скончался 31 декабря 1579 года). С этого времени до 1921 года в Беларуси отсутствовали высшие учебные заведения. Как правило, дочерям и сыновьям Литвы в это время давалось домашнее образование. Чтобы закрепить население края в местах проживания, остановить эмиграцию в Европу, в 1823 году Александром I был подписан «Указ» о запрещении жителям Литвы (Беларуси) направлять своих детей на учебу заграницу.

Василь Скобля, Беларусь: история, личности, менталитет http://kibsvg.narod.ru/

Строго говоря, этот указ действовал до 1990 года и пережил всё советское время. Царскими летописцами было исписано немало бумаги, чтобы синтезировать новую, «российскую» историю и отгородиться от древней Литвы и Белой Руси. Ярким примером такого дистанцирования является запрет Николая I употреблять в официальных документах названия «Белая Русь» и «Литва», утвержденный сенатом (18.07.1840 г.). Царизм в своих учебных заведениях воспитывал «нового русского человека». Но оставалась одна сфера воспитания молодого человека — домашняя. Домашнее воспитание легло на плечи женщин Литвы-Беларуси, они участвовали во многих других образовательных сферах жизни народа, как учителя, знатоки ведения хозяйства, собиратели библиотек, музыкальные педагоги. Они сохранили дух народа, его самобытную культуру.

Судьба нации была сломлена, развитие остановлено во времени в XIX веке. Её молодежи были закрыты все дороги в будущее. Высшие учебные заведения Великого Княжества Литовского закрывались царскими декретами. В связи с процессом «филоматов», по инициативе нового императорского назначенца, графа Новосильцева, из Виленского университета указом 14 августа 1824 года для «пресечения вредного влияния, которое возымела противодействующая университетскому начальству партия», были уволены и высланы профессора Юзеф Голуховский, Игнатий Данилович, Иоахим Лелевель, Михал Бобровский. Университет был закрыт. С этого времени и до 1921 года в Беларуси отсутствовали высшие учебные заведения.

Полоцкая академия, после изгнания иезуитов из Российской империи, была закрыта в 1820 году. Значительная часть её знаменитой библиотеки была расхищена, сохранившиеся книги были распределены между различными учебными заведениями России. Оборудование полоцкой типографии в 1833 году было отправлено в Москву. В 1830—1835 годах постройки академии были реконструированы, возведены новые корпуса, и здесь разместился Полоцкий кадетский корпус. Россия вновь «сосредотачивалась», а заодно и военизировалась. Пинский коллегиум иезуитов, разграбленный однажды казаками Богдана Хмельницкого (1657), где принял мученическую смерть проповедник Андрей Боболя, в 1800 году был «преобразован» и до 1918 года в нем находился православный Богоявленский монастырь. Вторично «коллегиум» подвергся разграблению в 1939 году (после присоединение западной Беларуси к СССР). В 1940 году богатейшая библиотека коллегиума была вывезена в Ленинград. Величественный барочный костел св. Станислава, составная часть Пинского коллегиума, был взорван в 1953 году.

В начале царствования Александра II (1818—1881), правительственная политика по отношению к западным губерниям либерализировалась. В 1856 году Виленским (а также гродненским, минским, ковенским) генерал-губернатором был назначен В. Назимов, сменивший «вешателя» Муравьева, и пользовавшийся симпатиями у разных слоев общества. Человек несомненно прогрессивных взглядов, Назимов предложил Александру II, учитывая историю и общественное развитие ВКЛ и Польши, где крестьянство до русской оккупации было относительно свободно, пересмотреть вопрос об освобождении крестьян. 20 ноября 1857 года на имя Назимова был получен «Рескрипт», положивший начало крестьянской реформе в России. По предложению Назимова государственные власти приняли ряд мер по смягчению проводившегося курса. Все осужденные за политические преступления 1830—31 года были полностью амнистированы. Отменялся закон, по которому приниматься на службу могли только лица, имевшие десятилетний стаж работы в соответствующем ведомстве. Уроженцам Литвы, его губерний был открыт доступ к гражданским должностям. В учебных заведениях вводился польский язык. Правительство пошло навстречу папской курии. Разрешалось строить новые костелы и на эти цели даже отпускались определенные суммы из казны.

Объединение униатской церкви с православной (1839) не дало тех результатов, которые ожидались в Москве, особенно иерархами РПЦ. В то же время Римо-католическая иерархия не уставала хлопотать перед русским правительством об открытии ранее закрытых костелов и монастырей. Известный сподвижник Кастуся Калиновского Зыгмунт Сераковский, мог с полным правом сказать: «Что такое Западный край? Высший и средний класс в нем составляют поляки, или, точнее говоря, литовцы и русские, которые добровольно приняли польский язык, польские стремления — одним словом польскую цивилизацию. Все, что думает об общественных делах, все, что читает и пишет в Западном крае, — все это целиком польское»*.

*Лазутко С. А. Революционная ситуация в Литве 1859—1862. — М., 1961.-С. 183.

Можно не согласиться с этой точкой зрения, но читатель «Воспоминаний» невольно погрузится в тот «польский дух» в Литве, среди литвин (беларусов), который веет на всех страницах рукописи Эдварда Павловича, литвина по происхождению.

Православие должно было сыграть главную роль в «русификации» края. Сотни православных священников были направлены в Беларусь-Литву для этих целей. Началась повсеместная работа по привлечению («перекрещиванию») жителей Литвы-Беларуси в православие. Православные пастыри тщательно вели учет по прибавлению «своей» паствы. С 1843 по 1845 год к Православной Церкви от «латинства» присоединились в Литовской епархии 1110 человек. В Литовской епархии со времени перенесения епархиального управления в Вильно в 1845 году к Православию присоединились 3848 человек из «латинян», да смешанных браков было 11121. За 1864 год к Православию в Литовской епархии присоединилось 1620 человек; в 1865 — 4254, в 1866 — 25194. Видно, по документам, как туго шла эта работа, растянувшаяся на половину столетия. Чтобы ускорить темпы русификации и окончательно подчинить институты края царской администрации, согласно «Указа» от 10 декабря 1865 года, все владельцы секвестированных имений, высланные из Западного края, «должны были в течение двух лет продать или обменять свои поместья. Но при этом запрещалось продавать их «полякам». Они могли быть приобретены только лицами русского происхождения, православного и протестантского вероисповеданий… Это условие поставлено было, очевидно, как средство к действительному и успешному обрусению края»*.

После этого указа значительно ускорилась русская помещичья колонизация Северо-Западного края.

*История восстания 1863—1864 гг. на территории Беларуси (обзорная справка) Архивы Беларуси http://archives.gov.by/index.php?id=223980

Безжалостно подавленное царским правительством, восстание 1863 года оставило на века в Беларуси, Литве и Польше глубокий рубец в исторической памяти. Массовые выселения литвинов в другие губернии (Кавказ, Херсонская и Таврическая губернии) привели дополнительно к росту внутреннего сопротивления царизму со стороны русской интеллигенции, познакомившейся с судьбой своих новых соотечественников. Все высшие учебные заведения Великого княжества были закрыты еще ранее, единственный оставшийся Гора-Горацкий земледельческий институт за участие его студентов в восстании Указом российского императора Александра ІІ был целиком переведен в Петербург (Царское Село).

После восстания 1863 года были введены новые ограничения в правилах подтверждения дворянства. Указ от 10 декабря 1865 года запрещал «полякам», и беларусам-католикам, покупать имения. Указом от 19 января 1866 года все шляхтичи, не доказавшие своего дворянства, записывались крестьянами или мещанами. Сословия однодворцев и граждан были упразднены после указа от 19 февраля 1868 года. Однодворцы были приравнены к крестьянам, а гражданам давался год, чтобы сделать выбор, между крестьянским и мещанским сословиями*.

Поскольку главной движущей силой восстания 1863 года была шляхта, польское и беларуское дворянство (литвины), царское правительство жестоко расправилось с его участниками. Поместья повстанцев конфисковывались, а их владельцы ссылались в Сибирь. Были предусмотрены меры и по замене «польских» землевладельцев выходцами из России. Министром внутренних дел Валуевым было направлено 4 сентября 1863 года «Отношение» в Западный комитет «о принудительном выселении однодворцев и мелкой шляхты во внутренние губернии России»*

*Отношение министра внутренних дел Валуева в Западный комитет о принудительном выселении однодворцев и мелкой шляхты во внутренние губернии России. 4 сентября 1863 Фотокопия. Печатный документ. Дакументы і матэрыялы па гісторыі Беларусі. Т. II. Мінск, 1940. С. 535—536. БелНИЦЭД, сбор электронных копий документов и материалов по истории восстания 1863—1864 годов на территории Беларуси.

Вооруженная борьба на территории Литвы (Беларуси) продолжалась еще почти год. Летом 1864 года была ликвидирована последняя революционная организация в Новогрудском уезде. Военное положение было отменено полностью лишь в 1870 году.

Тем не менее, восстание вынудило царское правительство пойти на более выгодные условия проведения крестьянской реформы в Польше, Беларуси и Литве. Восстание оказало большое влияние и на оживление революционного движения как в Российской империи, так и в Западной Европе, а также на рост национального самосознания литвинов (беларусов), литовцев и поляков. «Преобладание беларуской шляхты среди участников восстания дало основание считать его акцией дворян и католического духовенства. Именно на этот факт делала акцент адресованная крестьянам правительственная пропаганда. Однако абсолютное большинство этих «дворян» имело лишь сословное звание, а по социально-имущественному положению это были мелкие чиновники, представители интеллигентских профессий, малоземельная и безземельная шляхта. Помимо дворян, в рядах повстанцев было 6% духовенства, 18% крестьян и незначительное число мещан. 75% участников восстания были горожанами («однодворцы», «безземельная шляхта») *.

* Владимир Снапковский, Белорусская эмиграция («Белоруссия и Россия: общества и государства», редактор-составитель Д.Е.Фурман, Москва, Издательство «Права человека», 1998 год, с. 88—105

Немалая часть творческой интеллигенции была вовлечена в освободительное движение того времени. Таким был известный художник, литвин-беларус, Наполеон Орда. Охваченный патриотическим подъемом своего окружения, он пишет стихотворное обращение своим друзьям, полякам — «Литвин-поляку» («Litwin do Polaka», польск. яз.). Попытаюсь передать в нескольких строфах дух этого стихотворения русскоязычному читателю в переводе с польского:

Эй, поляк, дай руку друже,

Мы с тобой одной ведь крови,

Нашей цели верность служит,

Встанем вместе, станем вровень.

Жигимонт нам заповедал

Быть народом нераздельным,

Все делить — и наши беды,

Нашу правду, наше дело.

Встанем братья за Отчизну,

Мы не пожалеем жизней,

Чтоб не встала на границе

Злая тень Императрицы…

подпись — Наполеон Орда, Литвин

Повстанческий полк Наполеона Орды потерпел поражение и перешел границу России с Пруссией. Восстание, как и предыдущее восстание Костюшко, было разгромлено превосходящими силами регулярной российской армии под командованием генерала Паскевича. Есть оценки некоторых историков, по которым численность войск, брошенных на подавление восстания достигала 200 тысяч. Наполеон Орда оказался через некоторое время во Франции*.

*«Францыя — прытулак польска-беларускай эміграцыі», Л. Несцярчук, «Напалеон Орда», Шлях да Бацькаўшчыны. Мінск «Мастацкая літаратура», 2012, стр. 35

Многочисленные школы в Бресте, Минске, Несвиже, Клецке, Витебске, Новогрудке, Орше, Ивье, Сморгони, Заславле, Любче и др. (кальвинистские, арианские или братские), обучавшие не только богословию, но и различным языкам (латинскому, греческому, беларускому, польскому), риторике, истории, математике, античной поэзии, готовившие учеников (учебный процесс длился от 6-ти до 10 лет) для поступления в университеты, были закрыты. Взамен были «вновь устроены 13 русских первоначальных (одно — и двухлассных) училищ преимущественно для нижних классов народа, куда, однако же, и дети других состояний записываются, обучаясь там русской грамоте, письму и арифметике…» *.

*«Из письма генерал-губернатору Н.Н.Хованскому о реорганизации школ в округе» 8 марта 1834 г. Антология педагогической мысли Белорусской ССР, Москва, «Педагогика», 1986, стр.178.

Русіфікацыя // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. Т.6. Кн.1. — Мн., 2001. С. 136

10 декабря 1865 года Александр II утвердил закон, по которому всем высланным из западных губерний предлагалось в течение двух лет продать или обменять свои земли. Покупать же эти земли могли только православные. Лицам «польского происхождения» (то есть всем католикам) это запрещалось.

Как и многие другие «Павловичи», был выслан из Литвы и Эдвард Бонифаций Павлович (бел. Паўловіч, 1825—1909) — польский (беларуский) художник-портретист и пейзажист (ученик Канута Русецкого). Представитель литвинского, шляхетского рода герба «Ясенчик».

Герб рода Павловичей, узаконенный в 1620 году

Детство Эдвард провел на Новогрудчине, учился в Жировицах, Слониме и Слуцке. Учился и в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге, которую окончил в 1853 году, уехал на несколько лет в Европу, вернулся в Новогрудок и с 1859 года преподавал в Новогрудской гимназии, в 1860 году основал здесь воскресную школу и театр. После восстания 1863—1864 года Эдвард Павлович был арестован и сослан в глубь Российской империи. Все чем владел он и его семья, было конфисковано, так что после ссылки ему пришлось перебраться во Львов (1870 год, тогда Австро-Венгрия), где занимался творчеством, писал картины, издавал каталоги фондов музея Любомирских. Там и скончался в 1909 году.

Эдвард Бонифаций Павлович (бел. Паўловіч, 1825—1909)

Эдвард Павлович оставил после себя «Воспоминания», которые передают дух времени, после третьего восстания в Литве и Польше 1863 года, описывают общественную жизнь Литвы, жителей Новогрудка, мытарства ссыльных на крайнем севере России, в Карелии (совр. Архангельская область), его путешествие через всю Россию после амнистии, что я и предлагаю читателю.

Авторизованный перевод с польского языка — Артур Прокопчук

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Воспоминания изгнанника (из Литвы в Россию – XIX век) предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я