Ведические наставления о целях, смысле и задачах жизни

Шри Сатья Саи Баба Бхагаван, 2011

В эту книгу включены речи, произнесенные Бхагаваном Шри Сатья Саи Бабой в течение 1973–1974 годов. Саи Баба – известный во всем мире великий духовный учитель, Аватар нашей эпохи. Его ашрам Прашанти Нилаям (Обитель высшего мира), посещаемый миллионами Его приверженцев со всех уголков земного шара, находится в индийском городке Путтапарти штата Андхра Прадеш. Его учение, касающееся всех сторон жизни, обращено ко всему человечеству независимо от религии, национальности и расовой принадлежности. Цель Аватара – возрождение вечных духовных и нравственных ценностей, обращение человека к его истинной, божественной сущности, излечение любовью пороков современной жизни. Слово божественного учителя – достояние всех людей, ратующих о благополучии мира и стремящихся к духовному совершенствованию.

Оглавление

Из серии: Свет Божественной Истины

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ведические наставления о целях, смысле и задачах жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3. Плод и дерево

Бхарата (Индия) — самый древний и не утративший своего наследия оплот цивилизации, сохранившийся до наших дней. Но из-за ложного представления о ценностях молодежь этой земли пренебрегает традициями нашей бесценной культуры и впитывает идеи и идеалы Запада. В результате молодые люди отождествляют себя с телом, тратят свою энергию и свои способности, потакая его нуждам и прихотям, и верят, что материальный мир — это единственная сфера, доступная познанию и порабощению. Результат — такой же, как и повсюду, включая самые развитые страны Запада: страх, беспокойство, жестокость, коррупция и загрязнение ума. Желанными считаются материальный комфорт и продвижение в карьере.

Хотя каждый человек может заявить, что живет только ради себя, никто не способен жить в изоляции. Да, — люди, спящие на одной кровати, видят разные сны, у каждого есть свой внутренний мир, свой стиль и образ жизни. Но спросите любого, зачем он работает, что приносит из магазина, почему выглядит озабоченным, и вы получите ответ: он строит дом для своей семьи, покупает одежду для своих детей, беспокоится о своей жене. Получается, что живет он не для себя, а для других — тех, к кому привязан, кто ему близок и дорог. Человек скован обязательствами, которых ему не избежать: он строит свою жизнь и свое мировоззрение в соответствии с жизнью и мироощущением других людей, среди которых он оказался. Ему даны родители, чтобы уважать и слушаться их, братья и сестры, чтобы любить их и вместе получать знания, друзья и приятели, чтобы быть в кругу сверстников и общаться с ними, общество — чтобы преобразовывать его и изменяться самому. Его любовь, его привязанность направлены на других, и его реакции обусловлены отношением других людей.

Человек должен расширять свое знание

Вы можете сидеть за столом перед тарелкой, полной еды, но если вдруг кто-то войдет в комнату и скажет, что вашего ребенка сбила машина и он получил травму, вы тут же выскочите из дома и побежите на дорогу, забыв о голоде и обеде. Призыв того, к кому вы привязаны, громче и сильнее любого внутреннего позыва. Несмотря на этот очевидный опыт, человек все же верит в свое личное «я», в исключительность своей индивидуальности. Для развития человеческой личности необходима семья; как беспомощное дитя будет расти, постигать мир, учиться говорить и ходить, если оно не окружено домашними? А любой дом нуждается в окружающем его обществе, которая обеспечивает ему безопасность и благополучие. Даже лесная птаха не может выжить в изоляции от себе подобных. Человек должен расширять свой кругозор, сферу своих эмоций, симпатий, своей любви. Расширение — это жизнь, расширение — это любовь. Когда сообщество людей или целое общество, обеспечивающее поддержку и безопасность, становятся слабыми, семья тоже становится менее крепкой, от чего страдает индивидуум.

Верность обществу необходима человеку

Предназначение индивидуума — счастье освобождения — это, несомненно, плод древа человечества. Но если вы хотите отведать плода, нельзя обделять вниманием корни, ствол, ветви, листья, почки и цветочные бутоны дерева: все они способствуют тому, чтобы плод появился и налился сладостью. Когда в прошлом году войска Пакистана вторглись в Индию, они не атаковали Мадрас. Но разве вы не ринулись вперед им навстречу, чтобы преподать захватчикам хороший урок? Приверженность своей нации, любовь к родному языку, почтение к религии, верность обществу необходимы. Все это — грани всепоглощающей благодарности ко всему тому, что сделало вас такими, как вы есть. И каждая такая верность, в отличие от метаний от одной крайности к другой, питает и поддерживает ее в остальных. Тогда она чрезвычайно желательна.

Патриотизм помогает человеку осмыслить идеалы прошлого и идеи праотцев, основанные на глубочайшем опыте; он побуждает людей жить ради этих идеалов и самому приобретать опыт, следуя путям, проторенным святыми этой страны. Но в Индии есть люди, называющие себя патриотами, которые на самом деле пренебрегают этими идеалами и даже попирают их, предавая осмеянию опыт древних и их пути. Если вы исходите лишь из того, что нравится или не нравится лично вам, то, какой бы вред это ни приносило интересам культуры страны в целом, при этом сильно страдают и культура, и вы сами. Когда ампутируют руку, страдает не только рука: все тело теряет большое количество крови, весь организм истощается и слабеет. Поэтому если человек отстраняет себя от общества или нации и сворачивает с пути их культуры и традиций, он не только сам лишается поддержки, но и наносит ущерб всей стране.

Любовь — сокровенный источник всего сочувствия

Этот мир — одно большое общество. Каждый индивидуум — часть этого общества, он связан с ним любовью, которая притягивает человека к человеку, создает круг его родных и близких. Эта любовь — прямо здесь, глубоко в сердце человека. Но он не сознает ее, пренебрегает ею, сомневается в ней, отрицает ее, считает, что ее нет. Эта любовь — скрытый источник всего сочувствия и служения, она создает потребность жить в обществе и ради общества. Это вселенская любовь (вишва-према), которая от единой божественной искры распространяется на все «искры». Когда глаза сияют просветлением высшей мудрости, джняны, они во всем видят Единого. Человеку открывается, что все пронизано Богом (Брахманом): «Сарва брахмамайам джагат» — все, что выглядит изменчивым, преображающимся, движущимся. Чтобы открылся этот Единый, проявившийся как многое, нужно развивать веру и дисциплину ума. Уму следует избавиться от капризов и слабостей, истина должна быть узнана и испытана. Зубрежка текстов ведет лишь к головной боли. Заучивание шлок или стихов писаний помогает вам лишь в том смысле, что в это время вы не занимаетесь чем-то гораздо худшим. Само по себе оно ни на дюйм не приблизит вас к цели. Может ли изучение карты сравниться с радостью путешествия?

Вера — ваша личная собственность. Она обретается и сохраняется только вашими собственными усилиями. Маникавасагар, тамильский мудрец, говорил: «Вы вольны сказать „нет“; у меня есть право сказать „да“». Он имел в виду, что как отрицать, так и утверждать что бы то ни было можно только на основе собственного опыта. Как может кто-то оспаривать опыт, приобретенный другим? «В рамках вашего опыта Бог может не существовать, но в моем опыте Он уже появился», — вот что верующий говорит атеисту. Время, показываемое вашими наручными часами, для вас — точное, и вы утверждаете это, хотя другие могут с этим и не согласиться. И вы вправе делать такое утверждение. Имейте веру; не позволяйте ей колебаться потому, что у кого-то другого ее нет. Пока вы не осознаете, что божественны, что Бог — ваша сокровенная суть, ваша реальность, вы будете претерпевать «входы» и «выходы» на сцену жизни в материальном мире. Но как одну и ту же газету не читают вновь и вновь, день за днем, так и одной жизни достаточно, чтобы разгадать ее тайну. Так что по крайней мере поймите, что тайна существует, и попытайтесь найти разгадку. Пусть тайна откроется вам.

Стремитесь к экстазу, даруемому видением божественной Матери

Рамакришна[9] рыдал от горя, когда проходил еще один день, а ему так и не являлся образ божественной Матери. Имейте жажду, чувствуйте безотлагательную необходимость, стремитесь познать прямо сейчас, желайте экстаза именно в этот момент. Не откладывайте не потом, не тратьте время на обсуждение поступков других. Попытка удовлетворить чувства — скучный путь, дорога в пустыне. Не подражайте другим нациям, не старайтесь перещеголять другие культуры в показной конкуренции. У вас есть собственный ум, интеллект, свои глаза и уши, и их сформировала индийская традиция и культура, индийская история и санатана дхарма (вечная религия). Держитесь этой линии, и успех вам обеспечен.

Вы можете поставить перед собой портрет Саи Бабы или другое изображение, металлическую или каменную фигуру. Но если вы верите в то, что Он живет и присутствует в этом изображении, что Он — в вашем сердце и в сердцах всех существ, тогда к вам может прийти экстаз знания — знания того, что Он вездесущ, всеведущ и всемогущ. Во время медитации сначала представьте и почувствуйте, что вы — в свете, потом, постепенно, вы сможете ощутить, что свет — в вас, а не снаружи; и, наконец, вы осознаете, что вы и свет — одно и вовеки будет одно.

Божественное — это вино, и оно призвано опьянить вас. Это вино получается из нектара, которым пропитано имя Господа. Испробуйте его, и вы забудете обо всем остальном, вы — преображены. Говорят, человек — это обезьяна, потерявшая хвост, но нет! Прежде чем получить право называть себя человеком, он должен избавиться от гораздо большего числа обезьяньих черт. Ему нужно посвятить Богу свои мысли, слова и дела и отдаться на Его волю. Только тогда это животное обретет право зваться человеком — хранителем божественного сокровища.

Мадрас, 04.02.1973

Если вы поклоняетесь Богу, и при этом ваш ум чист, а поведение праведно, то такой особый вид преданности носит название парабхакти (высшая преданность). Если поклонение Богу состоит лишь в том, что садхака (духовный искатель) регулярно совершает пуджу (богослужение) и преподносит цветы, он не сдвинется с места на духовном пути. Все это полезно в какой-то мере, но нет ничего хорошего в том, чтобы все время оставаться в одном месте, не будучи способным подняться выше. Самый высший тип поклонения — это обретение хороших качеств, праведное поведение, добрые поступки и пребывание среди хороших людей.

Шри Сатья Саи

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ведические наставления о целях, смысле и задачах жизни предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

9

Рамакришна (1836–1886) — великий святой, мыслитель, мистик, йог, основатель реформаторского направления в индуизме. [назад к тексту]

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я