Кроме официальных культов и вероучений, а также верований простонародья, в Индии самой древней религией является [b]Тантризм[/b], который представляет из себя не только религию или философскую доктрину, но также и методику достижения определенных практических целей. Так называли в древней Индии свод правил и установлений, регламентирующих поведение и повседневную жизнь, определявших историю своей страны на протяжении столетий. Чистота и ясность языка, глубина мысли, предельная искренность переживания и связь времен отличают эти высказывания.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тантра. Предельная реальность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
«Истина, это то, что может быть использовано».
ВВЕДЕНИЕ
Тантра отличается от внешних видов поклонения или морально-религиозных кодексов поведения, распространенных среди широких слоев населения, своим углубленным мистицизмом.
Учение тантризма передавалось, как правило, устно и тайно посвященным людям. Может быть, именно поэтому Тантра, пожалуй, одно из немногих учений древности, которое без изменений дошло до наших дней.
Так что же такое Тантра? Это слово в переводе может означать как различные понятия, так и процессы. У индийских мыслителей есть великолепная традиция предварять свои труды определением содержания употребляемых ими слов. Она распространяется и на понятие «тантра». Каждый автор привносил в разнообразие ее значений новые уточнения.
Слово «тантра» имеет широкое смысловое значение. В частности, некоторые исследователи утверждают, что он происходит от санскритского слова, означающего «гобелен» или «ткань», символизируя что-то, что вплетено в нашу жизнь.
В зависимости от контекста «тантра» может означать: «нить», «челнок», «ткачество», «систему», «соглашение», «закон», «теорию», «договор», «происхождение», «продолжение», «объяснение», «наставление», «вид творчества» (всего шестьдесят четыре значения), но в этих специальных терминах, употребляемых в литературе, вообще мало общего с тантризмом.
Одни утверждают, что слог «тан» означает «распространять», «тра» — «спасать». Другие показывают еще одну теорию происхождения: от двух санскритских слов: «таноти», что означает «расширение поля сознания» и «трайати» — «освобождение», «прикосновение к его высшему уровню».
Таким образом, можно сказать, что Тантра расширяет и освобождает сознание.
Тантра — это древнее понятие, корни которого уходят в глубину тысячелетий, в прошлые цивилизации. Вряд ли можно достоверно сказать о принадлежности этого понятия к конкретной культуре, языку или традиции.
Тантра была известна и практиковалась, в основном, на Востоке и наибольшее распространение получила в Индии, Тибете и Непале, а также Японии, Таиланде, Китае и Индонезии. В наши дни эта наука хорошо прижилась на Западе, и подчас развита там больше, чем у себя на родине.
«Тантрой» также называют любые трактаты, содержащие высшие знания. На Тибете слово «тантра» является общеупотребительным и часто используется в значении, не имеющего прямого отношения к эзотерике или религиозной культуре. В большинстве случаев, «тантрой» на Тибе-те называют некое письменное наставление медицинского, религиозного, социального и прочего характера.
Тибетский мудрец Тилопа* в своем сборнике «Океан Удовольствия Для Мудрого» говорит:
«Тот, кто живет по заповедям Тантры, но в то же время не прекращает различать, предает дух са-майи*.
Кто верен принципу Неразличения, тот утверждает принципы Тантры».
В Китае Тантре посвящено намного меньше письменных источников, и она не так широко известна, как в Индии.
Существование Тантры в Китае для многих людей вообще оказывается новостью. Дело в том, что Тантра в Китае была достоянием очень узкого круга посвященных — т. н. старых, настоящих даосов*, которые, как известно, вообще не признавали ни монастырей, ни монахов, ни культов, ни религий, ни писаний, ни догм и которые обучались Дао* от Учителя к Ученику. В само учение посвящались действительно единицы, достигшие уровня и состояния, отвечающего огромной ответственности, которая ложилась на их плечи в связи с посвящением в эти действительно тайные для того времени, эзотерические знания.
В Индии к Тантре относят, в основном, священные индуистские и буддистские трактаты тантризма. Эти трактаты содержат философские учения, охватывающие все виды знания, системы и способы самопознания. В большинстве своем они анонимны, и точное время их написания неизвестно. По способу изложения это, в основном, записи диалогов Учителя и Ученика или, например, Шивы* и Парвати*.
Тантры традиционно делятся на четыре категории: крийа-тантры, йога-тантры, ануттара-йога-тантры и чарйа-тантры.
В первой группе излагаются философско-метафизические теории. Во второй группе описывается тантрическая йога. В третьей раскрываются морально-этические стороны жизни человека, социальные и природные законы. В четвертой группе передаются ритуальные и религиозные практики.
Общее число Тантр с трудом поддается исчислению, одних только употребляемых насчитывают от несколько десятков до нескольких сотен.
Все священные тексты тантризма написаны на санскрите, или «деванагари» («город Богов»), являющимся также языком тантрического культа.
В качестве священных, кроме того, используются значительное количество упатантр*, второстепенных Тантр, а также общие для тантризма и индуизма тексты: «Веды»*, «Пураны»*, «Итихасы»*, «Шастры»* и др., но только в той части, где они согласуются с Тантрой.
К упатантрам приравниваются также произведения тантрических духовных учителей — комментарии к Тантрам, трактаты по религиозной философии, магии, йоге (см. дальше) и другим мистическим дисциплинам.
Главным образом, это письменные источники: священные писания и религиозные тексты, медицинские наставления, философские трактаты, физические упражнения и космогонические взаимосвязи человека с Вселенной.
Так, человек, посвященный и понимающий, видит Тантру не только в общепризнанных тантрических текстах, но и в народных сказках, эпосах и многих других произведениях, которые подчас буквально валяются у нас под ногами. Все эти Тантры различны по форме и содержанию, по способу изложения и мотивам повествования, нередко тайные, зашифрованы и недоступные пониманию обывателя.
По способу изложения тексты бывают с вполне конкретными и буквальными рекомендациями. А иногда содержат абстрактные, трудно поддающиеся пониманию указания, которые для современного цивилизованного человека могут вообще не иметь смысла и больше походить на записки душевнобольного.
К Тантрам также могут относиться разного рода способы зашифровки информации: рисунки, скульптуры, архитектура, мантры (см. дальше), янтры (см. дальше) и т. д. Отличает их от не-Тантр, опять-таки, наличие все той же более высокой энергии, информации и содержания.
Как способ выражения, как материал, в Тантре может использоваться и сам человек, выступая посредником, например, в роли проповедника, артиста, певца, танцора или просто любовника.
В действительности же это — нечто целое, обладающее разнообразными признаками, которые подчас могут оказаться несовместимыми, подобно свету, который одновременно обладает свойствами и частицы и волны.
Тантристы считают, что Тантра — это писание, предназначенное для практики. Считается, что-то, что в конечном итоге называется Тантрой, есть нечто опущенное к нам на Землю, на наш уровень существования посредством «расширения сознания» с более высокого уровня.
Именно уровень кристаллизации, уровень, на который была спущена Тантра, и определяет ее качества, вид, содержание и прочие характеристики. Или, точнее, чем ниже уровень кристаллизации, на который опускается энергия, тем ниже его внутренняя частота вибраций, тем более материальным и заземленным будет конечный продукт.
В большинстве случаев эта энергия носит энерго-информационный характер и в конечном варианте проявляется в виде каких-то универсальных, часто тайных, знаний.
Возможно, именно поэтому и существует так много различных Тантр и различных определений Тантры. Поэтому очень трудно обозначить возможные границы и можно лишь перечислить наиболее известные формы и варианты воплощений.
Сам процесс опускания энергии сопровождается множеством проблем, и в общем случае эти проблемы сказываются на качестве передачи, т. е. речь идет об искажениях, возникающих вследствие каких-то объективных и субъективных причин.
Одна из данных проблем связана со сложностью передачи более высоких энергий посредством более низких по частоте носителей. Речь идет, конечно же, о людях, как о приемниках или передатчиках этих вибраций.
Принять более высокую частоту может тот, кто сам уже вибрирует на более высокой частоте. А таких мастеров, святых, пророков и Учителей, как показывает опыт, не так уж и много.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Тантра. Предельная реальность предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других