Сборник учебно-методической документации по магистерской программе «Управление документацией и документальным наследием в условиях российских модернизаций» по направлению «Документоведение и архивоведение». Часть I. Базовая часть программы

Группа авторов, 2015

Сборник учебно-методической документации включает материалы первой, открытой в России магистерской программы по направлению «Документоведение и архивоведение». Сборник материалов магистерской программы (Ч. I – программы базовой части ОП, а также практик и НИР магистранта; Ч. II – программы вариативной части) представляет совокупный труд профессорско-преподавательского коллектива Историко-архивного института РГГУ, показывает основные направления развития научной мысли в области управления документальным наследием. Материалы сборника также имеют прикладной характер, показывая способы и формы образования профессионалов в области работы с современной документацией и историческими источниками различного происхождения.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сборник учебно-методической документации по магистерской программе «Управление документацией и документальным наследием в условиях российских модернизаций» по направлению «Документоведение и архивоведение». Часть I. Базовая часть программы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Социология и психология управления

Канд. психол. наук, доцент Н.В. Долгова

Пояснительная записка

Необходимость разработки курса диктуется важностью повышения эффективности работы управляющего звена, что означает, с одной стороны, умение правильно оценивать труд подчиненных, выявлять мотивы их поведения, а с другой стороны, — умение правильно с психологической точки зрения оценивать свой собственный вклад в общий трудовой процесс.

Изучение дисциплины помогает выделить ряд определяющих моментов в деятельности руководителя: умение прогнозировать изменение управленческой подсистемы; формировать программы деятельности подчиненных; организовывать исполнение решений. В личности руководителя социология и психология управления различают его управленческие потребности и способности, а также его индивидуальную управленческую концепцию. Управляющая подсистема, изучаемая психологией управления, обычно представлена совместной деятельностью большой группы иерархически взаимосвязанных руководителей. Практическая реализация разработок в области социологии и психологии управления осуществляется в форме создания диагностического инструментария, разработки активных методов подготовки руководителей, управленческого консультирования, в частности, по вопросам профессионального развития, создания резерва на выдвижение на руководящие должности и т. д.

Предметом изучения дисциплины «Социология и психология управления» является управленческая деятельность руководителя, ее мотивация, основные закономерности, а также проблемы человеческих взаимоотношений и взаимодействий с точки зрения ситуаций управления.

Цели курса:

• изучение психологической стороны управленческих процессов и институтов, «психологического измерения» управления;

• изучение психологических закономерностей управленческой деятельности.

Задачи курса:

• научить магистрантов определять общие тенденции изучения социально-психологической составляющей процесса управления и закономерности управленческой деятельности;

• ввести студентов в проблематику социологии и психологии управления, которая является необходимой составной частью изучения наук об управлении;

• изучение личности, ее саморазвитие в процессе труда и самосовершенствование;

• групповые процессы в трудовом коллективе и их регуляция.

Место курса в профессиональной подготовке выпускника:

Дисциплина относится к базовой части общепрофессионального цикла (М-1) и читается в 1 семестре. Таким образом, курс органически связан с последующими, особенно с теми из них, которые нацелены на формирование личности руководителя.

Наибольшую связь курс имеет с другими дисциплинами базовой части общепрофессионального цикла: «Педагогика», «Политология» (1 семестр), «Методика НИР» (3 семестр), «Организационное проектирование» (3 семестр).

Значимость курса: «Психология управления» в процессе подготовки магистрантов определяется тем, что он:

• выступает средством расширения профессионально-психологической компетентности студентов посредством освоения новой предметной области — психологического анализа управленческих процессов;

• обеспечивает углубление профессионально-психологической подготовки через актуализацию полученных при изучении базовых психологических дисциплин знаний, умений и навыков и их применение к сфере управленческих отношений;

• создает основу для интеграции психологической подготовки с дисциплинами, имеющими макросоциальную и управленческую направленность.

От студентов ожидается освоение ряда специальных понятий политической психологии, дающих возможность использовать новые для них концепции и положения. От них также требуется овладение исследовательскими навыками, умение использовать теоретический материал для понимания закономерностей реальной политики.

На семинарских занятиях предполагается выработка навыков анализа текущих политических процессов, умения применять теоретические положения психологии управления для прикладных целей. В самостоятельную работу студента входит чтение учебной литературы и выполнение ряда практических задач (участие в практикумах, анализ научных текстов и видеоматериалов, написание творческих работ, рефератов и эссе).

Компетенции, формируемые в результате обучения:

— ОК-1 «Способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу»;

— ОК-2 «Готовность действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения»;

— ОК-3 «Готовность к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала»;

— ОПК-1 «Готовность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранных языках для решения задач профессиональной деятельности»;

— ОПК-2 «Готовность руководить коллективом в сфере своей профессиональной деятельности, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия»;

— ОПК-3 «Способность к самостоятельному обучению новым методам исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности»;

— ОПК-4 «Способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения»;

— ОПК-5 «Способность применять знания в области психологии управления коллективом»;

— ОПК-8 «Готовность самостоятельно работать с источниками информации, непрерывно совершенствовать уровень профессиональной подготовки»;

— ПК-1 «Владение профессиональными знаниями основных проблем документоведения и архивоведения»;

— ПК-2 «Понимание сущности процессов, происходящих в области документоведения и архивоведения»;

— ПК-9 «Способность и готовность вести научно-методическую работу в государственных, муниципальных архивах и архивах организаций»;

— ПК-18 «Владение нормами и навыками работы с документами, содержащими государственные и иные виды тайн».

В результате освоения дисциплины «Социология и психология управления» магистранты должны

знать:

— функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль (ОПК-2);

— мотивацию принятия управленческих решений (ОК-1);

— методы решения управленческих задач (ОК-2);

— особенности поведения руководителя в условиях конфликтной деятельности (ОК-2; ПК-9);

— стили лидерства: авторитарный, демократический, либеральный (ОПК-1);

— приемы манипулирования (ОПК-3);

— возможности управления стрессом (ОПК-3);

— навыки профессионального общения руководителя (ОПК-3; ОПК-4);

уметь:

— анализировать управленческие ситуации (ОК-1; ОПК-5; ОПК-8);

— выявлять факторы риска (ОПК-5; ОПК-8);

— оценивать эффективность управленческого воздействия (ОПК-5; ОК-3; ПК-2);

владеть:

— навыками выбора способов разрешения управленческих проблем и их презентации (ОПК-5; ПК-1).

Особенности курса:

— изучение психологических особенностей управления в российских условиях;

— системное изложение анализа методов управления;

— краткое описание всех основных мотивационных теорий;

— множество методов решения практических управленческих задач;

— сделан акцент на обучение методам принятия управленческих решений;

— особое внимание уделяется обучению методикам разрешения управленческих конфликтов;

— теоретический материал изложен понятным языком в сжатой форме.

Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы или 72 часа.

Содержание дисциплины

В содержательном плане дисциплина представлена следующими основными разделами и темами:

Тема 1. Психология управления как научно-прикладная область социально-психологического знания.

Психология управления, ее возможности и задачи, основы социально-психологического анализа управленческих процессов, разные подходы к анализу управленческих ситуаций (научный, административный, «человеческих отношений», процессуальный, системный, ситуационный).

Тема 2. Функции управления и их психологические аспекты.

Планирование и организация. Стратегическое и ежедневное планирование. Процесс стратегического планирования. Психологические «хитрости» ежедневного планирования. Организация. Два аспекта организации: деление на подразделения и взаимоотношение полномочий. Виды структуры организации и их психологические особенности. Психологические препятствия к эффективному делегированию.

Мотивация как функция управления и ее психологический базис. Модели трудовой мотивации и «модели человека», лежащие в их основе. Теории мотивации. Два класса теорий мотивации: содержательные и процессуальные. Понятие удовлетворенности трудом. Проблема стимулирования труда, основные методы стимулирования.

Контроль. Определение контроля как функции управления, предварительный, текущий и заключительный контроль. Процесс контроля. Характеристики эффективного контроля. Влияние ошибок атрибуции на оценку. Правила критики.

Тема 3. Психологические аспекты лидерства и руководства.

Теории черт, харизма. Поведенческий подход: автократичное и демократичное руководство. Ситуационный подход. Групповая динамика и руководство. Формальные и неформальные организации. Проблемы управления, связанные с неформальной организацией.

Тема 4. Психологические аспекты управления групповыми явлениями в организации.

Регламентация группового поведения. Нормы как средство социального контроля. Сплоченность и групповая продуктивность. Психологические закономерности формирования межгрупповых отношений. Феномены межгруппового восприятия. Стереотипы и предрассудки в межгрупповом восприятии. Условия оптимизации межгруппового взаимодействия. Психологический климат в организации. Природа, структура и факторы психологического климата. Методы изучения психологического климата.

Тема 5. Психологические аспекты связующих процессов в организации.

Модели коммуникации в организациях. Коммуникация как процесс, элементы и этапы. Виды коммуникации, барьеры в коммуникации. Меры улучшения коммуникации. Принятие решений. Факторы, влияющие на принятие решений. Методы, увеличивающие эффективность процесса принятия решений.

Тема 6. Конфликты в организации и возможности их разрешения.

Понятие конфликта. Типы конфликтов. Возможные причины конфликтов. Функции конфликта. Управление конфликтной ситуацией, структурные методы разрешения конфликта, межличностные стили разрешения конфликта. Переговоры как способ урегулирования взаимодействия.

Понятие стресса. Причины возникновения стресса у руководителей: организационные и личностные факторы. Возможности диагностики стрессовых состояний. Возможности снижения уровня стресса.

Образовательные технологии

В ходе преподавания дисциплины используются активные и интерактивные формы проведения занятий:

— демонстрация слайдов PowerPoint, видеозаписей и сообщений, содержащихся в сети Интернет;

— разбор конкретных социальных ситуаций развития личности и поиск способов разрешения возникших проблем;

— групповые дискуссии по отдельным темам курса;

— публичная презентация проектов.

Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

Контрольные вопросы по курсу

1. Определение процесса управления, функции управления.

Цель управленческой деятельности.

2. Подход к управлению как к процессу, системный и ситуационный подходы. Вклад каждого подхода в развитие науки об

управлении.

3. Планирование как функция управления и его психологические особенности.

4. Психологические аспекты делегирования.

5. Организация как функция управления, ее психологические аспекты.

6. Общая характеристика мотивации как функции управления.

7. Теории мотивации: содержательные теории.

8. Теории мотивации: процессуальные теории.

9. Проблема стимулирования труда.

10. Коммуникация. Коммуникация как процесс, элементы и этапы.

11. Коммуникационные сети. Барьеры в коммуникации, возможности их преодоления.

12. Принятие решений как связующий процесс в организации. Факторы, влияющие на принятие решений.

13. Власть, формы власти. Власть позиции и власть личности. Влияние и различные методы влияния.

14. Лидерство и руководство. Поведенческий подход.

15. Лидерство и руководство. Ситуационный подход.

16. Формальные и неформальные организации. Проблемы управления, связанные с существованием неформальных организаций.

17. Конфликт. Типы и функции конфликта. Возможные причины конфликтов и возможности их анализа.

18. Роли руководителя. Ожидания и ролевой конфликт. Индивидуальные особенности исполнения ролей.

19. Управление конфликтом. Методы разрешения конфликта.

20. Переговоры и их психологические аспекты.

21. Стресс. Причины возникновения стресса у руководителей. Возможности снижения уровня стресса.

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Литература

Обязательная:

1. Кнорринг В.И. Искусство управления. М., 1997.

2. Ладанов И.Д. Практический менеджмент. М., 1995.

3. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1992.

4. Психология управления: Курс лекций / Л.К. Аверченко, Г.М. Залесов, Р.И. Мокшанцев, В.М. Николаенко. Отв. ред. М.В. Удальцова. Новосибирск, 1997.

5. Розанова В.А. Психология управления. М., 1999.

6. Вудскок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.

7. Зингерт В., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.

8. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. М., 1997.

9. Кричевский Р.Л. Если Вы — руководитель…, М., 1996.

10. Мастенбрук У Управление конфликтными ситуациями и развитие организации. М., 1996.

11. Паркинсон С., Рустомжи М. Искусство управления. М., 1997.

Дополнительная:

1. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. — М., 1991.

2. Деркач А.А., Марасанов Г.И. Психолого-акмеологическое консультирование правленческих кадров / Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. М., Изд-во РАГС, 1996.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Сборник учебно-методической документации по магистерской программе «Управление документацией и документальным наследием в условиях российских модернизаций» по направлению «Документоведение и архивоведение». Часть I. Базовая часть программы предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я