Другие «шахматы» – логическая игра chess-t1. Учебник нешахматной игры

Шамиль Хасанов

В книге приводится описание новой логической игры chess-t1, внешне похожей на шахматы, но при этом со своей уникальной логикой. Оригинальность игры обусловлена двумя ее чертами. Игровые фигуры имеют дополнительное свойство – силу, имеющую численное значение. Другая черта, победа в chess-t1 достигается не только решающей атакой на Короля противника, но также за счет захвата его замка, особой группы клеток на его «территории».Игра предназначена для любителей интеллектуальных логических игр.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Другие «шахматы» – логическая игра chess-t1. Учебник нешахматной игры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2. Подвижность и силовая характеристика фигур — общие правила

Каждая фигура обладает двумя свойствами: подвижностью (способностью определенным образом перемещаться по игровому полу за один свой ход, т.е. своими правилами ходов) и силовой характеристикой (или силой).

Общие принципы ходов фигур на доске

В игре chess-t1 все фигуры, за исключением Разведчика, делая ходы на доске, перемещаются с одной клетки на другую по прямым линиям: по горизонталям, вертикалям и диагоналям. Так Кнехт, Вер Кнехт и Риттер перемещаются только по горизонталям и вертикалям. Король, Коннет и Принц могут перемещаться как по вертикалям и горизонталям, так и по диагоналям. Разведчик перемещается прыжками по Г-образной траектории.

Каждая фигура имеет свою дальность перемещения по горизонталям, вертикалям, диагоналям, т.е. максимальное количество клеток, на которое фигура за свой ход может переместиться от своего положения. В зависимости от фигуры дальность перемещения составляет от 1 до 3 клеток. Горизонтали, вертикали и диагонали, по которым может перемещаться та или иная фигура с учетом ее дальности перемещения, образуют возможные линии (точнее говорить отрезки, состоящие из 1, 2 или 3 клеток) движения (далее по тексту просто — линии движения) данной фигуры. Линии движения, состоящие из одной клетки, будем называть короткими линиями движения. Линии движения, состоящие из 2 или 3 клеток, будем называть длинными линиями движения. Фигура, которая имеет длинную линию движения, при своем ходе может занимать любую из клеток на этой линии движения.

Ход (перемещение) любой фигуры может быть сделан либо на свободную клетку, либо на клетку, занятую фигурой противника. В последнем случае такой ход называется ходом со взятием фигуры противника, или просто ход со взятием. При ходе со взятием фигура противника снимается с доски, а ее место (поле) занимает фигура, которой и делается этот ход. Однако, ход на клетку со взятием фигуры противника возможен только в случае перевеса в силе на данной клетке. Как определяется перевес в силе, будет рассказано в главе 4. Перевес в силе. «Взятие» фигур. Угроза «взятия» Короля. Ход на клетку, занятую своей фигурой невозможен.

Две фигуры, Риттер и Коннет, при движениях на 2 клетки по вертикали или горизонтали, обладают способностью перепрыгивать через любые фигуры, находящиеся на линии их перемещения.

Принц и Коннет при движениях на 2 или 3 клетки по диагоналям не могут перепрыгивать через поля, занятые другими фигурами.

Количество клеток, на которые может сделать ход фигура по своей линии движения, может быть либо максимальным для данной фигуры, либо быть меньше этого максимального значения за счет факторов, ограничивающих подвижность фигуры.

Подвижность фигуры ограничивается в случаях:

— когда фигура находится вблизи края игрового поля,

— когда на линиях движения некоролевской фигуры (если рассматривается некоролевская фигура) оказываются поля замков,

— когда поля на линии движения фигуры оказываются занятыми фигурами (своими или противника). В дальнейшем для удобства изложения поля, занятые фигурами, при необходимости будут также называться препятствиями на линиях движения фигуры.

Ограничение подвижности фигуры, возникающее когда на ее линиях движения оказываются поля, занятые другими фигурами, или являющиеся полями замка (для некоролевских фигур), будем называть игровым ограничением подвижности.

Есть еще один, особый, случай, когда подвижность королевской фигуры, Принца, Коннета или Короля, определенным образом ограничивается при нахождении этой фигуры в пределах своего замка. Такое ограничение подвижности королевской фигуры рассматривается в конце следующей главы.

Для демонстрации рассмотренных общих принципов ходов фигур, немного забегая вперед (свойства фигур рассматриваются в следующей главе), рассмотрим примеры подвижности двух фигур, Принца и Риттера.

Рис. 2.1.

На рис. 2.1 показана подвижность белого Принца. Белыми кружками отмечены клетки, на которые может сделать ход Принц с поля e5. Подвижность Принца определяется такими правилами его ходов — Принц может делать ходы:

— на любую соседнюю клетку по горизонтали или вертикали, т.е. на одну клетку влево или вправо по горизонтали, на одну клетку вперед или назад по вертикали,

— на 1, 2 или 3 клетки в любую сторону по диагонали. При перемещениях по диагонали на две или три клетки Принц не может перепрыгивать через поля, занятые фигурами.

Таким образом, Принц имеет короткие линии движения по вертикалям и горизонталям, и длинные (до 3 клеток) линии движения по диагоналям.

Принц с поля e5 в позиции на рис. 2.1 может сделать ходы на соседние клетки по горизонтали и вертикали e4, f5, e6 (это короткие линии движения Принца), за исключением поля d5, занятого черным Вер Кнехтом. Ход со взятием на поле d5 невозможен, так как у белых здесь нет перевеса в силе перевесе в силе и ходах со взятием см. глава 4. Перевес в силе. «Взятие» фигур. Угроза «взятия» Короля).

Также Принц с e5 может сделать ходы на любую из трех клеток на своих длинных диагональных линиях движения: f6-h8, d6-b8, d4-b2 (в таком формате будем обозначать длинные линии движения фигур). На линии движения f4-h2 Принц может сделать ход лишь на клетку f4, так как на этой линии движения есть препятствие — поле g3 занято белым Кнехтом. А на поле h2 ход не получается, так как Принц не может перепрыгивать через клетки, занятые другими фигурами.

Рассмотрим пример с другой фигурой — Риттером.

Рис. 2.2.

В позиции на рис. 2.2 черными кружками отмечены клетки, на которые может сделать ход черный Риттер, расположенный на d5. Подвижность Риттера определяется следующими правилами его ходов.

Риттер с клетки, на которой располагается, может делать ходы на 1 или 2 клетки как влево или вправо по горизонтали, так и на 1 или 2 клетки вперед или назад по вертикали. Также, что является отличительной особенностью его перемещений, Риттер при движении по вертикали или горизонтали на две клетки может перепрыгивать через поле, занятое фигурой, своей или противника. Риттер не является королевской фигурой, поэтому он не может делать ходы на поля замков. Таким образом, Риттер имеет длинные (по 2 клетки) линии движения по вертикалям и горизонталям.

В примере на рис. 2.2 линии движения d6-d7, e5-f5 и d4-d3 свободны, т.е. поля этих линий движения не заняты другими фигурами. Соответственно, на любую клетку этих линий движения черный Риттер может сделать ход. Поле c5 линии движения c5-b5 занято черным Кнехтом, поэтому ход черного Риттера на клетку c5 невозможен. А вот на поле b5 ход возможен, так как Риттер может перепрыгивать через клетки, занятые другими фигурами.

Силовая характеристика фигур и правило распространения силы

В игре chess-t1 каждая фигура, за исключение Разведчика (см. Глава 5. Свойства Разведчика), помимо подвижности имеет еще свою силовую характеристикуконкретное значение силы, выраженное в единицах силы от 1 до 3. В зависимости от фигуры сила принимает значения: 1, 1½, 2, 3 единицы силы. Далее по тексту будем также использовать сокращенную запись для значений силы, например, 1, 1½, 2, 3 ед. За единицу силы принята сила Кнехта.

Наличие силы означает, что фигура оказывает силовое воздействие (бьет) на определенные, с учетом своей подвижности, поля доски. В отношении таких полей будем также говорить, что на них (на эти поля) направлена (распространяется, действует) сила фигуры, или то, что фигура бьет по этим полям (пробивает эти поля). Если эти поля свободны (не заняты другими фигурами), то они находятся просто «под прицелом» этой фигурой. А когда на этих клетках оказываются другие фигуры, тогда на них уже действует сила фигуры.

Действие силы фигуры проявляется в двух качествах: защитном и атакующем.

Защитное действие силы фигуры проявляется на клетках, на которых находятся свои фигуры и сама действующая фигура. Атакующее качество силы действует на клетки, на которых расположены фигуры противника. В дальнейшем для таких полей для простоты также будем говорить, что фигуры противника атакуются (подвергаются атаке, находятся под ударом) рассматриваемой фигурой, а свои фигуры защищаются (имеют защиту, силовую поддержку в защите).

Атака, направленная на фигуру противника, позволяет при определенных условиях ее (фигуру противника) взять (уничтожить, снять с доски). То есть атака может быть реализована не всегда, а лишь при наличии перевеса в силе на атакуемом поле, о чем рассказывается в главе 4.

Защита фигуры, наоборот, противодействует атаке противника, направленной против своих фигур.

В игре chess-t1 атакующая и защитная сила любой фигуры, за исключением Разведчика (см. Глава 5. Свойства Разведчика), равны по величине друг другу. Другими словами, с одной и той же по величине силой фигура как атакует фигуры противника, так и защищает свои фигуры, и себя саму.

В графических изображениях фигур, представленных на рис. 1.2 в главе 1. Игровое поле и фигуры, и используемых в диаграммах и рисунках настоящей книги, для отображения величины силы фигуры применены вертикальные черточки — длинные и короткие, примерно в половину длины длинной черточки. Для белых фигур вертикальные черточки черного цвета, для черных фигур — вертикальные черточки белого цвета. Одна длинная вертикальная черточка в изображении фигуры соответствует единице силы (1 ед.), две длинные вертикальные черточки — двум единицам силы (2 ед.), три длинные вертикальные черточки — трем единицам силы (3 ед.). Короткая вертикальная черточка соответствует половине единицы силы (½ ед.).

Сочетание одной длинной вертикальной черточки и одной короткой вертикальной черточки соответствует величине силы в полторы единицы (1½ ед.).

Фигуры имеют значения силы, показанные на рис. 2.3 и отображенные на их графических изображениях: Король 1½ ед., Коннет 3 ед., Принц 1½ ед., Риттер 2 ед., Вер Кнехт1½ ед., Кнехт 1 ед.

Рис. 2.3.

Обратим внимание, на рис. 1.2 черточками не было показано значение силы Разведчика, так как силовая характеристика этой фигуры является особой. О силовой характеристике Разведчика будет рассказано в главе 5. Свойства Разведчика.

Важно разобраться, как направлена сила фигуры, т.е. какие поля пробивает своей силой та или иная фигура, в различных позициях.

Сначала рассмотрим частный случай, когда линии движения фигуры свободны. Частное правило направленности силы фигуры для таких случаев является таким:

В частном случае (когда нет игровых ограничений подвижности) сила фигуры действует (направлена, распространяется) на поля ее линий движения плюс на поле, на котором эта фигура расположена.

Действие силы фигуры на то поле, на котором оно само расположено, означает, что фигура всегда имеет собственную защиту с той величиной силы, которой эта фигура обладает.

Это правило продемонстрировано на рис. 2.4. на примере белого Принца, расположенного на e5. В этой позиции все линии движения Принца свободны. Здесь, как и ранее, белыми кружками отмечены клетки, на которые Принц может сделать ход, а белыми треугольниками отмечены поля, на которые действует сила Принца. Как видно, все клетки, на которые Принц может сделать ход, пробиваются Принцем. Величина силового воздействия Принца на пробиваемые им поля составляет 1½ ед. Также под действием силы Принца находится и поле e5, занимаемом самим Принцем. Это означает, что Принц всегда защищает сам себя с силой в 1½ ед.

Рис. 2.4.

Рассмотренное частное правило демонстрирует принцип направленности силы фигуры на поля доски.

Теперь сформулируем общее правило действия (направленности) силы фигуры на поля доски для случаев, когда на линиях движения фигуры есть поля, занятые другими фигурами (своими или противника).

Общее правило распространения (действия) силы фигуры. Если фигура на своих длинных линиях движения не обладает способностью перепрыгивать через клетки, занятые другими фигурами, то на таких линиях движения сила этой фигуры действует (направлена, бьет) на поля ее линий движения до первого (считая от самой фигуры) поля, занятого другой фигурой, включая это занятое поле.

Если на каких-то своих линиях движения фигура может перепрыгивать через занятые поля (как Риттер и Коннет при перемещениях по горизонталям и вертикалям), то на этих линиях движения фигура пробивает все поля, в том числе занятые другими фигурами.

Любая фигура, кроме Разведчика, всегда действует своей силой на то поле, на котором она сама расположена.

Из приведенного общего правила распространения силы вытекает такое следствие: фигуры (Кнехт, Вер Кнехт, Принц и Король), имеющие короткие линии движения (в виде одного поля), всегда пробивают все поля своих коротких линий движения.

Изложенное выше (несколько громоздкое) правило распространения силы фигуры проще понимается на примерах. Рассмотрим следующие примеры.

Рис. 2.5.

На рис. 2.5 показана уже рассмотренная ранее (на рис. 2.1) позиция, где показаны поля, на которые воздействует своей силой белый Принц, расположенный на f5, при том, что на некоторых его линиях движения находятся другие фигуры. Здесь белыми кружками обозначены клетки, на которые Принц может сделать ход, а белыми треугольниками отмечены поля, на которые Принц действует своей силой.

Сразу отметим, что само поле f5 пробивается Принцем. Как уже говорилось, это означает, что Принц защищает себя своей силой 1½ ед.

Все поля на свободных линиях движения пробиваются Принцем. Например, на длинных линиях движения d6-b8, f6-h8, d4-b2, и на коротких линиях движения (в одну клетку) — e6, f6 и e4.

Короткая линия движения, клетка d5, занята черным Кнехтом. На эту клетку ход со взятием фигуры невозможен, так как у белых здесь нет перевеса в силе перевесе в силе и ходах со взятием см. Глава 4. Перевес в силе. «Взятие» фигур. Угроза «взятия» Короля). Но белый Принц все же воздействует своей силой на это поле. В данном случае черный Кнехт на d5 атакуется (находится под ударом) белым Принцем с его силой в 1½ ед. Однако данная атака белого Принца пока не может быть реализована.

Теперь посмотрим на линию движения Принца f4-h2. На этой линии на поле g3 находится белый Кнехт. Свободное поле f4 (перед занятым) и занятое поле g3 пробиваются Принцем. А вот на поле h2, которое находится за занятым полем g3, Принц уже не воздействует, так как Принц не может перепрыгивать через клетки, занятые другими фигурами. Воздействие Принца на занятое своей фигурой поле g3 здесь означает, что Принц защищает своего Кнехта силой в 1½ ед.

В следующем примере рассмотрим, как направлена сила фигуры, которая обладает способностью перепрыгивать через клетки, занятые другими фигурами. На рис. 2.6 показана уже частично рассмотренная ранее (на рис. 2.2) позиция с черным Риттером на d5.

Рис. 2.6.

Здесь черными кружками обозначены клетки, на которые Риттер может сделать ход, а черными треугольниками отмечены поля, на которые Риттер действует своей силой.

На поле d5, конечно, направлена сила Риттера, он защищает себя своей силой в 2 ед.

Три линии движения Риттера d6-d7, e5-f5 и d4-d3 свободны. На все поля данных линий движения Риттер может сделать ход, и, соответственно, он бьет (сила направлена) по всем этим полям.

Поле c5 на линии его движения влево по горизонтали (c5-b5) занято черным Кнехтом. Здесь черный Кнехт имеет со стороны своего Риттера защитную поддержку силой в 2 ед., а поле c5 отмечено черным треугольником. Ход Риттера на поле b5 возможен, и это поле пробивается черным Риттером, в силу того, что Риттер может перепрыгивать через поля, занятые другими фигурами.

Далее в других примерах, как и в рассмотренных выше, белыми кружками будут отмечаться поля, на которые может пойти белая фигура, а белыми треугольниками будут выделятся клетки, на которые направлена (действует) сила белой фигуры. Соответственно, черными кружками будут отмечаться поля, на которые может делать ход черная фигура, а черными треугольниками будут выделяться клетки, на которые действует (направлена) сила черной фигуры.

В заключение настоящей главы коснемся, пока кратко, вопроса действия силы некоролевских фигур (Кнехта, Вер Кнехта, Риттера) на поля замков. Ведь поля замков ограничивают подвижность некоролевских фигур, они не могут делать какие-либо ходы, включая ходы со взятием, на поля замков. Тем не менее, здесь работает то же самое, рассмотренное выше, общее правило распространения силы фигуры:

поля замков, оказавшиеся на линиях движения некоролевских фигур, пробиваются последними. Но (!) действие силы некоролевских фигур на поля замков имеет ограниченный характер. Специфика воздействия силы некоролевских фигур на поля замков подробно рассматривается в главе 4.

В позиции на рис. 2.7 показаны подвижность и направленность силы Риттера, у которого на одной из его линий движения оказалось поле замка.

Рис. 2.7.

Обратим внимание, черный Риттер, расположенный на поле d3, ход на поле замка белых d1 сделать не может, но при этом он оказывает силовое воздействие на это поле.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Другие «шахматы» – логическая игра chess-t1. Учебник нешахматной игры предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я