История педагогической мысли в Китае в Новое и Новейшее время

Чжу Юнсинь

В современном обществе образование не является чем-то необычным, каждый человек может получить его в любой сфере деятельности. Для Китая развитие современного образования ознаменовало конец монархии, тирании, старого общественного уклада и отказ от устаревшей системы образования. Поднебесная вступила на путь непрерывного развития. Автор анализирует историю педагогической мысли с начала Опиумных войн до основания Китайской Народной Республики. Чжу Юнсинь рассказывает, с чего началось развитие современного образования, пишет о выдающихся деятелях и их педагогических идеях, революционных движениях, воспитательных процессах и образовательных программах. Для студентов и специалистов в области синологии, педагогики, истории и всех, кто интересуется китайской культурой. В формате PDF A4 сохранен издательский макет.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История педагогической мысли в Китае в Новое и Новейшее время предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3. Реформаторская педагогическая мысль Китая Нового времени

Поражение Китая в Японо-китайской войне 1894 года сильно ослабило позиции сторонников прозападных тенденций в образовании и подвергло сомнению их утопические образовательные идеи. Тем не менее распространяемая ими идея «обучения у Запада» путем так называемого «усвоения заморских дел» набирала силу и все более вступала в противоречие с консервативными принципами содержания собственно китайских наук. Реформаторская педагогическая мысль, представляющая интересы новой буржуазии, стала активно развиваться после поражения Китая в войне в ходе проведения политики «Ста дней реформ» в связи с необходимостью исправления порочной консервативной политики старой аристократии и стремлением спасти отчизну от гибели.

Согласно традиционной научной классификации, педагогику Китая этого периода подразделяют на педагогику ранних и буржуазных реформистов. Автор же выделяет также педагогическую мысль буржуазных революционеров, что, по его мнению, позволяет не только полностью проследить весь процесс становления и развития буржуазной педагогики Китая Нового времени, но и понять исторический ход педагогической мысли Нового времени с точки зрения культурологии.

Педагогическая мысль ранних реформистов

Главными представителями ранних реформистов являются Ван Тао, Ма Цзянчжун, Сюэ Фучэн, Чжэн Гуанин, Чэн Чи, чьи педагогические идеи не совпадают с идеями сторонников «усвоения западных дел».

Идеи ранних реформистов рассматривают разные направления заимствования западного образа жизни: от изучения и заимствования капиталистической экономической системы Запада до требования изучения его политической системы, от развития национальной промышленности и торговли до требования обладания политической и правовой системами, гарантирующими развитие западного общества[68]. Каждый из ранних реформистов в свое время являлся сторонником программы «прочное судно и мощная пушка». Например, у Ван Тао есть такие слова: «Ныне необходимо срочно усмирить военную смуту. Для усмирения военной смуты надо обучить войска вести войну, а для обучения войск вести войну прежде всего необходимо перенять сильные стороны иностранцев, чтобы войска стали обученными и бесстрашными, военная смута была усмирена, а военная мощь упрочилась»[69]. Эта точка зрения полностью совпадает со взглядами сторонников «усвоения заморских дел». В 1870–1880 годах они начинают понимать, что опора на «прочные суда и мощные пушки» — это просто «внешность», то есть лишь внешняя сторона решения процесса реорганизации страны, ибо только если «у народа достаточное благосостояние, мощь государства сама собой начинает расти, а затем и все остальное становится возможным»[70]. Ранние реформаторы пришли к пониманию того, что только развивая промышленность и торговлю, можно обогатить и усилить государство и по-настоящему противостоять внешней агрессии. Вследствие этого они выдвигают суждение: «Лучше обучать воевать торговцев, нежели солдат»[71].

После тяжелого поражения Китая во Франко-китайской войне 1884–1885 гг. ранние реформисты разочаровываются в суждениях сторонников «усвоения заморских дел» и вновь обращают свои надежды на феодальный политический режим, бюрократическая система которого давно уже стала преградой для развития национального капитала в экономике Китая. В свою очередь, сама феодальная надстройка уже плохо адаптировалась к условиям развивающейся капиталистической экономики и нуждалась в реформировании. В результате назревшего противоречия внутри отжившей системы управления ранние реформисты выдвигают требования реформы самой феодальной абсолютной монархии и установления парламентской системы управления при участии буржуазии. В предисловии к книге «Шэнши вэйянь» («Слова предупреждения в эпоху процветания») Чжэн Гуаньин пишет о своих изысканиях: «Последние 60 лет мы имеем тесные торговые связи со многими странами мира и частые международные контакты, многие люди высказываются о модернизации, консерватизме, усвоении заморских дел и береговой обороне. Возможно, мы живем прошлым, а не настоящим днем, гонимся за мелким и второстепенным и забываем о сути вещей. Умоляю [этих] людей узреть корень, сколько же людей, которые хорошо понимают общий замысел?»[72]

Сунь Цзы говорил: «Знание врага и знание себя позволяет пройти невредимым через сотню битв». Это краткое высказывание имеет глубокий смысл. Будучи не всегда одаренными по природе, мы довольно рано начинаем учиться, изучать литературу, а также торговлю и ведение дел. Возмущаясь недовольством других народов по отношению к своим правительствам, мы сожалеем о просчетах в политике китайского императорского двора. Мы изучаем западную культуру, переплываем через моря и океаны, развиваем международные контакты с представителями Японии и других стран, наблюдаем за их традициями, исследуем их политику и религию, изучаем достоинства и недостатки, плюсы и минусы их нравов. Благодаря этому мы узнаем, что источник их порядка, корень их могущества и процветания не только в «прочных кораблях и мощных пушках», а в парламентском единодушии представителей как верхов, так и низов, а также в правильных методах воспитания. Только открытие школ, развитие высшего образования, серьезное отношение к технологиям, отмена экзаменов позволят каждому максимально проявить свои способности. Серьезное внимание к развитию сельскохозяйственных наук, строительству каналов по обеспечению водоснабжения, внесению удобрений и превращению бесплодной почвы в плодородные поля позволит максимально эффективным образом использовать земельные ресурсы. Строительство железных дорог и проведение линий электропередач, снижение налогов и защита торговли — все это позволит максимально эффективно использовать имеющиеся ресурсы. Каждый, кто занимается своим делом, должен быть специалистом, поэтому чиновники должны заканчивать академии чиновников, военные — получать образование в военных училищах. Должно быть повышение, а не перемещение по службе, в соответствии со способностями каждого.

В данной оценке процессов, происходящих в Китае, мы можем определить не только общие тенденции развития идей ранних реформистов, но и позиции по отношению к политике и экономике, обществу и человеку, на основе которых развиваются их педагогические взгляды и убеждения.

Важность воспитания талантов

Основу педагогической мысли ранних реформистов составляет необходимость уделять большое внимание способным людям — это является их отправной точкой. Как и сторонники «усвоения заморских дел», ранние реформисты ясно понимают значение способных людей в деле спасения государства и поэтому доверяют свои социальные идеалы практической подготовке специалистов через образование.

Главным же способом воспитания талантов ранние реформисты видят в учреждении учебных заведений. Так, Чжэн Гуаньин для подготовки талантов специально разрабатывает законченную школьную систему, которая становится реформистской концепцией школьной системы новой эпохи.

В отличие от педагогических взглядов сторонников «усвоения заморских дел» по воспитанию талантов, ранние реформисты делают упор на их значение и педагогическую функцию с учетом развития капиталистической промышленности и торговли, и это является составной частью их буржуазной реформистской мысли. Представление сторонников «усвоения заморских дел» о способных людях ограничивается главным образом их военными способностями и идеями — и это закономерное продолжение феодальной педагогической мысли в новой эпохе[73]. Представление же о талантах в педагогической мысли ранних реформистов преимущественно выражается в понимании критериев способного человека, и в этом заключается их отличная от взглядов сторонников «усвоения заморских дел» особенность представления о способном человеке.

Критика традиционного образования

Основной педагогический принцип движения за «усвоение заморских дел» — использование «китайских наук в качестве основы, западных наук для применения», не только вливает свежую кровь в китайское традиционное образование, но также помогает увидеть множество серьезных недостатков в нем. Так, например, система государственных экзаменов кэцзюй, будучи центральной системой традиционного образования, в то же время становится серьезной преградой для ранних реформистов в воспитании кадров в реализации их педагогической мысли.

Стоит отметить, что критика ранних реформистов и сторонников «усвоения заморских дел» в отношении системы государственных экзаменов кэцзюй в начале ограничивается лишь тем, что экзамены кэцзюй препятствуют воспитанию кадров, и еще сравнительно мало затрагивает вопрос противостояния кэцзюй и учебных заведений. Как отмечают некоторые ученые, между кэцзюй и школой существует противоречие коренного характера[74]. Кэцзюй проповедуют принцип учиться, чтобы стать чиновником. Богатство и знатность являются целью этой карьерной гонки, и поэтому экзамены нацелены только на меньшинство из верхних слоев, «стоящих на шпиле пагоды». Наряду с этим школьное образование обращает свой взор на подготовку кадров из разных слоев общества, делая упор на повышение уровня образования у всего народа. Содержание кэцзюй однотипное и устарелое, состоящее в умении механического запоминания и изучения неполезных для страны дисциплин, а содержание школьного образования оказалось более богатым и имело большую практическую направленность. Поэтому развитие школ неизбежно вытесняет кэцзюй. Этот роковой приговор в отношении системы государственных экзаменов выносится с учетом новейшей точки зрения на развитие образования. Таким образом, критика ранними реформистами традиционного образования имеет более глубокое значение, так как по сути предвосхищает изжитие кэцзюй как историческую неизбежность.

Помимо резкой критики кэцзюй педагоги раннего реформизма также активно занимаются поиском «другого способа привлечения талантов» через упразднение шивэнь (род восьмичленных сочинений на старых государственных экзаменах. — Примеч. пер.).

Предложения по системе образования новой эпохи

В самом начале ранние реформисты в вопросах развития школы не выходят за рамки идеологии сторонников «усвоения заморских дел», выступая в основном за учреждение специальных учебных заведений исключительно по подготовке нужных специалистов. В это время хотя и не сформирована определенная концепция образования Нового времени, но уже появляются ее ростки. Например, Ма Цзянчжун во время обучения во Франции направляет письмо Ли Хунчжану, в котором предлагает двухступенчатую образовательную систему, соединяющую начальную школу и высшие учебные заведения. Эта мысль впоследствии не только дает большой стимул Хэ Ци, Ху Лиюань, Чэнь Чи, Чжэн Гуаньин и другим ученым, но и вынуждает сторонников движения по «усвоению заморских дел», находящихся у власти, подчиниться ходу исторического развития и на основании теоретического обоснования реорганизовать академии. В итоге после «Ста дней реформ» происходит преобразование академий в учебные заведения.

Среди ранних реформистов Чжэн Гуаньин является главным инициатором создания образовательной системы новой эпохи. В начале 1880-х годов он делает сравнительный анализ систем образования западных стран и Китая. Чжэн Гуаньин считает, что в целом они примерно одинаковы, но германская система образования является самой совершенной. В книге «Шэнши вэйянь», изданной в 1893 году, Чжэн Гуаньин дает более детальное описание систем образования основных капиталистических стран Запада, проявляя особенно большой интерес к трехступенчатой системе образования. Он делает специальный анализ модели учебных заведений с трехступенчатой системой, таких как частные школы, училища и высшие учебные заведения в Великобритании; малая академия, средняя академия и высшая академия в США и Франции; начальная школа, средняя и высшая школа в Японии и так далее.

Он выдвигает концепцию изменения старой системы образования Китая на основе системы образования и моделей школ западного капитализма. Он считает, что гуманитарные и военные учебные заведения можно разделить на три уровня: большой, средний и малый. «В каждом округе и уезде учредить начальные школы, в областных и провинциальных центрах — средние школы, а в столице учредить университеты»[75]. Дисциплины в гуманитарных учебных заведениях можно подразделить на шесть направлений: первое — это литературные дисциплины, которые включают в себя ши вэнь («стихи и проза»), цы[76] и фу[77] (жанры стихов), чжан цзоу («письма императору»), цзянь ци (литературный слог) и другие; второе — это политические, включающие в себя управление, военное и уголовное дело, управление финансами и другие; третье — лингвистические дисциплины, включающие в себя национальную устную и письменную речь, основной закон и практику его применения, публичное право, договоры, переговоры, дипломатию и другие; четвертое — это естественные дисциплины, включающие в себя акустику, оптику, электричество, химию и другие; пятое — это технологические дисциплины, такие как астрономия, география, измерения и расчеты, производство и изготовление и другие; шестое — это несистематические дисциплины, включающие в себя торговлю, добычу полезных ископаемых, налогообложение, землепользование, медицину и другие. Дисциплины в военных учебных заведениях можно подразделить на два направления: первое — это сухопутные войска, включающие в себя огнестрельное и холодное оружие, военное право, военную географию, наступление и оборону и т. д.; второе — военно-морские силы, включающие в себя измерение, наблюдение звезд, изучение штормов, погоды, морские пути, песчаные рифы, управление кораблем, наступление и оборону во время морского боя и другие дисциплины. Во всех учебных заведениях «каждая дисциплина должна подразделяться на определенное количество классов, в которых идет разделение по возрасту»[78].

Кратковременная реформа образования и план образования реформистов

Если говорить, что Опиумные войны — это только начало агрессии западных держав в отношении Китая, то Японо-китайская вой на — это начало порабощения Китая империализмом. Западные державы проводят открытую военную агрессию в отношении Китая, насильственно занимают территории, захватывают железные дороги и рудники, берут в аренду заливы, делят сферы влияния.

На этом фоне простой способ ранних реформистов по распространению в обществе своих идей уже не отвечает требованиям времени. Кан Ювэй, Лян Цичао, Тань Сытун, Янь Фу и другие прогрессивные представители реформизма переходят от распространения к этапу практических действий. Они официально выдвигают императору свои требования, печатают газету, в которой пропагандируют реформы, основывают разного рода научные организации, главным образом состоящие из ученых. Таким образом, они нарушают устоявшиеся правила династии Цин, строго запрещающие ученым собираться, организовывать сообщества и обсуждать политику, тем самым привнося новые буржуазные демократические веяния.

В 1895 году Цинским правительством был подписан «Симоносекский договор» с Японией, вследствие которого был утрачен суверенитет Китая, что подорвало репутацию страны. Как только известие об этом распространяется, по всей стране поднимаются волны возмущения. Кан Ювэй, Лян Цичао, объединив вместе более тысячи трехсот кандидатов-цзюйжэней[79], приехавших из разных провинций на столичные экзамены, пишут коллективное письмо императору с требованием издания указов о поднятии национального духа, перенесении столицы, утверждении порядка в Поднебесной, модернизации войск и изменении конституции. Эта известная «Петиция прибывших на экзамены» знаменует восхождение реформистов на политическую арену. После этого Кан Ювэй еще много раз пишет письма с предложениями по проведению реформ. Император Гуансюй 11 июня 1898 года наконец принимает предложение Кан Ювэя и издает указ «Мин дин го ши» («Определение государственной политики»), так начинаются знаменитые «Сто дней реформ».

В период «Ста дней реформ» Кан Ювэй через императора Гуансюя издает немало указов о реформе образования. Согласно неофициальной статистике, в этот период из 68 докладных записок императору, представленных самим Кан Ювэем или его представителями, насчитывается двадцать одна касающаяся реформ образования[80]. Ниже представлено их основное содержание:

• Отмена сочинений в стиле «багу», реформа государственных экзаменов кэцзюй. На всех государственных вступительных экзаменах, как столичных, так и провинциальных и уездных экзаменах, отменяются сочинения в стиле «багу», которое заменяется на ответ-сочинение о принципах управления страной и критический анализ. Экзамены всех уровней по-прежнему состоят из трех экзаменов, первый — сочинение по политике и истории, второй — сочинение на темы современного положения, третий — сочинение на темы «Четверокнижия» и «Пятикнижия». При отборе особое внимание уделяется практической полезности государственной службе, а не красивой каллиграфии. Одновременно с этим для отбора кадров, пригодных для управления страной, учреждается «особый экзамен по экономике».

• Создание в Пекине Столичного университета, в состав которого вой дут ранее учрежденные книжные и переводческие палаты. Учебный курс в университете подразделяется на общий и специальный курсы, соблюдается политика «одновременного использования китайских и западных наук» и «большого значения практики». Учебные заведения всех провинций попадают под юрисдикцию Столичного университета.

• Преобразование академий в учебные заведения. Требование от всех старых академий переименоваться в учебные заведения с одновременным обучением китайским и западным наукам. Академии в провинциальных центрах переименовываются в высшее учебное заведение, академии в областных центрах — в средние учебные заведения, академии в округах и уездах — в начальные. Вводится поощрение шэньши[81] и людей, пожертвовавших деньги на создание бесплатных и сельских школ, а также проводящих совместное обучение китайским и западным наукам.

• Финансирование строительства специальных профильных учебных заведений. Издается указ о создании учебных заведений для обучения навыкам выращивания чая и производства шелка, разведению шелкопрядов и тутовых деревьев во всех торговых портах и всех провинциях, в которых производят чай и шелк. Также создаются железнодорожные, горные, сельскохозяйственные, медицинские и другие профильные школы.

• Создание переводческих и редакторских палат для перевода и редактирования иностранных учебных пособий и прочей литературы.

• Присвоение государственного статуса газете «Ши у бао» («Современное положение»), поощрение в создании редакций и научных обществ. В зависимости от внесенного вклада и способностей предоставлять материальное поощрение или присваивать повышение в государственной должности ученым разных провинций за написание новых книг, создание новых законов и разработку нового оборудования, имеющего практическое применение.

• Направление на учебу за границу. Приказывается всем высшим начальникам всех провинций из учебных заведений отобрать самых умных и целеустремленных учащихся и направить их на учебу в Японию и другие страны.

Все вышеизложенное содержит основные идеи реформистов по изменению основ образования, отражает надежды новой буржуазии на коренные изменения в феодальном образовании. По указу от 1905 года кэцзюй отменяется только спустя год. К этому времени в общих чертах формируется система образования Китая новой эпохи. Мечты, за которые боролись люди двух поколений, начиная со сторонников «усвоения заморских дел» и заканчивая реформистами, в конце концов начинают осуществляться.

Конечно, реформа образования, затронутая в «Ста днях реформ», не составляет даже малую часть образовательного плана реформистов. Идеальное образование, к которому они действительно стремятся, — это еще более волнующий «единый мир».

Идеал равноправного образования по Кан Ювэю

Акцент на исторический прогресс, требование реформировать феодальное самодержавие — одни из главных пунктов программы Кан Ювэя для «Ста дней реформ». Он резко отрицает принцип феодального господствующего класса — «небо неизменно, так и учение неизменно». Согласно «Гунъян саньши шо» («Комментарии Гунъяна о трех эрах»), общество разделяется на три эры — эра хаоса, эра рождающегося равновесия, эра великого равновесия. Он объявляет весь феодальный миропорядок только первым этапом человеческой истории, который неизбежно уступит место системе буржуазной демократии. Это теория исторической эволюции Кан Ювэя. Если общественная историческая философия распространяется на педагогическую мысль, то неравноправие образования «эры хаоса» вызывает глубокое сожаление и возмущение.

Все люди после смерти отправляются на небеса, все являются представителями рода человеческого, так почему же есть богатые и бедные? Почему нельзя пользоваться одинаковыми правами на образование? Постановка этих вопросов знаменует теоретическую зрелость Кан Ювэя: он уже не ограничивает себя критикой мелких проблем, таких как кэцзюй или старые учебные заведения, а измеряет и оценивает процесс реформирования образования через концепцию народовластия и равноправия.

Стоит отметить, что со временем степень резкости в критике Кан Ювэя в отношении неравноправия в образовании прошлых лет достигает таких высот, которых она не достигала в его некоторых прошениях и докладных записках времен «Ста дней реформ». Это указывает на некоторое противоречие между идеями и действиями Кан Ювэя. Национальное бедствие и серьезный социальный кризис вынуждают Кан Ювэя перейти к наблюдению и анализу, и в поисках истины он приближается к сути вопроса.

Отрицание ада приводит его к представлению об идеальном рае. На развалинах неравноправного образования «эры хаоса» Кан Ювэй строит поднимающийся до облаков дворец нового образования «эры благоденствия». Согласно теории народовластия и равноправия, инструментами строителя являются орудия, разрушившие в прошлом старое образование. В соответствии с его идеалами на смену феодализму приходит общество, в котором царит «полный мир», «высшая справедливость», «высшее человеколюбие», «совершенное управление». Здесь нет места феодально-патриархальному строю, иерархии и абсолютной монархии, даже нет государств, социальных классов и семей (но все еще сохраняется полиция).

В одной из частей книги «Отмена института семьи ради воспитания высоконравственного человека», которую Кан Ювэй и Лян Цичао считают «самой важной среди ста тысяч слов всей книги», Кан Ювэй системно и детально описывает такую педагогическую картину: ребенок принадлежит обществу, мать вскоре после начала беременности поступает в общественную народную больницу, где проводятся дородовые консультации. После прекращения грудного вскармливания ребенок поступает в общественный приют воспитания младенцев, где обучается языку и песням, где «пропитываются его чувства и слух». В три года ребенок поступает в детский сад, в 6 лет — в начальную школу, в 11 лет — в среднюю, в 16 лет поступает в университет. По истечении двадцатилетнего «общественного воспитания» и «общественного обучения» ребенок идет служить обществу. Книга полна множества ценных взглядов о раннем воспитании, школьном воспитании, образовательной среде, преподавательских стандартах и т. п. Концепция системы образования Кан Ювэя является одной из самых детально описанных систем школьного образования, обладающих буржуазным колоритом.

В целом в обществе «великого единения» каждый человек имеет права и обязанности в отношении образования.

Необходимо отметить, что под «человеком» Кан Ювэй понимает не абстрактное понятие человека, а именно человека, который вышел из реальной социальной среды. Описываемое им общество «великого единения» не такое совершенное, как он представляет, на самом деле это общество, построенное по принципу свободы и равноправия, где существует буржуазная великая «частная собственность» и которым управляют «богатые». Таким образом, равноправное образование в таком обществе невозможно.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История педагогической мысли в Китае в Новое и Новейшее время предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

68

Ли Цзэхо. История китайской идеологии нового времени. Пекин: Жэньминь чубаньшэ, 1979. С. 57.

69

Ван Тао. Победный справочник: теория копирования западных кораблей и пушек.

70

Ван Тао. Внешняя часть собрания прозы Ван Тао. Мнение о лечении застарелых недугов и укреплении здоровья.

71

Чжэн Гуаньин. Слова предупреждения в эпоху процветания. Торговая война.

72

Чжэн Гуаньин. Слова предупреждения в эпоху процветания. Торговая война.

73

Сю Шуе. Суждения о педагогической мысли ранних реформистов // Университетсткая газета Восточно-Китайского педагогического университета. 1990. № 1.

74

Сю Шуе. Суждения о педагогической мысли ранних реформистов // Университетсткая газета Восточно-Китайского педагогического университета. 1990. № 1.

75

Чжэн Гуаньин. Слова предупреждения в эпоху процветания. Экзамены, 2 часть.

76

Цы — жанр китайской поэзии, сочетающий строки разной длины. — Примеч. ред.

77

Фу — жанр китайской литературы, сочетающий прозу и поэзию. — Примеч. ред.

78

Чжэн Гуаньин. Слова предупреждения в эпоху процветания. Экзамены, 2 часть.

79

Цзюйжэнь — ученая степень второго уровня, присуждаемая на государственных экзаменах кэцзюй. — Примеч. ред.

80

Биографии китайских педагогов / Под ред. Шэнь Гуаньцюня, Мао Лижуя. Шанхай: Шанхай цзяоюй чубаньшэ, 1989. Т. 3. С. 213.

81

Шэньши — официальное сословие, представители которого сдали государственные экзамены и получили соответствующие должности. — Примеч. ред.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я