Искусство Тибета

Чжицюнь Лю, 2017

Тибетское искусство отличается своими ярко выраженными этническими стилями и особенностями. Книга китайского тибетолога Лю Чжицюня под названием «Тибетское искусство» дает весьма полное представление о скульптуре, живописи, песнях и танцах, каллиграфии и других народных искусствах тибетской этнической группы, посвящая читателя в уникальный местный культурный код. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.

Оглавление

Из серии: Страницы китайской культуры

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусство Тибета предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 1

Искусство пения и танца

Искусство пения и танца в Тибете имеет давнюю историю и отличается большим разнообразием. Современное профессиональное пение и танец берут начало в народном творчестве, успешно развивая и совершенствуя традиционные навыки.

I. Традиционное народное пение и танец

(I) Развитие традиционного народного пения и танца

Покровительницей музыки, танца и пения считается упоминаемая в древних книгах Тибета богиня Сарасвати. Говорили, что, когда ветер дул над Южно-Китайским морем, слышалась прекрасная мелодия. Брахма, внимая ей в течение 10 лет, не переставал наслаждаться. Со временем голоса моря слились воедино и превратились в богиню музыки.

Когда Шенраб Миво был главным жрецом религии Гьюнг Друнг Бон, танец чо (под барабан), танец гал и танцы чжан чжун бон стали постоянными элементами ритуалов и церемоний жертвоприношения религии бон. В эпоху Пудэ Гунгьяла (эпоха племен) во время праздника Онгкор тибетцы должны были молиться о хорошем урожае и развитии сельского хозяйства в долине реки Ярлунг. На празднике крестьяне пили ячменное вино и всю ночь исполняли народные танцы, такие как сгор-гжас. А как исполнялся танец ачо в далекие времена царства Тубо, можно увидеть на фреске в монастыре Самье.

Танцы цай-гжас, или тай лух исполнялись на самых главных и торжественных мероприятиях: на свадьбе принцессы Вэньчэн из династии Тан, когда выходила замуж принцесса Бхрикути из Непала, а также на праздновании создания тибетского письма Тхонми Самбхотой.

После того, как в Нгари поселились потомки жителей царства Тубо, пение и танцы гжас чен, исполняемые на торжественных церемониях в районе Ярлунг, завоевали популярность также и у них. Особенности празднеств переселенцев слились с местными культурными традициями и добавили блеска красочному народному пению и танцам Нгари.

Во времена царства Ладакх Гуге Сюань предстал перед публикой в образе Дакини, девушки, которая поет, танцует и воздает почести монастырю Толинг. Мистерия Ябаяма, основанная на легенде о царе Гэсэре, стала популярной в округе Рутог в Нгари.

С созданием религиозной школы Сакья стали устраиваться особые представления во время торжеств, например, гжас сух — приветствие с пением и танцами. В эпоху Дези Сангье Гьяцо и при режиме Галдана Фо Бранга появился ритуал с элементами искусства гун юн гир.

В XVI веке монахи создали особую исполнительскую форму, включающую речевые элементы и песнопения, — гуэлу. Произведения, сочиненные Далай-ламой VI Цангьянгом Гьяцо, были песнями любви, и имели в основном светское, а не религиозное содержание. Цангьян Гьяцо создал много популярных гуэлу, основанных на народных мотивах, они состояли из шести слов в стихах и четырех строк в абзаце и были популярны в центральном Тибете. Неудивительно, что эти песни полюбились людям, а некоторые из них были переложены исполнителями народных песен Лхасы, что дало им вторую жизнь.

Представление сгор-гжас

Позднее Гуйбу Цинь добавил к сгор-гжасу музыкальное сопровождение, которого ему раньше не хватало, в результате чего получилось уникальное представление, сочетающее пение и танец. Местные жители назвали его жаньян сябузуо, что означает «шестиголосое пение и танец». В XVII веке эта форма исполнительского искусства быстро приобрела популярность в Дингри, Лази и Сакья, распространилась в Лхасе и превратилась в лхасский стод-гжас (чечетка).

Выступают артистки Анай и Еше Дролма

Подобно стод-гжасу, искусство нанг-ма возникло из народных песен и танцев в районе Нгари. Позже нанг-ма перекочевало в Лхасу, где, в зависимости от конкретных районов, претерпело значительные изменения в исполнении. Со временем этот вид искусства трансформировался в танцевально-музыкальную композицию, обязательно включающую в себя прелюдию, а также части адажио и аллегро. В XVIII веке Дорен Дензен Банджуэ основал ансамбль традиционной инструментальной музыки и начал создавать новые произведения в жанре нанг-ма.

После того, как Лхаса стала столицей Тибета и резиденцией тибетского правительства, была создана первая профессиональная труппа исполнительского искусства — Герба. Благодаря этому стодгжас и нанг-ма приобрели еще большую популярность, а артисты народного жанра стали своими выступлениями даже зарабатывать на жизнь. В 1950-х годах огромное влияние на общество своим искусством пения и танца оказали известные исполнительницы Анай и Еше Дролма.

(II) Разнообразие традиционных народных песен и танцев

1. Пение и танцы со стрелами да-гжас

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

Из серии: Страницы китайской культуры

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Искусство Тибета предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я