Видеть очами Веры. Проповеди, сочинения

Сергий Чернец

Книжка для тех, кто только переступил порог православного храма и для тех, кто воспитан в вере, очень важно узнать многие противоречия, собранные вокруг веры.Дело в том, что нашим миром управляет огромная система сил, называемая «Высший мир», и она неподвластна нашему разуму без тщательного изучения законов и заповедей. В простых словах, приближенно и приземленно к нашему скоростному веку, объясняет автор многие и важные истины, отвечает на вопросы, направляя мысли читателей в поиск истины.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Видеть очами Веры. Проповеди, сочинения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Образец проповеди христианской

«Всегда благодарим Бога за всех вас,

вспоминая о вас в молитвах наших,

зная избрание ваше, возлюбленные Богом

братия; потому что наше благовествование

у вас было не в слове только, но и в силе и

во Святом Духе, и со многим удостоверением,

как вы сами знаете, каковы были мы для

вас между вами».

(1 Фессал. 1:2—5).

Живем мы всегда как в «последние времена» по словам апостолов. Трудностей тех далеких времен мы не знаем. Но почему-то правы некоторые из людей искусства: о времена! о нравы! Сменилось время, изменилась цивилизация, и законы некоторые изменились в мире, а человек во внутренности своей остается прежним. Если у нас вместо желудка еще не поставлен компьютерный орган, то и в голове такой же мозг, как и 2 тыс. лет назад. И отношения между людьми не очень отличаются от тех, которые были во времена Содома и Гоморры. В городах этих царило беззаконие, и разврат, и разруха (в отношениях человеческих), эти города разрушил Бог. А вокруг, в других городах люди были? Они проживали: одни в благоденствии, другие в нищете, но не без греха, и у них грехи были. Только то, что Содом и Гоморра слишком впали в беззаконие и разврат, города эти показал Господь в назидание другим. И показал, что нельзя грешить до такой степени, и что ждет грешников смерть: «серу и огонь дождем от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и все произрастения земли». Но, как и тогда не поняли люди действия Бога, так и сегодня. Как и тогда посылал Господь пророков, чтобы учили народы и удерживали бы от развращения. И так как мир впал снова в греховность, — что Господь послал Сына Своего во плоти — Иисуса Христа, и Он принес миру благую весть. Весть эта не в мудрых словах и не в мудром учении, это весть о спасении в мире этом человеку. Как человеку жить в мире, «лежащем во зле», развращенном, и достигнуть спасения, чтобы не быть осужденным вместе со злом и не подвергнуться наказанию. А суд известен и приговор и исполнение его показан давно богом: как осудил Бог города Содом и Гоморру!

Учение христианское распространилось по всему миру. И, Слава Богу! Но не чудо, а человеческое безумие приводит мир к греху. Как говорит нам апостол Петр: «Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи» (2 Петр 2:22). Многие люди и целые народы, называясь христианами, впадают в грехи языческие, заблуждаются в понятиях, снова создавая себе богов и идолов. И таких людей, проповедующих, будто бы христианство, а ведущих к отпадению от истины Божией, в мире становится всё больше и больше.

«Ибо, если, избегши скверн мира чрез познание Господа и спасителя нашего Иисуса Христа, опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого. Лучше бы им не познать пути правды, нежели познавши, возвратиться назад от переданной им святой заповеди» (2 Петр 2:20—21).

Церковь христианская носит звание Апостольской. Так и в символе Веры произносят верующие: верую…. Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. И учение свое приняла Церковь от апостолов. Когда пришел в мир Иисус Христос, Он пришел не к язычникам или к людям, ничего не знающим о Боге. Но, наоборот, народ Израильский имел Веру и жил по Слову Божьему много столетий, по Законам, полученным от Самого Бога через пророков. Но уклонялся от истины. И заповеди Бога окружил своими, человеческими установлениями. И в те времена были священники, учителя, которые находили в Писаниях оправдания своим человеческим установлениям: так называемые книжники и фарисеи. Они внешне показывали себя очень праведными: даже ходя, пред каждым поворотом много кланялись и молились Богу, чтобы из-за поворота не выскочил навстречу им бес. И приходилось Христу осуждать тех фарисеев, снова и снова открывать народу истинную заповедь Бога. (Мф. 5:17—19). Вся Нагорная проповедь Иисуса Христа в евангелии Матфея от 5 главы до 7-ой включительно, кратко выражает сущность христианства, как религии.

И в нынешнее время обстановка в мире людей не изменилась. Также есть народы языческие и не знающие Бога истинного. А в религии Христианской, опять же, много человеческих установлений. И опять проповедуют священники и книжники, находя на всё свои установления, умные слова оправдания. «При чрезмерной ассимиляции миссионер может адаптироваться до того, что его принадлежность к христианству просто станет незаметна», — так проповедует церковный деятель. Разве такими словами учили людей апостолы — ассимиляция — что это? — заповедь новая? Попробуйте объяснить старушкам или деревенскому мужику 8 классов образования.

«И когда я приходил к вам, братия, приходил возвещать вам свидетельство Божие не в превосходстве слова или мудрости. Ибо я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого… и слово мое и проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, но в явлении духа и силы, чтобы вера ваша утверждалась не на мудрости человеческой, но на силе Божией,» — так говорит апостол Павел (1 Кор. 2:1—5).

Когда на апостолов сошел Дух Святой в день Пятидесятницы, и когда они начали проповедовать на разных языках в один день, около трех тысяч людей присоединилось к ним. Люди, верующие Богу, приносившие в жертвы животных, как завещал Моисей и исполнявшие установления священников — вдруг отказались от веры предков. И не стали приносить животных в жертву, а постоянно пребывали в учении апостолов, в общении и преломлении хлебов и в молитвах (Деян. 2:44—47).

Что же сегодня? Люди, верующие Богу, стоят в Храмах на долгих службах. А потом совершают паломничество к камням, к деревьям и другим новым идолам. И вновь нужно учить людей, которые потеряли и не знают истинной веры.

«Ныне есть последнее время, и летам скончание приходит и конец веку сему, бес же вельми рыкает, хотя всех проглотит, по небрежению и лености нашей», — так писал митрополит Киприан игумену Афанасию в 1405 году. — «Оскуде бо добродетель любовь преста, простота духовная отбеже, зависть же и лукавство и ненависть водворися, ухищрения же и высокоумия исполнихомся, сего ради отчуждихомся всякого радования духовнаго».

Не многое изменилось, проще сказать, ничего не изменилось. Хуже того: высокоумия исполнились священники и проповедники церковные. Не только в словах умных всё дело, но как мы слышим проповеди: о чем в них речь? Только призывы и нет никаких пояснений, научений о путях к Богу. Услышав проповеди сегодняшних священников, люди уходят, нисколько не тронутые словом, ибо всем известные истины, проповедуемые умными словами, не касаются сердца человека.

Не во внешности или мире этом находится Царствие Божие. Как и Христос говорил: «Царствие Божие внутри вас есть!» Ко внутреннему человека обращались проповеди апостолов, показывая правый путь.

Как это бывает: за один разговор убедить человека оставить греховное, и прийти ко Христу, крестившись? И есть примеры из Писания.

— Вот апостол Филипп возведен был Духом на дорогу в Газу, и увидел на колеснице евнуха, который читал пророка Исаию, пытаясь понять. И начав объяснять от того места, Филипп благовествовал об Иисусе Христе и крестился евнух. Также и апостол Павел в Ареопаге греческом увидел пустой постамент, на котором написано: «неведомому Богу». И начав оттого, что «Бог, сотворивший мир и всё, что в нем…» — проповедовал язычникам, и они уверовали….

Как нам не хватает таких проповедей сейчас. Как Апостол великий свидетельствует, глаголя: «Ибо, если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете?», и еще: «плоть и кровь Царствия Божия не наследуют!» (1Кор. 3:3).

«Прелесть велика одержит нас», — говорил Киприан митрополит игумену Афанасию: «оставихом путь правый и учения святых Отец, и ходихом по своим волям, заблуждающи и мирскими волнами погружаеми: „оскуде бо, по пророку, праведный от земли, исправляющего в человецех несть“. Горе нам, яко оставихом путь правый! Вси обладати хощем, вси учители творимся быти…»

Плакать мне и слезы находят на меня, — говорит нам отец Киприан, — и более же плачу и тужу о «лжах, живущих в человецех». Ибо ни из-за страха Божьего, ни из-за стыда человеческого — не останавливаемся мы, когда «сплетаем» лживые «словеса» на других людей. Из зависти своей бесам помощники бываем.

«Якоже, — пишет святый Максим, — сице глаголя: «завистливого печаль с трудом ставити едва возможении, беду бо свою помышляет, еже в тебе завидимое».

Трудно исправить грех зависти в человеке. Сатана с тем же соблазном находит подход к человеку, ибо и сам свергнут с небес по греху зависти к Богу.

«Лют недуг душевный зависть». «Завистью бо подвижим Каин братоубиство сотвори, и оттоле убийство в мир вниде». Как показано в Писании о зависти Каина, о том, как Господь определил, что такое есть тот грех: «Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. И сказал Господь Бог Каину: почему ты огорчился? И отчего поникло лицо твоё? Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним» (Быт. 4:1—12).

И видим мы, что советовал Господь Каину бороться с грехом, но не послушался Каин и совершил грех убийства. И много раз показан грех зависти в Библии: «зависти ради Иаков отчаго дому отбегает и в работу Лаве предается, идеже 14 лет пребывает, служа; завистью подгнещаеми братья Иосифа предают его в Египет, идеже и Господь его прослави. И что многа глаголати? Самого Господа, Творца небу и земли, завистью Жидове распяша Его. Зла есть страсть зависть!»

И далее обращается св. Киприан к игумену Афанасию: «Сего ради потщимся таковыя страсти и кроме быти (отвергнуть); вместо же тоя, братолюбие приимем и спострадание, мир имущи в сердци и своей души, якоже и Апостолом учили есми: «мир, рече, имейте со всеми и милостыню, ею же кроме (не имея её) никто же узрит Бога». И нет другого пути спасения, аще и тело свое кто великими трудами истает, кроме чистой любви. Как и великий учитель Павел говорит: «И если я раздам всё имение моё и отдам тело моё на сожжение, а любви не имею, — нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится…. Не радуется неправде, а сорадуется истине… Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:1—13).

«А теперь пребывают сии три: вера, надежда и любовь; но любовь из них больше».

Такие поучения имеем мы в Церкви и верующие многие знают и послания апостолов и учение от святых отцов. Но мир сплетен сетью диавольскою и уловлен в скверны и блуд. «Понеже мир блудница есть, яко же глаголет святый Максим, и не токмо любленники своя и рачители в себе держит, но и тех, иже единая узы его расторгших и того сети избегших, хочет к собе привлещи и всяческими страстьми осквернити».

Если мир злой, тогда и апостолы поучают против него явно: «не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей; Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего» (1 Иоан. 2:15—19).

О мире нашем идет речь. И как человеку отказаться от мира, если в нем живет он. Но не о том мире говорится нам, чтобы совсем выйти из него, как говорят нам, поясняя, Апостолы: «Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками; впрочем, не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником… с такими даже и не есть вместе» (1 Кор. 5:9—11). Ибо и далее поясняет апостол: «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек. Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. Они вышли от нас, но не были наши; ибо, если бы они были наши, то остались бы с нами; но они вышли, и через то открылось, что не все наши» (1Иоан. 2:15—19).

И видим мы сегодня, как из Церкви вышли и отделились протестанты: баптисты, гугеноты и другие. Много конфессий сейчас, которые все называются христиане, а сами не таковы.

«Чада! — пишет апостол, — да не обольщает вас никто. Кто делает правду, тот праведен, подобно как Он (Христос) праведен. Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола. Всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога. Дети Божии и дети диавола узнаются так: всякий, не делающий правды, не есть от Бога, равно и не любящий брата своего. Ибо таково благовествование, которое вы слышали от начала, чтобы мы любили друг друга… Любовь познали мы в том, что Он (Иисус Христос) положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною». (1 Иоан. 3:7—24).

И вот по тому и узнаем, когда делами своими подтвердим — что мы от истины, и успокаиваем перед Богом сердца наши. «Ибо, если сердце (наше) осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает всё».

Один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех и во всех нас, — так учили апостолы. «Никто да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это приходит гнев Божий на сынов противления; итак не будьте сообщниками их. Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте как чада света, потому что плод Духа состоит во всякой благости, праведности и истине. Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы…”. (Еф. 4и 5гл.).

Истинное отношение к людям и к миру проповедано Церковью по учению апостолов, может быть, мы забыли об этом? Ведь апостолы учили: «Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего. Будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их; они, дошедши до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью» (Еф. 4и 5гл.). Но мы же христиане? Но мы не так познали Христа — и читали Евангелие и научились во Христе! Так как истина в учении Иисуса Христа состоит в том, что поясняет нам апостол, сведя всё к простым словам, доступным каждому.

«Отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины». (Ефес. 4—22).

И нет в том сложности для человека, все же знают, «что человек человеку: друг, товарищ и брат». И пишет в послании своём к христианам апостол: «Посему, отвергнувши ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы братья друг другу. Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем (т.е. простите и прощения просите). И не давайте места Диаволу, (т.е. о мести говорит — не мсти). Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим. И не оскорбляйте Святаго Духа Божия, Которым вы запечатлены в день искупления. Всякое раздражение и ярость, и гнев и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас, но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».

Услышав же столько много наставлений, якобы ограничений, человеку свойственно, насупив взор, смотреть на мир угрюмо, отказываясь от пьянки с бывшими друзьями. И как будто печалиться человеку надо, что он не сквернословит, не обманывает, воровать перестал?? Да еще если постится и убиенную пищу не ест, как бы перед людьми показывая, что он переменился.

Неправильно это. Ибо не печалиться надо, что от греха отказались мы. И этот отказ от грехов мира сего, не есть ограничение, но, наоборот, освобождение от рабства грехам. Ибо пьяница, алкоголик болеет, если не выпьет — так и наркоман попадает в рабство наркотикам. И воры больны — клептоманией: увидев предмет плохо лежащий (без охранения) чужой, — так и тянет украсть. По слову апостола: чему ты служишь — тому ты и раб. И мы были рабами грехам своим. А если поверили Христу, то и освободимся же от рабства греховных хотений (надо освободиться): «Ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей — как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии, (а не рабы греха, начальником которого Диавол)». (1Петр 2:15—19). И еще: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти; но любовью служите друг другу. Ибо весь закон в одном слове заключается: «люби ближнего твоего, как самого себя». (Галл. 5:13—14).

И потому не печалиться надо, ходя с угрюмым лицом — а радоваться, что мы свободны: Христос освободил нас. И так приветствовали друг друга христиане Апостольских времен: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко». (Филипп 4:4—5).

«Также и когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры; ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям…» — Еще Христос учил. (Мф. 6:16—17).

И теперь, узнав вновь об учении христианском, сделаем усилие воли и ума, обратимся к Церкви и к учению её, которое из века в век, из поколения в поколение передает нам от апостолов учеников Христа. Церковь Единая Соборная и Апостольская — Правая и Славная: Православная. И Господь Бог да поможет нам.

«И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе». (1Тим. 3:16).

И Слава Отцу и Сыну и Святому Духу и ныне и присно и вовеки веков.

Аминь+

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Видеть очами Веры. Проповеди, сочинения предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я