Системное саморазвитие. Том 2. Системы деятеля, меняющего мир

Церен Церенов

Учебник формирует взгляд на жизненное мастерство, в котором сочетаются системный подход и психология, внимание и сознание, научное мышление и концепция бесконечного развития, ролевое мастерство и этика, работа и досуг.Жизненное мастерство представляется как три платформенных уровня: мастерство собранности, мыслительное мастерство (интеллект) и прикладное мастерство (профессия). Учебник показывает, как развивать каждый уровень, а также даст ответы на вопросы: зачем, чему, как и сколько учиться?

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Системное саморазвитие. Том 2. Системы деятеля, меняющего мир предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 8. Система

Понятие «система»: системный подход 1.0

Зачем нужна «система»

Понятие «система» является основополагающим в понимании деятелем физической реальности. Данное понятие (концепт) помогает деятелю менять мир, делая его лучше. С помощью «систем» деятель думает о мире предметов и вещей. Здесь можно привести аналогию с физикой, в которой вводится понятие «физическое тело», под которым подразумевается материальный объект, имеющий массу, форму, объём. Далее в физике все рассуждения и законы привязываются к физическому телу, а когда физические законы применяются на практике, то «физическое тело» заменяется на соответствующий материальный объект: дорога, стул, ракета или поршень). Такая же аналогия с понятием «система». Каждый деятель работает со своими системами. У кого-то системой будет готовый ко взрослой жизни ребенок, у другого — дом или обученный искусственный интеллект, а у третьего — выращенное дерево или другая природная система. Каждый человек осознанно или неосознанно создаёт системы.

Системные методологии строятся вокруг понятия «система», обрастая другими понятиями, которые увязываются с основным понятием. В конкретных проектах «системы» выделяются из физического мира вниманием деятеля или командой. Системное мышление — это способность выделять системы, их описывать и создавать, а также совершать с ними определенные действия.

Человек не может рассматривать весь мир целиком, не хватит вычислительной мощности мозга. Вниманием человек выделяет важное из реальности (контекста), но и при этом старается не потерять связь этого важного с миром в целом. Понятие «система» позволяет управлять вниманием, а потому говорят, что системное мышление — это способность управлять вниманием.

Системное мышление ставится путём реализации рабочих проектов, в которых тренируется внимание к выделению систем и системных уровней. Например, на уровне мотора обсуждают его мощность, крутящий момент, а можно «уйти» вниманием внутрь мотора и рассматривать работу цилиндров, поршней, 2-х или 4-х тактную работу или качество топлива. Также можно «подняться» на системный уровень выше мотора, и обсуждать весь автомобиль. Тогда внимание будет к скорости, цвету, дизайну, весу, цене автомобиля. В этом рассуждении приведены три системных уровня: на нижнем уровне — цилиндр и поршень, на втором — мотор, шасси, салон, на третьем — автомобиль.

Само понятие «система» пришло из биологии. Когда биологи рассматривали окружающую среду, то хотели её как-то описать и разложить на части. Например, выделяли отдельно растения, животных, ареал и т. п. Вырабатывались определенные методологические подходы, и ставка на понятие «система» оказалась наиболее эффективной. Из биологии пришли определенные понятия, которые перекочевали в другие сферы. Сейчас можно говорить о таком универсальном системном подходе71, с помощью которого можем подойти к изучению любой человеческой деятельности.

Но, прежде чем говорить о современном понимании «системы» обратимся к классическому определению72. Большинство системных методологий подразумевают под системой материальный, физический объект. В то же время в бытовом употреблении под «системой» могут пониматься какие-нибудь классификации73, теории и методы74, некоторые свойства и нормы жизни75.

Системное мышление требует обязательного разделения физических систем и «бытовых систем», которые так называются в повседневной практике, но не имеют материального воплощения в реальности. Поэтому, когда кто-то говорит про системы необходимо в первую очередь, представлять, что за этой системой стоит в физическом мире.

Итак, системы всегда физичны, их всегда можно увидеть в реальности (хоть и в будущей реальности), то есть системы представлены в четырехмерном измерении (4D): трехмерное физическое пространство плюс время. По системам можно постучать, их можно потрогать, увидеть в физическом мире. Если не можете название системы связать с объектом физического мира, то значит работаете не с системой, а с классификацией, с теорией, с описанием и другой ментальной сущностью.

Классические свойства системы

В системном подходе система является не только материальным объектом, она обладает тремя важными свойствами: целостность, эмерджентность и вложенность76.

Свойство «целостности» подразумевает, что система имеет границу, и связь частей системы между собой намного сильнее, чем связь с другими объектами физической реальности. Данное свойство помогает выделять системы своим вниманием. В инженерных системах типа стол или автомобиль проблем с границами не возникает, но когда рассматриваем сложные системы, то границы находить непросто. Например, системами считаются: система безопасности на водах, система выдачи пропуска или система отопления. Чтобы выделить в физическом мире данные системы необходимо определить и перечислить физические объекты, которые входят в состав данных сложных систем. Так в систему безопасности на водах могут входить спасатели, смотровые вышки, спасательные круги, лодки и т. п. Таким образом, своим вниманием деятели очерчивают границу системы, и тем самым решают, что связи между данными частями системы будут намного сильнее, чем с другими объектами физической среды77.

Эмерджентность означает, что у системы появилось новое свойство (функция), которой не было у каждой из её частей. Данное слово с английского переводится как «возникновение, появление». Эмерджентность ещё называют «системный эффектом». Любая система обладает свойством эмерджентности, а иначе это не система, если не можете назвать функцию данной системы.

Свойство эмерджентности помогает обсуждать разные системные уровни, не теряясь между ними. На разных системных уровнях различаются между собой функция поршня, функция мотора и функция автомобиля. Такой переход с одного системного уровня на другой называется метасистемный переход. На каждом системном уровне появляется определенная функция какой-то системы или проявляется её эмерджентность.

Главное в общении опытных специалистов не ловкое жонглирование профессиональными терминами, а беглость метасистемного перехода. Профессионал хорошо понимает эмерджентное свойство на каждом системном уровне78. Для человека с системным мышлением обсуждения не простой поток слов и букв, он буквально слышит или вычитывает понятия из разных системных уровней, и понимает связь между ними.

Системные уровни построены по отношению вложенности одного уровня в другой. Вложенность можно представить как матрешку79: буквально одна система входит в другую систему, которая для нее будет надсистемой. Свойство вложенности означает, что любая система сама является надсистемой для каких-то систем, а также входит в какую-то большую надсистему. Если говорим, что у нас есть система, то у нее автоматически есть подсистемы и надсистема.

Все три вышеперечисленных свойства помогают выделять системы из физического мира, удерживать внимание на самой системе и при необходимости рассматривать её устройство (подсистемы), а также не терять связь системы с физическим миром (надсистема).

Рассмотрим пример — система «часы». Во-первых, всегда можно представить данную систему в физическом мире. Часы обладают свойством целостности, у них есть граница и части системы «часы» связаны между собой сильнее, чем с другими объектами физического мира (где-то система заканчивается, а дальше уже не система). Часы имеют эмерджентное свойство, а именно у часов есть функция — показывать время. Данная функция появляется только когда все части часов собраны вместе. Но ни у каких частей системы нет такого свойства, оно появилось у системы в целом. Вложенность проявляется в том, что каждый элемент системы является частью всей системы, и он сам может из чего-то состоять.

В классических методологиях системного подхода системы рассматривались как материальные объекты, но при этом никак эти объекты не были связаны с интересами, ролями, практиками и т. п. Все эти связи появились в так называемом системном подходе 2.0. Об этом в следующем разделе.

Таким образом, подводя итог рассмотрению классического понятия «система»80 необходимо выделить главное:

• системы помогают человеку понимать реальность путём выделения важного из физического мира и управляя вниманием обсуждать разные системные уровни;

• требуется разделять системы физические и системы из бытового сленга, которые могут не иметь физического воплощения;

• системы обладают свойствами целостности, эмерджетности и вложенности.

Понятия: классическое понятие «система», системный подход 1.0, свойства системы: целостность, эмерджентность, вложенность, системные уровни, метасистемный переход.

Воплощение, описание и документация системы

В первой главе мы говорили о разделении физического мира и ментального пространства. Онтологика учит разделять в речи или письме данные миры, и тренирует привязку рассуждений к физическому миру. При этом ментальные понятия помогают проводить такую коммуникацию, но за произносимыми и написанными мыслями нельзя терять объекты физического мира81.

В системном мышлении понятия «воплощение системы» и «описание системы» относятся к разными мирам. «Воплощение» обращает внимание, что речь идет об объекте материального мира, а «описание» подчеркивает, что рассуждения касаются ментального пространства, то есть не самой плоти системы. В этой связи, правда, понятие «воплощение системы» можно понимать как масло масляное, потому что, говоря «система» мы уже пониманием, что речь идет о физическом объекте. Однако слово «воплощение» специально употребляется вместе со словом «система» для того, чтобы противопоставить словосочетанию «описание системы». Поэтому часто «воплощение» употребляется рядом с «описанием».

Воплощением системы может быть отдельная система-объект (карандаш, стол или телефон), а может быть система-деятельность (процесс), в котором участвует несколько объектов. Например, рыбалка, поездка, танец. В последнем случае целостность или граница системы определяется через объекты, которые включаются в данную систему. Например, в рыбалку входит рыбак и удочка, но кто-то выделит в системе «рыбалка» также других рыбаков, наживку, лодку, сачок и т. п. Как определять системы, как их выделять из физического мира рассказывается в трансдисциплине системное мышление.

Когда описываем систему, то используются понятия и термины, определяющие её признаки, свойства, действия, поведение, состояния и т. п. Например, цвет, цена, цифры, вес, желания и т. п. Эти слова отличаются от слов типа автомобиль, стол или часы, которыми мы обозначаем системы. Описания системы — абстракты, но эти описания можно привязать к физическому миру, если говорить про носитель информации, в котором будут содержаться данные описания системы.

Документация системы — это описание системы на каком-то физическом носителе. Например, документацией системы будет каталог частей, буклет о системе, модель системы в компьютере, текст на бумажном или электронном носителях. Обратите внимание, что перечисляются объекты физического мира, на которых содержится описание системы, но мы ничего не сказали о самом описании. Само описание можно увидеть на носители, прочитать, услышать и т. п.

Понятия «воплощение», «описание» и «документация» системы позволяют не запутаться в рассуждениях о системе. Давайте разберем пример. Системой может быть человек. Он является объектом физического мира, и человек находится «во плоти», то есть система «человек» буквально воплощена. У системы человек есть многочисленные описания. Например, рост, вес, цвет и т. п. Ещё у человека есть описание в виде фамилии, имени и отчества. Когда говорим про описания, то понимаем, что они не находятся в физическом мире. Называя человека по имени, мы назвали описание человека. Это описание находится в ментальном пространстве. Но мы говорим, что есть документация системы: свидетельство о рождении, паспорт, водительское удостоверение и т. п. В этих документах содержится одно из нескольких описаний системы «человек». Документы представлены в физическом мире, и в этих документах содержится определенное описание системы, которое интересует какие-то проектные роли82. Если бы не было данных интересов, то не было бы описания и не нужно было бы делать документацию системы.

Точно такое же деление на воплощение, описание и документацию системы можно делать в отношении неодушевленных объектов. Например, изображенный на картинке молочный коктейль. С одной стороны, сам этот напиток в физическом мире — воплощение системы, а есть разные описания этого коктейля: название коктейля, рецепт и т. п. А есть документация системы в виде бумажного носителя, где написано название и рецепт, а также меню с фото и ценой напитка.

Описаниями системы называют модели, схемы и текст. Описания на физических носителях называем документацией.

Описания могут быть неформальными и формальными. В случае формальных описаний задаётся определенный принцип описания, понятийный минимум и отношения между понятиями. Обо всем этом рассказывается на курсе онтологики. Системное мышление опирается на знание онтологики, поэтому в системном описании необходимо уметь читать и создавать разные модели системы, а также уметь работать с моделями, понятными компьютеру.

Многочисленные модели, которые отвечают на определенный интерес к системе83, помогают создавать успешные системы. О том как создаётся успешная система рассмотрим в следующем разделе.

Понятия: воплощение системы, описание системы, документация системы, модель системы,

Системный подход 2.0

Современное понятие «система»

В первой версии системного подхода, который формировался Л. фон Берталанфи, системы рассматривались как материальные объекты. Объективное рассмотрение систем подразумевало, что системы — это объекты, и они обсуждались независимо от субъектов. Поэтому в системном подходе 1.0 можно обсуждать просто стол или автомобиль, и находить в этих системах разные свойства систем — целостность, эмерджентность, вложенность.

Современные методологии системного подхода кардинальным образом отличаются от классических теорий времен Берталанфи. Хотя большинство людей, получивших образование в XX веке, этого не осознают. Но и молодое поколение, получая массовое образование, не может почерпнуть новые знания о системном подходе из государственных образовательных программ. В этой связи программа Школы системного менеджмент является уникальной возможностью изучать передовые знания, которые не скоро станут общедоступными.

Современный системный подход не отвергает классические свойства системы. Система обязательно физична и обладает свойствами целостности, эмерджентности и вложенности. Это все необходимые условия. Однако, в современной трактовке понятие «система» обзаводится новыми свойствами, которые вытекают из субъективного взгляда на систему.

В классическом рассмотрении «система» существует как объект в любое время, а в современном рассмотрении «система» как объект выделяется заинтересованными людьми и существует только тогда, когда эти интересы сохраняются. Классический подход больше философский и рассматривает идеальные объекты, а современный подход — прагматичный и рассматривает объекты, которые кому-то зачем-то нужны или объекты как-то влияют на кого-то.

Современное системное мышление не применяется, когда нужно просто без реального проекта поговорить о столе, часах, автомобиле. Это идеальные объекты ментального пространства, часто в разговоре за ними не представляются конкретные физические объекты84. Системное мышление начинает применяться к системам «стол офисный», «часы наручные», «автомобиль легковой», то есть в этом случае хотя бы можно говорить об интересах и заинтересованных ролях, которые что-то хотят от системы.

Системный подход 2.0 обращает внимание на заинтересованных лиц и на роли, которые они играют по отношению к системе. Исходя из этого определяется система, её границы и системный эффект, а также как будет использоваться система. Совокупность всех интересов проектных ролей определяет: какой будет система, какая будет у нее функция, из чего будет состоять система и т. п. Например, автоконцерн создаёт легковой автомобиль с учётом возможных интересов потенциальных клиентов в ролях водителя, пассажира, эксплуатанта, собственника, пешеходов, контролирующих органов, защитников окружающей среды и т. п. Каждый учтенный интерес определяет то каким должен быть автомобиль. Например, если не было бы экологического интереса, то не нужно было бы ставить подсистему очистки выхлопных газов, которая соответствует стандарту Евро-6. А поставив такую подсистему в автомобиль, производитель поменял устройство системы. Всё что сделано в легковом автомобиле является ответом на какой-то интерес проектной роли, который автопроизводитель решил учесть. Система «легковой автомобиль» будет успешной, если будут учтены (удовлетворены) интересы всех заинтересованных лиц (проектных ролей).

В системном подходе 2.0, когда говорят про систему, то автоматически подразумевают, что есть заинтересованные лица по отношению к этой системе. Заинтересованными признаются все проектные роли, которые как-то влияют на систему, или система может затронуть людей в определенных ролях. От этого взаимодействия системы и проектных ролей зависит граница, функция и устройство системы. Поэтому обсуждение системы начинается не с внутреннего устройства системы, а с понимания окружения системы. То есть в какую надсистему входит система, кому она нужна и что этим заинтересованным сторонам необходимо, какие у них проблемы и какие требования они выдвигают к системе. Отсюда возникает важный системный принцип: всегда начинать смотреть вовне системы, а только потом вовнутрь85.

Например, в классическом рассмотрении системы «часы» человек начал бы разбираться со свойствами системы, и обратил внимание внутрь системы, то есть начал обсуждать из чего состоит система. В современном рассмотрении необходимо начинать со взгляда вовне системы, то есть смотреть частью какой надсистемы являются часы, кому они нужны и как используются. После такого рассмотрения понимаешь, что речь идет о часах наручных или о часах с кукушкой или о часах в составе башни. При этом устройство всех эти часов будет разным86.

Таким образом, в системном подходе 2.0 системы не просто обладают свойствами целостности, эмерджетности и вложенности, но их важное свойство состоит в том, что системы зависят от заинтересованных лиц (проектных ролей). От удовлетворения интересов проектных ролей зависит успешность системы, поэтому рассмотрение системы начинается с её окружения: сначала смотрим вовне, а только потом внутрь системы.

Как создаются успешные системы

В современном системном мышлении вводится понятие «успешная система». Система считается успешной, если в ней учтены (удовлетворены) интересы всех внешних и внутренних проектных ролей. Команда проекта самостоятельно решает интересы каких проектных ролей учитывать при создании системы. Это осознанное решение, за которое команда несет ответственность. Команда ставит свою «шкуру на кон»87, когда определяет список проектных ролей, чьи интересы будут прорабатываться в проекте и в итоге удовлетворяться в системе88.

Первые стадии жизненного цикла любой системы связаны с замысливанием (идея), моделированием или проектированием89. На этих этапах происходит работа с интересами проектных ролей. Сначала выявляются все внешние и внутренние90 проектные роли, а также их потребности (проблемы). Определяются интересы проектных ролей к системе, намерения и предпочтения. Исходя из данной информации команда определяет короткий список проектных ролей, над интересами которых далее будет продолжена работа.

Далее формулируются требования к системе, которые вытекают из выявленных потребностей учтенных внешних проектных ролей. Из требований формируется архитектура91 системы, которая, в первую очередь, состоит из функциональной схемы, модульного разбиения и компоновки (места и размещения модулей в системе). По итогам архитектурного описания создаётся рабочая документация, в которой кроме важных архитектурных решений прописываются все остальные детали необходимые для создания системы.

Все разрабатываемые описания системы92 отвечают на какой-то интерес учтенных внутренних или внешних проектных ролей. Важный принцип системного мышления: «есть интерес — значит нужно сделать соответствующее описание системы, а если нет интереса, то не нужно делать описание системы». Поэтому выбор короткого списка учитываемых проектных ролей означает, что далее будет составляться только описания системы, которые соответствуют интересам ролей из короткого списка. Если в компании вы видите какой-то документ, то, скорее всего, он сделан для какой-то проектной роли. Например, рекламный буклет делается для потенциального интересанта, и он отличается от каталога продукции, который делается для подготовленного покупателя.

Составление дизайна, цветовая гамма, описание функций системы, список модулей (частей системы) и многие другие описания системы отвечают на определенные интересы. Системное мышление помогает разбираться во всех этих описаниях, и связывать их между собой при помощи других практик. Например, используя современную теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ) можно разрешать противоречия, которые возникают между разными интересами, и тем самым определять архитектуру системы.

Архитектура системы определяет стадии и вид жизненного цикла создаваемой системы. Классические стадии жизненного цикла системы: замысливание, проектирование, создание, эксплуатация, утилизация. Виды жизненного цикла можно поделить на две группы93: водопадный и спиральный. Водопадный вид жизненного цикла означает, что нельзя вернуться на предыдущую стадию жизненного цикла. Из стадии эксплуатации нельзя перейти на стадию создание и чего подправить94. Спиральный вид жизненного цикла позволяет проходить стадии по циклу. Обычно так работают в ИТ: сначала систему проектируют, потом создают, потом выводят в эксплуатацию и смотрят результат, а далее снова проектируют и т. д. Многие системы проходят по спиральному циклу или «живут» годами и десятилетиями.

Исходя из архитектуры, рабочей документации и стадий жизненного цикла определяются практики, которые используют внутренние проектные роли, чтобы «провести» систему по виду жизненного цикла. Команда выбирает практики и методы95, которые постадийно создают систему. Например, замысливать систему команда будет методом мозгового штурма, выявлять требования методом интервью, разрешать противоречия и определять архитектуру методом ТРИЗ+, а производить — методом аутсорсинга96, и т. д.

Определив практики жизненного цикла можно приступать к формулированию работ. Работы осуществляются по выбранным методам (практикам) внутренними проектными ролями в необходимые сроки. Работы собираются в этапы проекта, которые в отличие от стадий жизненного цикла идут в физическом времени. Стадии имеют логическое время, то есть все стадии выстроены в определенную логику — вид жизненного цикла. При этом стадии могут идти одновременно97, а этапы проекта следуют строго друг за другом. В этапах проекта время физическое.

Обратите внимание, что итогом системного рассмотрения является список работ, которые должны быть выполнены внутренними проектными ролями в определенное время выбранными методами (практиками)98. Однако, чтобы получить понятные99 работы необходимо связать и обсудить совместно вопросы предпринимательства, инженерии и менеджмента. Менеджер не может осознанно формулировать работы100 без понимания вида и стадий жизненного цикла, которыми занимаются инженеры, а последние не могут создавать данные описания системы и ещё архитектуру без понимания возможностей (потребностей) и выявленных внешних проектных ролей, которыми занимается предприниматель.

Всю вышеописанную деятельность команда начинает проводить с первых дней замысливания системы и может продолжать на всех этапах реализации проекта по созданию системы, постепенно уточняя все описания системы и список работ. Параллельно выполняя уже понятные и запланированные ранее работы.

Здесь приведено краткое описание применения системного мышления к созданию успешной системы. Но множество нюансов опущено. Для их изучения требуется разобраться в трансдисциплине системное мышление и пройти этапы постановки мастерства, о котором речь шла в главе 7.

В конце укажем связь деятельности по созданию успешной системы со стадиями жизнедеятельности деятеля101. На стадиях «Потребление информации» и «Размышление» формируются идеи, эти стадии можно связать с предпринимательской деятельностью. На стадии «Стратегирование» определяются приоритетные проекты и системы, причем последние требуют моделирования и проектирования. Здесь проводится совместная работа предпринимателя и инженера. На стадии «Планирование» происходит перевод описаний системы в нарезанные по этапам проекта работы. В этом задействованы инженеры и менеджеры. А на стадии «Реализация» определенным проектным ролям необходимо выполнить запланированные работы (чек-листы). Это уже область ответственности менеджера.

Подводя итог рассмотрению деятельности по созданию успешной системы необходимо отметить, что системное мышление увязывает между собой предпринимательский, инженерный и менеджерский интересы. Системное рассмотрение позволяет формальным образом проложить путь от формирования идеи до ее воплощения в физическом мире в виде системы.

Понятия: системный подход 2.0, жизненный цикл, вид, стадии, этапы проекта.

Виды систем

Целевая и другие системы

В современном системном подходе выделяются следующие виды систем, которые помогают управлять вниманием системного деятеля: целевая система, надсистема, системы обеспечения, системы в окружении, подсистемы102. Системы выделяются вниманием, а в курсах системного мышления учат принципам данного выделения и тренируют беглость работы с каждой системой и со всеми с ними вместе. В данном разделе поговорим о каждой системе, однако это не заменит осознанного изучения учебника «Системное мышление», и дальнейшего применения изученных понятий к рабочим проектам.

Целевая система — это главная система, ради которой происходит какая-либо деятельность. Когда говорим о деятеле меняющим мир, то подразумеваем, что он привносит в физическом мире какую-то целевую систему. Целевая система создаётся, чтобы решить проблемы какой-то группы людей103. Деятельность деятеля может быть направлена не только на создание новой целевой системы, но на изменение, эксплуатацию или уничтожение целевой системы. Например, для концерна «БМВ» целевой системой может быть автомобиль «i8»104.

Найти целевую систему не просто, особенно начинающему, потому что нет алгоритма выделения целевых систем. И даже опытный деятель или команда, выделяя целевую систему понимают, что за это решение они будут нести ответственность. Системное мышление лишь помогает не совершить методологические ошибки при выборе целевой системы. Однако, насколько это решение правильно с точки зрения жизни проверяется в конкретном проекте.

Надсистема — это система, в которую физически входит целевая система105. Целевая система «автомобиль» может входить в надсистему «поездка», в состав которой также входит водитель и пассажир. Поездка может быть разной, поэтому надсистему необходимо не только определять, но и детально изучать. Главный методологический принцип состоит в том, чтобы проследить физическую вложенность целевой системы в надсистему. Обычно в этом месте студенты, изучающие системное мышление, спотыкаются106. Вложенность систем легко увидеть, когда говорят про «железные системы»: мотор является частью автомобиля. Однако, рассматриваемые в системном мышлении системы могут быть более сложными, и поэтому необходимо тренироваться в способности видеть отношение вложенности.

Системы обеспечения — это системы, которые участвуют в задумывании, проектировании, создании, ремонте и эксплуатации целевой системы. Концерн «БМВ», дилеры, продающие и ремонтирующие автомобиль, и утилизаторы — все они являются системами обеспечения для целевой системы автомобиль.

Ещё один пример — доставленная к ужину пицца. В данном случае можно считать доставленную пиццу — целевой системой, а надсистемой — ужин членов семьи. Системой обеспечения будут — повар со всеми своими кулинарными технологиями, доставщик пиццы со своими технологиями и т. п.

Три области интересов непосредственно связаны с основными системами, то есть можно говорить о модели «области интересов и три главные системы»:

• надсистема связана с предпринимательской областью интересов, она же клиентская область107;

• целевая система связана с инженерной областью интересов, она же область продукта;

• система обеспечения связана с менеджерской областью интересов, она же область предприятия.

С целевой системой разными способами взаимодействуют системы в окружении. Например, для автомобиля системами в окружении будут водитель и пассажир, а также дорога, заправка и т. п. Системы в окружении помогают лучше понять границы целевой системы. В случае с «доставленной к ужину пиццей» системами в окружении будут другие яства и напитки, столовые приборы и т. п. Понимание систем в окружении позволяет лучше понимать какой должна быть целевая система, а также даёт пишу для размышлений на предмет экспансии бизнеса. Ваша компания может расширить линейку целевых систем за счёт создания систем в окружении. Если вы доставляете пиццу, то вполне можете также доставлять другую еду или напитки. С точки зрения методологии последние станут новыми целевыми системами, однако стоит ли так делать в бизнесе системное мышление не говорит. Вам придётся решать это исходя из предпринимательских прикладных практик.

Подсистемами являются части целевой системы. Для автомобиля подсистемами являются мотор, салон, шасси и т. п. Подсистемы физически входят в целевую систему, в свою очередь целевая система является подсистемой для надсистемы. В итоге связь подсистема-целевая система-надсистема символизирует системные уровни. Как мы помним из прошлого раздела, на каждом системном уровне возникает свойство эмерджентности.

В большом проекте работает большое количество команд, каждая из которых занимается какой-то своей системой. Например, какая-то команда занимается созданием мотора автомобиля. В таком случае команда все равно будет считать своей целевой системой автомобиль, что обуславливает связь команды с большим коллективом, который создаёт автомобиль. А мотор для команды будет «нашей системой», которая в данном случае будет частью целевой системы108. Понятие «наша система» позволяет отдельному человеку или команде найти свою систему или своё место в большом коллективе.

Выделение разных систем происходит по отношению к какой-то целевой системе. Если говорим о надсистеме, то значит есть целевая система, а если есть система обеспечения, то ей тоже всегда соответствует целевая система. Однако, прежде чем выделять целевую систему необходимо разобраться со своими ролями, должностями и командой. Это понимание позволяет определить свою ответственность и полномочия, от которых зависит системный уровень и границы целевой системы. Вам могут дать полномочия создавать поршень или весь мотор или автомобиль в целом. В примере с автомобилем системные уровни понятны, но, скорее всего, такая ясность не свойственна вашим рабочим проектам.

К сожалению, в одном разделе невозможно рассказать все детали про разные системы и про то, как с ними работать. Для этого потребуется освоить весь понятийный минимум системного мышления. Изучение учебника «Системное мышление» имеет целью познакомить читателя не только с понятийными минимумом, но и показать связь разных понятий между собой. А далее необходимо применять системное мышление к работе с разными целевыми системами. Например, после изучения учебника на практикуме «Системное мышление» студенты составляют итоговое эссе для учебных проектов, а после этого можно переходить к вашим рабочим реальным проектам.

С каких целевых систем начинать изучение

системного мышления

Как говорили в прошлой главе №7, изучение понятийного минимума системного мышления происходит на этапе «Объяснение». На этой первом этапе мастерства системного мышления развивается способность разъяснять понятия, принципы и правила трансдисциплины системное мышление109. На следующем этапе «Умения» необходимо применить освоенные понятия в учебных проектах. Результатом учебного проекта будет системное описание по созданию систем:

• «железная система»: вы системный инженер на фабрике. В составе команды вам руководство поставило задачу разработать новые ножницы;

• «ИТ-система»: вы собственник небольшой ИТ-компании, которая создаёт ИТ-программу для станка ЧПУ;

• «динамическая система»: вы хотите научиться плавать кролем (или научить своего ребенка) или хотите разучить танец для свадьбы. Необходимо организовать данную деятельность;

• «проведение вебинара»: вы сотрудник ШСМ, и вам поручили провести вебинар о том, что такое системное мышление.

Примеры приведены для того, чтобы показать универсальность системного описания для разных систем и видов деятельности. При этом на этапе «Умения» речь идет о простых целевых системах.

Системное описание делается исходя из понятийного минимума трансдисциплины системного мышления. При этом учебный проект не требует развитого деятельностного кругозора в соответствующих сферах деятельности. Однако при реализации реального рабочего проекта на следующем этапе «Навык» потребуются глубокие знания прикладных практик и опыт работы в данной сфере деятельности.

В рамках курса «Системное саморазвитие»110 вы не сможете сделать системное описание учебного проекта, однако сможете потренироваться в нахождении разных видов систем. Домашнее задание по данной главе потребует найти целевую систему, надсистему, системы обеспечения, системы окружения и подсистему в своей сфере деятельности.

Таким образом, в данном разделе вы ознакомились с главными видами систем, которые необходимы для составления системного описания.

Понятия: целевая система, надсистема, системы обеспечения, системы в окружении, подсистемы, наша система; учебный проект; «области интересов и три главные системы».

Система и проект

Цель и целевая система

Любая деятельность намного продуктивнее, если понимается цель этой деятельности. Поэтому часто можно слышать советы о постановке целей, о понимании зачем вам что-то нужно делать и т. п. Продолжая данные рассуждения с точки зрения системного подхода можно говорить, что цель любой деятельности — создать определенную целевую систему. А соответственно, системой обеспечения будет сама деятельность по созданию данной целевой системы. Обычно эта деятельность называется проектом, процессом, работой и т. п.

Люди часто говорят про проект по созданию системы, то есть выделяют «проект» как систему обеспечения, и «систему» как целевую систему. Это хороший навык говорить одновременно про проект, про систему, а ещё не забывать надсистему или тех, кому нужна целевая система. Однако, часто постановка целей не рассматривается как поиск целевой системы.

Вспомните процесс постановки личных целей или целей, которые ставит руководство компании. Многие такие цели не достигаются по следующим причинам:

• нет представления или отождествления формулировки цели с результатом в физическом мире. Например, часто бизнес-цели формулируются абстрактным образом — увеличить прибыль на 10% к 1 апреля или захватить 10% долю рынка в следующем году, повысить производительность сборочной линии на 20% в течение следующего квартала. Непонятно, что стоит за этим в физическом мире.

• постановщик цели заканчивает свои размышления моментом достижения цели, он не думает, что будет после этого. Тем не менее, часто главное действие начинается как раз после этого. Ставим цель — поступить в следующем году в МГУ на мехмат, бросить курить с ближайшего понедельника или похудеть на 10 кг к пляжному сезону. На достижение таких целей не жалеют никаких сил, средств и хитростей. Но если не продумать дальнейшие этапы, то усилия будут насмарку — из университета отчислили, привычка курения и вес вернулись.

Цели, за которыми не стоит физическая система, это такие «бумажные» цели. Если поставить «бумажную цель», то планы, стратегии, работы и т. п. будут также недостаточно связаны с физическим миром или будет слишком много вариантов их достижения. «Бумажная цель» часто достигается по бумажным отчетам, и это не приводит к изменению в деятельности предприятия. Например, по отчетам прибыль увеличилась, но при этом уменьшились инвестиции или снизилось качество продукции. В итоге цель вроде достигнута, но в реальности положение предприятия станет хуже. Когда ставится «бумажная цель», тогда организационная деятельность подчас концентрируется на достижение интересов отдельных проектных ролей, а не всех проектных ролей. А ведь последнее — незыблемое правило системного мышления: успешная система — это система, в которой учтены интересы всех заинтересованных лиц.

«Бумажные» цели отражают интересы наиболее влиятельных проектных ролей, но при этом не уделяется должного внимания выявлению других интересов. Например, увеличение прибыли заботит менеджера или предпринимателя. Поэтому подобные «бумажные цели» — это пожелания только этих конкретных проектных ролей. А что же с остальными интересами?

Такая проверка на «бумажность» цели помогает понять, что будут не учтены интересы других заинтересованных лиц. Подчас достижение любыми способами «бумажных целей» не учитывает этику и мораль, а это потенциальные риски в будущем.

Почему ещё необходимо разбираться с тем, что должно измениться в физическом мире и планировать полный жизненный цикл111, а не только процесс достижения цели? Нет ничего хуже для экономики предприятия, когда планируемая организационная деятельность является напрасной. Планы, стратегии, концепции будут написаны исходя из «бумажной цели». Они будут хороши для отчетов, но не для изменения мира. В этом кроется фундаментальная проблема почему даже правильно сформулированные цели по SMART112 не являются панацеей или почему их достижение не меняет качество жизни или работы.

Цель будет продуктивной, если её формулировать исходя из создания определенной целевой системы. Например, цель — это создание к 1 апреля новой маркетинговой системы предприятия. В процессе описания данной системы определяются интересы всех заинтересованных лиц, требования к этой системе, её основные части и т. п. Система должна удовлетворить одно из требований менеджера — увеличить прибыль на 10%. Но именно одно из требований, но не единственное. Можно детально представить данную маркетинговую систему путём перечисления объектов, которые в нее войдут. Это и сами маркетологи, рабочие места, конкретные используемые технологии и т. п. Организационная деятельность по созданию системы будет в обязательном порядке рассматривать не только стадию создания, но и подробнейшим образом будет описана стадия эксплуатации.

В этой связи, когда речь идет о важном целеполагании, то необходимо ставить цель в виде определения целевой системы, а деятельность по ее достижению можно называть проектом.

Целевая система и личное стратегирование

Рассмотрим, как понятие целевая система применяется к личному стратегированию. Одна из стадий жизнедеятельности бесконечно-развивающегося деятеля называется стадией «Личное стратегирование». Как помните, из данной модели на стадиях «Потребление информации» и «Размышления» зарождаются мысли и идеи. Человек так или иначе мечтает и ставит перед собой цели. Понятия целевая система и проект по ее созданию позволяет формализовать действия по личному стратегированию, выделив два действия:

1. из идей формулируются возможные целевые системы и определяются проекты по их созданию;

2. из всего списка проектов выбираются приоритетные, которые потом попадают на стадию «Планирование».

Первое действие имеет задачу проработки идей в виде формулировки целевой системы, и определения необходимой системы обеспечения. В процессе проработки уточняется надсистема и главные внешние проектные роли, которые имеют определенные проблемы. Целевая система направлена на то, чтобы решить данные проблемы главных внешних проектных ролей113. Личная целевая система также должна позволить вам удовлетворить свои предпочтения, ради которых вы инвестировали время и отказывались от текущих неудовлетворенностей114. Например, вы получили личную систему «подкаченное тело», что устранило более важную неудовлетворенность, чем многие другие текущие потребности, которые вы игнорировали, когда инвестировали время на фитнес.

Обращенное внимание на проект по созданию целевой системы необходимо, чтобы оценить внутренние ресурсы для реализации проекта. В качестве внутренних ресурсов рассматриваются время, финансы, жизненное мастерство, включая требуемые для создания системы прикладные практики. Кроме того, важно понимать свой жизненное мастерство, которое должно быть достаточно для создания целевой системы. Например, хватит ли у вас мастерства собранности, чтобы систематически посещать фитнес в течение полугода? А хватит ли собранности, чтобы в течение пары лет систематически учить иностранный язык?

Данная проработка позволяет осознать, насколько важен и кому нужен данный проект по созданию целевой системы. В процессе постоянного стратегирования, проекты и целевые системы уточняются, появляются новые или, наоборот, считаются потерявшими актуальность. Наиболее нужные и/или наиболее проработанные берутся в работу, то есть переходят на стадию «Планирования». Более подробно о выборе проектов и их планировании будет рассказано соответственно в главах 9 и 10.

В большинстве случаев личное стратегирование проводится человеком неосознанно, а на уровне предприятий при формировании целей в приоритете часто рассматривается один интерес, и не учитываются все возможные интересы. Понятие целевой системы и других систем позволяет осознанно подойти к процессу стратегирования и планирования своей рабочей и личной деятельности.

Понятия: цель как целевая система, проект как система обеспечения.

Системное описание

Системное описание или описание системы всегда существует, если в физическом мире выделена система115. Раз уж своим вниманием выделили систему, то значит у вас есть какие-то особые пожелания к ней, то есть вы не произвольно её выделяете116 из окружения. Хотя, возможно, до конца не осознаете все пожелания или не можете сразу дать полного описания системы. Тем более, что полное описание системы зависит от всех заинтересованных лиц (проектных ролей).

Системная документация или документация системы — это документы117, которые описывают систему. Описание есть всегда118, если есть система, но документация системы существует не всегда, ее необходимо создавать119 или записать на каком-то физическом носителе.

Системное описание состоит из требований, архитектуры и неархитектурной части120. Требования описывают систему как «черный ящик» или снаружи, а архитектура и неархитектурная часть — как «прозрачный ящик» или внутреннее устройство системы. Системная документация состоит из списка требований, архитектурной документации и рабочей документации. Обсудим данные понятия подробнее.

Требования и потребности

Требованиями описывается то, что должна делать система. Упоминание «черного ящика» означает, что требованиями описывается внешнее поведение системы, выполнение её функции в надсистеме. В требованиях ничего не говорится о внутреннем устройстве системы, она представляется как «черный ящик». Например, требование к системе «легковой автомобиль»: максимальная скорость не менее 250 км/ч, вес не более 2 тонн, разгон до 100 км/ч за 3 сек и т. п.

Требования возникают у проектных ролей, как внешних, так и внутренних. Учитываются требования только тех ролей, интересы которых принято учитывать при создании целевой системы. Поэтому решение о том, какие роли учитывать непосредственно влияет на требования, а потом на архитектуру, и в последствии на воплощение системы. Инженер по требованиям в результате коммуникации с заинтересованными лицами самостоятельно определяет список требований, с которыми далее работает архитектор системы.

Как мы говорили выше, описание системы есть всегда, когда есть система. Соответственно требования существуют тоже всегда, если определена система или есть внешние проектные люди, которые что-то хотят от системы. Выделяя вниманием систему, это делается исходя из каких-то требований, которые можно и не осознавать. Выделив систему «легковой автомобиль», мы сразу определили главное требование — способность самостоятельно передвигаться и перевозить пассажиров. Далее работа с требованиями помогает лучше описать будущую систему. В зависимости от учитываемых проектных ролей легковой автомобиль может получиться разным. При работе с требованиями их необходимо документировать, и управлять требованиями121.

Когда речь идет о требованиях, то обязательно подразумевают, что в ответ на эти требования будет предложена функция конкретной системы. Обычно, если не уточняется система, то значит речь идет о требованиях к целевой системе. Или говорят ещё системные требования (system requirements). Если же речь идет о требованиях к надсистеме, то они называются потребностями или нужды внешних проектных ролей (stakeholder needs)122. Требования и потребности в одном проекте нельзя путать, они описывают разные системы: требования к целевой системе, а потребности — это требования к надсистеме. Например, для надсистемы «поездка» и целевой системы легковой автомобиль: потребностями будет комфортное круглогодичное передвижение из пригорода в город, а требование — проходимость, настраиваемый климат в салоне, не укачиваемость, а также могут быть требования к скорости, весу и времени разгона.

Требования к целевой системе вытекают из потребностей. В задачу инженера по требованию входит связка выявленных потребностей и требований, а в задачу архитектора — связка требований с архитектурой системы.

Архитектура системы

Системная архитектура (system architecture), как и требования — часть системного описания. Однако, в отличие от требований, архитектура описывает важнейшие инженерные решения о том, как устроена целевая система. Требования описывают систему как «черный ящик», а архитектура — как «прозрачный ящик». Все важные части целевой системы называются архитектурой системы.

Также как и про требования, про архитектуру всегда можно говорить, начиная с момента выделения вниманием системы из внешнего мира. Но не всегда существует архитектурная документация. Созданием данного рабочего продукта занимается архитектор, который использует соответствующие архитектурные практики. Например, теория решения изобретательских задач призвана находить архитектурные решения и создавать архитектурную документацию новой технической системы, а для системы предприятия123 используются практики разработки архитектуры предприятия.

Важное внутреннее (или архитектурное) строение системы можно описать с разных точек зрения. В учебнике «Системное мышление»124 приводится пример с ножницами, в котором показано несовпадение функционального и модульного рассмотрения системы как «прозрачного ящика».

В ножницах выделяют функциональные части — это ножевой блок и ручка. Данные части — это функциональная архитектура системы ножницы. Функциональная архитектура, в первую очередь, интересует инженеров, но не интересует менеджеров. Интерес инженеров — как работает система. Модульная архитектура ножниц состоит из одной половинки и другой половинки. Знание моделей помогает понять как будет проводиться сборка системы. Модульное устройство системы менеджеров интересует в обязательном порядке, поскольку им необходимо понимать этапы изготовления системы. Кроме функционального и модульного рассмотрения существует компоновка или места/размещения модулей125.

Неархитектурной функциональной частью ножниц может быть упор для безымянного пальца в парикмахерских ножницах, а модульная неархитектурная часть — болтик для крепления двух половинок126.

Понятие архитектуры важно для создания системы. Без понимания архитектуры невозможно создание успешной системы или эта система будет создаваться длительное время и с большими финансовыми затратами. Архитектор системы принимает важнейшие решения о том, как должна быть устроена система, чтобы удовлетворить требованиям. Например, чтобы удовлетворить вышеуказанным требованиям в скорости, весе и времени разгона легкового автомобиля архитектор может принять решение о том, чтобы использовать электрический двигатель. Это существенное архитектурное решение, которое определяет остальное устройство автомобиля.

Архитектурная документация в простейшем виде представляется списком принятых важных инженерных решений127. Неархитектурная документация или рабочая документация представляется точными инженерными описаниями (расчётами, формальными моделями, в том числе компьютерными). Исходя из данных документаций заказываются необходимые модули и происходит сборка или изготовление системы.

Используя аналогию со стадиями жизнедеятельности деятеля, для того, что чтобы начать изготовление системы (стадия «Реализация») необходимо:

• пройти стадии «Потребление информации» и «Размышления», чтобы определить группы потребителей и их проблемы;

• пройти стадию «Стратегирование», чтобы определить те проектные роли, которые будут учитываться, выявить потребности и требования, составить архитектурное и неархитектурное описание;

• пройти стадию «Планирование», чтобы определить этапы проекта и нарезать внутренним ролям работы по практикам.

Понятие архитектура системы будет использовано в главе 12, когда будем переходить от требований к внутреннему устройству системы «Деятель», а именно к функциональной архитектуре. С самой функциональной архитектурой деятеля вы уже знакомы по модели «Человек-платформа». В этой модели представлены три функциональные части — мастерство собранности, мыслительное мастерство и прикладное мастерство.

Таким образом, начав с выделения заинтересованных проектных ролей, их потребностей и требований, трансдисциплина системное мышление определяет необходимость составления архитектурной документации неархитектурной документации, а в дальнейшем определение работ по созданию успешной системы.

Понятия: системное описание; требование, потребность; архитектура или системная архитектура, неархитектурная часть; архитектурная документация

Человек в системном рассмотрении

Человек как роль и как система

В точки зрения системного мышления на человека можно посмотреть со следующих точек зрения:

• человек — исполнитель проектных ролей;

• человек как система.

Рассмотрение человека как исполнителя проектных ролей означает, что на действие человека смотрим как на действие по проектной роли128. В проектной деятельности любое поведение человека необходимо рассматривать с точки зрения его ролевого поведения. Мы уже говорили в главе 5, что человек — это совокупность играемых им ролей.

Как мы уже знаем, если есть проект, то всегда есть целевая система, для которой проект является системой обеспечения. На всех задействованных в проекте или имеющих отношение к системе людей можно посмотреть, как на проектные роли129. Поэтому, когда видите людей в проекте, то необходимо с помощью практик ролевого мастерства выявлять их проектные роли, и исходя из этого строить с ними коммуникацию130. При этом важно понимать интересы данных проектных ролей к определенным системам — надсистеме, целевой системе, системам обеспечениям и другим.

Человек в проектных ролях может быть частью надсистемы, целевой системы или системы обеспечения.

Человек может быть исполнителем внутренних или внешних проектных ролей, то есть он может исполнять проектные роли в составе команды системы обеспечения, а может использовать целевую систему или целевая система будет его как-то затрагивать131.

Человека можно рассмотреть, как целевую систему, если речь идет о создании или развитии жизненного мастерства, включающем и телесное развитие. В этом случае проектом будет деятельность по саморазвитию или проект обучения человека-деятеля. Например, целевой системой можно считать пловца кролем, а системой обеспечения — проект обучения плаванию.

Общее представление человека как системы даёт модель «Человек-платформа». Для целевой системы «Человек-платформа» проектом будет бесконечная жизнедеятельность по улучшению жизненного мастерства на трех платформенных уровнях: прикладное мастерство, мыслительное мастерство и мастерство собранности (включая телесное развитие).

В любых проектах с участием человека необходимо использовать прикладную практику системного лидерства. Мотор в системе «легковой автомобиль» выполняет роль, которую ему определил инженер, и даже искусственный интеллект в роли водителя будет исполнять заведомо известные функции. Но не каждое поведение человека-водителя соответствует ожидаемой игре по роли. Причины могут быть разными, и часто бывает, что человек играет совсем другую проектную роль из другого проекта, и заботит его иная целевая система132. В этих случаях требуется реализовывать практику системного лидерства, чтобы помочь человеку встать в требуемую проектную роль. Системное лидерство делает так, чтобы человек-водитель исполнял предписанную роль добровольно, эффективно и получал при этом удовлетворение.

Практика системного лидерства реализуется не только руководителем, но и любым человеком в проектной команде. В системной команде каждый знает свои роли и роли своих коллег, поэтому игра не по роли становится сразу заметной. Не руководитель, а в первую очередь, коллеги обращают внимание человека на его выход из роли. В этой связи говорят, что современное лидерство — это распределенное лидерство, то есть не сосредоточенное в руках одного руководителя. Каждый человек должен владеть практикой системного лидерства, которая помогает человеку встать в необходимую проектную роль и с удовлетворением ее исполнить133.

В первую очередь, системное лидерство необходимо применять к себе, поскольку вы сами должны находить сочетание внутренней и внешней мотивации для исполнения собственных проектных ролей в рабочих и личных системах.

Личные системы

Модель человека как совокупности играемых ролей помогает разбираться с личными системами, в которых необходимо различать неудовлетворенности и ролевые интересы. Рассмотрим деятельность человека по имени Иван, который обучается трехмерному (3D) моделированию134.

Однако, предварительно рассмотрим целевую систему — легковой автомобиль. Это позволит потом действовать по аналогии. В любой деятельности можно выделить клиента, целевую систему (продукт) и производителя как часть системы обеспечения. Заказчик хочет получить какой-то продукт, который является в глазах производителя целевой системой, которую он создаёт для клиента.

Заказчик хочет решать какие-то свои потребности по переездам, и допустим хотел получить легковой автомобиль. Автомобиль изготавливает целая команда — от проектировщиков до рабочих конвейера. Сложную реальность физического мира мы разделили своим вниманием на три области интересов: клиентская или предпринимательская, продуктовая или инженерная, обеспечивающая область предприятия или менеджерская.

Такое разделение позволяет рассмотреть отдельно разные интересы. Заказчик может хотеть перевозить грузы, ездить на рыбалку или автомобиль ему нужен для статуса. В тот момент, когда человек-клиент ведет автомобиль, он исполняет роль водителя. Кроме водителя есть и другие проектные роли в предпринимательской (клиентской) области интересов. Например, пассажир, пешеходы, конкуренты и т. п. А ещё есть партия зеленых, которых заботит экология. Для кого производитель делает автомобиль и какие интересы учитывает, решает предприниматель, которого интересует клиентская область.

Во-вторых, мы можем обсудить требования к автомобилю со стороны многочисленных ролей, а также саму машину. Этим занимается инженер, которого интересует область продукта.

В-третьих, мы можем обсудить деятельность внутренних проектных ролей, которые создают транспортное средство. Кроме уже упомянутых предпринимателя и инженера, в этой области интересов есть менеджер, маркетологи, бухгалтера и т. п. Иван, когда он выучится на проектировщика будет принят на должность в предприятие, и будет заниматься моделированием целевой системы.

Области интересов полностью применимы к рассмотрению личных систем. Однако, без поставленной привычки сложно разобраться в многочисленных играемых человеком ролях, и тем более сложно разделять неудовлетворенности и ролевые интересы. В примере с автомобилем Иван, играя проектную роль проектировщика, имеет ролевой интерес к автомобилю. При таком рассмотрении не обсуждаются личные неудовлетворенности человека Ивана. Чтобы создать успешный автомобиль рассматриваются роли, которые непосредственно взаимодействуют с автомобилем. В личных системах человек не только играет многочисленные роли со стороны заказчика, клиента и производителя, но и сам является системой.

В проектах создания личных систем, примером которых является обучение, человек часто играет все роли одновременно. Иван, со стороны клиентской области интересов, является заказчиком, который хочет получить новое мастерство135. Продуктом или целевой системой является он же сам, умеющий играть новую роль проектировщика 3D. В личных системах целевой системой часто является «обладающий мастерством играть новые роли человек». В данном случае для проекта обучения 3D-моделированию целевой системой будет мастер 3D-моделирования.

Далее, в производстве этого «продукта» задействован целый набор ролей: менеджер, учитель, методист, методолог, мотиватор и т. п. Но в этом производстве главная роль — это роль ученика. Ученик непосредственно изготавливает новую роль мастера 3D-моделирования, но делает это своеобразным способом. Эту работу не так видно, как работу команды автопроизводителя, создающей автомобиль. Ученик потребляет информацию (теории), размышляет (мышление письмом) и осваивает 3D-технологии (тренировками переводит мышление из левого в правый спектр). Таким образом, ученик буквально создаёт новые нейронные связи. Школа в ролях преподавателя, методиста и других ролей тоже участвует в этом процессе, оказывая ученику разнообразные сервисы по доставке информации, помощи в освоении теории и тренировке новых практик, а также, возможно, исполняет роль лидера136.

Неудовлетворенность в проекте саморазвития

Мы разобрались с разными проектными ролями, которые играет Иван в проекте саморазвития. Однако, у Ивана, как и у любого человека есть неудовлетворенности. В мультфильме «Головоломка» (англ. Inside Out, дословно с англ. — «Наизнанку») компания Pixar доступным образом показала как в человеке уживаются разные роли (хотя в мультфильме роли называются эмоциями).

Как говорилось в главе про роли, личную неудовлетворенность Ивана не рассматриваем, когда обсуждаем ролевые интересы проектировщика и других ролей в проекте саморазвития. Личную неудовлетворенность Ивана необходимо рассматривать в личных системах. На неудовлетворенность человека можно посмотреть, как на требования137, которые выдвигает человек к себе же. При этом человек из одной своей роли выдвигает требования к другой роли, которая представлена системой мастер 3D-моделирования (Проектировщик).

Неудовлетворенность Ивана может заключаться в том, что он хочет путешествовать каждый месяц, а для этого ему нужно зарабатывать 300 тыс. руб. в месяц. В этом случае можно предположить, что из роли финансиста есть требование зарабатывать больше денег. В ответ на это требование должна быть система с функцией «добывания денег». Этой системой может быть какая-то деятельностная роль, например «проектировщик», а может быть «бизнесмен» или «госслужащий».

Исполняя роль предпринимателя, Иван должен решить в какую систему добывания денег, он будет инвестировать имеющиеся время и деньги138. Иван может применить предпринимательскую практику и своё мыслительное мастерство, чтобы разобраться в сложной ситуации и сделать выбор исходя из всех личных интересов и интересов членов семьи. В итоге он сделал выбор в пользу автомобильной сферы деятельности, а не личного бизнеса или госслужбы. Иван из роли ученика начинает создавать целевую систему — «Проектировщик».

Итак, модель «я — совокупность ролей» помогает разбираться с личными неудовлетворенностями, разделив роли на:

• те, что выдвигают требования или роли (1), имеющие неудовлетворенность;

• те, которые нужно создать под эти требования или роли (2), которые решают неудовлетворенность роли (1);

• роли (3), которые будут создавать роли (2), которые, в свою очередь, решают неудовлетворенность роли (1)139.

Когда человек говорит «я — плохой» или «мне хочется», то так он выдвигает требование из одних своих ролей (1) к себе как к исполнителю других ролей (2). Человек в роли клиента недоволен системой автомобиль, а в случае с личной системой человек недоволен собой как исполнителем ролей по добыванию денег.

Психология в этом случае выступает как практика инженерии требований, посредством которой человек в роли инженера по требованию выясняет потребности других своих ролей. Он выявляет потребности к своей жизни и требования к себе. Например, потребностями могут быть достаток, социализация и общение, признание и достижения. А требованиями будут зарабатывать 300 тыс.руб. в месяц, умение общаться и заводить друзей, производить впечатления на людей и создавать успешные системы.

Увлечение психологией последние десятилетия — это тренд на изучение своих потребностей и требований. Однако, не всегда это удаётся сделать и излишнее самокопание — не лучшая стратегия. Как говорил Форд: «Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь.» Также иной раз спрашивать себя бесполезно. Спрашивать себя о возможных интересах нужно, но при этом важно всегда действовать и тестировать свои интересы. Пробуя действовать можно быстрее понять, что нравится или нравится. Если при этом обращать внимание на практику, то вы быстрее пройдете второй этап постановки привычки — «Могу»140.

Модель «Человек-платформа», являясь архитектурным описанием141, помогает создавать себя, развивая жизненное мастерство, а в процессе этого развития будут совмещаться желания и возможности или потребности с требованиями, и мастерство по их удовлетворению.

Таким образом, переводя рассуждения в практическую сферу можно выделить следующие поведения — "мне хочется того-то», «что мне для этого нужно» и «как мне это осуществить». «Мне хочется» — это потребности некоторых личных ролей (1), которые имеют неудовлетворенность. Здесь человек понимает, что требуется вложить в будущее, и ограничить текущий досуг. «Что мне для того нужно» — это требование к себе (к каким-то ролям), а в ответ на эти требования необходимо создать личные роли (2) или получить соответствующее жизненное мастерство. «Как мне этого осуществить» — это деятельность системы обеспечения и ролей (3), которые будут ставить (создавать) выбранное жизненное мастерство (2).

Понятия: человек в системном рассмотрении; системное лидерство; «неудовлетворенность в проекте саморазвития».

Системные навыки

Для получения мастерства системного мышления необходимо инвестировать несколько месяцев систематической работы. В данном учебнике мы ознакомились лишь с несколькими понятиями системного мышления, но этого вполне достаточно, чтобы начать делать первые шаги, описывая свои рабочие и личные системы.

Вот краткий чек-лист, который вы можете использовать при работе с рабочими или личными системами:

• целевая система представлена в физическом мире, и не является документацией. Докажите;

• целевая система является частью надсистемы. Назовите целевую систему и ее надсистему, а также докажите вложенность;

• целевая система имеет свойство эмерджентности. Назовите системный эффект целевой системы или функцию целевой системы;

• целевую систему кто-то проектирует, производит, эксплуатирует. Назовите системы обеспечения, в том числе команду проекта;

• в целевой системе заинтересованы определенные проектные роли. Назовите внешние и внутренние проектные роли;

• целевая система имеет воплощение, описание и документацию. Расскажите об этом;

• целевая система имеет подсистемы. Назовите их, выделите самые важные (архитектура);

• какие проектные роли играете вы и как это вам поможет становиться бесконечно-развивающимся деятелем. Свяжите выполнение проектных ролей с развитием жизненного мастерства.

Скорее всего, у вас будут ошибки при выполнении данного чек-листа. Чем сложнее деятельность, выше должность и создаваемые системы, тем будет больше методологических ошибок. Однако, без ошибок не бывает обучения. Перестройка мышления происходит на замеченных ошибках, поэтому важно демонстрировать свои описания другим людям142 и выбрать себе наставника.

На первом этапе изучения системного мышления необходимо добиться беглости в следующих системных навыках, которые можете развивать на основании полученного понятийного минимума:

1. Находить сначала целевую систему и ее надсистему, а уже потом разбираться с внутренним устройством целевой системы. Ни в коем случае не наоборот!

2. Разделять систему как физический объект и её функцию.

3. Отделять целевую систему от системы обеспечения или цель от средств.

4. Видеть за системой заинтересованных лиц (внешние и внутренние проектные роли).

5. Описывать деятельность по трем областям интересов:

• начинать с того, кому и зачем что-то нужно (описывать надсистему, главных потребителей и их первоочередные проблемы);

• потом про ваше предложение или про вашу систему, а именно что это и какая главная функция, как оно работает и из чего состоит (целевая система);

• и в конце про то, как это осуществить или создать, с чего начинать и что для этого нужно (система обеспечения).

Освоение понятийного минимума системного мышления происходит путём прохождения онлайн-курса «Системное мышление», в рамках которого обязательно практиковать мышление письмом при решении учебных задач и написании постов по каждой главе. Если вам тяжело даётся самостоятельное обучение по онлайн-курсу, то приходите на Базовый курс «Системный подход в предпринимательстве, инженерии и менеджменте», на котором преподаватель расскажет подводные камни и типичные ошибки начинающих. После освоения понятийного минимума желательно применить его к учебному проекту на практикуме «Системное мышление», а потом к рабочему проекту.

Понятия и модели: «чек-лист по работе с системами»; «описание деятельности по трем областям интересов».

Выводы главы №8

В восьмой главе разобрались с понятием «система» и классическими свойствами системы — целостность, эмерджентность, вложенность. Понятие «система» придумано для того, чтобы описывать и моделировать реальность. Для изменения мира его необходимо сначала реконструировать, уметь о нем говорить с людьми, имеющими разные интересы.

Существует несколько разных видов систем — целевая система, надсистема, система обеспечения, система в окружении, подсистема и, по необходимости, выделяется ещё наша система. Все системы связаны с понятиями роль и практика, о которых говорилось в предыдущих главах.

Не использование понятия «система» в рабочей деятельности уже давно считается неприемлемым, но сегодня любому специалисту необходимо отличать классический и современный системный подход. Системный подход 2.0 базируется на том, что система определяется не объективно, а субъективно, то есть полностью зависит от проектных ролей. Многочисленные заинтересованные лица определяют то, какой должна быть система, чтобы быть успешной.

Создающая систему команда учитывает потребности и проблемы всех заинтересованных ролей. Принимая решение об удовлетворении определенных интересов и не учёте других интересов, члены команды осознанно «ставят шкуру на кон» или рискуют деньгами, репутацией, временем и даже свободой.

Главная цель данной главы — показать, как с помощью понятия «система» увязываются между собой предпринимательские, инженерные, менеджерские и другие интересы, а также как формальным образом прокладывается путь от абстрактной идеи к ее воплощению в физическом мире в виде успешной системы, в которой учтены интересы всех заинтересованных ролей.

Понятия и модели: классическое понятие «система»; системный подход 1.0, системный подход 2.0; свойства системы: целостность, эмерджентность, вложенность; системные уровни, метасистемный переход; жизненный цикл, вид жизненного цикла, стадии жизненного цикла, этапы проекта; целевая система, надсистема, системы обеспечения, системы в окружении, подсистемы, наша система; системное описание, описание системы, документация; потребности, требования, архитектура и системная архитектура, неархитектурная часть; цель как целевая система; проект; системное лидерство; учебный проект; «области интересов и три главные системы»; «человек в системном рассмотрении»; «чек-лист для работы с системами»; «описание деятельности по трем областям интересов».

Вопросы для повторения и дальнейшего изучения

1. Что подразумевает под понятием «система» обыватель в бытовом языке? Будут ли с позиции системного подхода системами: вольметр, система Монтессори, система сдержек и противовесов, система защиты в шахматах, система отопления?

2. Назовите три классических свойства системы. Почему указанное в википедии свойство иерархичности не подходит, и каким другим свойством оно было заменено в системном мышлении?

3. Чем отличаются воплощение системы, описание системы и документация? Зачем необходимо данные понятия?

4. Чем отличаются между собой целевая система, надсистема, система обеспечения, система в окружении и подсистема? Всегда ли система в окружении — это часть надсистемы?

5. Почему цель лучше формулировать через создание какой-то целевой системы? Попробуйте сформулировать таким образом свои личные цели.

6. Из чего состоит системное описание? Можно ли сказать, что если есть система, то всегда есть системное описание, но не всегда есть системная документация?

7. Чем потребности отличаются от требований? Чем отличается работа инженера по требованию от работы архитектора?

8. В чем отличия между функциональной и модульной архитектуры? Почему менеджеру важна модульное разбиение системы, и менее важна функциональная архитектура?

9. Кем может быть человек в разных проектах? Может ли человек быть целевой системой, часть надсистемы и системы обеспечения?

10. Почему психологию можно назвать инженерией требований? Какие можете выделить потребности и требования?

11. Назовите системные навыки, о которых шла речь в данной главе. Попробуйте с их помощью порассуждать о личных или рабочих системах.

Домашнее задание №8

1. Потренируйтесь в применении понятий главы №8, в т.ч. целевая система, надсистема, системы обеспечения, системы окружения и подсистемы, указав данные системы в следующих ситуациях:

• вы системный инженер на фабрике. В составе команды вам руководство поставило задачу разработать новые ножницы (обязательно!);

• вы хотите научиться плавать кролем (или научить своего ребенка). Необходимо организовать данную деятельность (необязательно).

Используйте чек-лист из раздела «Системные навыки». Напишите свои аргументы по выбору систем.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Системное саморазвитие. Том 2. Системы деятеля, меняющего мир предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

71

Подход — это когда понятия и методы из одной теории применяются к другой предметной области.

72

https://ru.wikipedia.org/wiki/Система

73

Например, система Менделеева.

74

Например, философская система Платона и система Станиславского.

75

Например, система сдержек и противовесов, система моральных ценностей.

76

Обычно пишут про «иерархию», но это слишком общее понятие, которое обозначает и подчиненность, а «вложенность» (как один из вариантов понятия иерархия) точно подходит под отношение «целое и часть этого целого».

77

С выделенными частями системы будет проводится определенная работа: проектирование или описание, производство, эксплуатация всей системы, ремонт или утилизация.

78

Хотя может не осознавать этого или формально не сможет этого объяснить.

79

Только в каждую матрешку может входить не одна, а несколько матрешек на одном уровне. В каждую их этих несколько матрешек тоже входит несколько матрешек на одном уровне. Или в главную матрешку входит минимум 2 матрешки, а в каждую из них тоже — минимум по 2 матрешки.

80

Так называемый системный подход 1.0.

81

Подчас чересчур абстрактные разговоры лучше привести к чему-то понятному из реальности.

82

В паспорте содержится одно описание человека, в свидетельстве о рождении другое, в водительских правах третье. И потребители каждой информации имеют разные роли. Например, водительские права интересуют инспектора ГИБДД.

83

Например, меню отвечает на несколько интересов: название и ингредиенты блюда. его цена.

84

Разговор идет в классах таких объектов.

85

Разбираться в устройстве системы необходимо только понимая надсистему.

86

Может быть одинаковым принцип работы, но и он может быть другим, если бы мы говорили про часы на космической станции.

87

Ответственность или «шкура на кону» разбирается в книге Н. Талеба «Рискуя собственной шкурой. Скрытая асимметрия повседневной жизни». Подробнее об этом понятии будет рассказано в главе 11.

88

Один из интересов — стоимость системы. Стоимость может удовлетворить одних, но не удовлетворить других.

89

Кроме приведенных названий первых стадий могут использоваться другие названия стадий для разных систем. В случае разработки ИТ-программ первая стадия может называться «концепция», в случае системы «работник» (персонал) — стадия может называться «определение необходимых компетенций» и т. п. Здесь будем все первые стадии назвать «замысливание» в том смысле, что на этой стадии происходит рождение идеи и обобщенное описание системы.

90

Среди внутренних проектных ролей могут быть ремонтники системы и её ликвидаторы после её вывода из эксплуатации.

91

Все самые важные решения о том, как устроена системы, из каких частей состоит.

92

Включая архитектурные описания, которые необходимы инженерам.

93

Другие виды жизненного цикла могут быть комбинациями водопадного и спирального видов жизненного цикла.

94

Например, космический корабль одноразового использования.

95

Метод — это совокупность практик, которые достаточны для получения определенного результата.

96

То есть передать производство подрядчику.

97

Тогда говорят про параллельную инженерию, когда вся система находится в проектировании, создании и эксплуатации одновременно, но, например, разными свои частями. Одна секция стадиона эксплуатируется, другая строится, а третья — проходит стадию рабочего проектирования.

98

Работы на каждом этапе проекта могут быть сформулированы в общем виде для всей команды, а далее каждая роль определяет свой фронт работ. Исходя из профессионализма и должности работы нарезаются с разной степенью детальности. Аналогия из жизни: ребенку младших классов необходимо подробным образом нарезать работу по уборке в комнате (сделать подробный список), а ребенку старших классов можно просто сказать, чтобы прибрал в комнате (список он уже сам может сделать).

99

Какая роль, в какое время и к какому времени, по какой практике, что должна сделать.

100

Опытные менеджеры уже знают этапы проекта исходя из прошлых реализованных проектов. Однако, когда они сталкиваются с новыми системами, то наработанные алгоритмы могут не работать, а как нарезать работы исходя из жизненного цикла системы менеджеры даже не догадываются.

101

Модель «Стадия жизнедеятельности бесконечно-развивающегося деятеля» описана в главе 5.

102

В курсе системного мышления вы ознакомитесь и с другими видами систем. Например, с «нашей системой».

103

В этой связи нередко говорят о «миссии». Миссия — это и есть желание решить конкретные проблемы определенной группы людей, то есть для формулирования миссии необходимо четко понимать проблемы и группу людей. В качестве основных проблем человека можно говорить об неудовлетворенностях, и поэтому целевая система должна помочь определенной группе людей удовлетворить свои потребности или снять их страдания.

104

Другие модели концерна также являются целевыми системами.

105

Целевая система является частью надсистемы. В этом проявляется классическое свойство вложенности.

106

Если у вас с этим проблемы, то необходимо подтянуть знание онтологики.

107

Здесь применяем принцип, что терминология не важна, поэтому будем по-разному называть данные области интересов.

108

На заводе БМВ существуют команды, для которых «нашей системой» будет конвейерная линия, но целевой системой будет все равно автомобиль. Для столовой завода «БМВ» «нашей системой» будет накормленная рабочая смена. Таким образом, сохраняется связь с большим коллективом, который создаёт автомобиль, и конвейерная линия строится именно под сборку автомобиля, а не холодильника.

109

Напомним, что для прохождения первой стадии необходимо пройти онлайн-курс «Системное мышление» или Базовый курс «Системный подход в предпринимательстве, инженерии и менеджменте», а также обязательно написать посты как минимум по каждому разделу учебника.

110

то есть без знаний курса «Системное мышление».

111

Время разработки продукта становится почти мгновенным. Стадии разработки идут параллельно, и чтобы не было бардака необходимо этим умело управлять, понимая вид и практики жизненного цикла.

112

https://ru.wikipedia.org/wiki/SMART

113

Обращая внимание на страдания (неудовлетворенности) людей, лучше понимаешь, что они готовы сделать для их устранения.

114

Прочитайте еще раз раздел «Отрицательная полезность труда» в главе 2.

115

Однако, это описание может быть не полным, и не всегда это описание задокументировано. Если система выделена вниманием, то есть по крайней мере, требования к системе.

116

Если выделяете произвольно, то, скорее всего, у вас нет проекта и реальной деятельности, а вы просто играетесь или философствуете на тему.

117

Или артефакты, рабочие продукты.

118

Обычно на старых предприятиях имеется дядя Петя или тетя Валя, которые держат в голове все описания системы, но нет полной документации. Несмотря на отсутствие документации, системы создаются и работа выполняется.

119

Документация или рабочие продукты системного описания составляются с помощью определенных практик. Например, с помощью практики бухгалтерского учёта составляется рабочий продукт — бухгалтерский баланс, который является одним из описаний системы «предприятие».

120

Обычно архитектура и неархитектурная часть вместе называется проектом системы. В данном случае термин «проект» означает не деятельность, а описание (design).

121

Управление требованиями — важная часть инженерии требований. Требования формируются в течение определенного времени, иногда достаточно длительного, за который они могут дополняться и существенно изменяться.

122

Для внешних проектных ролей надсистема (по отношению к нашему проекту и целевой системы) может быть целевой системой, поэтому потребности для нашей команды будут требованиями для внешних проектных ролей. Для команды, ответственной за подсистему, требования к целевой системе будут потребностями. Термины потребности и требования определяются относительно двух смежных системных уровней.

123

Предприятие — тоже система, и соответственно существует архитектура предприятия.

124

Однако, описание системы как «прозрачного ящика» не ограничивается только тремя приведенными в учебнике — функциональное, модульное и места/размещения.

125

Об этом подробнее изучайте в курсе «Системное мышление».

126

Картинка из учебника «Системное мышление». Здесь важно отметить, что неархитектурная часть хоть и не относится к главным частям системы, но без них система не сможет выполнять эмерджентное свойство (функцию).

127

Архитектурная документация может быть в форме текста, диаграмм, моделей на архитектурных языках, но важно, чтобы данные решения не оставались в голове отдельных людей, иначе трудно добиться коллективной работы.

128

Если для этого есть важная причина. Например, проектная деятельность или желание улучшить своё жизненное мастерство.

129

Как мы знаем из главы 5 проектные роли могут быть внешними и внутренними по отношению к проекту.

130

Вежливое или ненасильственное общение, конечно, важно и является формой коммуникации, но содержание коммуникации определяется проектной ролью.

131

Например, водитель управляет целевой системой «легковой автомобиль», которую производит концерн «БМВ».

132

Например, вместо составления 3D модели автомобиля он планирует поездку на отдых или он не может найти мотивацию.

133

Практика системного лидерства — это прикладная практика, которая требует отдельного изучения. В настоящее время в курсе «Системный менеджмент и стратегирования» даётся обзор данной практики.

134

https://en.wikipedia.org/wiki/3D_modeling

135

По аналогии с автомобилем можно сказать, что из роли клиента Иван желает «купить» нового мастерства, также как покупает автомобиль. Роль клиента остается, но вместо покупки авто как бы покупается новое мастерство. Хотя в случае обучения не говорят про покупку мастерства, а говорят, что нужно освоить мастерство.

136

Особенно, когда рассылает письма с напоминаем, рассказывает от важности исполнения ДЗ, о том какие стадии обучения требуется пройти, как следить за инвестированным временем, чтобы не бросить обучение и т. д.

137

Требования к деятелю будут подробно рассмотрены в главе 12.

138

До этого момента Иван осознал, что предпочтение путешествовать более приоритетно по сравнению с другими неудовлетворенностями. Поэтому он готов инвестировать время в будущее, и ограничить досуг в настоящем. То есть Иван смог устранить отрицательную полезность труда.

139

Получилось, как в цепочном или кумулятивном стихотворении «Дом, который построил Джек» https://ru.wikipedia.org/wiki/Дом,_который_построил_Джек

140

Модель «этапы постановки привычки» представлена в главе 2.

141

Подробнее про архитектурное описание деятеля будет рассмотрено в главе 12.

142

Коллегам по изучению системного мышления, посты в блог ШСМ.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я