Центральная и Юго-Восточная Европа. Конец XX – начало XXI вв. Аспекты общественно-политического развития. Историко-политологический справочник

Коллектив авторов, 2015

В книге представлены ход и итоги трансформационного развития стран Центральной и Юго-Восточной Европы в конце XX – начале XXI вв. Эти страны в указанный период не только существенно изменили общественно-политическое устройство, но и кардинально переориентировали внешнеполитический вектор развития. Книга включает общие сведения о современных территориях, государственных символах, денежных единицах, населении, религиозном составе стран региона; краткие очерки современной истории этих государств, включая их политический ландшафт, биографии лидеров государств, данные об общественно-политическом строе и экономической политике; особенности внешнеполитической деятельности по отношению к России и другим государствам, сведения об участии в международных политических и военных структурах.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Центральная и Юго-Восточная Европа. Конец XX – начало XXI вв. Аспекты общественно-политического развития. Историко-политологический справочник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Венгерская Республика

Magyar Köztársaság

Общие сведения

Территория и границы. Венгерская республика (ВР) расположена в Карпато-Дунайском бассейне. 2/3 ее территории занимают равнины, остальная часть покрыта холмами и всего 2 % — горы. Площадь — 93 036 кв. км (1 % общей территории Европы), протяженность границ — 2 246 км. Венгрия граничит со Словакией (608 км), Украиной (215 км), Румынией (432 км), Сербией, Хорватией и Словенией (общей протяженностью 631 км), а также Австрией (356 км). Крупнейшие реки: Дунай и Тиса. Озера — Балатон (598 кв. км), Фертё — 87 кв. км (венг. участок на границе с Австрией).

Территориально-административное деление. Территория страны делится на 19 комитатов (областей) и 8 городов республиканского значения, составляющих самостоятельные административно-территориальные единицы. Столица — Будапешт (1,9 млн. жителей). Другие крупные города: Дебрецен (205 тыс. чел.), Мишкольц (173 тыс.), Сегед (159 тыс.), Печ (158 тыс.), Дьёр (128 тыс. чел.).

Официальный язык — венгерский (финно-угорская группа языков).

Государственные символы. Государственный герб представляет собой разделенный на два поля щит с округленными нижними краями и завершающийся по центру остроконечным углом. Левое поле разделено на семь полос красного и серебряного цветов. На правом поле красного цвета внизу изображен трехглавый холм зеленого цвета. Центральный холм украшен золотой короной с возвышающимся двойным крестом серебристого цвета. Щит увенчан венгерской Святой Короной. Государственный флаг — триколор красного, белого и зеленого цветов с горизонтально расположенными полосами одинакового размера. Государственный гимн: Венгерский национальный гимн оставался неизменным со времени его создания. Текстом гимна послужило стихотворение поэта Ференца Кёлчеи «Гимн» (1823 г.), озвученное в 1844 г. венгерским композитором Ференцем Эркелем. Официальные праздники: 15 марта — День начала революции и национально-освободительной борьбы 1848–1849 гг.; 20 августа — Праздник основателя венгерского государства короля Иштвана I (Святого); 23 октября — День начала революции 1956 г. и провозглашения Венгерской Республики 1989 г.

Денежная единица — венгерский форинт; разменная монета — филлер.

Население — по состоянию на 2014 г., составляет 10,20 млн. чел. (по переписи 2000 г. — 10,43 млн. чел.). 63 % населения проживает в 23 крупных и 195 малых городах, остальные — в 2 913 селах. Значительная часть этнических венгров (33 % или около 3,5 млн. чел.) оказалась за пределами новых государственных границ страны, установленных Трианонским мирным договором в 1920 г., и живет в сопредельных государствах на положении национального меньшинства, а также в Америке (1,7 млн.), Западной Европе и Австралии в качестве национальной диаспоры. Плотность населения Венгрии — 108,5 чел. на кв. км.

Этнический состав. По национальному составу ВР принадлежит к числу практически однородных стран: 98 % населения составляют венгры, а 98,5 % своим родным языком считают венгерский. О своей принадлежности к какому-либо нацменьшинству, по данным переписи 1990 г., заявили 232 751 чел. (при этом 137 724 чел. считают родным язык какого-нибудь нацменьшинства). По этим данным, наиболее многочисленны: цыгане (142,6 тыс. чел.), немцы (30,8 тыс.), хорваты (13,5 тыс.), румыны (10,7 тыс.), словаки (10,4 тыс.), сербы (2,9 тыс.), словенцы и венды (1,9 тыс. чел.). Остальные — поляки, греки, болгары, армяне, евреи, русины — расселены по территории всей страны. В 1992 г. Венгрия ратифицировала Европейское соглашение о правах человека, а в 1993 г. приняла еще и специальный Закон о правах национальных меньшинств и этнических групп. В нем закреплены их индивидуальные и коллективные права, включая право на свободное пользование родным языком. Одним из важнейших коллективных прав является создание местных и республиканских органов национального самоуправления. Государством введена специальная система бюджетной финансовой и материальной поддержки органов национальных самоуправлений, созданы общественные фонды поддержки этнических меньшинств.

Религиозный состав. Основную часть населения христианской Венгрии составляют: римо-католики (67,8 %) и протестанты (преимущественно реформаты-кальвинисты — 21 %, а также лютеране-евангелисты — 6,2 %). Представители остальных конфессий малочисленны. Среди них: греко-католики (2,2 %), православные (0,6 %), иудеи (0,5 %).

Индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) составлял в 2013 г. 0.831 (в 2012 г. — 37-е место в мире): продолжительность жизни — 74,6 года, реальный и ожидаемый сроки обучения (соответственно 11,7 и 15,3 года) и ВВП на душу населения в 16 088 долл. США.

Участие в международных организациях: ООН — c 1955 г., ГАТТ — с 1973 г., МВФ и Всемирный банк — с 1982 г., Совет Европы и Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе — с 1991 г., Организации экономического сотрудничества и развития — с 1996 г., НАТО — с 1999 г., ЕС — с 2004 г., а также ВТО, Интерпол, ОБСЕ, Центральноевропейское соглашение о свободной торговле (ЦЕССТ), Вишеградская группа, Центральноевропейская инициатива (ЦЕИ) и другие международные структуры.

Государственный строй

Венгерская Республика является независимым демократическим правовым государством, где власть принадлежит народу, который реализует свой суверенитет через избранных им представителей, а также непосредственно. Уже в Конституции 1989 г., с учетом опыта более чем 40-летнего коммунистического правления, было оговорено, что партии не осуществляют напрямую административные функции и ни одна из них не может управлять никаким государственным органом. Внесенные в текст Конституции 23 октября 1989 г. коренные изменения определили для Венгрии форму парламентского правления на базе представительской демократии, т. е. новое политическое устройство и соответствующую ему структуру государственной власти, которые обеспечивали широкие политические и гражданские права.

1 января 2011 г. в Венгрии был принят новый Основной закон страны, согласно которому формой государственного правления остается парламентская республика. Высшим органом государственной власти и народного представительства является Государственное собрание — однопалатный парламент. Он состоял из 386, а с 1 января 2012 г. — из 199 депутатов, избираемых на 4 года на основе всеобщего, равного избирательного права при прямом и тайном голосовании.

Выборы депутатов Госсобрания проходят по смешанной избирательной системе, в которую в 2011 г. были внесены изменения. В соответствии с законом, избирательные округа подверглись реорганизации, отменена обязательная 50 % явка избирателей. Вместо существовавшей системы проведения выборов в два тура установлен один тур голосования. Из общего числа 199 мест в парламенте 106 депутатов избираются в индивидуальных избирательных округах, а 93 — по территориальным (общегосударственным, областным и столичным) партийным спискам.

Для официально зарегистрированных политических партий избирательный барьер равен 5 %, в случае составления двухпартийного списка — 10 %, для коалиции из трех и более партий — 15 %. Партии составляют свои территориальные списки; общегосударственные (республиканские) избирательные списки формируют партии, сумевшие выставить своих самостоятельных кандидатов, как минимум, в 27 индивидуальных избирательных округах или хотя бы в 9 комитатах (областях) страны и в Будапеште. Следует отметить также, что республиканские самоуправления национальных меньшинств в Венгрии (несмотря на их малочисленность) на парламентских выборах тоже могут представлять свои самостоятельные национальные списки.

Политическая партия или партийная коалиция, получившая на выборах наибольшее число голосов и, соответственно, депутатских мандатов, приобретает право выдвигать своего кандидата на пост премьер-министра и формирование правительства.

Государственное собрание играет важную роль в структуре власти. Оно избирает президента, премьер-министра, членов Конституционного суда, председателя Верховного суда и генерального прокурора, принимает законы. Венгерский парламент работает на постоянной основе. Две его ежегодные сессии проходят с 1 февраля по 25 июня и с 1 сентября по 15 декабря. Заседания открытые, хотя могут быть и закрытыми. Для кворума необходимо присутствие не менее 50 % депутатов. Для принятия изменений в Конституции и решения наиболее важных вопросов требуется квалифицированное большинство в 2/3 голосов. Эти существенные изменения в действующий с 1 января 2012 г. Основной закон ВР были внесены венгерским парламентом в 2011 г. (о них см. ниже). Глава Государственного собрания — Ласло Кёвер.

Глава Венгерской Республики — президент. Он олицетворяет единство нации и контролирует демократическое развитие всего государственного механизма. После дискуссий и общенародного референдума утвердился институт главы государства, избираемого парламентом на 5-летний срок тайным голосованием из числа граждан, достигших 35-летнего возраста. Он может быть переизбран еще на один срок. В Венгрии президент правит, но не управляет. В то же время он является главнокомандующим вооруженными силами, имеет собственные полномочия в международных делах. В компетенцию президента входит также утверждение в должности представителей исполнительной (министры, госсекретари, генералы) и судебной (судьи) власти, награждение государственными наградами. Для осуществления своих функций ему в отдельных случаях необходима контрассигнация премьер-министра (заключение международных соглашений, назначение и аккредитация послов, право помилования и др.), но он вправе самостоятельно отложить заседание парламента или распустить его, определить дату проведения парламентских выборов и референдумов. Президент утверждает законы, принятые Госсобранием, может их вернуть на доработку. Имеет широкие возможности для выдвижения собственных инициатив. Дает поручение на формирование правительства, по его представлению парламент избирает премьер-министра. Лишение полномочий президента (лишь в случае намеренного нарушения им Конституции и законов) входит в компетенцию Конституционного суда и возможно по представлению парламента.

Действующим президентом страны является профессиональный политик с юридическим образованием, в прошлом — выходец из партии Фидес, затем — член Европарламента Янош Адер. На пост Президента ВР был избран 2 мая 2012 г.

Исполнительная власть страны. Одной из особенностей венгерского парламентаризма является то, что в сфере исполнительной власти определяющая и доминирующая роль принадлежит не президенту, а премьер-министру. Он избирается парламентом по представлению главы государства на основе принципа парламентского большинства и политического доверия одновременно с принятием правительственной программы. Министров по представлению премьера назначает президент республики. Правительство, пользующееся доверием парламента, приносит присягу. Выражение недоверия в соответствии с конституцией может касаться только премьера, но не отдельных министров. Предложение о недоверии предполагает также одновременное выдвижение альтернативной кандидатуры на этот пост. Премьер-министр — Виктор Орбан.

Такая система строится почти на полной политической солидарности министров с премьером. В Конституции и законах обговорены полномочия правительства и министров, но не главы кабинета. Тем не менее, именно премьер, несущий полную ответственность за деятельность исполнительной власти, определяет рамки полномочий министров. Их портфели в кабинете делятся между правящими партиями на основе коалиционных соглашений. Все партии правительственной коалиции несут ответственность перед парламентом и избирателями.

Современные политические партии (по итогам парламентских выборов 2010–2014 г.)

Нынешняя структура политических сил современного венгерского Государственного собрания сложилась в результате проведенных весной 2010 и 2014 гг. парламентских выборов, к которым готовились почти три десятка политических партий и организаций. Соответствовать же отмеченным выше требованиям сумели лишь немногим более десятка из них. Парламентских мандатов удостоились представители всего пяти политических партий, две из которых сформировали правящую правоцентристскую коалицию.

Парламентские политические партии

Правящие политические партии

Фидес — Венгерский Гражданский союз — со времени создания в марте 1988 г. Союза молодых демократов (Фидес) и до формирования им своего нынешнего облика (в качестве партии Фидес-ВГС) данная политическая структура прошла три стадии в своем развитии. На первой, продолжавшейся до 1995 г., Фидес являлся организатором общественных протестов, митингов и демонстраций и определял себя «радикальной молодежной и либеральной политической силой», внимание которой фокусировалось на создании парламентской демократии, правового государства, утверждении культурного многообразия. Фидес первым из альтернативных демократических движений и организаций заявил о своей решимости преобразоваться в демократическую партию. Ее характеризовали присущая молодежным движениям напористость, вполне определенный антикоммунизм, приверженность либеральным позициям и взглядам, что на первом этапе делало ее близкой к ССД. Во время первых демократических парламентских выборов 1990 г. партия собрала 8,95 % голосов избирателей и провела в Госсобрание 22 депутата. В 1992 г. она стала членом Либерального интернационала. На партийном съезде в 1993 г. председателем Фидес был избран В. Орбан, под руководством которого в 1992–1993 гг. произошло ее очищение от радикальных либералов, перешедших в ССД. При этом в партии произошел поворот в сторону консерватизма при определенной ее централизации. В 1995 г., на второй стадии развития, официальное название было дополнено словами Венгерская гражданская партия, что свидетельствовало о некоторой коррекции курса и желании расширить ее социальную базу и влияние в обществе. На этом этапе Фидес-ВГП сблизилась с такими, основными правоцентристскими партиям, как Венгерский демократический форум (ВДФ) и Независимая партия мелких хозяев (НПМХ). В ноябре 2000 г. завершился процесс изменений в политической ориентации партии, которая позиционировалась в качестве консервативной гражданской политической силы. Она вышла из Либерального интернационала и, вступив в Европейскую народную партию (ЕНП), стала членом Европейского демократического союза. На парламентские выборы 2002 г. Фидес-ВГП вышла с ВДФ общим избирательным списком и собрала 41,07 % голосов, увеличив также свое представительство в парламенте до 188 мест, но все же осталась в оппозиции. После выборов руководство партии по инициативе Орбана сосредоточилось на создании т. н. гражданских кружков, направленных на организацию массового консервативного движения. Начавшийся с 2003 г. третий, переломный этап в истории Фидес, ознаменовался привлечением в ряды партии других консервативных сил, центристских и правоцентристских организаций, а также некоторых известных в прошлом представителей левых. В этот период произошло обновление и одновременное переименование партии в Фидес-Венгерский гражданский союз (Фидес-ВГС), принят ее новый устав, расширились полномочия председателя (на этот пост вновь переизбрали В. Орбана). За истекшие с момента смены общественно-политического строя в Венгрии годы партии удалось добиться серьезных успехов. В парламенте представлена самостоятельной фракцией во главе с Анталом Роганом. Лидер — В. Орбан. Сайт: www. fidesz.hu

Христианско-демократическая народная партия (ХДНП) — основана в 1943 г. на базе Католического социального движения, которое выступало в защиту христианских ценностей, за свободу вероисповедания и независимость церкви. С 1945 г. в своей политике добивалась реализации социальных принципов. В период коммунистического правления подверглась гонениям и была распущена. Воссозданная 15 марта 1989 г., представляет собой правую политическую силу с христианско-консервативной идеологией. В 1989 г. участвовала в работе Национального «круглого стола», а весной 1990 г. на первых свободных демократических выборах в парламент собрала 6,46 % голосов и с 23 мандатами стала коалиционным партнером наиболее успешной на том этапе партии Венгерский демократический форум. В качестве его союзницы она была представлена в составе первого посткоммунистического демократического правительства страны. После выборов 1994 г. ХДНП (с 7,03 % голосов и 22 депутатскими местами), сохранив статус парламентской партии, находилась в оппозиции к левоцентристскому правительству. В результате двух последующих избирательных кампаний, не преодолев 5 % барьер, находилась вне парламента. На выборах 2006 г. христианские демократы в коалиции с Фидес собрали 42,03 % голосов избирателей (164 депутатских места, 23 из которых достались ХДНП). C 2010 г. — основной коалиционный партнер правящей Фидес-ВГС. Во время выборов 2014 г. коалиционное партнерство ХДНП с Фидес-ВГС было сохранено и оправдало себя. Совместное выступление двух дополняющих друг друга христианско-демократических и консервативно-центристских политических сил, как и в 2010 г., оказалось весьма успешным. Председатель ХДНП — Шемйен Жолт. Руководитель парламентской фракции — Харрах Петер. Сайт: www.kdnp.hu

Оппозиционные политические партии

Венгерская социалистическая партия (ВСП) — создана 7 октября 1989 г., после смены общественно-политического строя управляла страной три парламентских цикла, но к 2010 г. постепенно растеряла поддержку населения. В 1990–1994 гг. позиционировала себя левоцентристской оппозиционной партией и на парламентских выборах 1994 г. стала основной правящей силой. ВСП управляла страной, вступив в коалицию с ССД, при правительстве Д. Хорна. Союз социалистов с партией радикальных либералов сохранился в 2002–2006 гг., а также в 2006–2008 гг., когда они совместно руководили страной. В дальнейшем социал-либеральная коалиция все стремительнее теряла доверие, что неизбежно отразилось и на высшем руководстве ВСП. Даже отдельные влиятельные члены партийного руководства, в знак несогласия с политическим курсом лидера, премьер-министра Ф. Дюрчаня, начали покидать ряды ВСП. Когда же в результате такого политического курса Венгрия оказалась в непростой общественно-политической ситуации, в условиях растущего кризиса недоверия, радикальные либералы (ССД — коалиционные партнеры социалистов), пытаясь избежать ответственности, практически самоустранились от выполнения функций управления страной. В результате с 1 мая 2008 по май 2010 гг. ВСП с их молчаливого согласия сама осуществляла однопартийное руководство исполнительной властью в стране. В сложившихся обстоятельствах потери общественной поддержки социалист Ф. Дюрчань, возглавлявший кабинет министров ВР с 2004 г., был вынужден досрочно, уже в 2009 г. покинуть пост главы правительства и уступить правление страной непартийному переходному кабинету во главе с Г. Байнаи. После многомесячной дискуссии в ВСП Дюрчань 22 октября 2011 г. даже покинул ряды партии, создав свою так называемую Демократическую коалицию. В 2010–2014 гг. была представлена в парламенте 59 депутатами, а в новом парламентском цикле 2014–2018 гг. присутствует в виде основного ядра союза левых партийно-политических образований. Лидер — Йожеф Тобиаш (с 19 июля 2014 г.). Сайт: www.mszp.hu

Движение за лучшую Венгрию (Йоббик — т. е. Лучшая) — новая политическая партия, основанная 2 октября 2003 г. Его предшественник — образованное университетской молодежью в ноябре 1999 г. Правое молодежное сообщество, которое в сфере идеологии выступило в качестве радикальной национальной политической силы с евроскептицизмом и антиглобализмом правого толка. Своей целью оно обозначило «завершение смены [общественно-политического] строя и создание более справедливого общества». В 2003 г. трансформировалось в политическую партию, которая идентифицирует себя в качестве защитника консервативных ценностей, представителя национальной и христианской силы, но отвергающей при этом любые обвинения в национализме и шовинизме. В программе отмечается, что она является выразителем интересов всей венгерской нации. Своими главными политическими соперницами считает ВСП и ССД, т. е. партии социалистов и радикальных либералов (последние сегодня практически уже сошли с политической сцены страны, потеряв поддержку избирателей). Заявляя о мирном сосуществовании с другими правыми политическими силами, Йоббик при этом подвергает критике за либерализм даже правящую Фидес-ВГС. В программе партии в качестве первостепенной задачи было определено вытеснение из власти наследницы компартии (ВСП) и сплотившихся с ней крайних либералов (ССД). На выборах 2010 г. стала оппозиционной парламентской партией, находящейся справа от партий правящей коалиции. В 2010 г. провела в парламент 47 депутатов. В 2014 г. повторила свой успех, снова заняв третье место среди политических сил с 20,22 % голосами избирателей (23 места в парламенте). В 2009 г. Йоббик участвовала в выборах в Европарламент, где в ряду других политических партий Венгрии заняла (после Фидес-ВГС и ВСП) третье место, набрав 15 % голосов. В Европарламент она прошла с 3 мандатами из выделенных для Венгрии 22 мест. После евровыборов 2014 г. партия Йоббик не примкнула к французским, английским и австрийским радикалам и националистам, осталась самостоятельной, считающей себя просто правой и национальной по своему характеру партией, которая отстаивает венгерские национальные интересы. Лидер партии и руководитель ее парламентской фракции — Габор Вона. Сайт: www.jobbik.hu

Политика может быть другой (ПМБД) — самая маленькая парламентская оппозиционная партия. Создана 26 февраля 2009 г. представителями преимущественно леволиберальных сил на базе отдельных неправительственных организаций, впервые была представлена в Госсобрании в 2010 г. Имеет связи с транснациональными компаниями и заявляет, что, не отвергая либеральных идей, намерена считаться также с некоторыми консервативными традициями, следовать курсом защиты окружающей среды и радикальной политической демократии, бороться с коррупцией. Судя по ее реальной политике и размещению на партийно-политической палитре современной Венгрии, она в некоторой степени примыкает к движениям т. н. новых левых, но с либеральным уклоном. Противник, как и Движение за лучшую Венгрию (Йоббик), наднациональных устремлений с тем различием, что критикует их не справа, а слева. На выборах 2014 г. собрала 5,34 % голосов и заняла 5 мест в парламенте. Партия не имеет председателя, ею руководит комитет из 7 чел.; парламентскую фракцию возглавляет Андраш Шиффер. Сайт: www.lehetmas.hu

Основные внепарламентские политические партии, достигшие на последних парламентских выборах (включая евпровыборы) наиболее заметных результатов: Партия венгерской правды и жизни, Союз свободных демократов, Венгерская рабочая партия (наследница ВСРП), Венгерский национальный союз, Родина не продается, Союзники М. Шереш, Социал-демократическая партия Венгрии, Демократическая коалиция, Диалог за Венгрию, Цыганский форум «Рома».

Краткий очерк современной политической истории

Кризис «венгерского социализма» и утверждение общественно-политического плюрализма

С середины 1980-х гг. усилились признаки кризиса потребительского социализма эпохи Я. Кадара. Дополнительная и сверхурочная работа на разрешенных с 1981 г. малых предприятиях и занятие индивидуальной трудовой деятельностью не могли компенсировать ущерб от падения темпов производства, проблем в системе экономического сотрудничества в рамках СЭВ. Правительство, чтобы сдержать падение жизненного уровня, прибегало к новым внешним займам, размеры которых скрывались от общественности (реальная сумма внешнего долга к концу 1980-х гг. равнялась годовому национальному доходу). Обстановка в экономике со второй половины 1980-х гг. характеризовалась дефицитом бюджета, растущей инфляцией, снижением покупательной способности населения. Это множило недовольство, подрывало доверие к старевшему руководству страны. Оно признавало наличие проблем в народнохозяйственной сфере, факт ее медленного развития, но существование кризиса отрицало. На накопление критической массы противоречий, требовавших разрешения, обращали внимание ученые-экономисты, политологи, публицисты. Некоторые указывали на тупиковость не только существовавшей экономической, но и политической системы. В осознании обществом наступившего кризиса сыграли свою роль и коммунисты-реформаторы. Среди них выделялся генеральный секретарь Отечественного народного фронта (ОНФ) Имре Пожгаи. Он прямо указывал на необходимость «замены диктаторского социализма демократией, политическим плюрализмом».

В Венгрии еще с конца 1970-х гг. появились первые признаки возрождения гражданского общества: начали возникать различные товарищества и союзы — сначала профессионального, а затем и политического характера. К середине 1980-х гг. стали возникать группы и организации, а затем и движения оппозиционного толка. В связи с резким ухудшением положения венгров в Румынии, вызванным националистической политикой Н. Чаушеску, начали выражать свою озабоченность группы интеллигентов. Против них были предприняты карательные меры: в 1983 г. закрыт журнал «Мозго Вилаг», в 1986 г. расформирована редакция литературного журнала «Тисатай», напечатавшего материалы о трансильванских венграх (последним затрагивались также события 1956 г.). Но силовыми методами ничего решить не удалось. Летом 1985 г. группа интеллигенции разной идейной направленности провела в с. Монор первую практически подпольную встречу, обсудив ситуацию в Венгрии и обратив внимание на кризисные явления в экономике, особенно на вопросы, которые преднамеренно замалчивались на съезде ВСРП, в частности, падение темпов экономического роста. На форуме интеллигенции присутствовали писатели-народники и урбанисты, коммунисты-реформаторы и идейные наследники И. Надя. В ноябре 1986 г. приверженцы народно-национального направления в Союзе писателей Венгрии осуществили настоящий «бунт», не избрав в руководство ни одного члена правящей ВСРП.

Этапным событием для будущей венгерской демократии стало совещание, проведенное в селе Лакителек 27 сентября 1987 г. Это была первая публичная встреча тех, кто с риском для себя решился продемонстрировать свои взгляды, дать собственную оценку кризисной ситуации в стране и выражал необходимость демократизации всей общественно-политической жизни. На форуме присутствовали 180 видных представителей так называемой народной оппозиционной интеллигенции — известные стране писатели, авторитетные экономисты, ученые-гуманитарии и общественные деятели. Участники совещания приступили к организации своих рядов, заложив основные принципы Венгерского демократического форума (ВДФ) — первого в стране массового общественно-политического движения, ставшего впоследствии наиболее значительным объединением внесистемных альтернативных организаций страны.

На этой неофициальной встрече выступил И. Пожгаи, за что получил партийный выговор. Четырех его сторонников, также присутствовавших на ней, вскоре исключили из рядов ВСРП. О создании ВДФ, его принципах и устремлениях страна узнала лишь спустя 6 недель из интервью Пожгаи газете «Мадьяр Немзет». В нем излагались основные позиции лакителекского заявления Форума, определившего себя в качестве «идейно-политического движения и независимой общественной организации», отстаивающей народные, либеральные и христианские ценности.

ВДФ стал первым оппозиционным, неформальным общественно-политическим движением. В то же время он сохранял умеренные, центристского характера позиции и взгляды, объединял в своих рядах представителей разных идейно-политических направлений. Во время своего создания 1 сентября 1987 г. ВДФ еще не являлся серьезным политическим объединением сил демократической оппозиции, но быстро оформился организационно и становился все более притягательным для этих сил. Уже в январе 1988 г. ВДФ выдвинул требование проведения свободных демократических выборов в парламент. Основатели и лидеры движения, среди которых определяющую роль играли писатели-народники и другие представители гуманитарной интеллигенции, наладили контакты с демократически настроенными коммунистами-реформаторами в рядах ВСРП. ВДФ, который к концу года объединял уже свыше 10 тыс. членов и вскоре заявил о намерении стать в будущем политической партией, становился наиболее авторитетной и влиятельной силой в стране.

Со временем возникла и другая оппозиционная сила, уходящая своими корнями к подписантам пражской Хартии 77 (тогда свою солидарность с чехами и словаками выразили 34 венгерских интеллектуала, которые потребовали освобождения политических заключенных в Праге). После встречи в с. Монор интеллектуалы-урбанисты, именовавшие себя «демократической оппозицией» критического толка, в декабре 1987 г. провели свою конференцию с целью независимого обсуждения событий 1956 г. Еще через полгода, 1 мая 1988 г., члены урбанистической оппозиции, выражавшие недовольство режимом, создали «Сеть свободных инициатив». В отличие от ВДФ, быстро приобретавшего организационные формы, «Сеть» еще долго оставалась рыхлым объединением разнородных оппозиционных элементов и с трудом идентифицировала себя, имея характер интеллигентского дискуссионного клуба. Раскол, который произошел тогда между двумя ветвями оппозиции, фактически воспроизводил разделительную линию между национально ориентированными народниками и космополитически настроенными урбанистами, издавна проявлявшую себя в литературной и культурной жизни страны. Расхождения между ними и поныне продолжают сохраняться как в политической, так и в интеллектуальной сфере.

В ноябре 1988 г. представители «Сети» провели свой учредительный съезд и организационно оформились в Союз свободных демократов (ССД). Среди его основателей были философы-марксисты 1970-х гг., представители урбанистической интеллигентской прослойки крупных городов, дети партийных функционеров начала 1950-х гг. Созданное ими движение выступило с радикальных, подчеркнуто антикоммунистических позиций. ССД, заимствовав из программы ВДФ один из ее элементов — идею либерализма, в конечном счете, определил себя в качестве либерально-демократической оппозиции. Однако его идеологические установки колебались от буржуазного радикализма до социал-демократических представлений, что позволило затем ССД заключить союз с посткоммунистической ВСП.

30 марта 1988 г. была создана еще одна в идейном отношении родственная ССД либерально-демократическая молодежная оппозиционная организация — Союз молодых демократов, ставшая более известной по его сокращенному венгерскому названию — Фидес. На начальном этапе, до утверждения его полной самостоятельности, Фидес считали молодежным филиалом ССД. Сам Фидес это отрицал. Характерно, что в отличие от ВДФ и ССД, он с самого начала определил себя в качестве не просто движения, а организации, первым из оппозиционных сил назвав себя партией.

Таким образом, именно эти три наиболее значительные общественно-политические образования оппозиционного толка, ставшие впоследствии ведущими политическими партиями Венгрии, превратились в основную движущую силу демократических преобразований. ВДФ своей приоритетной задачей считал объединение всех сил народа ради восстановления подлинной независимости страны, защиты ее национальных интересов, создания и обеспечения условий для широкой массовой поддержки и реализации этих целей. ССД акцентировал внимание на защите прав человека и ценностях парламентской демократии. Фидес добивался партийного плюрализма, создания правового государства, инициировал отзыв скомпрометированных депутатов парламента, провел митинг памяти жертв 1956 г. (хотя власти грозили организаторам обвинением за участие в антигосударственном заговоре). С 1988 г. на стороне этих основных оппозиционных формирований в венгерском общественно-политическом процессе участвовали и другие организации, ведь численность неформальных альтернативных обществ, товариществ, союзов и движений тогда уже достигла нескольких десятков. Во второй половине года она приблизилась к 140. Среди этих образований наибольшую известность приобрели: Общество друзей Э. Байчи-Жилински (ОБЖ), Демократическая лига независимых профсоюзов, а также возобновившие свою деятельность Независимая партия мелких хозяев (НПМХ) и Социал-демократическая партия (СДПВ). В отличие от Польши, в Венгрии не сложилось единого оппозиционного движения типа профсоюза «Солидарность», а вместо рабочих инициатором перемен и основной силой демократических преобразований выступила гуманитарная интеллигенция.

Признаки брожения охватили и правящую ВСРП. Под влиянием перестройки в СССР на рубеже 1987–1988 гг. в партии оживилась деятельность «инакомыслящих». Начался выход из ее рядов. Коммунисты-реформаторы, оставаясь лояльными партии, прониклись осознанием необходимости внутрипартийного обновления, как и обновления всего социализма. В политическом плане они были намерены вернуться к истокам политики И. Надя 1953–1955 гг. и революции 1956 г., а также Пражской весны 1968 г. Реформаторы, представленные в высшем партруководстве Р. Ньершем и И. Пожгаи, были привержены идее демократизации не только экономической, но и всей общественно-политической жизни ВНР. Вокруг них концентрировались рядовые члены ВСРП, стремившиеся к переменам. Сторонники перемен во главе с Р. Ньершем в марте 1988 г. создали в ВСРП левую демократическую коалицию под названием Новый мартовский фронт (НМФ). Однако их программные установки и призывы к обновлению не встретили поддержки со стороны кадаровского руководства. Более того, четырех активных представителей коммунистов-реформаторов (М. Бихари, З. Биро, З. Кирай и Л. Лендел) в апреле того же года исключили из партии. Они пополнили ряды крепнувшей внепартийной оппозиции. Платформу коммунистов-реформаторов консервативное крыло в ЦК ВСРП блокировало. Политическая деятельность НМФ затруднялась и тем, что к нему с определенным недоверием относились неформальные оппозиционно настроенные организации и движения. Они считали, что коммунисты-реформаторы намерены лишь усовершенствовать социализм, придать ему более респектабельный облик, но не готовы к подлинной демократизации, т. е. к расставанию с социализмом как таковым.

Весной 1988 г. настало время некоторой коррекции политического курса ВСРП, смены караула в ее руководстве. Майская всевенгерская партконференция, обсудив положение в стране и партии, пришла к выводу о неотложности проведения всесторонних реформ. Я. Кадар был переведен на символический пост председателя ВСРП. Генеральным секретарем ЦК стал Карой Грос, фактически определенный Кадаром своим наследником.

При этом Грос сохранил за собой функции главы правительства. Конференция сменила также основную часть старого партийного руководства. В новый состав политбюро вошли популярные и убежденные реформаторы: Р. Ньерш, И. Пожгаи и молодой экономист М. Немет.

После тихого «дворцового переворота» новый лидер партии искренне стремился к реформам с позиции «демократического социализма», пытаясь остановить падение авторитета и влияния ВСРП и вывести страну из кризиса. Сделать это ему не удалось. Партия продолжала терять позиции, кризис углублялся. К. Грос стремительно терял полученный в мае «кредит доверия», его авторитет падал как в партии, так и в народе. Причиной тому были призыв к жесткой экономии, введение его правительством нового индивидуального подоходного налога, дальнейшее ухудшение экономического положения страны.

С конца 1987 г. и на протяжении всего 1988 г. по Венгрии прошла серия политических акций, проведенных альтернативными оппозиционными движениями и организациями. Оппозиция начала проводить такие акции с 1985 г. Ежегодно предпринимались попытки отметить запрещенный с 1951 г. национальный праздник 15 марта (годовщину революции 1848 г.). В марте 1986 г. на Цепном мосту в Будапеште было проведено вечернее факельное шествие, которое разогнала полиция. В 1988 г. в этот день альтернативные движения и организации провели в столице первую, уже не запрещенную уличную демонстрацию, в которой приняло участие более 10 тыс. чел. А 16 июня 1988 г., в день памяти казненного властями И. Надя, представителям оппозиции уже разрешили собраться у безымянных могил участников сопротивления 1956 г. Однако попытки возложить цветы у исторических памятников в центре города натолкнулись на применение полицейским кордоном слезоточивого газа и дубинок.

27 июня 1988 г. оппозиционные движения организовали в Будапеште мощное факельное шествие и провели митинг протеста против антивенгерской политики Н. Чаушеску, готовившего уничтожение вековых венгерских поселений в Трансильвании. В этой акции приняли участие 180–200 тыс. чел. В ней с румынским триколором участвовала и организация «Ромыния либерэ» из Румынии. Массовый митинг передавался телевидением в прямом эфире. Летом проводились и другие массовые мероприятия политического характера. В августе руководство ВДФ в совместном с чехословацкой оппозицией заявлении осудило военное вторжение в Чехословакию в 1968 г. В начале сентября прошла манифестация с участием 40 тыс. чел. у здания парламента в знак протеста против возведения на Дунае водохранилища. Манифестанты несли плакаты и лозунги, требующие как решения экологических проблем, так и введения многопартийности. Демонстрации и митинги продолжались, активность оппозиционных организаций возрастала, они набирали популярность и поддержку. Одновременно это заставляло партийно-государственную власть смириться с неизбежностью утверждения политического плюрализма, а парламент — заняться выработкой законов, регулирующих статус и деятельность новых организаций.

В октябре 1988 г. генсек ВСРП К. Грос в целях снижения внутриполитической напряженности и в интересах совместного решения проблемы венгров в Трансильвании инициировал личную встречу с румынским руководителем (подобная попытка, предпринятая ранее Я. Кадаром, закончилась неудачей). Однако и она не дала ожидаемых результатов. В середине ноября в Будапеште прошла новая массовая демонстрация в поддержку бастующих шахтеров в Трансильвании. К. Грос, солидаризируясь с консерваторами в партийном руководстве, дал указание на ее разгон, а затем 29 ноября выступил перед партактивом Будапешта, где заявил о своих намерениях воспрепятствовать становлению многопартийности в Венгрии, мотивируя это необходимостью помешать возникновению «хаоса», «анархии и белого террора».

«Круглые столы» как способ достижения национального согласия

С 24 ноября 1988 г. по 22 мая 1990 г. правительство Венгрии возглавлял молодой политик Миклош Немет, сыгравший наряду с И. Пожгаи важную роль в расшатывании однопартийной системы.

Приход Немета в исполнительную власть усилил позиции реформаторского крыла в ВСРП. Между реформаторами и консерваторами, не желавшими никаких перемен и сдерживавшими процесс преобразований, развернулась дискуссия. Руководители оппозиционных сил пристально следили за ее исходом. Правящую партию потряс обнародованный И. Пожгаи 28 января 1989 г. вывод исторической комиссии при ЦК ВСРП о характере венгерских событий 1956 г. Тезис об их «контрреволюционности» был отвергнут, и они квалифицировались как «народное восстание». Переоценка, встреченная с явным энтузиазмом оппозиционными движениями, по сути, лишила легитимности единственную государственную партию и вызвала большое раздражение в ее консервативных кругах. Во избежание раскола и смягчения противостояния в обществе ЦК ВСРП решился на уступки: 11 февраля он заявил о готовности отказаться от принципа однопартийности. Еще до этого, в январе 1989 г., Государственное собрание приняло закон о свободе собраний и объединений, о праве на создание политических партий. Обнародование этого закона устранило юридическое препятствие на путях утверждения общественно-политического плюрализма. Силы оппозиции сразу заявили о своих намерениях стать политическими партиями.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Центральная и Юго-Восточная Европа. Конец XX – начало XXI вв. Аспекты общественно-политического развития. Историко-политологический справочник предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я