Рассказы из Корана: том 1

Хифзурахман Сеохарви

Книга «Рассказы из Корана» является, возможно, самым подробным трудом в своей области. Написанная в 40-е годы XX века, она не теряет своей актуальности. Основываясь на Коране, книга рассказывает о том, что происходило с народами прошлого, их взаимоотношениях с Богом. В первом томе охвачен период от Адама до Моисея. Перевод аятов Корана большей частью основан на переводе Эльмира Кулиева. При цитировании отрывков из Библии использовался, как правило, синодальный перевод.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рассказы из Корана: том 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 2: Нух

Обычно после рассказа об Адаме (мир ему) историки приводят биографию Идриса (мир ему) и лишь потом говорят о Нухе (мир ему). Но из-за некоторых разногласий, имеющихся в отношении деталей биографии Идриса (мир ему) и к которым мы обратимся чуть позже, мы решили сначала рассказать о Нухе (мир ему). Если вы не согласны с такой последовательностью, вы можете сначала прочесть главу об Идрисе (мир ему), а затем вернуться к данной главе.

2.1. Нух — первый Божий посланник

После Адама (мир ему) Нух (мир ему) стал первым пророком, получившим статус Божьего посланника72. Об этом говорится в хадисе, приводимом в сборнике «Сахих» Муслима со слов Абу Хурейры (Божье ему довольство):

«Нух, ты — первый посланник на земле».

2.2. Родословная Нуха

Специалисты по генеалогии следующим образом описывают происхождение пророка Нуха (мир ему): Нух — Лямак (отец) — Маттушалех (дед) — Ахнух (или Ханух) — Яруд — Махляиль — Кайнан — Яниш (Ануш) — Шис — Адам73.

Хотя данная генеалогическая цепочка признается историками и Торой74 достоверной, мы сомневаемся в ее правильности и можем сказать, что она является неполной: между Адамом (мир ему) и Нухом (мир ему) имеются дополнительные родословные звенья, не указанные выше.

Далее мы приведем содержащуюся в Торе информацию по временным отрезкам, касающимся сотворения и смерти пророка Адама (мир ему), а также рождения пророка Нуха (мир ему). При этом следует помнить, что разные (еврейские, сирийские и греческие) издания Торы во многом противоречат друг другу. Подробнее об этом можно узнать из книги «Представление истины» шейха Рахматуллы Хинди (на арабском и урду). Тем не менее далее приводятся таблицы, составленные на основе данных из Торы.

Возрасты отцов при рождении сыновей

Временные интервалы между событиями

Данные из таблиц просто невозможно согласовать между собой. То есть видно, что цифры названы приблизительно или наугад. Поэтому имеются существенные расхождения между различными изданиями Торы.

2.3. Коран о Нухе

Когда Коран рассказывает о том или ином историческом событии, он говорит лишь о тех его аспектах, которые помогают наставить читателей на истинный путь и привести подходящий пример. Так же происходит и при повторном обращении к событию: приводятся лишь уместные его части. Пророк Нух (мир ему) упоминается в Коране 43 раза:

Но подробно о нем говорится лишь в главах «Преграды», «Худ», «Верующие», «Поэты», «Луна» и «Нух».

2.4. Религиозная пропаганда Нуха и непослушание его народа

До пришествия пророка Нуха (мир ему) его народ не верил в единственность Бога и не имел представления об истинной вере. Рукотворные идолы стали для них заменой Бога. Они поклонялись лжебогам и идолам.

В результате Бог назначил Нуха (мир ему), их соплеменника, для наставления их на истинный путь и раскрытия им религиозных основ. Такое назначение соответствует Божьим принципам.

Нух (мир ему) призвал свой народ к праведности и истинной религии. Но люди не слушали его. Они смотрели на него сверху вниз, презирали и открыто отвергали его. Богатые и властные люди использовали любую возможность для оскорблений в его адрес, а их приспешники подражали им в этом. Они выражали удивление: как человек, который не богаче и не выше их по положению, может претендовать на руководство и рассчитывать на послушание с их стороны?

Когда они видели, что бедняки и люди низкого положения следуют за пророком Нухом (мир ему), они говорили ему:

— Мы не такие, как они, чтобы подчиняться тебе и считать тебя своим руководителем!

Они насмехались, говоря, что следовать за ним могут лишь слабые и беспомощные люди, которым не хватает мозгов на то, чтобы жить своим умом. Если богачи и готовы были уделить Нуху (мир ему) хоть какое-то внимание, то только с условием, чтобы бедняки отошли от него, поскольку они считали ниже своего достоинства сидеть с ними и чувствовали к ним отвращение. На это у пророка Нуха (мир ему) был один ответ:

— Это искренние Божьи рабы, и я не сделаю того, о чем вы говорите. Если я поступлю с ними так, как вы хотите, то не будет мне спасения от Божьей кары. А я боюсь страшного Божьего наказания. Бог ценит искренность, и Ему все равно, богат человек или беден.

Нух (мир ему) также говорил:

— Я принес вам послание и наставление от Бога. Я не утверждаю, что знаю скрытое. Не говорю, что являюсь ангелом. Я — Божий посланник и лишь призываю к Божьему наставлению и истине. Разве эта миссия требует, чтобы ее исполнитель был богат, знатен, умел предсказывать события или был ангелом? Эти бедные и нуждающиеся люди по-настоящему верят в Бога. А вы их считаете недостойными из-за того, что они не так богаты, как вы. Поэтому и отказываете им в благости и достоинстве, ведь эти два понятия у вас прочно связаны с богатством.

Пророк Нух (мир ему) продолжал:

— Не одни лишь богачи могут получать Божьи блага. Они даются тому, у кого покой в душе и изобилие в сердце, кто искренен в своих помыслах и поступках и стремится к тому, чтобы Бог был доволен им.

Пророк Нух (мир ему) снова и снова давал понять, что не нужно ему чужого богатства и высокого положения. Он лишь распространяет Божье послание и приводит людей к истинному пути. Он не требует никакого вознаграждения за свои старания. Нух (мир ему) сообщил людям, что истинная награда за его службу последует от Бога, а не от них. Лишь Бог может оценить все наилучшим образом.

В главе «Худ» приводится спор между пророком Нухом (мир ему) и его народом:

Неуверовавшие вожди его народа сказали:

— Мы видим, что ты — такой же человек, как и мы. Мы также видим, что за тобой пошли только самые ничтожные из нас, да и то не подумавши. Мы не видим, чтобы вы в чем-то превосходили нас. Напротив, мы считаем вас лжецами.

— Народ мой! — сказал он. — А что, если я опираюсь на доказательство от моего Господа, и Он даровал мне милость от Себя, которая недоступна вашим взорам? Стали бы мы принуждать вас к этому при том, что вам это ненавистно? Народ мой! Я не прошу у вас за это богатства — вознаградит меня один лишь Бог. Я не стану прогонять уверовавших. Они встретятся со своим Господом, а в вас я вижу невежество. Народ мой! Кто защитит меня от Бога, если я прогоню их? Неужели вы все еще не прислушиваетесь? Я не говорю вам, что владею Божьими сокровищницами. Я не ведаю сокровенного, не утверждаю, будто являюсь ангелом, и не говорю тем, кого презирают ваши глаза, что Бог не дарует им никакого добра — Богу лучше знать о том, что в их душах; — в противном случае я непременно был бы одним из преступников.75

То есть пророк Нух (мир ему) делал все, чтобы его несчастный народ понял истину и стал достоин Божьей милости. Но переубедить людей не удалось. Чем больше он старался, тем сильнее была их ненависть к нему. Они делали все, чтобы навредить ему. Руководители призывали людей не оставлять служения идолам (в том числе Вадду, Суве, Ягусу, Яуку и Насру).

а) Мы отправили Нуха к его народу:

— Предостереги свой народ до прихода к ним мучительного наказания.

— Народ мой! — сказал он. — Воистину, я для вас — явный предупредитель в том, чтобы вы поклонялись Богу, боялись Его и повиновались мне. Он простит вам ваши грехи и предоставит вам отсрочку до назначенного срока. Воистину, при наступлении Божьего срока его не отложить. Если б вы только знали!

Он сказал:

— Господи! Я призывал свой народ ночью и днем, но мой призыв лишь ускорил их бегство. Каждый раз, когда я призывал их, чтобы Ты простил их, они затыкали пальцами уши и укрывались одеждами, упорствовали и надменно превозносились. Затем я призывал их открыто. Потом обращался к ним при всех и разговаривал с ними наедине. Я говорил: «Молите вашего Господа о прощении, ведь Он — Прощающий».76

б) И они сказали:

— Ни за что не отрекайтесь от ваших богов. Никогда не отрекайтесь от Вадда, Сувы, Ягуса, Яука и Насра.77

В конце концов они почувствовали нехватку аргументов и сказали:

— Нух, хватит спорить! Давай, если можешь, низводи на нас кару твоего Господа за отрицание нами твоей миссии.

— Нух! — сказали они. — Ты пререкался с нами и пререкался много. Так приведи же нам то, чем угрожаешь нам, если ты — один из правдивых.78

На это пророк Нух (мир ему) ответил, что не он низводит Божье наказание:

— Оно во власти Того, кто направил меня в качестве посланника. Если Он пожелает, это случится.

— Лишь Бог низведет вам его, если пожелает, — сказал он. — И вам Ему не помешать.79

Пророк Нух (мир ему) отчаялся привести свой народ к истине и понял, что люди непреклонны в своем идолопоклонстве. 950 лет он исполнял свою миссию, но так и не смог сдвинуть свой народ с ложных позиций. Он был очень опечален этим, и Бог утешил его следующими словами:

Нуху было ниспослано:

— В твоем народе верующими будут лишь те, что уже уверовали. Поэтому не огорчайся их поступкам.80

Тем самым пророк Нух (мир ему) узнал, что проблема — не в его призыве, а в самих людях: они просто не хотят слушать его. И тогда он обратился к Богу с мольбой:

— Господи! Не оставь на земле ни одного неверующего жителя! Если Ты оставишь их, они введут в заблуждение Твоих рабов и породят только грешных неверующих.81

2.5. Постройка корабля

Бог удовлетворил просьбу пророка Нуха (мир ему), и в силу вступил Божий закон возмездия. Нух (мир ему) узнал, что надменные бунтари заплатят за свой мятеж, а гордецы — за свою гордыню. Для защиты от кары Бог велел Нуху (мир ему) построить корабль. Неверующие стали смеяться над пророком Нухом (мир ему), когда увидели, что он делает:

— Давай! Когда мы будем тонуть, грузись со своими сторонниками на корабль и спасайся. Что за глупость!

Видя, как небрежно и грубо они относятся к Богу, пророк Нух (мир ему) дал им достойный ответ и принялся исполнять Божье поручение. Бог уже известил его о том, что произойдет:

— Построй корабль у Нас на глазах и по Нашему откровению. И не говори со Мной о злодеях. Они будут непременно потоплены.82

И вот корабль готов. Время для обещанной кары наступило, и пророк Нух (мир ему) увидел первые признаки надвигающегося наказания. На поверхности земли забил родник. Именно тогда Бог велел Нуху (мир ему) попросить свою семью взойти на корабль и погрузить на него по паре каждого живого существа, а также небольшую группу поверивших в него людей (их было около сорока человек).

Когда пророк Нух (мир ему) исполнил Божьи указания, небесам было велено обрушить вниз дожди, а родникам — со всей силой излить свою воду.

Когда все это произошло, корабль в течение некоторого времени плыл по Божьему велению и под Божьей защитой. Все люди, отвергнувшие Божье наставление, утонули. Божий закон воздаяния за поступки осуществился.

2.6. Сын Нуха

Здесь нужно уделить особое внимание тому моменту, когда пророк Нух (мир ему) молил о спасении своего сына от наводнения, а Бог отвечал ему, чтобы тот не обращался с такой просьбой. Об этом говорится в следующих аятах:

Нух воззвал к своему Господу:

— Господи! Мой сын — часть моей семьи. Твое обещание правдиво, и Ты — Наилучший из судей.

— Нух, он — не из твоей семьи, и неправедного он поведения. Не проси Меня о том, чего не знаешь. Я призываю тебя не быть из числа невежд.

— Господи! Прошу Тебя уберечь меня от просьб о том, чего не знаю. И если Ты не простишь меня и не помилуешь, то я окажусь в числе проигравших.

— Нух, сойди на землю с миром от Нас и благословением над тобой и теми народами, что с тобой!83

Эти аяты указывают на то, что Бог обещал пророку Нуху (мир ему) спасти его семью. Поэтому Нух (мир ему) молил о защите своего сына Кинана, но Бог упрекнул его за это, сказав, что не следует просить о том, чего тот не знает. Осознав свою ошибку, пророк Нух (мир ему) попросил Бога о прощении и милости и получил желаемый ответ.

На какое же обещание полагался пророк Нух (мир ему)? Было ли оно исполнено? Что он недопонял в отношении него? И как он пришел к верному пониманию?

Дать ответы на эти вопросы помогает следующий аят:

А когда пришло Наше веление и разразилась потоком печь, Мы сказали:

— Погрузи на корабль по паре от каждого вида и свою семью — за исключением тех, о которых уже было сказано Слово, — а также уверовавших.

Но уверовали с ним лишь немногие.84

Этот аят приводит воззвание Бога, обращенное к пророку Нуху (мир ему), чтобы тот погрузил на корабль свою семью. При этом имелись в виду лишь те ее члены, которые были удостоены спасения. Некоторые члены его семьи были обречены на наказание. О них в аяте говорится так: «…за исключением тех, о которых уже было сказано Слово…»

Пророк Нух (мир ему) отчаялся изменить поведение своей жены и направить ее к вере в Бога, поэтому полагал, что она и имеется в виду в данном обещании. А в отношении сына отеческие чувства привели к надежде на то, что сын обратится к вере, когда окажется в кругу верующих, и влияние неверующих испарится. Полагаясь на слова «…свою семью…» из обещания Бога, он обратился с мольбой о сыне. Но Бог не одобрил такое предположение и упрекнул Нуха (мир ему) в том, что отцовская любовь помешала ему подождать Божьего решения на этот счет и привела к действиям по собственному разумению. Спасение назначено только верующим, а Кинану суждено было оказаться в числе неверующих. Поэтому мольба за него не соответствовала высокому статусу пророка.

Слова Бога в адрес Нуха (мир ему) являлись изложением фактов, которые пророк внимательно слушал. Нух (мир ему) признавал, что он — лишь смертный Божий раб, и просил о прощении. После этого он получил Божью защиту и благословение. То есть здесь нет непослушания с его стороны, это не противоречит непорочности пророка. Бог говорил об этом упущении как о «незнании», а не как о грехе или непослушании.

Тем не менее пророк Нух (мир ему) понял, что обещание о спасении имеет отношение не к семейным узам, а к вере в Бога. Поэтому он изменил свое обращение к сыну Кинану и в исполнение своей миссии просил его стать верующим и тем самым удостоиться Божьей защиты. Но Кинан ответил так:

— Я укроюсь на горе, и она спасет меня от воды, — сказал он.85

Услышав это, пророк Нух (мир ему) сказал:

— Сегодня никто не спасет от Божьего веления, кроме того, кому Он окажет милость.

Волна разлучила их, и он оказался в числе потопленных.86

2.7. Гора Джуди

Когда по Божьему велению наводнение подошло к концу, корабль пророка Нуха (мир ему) причалил к горе Джуди.

И веление свершилось. Корабль пристал к Джуди, и было сказано:

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Рассказы из Корана: том 1 предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

72

Пророком называют получателя Божьего откровения, а посланник — это пророк, получающий от Бога новый религиозный кодекс.

73

Если брать библейские эквиваленты имен, родословная будет иметь следующий вид: Ной — Ламех — Мафусаил — Енох — Иаред — Малелеил — Каинан — Енос — Сиф — Адам.

74

Тора. — Книга Бытия.

75

Коран, 11:27—31.

76

Коран, 71:1—10.

77

Коран, 71:23.

78

Коран, 11:32.

79

Коран, 11:33.

80

Коран, 11:36.

81

Коран, 71:26—27.

82

Коран, 11:37.

83

Коран, 11:45—48.

84

Коран, 11:40.

85

Коран, 11:43.

86

Коран, 11:43.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я