Ella, I love You! Не беспристрастно о первой леди джаза Элле Фицджеральд и певческом искусстве в целом

Халина Х. Харт

*Джаз, что это за музыка и для кого она?*Рассказывая о жизни и творчестве великой певицы, мы попробуем понять: почему Элла Фицджеральд по-прежнему остается лучшей джазовой вокалисткой? *Какую роль сыграла блистательная Мерилин Монро в жизни своей любимой исполнительницы? *Почему я, почему про великую Эллу? *Какими качествами и умениями нужно обладать, чтобы овладеть секретами вокального искусства?Обо всем этом в данной книге, которая одновременно выходит на двух языках: русском и греческом.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ella, I love You! Не беспристрастно о первой леди джаза Элле Фицджеральд и певческом искусстве в целом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ПОЮТ ВСЕ!

Случай из жизни великого баритона, яркой, выдающейся личности, — Ф. И. Шаляпина, друга С. В. Рахманинова, рассказанный им самим: «Взял я как-то извозчика, едем, дорога длинная, однообразная, взору не за что зацепиться. Кругом, сколько можно охватить взглядом, лишь бесконечная дорога, да белый снег, блестящий под лунным светом. Ехать ещё долго, невольно завязался неспешный разговор.

— Вы, барин, чем занимаетесь?

— Я? Пою.

— Ха! Эка новость! Все поют! Я говорю дело то у вас какое? Чем на жизнь зарабатываете?!»…

Правда состоит в том, что поют действительно все. С той только разницей, что некоторые поют примерно так, как мартовские коты на крыше; о существовании других певцов очень быстро забывают; а вот таких, настоящих, каким был Федор Иванович, помнят, вдохновляются и восхищаются ими ещё очень и очень долгие годы. Вот именно поэтому, если уж быть певцом, то таким.

Такой была и Элла Фицджеральд. Она не была одной из многих, она была одной-единственной, самой лучшей!

«Ella’s voice becomes the orchestra’s richest and most versatile sound.»

«Голос Эллы становится самым богатым и универсальным звуком оркестра».

Arthur Fiedler

«She has been one of my all-time favorite singers for many years and still is — she’s terrific.»

«Она была одной из моих самых любимых певиц на протяжении многих лет и остается до сих пор — она потрясающая».

Perry Como

«Ella is simply the greatest singer of them all.»

«Элла просто величайшая певица из всех».

Pearly Bailey

Она по-прежнему до сих пор остается самой лучшей. Сомневаетесь? Наверняка думаете, что я преувеличиваю? Предлагаю вам самим убедиться в этом: спросите у любого знатока джаза, кого он считает лучшей джазовой вокалисткой? Скорее всего, он ответит, что таких много. Конечно, никто и не собирается спорить! Много, очень много прекрасных, высокопрофессиональных, талантливых, ярких джазовых исполнительниц. Да, но всё-таки, самая-самая лучшая, непревзойденная, та, которая является неоспоримым авторитетом и ориентиром для всех джазовых певиц? Известных и тех, которые только-только начинают открывать для себя азы, магию и прелесть вокального джазового мастерства? Ответ очевиден и однозначен. Хотя, возможно, ваш знакомый знаток сразу, без лишних рассуждений и философствований, назовет имя первой леди джаза, которое на протяжении долгого времени и до сих пор по праву принадлежит великой Элле Фицджеральд.

В чем же секрет такого певческого мастерства и искусства? Пожалуй, все без исключения певцы хотели бы его знать и владеть им. Может быть, секрет (и я не шучу, так думают действительно многие) в том, чтобы:

— петь «чистенько»

— правильно дышать

— в совершенстве владеть нотной грамотой

— правильно и грамотно позиционировать звук

— иметь четкую артикуляцию

— обладать красивым вибрато

— быть внешне привлекательным?

«A lot of singers think all they have to do is exercise their tonsils to get ahead. They refuse to look for new ideas and new outlets, so they fall by the wayside… I’m going to try to find out the new ideas before the others do.»

«Многие певцы думают, что все, что им нужно сделать, это тренировать миндалины, чтобы вырваться вперед. Они отказываются искать новые идеи и новые возможности, поэтому теряют свой путь… Я стараюсь находить новые идеи раньше, чем другие».

Ella Fitzgerald

Если вы думаете, что это все, что необходимо для успешной карьеры певца, то да, это все желательно, но хочу вас расстроить: это лишь несколько первых бусин из ожерелья, которое называется «великим певческим мастерством и певческим искусством». К сожалению ли или к счастью, но ирония ещё и в том, что эти общепризнанные истины совсем не обязательны, их просто-напросто может и не быть. Прямо как в настоящем ожерелье: одни бусины можно смело убрать, заменив другими, поменять местами, переставить, перекрутить, добавить еще чего-то своего, обычного или не очень. Да много чего еще можно сделать из этой яркой, переливчатой горсти бусин! Суть в том, чтобы, когда вы предьявите Миру результат своих трудов и усилий, вдохновения и умения, у Мира затаило дыхание от восторга, а Душе приоткрылась Тайна.

Да, возможно, вы слышали, как некоторые музыканты высокопарно заявляют, что якобы разговаривают с Богом? Так вот, они не шутят, они абсолютно искренни и говорят правду.

«She is amazingly creative, bringing so much more to a song than just a singer. She is a first-class musician and the most gracious person in the world.»

«Она удивительно креативна, привносит в песню гораздо больше, чем просто певица. Она первоклассный музыкант и самый добрый человек на свете».

Marty Paich

Машина времени до сих пор не изобретена, но она давно уже существует благодаря музыке, литературе и живописи. Для музыкантов не существует границ, ни временных, ни географических. Музыкант постоянно живет немного в другом мире, более совершенном и более гармоничном. Этот мир неизменно наполнен музыкой, которая в нем присутствует и всегда его сопровождает. Музыкант все в жизни измеряет с помощью музыкальной гармонии, всё подчинено ей и только ей. При общении с музыкантом желательно учитывать эту особенность, чтобы лучше понимать его.

«Sometimes when we’re flying or in the hotel, I might run over songs, or in the bathroom.»

«Иногда, когда мы в полете или в отеле, я могу бегать по песням, или в ванной».

Ella Fitzgerald

«Music comes out of her. When she walks down the street, she leaves notes.»

«Музыка льется из нее. Когда она идет по улице, она за собой оставляет ноты».

Jimmy Rowles

«I don’t want to say the wrong thing, which I always do. I think I do better when I sing.»

«Я не хочу сказать что-нибудь не то, что я всегда делаю. Я думаю, что чувствую себя лучше, когда пою».

Ella Fitzgerald

«Ella’s musicianship is just incredible. Playing with her is like playing with a full orchestra.»

«Музыкальность Эллы просто невероятна. Играть с ней — все равно что играть с целым оркестром». Ed Thigpen

Певец — — это тот, кто глубоко чувствует то, о чем поёт и умеет настроить слушателей на свою волну, передав им свои чувства и своё вдохновение. Настоящий певец может напрямую общаться с подсознанием слушателя. Тембр голоса, вокальное мастерство, внешний вид и все остальное являются инструментами для того, чтобы обратиться к подсознанию и поведать ему о чём-то намного более важном.

Откуда же певец берет вдохновение, все эти чувства и переживания? Да, именно оттуда, с Вершин, непосредственно из Вселенной — он считывает информацию, пропускает её через себя и передаёт слушателям. Певец является как бы посредником, устройством. Он обладает именно этим даром: уловить и передать тем, кто в состоянии услышать и понять.

«I sing like I feel.»

«Я пою так, как я чувствую».

Ella Fitzgerald

Осознавая это, уже совсем по-другому воспринимаешь высказывания некоторых музыкантов о том, что они разговаривают с Богом. Тут уже не до снисходительной усмешки, тут уже прикосновение к Тайне. Да, те самые, настоящие музыканты, имеют связь со Вселенной, они черпают вдохновение оттуда и передают, посредством своего искусства, слушателям.

Только такая музыка может вызвать отклик в душе слушателя, все остальное будет фальшивым, даже если:

— петь «чистенько»

— правильно дышать

— в совершенстве владеть нотной грамотой

— правильно и грамотно позиционировать звук

— иметь четкую артикуляцию

— обладать красивым вибрато

— быть внешне привлекательным.

Все равно фальшь. Фальшь! Потому что голос — это как выражение лица, голос выражает те чувства и эмоции, которые носишь внутри, хочешь ли ты этого или нет. Голос у вокалиста — это его выразительный инструмент. Как кисть у художника или скрипка у скрипача. Виртуозное владение инструментом необходимо. Оттачивание и усовершенствование технических навыков — это процесс постоянный и видоизменяющийся.

«She is the most thorough professional I have worked with, every working moment was pure joy.»

«Она — самый тщательный профессионал с которым я работал, каждый рабочий момент был чистой радостью».

Richard Perry

Имея в наличии инструмент и навыки владения им, приходишь к самому главному — самовыражению. Самовыражение основная цель искусства, она первична. Наличие инструмента и навыков вторично, хотя и желательно. Есть неисчислимое количество примеров владения прекрасным инструментом, многочасовых, упорных занятий с лучшими педагогами и средненьким результатом. И есть также огромное количество примеров в истории человечества, когда гений, осознававший в себе силу и связь с этим миром в частности, и со вселенной в целом, заставляет трепетать и преклоняться каждого, кто прикоснется и осознает величину его мысли, силу и магию его искусства. Не всегда они обладали качественным инструментом, а навыки традиционной школы могли вообще отсутствовать, но результат ошеломлял. Хотя волноваться особенно не стоит, Творец всегда заботится об избранных своих и даёт им инструмент для самовыражения, навыки владения которым им известны, хотя не всегда совпадают с общепринятыми канонами. Волноваться стоит о другом. О том, что этим «странным людям» хорошо в своём мире и они не пойдут обивать пороги, настырно стучать в закрытые двери, убеждая чиновников в очевидном. Эти «странные, одаренные люди» не пойдут на унижения и сделки с совестью ради признания своего таланта. А посредственность пойдёт. Ещё как пойдёт! И добьётся большого успеха и даже похвал и признания. Как известно, людям нужны кумиры. Имя посредственности будет у всех на слуху, а «дивный облик» будет буквально преследовать, куда ни глянь. Пронырливая посредственность будет купаться в лучах славы и наслаждаться роскошью. Вот только не надо, мыльные вы мои пузыри, при этом лукаво изображать, что устали, мол, от славы и от внимания, сетовать на узнаваемость и отсутствие личного пространства. Тихонько отойдите в тень. Пусть впереди и на виду окажутся лучшие, которые знают, которые умеют, которые чувствуют, которые могут и должны поведать, рассказать. Взаимодействие с ними сделает мир лучше и мудрее, они здесь для этого, это их жизненная миссия, с них потом спросится за полученный дар. Вот тут-то и стоит заволноваться и спросить: почему им так тяжело (непосильно) быть услышанными? Почему из века в век они страдают и пропадают? Что это за закон, по которому все это действует? Кто должен сделать подарок человечеству и дать возможность настоящим творцам быть услышанными? Человечество или сами творцы? Почему им приходится преодолевать столько трудностей для того, чтобы занять свое законное место на творческом Олимпе и в сердцах ценителей искусства?

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ella, I love You! Не беспристрастно о первой леди джаза Элле Фицджеральд и певческом искусстве в целом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я