Ella, I love You! Не беспристрастно о первой леди джаза Элле Фицджеральд и певческом искусстве в целом

Халина Х. Харт

*Джаз, что это за музыка и для кого она?*Рассказывая о жизни и творчестве великой певицы, мы попробуем понять: почему Элла Фицджеральд по-прежнему остается лучшей джазовой вокалисткой? *Какую роль сыграла блистательная Мерилин Монро в жизни своей любимой исполнительницы? *Почему я, почему про великую Эллу? *Какими качествами и умениями нужно обладать, чтобы овладеть секретами вокального искусства?Обо всем этом в данной книге, которая одновременно выходит на двух языках: русском и греческом.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ella, I love You! Не беспристрастно о первой леди джаза Элле Фицджеральд и певческом искусстве в целом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ДЖАЗ. ЧТО ЭТО ЗА МУЗЫКА И ДЛЯ КОГО ОНА?

Некоторые утверждают, что джаз — это музыка для богатых; другие возражают: нет, джаз это музыка для бедных; есть и те, кто считает джаз музыкой умных, музыкой интеллектуалов, музыкой элиты… Так что же это за музыка? И для кого она? И почему совсем не серьезные и не претендующие на что-то великое и монументальное легкие, заразительные, игривые, джазовые мелодии и ритмы заняли свое достойное место на лучших музыкальных сценах мира? Давайте попробуем найти ответ.

Если обратиться к самым ранним истокам джаза, его корням, то мы окажемся в Гвинейском заливе на побережье Западной Африки. (Кстати, если вы ищете центр планеты Земля, то он расположен именно здесь. Это объясняется тем, что здесь находится пересечение двух важных географических линий — экватора и нулевого, Гринвичского, меридиана).

Итак, в начале 19-го века, на юге Соединенных Штатов Америки, а именно в Новом Орлеане, африканский фольклор и ритмы смешались с европейской гармонией. Так появилось совершенно новое музыкальное направление, которое очень быстро вытеснило коммерческую американскую музыку того времени.

Джазовые музыкальные произведения отличались необычной манерой исполнения, — яркой, живой, напористой, с неизменным раскачиванием (свингом), и, конечно же, импровизацией. Джазовый ритм призывал к соучастию, заставлял двигаться в такт, а мелодия приглашала творить вместе, здесь и сейчас, импровизировать. О чем же хотела поведать эта музыка? Что в ней такого особенного? О чем она и для кого? Она о Свободе. Джаз — это гимн Свободе и независимости. Каждой своей нотой и интонацией эта музыка воспевает Свободу.

Откуда, однако, в этой легкой, веселой, ритмичной музыке такой надрыв, такая потребность? Да все оттуда же, — с берегов Западной Африки, где один человек был в праве эксплуатировать другого, где людей считали за товар и где законным было рабство. Джазовые мелодии зарождались в умах людей несвободных, подневольных, и, как бы жутко это ни звучало, рабов. Рабство ужасно само по себе, рабство забирает у человека самое главное: — свободу и самостоятельность, превращая его в робота, игрушку, предмет. Но у каждого человека есть душа, он не может быть предметом. Поэтому всю потребность в свободе и самовыражении бедные, униженные, презираемые рабы (а уж они-то очень глубоко осознавали и чувствовали цену свободы) выражали в пении и танцах. Душа была свободна, здесь никто не мог указывать, и вся жажда самовыражения в полной мере выплескивалась в импровизации, унося на крыльях творчества ввысь. В синеву неба, туда, где среди свободных облаков летают свободные птицы.

Джаз — это безудержная, бурлящая свобода, джаз — это яркое самовыражение, джаз — это философия и образ жизни. Джаз выполняет очень важную для каждого человека миссию: призывает его к творчеству и соучастию, делает свободным и счастливым. Иначе и быть не может. Джаз возможен везде, ему не нужны средства для выражения: ни холст с красками, ни пуанты, ни перо и чернила. Джаз просто всегда живет в человеке и в любой момент, в любом месте и при любой ситуации может быть исполнен, всегда одинаково спонтанно и ярко.

В этом весь джаз: в яркости, спонтанности, замешанной на искренности, чувственности. Потому, что джаз — это свобода и удовольствие, — или удовольствие от свободы, или ощущение полёта и свободы от получаемого удовольствия. Джаз уместен везде, он может выражать радость, грусть, разочарование, страдание, любовь, восторг, восхищение. Неизменно лишь одно: это всегда свобода.

Думаю, что здесь следует отметить одну очень тонкую грань. Это грань между свободой и вседозволенностью, так как эти понятия очень часто путают. Быть свободным, — это не значит делать все подряд, без разбора. Это значит делать именно то, что считаешь лучшим и правильным в данной ситуации, опираясь на свои личные потребности, желания, устремления, цели и чаяния. Соответственно, быть несвободным, — это выбирать из нескольких скучных, куцых, неинтересных вариантов, предложенных и разрешённых неизвестно кем, неизвестно когда и неизвестно зачем. Зато: так принято, так поступают все, это считается правильным в данном обществе, за это не осудят (ещё как осудят, осудят в любом случае).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Ella, I love You! Не беспристрастно о первой леди джаза Элле Фицджеральд и певческом искусстве в целом предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я