В книге показана юность Александра Македонского – период его становления. Это не научное исследование, а поэма, хотя все герои здесь – это реально существовавшие исторические личности того времени и все события, описанные в книге – это реальные события биографии Александра Македонского. Книга захватывает период – от окончательного завоевания Греции Филиппом II (битва при Херонее) и до начала Восточного Похода (Конгресс в Истме и Олимпийские игры в древней столице Македонии, в городе Эге).
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Александр Македонский. Становление предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 5. Александр. Рождение, юность, учёба и возмужание
Рожденье его под счастливой звездой
Свершилось в столице — Пелле.
Рожденье ребенка да в царской семье —
Это большое веселье!
Праздновал царь, веселился народ,
Маленький принц в колыбели
Спал себе тихо, не зная забот
И не внимая веселью.
Царь македонский, Филипп II,
Жертвы богам могучим
В храмах торжественно приносил,
Под фимиам летучий.
Вот он наследник. И род не помрёт:
Вырастет — в сильные руки
Царство из рук ослабевших возьмёт.
А там и появятся внуки…
Имя ему нарекли Александр,
В храме жрецы и пророки.
Мальчик здоровеньким стал подрастать,
Опережая все сроки,
Славный и умненький не по годам.
(Как это всё преподнесено нам!)
Имя должно освещать ему путь,
Быть его предначертанием.
Его выбирали — большие жрецы,
Сопровождая гаданием.
Род его шел по преданью царей
От самого Геркулеса.
И с материнской другой стороны,
Предок не меньшего веса —
Через великих Эпирских царей,
От самого Ахиллеса.
Так ничего себе, в общем, родство:
Мощный Геракл — сын Зевса!
И Ахиллес, сын Фетиды морской, —
Предок не меньшего веса.
В общем, герой Илиады — Ахилл
Был Александру предком!
И Александр его боготворил,
И чтил почитанием редким.
Он подрастал с потаённой мечтой —
Вырастет, станет героем.
И славные подвиги совершит,
Как под стенами Трои.
В древних развалинах Трои былой,
Где-то в дворце Приама,
Мальчику найден был воинский щит,
Что по семейным данным,
Будто Ахиллу принадлежал.
Мальчик безумно тот щит обожал.
И почерневший от старости щит,
Веря, что щит тот — Ахилла,
Он с помощью старших над ложем прибил.
И гордость его возносила!
Он в детских мечтаниях твёрдо решил,
Как под стенами Трои,
С этим щитом обойдёт целый мир
И станет отважным героем!
Его воспитанием руководил
Сам Стагирит Аристотель.
Филипп Македонский его пригласил
Для постоянной работы.
Тот близ Миезы ликей учредил,
Сына учил и работал,
Там и великой науке служил,
Там же всю жизнь до конца и прожил.
Он-то воспитанника и приучил
К чёткой, системной работе,
С умным подбором числа дисциплин,
Чтоб обучался в той школе с охотой.
Учил пониманию сути вещей,
Он землю, огонь и воду
Расставил, как сущности, по местам,
Учил пониманью природы!
А там — метафизика! Музыка! Театр!
Недаром прошли эти годы.
У пылкого юноши он возбудил
К познаниям страсть и к походам!
И всё это с детства ему заложил,
На все его зрелые годы.
Тот впитывал жадно! Хватал налету!
И всё без нытья и нудоты.
А стимулом было:
«Всё это тебе,
Сгодится в боях и походах!»
Он верил, что это сгодится ему,
Как в битвах героя Тезея,
Героя Ахилла, Геракла со львом,
На службе царя Эврисфея.
И к чести его, надо твёрдо сказать,
Герой из него получился,
Он всё от учителя получил
И многому научился.
А всё, что касалось другой стороны —
Расизма античных греков…
Надменности греков ко всем остальным,
То тут — ни малейших успехов!
Надменности греков он напрочь не взял,
Отринул как мусор негодный.
Хоть это и было основой тех дней,
Элитным учением модным.
Среди племенных и расистских страстей,
Где был Стагирит «громогласен»…
Для мальчика не было близких идей
И труд оказался напрасен.
А чтобы представить ту древнюю жизнь,
Без льстивости и без прикрасы…
Напомним, что наш, современный нацизм,
Немногим, чем этот вот, древний, ужасен.
Да! Древние греки! Поэзии взлёт!
Театры! Скульптура! А храмы!
И как не прикинешь —
Гомер! Гесиод!
То вам не какие-то хамы!
А сплошь тебе милый,
Культурный народ…
Однако ж — нацизм!
Это драма.
А дело всё в том, что творили они —
Всё только для праведных греков.
А вот к остальным относились они,
Как к варварам — нечеловекам.
И все те изящные, милые штуки —
Для эллинов славных! Шедевры их рук!
(А варвары — скот для тяжёлой работы)
И варвар для грека — не брат и не друг!
Ведь варвар, по сути своей, — несвободный,
А раз несвободный, то значит он — раб!
И значит, он должен на грека работать…
Он думать не может и духом он слаб.
Об этом бы можно и не говорить,
Но всё, что в дальнейшем по жизни случится,
За всем и учитель великий стоит,
И то, с чем учитель — не достучится
До своенравного ученика.
С чем тот — так и не согласится!
Просьба к любителям древней культуры —
Не возмущаться и не враждовать.
Ведь даже, при всём изложении этом,
Я тут и не думал её оскорблять.
И всё, что касается древней культуры —
Всё истинно верно! Она велика!
Ещё несомненно, она и прекрасна!
И кто же тут спорит?
Да только пока…
Пока это всё — лишь для эллинов славных!
Самых великих и истинно главных!
А все остальные — лишь только рабы.
Ну и конечно — клеймённые лбы!
Мир тогда чётко весь подразделялся —
Только на греческий и остальной.
И долгое время таким оставался!
Словом, покуда там «меч» и «кинжал»
С силой всё это не перемешал!
Вы может скажете: «Это неправда!»
Но всё это — правда! Включите мозги!
И вспомните: Гитлер все бредни построил…
Всё взявши от греков! Античных! Увы!
Да, даже и «Хайре!» — на «Хайль!» переделал,
Вот и скажите, что мы не правы.
Хайре! И взлёт устремлённой руки!
Греческий! (Ну и нацистский, увы!)
Что? Голословно? Вот вам подтверждение!
То мудрые греки давали ему,
Мальчику юному, при воспитании —
Гебельс в рейхстаге! Один к одному!
Вот вам известный и мудрый Платон!
А вот изречение — истинно, в тон!
«Варвары все — это наши враги!
Они всей природой своей созданы,
Чтоб быть для эллинов — рабами!
И мы естественно должны,
Как с богом данными врагами
Непримиримо воевать
И беспощадно убивать!
И наша ненависть священна!
Она естественна для нас…»
Ответьте честно: Was ist das?
По-моему, нацизм чистейший!
Хоть изречение в стихах,
А потому, оно примерно.
Но вот изложено всё верно!
И передано не за страх,
За совесть, вы уж мне поверьте.
Ну, а не верите — проверьте!
И это вам не Йозеф Гебельс!
Две с половиной тем словам!
То Древней Греции законы
И не дай бог такого вам.
Все те слова сказал когда-то
Нормальный грек, четвертый век,
Философ, умный человек!
А вот другой великий грек.
И тоже умный человек,
Сам Аристотель Стагирит.
И не разбойник, не бандит.
И то не Мюнхена пивнушки,
Когда боролся там за власть,
А позже, канцлером в Рейхстаге,
С трибуны ненависть и страсть
Распространял наш бравый фюрер,
Уже имея эту власть.
Всё это, милые, — в Трактате!
Умно, научно говорил!
К тому ж ещё и очень дельно…
(Он это там — наворотил!)
«О государстве»… Почитайте…
Что? Почитали? Отрезвил?
«Все варвары самой природой,
Рабами грекам созданы.
Они для нашего народа —
На услужение даны.
Они должны на нас работать,
А мы должны повелевать,
Наказывать всех нерадивых,
А если нужно — убивать!»
Это расистское ученье
И неприкрашенный нацизм
Царили в греческом сознании,
Такой вот — «маленький цинизм»!
И вызывал он в душах греков —
Тот стопроцентнейший нацизм.
И он царил тогда у греков,
Меж миром греков и иным,
Другим, не греческим. Потеха?
То не потеха, то — «Стена!»
Или иначе скажем — «Пропасть»,
Что всё равно — цена одна!
В таких условиях суровых,
Противу мнений, Александр
Возглавил новое ученье,
Уйдя за Граник, за Скамандр15.
Он там приветствовал иное
Взаимодействие людей,
Назвав его, как гомонойя —
Единство разума людей!
И среди множества народов,
Уйдя от рассовых идей,
Он жестко пресекал уродов —
Любимцев рассовых цепей.
А Аристотелевы мысли…
(Прочтите всё ж его трактат!)
В котором гений Аристотель…
И был же вроде — демократ…
Там выдавал такие «перлы»,
Не просто, так вот, напрокат…
Он поучал там Александра.
Он там — от рабства адвокат!
И поучал там очень дельно,
Как государство создавать!
В натуре думал «обкатать»
Свои «идеи» за Скамандром.
Да был отвергнут Александром,
Когда пошёл за Бычий Брод,16
Не взяв его с собой в поход.
Как обращаться им с рабами…?
Умно, научно поучал:
«Да, как с животными скотами!»
При этом мудро добавлял,
Дескать работать все должны,
Но мы должны — повелевать!
А те — лишь только исполнять.
«Рабы — это скот, их как диких зверей,
Держать нужно лишь для работы.
Их можно наказывать и убивать.
Без гнева! Без слёз! Без заботы!»
Вот так-вот любезнейший наш Стагирит
Без хитрых лакун и изъятий звучит.
Не слишком дословно и строго наверно,
Но вот, в основном и по замыслу, верно.
А вот Александр — принял общность людей,
Разведенных прежде по расам,
И он осознал, что их разум един,
Присущ он и грекам и парсам.
Но каждый из них ценит только своё!
И только различия сеет:
«Мы, греки! Мы, греки! А это они!
Вы гляньте-ка! Овцами блеют!»
А это — мы, персы! (Одно только — Мы!)
Красивые, сильные персы!
А это не наши — чужие они!
На этом и царствуют «Ксерксы»!
Нацистские бредни, мы в наши года
Успели познать — это наша беда.
А древние нормой считали ту жизнь!
И слова такого не знали — нацизм.
Столетья прошли чередою с тех пор,
А это зловоние живо и ныне!
Но он среди первых когда-то решил
Убрать это всё, не оставив в помине,
Ни спеси племён и ни славы царей…
Ни местных пиявок, ни злых упырей.
Не ставьте в вину неудачу ему.
Он честно своё отработал.
Прогресс человека на том и стоит,
Что кто-то, когда-то работал.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Александр Македонский. Становление предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других