Александр Македонский. Становление

Фридрих Антонов

В книге показана юность Александра Македонского – период его становления. Это не научное исследование, а поэма, хотя все герои здесь – это реально существовавшие исторические личности того времени и все события, описанные в книге – это реальные события биографии Александра Македонского. Книга захватывает период – от окончательного завоевания Греции Филиппом II (битва при Херонее) и до начала Восточного Похода (Конгресс в Истме и Олимпийские игры в древней столице Македонии, в городе Эге).

Оглавление

Глава 4. На ассамблее

(Александр посещает собрание афинских философов. На это собрание сошелся весь цвет афинской публики: ученые, философы, зодчие, музыканты, поэты, литераторы. Они пришли посмотреть на Александра, заинтересованные громкими слухами о нём, пришли поговорить, послушать, «копнуть его», чтобы убедиться в правильности того, что о нём говорят. Председательствует философ Тимей.)

Тимей

Приветствую тебя царевич!

Александр

Без званий можно — Александр!

Я с детства не люблю чванливость.

Мне простота, куда милей.

Но, перебил тебя Тимей,

На том прошу простить меня.

Молчу и слушаю тебя.

Тимей

(Продолжает)

Тебя, я знаю, Аристотель

Учил познанию вещей.

А он совсем не по Платону

Нам поясняет мир идей.

Платон, великий наш философ,

Создатель сущностных идей,

Учил нас всех познанью мира.

О том, что свойства всех вещей

Лишь при раскрытии даются.

Они в понятии о ней,

О вещи, как бы создаются!

Но в виде сущностных идей,

Самой природою даются

Вне наших действий и затей —

Бытуют вечно.

И если мир идей возьмём,

И с ним пойдём прямым путём,

То с неизбежностью придём

К тому, что нет богов на свете.

А то, что ярко солнце светит,

За зимней стужей небосвод

На нашу землю благо льёт.

Порядок в мире, хоровод

Светил на небе мерно движет,

Земля живёт, цветёт и дышит,

За днём приходит тихо ночь…

Чей разум в этом, чья тут мощь?

Кто мирозданию начало?

Кто злому хаосу конец?

Порядка стройного творец?

Не боги разве?

Александр

Ясно, боги!

И мой учитель, Стагирит,6

В своём учении гласит:

Что мир реальный нам являет —

Многообразие вещей.

А этот самый мир идей —

Всего лишь — метод изучения.

На этом знание стоит.

А нет идей — нет и ученья,

И это каждый подтвердит.

Но этот самый мир идей,

Приблизит нас к познанью мира,

Не более самих идей,

Внемлите разуму людей!

Принятье сущностей Платона

Удвоит попросту весь мир:

И твердь, и звёзды и эфир,

Всё продублировано будет.

И не прибавит ничего

К познанью нашему того,

Что окружает в жизни нас.

Коль коротко — такой вот сказ!

И потому, скорее вредно

Ученье мудрое его.

Коль не прибавит ничего

К познанью нашему о мире.

И мой учитель не считает,

Что погрузившись в мир идей,

Мы тотчас ввергнем всех людей

В неверье, смуты или хаос.

Зайдите в храм, через пронаос7

И вы найдете там людей,

Перед богами преклоненных,

Совсем не знающих «идей»,

Платоном мудрым привнесённых.

Мы в храмах зрим Учителей!

Учёных, очень просвещённых,

Их там не меньше, чем иных,

Причём, нисколько не смущённых.

Так что безбожие не страшно

И хаосом нам не грозит,

И мир устойчиво стоит.

Тимей

Все так! Но как же с мудрецами?

Как просвещенных убедить?

Ведь разум здравым должен быть!

Александр

А мудрецы познают сами:

Что как устроено, живёт,

Как движется? Куда идёт?

И здесь «Идеи» — не подмога!

И Аристотель говорит:

Что сущность в вещи состоит.

Сама в себе! И не стоит

Во вне от вещи и отдельно.

Мир вечно движется.

Движенье,

То без начала и конца.

А перводвигатель в покое —

То разум нашего творца.

Ты видишь сам, что не безбожно

Ученье мудрое его

И не содержит ничего,

Что было бы для нас во вред.

И это будет мой ответ.

Тимей

(Улыбнувшись)

Спасибо юноша! Доволен!

Да, мир идеями удвоен

Только в сознании людей.

И мы оставим мир «Идей».

А Стагирит должно не зря

Учил познанию тебя,

Вложил в тебя, и труд, и разум.

Ну, в общем, чувствуется база.

Учителю — большая честь!

Дерзайте, вьюнош! База есть!

Эсхин

(Литератор)

Есть у меня вопрос к тебе.

Скажи мне юноша без лести,

Что ты о данной нам душе

Серьёзно думаешь? По чести!

Александр

Бог — высший разум, а душа

И разум наш — его частицы.

Мы ходим, спим, живём дыша,

А та бессмертная крупица

В нас постоянна и она

Есть наша сущность, пока дышим.

Нам данная, пока живём.

Ну а потом, когда умрём,

Частица наша снова в нём!

В Создателе!

(И усмехнувшись, добавил)

Она — даётся нам внаём,

Пока мы дышим и живём!

Эсхин

Ну не совсем, как Аристотель,

А в общем, правильно. Но я,

В вопросе, этом буду ближе

Скорей к Платону. Да, друзья!

Александр

Я не везде и не во всём

С моим учителем согласен.

Есть ряд вопросов, по каким

У нас сплошные разногласия.

Он рабство наше каждый раз

Умно и дельно утверждает.

Он женщину, красу земли —

Созданьем низменным считает.

Я не согласен в этом с ним.

И разделение народов —

На эллинов и варваров,

Надменный дух изобличает.

Делить людей по племенам,

Достоинство определяя,

По принадлежности их к нам,

Иль чуждыми совсем считая,

Коль их культура не от нас —

Неверно просто. Это раз.

Второе — варваров рабами,

Нам данными самой судьбой,

Считать нельзя. Подход такой

Снаружи, может быть, и красен,

Внутри же словно плод гнилой.

Посев такой дать может всходы

Не в пользу нашей стороне.

Коль где-нибудь в иной земле,

Вдруг поменяются местами

Негреки с греками.

Рабами объявят греков!

Что тогда?

Что делать грекам, господа?

А кто рождён в земле Египта?

Те — что? В неведении живут?

Искусство есть! И знают труд!

Ремёсла их умелых рук —

Известны всем. Есть ряд наук.

Иль это всё — порожний звук?

Не чтут богов? Не поощряют

Народ свой к подвигам, к делам?

Герои здравствуют и там!

Вполне достойные свободных!

И гнусным низменным рабам

Есть множество везде подобных.

И здесь — не менее, чем там!

Ценить людей по их уму,

Их мужеству в борьбе с врагами,

Гораздо лучше, чтоб понять,

Кого из них назвать рабами.

И по стремлению ценить

Сиянье тонкое искусства,

И по уменью проявить

Умно воспитанные чувства.

По знаниям больших наук,

Ремёсел тонких, мореходства,

Поэзии, механики…

Вот показатель превосходства!

Гиперид

(Философ.

Антимакедонская партия)

Но это эллина черты.

Они имеют с нами сходство.

Александр

Не будем брать в расчёт уродство!

Мы видим, люди все равны!

И нужно видеть это сходство,

Здесь лишь достоинства важны.

А не кричать о превосходстве!

Ведь есть же множество достойных

И восхитительных людей

В различных землях и народах.

Так точно в каждой из земель —

Есть также множество уродов,

По всем параметрам плохих.

И по всем признакам ничтожных.

А если всё на чистоту,

То я и вовсе не считаю,

Что рабство должно быть всегда.

Когда заменят труд раба

Машинами, то вот тогда

И раб становится ненужным.

Но это в будущем. Пока

Все это просто невозможно.

Полибий

(Философ)

Мой юный друг! Все это сложно!

Александр

Да, в наше время невозможно

Раба машиной заменить.

И знаю я, что это сложно.

И то, что рабство должно быть.

Сейчас его нам не изжить.

И все ж, со временем, — возможно!

И я мечтаю о единстве,

Об общем равенстве людей,

О гомонойе8всех народов,

От праотеческих корней,

Идущих к нам.

О них забыли.

С тех пор как стали враждовать.

И покоряться только силе.

Но дальше, в будущем… Как знать?

Найдутся и иные формы

Существования людей,

Не вечно царствует злодей!

Каллисфен9

(Философ, племяник Аристотеля

в дальнейшем участник похода в Персию,

активный противник Александровых дел)

И как же вы её создать

Намереваетесь в натуре?

Послушать можно? Как её,

Ту — эту, вашу гомонойю?

Практически-то, как создать?

Тут можно голову сломать.

В уме её, я верю, можно!

Но вот — практически-то как?

Я думаю, что невозможно.

Ни так, ни эдак! И никак!

Александр

(Не желая преждевременно раскрывать свои замыслы

и идеи, чтобы не отпугнуть радикальностью взглядов

своих возможных союзников и понимая,

что это дело будущего, решил прекратить

ненужные споры и перевести разговор на другую тему.

Поэтому согласился.)

Ты прав, все это очень сложно.

Полибий

Разумность в действиях природы

Вы признаёте или нет?

Хотел бы знать, каков ответ?

Александр

Разумность в действиях природы

Я не могу признать ни в чём.

Конечно целесообразность

В ней всё же есть, почти во всём.

Но разума не вижу я.

Ведь разум в действиях бывает,

Когда ты мозгом наделён,

А это только мы да Он!

Полибий

Пожалуй так. Но есть иные,

Те кто считают божий мир…

Что он разумен.

Александр

Где примеры?

В чем её разум? А где бог?

Здесь очень каверзный порог.

Если она сама разумна,

Тогда зачем природе бог?

Один из философов

Да, здесь безбожия порог!

Апеллес

(Художник.

Обращается к философам

с весёлым сарказмом.)

Да прекратите, сумасброды,

Ваш — мракобесия поток!

Давайте лучше о прекрасном.

Прекрасное — всему исток!

(Далее, обращается к Александру)

Скажи мне лучше, юный друг,

Как ты относишься к театру?

Александр

Люблю.

Апеллес

А более того?

Александр

Я обожаю Эврипида.

Могила скромная его

У нас. И чтится, как святыня.

Я перед ним своё чело,

Как перед гением склоняю.

Эсхил! Софокла обожаю!

И «Персов» битвы…, и Орест,

Гонимый девами в Тавриду…10

И «Прометей», к скале, как крест,

В горах прикованный Кавказа…

Гомер…! Способный до экстаза

Своей поэмой довести…11

Да мало ли… Пусть Феб12 простит,

Если запамятовал что-то…

А без театра — путь в болото.

Театр — великий чародей!

И, видимо, на много дней!

Театр мечтаю посетить!

Увидеть — ваши представления,

О ваших трагиках своё

Составить собственное мнение.

(Подумал, молча постоял

И тихо произнёс: «…Фессал!»)

Исократ

Что Александр?

Александр

Да я сказал…

Я вспомнил только что о друге.

Из-за меня он пострадал —

В немилость чёрную попал.

Исократ

(Понимая, о ком идёт речь)

Театр ты можешь посетить.

На днях вот будет «Антигона».13

А после, кажется «Эдип».

Потом и до «Агамемнона»

Черед со временем дойдёт.

Здесь всё известно наперёд!

Мы ожидаем два прогона.

Фалек

(Поэт)

Кто из поэтов вам любезен?

Александр

Алкей и Сапфо, Симонид,

И Антимах, и Бакхилид,

Ион Эфесский, и Солон,

Конечно же — Анакреонт.

И много более того.

Но я не знаю никого

Прекрасней нашего Гомера,

Певца эпических былин,

Творца гармонии и меры.

Тимей

Ну что ж… Прекрасные примеры!

Довольно, право, господа!

Отпустим нашего героя.

Беседа славною была,

Проблемной в чем-то и не скрою

Полезной очень. В добрый путь!

(С лёгким юмором)

Успехов в вашей гомонойе.

Сейчас же лучше отдохнуть,

В Афинах есть на что взглянуть!

Друзьям и спутникам успехов,

Театр дружно посетить,

Побольше с юмором дружить…

Пока ещё не до доспехов…14

В Симпосион! Иль на Пирей —

Среди гуляющих людей!

Смелее милые ступайте.

И с наслажденьем отдыхайте.

Александр

Благодарю вас, господа,

За ваш приём и за беседы,

Услышать мудрые слова

И вашей мудрости отведать…

Мне только жаль, что Диоген

Не пожелал сюда прийти.

Придётся мне к нему идти.

Фалек

(С нескрываемым юмором)

А он здесь больше не живёт.

В Коринфе ныне проживает,

Близ Крания преподаёт

И в винной бочке обитает.

Александр

Жаль, я хотел поговорить.

Коль буду в тех краях когда-то,

Тогда смогу и навестить.

(Обращаясь ко всем)

Была приятною беседа!

Я искренне благодарю,

Все ваши мысли в своём сердце

Я непременно сохраню.

Прощайте, мудрые! До встречи!

(Александр и его друзья уходят)

Примечания

6

Аристотель из Стагира, поэтому Стагирит.

7

Наос — внутренняя часть храма. Пронаос — «перед наосом», помещение ведущее в наос.

8

Единство разума всех людей. Учение появившееся во времена Александра Македонского. Это учение усиленно продвигалось Александром в действие. Иногда оно проводилось в жизнь даже особенно не вдаваясь в его подробности, буквально «вбивалось» (иногда и насильно) всем ходом его деятельности.

9

Есть две версии о гибели Калисфена: первая — он был казнён, а вторая — умер в тюрьме от ожирения. Впрочем, обе версии могут оказаться правильными. Например — долго ождал казни, а кормили хорошо.

10

Здесь идёт перечень выдающихся произведений древности.

11

Александр имел ввиду Илиаду.

12

Феб — одно из имён Аполлона.

13

Здесь речь идёт о выдающихся театральных представлениях древности.

14

То есть пока нет войны.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я