Конторщица

Фонд А., 2023

Попаданка во времена брежневского застоя, где женщина не только хранительница очага, но и активный строитель коммунизма. Директор по управлению персоналом крупной корпорации попадает в тело конторского работника депо «Монорельс». И вот с такими невнятными исходными данными нужно что-то делать дальше.

Оглавление

Из серии: Конторщица

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конторщица предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава 3

На работу я чуть не опоздала.

Пока собралась, пока нарезала кусками мыло (второй шоколадный слой с люфой резался с трудом), пока перевязала каждый кусок узкой атласной тесемкой… Но до сигнала успела!

Я рассортировала еще две стопки бумаг, и потихоньку напечатала пробную анкету.

С печатной машинкой особых проблем не возникло, почти всё как на компьютере, только буквы выбивались туго, а буква «э» западала, и мизинцем не выбивалась вообще (сил не хватало), поэтому приходилось стучать по два раза указательным пальцем. Это слегка затормаживало процесс, но все равно оказалось лучше, чем я боялась. Как менять ленту, я еще не поняла, но, думаю, в процессе научусь.

А вот с расчётами была беда. Калькулятора у Лиды не было. На столе лежали отполированные временем деревянные счёты, но пользоваться таким устройством я не умела совершенно. В детстве, в школе, нам показывали, но принцип действия я полностью забыла. Пока умножала на листочке «в столбик», но для больших массивов данных эдак я всю работу запорю. Поэтому в список необходимого я дописала калькулятор. Не знаю, насколько широко они в это время распространились, но нужно поискать, должны ведь уже продаваться.

За этими размышлениями меня и застала Аллочка, которая велела пройти к Ивану Аркадьевичу.

Памятуя про коварство лестницы, спускалась я на этот раз предельно осторожно.

Сегодня в кабинете Иван Аркадьевич был один. На столе возвышалась целая гора папок, которые он внимательно изучал, морща лоб и что-то яростно подчеркивая карандашиком. Меня он, кажется, даже не заметил.

— Добрый день, Иван Аркадьевич, — обозначила свое присутствие я. — Вызывали?

— Да, Лидия Степановна, присаживайтесь, — со вздохом оторвался от бумаг хозяин кабинета и посмотрел на меня. — Мне передали вашу служебную записку.

Я изобразила внимание.

— Вы предлагаете нам новый метод работы с документами, правильно я понимаю?

Я кивнула.

— А чем вам, Лидия Степановна, не угодил старый метод?

К этому вопросу я готовилась со всей тщательностью. И обоснование выработала. С примерами и иллюстрациями. Кратко, четко, по существу. Весь мой доклад занял минут пять.

Когда я закончила, в кабинете воцарилось молчание. Иван Аркадьевич продолжал смотреть на меня, но теперь уже с интересом.

— В результате данное рацпредложение будет способствовать повышению эффективности труда. Кроме того, если Вы поддержите, и мы отработаем его у нас в депо, то, в случае успеха, попробуем получить авторское свидетельство. А это — нам «плюс» к показателям экономической эффективности использования в народном хозяйстве новых рацпредложений.

— Хм… ладно, оставьте, мы подумаем, — задумчиво сказал Иван Аркадьевич, что-то записывая в своем блокноте.

Окрыленная этими словами, я продолжила:

— И еще вот, Иван Аркадьевич, — я протянула листок с отпечатанной анкетой.

— А это что? — заинтересовался он.

— Анкета-опросник для оценки эмоционального выгорания работников депо, — сообщила я.

— Зачем?

— После проведения диагностики мы будем знать, что и почему происходит у нас в депо и, если выгорание у сотрудников подтвердится, мы сможем вовремя разработать и провести соответствующие мероприятия для повышения мотивации и профессиональной коррекции.

— А вот этого не надо! — рассердился вдруг Иван Аркадьевич. — Не надо! У нас на производстве нет никакого выгорания! Советская власть создает все необходимые условия труда, и не вам, Лидия Степановна, сомневаться в эффективности работы Партии!

Он еще минут пять поорал и выпроводил меня вон.

Мдааа, облом.

С отстраненным видом я шагала по коридору. Хотя, по правде говоря, в душе у меня, словно винегрет в желудке пьяного школьника, болтался триллион самых разных эмоций. Какой облом! Безотказная, идеально обкатанная поколениями менеджеров среднего звена схема в этом времени дала сбой.

Вот как все меняется! В моей (прошлой) жизни этот, придуманный когда-то америкосами, хайп по поводу эмоционального выгорания моментально подхватили и понесли в массы: в каждом уважающем себя офисе или корпорации считалось само собой разумеющимся обращать внимание на всевозможные депрессии и стрессы у сотрудников и периодически показательно нянькаться с ними. А в этом времени все по-другому. Не знаю, хорошо это или плохо. Нужно понаблюдать, подумать… Хотя, как отраслевой социальный лифт, этот способ был самый быстрый и простой…

Пока я баюкала уязвленную гордость, меня окликнули:

— Горшкова!

Высокая узколицая шатенка в трикотажном платье караулила возле щита пожарной безопасности. На фоне кроваво-красных средств пожаротушения ее ярко-голубой наряд выглядел по-гогеновски эпатажно:

— Ты почему стенгазету не делаешь? — недовольно поджав тонкие губы, спросила она. — Скоро смотр, а у нас ничего не готово.

— Успею, — отмахнулась я, — еще дня четыре есть.

— Ты совсем вальтанулась, Горшкова? — густо подведенные небесно-голубыми тенями глаза недобро прищурились. — Откуда четыре дня у тебя есть? Послезавтра стенгазета с утра должна висеть.

— Иван Аркадьевич вчера дал мне пять дней. Следовательно, сегодня — четыре, — пожала я плечами. — До понедельника прекрасно все успею.

— Ты не понимаешь, Горшкова? — изумилась шатенка. — Газета должна уже быть в субботу.

— Почему это? — я начала потихоньку закипать. — Мне сказали в понедельник, значит сделаю в понедельник.

— По кочану это! — лицо девушки сравнялось по цвету с огнетушителем, — в субботу газету нужно повесить. В воскресенье у нас субботник, и никто рисовать тебя не отпустит.

— Подожди, — я капец как удивилась. — Мы что, работаем и в субботу? А в единственный выходной у нас субботник?

— Горшкова, — изобразила боль и страдания шатенка, — в первый выходной апреля у нас всегда субботник. Не сбивай меня. Просто сделай газету, принеси и повесь. И да, гуашь и ватман возьмешь у Звягинцевой.

Я промолчала, переваривая информацию.

— Не столько работы, сколько проблем, — цыкнула шатенка и удалилась, раздраженно цокая каблучками.

Захотелось взять багор со щита и от души ей вломить, но я сдержалась.

Ну, хоть есть повод помириться с Тоней. Звягинцева — ее фамилия, как помнила я из информации на стенде у бухгалтерии. Кстати, фото этой страдающей от невыносимости бытия шатенки я что-то не припомню. Надо будет еще раз посмотреть. Раз она пытается гонять Лидочку, значит какие-то полномочия имеет. А начальство нужно знать в лицо… даже вот такое.

То, что начальство поминать всуе нельзя, я убедилась, когда в коридоре вдруг показалась Щука:

— Горшкова! — хлестнул по ушам окрик, и мои барабанные перепонки чуть не порвались. — Где тебя носит? Ты почему не на рабочем месте?

— А меня Иван Аркадьевич вызывал, — ответила я, хотя внутри неприятно ёкнуло.

— А что это ты зачастила к Ивану Аркадьевичу? — узенькие щучьи глазки еще больше сузились. — Бегаешь, наушничаешь…

— Да нет, Капитолина Сидоровна, — излучая человеколюбие и толерантность, медленно произнесла я. — Сначала меня вызвали по сигналу неравнодушных коллег, где мы прекрасно познакомились с Иваном Аркадьевичем, и теперь вот обсуждаем рабочие моменты…

— Какие еще моменты?! — тут же взвилась Щука.

— Рабочие. Подробности лучше уточнить у Ивана Аркадьевича… если вам это так интересно…

— И уточню, — резко успокоившись, медоточиво улыбнулась Щука.

— Вот и славненько, — отзеркалила не менее сладкую улыбку я. — Всего хорошего, Капитолина Сидоровна. Пойду работать.

Я шла по коридору и посмеивалась. Ну а что, причинил Щуке гадость — на сердце Лиде радость.

В тонином кабинете, донельзя набитом всевозможными вазонами и больше похожим на дебри Амазонки или мангровые заросли влажных тропиков, стихийно образовалось небольшая толпа, человек пять рабочих, все с бумажками в руках.

— Тоня, а я к тебе, — сквозь галдеж громко сообщила я, тщетно стараясь высмотреть за развесистым фикусом подругу.

— Лида, если не срочно, через минут сорок где-то зайди. Мне нужно с уведомлениями закончить, — раздался голос из зарослей, — а вообще, что ты хотела?

— Я за красками пришла, — пытаясь не зацепить горшок с особо вонючей гортензией, сообщила я фикусу. — Для стенгазеты.

— Давай я освобожусь и сама тебе занесу? — прошелестела фикусная листва.

Образовавшиеся свободные сорок минут я решила потратить с пользой для себя — заскочила в отдел кадров и написала заявление на отгул на завтра (у Лидочки их накопилось аж на четыре дня). Во-первых, пора сходить в таинственную квартиру на улице Ворошилова и посмотреть, кто там живет, и почему за коммуналку платит Лидочка. Во-вторых, банально хочется отдохнуть, особенно в виду того, что выходных в ближайшее время не предвидится. Ну, и в-третьих (и это, пожалуй, самая главная причина), — мне хотелось сделать эту чертову стенгазету так, чтобы читатели «рыдали от умиления». От конечного результата зависит многое.

Тоня пришла, как и обещала — через сорок минут, прижимая к себе большую коробку с красками и увесистый рулон ватманской бумаги:

— Вот, здесь все, что есть, — сказала она, тяжело сгружая все это добро на стол, — я тебе еще пару запасных листов даю, вдруг испортишь. Если останется — верни, пожалуйста, нам еще к первому и девятому мая стенгазеты готовить.

— Спасибо, — кивнула я. Видя, что Тоня собирается уходить, добавила:

— Тонь, на секундочку, — я быстро вытащила кусок мыла из сумки и протянула ей. — Это тебе, маленький подарочек.

— Что это? — удивилась Тоня, рассматривая презент.

Мыло ручной работы всегда выгодно отличается от обычного мыла. В первую очередь оно красиво, и при этом удобно. Я постаралась на славу. Густо источающее насыщенный шоколадный аромат мыло-скраб, с одной стороны предназначалось для тела (это где с люфой), а с обратной его можно было использовать как щадящий скраб для лица (который с овсянкой). Перетянутый золотистой атласной ленточкой карминно-коричневый брусок сразу понравился Тоне, и даже очень. Это было видно по вспыхнувшему детским восторгом взгляду. Рассмотрев мыло внимательно, сто раз понюхав, она, наконец, неуверенно сказала:

— Спасибо, Лида, но я не могу его взять…

— Почему это? — удивилась я.

— Ну, оно дорого стоит, наверное… — пробормотала она, — я такого нигде в магазинах не видела. Импортное же. Тебе и самой такое пригодится…

— Ой, да ладно, — отмахнулась я. — У меня еще пару кусков есть. Мне знакомая с Прибалтики много привезла. Вот я и решила с тобой поделиться. Мы же подруги.

— Ну, раз так… — неуверенно протянула Тоня и быстро сунула подарок в карман джинсовой юбки.

Вот и замечательно, первый шаг к примирению сделан. Теперь нужно закрепить:

— Слушай, Тонь, а почему это именно ты краски выдаешь? Ты что, стенгазетами занимаешься?

— Да нет, это Машка опять в декрет ушла, и всю канцелярскую материалку на меня повесили, — вздохнула она. — Мало мне своей работы.

Минут пять Тоня расписывала мне все тяготы конторской службы. Я в нужных местах только успевала сочувственно вздыхать или поддакивать (в зависимости от контекста).

— Слушай, — понизив голос и оглянувшись на дверь, вдруг сказала Тоня. — По поводу стенгазеты. Там из транспортного что-то невероятное затевают — выпросили у меня аж шесть ватманов. Вот. А технари так вообще, говорят, художника привлекли, и он им там все профессионально нарисует. А Ершова хвасталась, что какую-то статью о Гагарине в библиотеке переписала, и теперь это будет самая лучшая газета. Так что шансов у тебя, Лидка, вообще нет. Особенно зная, как ты рисуешь.

— Да мне как-то фиолетово, — пожала плечами я. — Главное, принять участие.

— Ты что, Лида, — покачала головой Тоня, — Забыла какой у нас «сам» повернутый на всем этом?

— Ага, — хихикнула я. — У нас же всегда так: если проиграешь — дадут втык, если выиграешь — все время стенгазеты рисовать будешь.

— А пошли в столовку? — вдруг предложила мне Тоня. — Если быстро пойдем, то успеем пообедать без очереди.

— Ну, пошли, — неуверенно кивнула я.

Я оттягивала знакомство со столовой до последнего. Начитавшись всевозможных историй в той, прошлой жизни, представляла советскую столовую как большое грязноватое помещение с хамовитым неопрятным персоналом и липкими тарелками с невнятной едой. Действительность превзошла мои ожидания: было чисто, а женщина в белом халате приветливо поздоровалась. На выбор был борщ или гороховый суп, на второе — макароны с котлетой, пюре с тефтелями или запеченная рыба. Несколько салатов, и главное — сладкий компот, как в детстве. И стоило все копейки. Я с удовольствием нагрузила свой поднос. А еще мы с Тоней взяли себе томатного сока: на прилавке была сероватая крупнокристаллическая соль в граненом стакане, а рядышком, в стакане с водой — несколько чайных ложечек. Чтобы каждый, значит, мог солить на свой вкус.

Мы вернулись с обеда, и я отправилась сразу в кабинет — если заявление на отгул подпишут, то нужно сейчас успеть доделать всю работу. Я уже открывала дверь, когда меня окликнула девушка (имя ее, к своему стыду, не помню, но она точно была из группы поддержки Зои).

— Лида, — крикнула она.

— Что? — обернулась я.

— Тебе звонили…

Сердце нехорошо заныло.

— Кто? — прошептала я.

— Да Горшков твой, — хихикнула она. — Просил тебя позвать, но ты уже ушла на обед.

Горшков! Моя персональная головная боль…

***

Квартира № 21 в доме 14 по улице Ворошилова встретила меня звенящей тишиной. Я позвонила в дверь, долго никто не открывал, хотя изнутри можно было уловить какие-то звуки, шебаршение, поскрипывание, вздохи.

Примерно через минут десять, когда мое терпение таки лопнуло и я стала решать — уходить домой или попробовать всё выяснить у участкового, дверь вдруг медленно-медленно приоткрылась. Пахнуло спертым воздухом давно непроветриваемого помещения. Я заглянула в полумрак прихожей — там никого не было. А дверь продолжала открываться дальше. Сама! Вдруг явственно послышалось какое-то сопение. У меня волосы встали дыбом, а сердце застучало где-то в горле со скоростью отбойного молотка. С полупридушенным всхлипом я отскочила обратно, в спасительный свет подъезда.

— Тётя, ты ко мне пришла в гости? — вдруг послышался тоненький голосок, с присюсюкиванием.

И тут я, наконец, посмотрела вниз и увидела — из-за двери застенчиво выглядывала маленькая черноглазая девочка, примерно лет четырех. Донельзя замурзанная, в полуспущенных застиранных колготках и байковой кофточке некогда желтого цвета, заляпанной вареньем и кашей. В спутанных до состояния войлока черных волосенках сиротливо болтался полуразвязанный гипюровый бант. При этом девочка выглядела довольно упитанной и щекастенькой.

— Тётя! — она нетерпеливо дернула меня за подол пальто.

— Что? — наклонилась я к ней.

— А что ты мне принесла? — букву «Р» она выговаривала через раз, видимо только научилась и еще не всегда могла ее правильно применять.

— Ты кто? — спросила я. — И где твоя мама?

Блин, у меня даже конфетки для нее и то нет.

— А мамы нету! — заявила малявка, развернулась и устремилась куда-то внутрь квартиры.

— Ты сама? — крикнула я вглубь квартиры, но ответа не последовало.

Я в одиночестве осталась стоять у раскрытой входной двери.

Дурацкая ситуация, я совершенно растерялась: с одной стороны, нужно все выяснить, с другой — как еще посмотрят родители на то, что чужой взрослый человек будет в их квартире наедине с их ребенком в их отсутствие? А с третьей стороны, раз за коммуналку этой квартиры плачу я, значит я (точнее Лидочка Горшкова) не совсем посторонний человек и имеет право, как минимум, выяснить, что здесь творится.

Убедив себя таким вот образом, я вошла внутрь.

Взгляду предстала большая двухкомнатная квартира, донельзя захламленная и нечистая. Здесь, видимо, не убирались лет сто. На столике перед пыльным зеркалом с разводами от помады громоздились десятки флаконов с духами и одеколонами, пузырьки с каким-то непонятным содержимым, большие коробки с тенями (или красками?) всевозможных расцветок, засохшие букетики цветов в пыльных вазах. Одежда, в основном женская, огромными грудами валялась прямо на полу, свисала со стульев. Раскрытые дверцы шкафа демонстрировали такое же забитое мятой одеждой содержимое. Венцом экзистенционального перформанса являлась ажурная шляпа со страусовым пером и вуалью, которая вместо абажура висела на сломанном торшере.

Во второй комнате была только большая незаправленная кровать и валялся перевернутый стул (очевидно, упал под весом наваленной одежды). На смятом комке одеяла сидела девочка и, высунув от усердия язык, губной помадой рисовала каляки-маляки на застиранной простыне.

— Ты что это делаешь? — ласково спросила я, чтобы не напугать ребенка.

— Масясю рисую, — радостно выпалила девочка, тут же соскочила с кровати и продолжила рисовать «масясю» на обоях.

— Тебя как зовут? — продолжила попытку познакомиться поближе я.

— Светка! — девочка со смехом запрыгала вокруг меня на одной ножке.

— А фамилия у тебя какая? — я все еще не теряла надежду выяснить непонятки.

— Светка–пипетка–нехорошая детка! — довольно выкрикнула девочка, затем откусила кусочек помады и протянула остатки мне: — На!

Я аккуратно, стараясь не испачкаться, взяла помаду и пристроила ее на подоконнике.

— Выплюнь! — предложила я ребенку. Светка с готовностью плюнула в меня куском помады. Я еле успела отклониться, иначе пятно на пальто было бы обеспечено.

— Так делать нельзя, — строго заявила я, на что девочка отрицательно покачала головой и сообщила:

— Зя!

— Так как твоя фамилия, Светочка? — опять повторила я.

Ответ поверг меня в шок:

— Горшкова-а-а! — жизнерадостно крикнула Светка, показала мне перепачканный помадой язык и, чуть задумавшись, добавила. — Бяка-масяка!

Пока я пыталась отрефлексировать и сложить дважды два, входная дверь скрипнула и в квартиру вошла красивая молодая женщина. Глядя на нее, я сразу поняла, какой станет Светка-пипетка, когда вырастет.

Издавна существует типаж «демонической женщины». И каждый вкладывает в этот образ что-то свое: у Паустовского — обязательно «скачущая верхом на бешеном караковом жеребце, сидя на нём по-мужски», у Тэффи она непременно любит надеть «пояс на голову, серьгу на лоб или на шею, кольцо на большой палец, часы на ногу», у Достоевского это исключительно красавица, у современных авторов — суккуб или ведьма. Но все отмечают ее некую мрачную до мучительного отвращения притягательность.

Появившаяся в квартире женщина суккубом не была, да и серьги у нее висели в положенном месте, но вот что-то эдакое неуловимое, то ли инфернальный блеск в миндалевидных с поволокой глазах, то ли тяжелая в два обхвата иссиня-черная коса, перекинутая на грудь, сразу давали понять — это именно она, «демоническая женщина».

Не дав мне произнести ни слова, демоническая женщина с надрывом воскликнула:

— Я же сказала, за ремонт отдам деньги на следующем месяце!

Видя, что я не отреагировала никак, демоническая женщина, заломила руки:

— Зачем же вы ходите?! Вы же видите, — она широким жестом обвела захламленную комнату, — у меня ничего нет! Ничего!

— Оличка! — кинулась к ней Светка, и зарылась в подол явно импортного плаща. — Тётя хорошая.

— Так вы не из управы? — округлила глаза женщина. — В смысле не из ЖЭКа?

— Ннет, — покачала головой я.

— И не от Василия? — с затаенной надеждой продолжила вопрошать она.

— Нет, — уже более твердо произнесла я.

— О! — радостно захлопала в ладоши та, — это же прекрасно! Прекрасно!

Она сбросила в сторону опрокинутого стула плащ, и, оставшись в темно-синем узком платье с расшитыми серебряной люрексовой нитью рукавами и воротом-стойкой, плюхнулась на кровать, нимало не смущаясь наличием там каляк-маляк от помады, и оживленно продолжила:

— Вы только представьте! Эти ужасные отвратительные люди… соседи снизу требуют, чтобы я поменялась с ними квартирой! — она слегка наморщила лоб, — так вы точно не из управы?

— Нет, не из управы, — подтвердила я, — и точно не от Василия. А вы мать Светы?

— Это Оличка! — возмущенно крикнула мне Светка и принялась с громким треском отламывать кукле руку.

— Светлана! — поморщилась женщина, — прекрати шуметь, пожалуйста. — У меня опять мигрень начнется.

Светка послушно переключилась на менее громкое выдергивание остатков кукольных волос.

— Не говорите так! Не люблю, когда меня так называют, — с виноватой полуулыбкой развела руками «демоническая женщина», — мы с отцом Светланы познакомились на первом курсе культпросвета, все так быстро завертелось, молодые были… Затем он ушел, а я должна расплачиваться за нашу ошибку одна. Знаете, как мне тяжело…

— Ольга, извините, но… — начала я, но была категорически перебита:

— Ну что вы, какая же я вам Ольга? — с тихой полуулыбкой взмахнула ресницами «демоническая женщина». — Называйте меня Олечка.

«Да чёрт с тобой, хоть бурундуком», — внутренне я уже начала злиться, но виду не подала:

— Олечка, а вы живете здесь, в этой квартире?

— Но вы же видите?! Видите?! — Олечка подскочила с кровати и, нервно ломая руки, заходила туда-сюда по комнате. — Разве это жизнь?! Я — творческий человек, мне нужно много репетировать, а эти мерзкие соседи, они же совсем не понимают, что искусство…

— Я-то вижу, — мне опять пришлось прервать Олечкину экспрессию, — но вы не ответили на вопрос: вы живете в этой квартире? Вы здесь прописаны? Это ваша квартира?

— Да, я здесь живу, — наконец-то насторожилась Ольга. — В каком смысле «прописана»?

Она вся моментально подобралась и пристально глянула на меня:

— А вы собственно кто? Вы же сказали, что не из управы? Почему я должна вам отвечать?

— Я не из управы, — как можно дружелюбнее ответила я. — Сначала ответьте, а я потом всё расскажу.

— Нет! — топнула ножкой, обутой в изящную лакированную туфельку Олечка — Я не буду ничего отвечать! Уходите! Сейчас же!

— Ольга, послушайте… — попыталась достучаться до нее я, но «демоническая женщина» слушать меня не захотела и буквально выпихнула на лестничную площадку.

Глядя на захлопнувшуюся перед моим носом дверь, я задумалась. То, что дамочка не прописана в этой квартире — и ежу понятно. Если я оплачиваю счета за квартиру, значит именно я имею к ней какое-то отношение. Или же Горшков. И вторая загадка — я не смогла выяснить, что связывает демоническую Оличку, Светку и Горшкова, кроме общей фамилии. В то, что Светка не дочь Лидиного супруга, ясно с первого взгляда. Ну не станет экзальтированно-полубогемная «Оличка» яшкаться с жухлым Горшковым. И я тем более никогда не поверю, что на первом курсе он был прям весь такой мачо-мачо, а потом внезапно так конкретно увял. Да и вряд ли Горшков, который не может съесть котлету без гарнира и впадает в истерику от неидеально выглаженной рубашки, смог бы хоть один день выжить рядом с такой «хозяюшкой».

Нет, нужно всё конкретно выяснять, и не тянуть. Я решила наведаться в жилконтору, квитанция у меня с собой есть, и попробовать повыяснять еще там. Вдруг повезет.

Из подъезда я вышла, щурясь от света: сегодняшний апрельский денек выдался прелестно солнечным. Почки на кустах сирени уже стали лопаться, на клумбах кое-где расцвели первые тюльпаны, и пчелы с деловитым жужжанием наперегонки суетились вкруг них. Пахло свежей землей и предвкушением чего-то эдакого.

Я на секунду залюбовалась на какую-то особо скандальную птичку, которая азартно прыгала по веточке и пыталась прогнать всех остальных, когда рядом раздалось покашливание:

— Добрый день, — проскрипел голос, и я обернулась. Рядом со взрыхлённой клумбой стояла, тяжело опираясь на грабли, старушка в шерстяном платочке и плюшевой безрукавке, и с внимательным любопытством разглядывала меня.

— Добрый день, — ответила я.

— А вы к кому? — без обиняков задала вопрос она.

— Да вот в квартиру № 21 приходила…

— Аааа, к Горшковой, — неодобрительно нахмурилась старушка и покачала головой.

— Ага, — кивнула я. — К Ольге. Как там ее по отчеству?

— Сергеевна, — подсказала старушка, — а что она еще натворила?

— Еще? — заинтересовалась я.

И старушка вывалила на меня ворох информации: оказывается, Ольга поселилась пару месяцев назад, за ребенком особо не следила, зато уже трижды залила соседей снизу. Теперь они требуют поменяться квартирами.

— И поет так громко по вечерам, — наябедничала старушка, — людям спать надо, на работу рано вставать, а эта всё голосит и голосит. И нет же, чтобы хорошее что-то спела, про войну там, или про любовь, так она просто завывает и завывает. Тьху, гадость какая, а не пение!

Я сочувственно повздыхала, и воодушевленная старушка продолжила:

— Раньше-то здесь Зинаида Валерьяновна жила, царство ей небесное, месяцев пять как не стало, — она украдкой мелко перекрестилась и добавила, — хорошая соседка Зинаида была, душевная, она маляром у нас работала, а как совсем на пенсию вышла, так быстро и преставилась. Квартиру, говорят, отписала на какую-то племянницу, своих-то детей у них с Фёдором не было, а где та племянница, незнамо.

— А Ольга эта… Сергеевна откуда взялась? — меня распирало любопытство. Очевидно, что племянница и Лидочка — одно лицо.

— Да вот непонятно, — развела руками старушка, — приехала и живет здесь, как у себя.

— Но она же не прописана?

— Конечно не прописана, — кивнула старушка, — еще же полгода после смерти Зинаиды не прошло.

— А участковый куда смотрит?

— Так дело в том, — старушка воровато оглянулась вокруг и, наклонившись ко мне, тихо зашептала, — ходит к ней опиюс один, говорят, обкомовский. Так кто же с ней связываться-то будет? Семён, участковый наш, разок было сунулся и все.

— А соседи снизу?

— Да у них выхода нет, — вздохнула старушка, — Наталья только-только ремонт сделала, обои поклеила, а эта ее сразу и затопила. Она опять все по-новой перебелила — так та опять затопила. А когда на третий раз текло так, что аж полный подвал воды был, Наталья и не выдержала, скандал ей такой устроила, что кошмар.

— И чем все закончилось?

— Да ничем, — отмахнулась старушка, — опиюс ейный там порешал что-то, Наталья и молчит, сколько мы ее ни спрашивали.

Распрощавшись с дотошной старушкой, я заторопилась домой. Нужно искать документы на квартиру, да и Горшков рано или поздно объявится и нужно спланировать непростой разговор. Но главное — я тут проходила полдня, а дома меня ждет эта чёртова стенгазета.

На обратном пути я заскочила на переговорный пункт: в разгар рабочего дня очередь была небольшая — лысоватый дедок, нервно мнущий в руках клетчатую кепочку, молодая мамочка с карапузом и тощий мужчина в короткой джинсовой куртке. Так что скоро меня уже вызвали в кабинку, где со второй попытки удалось дозвониться в секретариат «Всесоюзного астрономо-геодезического общества» (ВАГО).

На том конце провода долго-долго шли гудки, но потом прокуренный женский голос равнодушно подтвердил, что таки да, меня взяли в члены общества, (ура-ура), но билет пришлют только на следующей неделе, так как какой-то там ответственный товарищ в отъезде, а без него поставить печать ну никак нельзя. Тем не менее, я в списках уже есть и, значит, официально состою в ВАГО. Отлично! Я практически полноценный астроном-любитель, во всяком случае у меня теперь есть формальное подтверждение.

В ВООП («Всероссийское общество охраны природы») я дозвониться так и не смогла. Ну, и ладно, не всё сразу.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Конторщица предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я