Учебное пособие служит базовой основой для системных связей с соответствующими кафедральными дисциплинами и спецкурсами. В учебном пособии представлены темы по изучению нового базового авторского курса «Финансовый мониторинг» с учетом обобщения авторами имеющейся литературы, нормативных актов и интеграции профессионального опыта в сфере деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу. Авторы рассматривают вопросы финансового мониторинга как новой комплексной науки, объединяющей юридические, экономические и информационно-аналитические темы. Учебное пособие предназначено для студентов юридических вузов, а также может быть полезно банкам и другим организациям, индивидуальным предпринимателям, которые оказывают услуги своим клиентам при проведении операций с денежными средствами и иным имуществом.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансовый мониторинг. Том I предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Предисловие
В современных условиях мировое сообщество повсеместно активизировало свои усилия в целях противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, распространению оружия массового поражения. В России эта деятельность тоже приобретает актуальность и рассматривается государством как одна из первостепенных проблем, которая должна быть решена совместными усилиями всех цивилизованных стран.
В целях усиления борьбы с этим злом в России была создана Федеральная служба по финансовому мониторингу, которая призвана осуществлять функции по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утвержденным Указом Президента РФ от 13.06.2012 № 808[1].
Руководство деятельностью Росфинмониторинга осуществляет Президент Российской Федерации.
Правовой статус и основные направления государственной деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу, полномочия ее директора, функции и структура аппарата управления предусмотрены Указом Президента РФ от 13.06.2012 № 808[2].
В 2015 году было отмечено, что за 15 лет своего возникновения и развития Федеральная служба за такой короткий по историческим меркам срок становления нового государственного органа добилась выдающихся успехов, которые поставили ее в один ряд с финансовыми разведками других стран и даже выше — на один уровень с США. Как мы все помним, в июне 2000 года страна была включена Группой разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в черный список. От полного «неуда» за то, как Россия борется с «грязными» деньгами, мы пришли к признанию нашей системы ПОД/ФТ одной из самых прогрессивных в мире[3]. Росфинмониторинг стал полноценным участником на всех ключевых международных площадках в профильной сфере (ФАТФ, МАНИВЭЛ, Группа «Эгмонт», ЕАГ, Совет руководителей подразделений финразведок СНГ). Росфинмониторинг обрел уважение и влияние[4].
Сегодня ФАТФ оценивает Россию не только по показателям работы Росфинмониторинга, но и по показателям эффективности всех звеньев национальной антиотмывочной системы: от финансовых организаций, которые поставляют сведения о подозрительных операциях, до судебных органов, выносящих приговор о конфискации преступно нажитых доходов[5].
В Указе Президента РФ № 808 перед Федеральной службой по финансовому мониторингу поставлены следующие цели: вырабатывать государственную политику и нормативно-правовое регулирование в этой сфере; координировать соответствующую деятельность федеральных органов исполнительной власти, других государственных органов и организаций. Кроме того, Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет функции национального центра по оценке угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и по выработке мер противодействия этим угрозам[6].
В целях дальнейшего улучшения всей системы финансового надзора и финансовой разведки в Указе Президента РФ № 103 наряду с другими новыми задачами перед Федеральной службой по финансовому мониторингу была еще одна важная задача: активизировать подготовку высококвалифицированных специалистов по данному профилю и обеспечить развитие научных исследований.
Указ Президента РФ № 808 дополнен пунктом 24.2, в котором поставлена эта задача. Там сказано, что Федеральная служба по финансовому мониторингу «организует и (или) обеспечивает научную и научно-исследовательскую деятельность в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, а также подготовку кадров в этой области путем реализации основных профессиональных образовательных и дополнительных профессиональных программ»[7].
В ходе разработки новых основных профессиональных образовательных и дополнительных профессиональных программ как раз и подготовлено данное учебное пособие.
В нынешних условиях резкого обострения борьбы с терроризмом нужны креативные решения проблем в сфере противодействия легализации преступных доходов, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения. Поэтому методология учебного пособия построена на принципах системного подхода, который интегрирует проблемы права, экономики и финансов, интеллектуальных кибернетических систем, информационных технологий и баз данных применительно к тематике противодействия легализации преступных доходов, финансированию терроризма и распространению оружия массового уничтожения.
Следует иметь в виду, что представленное здесь учебное пособие отнюдь не заменяет собой системное изучение учащимися и практическими работниками требований международного права и российских нормативных правовых актов, а также актов официального и доктринального толкования права, других правовых актов в целях надлежащей профессиональной деятельности. Данное учебное пособие ни при каких обстоятельствах не должно рассматриваться как официальный источник разъяснения и истолкования тех или иных представленных в нём вопросов, так как он является авторской работой ученых, все суждения которых не будут и не должны рассматриваться правоприменителями как обязательные и официальные.
Читателям надо принимать во внимание, что Федеральный закон от 29.07.2017 № 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает ряд норм, которые напрямую относятся к вопросам учебного пособия и нуждаются в самостоятельном изучении. Обращаем внимание и на то обстоятельство, что система подзаконных актов в ближайшем будущем тоже будет претерпевать значительные корректировки. Поэтому нужно следить за изменениями в законодательстве и учитывать их для правильного исполнения требований законов и подзаконных нормативных актов.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Финансовый мониторинг. Том I предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
1
См.: Указ Президента РФ от 13.06.2012 № 808 (ред. от 08.03.2016) «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» (вместе с «Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу») // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru; СПС «КонсультантПлюс».
3
Об основных направлениях в сфере ПОД/ФТ см.: Чиханчин Ю.А. Вступительное слово // Финансовая безопасность. — 2015. — № 14.