Те, кто хорошо знаком с инструментарием и методологией Бережливого производства и lean знают, что большинство методов и инструментов используют принцип визуального представления информации. До сих пор эта тема затрагивалась только частично, применительно к описанию того или иного метода или инструмента. В книге описаны механизмы и правила работы визуализации, используя реальные примеры, которых за годы практики накопилось достаточное количество. В первой части книги вы узнаете, что отличает обыкновенную и не рабочую визуализацию от качественной и эффективной. Вы познакомитесь с правилами применения визуализации, а также с областями её применения. Вторая часть книги посвящена описанию примеров из различных сфер деятельности, а также, примеров, связанных с применением отдельных методов lean.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Визуализация для эффективности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Что можно визуализировать?
Ответим сразу. Визуализировать можно всё, что угодно. Главное, чтобы в этом был смысл, а конкретная визуализация выполняла соответствующие функции в соответствии с поставленными целями и задачами.
В настоящей книге мы приводим 8 разных направлений применения визуализации, с примерами и описаниями. Эти направления наиболее широко распространены и применяются в бережливых компаниях. Уверен, вы найдёте их полезными. Однако, приведённые в настоящей книге примеры — это всего лишь небольшая часть того, что можно сделать с помощью визуализации. Приведённые примеры служат хорошей пищей для ума. С помощью них и правил применения визуализации, вы сможете сильно «обережливить» вашу компанию. Вы сможете разработать свои средства визуализации для своих задач, которые будут помогать конкретно вам в вашей ситуации. На это рассчитана настоящая книга.
Основная проблема неполного и не эффективного применения визуализации заключается в том, что многие не знают о возможностях и правилах её применения, или не выполняют их по разным причинам. С этим мы и будем бороться.
Посмотрим, что можно визуализировать и зачем:
Наглядная агитация. Первое и самое распространённое, за что берутся бережливые организации. Здесь мы можем визуализировать лозунги, призывы к действию, поговорки и любые мысли.
Существует множество задач для применения наглядной агитации. Приведём лишь самые мощные из них.
Формирование правильных парадигм. Постоянное получение нужных установок не только от руководителя, но и через визуализацию способствует формированию правильных парадигм. Этой отдельной глубокой теме посвящена книга «Управление изменениями. 48 правил формирования бережливой культуры» и тренинг «Управление изменениями».
Обеспечение бдительности применительно к безопасности или качеству. Здесь фокус внимания работника периодически направляется на отдельные его действия, которые могут повлечь брак или травму. Такой визуализации не должно быть много, она должна находиться в нужных местах, чтобы её можно было воспринимать в определённый, подходящий момент времени.
Воспитание ответственности (коллективной и личной). Визуализация для этой задачи может взывать к совести и внутренним моральным качествам работника, приобщать его к коллективу. Это визуализация типа «берегите природу — мать вашу».
Подготовка к изменениям. Информация ненавязчиво говорит людям о том, что скоро произойдёт в будущем. Это могут быть планы, баннеры с видением и т.п. Эта тема также раскрывается в книге «Управление изменениями. 48 правил формирования бережливой культуры».
В результате применения наглядной агитации можно подготовить коллектив к применению отдельных методов и инструментов lean, можно подготовиться к изменениям и сформировать правильное или нужное отношение персонала к тому или иному рабочему вопросу.
Аналитика. Очень полезное в работе направление визуализации. В качестве аналитики визуализируют карты потока создания ценности, карты процесса, диаграммы Спагетти и Ямазуми и прочие инструменты анализа. Кроме того, простая записать проблемных вопросов и ранжирование их на доске также можно отнести к визуализации аналитики.
Основные задачи визуализации аналитики можно выделить следующие:
Лучшее восприятие и анализ информации. Как уже было сказано выше, если информация представлен визуально, она лучше воспринимается и усваивается. Особенно это важно для больших объёмов информации, например, для карт потоков. Кроме того, это важно для неизвестной ранее информации, или для изменения имеющегося представления о той или иной информации. Работа с визуальной информацией (прочтение, формулирование, ранжирование, обсуждение) способствует полному пониманию и длительному запоминанию. Об этом мы говорили в разделе «Особенности восприятия».
Формирование единого представления. Достаточно распространённая задача, особенно при оптимизации потоков и процессов с помощью методик картирования. Как известно, разные участники одного и того же процесса либо не представляют его в целом, либо имеют сугубо индивидуальное представление об одном и том же процессе. Когда мы занимаемся картированием, мы каждый раз наблюдаем, как участники узнают новую информацию о процессе, в котором они работают. Визуально представленная аналитика, в частности карты процессов и потоков, помогает сформировать единое понимание анализируемой информации. В сложных и запущенных процессах уже этого бывает достаточно для решения множества проблем.
Моделирование ситуации. Эта задача объединяет предыдущие две, она решается при визуализации будущих состояний, например, потока, процесса или планировки участка. Будущее состояние представить не просто, особенно при отображении объёмных данных: больших процессов, участков и т.д. Ещё сложнее сформировать его идеальным или по крайней мере, оптимальным. И конечно же сложно получить общее представление о будущем состоянии у всех участников (процесса, потока или рабочей группы). Для этого визуализируется аналитика. Она упрощает работу с неизвестной информацией и формирует общее представление.
Логистика. В данном широком направлении визуализируют указатели, места подвоза и хранения, элементы системы вытягивания, планировку участков и всё, что может сэкономить время и сократить ошибки при перемещении материалов, деталей, сырья и т.д.
Основные задачи, которые можно поставить при визуализации в направлении логистики могут быть следующие:
Сэкономить время работников. В частности, тех, кто доставляет материалы и комплектующие. Этому способствует визуализация системы координат, указателей, планировок, стандартных маршрутов и т.д. Сэкономленное в данном случае время особенно актуально, если простои логистики влияют на основной процесс, т.е. провоцируют простои в производстве.
Встроить вытягивание. Существует большое количество вариантов визуализации, связанных с выстраиванием системы вытягивания, например, доски и карточки канбан, визуализация уровней запаса, визуализация сигналов на пополнение и т.д. Так или иначе, при выстраивании системы вытягивания, визуализация будет выполнять и другие, приведённые здесь задачи.
Исключить возможность ошибки. Визуализация мест доставки, хранения и расположения, а также визуализация маршрутов может не только сократить потери, но и избежать путаницы и ошибок. Данная задача должна решаться при частых ошибках в поставках, например, когда деталь или незавершённый продукт по ошибке подвозят не туда, куда надо.
Сократить перемещение или транспортировку. При наличии нескольких возможных вариантов маршрутов, для сокращения потерь по транспортировке и перемещениям, часто прибегают к визуализации оптимальных маршрутов. Решение данной задачи особо актуально, когда существует риск влияния на основной процесс.
SFM — управление из места создания ценности. Это комплексный подход к управлению, все постулаты которого не опишешь в книге такого небольшого объёма, как эта. В это направление подходит вся визуализация, связанная с управлением, начиная со стандартных рабочих распорядков, проблем и ключевых показателей и заканчивая планами работ и расстановкой персонала.
Основные задачи, которые может решать данное направление визуализации, следующие:
Быстрое выявление проблем и отклонений. Когда тот или иной индикатор процесса или ключевой показатель находится перед глазами, мы можем своевременно увидеть отклонение. Это необходимо, чтобы быстро среагировать на него: найти и устранить проблему в самом начале, пока она не переросла в серьёзную и необратимую.
Формирование культуры прозрачности. Важная задача, необходимая при формировании бережливой культуры. Суть её заключается в следующем: большинству людей в России не привычно, не комфортно и даже страшно, показывать какие-то результаты, характеристики или ключевые показатели процесса. Тем более, если речь идёт о проблемах. Когда у всех на виду весит полная информация о деятельности участка, руководитель может чувствовать себя практически голым. С другой стороны, проблемы традиционно воспринимаются как негативная сторона работы, а проблемы в процессе часто принимаются руководителями на свой счёт: если есть проблемы в процессе, значит что-то не так с руководителем. На самом деле, проблемы существуют везде и всегда, хороший руководитель или плохой определяется не по возникающим проблемам, а по тому, как руководитель их решает (быстро и на всегда, или медленно и на время). Таким образом, визуализация в системе управления помогает преодолевать психологические барьеры руководителей и коллектива, обнажая проблемы и помогая всем лучше понимать устройство и состояние процесса.
Конец ознакомительного фрагмента.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Визуализация для эффективности предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других