Икона и газонокосилка. Принципы воспитания

Филип Мамалакис, 2016

Семейная жизнь и воспитание детей – это совместный путь в любви, а не просто серия задач, требующих решения. Автор этой книги, Филип Мамалакис, американский православный богослов, педагог и семейный психолог, отец семерых детей, представляет свой уникальный подход к воспитанию, объединяющий библейские принципы и лучшие достижения современной психологии и педагогики. Цель книги – помочь родителям понять, как ежедневные проблемы воспитания соотносятся с нашим путем ко Христу и путем нашего ребенка ко Христу. Она рассказывает, как не потерять в процессе главный ориентир, главную цель жизни верующего человека – спасение души, предлагая при этом действенные и остроумные приемы решения проблем повседневной жизни. Книга будет полезна любому родителю, заинтересованному в мотивированном воспитании, и позволит выбрать свой путь в решении сложных задач семейной жизни.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Икона и газонокосилка. Принципы воспитания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Принцип II

Отвечать, а не реагировать

Глава 3

Отвечая нашим детям

Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией.

Иак. 1:19–20

Когда моей дочери Александре было четыре года, она часто била свою сестру Кассиани, которой в ту пору было два. Как только Кассиани раздражала ее, Александра теряла терпение и пользовалась кулаками. Кассиани плакала, и нам приходилось вмешиваться. Однажды, после того как Александра ударила сестру уже в седьмой раз, моя чаша терпения была переполнена. Я указал на нее пальцем и прокричал:

— Прекрати злиться на свою сестру!

Александра застыла и уставилась на меня. Я тоже остановился, посмотрел на свою вытянутую руку и понял, что я сам был рассержен, хотя и требовал от нее воздерживаться от гнева. Лицемерие этой ситуации было налицо. Я задумался над тем, чему я учил Александру. Возможно, я показывал ей пример (моделировал поведение), как реагировать, когда сердишься, говоря при этом, как не нужно реагировать, когда сердишься. Возможно, я показывал ей, что взрослые говорят одно, а делают другое. Возможно, я учил ее тому, что детям нельзя сердиться, а взрослым можно. В любом случае я не учил ее ничему хорошему. И конечно, я причинил ей вред, испугав ее.

Искушение реакцией

Реакциями мы называем автоматические, инстинктивные высказывания и действия, которые происходят в нашем общении с детьми без необходимого осмысления и рефлексии. Все родители реагируют, делая это разнообразно, по множеству причин. Родители чувствуют позыв реагировать на детские выходки замечаниями, указаниями, гневом, критикой, осуждением, обвинением, наказанием или просто опускают руки. Проступки детей могут огорчить, заставить испытывать стыд, превзойти наше терпение или шокировать. Мы можем чувствовать себя так, как будто лишились контроля над детьми, или что наш авторитет подорван. Некоторые родители ощущают необходимость постоянно исправлять каждую «ошибку» ребенка. Христианские родители могут реагировать, когда видят, что дети ведут себя эгоистично или «не по-христиански».

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Икона и газонокосилка. Принципы воспитания предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я