Убийство в переулке Морталити

Фергюс Хьюм

Однажды писатель Френк встречает на улице странного человека, ищущего переулок Морталити. Тот вел себя очень подозрительно, поэтому Френк решает проследить за ним. В итоге это приводит к тому, что неожиданно герой становится свидетелем убийства и помогает детективу его расследовать. Убийство таинственным образом связано с перуанской статуэткой. Удастся ли поймать коварного убийцу?

Оглавление

Глава 3. Теория мистера Торри

— Загадка Синей мумии, — с удивлением повторил Фрэнк, — что вы имеете в виду?

— Скорее, речь о загадке двух Синих мумий. Вот они.

Торри достал из кармана две маленькие глиняные фигурки в форме мумий, окрашенные в темно-синий цвет. Каждая фигурка была шесть дюймов в длину. Из глины были идеально вылеплены как безжизненные лица, так и полосы и повязки поверх тел. На груди каждой фигуры виднелось изображение солнца, испускающего спиральные лучи света. Эти идолы были, несомненно, очень древними и являлись прекрасными образцами керамического искусства. То, что останки мертвой цивилизации оказались связаны с современным уголовным делом, немало удивило Фрэнка.

— Без сомнения, это египетское искусство, — сказал он, рассматривая одну из фигурок, — хотя я не сведущ в таких делах. Где вы их взяли?

— Одна была найдена в кармане мертвой женщины, другая на земле рядом с телом мужчины. Это еще одно доказательство того, что существует связь между двумя преступлениями.

— Любопытно, — пробормотал Фрэнк, не отрывая глаз от фигур. — Интересно, что они символизируют? Если бы мы узнали, мы бы могли раскрыть мотив этого двойного преступления.

— Я полагаю, вы не знаете, что означают эти идолы, сэр?

Фрэнк покачал головой.

— Нет, — сказал он, — но я знаком с египтологом, который мог бы рассказать нам о них. Я отнесу их ему, если хотите, мистер Торри.

— Возьмите одну, поскольку они одинаковые, — рассудительно ответил детектив, — и спросите своего друга не символизирует ли эта фигура какого-нибудь бога. Но послушайте, мистер Даррел, — добавил Торри более живым тоном, — я ответил на все ваши вопросы, теперь вы должны ответить на некоторые из моих.

— Охотно. Что вы хотите знать?

— Расскажите мне обо всем, что произошло с того момента, как вы увидели рыжего мужчину в переулке Друри, и до того момента, как вы обнаружили его труп.

Фрэнк рассказал о своем приключении в переулке Друри в субботу вечером или, вернее, в воскресенье утром. Детектив молча слушал, не отрывая глаз от рассказчика, а когда Фрэнк замолчал, он задал ему ряд вопросов, записав ответы на них в небольшой записной книжке. Здесь стоит отметить, что мистер Торри использовал шифр, который никому, кроме него самого, не был известен, так что, даже если бы он потерял свою записную книжку, ее содержание никому бы ничего не сказало.

— Значит, этот человек говорил как образованный джентльмен?

— Конечно, его произношение было очень изысканным.

— В какое время он обратился к вам впервые?

— Вскоре после двенадцати часов.

— Сколько времени вам понадобилось, чтобы дойти до переулка Морталити?

— Десять минут, я думаю. Было двадцать минут первого, когда он ушел от меня.

— Думаю, на то, чтобы сбить вас с толку, потребовалось время?

— Примерно минут сорок, — прикинул Фрэнк. — Мы вернулись в переулок Морталити вскоре после того, как часы пробили час ночи. Затем я немного поговорил с извозчиком, который, как выяснилось, ввел меня в заблуждение согласно инструкциям, и я помню, как он сказал, что едет домой, потому что шел уже второй час ночи.

— Значит, убийство было совершено между половиной двенадцатого и часом ночи?

— Да, я уверен, что это так. Мы с Байком нашли труп уже во втором часу. Он был еще теплым, — Фрэнк содрогнулся.

— Полагаю, рыжему мужчине было не по себе в вашей компании?

— Ну, он шел на безопасном расстоянии от меня и все время держал правую руку засунутой за пазуху своего пальто.

— Да, там был револьвер, — равнодушно сказал Торри. — Мы нашли его, когда обыскивали тело. Но, — добавил детектив, — мы не нашли ценности, которые он нес.

— Ценности! Какие ценности?

— Не могу сказать. Бумаги, или драгоценности, или деньги; я уверен, одно из трех.

— Но с какой стати вы считаете, что он нес ценные вещи? — спросил Фрэнк.

Торри пожал пухлыми плечами.

— В противном случае он бы не нес револьвер, — заметил он.

— Это могло быть сделано для защиты от преступников, в принадлежности к которым он меня подозревал, — придирчиво возразил Фрэнк.

— Нет, — решительно ответил Торри, — я так не думаю. Он нарочно надел потрепанную одежду, чтобы ничто в его внешности не указывало бы на то, что его стоит ограбить. Бедняк, слоняющийся по полуночным улицами, не привлечет ничьего внимания, кроме разве что полицейского, но в этом случае он бы не осмелился использовать свой револьвер.

— Почему нет? — спросил Фрэнк.

— Потому что он рисковал быть арестованным, и его настоящее имя — которое, очевидно, он очень хотел скрыть — стало бы известным. Нет, мистер Даррел, у мертвого был какой-то ценный предмет или, возможно, у него было немного денег, и он нес револьвер, чтобы защитить себя от ограбления. И это предположение, — заключил детектив, потирая пухлые колени, — подводит меня к моей теории.

— К вашей теории?

Торри указал на фигурку, которую держал Фрэнк.

— Приводит меня к загадке Синей мумии.

— Я не совсем понимаю, как вы это связываете.

— Что ж, — сказал Торри, — это все теория, признаю, но я считаю, что рыжий мужчина принес некоторые ценности — деньги, драгоценности или бумаги — женщине в переулок Морталити. Когда он принес драгоценность — для простоты назовем это драгоценностью — она отдала ему Синюю мумию.

— Почему?

— Полагаю, это своего рода расписка. Рыжий взял фигурку в свою правую руку, намереваясь положить ее в карман. В этот момент, получив драгоценный камень, женщина ударила его ножом, и он, вытянув левую руку, чтобы защититься, схватил и порвал кружево на ее накидке. Естественно, поскольку он получил смертельную рану — он был ранен в сердце, знаете ли, — Синяя мумия упала из его руки и поэтому позднее нашлась на земле рядом с его телом.

— Очень оригинально, — скептически признал Фрэнк, — но чистая теория.

— Без сомнения. Каждый детектив должен теоретизировать в той или иной степени, чтобы иметь основу для работы. Но вы должны признать, что моя теория реалистична.

— Конечно. Но что насчет второй Синей мумии?

— О! Я полагаю, что после совершения убийства эта женщина отправилась на встречу со своим будущим убийцей возле Иглы Клеопатры. Она отдала ему драгоценность, которую он, несомненно, ожидал получить, и он отдал ей, также как расписку, фигурку второй мумии. Она положила ее в карман и начала отворачиваться, и тут он ударил ее ножом. Затем он попытался сбросить тело в воду, но, будучи прерванным, убежал, оставив работу невыполненной.

— Но, — возразил Фрэнк, обнаружив, как истинный критик, недостатки в этой теории, — почему вы думаете, что убийца передал эту фигурку своей жертве? В первом случае, когда она сама была убийцей, она отдала мумию рыжему, поэтому возможно, что и вторая мумия заранее была у нее в кармане.

— Нет, если моя теория верна, — раздраженно возразил Торри. — Женщина отдала мумию рыжему в качестве расписки за драгоценный камень; в свою очередь, она получила вторую фигуру при передаче драгоценного камня своему убийце.

— Если так, то почему, получив то, что хотел, он убил ее?

— Узнайте это, и я найду убийцу, — мрачно сказал Торри. — Что ж, мистер Даррел, вот вам детективная история из реальной жизни. Что вы думаете о сюжете, созданном случайно?

— Сюжете! — повторил Фрэнк. — Я бы лучше назвал это загадкой — и ее совершенно невозможно отгадать.

— Вы, сэр, никогда не станете детективом, если эта тайна так рано вас обескураживает.

— Но я не понимаю, с чего вы собираетесь начать.

— Ну, — сказал Торри, — во-первых, инициалы. Я пойду в тот магазин на Бонд-стрит и выясню, что означают буквы «Дж. Г.», определю личность убитого и, таким образом, получу возможность узнать о его прошлой жизни. Там я могу обнаружить мотив преступления. Сама по себе маркированная рубашка является хорошей отправной точкой, но есть еще один ключ — кэб.

— Кэб? — повторил Фрэнк. — Тот, которым правил Генри? Генри — так зовут кэбмена, нанятого рыжим. Или второй кэб, принадлежащий Байку, на котором ехал я?

— Ни тот, ни другой. Я имею в виду третий кэб, которого не было на стоянке, когда вы вернулись в час ночи.

— Я не понимаю, какое отношение имеет к делу эта карета.

— Мистер Даррел! — мягко воскликнул Торри. — Вы можете быть хорошим писателем, но, простите меня, сэр, вы очень плохой детектив. Разве не разумно предположить, что женщина, желающая оказаться как можно дальше от места своего преступления, выйдет из переулка Морталити и сядет в третий кэб? Также вы не должны забывать, что у нее была назначена встреча у Иглы Клеопатры, и, возможно, ей пришлось ехать быстро, чтобы успеть.

— Да, но ведь, общаясь с извозчиком, она рисковала быть… опознанной? Она должна была знать, что, когда убийство обнаружат, полиция, вероятно, угадает, что она передвигалась в кэбе и спросит о ней у извозчика. Он даст ее описание и…

— О, это все так, — сказал Торри, отклоняя возражение взмахом пухлой руки, — но женщина ни на минуту не догадывалась, что вмешается случайность, и что с помощью ее смерти мы получим доказательства ее преступления. Она думала, что она без труда сбежит. Я также полагаю, что она была замаскирована или, возможно, слишком взволнована, чтобы обращать внимание на риск, которому подвергалась. Во всяком случае, я уверен, что она уехала на третьем кэбе, и я собираюсь найти извозчика.

— Как вы его найдете?

— Расспрошу Генри и Байка. Более того, этот извозчик может и сам находиться на стоянке кэбов. Вот что я вам скажу, мистер Даррел! — воскликнул Торри, вставая на ноги. — Давайте разделим работу. Вы сходите в фирму «Харкот и Харкот» на Бонд-стрит, чтобы узнать, что за имя стоит за буквам «Дж. Г.», а я позабочусь об извозчике.

— Хорошо, мистер Торри. Когда и где мне с вами встретиться?

Детектив написал адрес на своей карточке и бросил ее через стол.

— Мой личный кабинет, где нас никто не побеспокоит, — сказал он. — Дом восемьдесят на Крейвен-стрит, Стрэнд. Приходите сегодня в четыре часа дня. Кстати, к этому времени вы, возможно, сумеете дать мне некоторую информацию о мумии.

— Я попытаюсь, — сказал Фрэнк. — Мой друг живет недалеко от Британского музея, так что у меня будет время, чтобы навестить его. Но есть одна вещь, в которой вы еще не уверены.

— Сэр, — сухо ответил мистер Торри, — есть много вещей, в которых я не уверен. О чем именно вы говорите?

— Вы не знаете, кто именно, мужчина или женщина, убил ту женщину у Иглы Клеопатры.

— Мужчина. Это был мужчина, ставлю на то свою профессиональную репутацию.

— Почему вы так уверены?

— Почему? — повторил детектив. — Потому что женщина слишком рисковала, совершая убийство — она рискнула бы так сильно только ради мужчины.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Убийство в переулке Морталити предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я