История татар Пензенского края. Том 1

Фаттих Мухомятович Зюзин, 2020

Вы держите в руках многотомное издание, посвященное истории татар Пензенского края, в котором нашли отражение все вехи времени, от седой древности и до сегодняшних дней. В этих томах вы найдете множество интересных фактов и исторических событий, узнаете, как развивался наш край, начиная со времени его основания в период Золотой Орды, на Диком поле.

Оглавление

Колонизация Мещеры. Касимовское ханство

«Слобода татарская, а в ней мизгит или мечеть каменная, а напротив тое мечети двор царевича Сеид-Бурхана, дом и ворота каменные, украшенные резными фигурами и татарскими надписями, а меры во дворе Сеид-Бурхана — в длину 75 сажен, а поперек 55 сажен, двор старого царя Арслана… дом царевича дядьки; дом царицы Фатимы Салтан Сеидовны, 4 двора придворных сеитов, 37 дворов царевичей служилых и мастеровых людей и огородников; 24 двора служилых мурз и татар; 5 дворов царицы и царевых дворовых людей, 6 дворов татарских абызов, 28 дворов татарских отпущенников и вдов татарских».

(Из писцовой книги, составленной Петром Воейковым и Посником Раковым в 1627 г.).

В низовьях р. Мокши, Цны и прилегающей части р. Оки располагалась знаменитая мещерская земля, укрытая лесами, с двумя крупными центрами — г. Темниковым и г. Касимовым. Дореволюционные исследователи этнической истории Мещеры: Лызлов, Черепнин, Селиванов, Иловайский и другие утверждали о том, что еще в X–XI вв. мещера была вытеснена с родных мест тюркоязычными племенами с пределов нижней Оки, и они удалились на северо-восток. Сюда же, по всей вероятности, переселилось в период так называемого «монгольского нашествия» и автохтонное население, жившее несколько южнее — в верхнем течении р. Суры и бассейне рек Вада и Выши и называемые некоторыми исследователями булгаро-буртассами. Археологи, исследовавшие могильники Мещеры IX–XI вв., заключают, что в период образования рязанско-окских могильников это население не являлось уже господствующей в долине средней Оки, а принадлежало воинственному племени. Завоеватели по многим признакам принадлежали к степным кочевникам тюркской народности, существенно отличавшиеся по своему характеру от коренного населения рязанского края. И этими тюркоязычными народами были вначале половцы (кипчаки), затем булгары. Вот они стали и подлинными хозяевами Мещеры, и подлинными ее обитателями.

«Доныне вся северная часть Рязанской губернии носит название Мещерской стороны. Древние летописцы не отличают мещеры от мери и мордвы и не знают ее имени. Затерянные в непроходимых дебрях и болотах…, мещеряки дольше своих соседей остаются на степени совершенной дикости и ускользают от внимания истории».

(Д. И. Иловайский. История России. Том 1. / История Рязанского княжества. — М., 1880).

Мещерский городок или Мещерский Городец, как теперь всем известно, был заложен Юрием Долгоруким в 1152 г. около центра г. Касимова. Здесь же позднее была построена царевичем Касимом крепость Хан-Кермен, Кизи-Кермен («кермен» — крепость). О древности поселений на этих территориях, в частности, свидетельствуют находки большого клада (250 шт.) серебряных татарских монет нач. XIV в, которые были обнаружены на пашне в окрестностях с. Чернозерья Мокшанского уезда и прочитаны пензенским ахуном Шарафетдином Потиевым. На монетах арабскими буквами выбиты имена: Султан хан Экюнь (743 г. хиджры или 1341–1342 гг. н. э.), Султан верный Гайбаддедин Мухаммед хан (дата не сохранилась), Верный Султан Абдулла хан (749 г.х.) и другие периода 761–773 гг. мусульманской хиджры.

Описание монет из найденного клада в окрестностях с. Чернозерье

Археологическое изучение г. Касимова и его окрестностей началось в 1822 г. членом «Общества истории и древностей российских» К. Ф. Калайдовичем, который организовал в том же году экспедицию по Рязанской губернии. Но впервые Касимовское ханство получило должное освещение в работах востоковеда В. В. Вельяминова-Зернова во второй пол. XIX в. Автор полагал, что Касимовское царство — это не что иное, как буферное государство, созданное для защиты границ Московского княжества[118].

Еще ранее татарский религиозный деятель и историк Хусаин Фаизханов нашел некоторые татарские источники в Касимове, которыми впоследствии и воспользовался известный историк В. В. Вельяминов-Зернов. Надо заметить, в 1860 г. Х. Фейзханов видел 40 надгробных камней (ныне не сохранившихся) с надписями на камнях, одна из них гласила: «…В 1003 г.х. (1594 г.), в начале месяца мухаррема в понедельник, дочь Айдар-мурзы Яхшилык — ханыш, семнадцати лет от роду, отошла от сего мира в мир вечный».

О формировании Касимовского ханства (царства), его политического и экономического статуса до сих пор идут дискуссии. Прежде всего, перед историками стоят две задачи: определить условия образования ханства — добровольно или же было продиктовано извне в силу каких-то обстоятельств, и как могло находиться мусульманское государство почти в центре православной России? Но, тем не менее, наиболее вероятной считается точка зрения тех исследователей, которые связывают это событие с победой войск хана Улу-Мухамеда над войском Московского княжества в 1445 г. (в других источниках — 1447 г.). В результате этой победы один из сыновей хана — царевич Касим — получил Мещеру («Мещерские места»), а к 1452 г. в этих местах был образован «Мещерский юрт» или «Касимовское ханство». Территория этого образования состояла из частей нынешней Республики Мордовия, а также Тамбовской, Рязанской, Нижегорской, Пензенской областей. В 1504–1526 гг. в состав России вошла основная часть Темниковского княжества[119].

Иллюстрация из книги «Полное географическое описание нашего Отечества под общим руководством П. П. Семенова. Том II. Средне-русская черноземная область»

«Мещерский юрт» возник на месте более раннего Мещерского княжества, которое, вероятно, было наследником Наровчатского улусы Золотой Орды. Существует версия, что в конце XV в. — нач. XVI в. некоторые территории к северо-западу Темниковской Мещеры (ТМ) были проданы Московским и Рязанским княжествам в результате перехода части темниковских татарских князей со своими землями на службу к московским правителям[120].

После приобретения Мещеры у Золотой Орды, как, впрочем, и других городов — Нижнего Новгорода, Мурома, Таруса — ее жители стали называться татарами, а мещерские земли — татарскими. Термины «татары Мещеры» или «татары-мишари» стали широко употребляться в ходе их массового расселения в новых восточных уездах (со 2-й пол. XVI в.). Сами мещеряне предпочитали называть себя татарами, подчеркивая этим свои генетические связи с татарским миром, татарами, расселенными на огромной территории Евразии[121],[122].

Следует заметить, что городецкие (касимовские) татары почти не называются мещеряками, хотя г. Касимов — Городец-Ханкирман нередко именуется Мещерой или центром мещерской земли. Вероятно, касимовские татары уже тогда выделялись обособленной группой. В. Н. Татищев писал: «Касимовские татары близ Москвы населены из нагайских татар, и в имя хана их град Касимов построен». Этот факт знали, очевидно, и в Европе, так как на карте Гастальзи, составленной и опубликованной в Венеции между 1548 и 1561 гг. земли к западу от Средней Волги показаны как занятые «Juagaichi Tar», т. е. татарами, близкими к ногайцам[123].

В XV в. начали формироваться два центра в Мещере — г. Темников и г. Касимов, соответственно занимавшие восточную и западную часть мещерской земли. Надо заметить, что именно в это время начинается параллельное формирование татар-мишарей на этих территориях. События, предшествующие этому периоду, указывают на один важный момент — на разгром войск Тохтамыша амиром Тимуром (Тамерланом) в 1395 г. Эти сражения сыграли в итоге ключевую роль в падении Золотой Орды и стали началом ее конца. Город Мухша, как известно, тогда был разрушен, но Темников сохранился. Известный пензенский археолог Г. Н. Белорыбкин утверждает, что в XIV в.

КНЯЖЕСКИЙ РОД — МЕЩЕРСКИЕ имеет татарское происхождение. Согласно общепринятой легенде, род происходит от Бахмета Усейновича Ширинского: «Въ лето 6706 (1198 г.) князь Ширинской Бахметъ Усеиновъ сынъ, пришелъ изъ большие Орды въ Мещеру, и Мещеру воевалъ, и заселъ её, и въ Мещере родился у него сынъ Беклемишъ[124]. И крестился Беклемишъ, а во крещении имя ему Князь Михайло, и въ Андрееве городке поставилъ храмъ Преображения Господа нашего Иисуса Христа, и съ собою крестилъ многихъ людей. У Князя Михайла сынъ Князь Федоръ» (Бархатная книга XXXVIII, 275).

Потомки Беклемиша до 1398 г. сохраняли за собой владение Мещёрой, в XVI и XVII вв. многие из них были воеводами. Также известно, что в Куликовской битве на стороне русских сражались со своим полками и погибли Андрей Серкизович и Юрий Мещерский.

Герб княжеского рода Мещерских окрестности г. Темникова были уже заняты тюркоязычным населением. Для этих племен была характерна красная керамика позднебулгарского типа, которая была найдена в большом количестве на Итяковском городище, расположенном восточнее Темникова, а также на Сараклычевском городище севернее Темникова. Кроме того, из районов, близко расположенных к низовьям Мокши и Цны, происходит серия кладов золотоордынских и более поздних монет — Алкудаинский, Черноозерский и Ново-Березовский второй пол. XIV в и др. В восточной Мещере тюрки-кипчаки оставили после себя Кошибеевский, Лядинский (Тамбовская губерния), Н.-Томниковский (Шацкий уезд), Рыбкинский и Ефаевский (Краснослободский уезд), Парахинский и др. могильники. Близ Наровчата был обнаружен мордовский Казбекский могильник XIV в. и такой же могильник около с. Пичпанды Спасского уезда в бассейне р. Цны.

«Купчие выписи на землевладение мордовских и татарских князей и мурз (1716–1723 гг.). Саровский мужской монастырь Темниковского уезда Тамбовской епархии» (ЦГАРМ, ф.1, оп. 1, д. 35). Документ на имя татарского князя Седехметова, потомка князя Золотой Орды Бехана

После смерти хана Тохтамыша (1406 г.) в Золотой Орде борьба между наследниками династических ветвей резко обострилась. В 1411 г. сын Тохтамыша Джелал-эддин свергнул с престола при помощи литовского князя Витовта сына хана Тимура-Кутлу. Спустя год молодому хану удалось восстановить господствующую власть татар над Россией. Великий князь Московский и Владимирский Василий I, сын Дмитрия Донского и муж дочери князя Витовта Софьи, вынужден был вновь платить дань Золотой Орде. Улу-Мухаммед, внук Тохтамыша, вступивший на престол в 1428 г., также поддерживал суверенитет Орды над Россией и утверждал на престол Московского княжества претендентов.

Так, в одном из сражений июле 1445 г. в окрестностях Суздаля русские войска были разбиты Улу-Мухаммедом, а великий князь Василий Васильевич (Василий II Темный) и его кузен — князь Михаил попали в плен. Они были доставлены в ставку хана в Нижнем Новгороде, где согласились на все продиктованные им татарами условия мира, и было получено от пленников согласие выплатить огромную контрибуцию в 200 тысяч рублей.

Для сбора денег вместе с Василием были отправлены на Русь отряды воинов во главе с татарскими мурзами, многие из которых тут же поступали «в русскую службу». Василий II был вынужден принимать татар, но по стране распространилось недовольство этим решением князя: «Чему еси татар привел на русскую землю и города дал еси им, волости подавал еси в кормление?… Около 500 казанских татар тогда получили различные административные должности в различных городах и волостях. Источники отмечают, что татары открывали торговлю, начали сооружать мечети в русских городах, забирали себе земли и целые города «в кормление». Мещерская земля получила статус особого удела, который должен был служить, как уже сказали, буферным государством между Казанским ханством и Московским княжеством.

А события, так или иначе связанные с Мещерой, развивались следующим образом. После потери своего престола в Сарае в 1436 г. Улу-Мухаммед по договоренности с новым молодым ханом удалился в периферийные земли на западе улуса и основал там Крымское ханство. Но в том же году был оттуда изгнан крымскими мурзами протурецкой ориентации. Однако, уйдя из Крыма, хан двинулся на восток и вышел к р. Суре, а затем — к Волге. Вот тогда Казань и стала столицей Казанского ханства.

Надо сказать, Казанское ханство охватывало территорию нынешних Татарской, Марийской, Чувашской, Удмуртской республик, а также примыкающих к Волге с запада и востока Ульяновской, Пензенской, Саратовской, Тамбовской, часть Кировской и южную часть Пермской областей. Население Казанского ханства составляли не только татары, но и финно-угорские народы (марийцы, мордва, удмурты), а также чуваши и потомки древнего булгарского населения.

Монеты Узбек-хана, Мохши (Наровчат), первая четверть XIV в.

Обосновавшись прочно в Казани, Улу-Мухаммед решил первым долгом заставить Великих князей Московских выплачивать дань не Золотой Орде, а ему, хану Казанскому. С этой целью он предпринял военный поход против Русского государства осенью 1444 г. В 1452 г. Василий II передал Мещеру в управление бывшему казанскому царевичу Касиму, сыну Улу-Мухаммеда и правнуку хана Тохтамыша, основателю Касимовского ханства.

Таким образом, эти племена (среди них было немало ногайцев) оказалась в зоне влияния Московского государства, и с другой стороны — в сфере интересов Казанского ханства. В XIV–XV вв. они назывались «мещеряками», а позднее «татарами» с указанием места проживания (темниковские, кадомские, арзамасские). Русское правительство платило «выход в Царевичев Городок» в пользу Касимовских ханов наряду с Ордой, Крымом, Казанью и Астраханью, как об этом упоминается в завещание Иоанна III и в договоре между его сыновьями от 16 июня 1504 г. Дань платили даже при Иоанне IV Грозном. Таким образом, уплата дани русскими государями касимовским царевичам говорит, прежде всего, о том, что Касимовское ханство имело существенное влияние в русском государстве и не являлось безвольными исполнителями приказаний князей московских[125].

С тех пор, исходя из того же духовного завещания Иоанна III, Москва становится центром единого Русского государства. Впервые официально упоминаются татарские князья, называемые «мордовскими» по подведомственному им мордовскому населению: «…Да ему ж даю город Муром…да Мещера с волостьями (с Касимовым), и с селы, и со всем, что к ней потягло, и с Кошковым, да князи мордовские все, и с своими (в-) отчинами, сыну ж моему Василию…»[126].

В дальнейшем, при правлении Василии III, татарские царевичи на русской службе почти все получают в уделы русские города. Когда в 1467 г.

Касима призвали на трон казанские князья вместо двоюродного брата хана Ибрагима, тот двинулся в Казань с русским войском, но после встречи с войском казанского хана Касим отступил и вскоре скончался[127].

Долгое время Мещера входила в состав Золотой Орды, в рамках которой имела определенную автономию и управлялась местными мещёрскими князьями на так называемых «татарских землях». Но уже по сле похода русских на Казань в 1487 г. Касимовское ханство вынуждено было отдать значительную часть своего суверенитета Мо скве. В со став сформированного аристократического слоя будущей России вошли тогда многие татарские цари и царевичи.

Находящимся на русской службе татарам-мусульманам выделялись земли вокруг Серпухова, Звенигорода, Кашире, Клине, Юрьева-Польского, Яхромы, Талдома. Царевич Кудайкул, попавший в плен к русским в 1487 г., затем крещеный с именем Петра (Петр Ибрагимович), через год женился на сестре Василия III и имел очень высокое положение в служебной иерархии. Внук сибирского хана Кучума Арслан (Арслан Алеевич) женился на Фатиме Шакуловой, представителя одного из самых известных родов, ведущего свое происхождение от пророка Мухаммада. Шакуловы и знатный татарский род Ширины преимущественно определяли преемственность политических традиций в Касимовском ханстве, а касимовский царь продолжал приниматься в Москве с огромным почетом. Историки также утверждают, что царь Симеон Бекбулатович в течение года занимал московский престол вместо Ивана Грозного, а затем получил в удел Тверь. Несмотря на странности этой истории, больше похожей на художественное творчество, достоверно известно, что находящимся на русской службе татарам-мусульманам выделялись земли вокруг указанных выше городов.

Так, барон С. Герберштейн в своем всемирно известном труде «Записки о Московитских делах» отмечал: «Впрочем, хотя он (Иван III) и был весьма могущественен, однако принужден был повиноваться татарам. Когда приближались татарские послы, он выходил к ним навстречу за город и выслушивал их стоя, тогда как они сидели. Его супруга которая была родом из Греции, очень досадовала на это и ежедневно говорила, что она вышла замуж за раба татар; потому она убедила супруга притвориться больным при приближении татар для того, чтобы, наконец, когда-нибудь уничтожить этот рабский обряд». Далее Герберштейн дает не менее интересное описание, касающегося проживающих народов около Суры и Мокши: «Нижний Новгород — обширный деревянный город каменной крепостью, построенною нынешним государев Василием на скале, при слиянии рек Волги и Оки… Здесь предел христианской религии с этой стороны; ибо, хотя князь московский за этим Новгородом имеет крепость, которая называется Сурой, однако окрестные народы, именуемые черемисами, следуют не христианскому, а магометанскому исповеданию. Далее там есть и другой народ — мордва, смешанный с черемисами и занимающий по сю сторону Волги, около Суры, добрую часть страны. Ибо черемисы живут на север, за Волгою; для отличия от них те, которые живут около Новгорода, называются верхними черемисами или горными, не от гор, которых там нет, но скорее от холмов, на которых они живут. Река Сура разделяет владения царей московского и казанского; она течет с юга и, отклонившись на восток впадает в Волгу, 28 миль ниже Новгорода. На их слиянии, на другом берегу, князь московский воздвигнул крепость и назвал по своему имени Василь-городом. Недалеко от туда есть река Мокша, текущая с юга и впадающая в Оку выше Мурома, недалеко от Касимова-города, который московский князь уступил татарам для жительства. На восток и на юг от реки Мокши встречаются огромные леса, в которых живет народ мордва, который имеет свой собственный язык и состоит под властью московского князя. Из них некоторые пребывают в идолопоклонстве, другие — магометане. Они живут рассеянно по деревням, обрабатывают поля, питаются дичиной и медом, имеют в изобилии драгоценные меха; это люди в высшей степени свирепые, потому что не раз храбро отражали даже татарских разбойников».

Мавзолей (текие) Шах-Али, построен в 1555 г. Здесь же похоронена принцесса Сююмбике

Выходцы из Крымского ханства продолжали оказывать огромное влияние на политику Московского государства, хотя «Казанская земля» и была приведена «к присяге». В это же время левобережье Суры и Примокшанье находились в составе Московского государства.

В 1502 г. Большая Орда была разгромлена Крымским ханством. К этому времени потомков казанского хана Улу-Мухаммеда сменили родственники крымских ханов. Затем, в 1512–1573 гг. на касимовском престоле сидели астраханские ханы. Но при них была утеряна независимость, а ханство окончательно превратилось в удельное княжество[128].

Весь XVI в. для Касимовского ханства характеризовался тем, что во власти утверждаются отпрыски не только золотоордынских ханов, но и казанских. Это: Аллахияр, Шах Али, Бикбулат, Сайн Булат и др., среди которых активным был хан Шах Али, трижды сидевший и на казанском престоле. Вместе с ним в Касимов переселяются и его сторонники из числа казанцев — Уразлы, Канбаров, Муралей (Нур-али) Мурза и др. Таким образом, г. Касимов и его окрестности заселялись преимущественно выходцами из Казани. В результате этого здесь сформировалось население, которое, по мнению этнографов, можно выделить в качестве «самостоятельной этнической единицы в составе поволжских татар», отличное от мишарей и во многом близкое к казанским татарам.

Так, в декабре 1516 г. московский князь Василий III сообщает, что готов пожаловать Мещерский Городок крымскому хану Ахмату (Ахмат-Гирею Хромому), если царевич согласится выехать на Русь. Когда в 1518 г. в Казани умирают ставленник Москвы Мухаммед-Эмин и почти одновременно с ним — его преемник Абдул-Латиф, в Крыму от руки сына Мухаммед-Гирея погибает хан Ахмат. Тогда Москва сажает на казанский престол из Мещерского Городка Шах-Али, а вместо него на престол в Мещере утверждается его брат Джан-Али.

Крымский хан Мухаммед-Гирей, прочивший на Казань своего брата Сахиб-Гирея, в итоге остается без всего. Гирей опасается турецкого султана Селима, который был благосклонен к Москве, но как только Селим умирает, крымский хан заручается турецкой поддержкой и без труда берет Казань в 1521 г. Поскольку Шах-Али вызвал сильное недовольство жителей Казани, Мухаммед-Гирей сажает на царский трон Сахиб-Гирея без какого-либо сопротивления. Шах-Али был взят в плен, но отпущен в Москву. Сам же Мухаммед-Гирей тем временем вооружает крымцев, ногайцев и войско литовских казаков во главе с Евстафием Дашковичем и очень скоро под Серпуховым разбивает русскую рать двух братьев князей Бельских[129],[130].

Историк Н. М. Карамзин это событие описывает следующим образом: «Очутившись в 60 верстах от Москвы, московский государь бежит в Волок «собирать полки», а оборону столицы оставляет своему зятю Петру Ибрагимовичу (будучи ребенком в русском плену и насильственно крещенному, татарскому царевичу Худай-Кулу)». Петр Ибрагимович с боярами вступили в переговоры с ханом о возобновлении выплаты дани, поскольку в Москве стояла невообразимая паника. Последствия набега были катастрофичны: сожжены все селения от Нижнего Новгорода и Воронежа до берегов Москвы-реки[131],[132].

Как мы видим, долгое время крымчане были в дружественном союзе с Москвой, но борьба за Казань в 1521 г. привела к союзников к войне между собой. Казань же приняла сторону Крыма: «и Татарове, и Мордва, и Черемисы, и Чуваш, и все люди Казанские земли изменили Великому князю и взяли себе на царство крымского царевича Сагиб-Гирея. А посланного Великим князем царя Шаагалия (Шах-Али) с царства збили»[133]. Закончилось противостояние тем, что Василий III признал свою зависимость от крымского хана и обязался платить ему дань как наследнику Золотой Орды. Казань освободилась на время от русского протектората.

После падения Казани завоевание земель мусульман московскими властями и подчинение их к русскому государству началось с особой интенсивностью. Уже скоро мусульманская знать Мещеры, в том числе выходцы из Золотой Орды, не просто присягнули на верность русским правителям, но многие из них приняли православие. Эти новокрещеные татарские князья и мурзы незамедлительно стали получать значительные размеры земельных угодий и денежные ссуды, а также они вошли в состав русского дворянства. Именно тогда появился иронический термин «сирота казанская»: ордынские мурзы слезно жаловались Ивану Грозному на разорение и «сиротство», а Иван Васильевич щедро наделял их землею вместе с проживающими на ней населением[134].

Как полагают историки, в самом начале описательной и сугубо интерпретированной истории Мещеры, центр ее управления переместился из г. Мухша (Наровчат) в г. Сараклыч (ныне г. Саров или Арзамас-16): «… а Градо прибавлено потому, что на сем месте был прежде сего Татарский город Сараклыч, и жил в нем (1389-е гг.) последний Владетель оного Князь Бехан, владевший по власти царя Золотой Орды и другими многими городами и разными селениями Татарскими и Мордовскими. От частых же на него нападений военных с сего места переселился он за реку Мокшу, где ныне село Кангуш, и тамо построил себе жилище, обведя оное земляным валом». В результате центр Темниковской Мещеры был переведен в Темников[135],[136].

С включением огромных территорий Руси в состав Золотой Орды, административно-управленческая система в русских княжествах стала выстраиваться по-новому. Прежде всего, эти княжества всеми рассматривались лишь как улусы Золотой Орды. В этой связи пензенские историки и исследователи Темниковской Мещеры В. В. Первушкин и С. Л. Шишлов утверждают, что в период своей автономии XVI–XVII вв. Темниковская Мещера (ТМ) представляла собой совокупность более или менее крупных княжений, главное из которых вместе с самим Темниковом принадлежало старшему представителю старшей линии Беханидов — правителю всей ТМ[137].

Сама же автономия во главе с г. Темниковым находилась в составе России с нач. XVI-го до нач. XVII в. В 1442/43–1489/90 гг. эти княжества простирались от Темникова на юго-восток до истока Суры на 300 км. Таким образом, авторы предполагают возможность существования после распада Золотой Орды государственного образования Окско-Ценско-Сурского междуречья в виде устойчивого симбиоза его автохтонного населения с малочисленным контингентом золотоордынцев. Так, например, культура и язык местных татар-мишарей, сложившийся во время Золотой Орды, существенно отличается от культуры и языка Казанских и Касимовских татар, и это доказывает самостоятельность существовании ТМ с центром в Старом Темникове (ныне с. Старый Город Темниковского района).

Кроме того, авторы этой концепции утверждают, что почти все княжеские и многие мурзинские фамилии Темниковской Мещёры происходят от Бехана, потомство которого в силу высокой рождаемости и особого геополитического положения суверенной ТМ, способствовавшего выживаемости беханидов, ныне представляет собой наибольшую по численности отрасль мурз и князей чингизидов. Образование же татарских поселений вблизи Темникова — таких, как Адаево, Акашево, Дашкино, Тарханы, Митрялы и др. исследователи связывают с именами татарских князей на Мещерской земле, где издревле проживали тюркские племена буртасов, булгар, мордвы, чувашей, башкир, черкесов, можар и кипчаков, основного населением Золотой Орды. В своих владениях татарские князья действовали как в настоящих удельных княжествах: выделяли своим мурзам и слугам поместья, устанавливали свои порядки среди зависимого населения[138],[139].

Часть родословного древа князя Бехана

Отсутствие по-настоящему надежных источников про Касимовское ханство этого периода не дает нам полную картину событий и не позволяет понять историю взаимоотношений касимовских царевичей с правителями Московского государства. Так, например, полностью уничтожены «Опричные архивы», содержащие судные дела той эпохи, а также «Синодик», «Духовное завещание Ивана Грозного» и др. Кроме того, в «Лицевом летописном своде Ивана Грозного» и других источниках сер. XVI — конца XVI в. обнаруживаются многочисленные поздние правки, помарки и грубые вставки. А многие произведения Ивана Грозного сохранились в редакции XVII–XVIII вв., в эпоху правления династии Романовых. Кроме того, как доказывают исследователи, чуть ли не вся документация набита откровенными подделками. Одним словом, без достоверных документов этот период сияет огромной лакуной и незаштопанной дырой в истории Российского государства, а так называемым «поповским писулькам», «художественным» трудам Н. М. Карамзина и другим источникам, особенно чужеземным и придворным историкам у серьезных исследователей давно нет доверия.

Но, тем не менее, среди историков существует достаточно аргументированная версия, что московские князья отдают почти всю Мещеру на откуп татарам из-за политических соображений, чтобы обеспечить себе надежных аванпостов. Так, Иван Грозный в 1559 г. писал ногайскому мурзе Асану: «А вы ныне юртов своих отбыв ходите без пристанища. И похотите себе нашего жалования, и вы бы приехали к нам со всеми своими людьми, которые ныне с вами. А мы вам всем и вашим людям дадим место на украине Мещеры, где вам пригоже кочевати, и пожалуем вас великим своим жалованьем и устрой вам учиним, как вам мочно быти бесскорбным».

«Черновые рукопись, записки, документы, собранные монахом Авелем для издания истории монастыря», 1870 г.). Саровский мужской монастырь Темниковского уезда Тамбовской епархии» (ЦГАРМ, ф. 1, оп. 1, д. 991). В документе указан князь Бехан, прибывший из Золотой Орды в 1391 г.

После того, как в Москву пришло значительное число ногайцев, а Мещера приобрела настолько татарский облик, что волжские население стали считать темниковских и кадомских татар не принадлежавшими к русскому царству. Но частые и дерзкие по исполнению походы крымского войска на российское государство все еще продолжались, а губительные последствия от этих набегов негативно сказывались на освоении богатейших регионов Дикого поля. Иван Грозный неоднократно намечал разгромить Крымское ханство, но втянулся в губительную Ливонскую войну, которую в конечном итоге проиграл. В результате весь юг Руси вплоть до Москвы оставался открытым. Так, в 1571 г. крымские отряды дотла сожгли окраины Москвы и увели в плен огромное количество русского населения.

СОЙЮРГАЛ (Суйургал) (сойюргальное право), форма землевладения в Золотой Орде, а затем в Казанском, Крымском и др. татарских ханствах, которое давалось за несение военно-административной службы. Получивший сойюргал имел право взимать в свою пользу те налоги, которые раньше шли в казну государства. Земля по нему считалась наследственной. С владельца не взимались какие-либо налоги и сборы, но он должен был обеспечить в военное время армию соответствующим количеством конного войска, оружия, провианта и т. д.

В этой связи интересен сюжет, данный Флетчером в упомянутом нами труде «О государстве русском»: «Самые значительные и могущественные из них суть татары крымские, которые живут на юге и юго-востоке от России и наиболее тревожат ее частыми набегами, обыкновенно, однажды в год, проникая иногда очень далеко во внутренние ее области. В 1571 г. они дошли до Москвы с 200 000-ным войском, без всякого боя или сопротивления, оттого, что тогдашний русский царь (Иван Васильевич Грозный), выступивший против них со своей армией, сбился с дороги, но, как полагают, с намерением, не смея вступить в битву, поскольку сомневался в своем дворянстве и военачальниках, будто бы замышлявших выдать его татарам.

27 июня 1653 г. Дело о приезде в Москву Касимовского царевича Сеит-Бурхана с сыновьями для учинения присяги государю царю Алексею Михайловичу в верности подданства (РГАДА. ф.131, оп.1, д. 96).

Сам город неприятель не взял, но зажег его предместья, которые сгорели с такой быстротой и огонь так далеко распространился, что в четыре часа не стало большей части города, имеющего до 30 миль или более в окружности. Зрелище было ужасное: при сильном и страшном огне, объявшем весь город, люди горели и в домах, и на улицах; но еще более погибло из тех, которые хотели пройти в самые дальние от неприятеля ворота, где, собравшись отовсюду в огромную толпу и перебивая друг у друга дорогу, так стеснились в воротах и прилежащих к ним улицах, что в три ряда шли по головам один другого, и верхние давили тех, которые были под ними. Таким образом, в одно и то же время от огня и давки погибло (как сказывают) 800 000 человек или более.

Запалив город и насладившись зрелищем яркого пламени, Крымский хан возвратился домой со своим войском и прислал русскому царю нож, чтобы он зарезал себя после такой потери и в таком отчаянии, не смея уже ни встретить неприятеля в поле, ни положиться на своих друзей и подданных. Главный повод к беспрерывной вражде русских с крымцами составляют некоторые пограничные земли, на которые имеют притязание татары, между тем как ими владеют русские. Татары утверждают, что, кроме Астрахани и Казани, вся страна от их границ на север и запад до города Москвы, не выключая и самой Москвы, принадлежит им. Такое показание кажется справедливым, судя по словам самих русских, которые рассказывают об особенном обряде, который русский царь должен был повторять каждый год в знак своего подданства Великому Хану Крымскому и который заключался в том, что русский царь, стоя подле ханской лошади (на которой тот сидел), должен был кормить ее овсом из собственной шапки, что происходило в самом Кремле Московском. Этот обряд (как они говорят) продолжался до времен Василия, деда нынешнего царя, который, взяв верх над крымским царем, благодаря хитрости одного из своих дворян (Ивана Дмитриевича Вельского), принял охотно следующий выкуп, именно: означенный обряд заменил определенной данью мехами, от которой также впоследствии отказался отец нынешнего царя. На этом основании они продолжают вражду: русские защищают свою страну и земли, ими приобретенные, а крымские татары делают на них набеги один или два раза в год, иногда около Троицына дня, но чаще во время жатвы»[140],[141].

До первой четверти XVII в. русское население в Касимове и его окрестностях продолжало подчиняться ханам. Некоторые татарские царевичи и мурзы, а также помещики принимали крещение, далеко не всегда добровольно, но сохранились документальные источники, указывающие на вовлечение христиан в мусульманскую веру. Известно, хан Арслан препятствовал крещению татарских мурз в Касимовском царстве. Воеводы неоднократно жаловались в Москву о том, что царь Араслан Алеевич «бусурманит» новокрещеных татар и русских людей. Хотя доподлинно известно, что сам он принял христианскую веру еще в 1616 г. В 1653 г. по настоянию Романовых и вопреки воле его матери Фатиме Шакуловой, а также его деда Ак-Мухаммеда Шакулова, царевич Сеид-Бурхан крестился под именем Василия Арслановича. Это грубо противоречило старому порядку, согласно которому правителем мог быть только мусульманин.

После принятия православия Василий Арсланович на приемах иностранных послов «сидел «в ферезее золотной» по правую руку царя. Когда Алексей Михайлович, отец Петра I, венчался (1671) с представительницей татарского рода Натальей Кирилловной Нарышкиной, Василий Арсланович исполнял почетные обязанности «сидячего в Государеву сторону». Таким образом, у многочисленного рода сеидов Шакуловых появились русские потомки. На одной из двух дочерей Василия Арслановича Евдокии женился дядя Петра I боярин Мартемьян Нарышкин. Но род касимовских царевичей не прервался как мусульманский с крещением сына Фатимы Шакуловой. Так, например, известный татарский род Тенишевых пересекался с родом ханов Шакуловых.

КАДОМСКИЙ КРАЙ, территория нынешнего Кадомского района Рязанской области, также части Нижегородской области и Респ. Мордовия. Эту территорию можно назвать лишь условно. Его особенностью являлось то, что он был богат татарскими помещиками, причем большинство позднее мигрировали в Пензенский край. Так, кадомский мурза Исеней Мокшев сын Бутаков получил княжение над рязанской мордвой. Ярлыки на управление мордвой получили князья Тенишевы еще 1576 г. В 1639 г. кадомские служилые татары числом 50 чел. во главе с Уланом Молостовым перенесли острог на приток Вада реку Керенка и он стал называться Керенск (Вадинск). Среди переведенцев были служилые мурзы Чепкун Богданович Биглов и Девлет-Кильдеев, всего 22 семьи.

В XIII в. Кадомский край был передним форпостом Рязанского княжества на востоке, в XIV в. вошел в состав Московского государства. Город Кадом впервые упоминается в 1209 г. в «Никоновской летописи». В сер. XV в. город был отдан в удел казанскому царевичу Касиму и до 1681 г. входил в состав Касимовского ханства, а с 1708 г. был отнесен к Казанской губернии.

25 февраля 1648 г. Дело по челобитной князя Данила Тенишева о награждении его за крещение. Дело по прошению Касимовских и Ярославских татар. 1. Тайбулатова, 2. Кутнайка, 3. Шабанова, 4. Теребердеева и 5. Барашевых (Бибишевых) о награждении их. (РГАДА. ф.131, оп.1, д.8).

Вот что пишет историк Марат Сафаров в своем исследовательском материале «Фатима-Султан и предания старого Касимова»: «…В самом Касимове среди Шакуловых сохранялась память о том, что представительница их рода была ханшей. Шакуловы традиционно хранили документы времен ханства, например, завещание мурзы Авликея Тенишева 1639 г., которое сеиды Хусаин-Гирей и Батыр-Гирей Шакуловы показали известному историку В. В. Вельяминову-Зернову при посещении им Касимова в 1863 г. (оно было переведено на русский язык и опубликовано). В родословной Шакуловых, присланной В. В. Вельяминову-Зернову, им была обнаружена следующая запись: «Предок наш Якуб сеид был знатным лицом в городе Елатьме. Однажды какая-то женщина из Старого посада, забравшись на Старом же посаде под текию, где покоились Арслан хан и Фатима-Султан, украла с царей саваны и другие вещи. Якуб сеид повесил эту женщину на этой же самой текие». О двухэтажной текие хана Арслана и Фатимы-Султан упоминает известный касимовский зодчий Иван Гагин, отмечавший, что уже к 1824 г. здание от ветхости разрушилось…»[142].

В 1679 г. Василий Арсланович умер. Последней правительницей стала ее мать Фатима. С ее смертью в 1681 г. Касимовское ханство перестало существовать. Указом Петра I было окончательно ликвидировано. Забегая вперед по исторической лестнице, скажем, что после воцарения династии Романовых, политика Алексея Михайловича Романова приобрела явно антимусульманский характер. «Если хотите знать, почему войска ваши понесли поражение, то вот почему. Уже сто лет как Казань и Астрахань находятся у вас в руках. До сих пор тамошние мусульмане не терпели никаких притеснений; нынешний же царь ваш (Алексей Михайлович) вообразил себя умнее прежних царей, отцов и дедов своих, и вы разорили мечети и медресе, и предали огню слово Господа всевышнего», — писал по этому поводу крымский визирь Сефе-Газы[143].

Как мы уже отмечали выше, национальный состав населения Мещеры в XV в. состоял из мусульман (бесерменин), языческой мордвы и мещёры. Эти ясачное мусульманское население проживало здесь уже до покупки Мещёры Василием I. «Качим татарлары» («касимовцы»), как отдельная группа татар, появилась в эпоху Касимовского ханства, просуществовавшего примерно до 1681 г. Результаты процесса ассимиляции были отмечены в трудах П. П. Семенова, который обнаружил остатки мещеры в Рязанской, Тамбовской и Пензенской губерниях. По мнению исследователя, не только мещера были поглощены русским населением, но и сами русские вобрали в себя немалый мещерский компонент. Но об этом более подробно мы будем рассказывать в следующих главах этой книги.

Насильственное крещение «иноверцев» усиливало миграционные потоки в Мещере еще задолго до воцарения Романовых на российском престоле. Многие покидали родину и перебирались на Урал и в Сибирь. Некоторым татарам-мишарям удавалось создавать компактные группы, преимущественно, служилых татар, которые сумели создать свои селения и остаться в меньшей степени подвергшими ассимиляции и христианизации[144].

6 марта 1614 г. — 16 апреля 1621 г. Выписка из жалованной грамоты, данной Государя царя Михаила Федоровича касимовскому царю Арслану Алееву на владение городом Касимовым — и определение владеть ему царю Касимовских посадских и татар судом и расправой. (Из следующего документа: В 1616 г. Арслан Алеев сын Кайбулина Кутлу Гирея, а вместе с ним черкасские князья, ногайские мурзы и датский граф Сигизмунд «Шляхский» были крещены).

(РГАДА. ф.131, оп.1, д. 510 (Посольский Приказ — «Татарские дела», 1584–1719 гг.)

Миграционные потоки первой пол. XVII в. последовали также в направлении будущего Инсарского и Краснослободского уездов Пензенской губернии. Движение большинства мишарей в южном и юго-восточном направлении было обусловлено с построением в 1636–1648 гг. засечных крепостей Верхнего и Нижнего Ломова, Саранска, Инсара и др. В 1663 г. (или даже раньше) была построена Пензенская слобода.

Первые селения основались вверх к юго-востоку по рекам Мокша и Инсар и их притокам, создавая тем самым оборонный рубеж от реки Суры до Цны. Сначала территорию начали заселять темниковские и касимовские «служилые» татары, а в связи со строительством засечных черт в XVII в. процесс усилился. Служилые татары из Темникова, Алатыря и Арзамаса в 1630-х гг. пришли в Верхнее Примокшанье и участвовали в основании Верхнего и Нижнего Ломова, Керенска. В 1660–1680 гг. они были вовлечены в строительство Мокшана, Городища, основали у Пензы деревни Синорово и Шелтайсу (Мазыренка). А в 70-х гг. XVII столетия все татары полностью покинули город Темников: «… и дворы свои перевозили на дикия поля»[145].

«Мишари пришли из Касимова, т. е. они составляют коренное Касимовское племя. В прежние времена у казанского хана и у других окрестных татарских ханов с русскими шла беспрерывная война. Будучи одолеваемы, эти ханы от падишаха стамбульского, т. е. от Султана просили помощи… Султан отправил войско из турок. Со временем те изменили татарам и причинили им великий вред. Султан, узнавши об этом, выгнал их из своего владения. Эти турки, узнавши об этом, сделались русскими подданными. Так как они все были холостые — казаки и жить было им трудно, то они снова начали просить об этом русского царя, чтобы принять какие-то меры. От русского царя вышло повеление, что, если бы какая-либо русская женщина сама, свободно, захотела выйти замуж, не переменяя веры, за мишаря, то пусть выходит. Вследствие язык мишарей очень смешан с русским…».

(Рассказ муллы Ахсана из Нижегородской губернии, Сергачёвского уезда. «Сведения о Мишарях протоиерея Е. Малова. Этнографический очерк. Казань, 1885 г.).

Усадьба Кастровых в Касимове

В заключение этой главы следует добавить, что татарские конные воины, всегда стойкие в бою, были востребованы во многих средневековых государствах, тем более, в Московском княжестве. Не удивительно, что служилые татары-казаки помимо несения службы на засечных линиях, отправлялись на военную службу на Дону.

Татары-мишари оказывали ценную помощь в борьбе с польскими интервентами и их ставленниками. Лишь реформы Петра I и появление огнестрельного оружия в регулярной армии способствовали ликвидации служилого воинского сословия. По указу того же Петра I в 1696 г. мурзы, татары, чуваши, черемисы и тарханы Мещерских городов были переведены в ясачное тягло.

Приложения

(РГАДА. ф.131, оп.1, д. 510 (Посольский Приказ — «Татарские дела», 1584–1719 гг.).

(1586 г. Сентябрь 11. Отправление в Касимов толмача Алексея для привозу оттуда в Москву девки Арины, у татар живущей.

1584 г. Октябрь 20. Дело по челобитной станичного татарина головы Исенчеера Байкешева об определении ему денежного и поместного жалованья.

1595 г. Дело о выдаче жалованья Мамке и людям Сибирской царицы Актукай).

Обращение русского боярина к хану Улуг-Мухаммеду (о разрешении спора между двух претендентов на московский престол): «Государь, вольный царь! Наш государь великий князь Василий Васильевич ищет престола своего великого княжения, а твоего улуса, по твоему цареву жалованию, и по твоим дефтярам (тетрадям) и ярлыкам. А наш господин князь Юрий Дмитриевич, его дядя, хочет взять великое княжение по мертвой грамоте своего отца, а не твоему, вольного царя, жалованию. А ты волен в своем улусе, кого захочешь, того и жалуешь по своей воле» Сарай, 1432 г. Миниатюра Лицевого летописного свода (Русь татарская: альбом/сост., автор текста Д. З. Хайретдинов. — М.,2019).

(РГАДА, ф.131, оп.1, д. 510 (Посольский Приказ — «Татарские дела», 1584–1719 гг.).

(1598 г. 1 сентября. Описание города Тары воеводами Кузьмина и Воейкова к царю Борису Годунову о сильном его старании склонять царя Кучума и живущих в Бараб Чатских людей быть верными российскими подданными; о бывшем поражении Кучума, и о перенятых к нему Кучуму писанных грамот в Бухарского Абдуллы хана.

1 декабря 1598 г. — апрель 1600 г. Привоз в Москву взятых в полон в Сибири царя Кучума, жен и детей в провожании воеводы из Тары Воейкова, и дача им жалованья и поденного корму).

(РГАДА, ф.131, оп.1, д. 510 (Посольский Приказ — «Татарские дела», 1584–1719 гг.).

Дело о возвращении в Россию бежавшего к Бухарам царя Кучумова и увещание о том к нему сына его Абдул-Хаира — и переписка его Кучума с царем Федором Ивановичем о приезде его в Москву.

Около 1597 г. Перевод с грамоты к российским боярам (вжигацких? Видимо, бежавших) мурз, служивших Урус царевым детям, об учинении перемирия, и об освобождении пленных.

(Ноябрь 1600 г. дело по прошению Сибирского царя Кучума, жен впустить их с дочерьми на житье к Касимовскому царю Ураз Мамету, и к Сибирскому царевичу Мамет Кулу, живущему в бежавшему верху).

1616 г. Выписка о крещении в христианскую веру Астраханского царевича Арслана Алеева сына Кайбулина Кутлу-Гирея, черкасских князей, нагайских мурз и датского графа Сигизмунда Шляховского, какие были им при крещении дачи и какое по тому же производилось жалованье. (РГАДА, ф.131, оп.1, д. 1).

Январь 1627 г. Дело по челобитной Касимовского царевича Сеита Бурхана о даче ему поместий после смерти отца его царя Арслана. Тут именная роспись служивших при нем царю всякого звания людям, в их окладам и допросу Касимовского сеита Шакулова о доходах умершего царя Арслана.

Примечания

118

До воцарения Ивана III в 1485 г. царями называли на Руси преимущественно ханов Золотой Орды.

119

Темников, город (с 1536), центр Темниковского района (с 1928), расположен на р. Мокше в Респ. Мордовия. Время основания города остаётся неизвестным. Есть предположение, что в основе его названия лежат тюркские корни, и название происходит от тюркского слова темник. В 1536 г. по повелению Елены Глинской, старое городище перенесли на другой берег р. Мокши и он получил название Новый Темников. Здесь земельный удел получил др. татарский князь Еникей. Некоторые краеведы считают, что г. Темников был дан царем владетелю темниковской мещеры Еникею Тенишеву за участие в походе против Казани, который в 1551 г. стал первым воеводой города. Темников входил в состав Касимовского царства. В 1528 г. князем Василием III город был пожалован за службу князю Тенишу Кугушеву, выходцу из Астрахани. Город строился дважды. С 1708 г. входил в Казанскую губернию,1719 г. — Азовскую, 1796 г. — Тамбовскую. С января 1923 г. большая часть Темниковского уезда вошла в состав Пензенской губернии. В марте 1925 г. уезд упразднен, его территория включена в Краснослободский уезд.

120

Известно, что вслед за казанским царевичем Касимом на службу в Московское княжество перешли: хан Джанибек в 1474 г., крымские царевичи Хайдар и Нурдаулет — будущий хан Касимовского царства после смерти хана Данияра в 1486 г.

121

А. М. Орлов указывает, что два термина «татары» и «мещера» должны восприниматься в двух самостоятельных значениях — «татары Золотой Орды» и «мещера» в смысле географического названия и названия народа.

122

А. М. Орлов. К вопросу о мещерском происхождении нижегородских татар (нижегородские татары — потомки древней мещеры).

123

Татищев В. Н. История Российская. Т. I. М., 1962. С. 241.

124

Год в источнике указан с опечаткой — 6706 г. вместо 6806 г..

125

Последний раз дань упоминается в договоре с Иваном Грозным в 1553 г. (Сын Касима царевич Даньяр, помимо «выхода» из Москвы, получал дань, пошлины и ясак с мордвы, мещеры и мусульман, проживающих в Касимовском ханстве).

126

Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей/ Под ред. Л. В. Черепина, 1950. — С.356.

127

Столица ханства впервые называется Касимовым в источниках в 1471 г. Татары также называли Касимов Ханкирман (Царский город).

128

После завоевания в 1552 г. Казани в Касимов была сослана последняя правительница Казанского ханства — ставшая легендарной Сююмбике, которая спустя несколько лет будет захоронена в этом городе вместе с Шах-Али. После смерти касимовской царицы Фатимы (1681 г.) город Касимов со всем своим царством был присоединен к России и окончательно вошел в состав русского государства.

129

Шах-Али был племянником последнего золотоордынского хана Ахмата и происходил из рода Тимур-Кутлу, враждовавшего с родом Тохтамыша (первый казанский хан Улу-Мухамед являлся внуком Тохтамыша). Шах-Али рос и воспитывался среди русских. В 1523 г. он будет участвовать при основании небольшой крепости Васильсурска на захваченном у казанцев клочка земли на правом берегу Суры. В 1551–1552 гг. за активную помощь Ивану Грозному при взятии Казани Шах Али стал владельцем многих окрестных с Касимовым сел и деревень. Сторонником Шах Али одно время был и крымский царевич Едигер, в 1551–1552 гг. ставший последним казанским царем, а после пленения крещеный в Семеона.

130

Разрядная книга 1475–1498 гг. — М., 1966.

131

Карамзин Н. М. Указ. Соч. т. VII гл. II стр. 377.

132

По некоторым данным, хан ушел из Руси, захватив в плен около 800 тысяч человек. Все рынки Астрахани, Феодосии, Стамбула и других черноморских городов были буквально заполнены захваченными полоняниками.

133

Юрченков В. А. Хронограф, или Повествование о мордовском народе и его истории. — Саранск, 1991.

134

Во второй пол. XV в. темниковскими землями владели князья Сориахмед и Адашев, а в нач. XVI в. — сын Адашева Акчура и, возможно, — князь Кугушев, за которыми эти земли были закреплены в 1509 г. Василием III. Так, в грамоте князю Еникею от 1539 г. говорится: «пожаловал князь Еникея Тенишева, сына Кугушева…, которые живут в Темникове…».

135

Государственный архив Пензенской области (ГАПО), ф. 132, оп. 1, д. 457, ч.1 («Летопись Саровской пустыни»).

136

Вариант этого предания, включающего родословные татарских князей, обнаружен М. Г. Сафаргалиевым в фондах бывшего Саровского монастыря. О родоначальнике татарских князей Бехане говорится: «При великом князе Дмитрии Ивановиче и сыне его Василии Дмитриевиче был из Золотой Орды князь Бехан, а житие имел на устье рек Сарова и Сатиса, к которое место по запустошении ево (по другой редакции — «от мору» и от рати Рязанской), на том старом городище, а ныне на том месте построена Саровская пустынь. В то же время оный князь Бехан по власти Золотой Орды царя, владел многими окрестьинстиими городами и другими жилищами татарскими и мордовскими» (Сафаргалиев М. Г. К истории татарского населения Мордовской АССР. — Саранск, 1963). (Саровская пустынь находится на месте города, принадлежащего предку крещеных князей Енгалычевых. Князь Александр Иванович Енгалычев (1760–1806) в 1798 г. подавал прошение об утверждении герба, где было указано, что его предки «от царей Астраханских» (т. е. из рода Чингисхана).

137

Условный термин «Темниковская Мещёра» (ТМ) был введен В. Первушкиным и С. Шишловым для обозначения открытого ими чингизидского государства конца XIII — нач. XIV в., которое занимало основную часть Окско-Ценско-Сурского междуречья и включавшего весь бассейн р. Мокши. ТМ в разное время включала или включает, если рассматривать ее в качестве исторической области, всю Республику Мордовию и Пензенскую область, восточную половину Тамбовской и некоторые местности Саратовской, Рязанской, Нижегорской, Ульяновской областей и Республики Чувашии, с городами Тамбовом, Моршанском, Шацком, Арзамасом и Алатырем. В частности, эта концепция авторов кардинально меняет сложившийся исторический взгляд на развитие, освоение и заселение пензенских земель, а также переносит дату присоединения Пензенского края к Российскому государству на 1523 г., вместо неопределенной и условной даты от 1392–1393 гг. (Н. В. Заварюхин); 1520–1540 гг. (В. К. Абрамов) и 1552 г.

138

В. В. Первушкин, С. Л. Шишлов. Эволюция представлений о средневековой политической истории Окско-Ценско-Сурского междуречья (Темниковской Мещёры) в XIX–XX вв.

139

Татарские князья Кугуш, Ишей, Мамат, Енгалыч, Акчура, Тениш, Еникей, Кулунчак и др. считаются потоками князя Бехана (беханиды). Эта династическая монархия беханидов правила Темниковской Мещерой вплоть до 1605 г.

140

Иван IV Грозный, как ни странно это может показаться, являлся старшим чингизидом на западных рубежах Руси и прямым потомком Чингисхана, — следовательно, темника Мамая тоже. После «замятни» в Золотой Орде, начавшейся со смертью последнего хана единой Орды Бердибека, зять хана Мамай был тоже убит. А его сын и внук Бердибека Мансур укрылся в Литве и отстроил там крепости в Полтаве и Глинске. Крещеный внук Мансура Иоанн получил титул князя Глинского. Мать же Ивана Грозного — Елена Глинская являлась правнучкой Бориса Глинского, сына Иоанна. Касимовский князь Саин Булат (Симеон Бекбулатович), другой потомок Чингисхана, был, как мы отметили, некоторое время царем Руси, назначенный на этот престол самим Иваном Грозным. Поэтому неудивительно, что, судя по росписи «русского» войска при штурме Казани, собственно самих русских было не более трети, а командовали передовыми частями армии касимовские татарские князья. В штурме Казани несомненно огромную роль оказал третий чингизид — крымский хан Девлет Гирей.

141

Флетчер Дж. О государстве русском / Пер. М. А. Оболенского. — М: Захаров, 2002.

142

Сафаров М. А. Фатима-Султан и предания старого Касимова // Медина аль-Ислам. 2016. № 1–2.

143

В 1719 г. касимовских татар насчитывалось 5797 чел., а в нач. XX в. — 4413 чел. В настоящее время в Касимове и Касимовском районе татар проживает около одной тысячи.

144

Первые поселения русских между рр. Сурой и Окой были: Муром, Рязань, Кадом, Наровчат, Нижний Новгород, Курмыш, Темников, Мокшан, Пенза и др.

145

«Приправочный список с дозорной книги города Темникова и Темниковского уезда 1613/14 г.».

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я