История христианской церкви от времен апостольских до наших дней

Ф. К. Функ, 1886

Книга Ф. К. Функа – это сочинение живое, свежее, будящее мысль. Как с методологической стороны, так и по богатству содержащихся в нем материала труд этот является образцовым. Автор, можно сказать, достиг намеченной цели. В легкой и доступной форме ему удалось дать всю сумму знаний, необходимых для каждого образованного богослова и историка. Стремясь к краткости, Функ выбросил все обременяющие другие учебники многословные размышления и рефлексии. У него говорят сами факты. Исключая все излишние и не имеющие большого значения подробности и детали, Функ старательно излагает все сколько-нибудь существенно важное. Разносторонне освещая факты, он сводит их в одну стройную систему, облегчающую читателю более успешное усвоение всего изложенного церковно-исторического материала. Эти выдающиеся достоинства создали учебнику Функа колоссальный успех как у себя на родине, где книга в течение двух десятков лет выдержала пять больших изданий, так и за границей.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История христианской церкви от времен апостольских до наших дней предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Введение

§ 1. Понятие церковной истории

Церковь есть основанное Христом, Спасителем мира, общество для спасения человечества. Она призвана сообщить благодать Божию всем народам.

Для достижения этой цели она совершает свое развитие в пространстве и времени. Это, в сущности, и составляет ее внешнюю историю. Последняя повествует о ходе и степени ее распространения, встреченных ею на этом пути препятствиях и понесенных христианством потерях. Здесь же излагается ее собственная разнообразная судьба, ее гонения и, наконец, отношения между государством и церковью в их историческом развитии.

Этим одним не исчерпывается, однако, церковная история.

Подобно горчичному семени, которое вырастает в огромное дерево (Мф. 13, 31), церковь имеет свою внутреннюю жизнь. Своими ветвями растение не только распространяется над землей, но из самого себя производит могучий организм, нисколько не похожий на горчичное семя, но вместе с тем и представляющий с ним нечто единое, так как из него происходит. Подобное совершается и с церковью, как с носительницей определенного учения и как с учреждением, имеющим свое известное устройство, свой культ и дисциплину. Божественный ее Основатель во время Своей земной жизни касательно всего этого заложил только фундамент. Постройка должна была совершиться с течением времени. В этом развитии заключается ее внутренняя история. В связи с этим стоит следующее обстоятельство. Хотя Евангелие, как слово Божие, по существу неизменно, тем не менее, этим не исключается формальное его раскрытие. Выступавшие с течением времени в церкви ереси побудили отделить истину от заблуждения и дать догматическому ее учению определенную формулировку. Затем рост христианства и ход мировых событий привели к необходимости дальнейшего развития церковного устройства. Этим объясняется изменение в объеме власти тех или других лиц, появление или упразднение тех или других церковных должностей. Подобное происходит и с культом, и с дисциплиной. То же мы наблюдаем и в церковной науке, тесно связанной вообще с догматическим учением. Учреждения и правоотношения, соответствовавшие запросам первоначального времени, оказались мало пригодными для позднейшей эпохи. Отсюда, если существенно дело и не изменялось, тем не менее с течением времени должны были развиться новые институты. Итак, приняв во внимание это двоякое направление в жизни церкви, церковную историю можно вкратце определить, как научное изображение внешнего и внутреннего развития христианского общества.

Слово «церковь» повсюду производится с греческого языка — кириакон — и уже в начале IV в. является обычным выражением для обозначения церкви, как храма, дома Господня. Через готов это слово (kureiko) перешло к германским народам, а через их посредство также и к славянским (церковь, црква, циркевь). Напротив, у романских народов слово это — «eglise», «iglesia», «chiesa» — производится от греческой экклесии. Заимствование этого слова с кельтского (cyrch, cylch — округ, место собрания) и из других языков мало вероятно.

§ 2. Разделение церковной истории

Жизнь церкви на протяжении 19 веков представляет собою богатейший церковно-исторический материал. Чтобы составить более ясное представление, материал этот обыкновенно подразделяется на известные части. Каждая из них сама по себе представляет нечто целое и, в свою очередь, для большей ясности подразделяется на отделы. Так как церковь обладает весьма почтенным возрастом и представляет вполне сложившийся организм, то такое деление ее истории возможно, как с точки зрения времени, так и по содержанию. В первом случае выступают периоды времени, во втором — разделы по предметам.

Периоды времени имеют различный объем в зависимости от большего или меньшего значения совершившегося в них изменения. Обычно выступают три главные части: древность, средние века и новое время. Каждое из них подразделяется на более краткие периоды. Разграничение их у отдельных историков различно. Наиболее распространено такое разделение.

Древняя история заключается Шестым Вселенским Собором, вернее, Трулльским Собором 692 года, представляющим рубеж дальнейшей истории.

Этот период есть время, когда главными представителями христианской жизни были христианские первонароды, греки и римляне, а церковное учение и устройство находились в стадии своего образования. Средневековая история, во время которой на первый план выступили романские и германские народы, продолжается до великого западного раскола, именно эпохи реформации. Новая история охватывает промежуток времени от начала XVI века до ХХ века. В это время западное христианство разбивается на несколько отдельных исповеданий, а папство, как таковое, теряет свою высшую политическую силу. Что касается периодов, то древняя и новая история распадаются на два периода, причем таким пунктом деления первой является Миланский эдикт 313 года, а второй — Великая французская революция 1789 года. Средневековая история разделяется на три периода, именно: 1) от конца VII века до Александра II, 2) от Григория VII 1073 г. до Целестина V 1294 г. и 3) от Бонифация VIII до конца Средних веков.

В отделах или главах по предметам изучаются на протяжении известного периода различные стороны церковной жизни, как то: распространение Евангелия, церковное устройство и т. д.

Некоторые авторы, главным образом в своих обширных работах, выделяют первый век, время апостольской деятельности, как особый период.

Некоторыми историками древняя история ограничивается временем смерти Григория 604 г. (Краус), другими 800 г., восстановлением Западной Римской империи (Газе). Еще больше разнообразия замечается в распределении периодов средневековой истории. Первый период новой истории иногда разделяется на два подотдела, при чем подразделяющей гранью является Вестфальский мир. Наконец некоторые началом новой истории считают половину XV в., особенно падение Константинополя в 1453 г. (Краус).

§ 3. Источники церковной истории

Источниками церковной истории являются те писания, которые дают нам познание прошлого. Одни из них подлинники как то: грамоты, сообщения свидетелей-очевидцев, надписи, памятники и подобные современные монументы (печати, монеты и т. д.). другие из них производные. Таковы суть: сообщения позднейших писателей на основании древнейших вполне или отчасти утраченных источников. Далее источники истории бывают официальные и частные. Первые — это представления должностных лиц, сделанные по долгу службы. Что касается вторых, то к таковым относятся сообщения частных или даже официальных лиц, но в частной переписке. По своей достоверности официальные источники заслуживают предпочтения.

Для церковного историка особенно важными представляются: деяния и постановления соборов, декреты, буллы и бреве пап, указы и пастырские послание епископов, касающиеся церкви государственные законы, заключенные между государством и церковью договоры или конкордаты, относящиеся к литургии или другому богослужению писания, первоисповедные формулы, монашеские уставы, отчасти мученические акты и жития святых.

Этим одним дело не ограничивается. На втором месте должны быть изучены частные источники, сначала подлинные, а поскольку они утрачены или недостаточны, то и производные.

Для облегчения пользования источники большею частью объединяются в сборники. Такая работа произведена в отношении церковной литературы Древнего времени, а отчасти и Средних веков. В такие же сборники по большей части объединены также и исторические памятники отдельных стран.

Важнейшими из доселе опубликованных сборников являются следующие:

1. Надписи и памятники. — De Rossi, Inscriptiones christianae urbis Romae septimo saeculo antiquiores, I–II, prem. Part., 1857–88, — Le Blant, Inscriptions chretiennes de la Gaule, 3 vol., 1855–92. — Hubner, Inscriptiones Histaniae christianae, 1871; Inscriptiones Britanniae christianae. 1876. — F. Piper, Einleitung in die monumentale Theologie, 1867. — F. — X. Kraus, Die chrislichen Inschriften der Rheinlande, 2 Bde. 1890–94.

II. Сборники соборов. — Labbe et Cossart, Sacrosancta concilia, 17 fol., Paris. 1674; ed. Coleti, 23 fol., Ven., 1728–34; Suppl., 6 fol. (до 1720), ed. Mansi Luccae, 1748–52. — J. Hardouin, Acta concoliorum et epistolae decretales ac constitutions summorum pontificum ab a. Chr. 34 usque ad. A. 1714, 11 fol. Par. 1715. — J. D. Mansi, Sacr. consil. nova et ampliss. collectio, 31 fol. (работа доведена до 1439). Flor. et. Ven., 1759–98. — Collectio Lacensis, Acta et decreta s. Consil. recentiorum 7 vol., 1870–90. — Sirmond et La Lande, Conc. ant. Galliae, 4 fol., 1629–66. — Aguirre, Coll. max. conc. Hispaniae, 4 fol., 1693. — Wilkins, Conc. Magnae Britanniae, 4 fol., 1734. — Haddan-Stubbs, Concils and eccl. Documents rel. to Great-Britain, I–III, 1869–78. — Hartzheim, Concilia Germaniae. 11 fol., 1749–90. — C.J. von Hefele, Conciliengeschichte, 7 vol., 1855–71. Tom I–IV, 2 A., 1873–79; t. VIII et IX опубликовал Hergenroether, 1887–90; t. V et VI, 2 A., 1886–90. Knoepfier. C. H. Turner, Ecclesiae Ossidentalis monumenta iuris antiqussiva. Canonum et conciliorum graecorum interpretations latinae. Oxinii. 1899–09. H. Gelzer, H. Hilgenfeld et O. Cuntz, Patrum Nicaenorum nomina latine, graece ete. Leip. 1904. Русск. перевод: Деяния Вселенских Соборов. Т. I–VII, Каз. 1859–73.

III. Папские акты — Bullarium romanum, масса изданий. Все неполны и мало удовлетворительны. Лучшее Coquelines, 19 tol., Romae, 1739–44; до 1740, 15 vol. in 4. Prato, 1843 sqq. Туринское издание 23 vol. in 4, 1857–72, перепечатка издания Coquelines. Pontificum Romanorum a S. Slemente I usque ad. S. Leonem M. epistolae genuinae, ed, Coustant, 1721 (Schoenemann, 1796); a S. Hilaro usque ad S. Homisdam, ed. A. Thiel, 1868. — Regesta pontiff. Rom. ab. Condita ecclesia ad a. 1198, ed, Jaffe, 1851; ed. II cur., Loewrnfeld, Kaltenbrunner, Ewald, 1885–88; inde ab. a 1198 ad a. 1304. ed. A. Potthast, 1874–75. — Corpus iuris canonici, ed. Richter, 1833; Friedberg, 1879–81. F. Laubin, Introductio in C. I. C. Freib. 1889. O. Guenther, Epistulae imperatorum, pontificum… ab anno 398 usque ad annum 553 datae. Vind. Csel. P. Fred. Kehr, Regesta Pontificum Romanorum; Italia pontificia sive Repertorium privilegioum et literum a Romanis Pontificibus ante annum 1598 Italiae esslesis, monasteries… concessorum. I vol., Roma, Berlin, Weidmann, 1906.

IV. Законы государственные и конкордаты. — Cod. Theldosianus cum perpet. Commentaries Jac. Gothofredi ed. J. D. Ritter, 6 fol., Lips., 1737–43. — Corpus iuris civilis, ed, Dion. Gothofredus, 6 fol. Lugdun., 1589; edid. Fraters Kriegelii. Lipsiae, 1833–43. — Collectio librorum iuris anteiustiniani, ed. Mommsen. Kruger, Studemund, 3 vol., Berol., t. III, 1890. — Digesta Iustiniani Aug. recens. Mommsen et Kruger, Berol., 1868–70. — Fontes iuris rom. antiqui ed. C. G. Bruns, 4 ed., Frib. in Br., 1879. Suppl. ed. Mommsen, 1881. — Monumenta German. histor., ed. Pertz; Leges, I–V, 1835–89. — E. v. Munch, Vollstandige Sammlung aller aelrteren und neueren Konkordate, 2 vol., 1830–31. Walter, Fontes iuris eccl. antiqui et hodierni 1862. — Nussi, Conventiones, 1870. Theodosiani libri XVI cum constitutionibus Sirmondianis et leges novellae ad Theodosianum pertinentes, ed. Th. Mommsen et P. M. Meyer, 2 vol. in 4, Berlin, 1905–1906.

V. Литургические памятники. — E. Renaudot. Liturg. orient. coll., 2 vol., Par., 1716. — Muratori, Liturgia Romana vetus, 2 vol., Venet., 1748. — J. A. Assemani, Cod. lirurgicus essles. univ., 13 vol., Rom., 1749. — Daniel, Cod. liturgy. eccl. univ., 4 vol., Lips., 1847–53. Denzinger, Ritus Orientalium, 2 vol., 1863–64. — Swainson, The Greek Liturgies, 1884. — Brightman, Liturgies Eastern and Western, I, 1896. — F. Cabrol et H. Leclecq, Monumenta esslesiae Liturgica, I. Reliquiae Liturgicae vetustissimae, in — 4, Paris, Picard. U. Chevalier, Repertorium hymnologicum, 1890–92, Bibkiotheque liturgique, I, 1893 et. s. — Le Repertorium a completer par C. Brume, Repertorium Repertorii, Keitischer Wegweiser durch. U. Chevaliers Repert. hymn., Leipzig, Reisland, 1901. — Weale et Misset, Anakecta Liturgica, 3 vol., 1888–94. — C. Brume et G. M. Dreves, Analecta hymnica medii aebi, en cours de publication. — H. Ehrensberger, Libri liturgici bibliothecae Vaticanae manuscripti, Fribourg, Herder, 1897.

VI. Монастырские уставы. — Luc. Holstenius, Cod. regularum monist. et canon., 4 fol., Rom., 1661; auctus a Mar. Brockie 6 fol., Aug. Vind., 1759.

VII. Мученические акты и жития святых. — Sirius, De probates sanctorum vitits, 6 fol., Colon., 1570–75; часто перепечатывалось — Th. Ruinart, Acta primorum martyrum, Par., 1689; ed. Galura, 3 vol., Aug. Vind., 1802; ed. Ratisbon., 1859. — Blooandus, etc., Acnf Sanctorum, Antv., 1643 sqq.; издатели располагают жития по римскому календарю. Последний том 63 явился в 1894 г. и доходит до 4 ноября. Anakecta Bollandiana выходит с 1882. — Mabillon, Acta Ss. Ord. Bened., 9 fol., 1666–1701. — Cf. Le Blant, Les Actes des martyrs. Memoires de l’Acad. des Inscriptions et Belles-Lettres, t. XXX, p. 2 (1882). — Hyvernat, Les Actes des matryts de l’Egypte, texte copte et traduction francaise, 4 livrasons in 4 avec un album paleographique, infolio, Paris, 1886. — H. Leclercq, Les Martyrs, Recueil de pieces authentiques sur les marturs depuis les origins du christianisme jusqu’au XX siecle, Paris, Oudin, 5 vol., 1902–1906. — Bibliotheca hagiographica Latina antique ct mediae aetatis ediderunt Socil Bollandini, 1889–1901.

VIII. Символ веры. — H. Denzinger, Enchiridion symbolorum et definirionum quae de rebus fidei et morum a conciliis oecumenicis et summis pontificibus emanarunt, 1854; ed. IX, cur. Stahl. 1905. — A. Hahn, Biblioth. der Symb. und Glaubensregekn der alten Kirche, 1842; 3 A. (L. Hahn), 1897. — Ph. Schafi, Bibliotheca symbolica eccl. universalis: The Creeds of Christendom wilh a History and Critical Notes, 3 vol. IV ed. 1884. — Michalcescu, Die Bekenntnisse und die wichtigsten Glaubenszeugnisse der griechisch-orientalischen Kirchen. Leipzig, Hinrichs, 1904.

IX. Собрания творений св. отцов. — 1. Mazima Bibliotheca veterum partum. etc., 28 fol. Lugd. Gen., 1677–1707 (работа доведена до XVI в. но с XIII в. с пробелами).

2. Biblioth. vet. parrum etc., ed. A. Gallandi, 14 fol., Venise, 1765–81.

3. Patrologiae cursum completes, ed. J. — P. Migne: a) Patrologiae Latina, 221 vol. usque ad Innocentium III, Par., 1844–55; b) Patrologiae graeca, 162 vol. usque ad saec. XV, 1857–66. Лат. серия продолжения Horoy, Medii aevi Bibliotheca patristica 1879–83 5 vol.

4. Corpus script. essl. lat., Vindob., 1866 sqq. Это издание латинских писателей ведется Венской академией наук.

5. Die griechischen christicheu Schriftsteller der drei Jahrhunderte, herausgeg. von der Kirchenvater-Commission der koniglich. preussischen Akademie der Wissenschaften. (Leipz.) В этой серии доселе изданы Евсевий, Ориген, Климент Александрийский, книга Еноха и др. В качестве дополнения к нему издаются:

Texte und. Untersuchungen zur Geschichte der altchrislichen Literatur herausgeg. von O. Gebhardt und A. Harnack, получившие с 1897 г. подзаголовок:

Archiv fur die von der Kirchenvater-Commission der Kgl. preuss. Akademie unternommene Ausgabe der alteren christlichen Schriftsteller.

6. Corpus scriprorum christianorum orientalium ed., Chabot, Guidi, Hyvernat et Carra de Vaux; Paris, Poussielgue, 1902 et. suiv., Patrologia Oriettalis est publiee MM. Graffin et Nan, Paris, Firmin-Didot.

X. Сборники церковно-исторических памятников по отдельным странам. — 1. Rerum Itacarum scriptores ad anno aerae c christianae quingentesimo da millesimum quingentesimum, ed. L. Muratori, 25 fol., Med., 1723–51; Supplem., 3 fol. Нов. изд. 1900. г. Antiquitates italicae medii aevi post declinationem Romani imperii ad annum 1500, ed. L. Muratori, Mediolani, 1738–42, 6 vol. in fol.

2. Rerum Gallicarum et Francicarum scriptores или Recueil des historiens des Gaeles et de la France jusqu’en 1328 publie par Dom Bouquet, Paris, 1738–1833, in fol., t. I–XIX; продолженный Academie des Inscriprions et Belles-Lettres. Paris, 1840–76; t. XX–XXIII, in fol. Ch. V. Lfnglois et H/ Stein, Les Archives de l’histoire de France, 1 vol. in — 18, Paris, Picard, 1891. — Documents inedits pour server a l’histoire esslesiastique de Belgique, publies par le P. Dom Ursmer Berliere (Maredsons, abbaye de Saint-Benoit.), I, 1893. — Les Sources de l’histoire de France: des origins a 1494, par Aug. Molinier, 6 vol.; puis Hauser, Le XVI siecle, provincias ecclesiasticas disributa. qua series et historia archiepiscoporum et episcoporum… Opera et studio ff. Sammarthanorum et Haureau, Lutetiae Parisiorum, 1715–25, была издана Albanes, в его Gallia christianna novissima, которой t. 1 явился a Montbeliard. После смерти M. Albanes, M. Ulysse Chevalier продолжено издание, опубликован том, посвященный: l’eglise de Marseille (ses eveques, prevots et statuts.). Valence. Impr. Valtntinoise, 1899.

3. Monumenta Germaniae historica inde ab anno Christi quingentesimo usque ad annum mollesimum et quingentesimum, ed. G. H. Pertz, etc. 1 Sriprores, 23 vol. in fol. et. 6 vol. in. — 4, 1826–88; 2 Lcges, 6 vol. in fol., 1835–89; 3 Diplomata, 1 vol. in fol. et. 1 vol. in — 4; 4 Epistolae, 6 vol. in — 4; 5 Antiquitates, 4 vol. in — 4, Hanovre, 1826–83; 6 Auctores antiquissimi. I–XII, 1878–94. Издание продолжается. Monumenta Germaniae historica. Scriptores qui vernacular lingua usi. sunt. Hanovre, 1877–83, 4 vol. in — 4. (Изд. продолжается.). Archiv der Gesellschaft fur altere deutsche Geschichtskunde, 12 vol., 1820–74; Neues Archiv d. G. f. a. d. G. 1876; Forschuugen des Papsttums und roemischen Katholicismus, Freiburg und Leipzig. Mohr, 2 F. 1901. Mehlhom, Aus den Quellen der KG. Berl.

4. Fontes rerum Aeustraacarum: Scriptores, 8 vol. 1855–75; Diplomata, 44 vol., 1849–85. — Archiv fur Kunde oesterreichischer Geschichtsquellen I–LXXV, 1848–90.

5. Rerum Britannicarum medil aevi scriptores, Lond., 1859–89; 91 названий большею часть по несколько томов.

6. Corpus script. historiae Byzant., ed. Niebuhr etc., 48 vol., Bon., 1829–55.

XI. Работы, которые помогают разобраться в источниках: A. Potthast, Bibl. hist. medii aevi, 1867–68; ed. II, 1896. — W. Wattenbach, Deutschlands Geschichtcquellen im Mittelalter bis zue Mitte des 13 Jahrhunderts, 1858, 7 F., 2 Bde 1885–86. — O. Lorenz, Deutschlands Geschichtsquellen im Mittelalter von der Mitte des 13 Jahrhunderts bis zum Ende des 14 Jahrh., 1870, 3 A., 2 Bde., 1886–87. — F. C. Dahlmann, Quellenkunde der deutschen Geschichte 7 A., 1906. — U. Chevalier, Repretoire des sources historiques du moyen age: Bibliographie, 1877–86; Suppl., 1888. — G. Monod, Bibliographie de l’Histoire de France, Catalogue methodique er chronologique des sources et des ouvrages relatifs a l’histoire de France, depuis les origins jusqu’en 1789, Paris, 1 vol. in — 8, 1881. — De Smedt, Introductio ad hist. eccl. critice tra tandem, 1876. Krumvacher, Gesch. der buzant. hiteratur. 2 A. 1896.

§ 4. Вспомогательные науки для церковной истории

Они дают нам возможность правильно понимать и умело использовать источники.

1. Дипломатика дает указания относительно оценки и исследования документов.

J. Mabillon, De re diplomatica, Par., 1681, 2-е ed. 1709. — Toustain et Tassin, Nouveau traite de diplomatique, 6 vol. Par., 1750–65. — Schoenemann, Vollst. System der allgem. Diplomatik, 1818. — Leist, Urkundenlehre, 1882. — H. Bresslau, Handbuch der Urkundenlehre fur Deutschland und Italien, I, 1888. — Mas Latrie, Les Elements de la diplomatique pontificale au moyen age, Rev. d. quest. hist., f. XXXIX (1886). p. 415–51; t. XLI (1887), p. 382–424. A. Giry, Manuel de diplomatique, Paris, Hachette, 1894. — Reusens, Elements de paleogpaphie et de diplomatique du moyen age, in — 4. Louvain, Peeters. — Wattenbach, Das Schrifwesen im Koenige, Innsbruck, 1902. — J. V. Pflugk-Harttung, Die Bullen der Paepste bis zum Ende des zwolften Jahrhunderts, Gotha. Perthos. 1901.

2. Палеография научает читать древние рукописи и определять их дату.

B. Montfaucon, Paleographia graeca, Par., 1708. — Silvestre, Paleographie universelle, 4 fol. 1839–41. — Zangermeister et Wattenbach, Extempla cod. lat. litt. maiusc. script., 1876. — Wattenbach et Velsen, Exempla cod. grace. litt. min. script. 1878. — E. A. Bond and E. M. Thompson. The Paleographical Society, Facsimiles of manuscripts and inscriptions, 3 fol. Loldon. 1873–83. Серия публикуется. — Gardthausen, Griech. Pal. 1879. — Wailly, Elements de Paleographie, 2 vol., Par., 1838. — Chassfnt, Paleographie des chartws et des manuscripts du XI au XVII siecle, 6-e ed., Par., 1867. — Mfurice Prou, Manuel de paleographie latine et francaise du VI au XVII siecle, Paris, 1890. — Fr. Blass, Paleographie, Buchwesen und Handschriftenkunde, dans le Hamdbuch der klass. Alterumswissenschaft Iwan Muller, t. I: Einleitende uns Hilfsdisziplinen (1886), s. 275–330. — Ch. Cucuel, Elements de paleographie grecque, 1891. — E. Chatelain, Uncialis Scriptura codicum latinorum novis exemplis illustrate, Paris, Welter, 1902.

3. Эпиграфика помогает разбирать и понимать надписи.

J. B. de Rossi, Inscript. Christ., t. I, p. XLI–CXXIII. — Le Blant, Manuel l’Epigraphie chretienne, Par., 1869. — Bone, Anleitung zum Lesen, Erganzen und Datieren rom. Inschriften, 1880. — Salomon Reinach, Trarie d’Epigraphie grecque, Par., 1886. — Rene Cagant, Coues d’Epigraphie latine, 2 ed. Par., 1889. — E. Hubner, Romische Epigraphik, в Handb. d. kl. Altertuvswis. Ivan Muller, t. I: Einl. und Hilfadsziplien (1886). s. 475–548. — H. Marucchi, Elements l’archeologie chretienne. Notions generales (Paris, Desclee, 1900). p. 139–255.

4. Нумизматика учит о монетах и их значении для истории.

Eckhel, Doctrina numorum veterum, 8 vol., 1792–99. — Lefebure, Traite elementaire de Numismatique generale, 2-e ed. 1860. — Lenormant, La Monnaie dans l’antiquirt, 3 vol.. 1878–79. — Blanchet, Numismatique du moyen age et moderne, 3 vol., 1890. — A. Engel et R. Serrure, Traite de numismatique moderne et contemporaine. Premiere partie, XVI–XVIII siecles. Paris, 1897.

5. Филология дает нам грамматическое и лексическое понимание источников.

Du Frense du Cange, Glossarium ad scriptores mediae et infimae laninitatis, Par., 1678; работа эта несколько раз переиздавалась и улучшалась. Лучшее изд. Henschel, 7 vol., 1840–50, и Favre, 10 vol., 1882–87; Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis, 2 fol. Lugd., 1688. — J. C. Suicer, Thesaurus essles. e part. graecis. 2 fol., ed. II, Amst. 1728.

6. География определяет место рассказываемого исторического события.

Neher, Kirchliche Geographie und Statistik, 3 vol., 1864–68. — Spruner-Menke, Handatlas fur die Geschichte des Mittelalters und der neueren Zeit, 1880. — O. Werner, Kath., Missionsatlas, 2 A. 1885; Kath. Kirchenatlas, 1888. — Droysen, Allgemeiner hist. Handatlas, 1886. — Le Quien, Ories christianus, 3 vol. Paris, 1740. — Carol. a S. Paulo. Georg. sacr. cur. clerici. Amsterdam. fol. 1703. — Adrien Launay, Atlas des missions de la Societe des missions etrangeres, Paris, 1891. — Spruner-Sieglin, Atlas antiquus. O. Werner, Orbis terrarium catholicus. 1 vol. in 4 Freib. Breisg. 1890. Atlas de geographie historique, ed. Schader. Par. 1896. K. Heussi uns Mulert, Atlas zur Kirchengeschichte. 1905.

7. Хронология учит нас понимать встречающиеся в источниках даты и разъясняет существовавшие различные формы летоисчисления.

L’art de verifier les dates des faits historiques, par un religieux benedictin» 5 vol., Par., 1750; 1818–21. — L. Ideler, Handbuch der math. und techn. Chronologie, 2 Bde., 1825–26; Lehbuch (Manuel). 1831. — G. Goyay. Chronologie de l’empire romain, 1891. (Collection Klinclsieck.) — Grotefend, Handbuch der historischen Chronologie des deutschen Mittelalters und der Neuzeit, 1872. — Brinckmeire, Handbuch der hist. Chr., 2-e ed., 1882. — Lersch, Einleit. in die Chr., 1889. — Mas Latrie, Tresor de chronologie et d’hist. et de geogr. pour l’etude et l’emploi des documents du moyen age, 1889. — Dionys Petavius, De doctrina temporum, Ant., 1702. F. K. Ginzel, Handbuch der mathematischen und technischen Chronologie. Leipz. 1906. A. Cappelli, Cronologia e Calendario perpetuo. Miland. 1906. Арсений арх. Летопись церк. событий и гражданских, поясняющих церковные. СПб. 1900. F. Clinton, Fasti Romani. I–II. Oxonii. 1845–50. E. Muralt, Essai de chronographie Byzantine de 395 a 1057. St. — Petesb. 1855.

Точкою опоры для всякого хронологического исследования является эра, т. е. год, от которого исходит то или другое летоисчисление. Для нашей цели заслуживают внимания эры, служащие для определения церковно-исторических событий.

a) Римское летоисчисление велось от основанияч города Рима (753 до Р. Х.) post urbem conditam и по консулам. Лист римских консулов (см. у Bouche-Leclerq, Manuel des Institutions romaines, t. II, p. 590–613. Brinclmeire, o. c. 380–409. — Schram, Hilfstabellen, 1883. De Rossi, Inscript. christ. t. I I. p. LIV–LXX; Mommsen. Neues Archiv f. alt. d. Geschichtskunde (1889), t. XIV, p. 226–249. O. Seeck, Die Entstehung des Indictionencyklus в Deutsche Zeitschrift fur Geschichtswiss, 1896 S. 279–96).

b) Эра Селевкидов (seleucidarum), падающая на 312 или 311 год до Р. Х. — год сражения у Гуза, доселе еще в ходу у сирийских христиан.

с) Испанская эра, начинающаяся 38 г. до Р. Х., употреблялась на Пиренейском полуострове до XIV века.

d) Aera Diocletiana или Aera martyrum ведет свое начало от года восшествия на престол императора Диоклетиана 29 августа 284 г.

е) Cyclus indictionum 15-летний цикл, применявшийся в церкви от времен Константина Великого до XVI века.

f) Армянская эра начинается 11 июля 552 г. после Р. Х.

g) Эра сотворения мира встречается в различных видах и бывает:

1) византийская, начинающаяся с 5509 до Р. Х. и бывшая в употреблении у русских до Петра Великого (1700), а у греков, сербов и румын до XIX в.;

2) александрийская — 5492 до Р. Х. и 3) иудейская — 3761 г. до Рх. Х.

h) Христианская эра, начинающаяся годом Рождества Христова, на западе была введена в начале VI в. Дионисием Малым и быстро вытеснила здесь все другие летоисчисления. Рождество Христово по этому летоисчислению падает на 753 г. основания города Рима, так как 754 г. является уже первым годом христианской эры. Она, однако, погрешает против истины, так как Ирод, который в год Рождества Христова жил, в действительности умер уже перед Пасхой 750 г. и даже, вероятно, несколько раньше, именно в 749 г.

Подобно летоисчислению, также и начало нового года прежде датировалось различно: а) 1 января; b) 1 марта (Россия); с) 1 сентября (Константинополь); d) день Рождества Христова; е) Благовещение Марии, именно частью перед 1 января (Calculus Pisanus), частью после такового (Calculus Florentinus); f) Пасха. В качестве начала нового года 1 января было введено повсюду только с XVI века.

Что касается продолжительности года, то до XVI г. употреблялось исчисление Юлия Цезаря. Оно, однако, не отличалось точностью, так как юлианский год меньше истинного года на 11 минут и 12 секунд, почему ко времени папы Григория XIII в 1582 г. разница между астрономическим и гражданским годом достигала 10 дней. Вследствие этого папа предписал в 1582 г. 5 октября считать 14 и на будущее время во избежание неправильности отбрасывать по 3 високосных дня каждые 400 лет. С XVIII в. грегорианский календарь принят повсюду также и протестантами. Греки и русские еще доселе придерживаются юлианского календаря или времени старого стиля, как он называется в отличие от грегорианского календаря, как времени нового стиля.

§ 5. Литература церковной истории

1. В последней четверти II в. при папе Елевферии написал или опубликовал свои «Достопримечательности» Егезипп. Работа эта, сохранившаяся до нас в отдельных фрагментах, представляет собрание весьма важных церковных документов. Отцом церковной истории, однако, является Евсевий Кесарийский в Палестине. Он составил не только всемирную хронику, но и церковную историю. Хроника дошла до нас в армянском переводе и в иеронимовой переработке ее на латинском языке. Последняя (A. Schoene, 2 vol., 1866–75) распадается на две книги и продолжена до 378 г. Церковная история Евсевия в 10 книгах доходит до 324 г. Благодаря сообщению документов и многочисленных отрывков из потерянных сочинений она является положительно незаменимой работой. История эта в V в. была продолжена Сократом (до 439 г.) и Созоменом (до 423 г.) в Константинополе и епископом Феодоритом в Сирии (до 428 г.). Работа последних была доведена позже до конца VI в. схоластиком Евагрием Антиохийским. Еще раньше продолжил историю до Иустина I некий Феодор чтец, составивший выборку из истории Сократа, Созомена и Феодорита. Исключая несколько отрывков, сочинение это потеряно. Подобная же судьба постигла труд Филиппа Сидета, изложившего в 36 книгах историю от сотворения мира до своего времени (440 г.), и работу евномианина Филосторгия, охватывающую 300–433 гг. От последней сохранилось сокращение некоторых частей ее у Фотия. Общее издание этих историков было сделано Робертом Стефаном в 1544 и Генрихом Валезием (в 3 т. в 1659–73 гг.).

Латинская церковь в древности выдвинула трех историков. Руфин перевел Церковную историю Евсевия и продолжил ее в двух книгах на 70 лет дальше. Сульпиций Север составил 2 книги хроники от начала мира до IV в. Как тот, так и другой были единственными самостоятельными историками своего времени. Кассиодор является третьим, который в своей «Historia tripartite» составил историю из 3 продолжателей Евсевия, именно Сократа, Созомена и Феодорита.

2. Средние века выдвинули мало работ, охватывавших всю церковную историю. Главным образом, они ограничивались более ранними работами.

В греческой церкви выступил только один знаменитый историк этого времени Никифор Калист († 1341), работа которого доведена до 610 г. На западе, и главным образом на основании Руфина, составил историю четырех первых веков епископ Гаймо Гальберштадский († 853), «Breviarium historiae eccl». Историю церкви в это время также писали римский библиотекарь Анастасий († 886), доминиканец Варфоломей Луккский († 1327, Н. Е.), Антонин Флорентский († 1459) «Summa historiakis». В большинстве трудов история церкви излагается в связи с политической историей и касается главным образом церковной истории отдельных национальностей.

3. С XV в. в области церковной истории замечается общее оживление. С возрождением науки развивается историческая критика, не существовавшая в средние века. Начавшийся великий церковный раскол особенно способствовал перенесению ее в эту область. Так как в то время повсюду выступали конфессиональные интересы, но немудрено, что и здесь проводились иногда предвзятые взгляды и тенденции. При всех заблуждениях, однако, историческая истина брала перевес и вызывала новую разработку науки.

Первая работа, которая была тогда составлена, есть «Ecclesiastica Historia… congesta per aliquot studiosos et pios viros in urbe Magdeburgics» (13 fol., Basil. 1559–74; 2 A., 1624, 6 fol.). Она охватывает 13 веков, разделена по столетиям и составлена обществом ученых в Магдебурге с иллирийцем М. Флацием во главе. Отсюда обычное ее наименование магдебургские центурии. Окрашивавшая этот труд в отношении древней церкви грубая тенденциозность вызвала несколько сочинений с католической стороны. Важнейшими из них были «Annales ecclesiastici» кард. Барония, особенно ценные, благодаря сопровождающим их документам (12 fol. Rom. 15880–1607). Они простирались до 1198 г., часто перепечатывались и находили многочисленных продолжателей, именно епископа Генр. Спондана Памьерского до 1646 г. (2 fol. 1647), доминиканца Абр. Бзовия до 1572 н. (9 fol., 1629–72), но главным образом Райнальда до 1565 г. (9 fol., 1646–77), Ладерхи до 1571 г. (3 fol., Romю 1728–38) и Авг. Тейнера до 1585 г. (3 fol., 1856) и т. д. Критика работы Барония была сделана французскими францисканцами Антоном и Францем Паги (4 fol. 1689–1705) и позднее включена в качестве составной части в Анналы Барония и Рейнальда, изданные Манзи (38 fol., Lucc. 1738–59).

Особенно развилась церковная история в наступивший затем мирный промежуток. Результатом деятельности историков этого времени явились 2 большие работы и целый ряд компедиумов. Важнейшие труды явились во Франции, где научная жизнь около половины XVII в. забила кипучим ключом. Особого упоминания заслуживают капитальная «Historia ecclesiastica» Наталиса Александра (Noel Alexander) и Тильмона (Tillemont), «Memoires pour server a l’histoire esslesiastique» (16 vol., 1693–1712). Труд Наталиса Александра доведен до XVI в. и по многим вопросам представляет ряд исследований (26 fol., Par 1676–88). Он неоднократно перепечатывался и в издании Ронкагльи (ed. Roncaglia 9 fol., Luccae, 1743) снабжен примечаниями, боровшимися с галликанскими воззрениями автора. Сочинение Тилльмона представляет полную историю в монографиях, доведенную до 513 г. и во многом пополняемую другим трудом того же автора, именно: «Histoire de l’Eglise» Берольта-Беркастля (Berault-Bercastel) до 1721 (24 vol., 1778–90).

Между церковными историками Италии первое место занимает около этого времени доминиканец кардинал Орси. Его Storia ecclesiastica (20 fol. 1746–61) охватывает первые 6 веков и его сотоварищем по ордену Бечетти продолжена до 1378 г. (17 fol. 1770), а в его «Istoria degli ultimi Quattro seculi della chiesa «(9 vol., 1788 ss.) даже до Тридентского собора.

В XVII в. появляются обширные работы в области церковной истории в реформаторской церкви в Швейцарии и в Нидерландах.

В протестантской Германии Арнольд вызвал целый ряд новых работ, когда в своей беспристрастной «Истории церкви и ересей» (1699) дал строгую, но справедливую оценку ортодоксального лютеранства. Из работ XVIII в. следует отметить Institutiones historiae ecclesiasticae Мосгейма (1755) и Шрека (Schrockh, 44 мм. 1788–1812). Между церковно-историческими трудами XIX в. замечательны: История христианской религии и церкви Неандера и Церковные истории Гизелера, Баура, Берингера, Газе, Курца, Герцога, Цэклера, Мэллера, Мюллера и Крюгера.

Католическая Германия в этом движении также не отставала и выдвинула хороших церковных историков в лице гр. Штольберга, Т. Катеркампфа, Гортига, Риттера, Альцога, Мэхлера, Гергенрэтера, Дэллингера, Брука, Крауса, А. Кнопфлера, Маркса, Юнгмана, Лангена и Функа.

Во Франции явились в это время работы Рорбахера, Дарра и в новейшее время Дюшена.

Со времени падения Константинополя развитие церковно-исторической науки на греческом востоке приостанавливается. Вплоть до половины XIX в. за все это время известно только два сочинения, сколько-нибудь заслуживающих внимания. Первое — это история Иерусалимских патриархов, написанная Досифеем (конец XVII в.) и представляющая общий очерк церковной истории с древних времен, второе — Церковная история Мелетия (3 т. 1783), доведенная до начала XVIII в. Со второй половины XIX в. греческая церковно-историческая наука подвергается сильному влиянию западной и развивается в этом направлении. Таковы труды Диомида Кириакоса (1872; 2 vol., 1881) и Филарета Вафида (до 1453 г. 2 т. 1884–86).

В России церковно-историческая наука по своему развитию и успехам стоит на незначительной высоте. Она далеко отстала от церковно-исторической науки не только первенствующих западных народов, немецкой, французской и английской, но и второстепенных: итальянской, нидерландской и т. д. Причиною этого является незначительный интерес наших предков к церковно-историческим знаниям, а также позднее включение церковно-исторической науки в состав прочих богословских наук, преподававшихся в русских духовных школах. Несмотря на некоторые в этом отношении попытки от начала XVIII в., церковная история у нас не преподавалась до самого конца XVIII в., когда, наконец, Синодом было предписано в богословском классе тогдашних семинарий и Академий изучать краткую церковную историю с показанием главных эпох. За неимением русских книг преподавание велось на латинском языке. На этом же языке написано и первое руководство по церковной истории Мефодия (Михаила) Смирнова — «Liber historicus de rebus in primitive sive trium primorum et quarti ineuntis seculorum esslesia сhristiana» (Москва, 1805). В ввиду неимения годной для школы книги тогда же было предписано составить учебное руководство. Так явилась книга Иннокентия (Илариона) Смирнова — «Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в.» (2 т. СПб. 1817). «Начало сего труда, — говорит сам автор, — есть единственно воля и распоряжение начальства». Сочинение это не самостоятельно и написано на основании трудов Шпангейма, жившего в конце XVII в., и Вейсмана — от начала XVIII в. Критики ни малейшей. Изложение сухое и мертвенное. К этому же периоду надо отнести и сочинение И. Чельцова «История христианской церкви» (т. I, СПб… 1861). Труд не самостоятельный. Книга написана под сильным влиянием известного Неандера. Касается только первых трех веков христианства. Охватившее русское общество научное оживление 60-х годов благоприятно повлияло на развитие церковно-исторической науки в России. Центром этого движения является Московская Духовная Академия. Еще под сенью устава Духовной Академии 1814 г. благодаря стараниям А. В. Горского здесь церковная наука заняла прочное положение в ряду других богословских наук. Рядом с именем Горского надо поставить еще Филарета, епископа Черниговского (1866) и епископа Порфирия Успенского (1885). При таких обстоятельствах вступил в действие новый устав Духовной Академии 1869 г., оказавший самое благоприятное влияние на зарождающуюся церковно-историческую науку. В Московской Духовной Академии благодаря, главным образом, энергичной деятельности преемника Горского, покойного профессора А. П. Лебедева создается целая русская историческая школа, давшая массу весьма ценных трудов. К ней принадлежат И. Д. Андреев, Н. Н. Глубоковский, А. И. Доброклонский, Н. Ф. Каптерев, Н. Г. Попов, А. А. Спасский, С. И. Смирнов. Одновременно с этим и в других местах более или менее успешно начинает развиваться русская церковно-историческая наука, именно в С.-Петербургской Духовной Академии, где в это время выступил покойный В. В. Болотов с плеядой своих учеников, каковы: А. Бриллиантов, Лепорский и др., в Казанской Духовной Академии (Курганов), в Киевской (Терновский и др.). Не прошло бесследным для нашей науки также внесение церковной истории университетским уставом 1863 г. в круг предметов преподавания на историко-филологическом факультете. Преподавателями этой науки в университетах выступили такие выдающиеся ученые, как А. С. Лебедев в Харькове, Мелиоранский в С.-Петербурге, Голубов в Киеве, Курганов в Казани и т. д. Особенно почтенное место в этом движение принадлежит Московскому университету, где кафедру церковной истории занял А. М. Иванцов-Платонов, которому удалось заинтересовать своим предметом таких крупных мыслителей и ученых, как Вл. С. Соловьев, князь С. Н. Трубецкой, М. С. Корелин, С. А. Котляровский и др. Впрочем здесь мы должны оговориться. Все труды русских церковно-исторических писателей доселе были направлены исключительно на монографическую разработку истории. Сочинения, охватывающего всю церковную историю, т. е. не только древнее время, но также и историю церквей католической и протестантской, у нас доселе не имеется. Из всех наших историков церкви наиболее всеобъемлющим был А. П. Лебедев, но и его церковная история, если за таковую принять даже полное собрание его сочинений, занимается исключительно востоком, совершенно игнорируя западные церкви. История церкви Ф. Терновского (2 части, Киев. 1878–83) далеко не закончена, во многом неверна и местами не тверда. С 1907 г. под редакцией А. Бриллиантова начали выходить лекции В. В. Болотова по истории древней церкви. Доселе вышел один том, представляющий «Введение в церковную историю». Второй том печатается и по пространству времени не идет далее эпохи гонений. Не лучше обстоит дело и с существующими на русском языке руководствами по церковной истории. Летопись церковных событий архимандрита Арсения (СПб. 1880) обильна материалом, но довольно нестройна и суха в изложении. История христианской Церкви Е. Смирнова (СПб. 1889) не более как благочестиво написанный, посредственный семинарский учебник, далеко не стоящий на высоте современной западной церковно-исторической науки. Не обладая собственными хорошими руководствами по церковной истории, мы не можем похвалиться также и переводами. Единственной полной историей церкви является сочинение Дж. Робертсона и Герцога «История христианской церкви от апостольского века до наших дней», в переводе А. П. Лопухина (СПб. 1890–91, т. 2). Настоящая книга представляет единственное в своем роде явление. Она является искусственным соединением в одно целое двух совершенно отдельных и не зависимых друг от друга сочинений авторов, принадлежавших к разному времени, разным направлениям и даже различным вероисповеданиям. Труды эти («История» Герцога и «История христианской церкви до разделения церкви» Робертсона) устарели и, во всяком случае, не могут служить пособием для изучения церковной истории в настоящее время в университете как по своему объему (свыше 2500 стр.), так и тяжелому языку, а порой и вследствие фактической неверности.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История христианской церкви от времен апостольских до наших дней предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я