От сокола до орла

Алексей Монастырюк, 2020

"От сокола до орла" в краткой форме рассказывает о событиях гражданской и церковной истории нашего отечества в период от Рюрика до Ивана III.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги От сокола до орла предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Предисловие

В чем новизна курса?

Во-первых, в соединении истории отечества с историей нашей Церкви. Во многих даже дореволюционных трудах историков прослеживается фокусировка либо на истории Государства Российского, либо истории Русской Православной Церкви.

Во-вторых, красной нитью курса является история международного признания Русской земли, того, как шаг за шагом Древняя Русь поднимались в глазах соседей.

Стоит отметить относительную краткость настоящего курса. Сама емкость изложения материала не является чем-то новым. В конце настоящей книги приведены примеры кратких курсов по отечественной истории.

Если нет времени или желания читать весь этот курс, загляните сразу в главу 3.2. «Русские храмы». Там вся соль. Найдите фразу заглавными буквами: «ВОТ СЕЙЧАС САМОЕ ГЛАВНОЕ!». Прочтите что идет после, всего несколько строк.

Как возник курс?

Курс возник из двадцатилетнего опыта преподавания истории в общеобразовательной школе Москвы, а затем воскресной школе при православном храме Московской области. При этом книгу нельзя назвать детской, скорее она подойдет для аудитории от шестнадцати и старше. Тем не менее, курс рассчитан, что называется, на широкий круг читателей с надеждой пробудить новые мысли и вопросы относительно нашей истории.

Кроме того, автор имеет опыт написания исторических текстов для интернет-проектов Президента России и Патриарха Московского. Отдельно можно отметить книгу «Загадки и отгадки Кремля», являющейся путеводителем по Московскому Кремлю.

Программа курса

Настоящий авторский курс представляет собой серию очерков по истории Древней и Удельной Руси.

Курс состоит из трех частей:

1. Крещения Руси (I–X века).

2. Великие князья (X–XIII века).

3. Святая Русь (XIII–XV века).

Русскую историю можно рассматривать как историю выбора. Выбора пути. Каждая часть посвящена одному из них:

Первая — выбору веры. Владимир Святой. При этом выбор веры — это и выбор союзника (Византийской империи, что было логичным продолжением столетней политики первых князей).

Вторая — выбору союзников. Александр Невский. А выбор союзника (в случае Александра Невского) означал защиту веры. Но это был и выбор идеологии.

Третья — выбору идеологии. Иван III.

Безусловно деление на части такого непрерывного процесса как история носит схематический характер. Автор настоящего курса руководствуется словами историка Сергея Михайловича Соловьева, которыми он начинает свою многотомную «Историю России с древнейших времен»:

«Не делить, не дробить русскую историю на отдельные части, периоды, но соединить их, следить преимущественно за связью явлений, за непосредственным преемством форм, не разделять начал, но рассматривать их во взаимодействии, стараться объяснить каждое явление из внутренних причин, прежде чем выделить его из общей связи событий и подчинить внешнему влиянию — вот обязанность историка…»

Зачем нужна история?

Есть ли в истории необходимость? История — это же наука! Значит у нее есть предмет, который она изучает. Может быть у нее есть и законы? Есть ли формулы, цифры, правила и тому подобное? Есть ли практическое значение и применение в обычной жизни?

Как вы догадываетесь — есть. Приведу цитату одного из Колумбов русской истории Николая Михайловича Карамзина из Предисловия к его великому труду:

«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.

Правители, Законодатели действуют по указаниям Истории и смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна…

Но и простой гражданин должен читать Историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках; утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и Государство не разрушалось; она питает нравственное чувство и праведным судом своим располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие общества».

Безусловно история богата примерами, которые вдохновляют нас на хорошие поступки и даже подвиги. Однако, аналогичный вдохновляющий эффект можно получить, посмотрев кинофильм, или прочитав книгу, или послушав музыку и так далее.

Вряд ли можно считать, что история цепляет только лишь своими рассказами и примерами. Вряд ли можно считать, что взрослые люди, подобно детям любящим сказки, просто лишь развлекаются и воспитываются посредством изучения истории.

Должно быть что-то еще, благодаря чему история, являясь древнейшей наукой, не теряет своей актуальности многие тысячелетия! Что же в ней такого исключительного? В чем же секрет истории? Зачем же она здесь и сейчас нужна людям?

И вот один из ответов!

История дает возможность развиваться. Есть задачи, которые неспособен решить один человек и даже одно поколение в течение своей жизни. Если рассматривать на примере нашего государства, то — это международное признание Руси, получение полной независимости от Золотой Орды, выход России к морям, полет в космос и так далее.

Такие задачи можно было решить только преемственностью, изучая опыт предыдущих поколений, продолжая их начинания. В противном случае каждое поколение заново решало бы одни и те же задачи, начинало бы каждые десять-пятнадцать лет все сначала, такой «день сурка» на государственном уровне, регулярное изобретение велосипеда. Развития нет, будущего нет. Не страна, а планета «Железяка».

Настоящий курс, в том числе, посвящен таким великим задачам, которые решали наши предки годами, десятилетиями и даже столетиями. Решали и… решили.

Есть и еще одно важное практическое значение в изучении истории персонально для каждого человека — это умение размышлять. Узнавая о поступках того или иного исторического деятеля, мы волей-неволей примиряем их на себя, оцениваем, размышляем.

Словом, история — это наука размышлять, делать, развиваться и развивать.

Возможно, прочитав этот курс вам станет понятнее действительность, а возможно появится еще одна цель для устремления ваших сил.

С чего начинается история?

Историю принято начинать с географии, а также особенностей погодных явлений того или иного региона. Историки справедливо убеждены, что природа и климат могут оказать влияние на характер целого народа.

«В одном уверен великоросс — что надобно дорожить ясным летним рабочим днём, что природа отпускает ему мало удобного времени для земледельческого труда и что короткое великорусское лето умеет ещё укорачиваться безвременным нежданным ненастьем. Это заставляет великорусского крестьянина спешить, усиленно работать, чтобы сделать много в короткое время и впору убраться с поля, а затем оставаться без дела осень и зиму. Так великоросс приучался к чрезмерному кратковременному напряжению своих сил, привыкал работать скоро, лихорадочно и споро, а потом отдыхать в продолжение вынужденного осеннего и зимнего безделья. Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развить великоросс; но и нигде в Европе, кажется, не найдём такой непривычки к ровному, умеренному и размеренному, постоянному труду, как в той же Великороссии» (В. О. Ключевский «Курс русской истории», лекция XVII).

Ключевский дал логичное объяснение одной из черт русского характера — делать все в последний момент, снял с этого явления комплекс вины, можно сказать реабилитировал целый народ.

Природные особенности нашей земли повлияли и на развитие самого государства. Если посмотреть на карту, древнерусские города напоминают ягоды на ветви лозы, то есть на реке. Реки — это древнейшие транспортные магистрали, при чем как летом, так и зимой. Именно с речного простора открываются наши города во всю свою красоту. Крепости и храмы строились на берегах рек. Летом по рекам на ладьях ходили купеческие караваны, зимой на санях княжеские обозы за сбором дани. По льду рек пришли и монголы. И тем не менее русский человек любил реку больше леса и степи. И вот почему:

«Так лес и особенно степь действовали на русского человека двусмысленно. Зато никакой двусмысленности, никаких недоразумений не бывало у него с русской рекой. На реке он оживал и жил с ней душа в душу. Он любил свою реку, никакой другой стихии своей страны не говорил в песне таких ласковых слов — и было за что. При переселениях река указывала ему путь, при поселении она — его неизменная соседка: он жался к ней, на её непоёмном берегу ставил своё жильё, село или деревню. В продолжение значительной постной части года она и кормила его. Для торговца она — готовая летняя и даже зимняя ледяная дорога, не грозила ни бурями, ни подводными камнями: только вовремя поворачивай руль при постоянных капризных извилинах реки да помни мели, перекаты. Река является даже своего рода воспитательницей чувства порядка и общественного духа в народе. Она и сама любит порядок, закономерность. Её великолепные половодья, совершаясь правильно, в урочное время, не имеют ничего себе подобного в западноевропейской гидрографии. Указывая, где не следует селиться, они превращают на время скромные речки в настоящие сплавные потоки и приносят неисчислимую пользу судоходству, торговле, луговодству, огородничеству. Редкие паводки при малом падении русской реки не могут идти ни в какое сравнение с неожиданными и разрушительными наводнениями западноевропейских горных рек. Русская река приучала своих прибрежных обитателей к общежитию и общительности. В Древней Руси расселение шло по рекам и жилые места особенно сгущались по берегам бойких судоходных рек, оставляя в междуречьях пустые лесные или болотистые пространства» (В. О. Ключевский «Курс русской истории», лекция XVII).

Благодаря такой особенности наших рек, число городов на реках значительно превышало европейские стандарты, поэтому с XII века Древнюю Русь скандинавы называли «Гардарики», то есть «страна городов».

Определившись с предисловиями, а также местом действия событий приступим к самим событиям.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги От сокола до орла предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я