Учение Храма. Часть 2

Коллектив авторов, 1925

Книга «Учение Храма» является продолжением труда, начатого Е. П. Блаватской, и представляет собой Наставления Учителей Мудрости, трудящихся ради поднятия человечества на более высокую ступень эволюции. Диапазон затронутых в ней вопросов необычайно широк – от основополагающих законов Мироздания и духовного совершенствования человека до обычных физических явлений и проблем современной цивилизации. Перевод книги осуществлен в 1954–1956 гг. по просьбе Е. И. Рерих ее сотрудницей и корреспонденткой Е. П. Инге. В полном объеме первый том «Учения Храма» на русском языке публикуется впервые.

Оглавление

Девачан. Наставление 131

Тем, кто фактически не знаком с основными реальностями жизни, Я повторю снова: они не имеют соответствующего представления о плане Девачана и условиях существования на нем, когда рискуют всем тем, что желательно и возможно для индивидуального существования на этом плане, наполняя свой ум банальностями своей текущей жизни, а аурическую сферу — отражениями мыслей других людей, что не позволит сложить основание для истинного блаженства Девачана.

Вы бы нежно, хотя и снисходительно, улыбнулись по поводу представления вашего ребенка о зрелости. Так и «Те, Кто знают» могут лишь грустно улыбнуться в ответ на ваши жалкие понятия о полноте жизни, если только эти понятия лишены зла. Мы нередко слышим, как неразвитый ученик выражает желание «отказаться от Девачана», чтобы сразу же вернуться к земной жизни ради принесения добра человечеству. Это происходит в результате услышанного или прочитанного о преследовании такой цели каким-нибудь высоким Посвященным, однако говорятся эти слова в полном неведении о том, от чего хотят отказаться, или даже о той силе, которая может сделать возможным подобный отказ.

Такой ученик способен к подобному разумному отречению не более, чем трехлетний ребенок.

Если вы, с кем Я сейчас говорю, относитесь к числу таких людей, то, уверяю вас, вы с таким же успехом можете заявить, что отказываетесь от времени, отведенного вам на переваривание и усвоение пищи, принимаемой вами для поддержания вашего тела, ибо период в Девачане является таким же необходимым для души, как и время переваривания пищи для тела.

Если бы вы развились до такой степени, когда материальная пища более не требуется для поддержания тела, как это происходит у высоких Посвященных, то тогда вы были бы способны сделать такое заявление с бо́льшим пониманием.

Вместо невыполнимого отказа от Девачана было бы намного целесообразнее употребить затраченную при этом энергию на укрепление ваших высоких идеалов или формирование новых, способных снабдить вас субстанцией, предназначенной для ассимиляции в вашей жизни в Девачане.

Широко бытует немало ложных представлений относительно природы подсознательной жизни. Предполагается, что Девачан есть состояние самообмана, не более чем мечта. Если вы считаете вашу данную земную жизнь обманчивой мечтой, то тогда вы правы, считая мечтой и Девачан; но при другом отношении одна жизнь так же реальна, как и другая.

Я хотел бы спросить вас: «До какой степени можете вы проникнуть в потаенные желания, побуждения и личные поступки вашего друга, к которому больше всего привязаны? Разве не является неоспоримым фактом, что вы совершенно не способны достигнуть этих сокровенных мест, и именно это лежит в основе вашего недовольства, если вы чувствуете, что ваш друг или другиня как бы отсутствуют, даже находясь рядом с вами?» Вы никогда не сможете приблизиться к вашему другу настолько, чтобы узнать его полностью. Ваше желание более близких отношений проистекает из вашей веры в присущие ему добродетели, в данный момент сокрытые от вас. Ведь не ошибки же и не слабости, не презренные малые принадлежности низшей природы возбуждают ваше желание близкого контакта. И ваш опыт в Девачане относительно вашего друга является полным осознанием его высших качеств, осознанием объединения вашего сознания с высшими аспектами его души, со всеми добродетелями, красотой ума и тела, которая, как вы уверены, существует — да и в действительности существует — в высшем «Я» этого друга.

Вы не можете так отождествить себя с вашим другом в земной жизни, но вы можете «собрать сокровища на небесах» своим устремлением к ним, своим осознанием этих прекрасных атрибутов и своим вниманием к этим прекрасным вещам там, где, образно говоря, ни моль, ни ржа низшего материального «я» не могут ни испортить, ни уничтожить это прекрасное и куда не ворвутся воры, чтобы похитить его. Если бы вы не смогли приобрести некоторых познаний этих качеств и ассимилировать их в вашем сознании во время вашего опыта в Девачане, то никогда не могли бы принести их в себе в проявленное бытие, сколько бы земных жизней ни прожили.

И как бы вы ни желали немедленного нового воплощения, но пока в вашей природе остался хотя бы один неразвитый высший атрибут, период в Девачане необходим и желателен. И подобно тому как люди нуждаются здесь во сне, для большинства зрелого человечества непременно требуется отдых в Девачане, ибо астральный мозг — обиталище сканд — устает так же, как физический мозг устает у тех, кто еще недостаточно развит.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я