Учение Православной Церкви о страстях и борьбе с ними

Группа авторов, 2012

Данная работа посвящена краткому изложению учения Православной Церкви о страстях и способах борьбы с ним. Каждое из этих средств в отдельности и все они в совокупности призваны помочь христианам в деле их духовного возрастания и приближения к Богу. Издание адресовано православным христианам, прежде всего, в части уяснения сущности, механизма развития и пагубности воздействия страстей на человека.

Оглавление

  • Предисловие
  • Жизнь людей в раю до грехопадения (без пристрастий)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учение Православной Церкви о страстях и борьбе с ними предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Жизнь людей в раю до грехопадения (без пристрастий)

Согласно Божиему Откровению и учению Христианской Церкви история человечества начинается с жизни в райском саду. Именно в раю Господь Бог творит человека из ничего, наделяет его Своим образом и подобием, влагает в него душу живую и дух. Человек становится венцом творения, которое совершал Господь Бог в течение шести библейских дней. Священное Писание раскрывает нам это событие в следующих словах: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их (Быт. 1, 26–27). В следующей главе книги Бытия мы снова читаем об этом событии: И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал (Быт. 2, 7–8). В этих двух отрывках раскрываются многие аспекты самого первого этапа появления людей на земле. Из первого отрывка мы узнаем о том, что сотворению человека предшествовал совет Лиц Пресвятой Троицы, что уже характеризует акт творения человека, как серьезное и важное событие Божественного домостроительства мира. Раскрывая смысл данного совета, протоиерей Николай Малиновский пишет: «Это — совет в Самом триипостасном Боге, т. е. между лицами Святой Троицы, а не совет Бога с ангелами, «совет», можно полагать…не о сотворении только человека, но и о воссоздании его после имевшего последовать грехопадения Агнцем, закланным прежде сложения мира (1 Пет. 1, 20)»[1]. Также из первого отрывка становится известно о том, что именно человеку дается право владычества над всем ранее созданным миром. Силу данного права владычества протопресвитер Михаил Помазан ский раскрывает следующим образом: «Возвысив человека над всем земным миром, даровав ему разум и свободу, украсив его Своим образом, Творец тем самым указал ему и его особое высокое назначение. Перед духовным взором человека — Бог и духовный мир. Перед телесным взором — мир вещественный»[2]. Уже из этого благословения Божиего можно увидеть ту первозданную чистоту человеческой природы, которая была у него до грехопадения. Ведь порочное и слабое существо не может быть владыкой всего Божиего мира. Из первого отрывка мы узнаем также и о том, что человек творится по образу и подобию Божию, а это значит, что человек создается существом особым, в отличие от других Божиих творений. По соборному мнению Церкви образ Божий включает в себя наличие в человеке определенного ряда свойств: разума, чувств, свободной воли и бессмертной души. Все эти свойства являются уникальными для каждого человека и делают его поистине венцом Божиего творения. Подобие же означает потенциальную возможность для человека стать (уподобиться) Самому Господу Богу в Его лучших качествах и свойствах, обожить свою собственную природу. По этому поводу о. Олег Давыденков замечает следующее: «Можно сказать, что образ Божий есть дар Божий каждому человеку, выражающийся в возможности быть причастником Божественной жизни, участвовать в Божественных совершенствах. Подобие — проявление этого дара в жизни человека и та мера, в какой эта способность реализуется»[3].

Стоит особо отметить то обстоятельство, что до грехопадения все эти качества человека были чистыми от греха и искушений и не несли в себе ничего порочного. В этом отношении сам человек был чист и светел и потенциально расположен на совершенствование в себе духовных и физических качеств. Также мы узнаем о том, что человек был сотворен не в одном поле: были сотворены мужчина и женщина. В этом событии также были заложены определенные духовно-нравственные смыслы, направленные на совершенство человеческих отношений. Второй отрывок Священного Писания поясняет и подтверждает ту информацию, что раскрывается нам в первом отрывке. Так, мы узнаем о том, что человек наделяется особым дыханием жизни, которое вдувает в него Сам Господь Бог. По свидетельству Церкви это именно тот дух, который отличает человека от любого другого живого организма на земле. Раскрывая смысл данного действия Божия, о. Михаил Помазанский поясняет: «…здесь, по-видимому, под духом разумеется тот особенный высокий строй сокровенной части души, который созидается под влиянием благодати Духа Святаго»[4]

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Предисловие
  • Жизнь людей в раю до грехопадения (без пристрастий)

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Учение Православной Церкви о страстях и борьбе с ними предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Малиновский Н., прот. Очерк православного догматического богословия. М.: ПСТБИ, 2003. Ч. II. — С. 226.

2

Помазанский М., протопр. Православное догматическое богословие. М.: Дар, 2005. — С. 148.

3

Давыденков О., иер. Догматическое богословие. М.: ПСТБИ, 1997. Ч. III. — С. 88–89.

4

Помазанский М., протопр. Православное догматическое богословие. М.: Дар, 2005. — С. 143–144.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я