Утешение скорбящим о смерти близких

Группа авторов, 2019

Говорят, что время лечит. Но те, кто потерял близких, особенно – самых близких, знают, что это не так. Горечь утраты притупляется со временем, и жгучая боль разлуки постепенно становится не столь острой, но все такой же – неотьемлемой, непреодолимой. Пережить смерть близкого человека невозможно, нужно научиться с этим жить, жить по-христиански. По-христиански, с Господом Иисусом Христом, победившим смерть, доверяя Ему свою жизнь и смерть своих близких. По-христиански, в ожидании воскресения и встречи с умершими в той, иной жизни. В этой небольшой книге мы постарались объединить все, в чем нуждаются люди, потерявшие близких: объяснение того, что, по учению Православной Церкви, происходит с человеком после смерти; пояснения православной традиции погребения и поминовения усопших; чины, последования, молитвы о упокоении усопших; богооткровенные мысли святых отцов о тайне смерти. Надеемся, что эта книга утешит Вас, даст силы перенести утрату, углубит Ваши знания о церковной жизни, а главное – поможет обрести горячую веру, и сердцем взывать: «Соедини, Господи, умершия и живыя в нескончаемой радости» (из Акафиста о упокоении усопших).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Утешение скорбящим о смерти близких предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Сретенский монастырь, 2019

* * *

Умирающий человек — заходящее светило, заря которого уже блещет над другим миром.

Святитель Филарет Московский

На пороге вечности

Жизнь человека скоротечна и таинственна. Она начинается в утробе матери, где удивительным образом формируется неповторимая человеческая личность. Потом человек живет на земле, а потом — уходит. Куда?

Человечество веками ищет ответ на этот вопрос, и только в религиозных учениях складывается более или менее понятная картина. Во всех верованиях во все времена земной истории существовала вера в жизнь после смерти, но в христианстве она приобрела свою истинную, законченную форму.

Основа христианского учения — это смерть и воскресение Сына Божия, Который родился Человеком на земле, пожил, умер в мучениях, распятый на кресте, и уничтожил смерть Своим Воскресением из мертвых. И людям положено однажды умереть, а потом суд, — с уверенностью говорит апостол Павел (Евр. 9, 27). И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его, — свидетельствует Екклесиаст (Еккл. 12, 7).

Так почему же так страшна для человека сама мысль о смерти? Прежде всего потому, что смерть противоречит человеческой природе. Человек чувствует, что призван жить вечно, и страшится неестественного для себя состояния. Как свидетельствует библейская история, заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть; а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь (Быт. 2, 15–17). Как знаем мы из дальнейшего развития событий, Адам и Ева нарушили данную Богом заповедь и этим поступком дали смерти власть над собой и своими потомками, то есть над каждым из нас. Но две тысячи лет назад произошло величайшее событие в земной истории. Сам Бог сошел на землю и уничтожил смерть. Смерть! Где твое жало? ад! где твоя победа? — восклицает апостол Павел о воскресении Христа, — поглощена смерть победою (1 Кор. 15, 55, 54). Таким образом, люди, истинно верующие во Христа, живущие по Его заповедям, избавляются от страха смерти. Как говорит тот же апостол Павел: Для меня жизнь — Христос, и смерть — приобретение… Имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше (Флп. 1, 21, 23).

Что же делать тем, кто слаб духом, не силен верой и порабощен грехом? Мы боимся смерти — своей и своих близких, мы стараемся прогнать от себя саму мысль о смерти. И все-таки знаем, что неизбежно умрем, только не знаем, когда именно и что ждет нас за гробом. Бессмысленно прогонять от себя память о неизбежном, бессмысленно делать вид, что мы или близкие наши никогда не умрем. Можно сколько угодно упорствовать в своем неверии, пытаться убедить себя и окружающих, что мы не умрем, а если и умрем, то нескоро. Смерть придет к нам и не спросит нашего согласия. А важным окажется одно: в каком духовном состоянии она нас застанет. Но как часто люди упорствуют в своих заблуждениях, пороках, пристрастиях, предубеждениях! А главное — в своем неверии, как герои поучительной христианской притчи[1]:

«Разговорились однажды в утробе беременной женщины два младенца. Один из них был верующим, а другой — неверующим.

— Ты веришь в жизнь после родов? — спрашивает брата неверующий младенец.

— Конечно, — ответил тот. — Конечно, жизнь после родов существует. Мы здесь только для того, чтобы окрепнуть и быть готовыми к тому, что ждет нас потом.

— Глупость, — возразил ему брат. — Никакой жизни после родов не будет. Ты можешь представить, что там, в другом мире, может быть?

— Не знаю точно, — сказал верующий младенец, — но верю, что там будет больше света. Может быть, в той жизни мы даже будем сами ходить и самостоятельно питаться необыкновенной едой.

— Какая ерунда, — возразил ему брат. — Это же невозможно: самим ходить и самостоятельно питаться. Об этом даже говорить смешно! У нас есть пуповина, которая нас питает. Наша жизнь — пуповина, она и так слишком коротка, чтобы думать о чем-то другом.

— Но там все будет по-новому, — ответил верующий младенец. — В любом случае, мы там увидим маму, и она позаботится о нас.

— Маму? Ты веришь в маму? И где же она находится?

— Она везде, вокруг нас, мы в ней пребываем. Благодаря ей мы движемся и живем. Без нее мы просто не могли бы существовать.

— Полная ерунда. Я не видел никакой мамы, и поэтому для меня очевидно, что ее нет! — воскликнул неверующий младенец.

— А я точно знаю, что она есть, — сказал верующий. — Иногда, когда все вокруг затихает, можно даже услышать, как она поет, и почувствовать, как она гладит нас. Вот увидишь, наша настоящая жизнь начнется только тогда, когда мы родимся».

Святая Церковь, как любящая мама, предлагает человеку множество возможностей подготовиться к переходу в вечную жизнь. Она питает нас благодатью через Таинства, она развивает и взращивает в нас неповторимую личность, во всем подобную нашему Творцу, она учит нас тем законам, по которым живет Небесное Царство. Поэтому позаботимся о себе и своих близких, будем готовиться к вечности в этой временной скоротечной жизни. И не устрашимся смерти, когда бы она ни пришла к нам!

Святым таинством Крещения человек входит в Церковь Христову навеки, становится сыном Божиим, освобождается от господства первородного греха, получая в сердце росток благодати. Этот росток человек должен взращивать всю жизнь, борясь с грехом и преуспевая в добродетели. И тогда он получает в наследство вечное Царство Любви и Радости.

Святое таинство Покаяния дано нам как оружие против греха. Бог не заставляет нас жить добродетельно, он предоставил нам свободу выбора. Сам человек должен утвердиться в добре данной Богом свободой своей воли, выработать противоядие ко греху. Исповедуя свои грехи в присутствии священника, мы каемся в них перед Богом, и разрешительная молитва, произносимая священником, омывает и исцеляет нас от ран, нанесенных грехом.

Святое таинство Причащения соединяет нас с Богом. Непостижима и таинственна эта связь. Святое Причащение меняет саму нашу природу, просвещает нас изнутри вечным светом, который станет только сильнее, когда мы разлучимся с телом.

Святое таинство Елеосвящения (Соборование) учреждено апостолами для исцеления тяжких недугов, для облегчения страданий, для освобождения от забытых грехов, которые мы не очистили покаянием.

Все мы стоим на пороге вечности — независимо от того, здоровы мы или больны, бедны или богаты, просты или познали глубины житейской мудрости, только начинаем жить или готовимся к исходу. Жизнь скоротечна и изменчива. А святые Таинства даются нам всем — они освещают нашу жизнь лучом Божественной Любви, которая, присутствуя во времени, сияет вечно.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Утешение скорбящим о смерти близких предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

1

Жил человек. Сборник христианских притч и сказаний. М., 2010. С. 8–9.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я