Утешение скорбящим о смерти близких

Группа авторов, 2019

Говорят, что время лечит. Но те, кто потерял близких, особенно – самых близких, знают, что это не так. Горечь утраты притупляется со временем, и жгучая боль разлуки постепенно становится не столь острой, но все такой же – неотьемлемой, непреодолимой. Пережить смерть близкого человека невозможно, нужно научиться с этим жить, жить по-христиански. По-христиански, с Господом Иисусом Христом, победившим смерть, доверяя Ему свою жизнь и смерть своих близких. По-христиански, в ожидании воскресения и встречи с умершими в той, иной жизни. В этой небольшой книге мы постарались объединить все, в чем нуждаются люди, потерявшие близких: объяснение того, что, по учению Православной Церкви, происходит с человеком после смерти; пояснения православной традиции погребения и поминовения усопших; чины, последования, молитвы о упокоении усопших; богооткровенные мысли святых отцов о тайне смерти. Надеемся, что эта книга утешит Вас, даст силы перенести утрату, углубит Ваши знания о церковной жизни, а главное – поможет обрести горячую веру, и сердцем взывать: «Соедини, Господи, умершия и живыя в нескончаемой радости» (из Акафиста о упокоении усопших).

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Утешение скорбящим о смерти близких предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Погребение

Близкий человек умер, и для живых наступают особенные дни. Дни, переполненные заботами и хлопотами, улаживанием дел с похоронными агентами и администрацией кладбищ, общением с теми, с кем давно, иногда уже много лет, не встречались. Казалось бы — эта суета совсем не соответствует происшедшему, но… Возможно, именно она не дает горю подавить душу, вынуждает, порой насильно, переместить центр внимания со своих переживаний на окружающих и дает силы пережить первое осознание утраты. И это Промысл Божий о нас, который, если вглядеться, можно заметить во всех обстоятельствах нашей жизни.

Близкий человек умер, и каждый из нас хочет сделать для него все возможное, чтобы ему было лучше «там», чтобы все было «правильно» здесь.

Так с чего же начать?

Если умерший человек — православный христианин

Многие задаются вопросом: если умерший человек был крещеным, но не ходил в церковь или даже не признавал ее, стоит ли погребать его по-христиански? Вот что отвечает на подобные сомнения архимандрит Иоанн (Крестьянкин):

«Поминать крещеных людей мы должны, ибо они получили в крещении печать дара Духа Святаго. Мы не можем выносить о таких людях суд ранее Суда Божия, а внутреннее зрит один Господь. — Как они жили, чем жили, чьи молитвы держали их в этом мире? ‹…›И если за гробом нет покаяния, то еще до Страшного Второго Пришествия Господня есть для таковых помощь в молитве Церкви по предстательству близких. Разве можем мы с Вами отказать в помощи страждущим?!»[6]

Исключение составляют сознательно отпавшие от Церкви — сектанты, еретики, богохульники. В церкви за них молиться нельзя. «Если дерзнете это сделать, то весь легион бесов, опекавших N, возьмет власть над Вами. И Вы не устоите в истине»[7].

Значит, человека, который был крещен в Православной Церкви и не отпал от нее сознательно, можно и необходимо предать христианскому погребению.

Прежде всего умерший нуждается в наших молитвах. Поэтому как можно скорее, отложив все дела, нужно прочитать Канон за преставльшегося (см. с. 63) Молитва не только поможет усопшему, но умиротворит и Вашу душу. После совершения канона можно приступать к делам.

Нужно ли омывать тело, если человек умер дома? В России традиционно до появления общественных погребальных служб были особые люди, которых приглашали в дом для омовения тел усопших. То есть даже в те стародавние времена на это был способен не каждый, несмотря на то, что тогда люди жили большими семьями, в которых нередко умирали старики и младенцы, и человек с раннего возраста видел смерть как неотъемлемую часть жизни. Для современного человека смерть — что-то сверхъестественное и ужасное. Поэтому омовение тел умерших для многих — дело страшное, невозможное. Этим не стоит смущаться, существуют морги, где тела готовят к погребению.

Если Вы все-таки решили омыть умершего сами, наполните тазик теплой водой, возьмите мягкую губку и аккуратно протрите тело, регулярно споласкивая и хорошо отжимая губку, меняя в тазу воду.

Одевать умерших принято торжественно, в светлые тона, но принципиального значения это не имеет. Многие стремятся надеть на умершего или положить в гроб вещи, которые он любил. Это обычай, пришедший из язычества, и к христианскому погребению отношения не имеет. Единственное, что на покойном должно быть обязательно, — это нательный крест.

Если у Вас есть верующие друзья и знакомые, их стоит известить о происшедшем в первую очередь и попросить молитв. Очень хорошо, если группа людей возьмется читать по умершему Псалтирь. В этом случае кафизмы распределяются по молящимся, и за каждым закрепляется свое время суток. Таким образом, чтение Псалтири оказывается непрерывным или, по-церковнославянски, «неусыпаемым». Если такое чтение организовать не удастся, не скорбите. Можно один раз прочесть всю Псалтирь, можно самым близким читать по одной кафизме в день. Вариантов множество, главное, чтобы об усопшем совершались внебогослужебные молитвы, и чтение Псалтири для этого наиболее удобно (подробнее о чтении Псалтири по усопшим — на с. 83).

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Утешение скорбящим о смерти близких предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Примечания

6

Письма архимандрита Иоанна Крестьянкина. Псково-Печерский монастырь, 2004. С. 214–215.

7

Там же. С. 448.

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я