История британского флота. Том IV. Хроника побед и поражений

Уильям Клоус

Четвертый том «Истории британского флота» посвящен событиям «Войны за испанское наследство» (1701—1714 гг.), когда масштабные боевые действия Англии, Франции, Голландии и Испании с использованием грандиозных флотов и эскадр охватили прибрежные воды Британии, Средиземное море, Карибские острова и побережье Канады.Для оформления обложки использован фрагмент картины художника Жана Гюдена.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История британского флота. Том IV. Хроника побед и поражений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Глава II. Первый период «Войны за испанское наследство» в Новом Свете

Первоначальная политика Вильгельма была направлена не столько на оспаривание притязаний Филиппа Анжуйского на престол Испании, сколько на захват в интересах торговли и колониального господства как можно больших частей испанских владений в Америке. Политика Вильгельма направила бы основные усилия флота не на Испанский полуостров, а на Америку; и союзные флоты (Англии и Голландии), возможно, не вошли бы в Средиземное море. Последующие события привели к полному изменению этого общего плана.

Был назначен новый кандидат на испанский престол в лице Карла, сына императора Священной Римской империи Леопольда I.

Пиренейский полуостров стал ареной сомнительной и кровопролитной войны, в результате которой англо-голландские флоты зависали у берегов Испании, а в Испанской Америке не было сделано ничего решительного. Однако, Англия вышла из войны с Гибралтаром и Порт-Маоном, чтобы впредь быть средиземноморской державой.

1701 год

В то время как первоначальная политика Вильгельма все еще не была отброшена, союзники решили активно противостоять Филиппу Анжуйскому в Европе. Они намеревались отправить эскадру в Вест-Индию под командованием вице-адмирала Джона Бенбоу. Эта эскадра, выделенная из флота Джорджа Рука в Ла-Манше, состояла из двух кораблей третьего ранга и восьми кораблей четвертого ранга.*

* В 1697 году в Англии была принята следующая классификация военных кораблей:

Первый ранг (линейные корабли) — 96 — 100 орудий

Второй ранг (линейные корабли) — 90 — 95 орудий

Третий ранг (линейные корабли) — 64 — 89 орудий

Четвертый ранг (линейные корабли) — 44 — 65 орудий

Пятый ранг (фрегаты) — 26 — 43 орудия

Шестой ранг (малые фрегаты, бриги) — 10 — 25 орудий

Бенбоу расстался с основным флотом у островов Силли 2 сентября 1701 года. Его сопровождали англо-голландские дивизионы под командованием контр-адмирала сэра Джона Мундена и контр-адмирала барона ван Вассенаера, пока он не достиг точки за пределами района обычных плаваний крупных флотов Франции и Испании. 10 октября Мунден и Ван Вассенаер вернулись, а Бенбоу продолжил свое путешествие. Он прибыл на Барбадос 3 ноября 1701 года.

В то время в Вест-Индии было очень мало английских военных кораблей, а французы, и испанцы были в значительной силе; и поскольку все стороны ожидали раннего начала войны, Бенбоу постарался успокоить и поддержать английские острова в меру своих возможностей. Также для того, чтобы удостовериться в ресурсах и подготовке потенциальных врагов, он посетил Мартинику, Доминику и Невис, а 5 декабря бросил якорь в порту Порт-Ройал (на Ямайке), где оставался в течение некоторого времени, главным образом занимаясь сбором сведений о передвижениях французов и испанцев. В начале мая его эскадра была усилена несколькими кораблями из Англии под командованием Уильяма Ветстоуна, который получил звание «контр-адмирала в водах Вест-Индии».

Порт-Маон на острове Менорка

Крейсеры Бенбоу были очень активны даже до прибытия новостей о начале формальных военных действий; и, как только стало известно, что разрыв действительно произошел, вице-адмирал послал три фрегата, чтобы попытаться перехватить несколько транспортных судов, которые, как он узнал, направлялись в Гавану. В то же время он откомандировал контр-адмирала Ветстоуна с пятью кораблями и брандером с заданием найти небольшую французскую эскадру, которую под командованием М. Дюкасса ожидали из Бреста в Порт-Сент-Луисе, на Гаити.

Сам Бенбоу покинул Порт-Ройял 11 июля, намереваясь следовать за Ветстоуном; но, получив сведения о том, что истинным местом назначения Дюкасса был не Порт-Сент-Луис, а Леоган, недалеко от Порт-о-Пренса (Гаити), он отправился туда, прибыв 27 июля.

Порт-Ройал (желтая стрелка), Леоган (белая стрелка), Пуэрто-Белло (красная стрелка), Картахена (синяя стрелка), Санта-Марта (зеленая стрелка)

Захватив или уничтожив там несколько судов и совершив рейд в течение нескольких дней по окрестностям, он был проинформирован о том, что Дюкасс отправился в Картахену (современная Колумбия), и что оттуда он направится в Пуэрто-Белло в Панаме. Новости, похоже, были неверными. Дюкасс подошел к Эспаньоле (как тогда называли Гаити) и Сан-Доминго, когда англичане уже покинули остров. Француз имел сравнительно слабую эскадру, но тотчас же отправился на поиски Бенбоу; и утром 19 августа противники увидели друг друга у Санта-Марты, немного восточнее устья реки Рио Магдалена.

В то время состав эскадр был следующим:

Английская эскадра:

«Бреда» (флагман) — 70 орудий — 460 человек — капитан Кристофер Фогг

«Дефианс» — 64 орудия — 445 человек — капитан Ричард Киркби

«Пенденнис» — 48 орудий — 230 человек — капитан Томас Хадсон

«Виндзор» — 60 орудий — 340 человек — капитан Джон Констебль

«Гринвич» — 54 орудия — 280 человек — капитан Купер Уэйд

«Руби» — 48 орудий — 230 человек — капитан Джордж Уолтон

«Фалмут» — 48 орудий — 230 человек — капитан Самуэль Винсент

Французская эскадра эскадра:

«Heureux» (флагман) — 68 орудий — 450 человек — капитан Bennet

«Agriable» — 50 орудий — 350 человек — капитан De Rjussy

«Phenix» — 60 орудий — 350 человек — капитан De Poudens

«Apollon» — 50 орудий — 300 человек — капитан De Denuin

«Prince de Frise» — 30 орудий — капитан De St.Andre

Примечание: во французскую эскадру также входили — один брандер, два брига, галера и одно транспортное судно.

Атака линейного корабля брандером. Художник К. Воланакис

Французы под верхними парусами медленно двигались к западу вдоль берега и находились к востоку от англичан. Английский адмирал намеревался выстроить эскадру в том порядке, который указан в таблице. Поскольку некоторые из английских кораблей находились в трех или четырех милях за кормой флагмана, Бенбоу дал сигнал приготовиться к бою и под малым парусом ждал отставших. Тотчас же он послал приказ «Дефиансу» и «Виндзору», которые не проявляли никаких признаков поспешности, добавить парусов.

К вечеру начался бой; но после того, как «Дефианс» и «Виндзор» получили от французов два или три бортовых залпа, они вышли за пределы дальности действия артиллерии. Бенбоу, который держал огневой контакт с противником в течение вечера и ночи, пристыдил капитанов, которые вышли из боя, и изменил порядок в кильватерном строю: первым шла «Бреда», затем «Дефианс», «Виндзор», «Гринвич», «Руби», «Пенденнис» и «Фалмут».

Но утром 20 августа все корабли, кроме «Руби», отстали и находились далеко за кормой, где и оставались в течение всего дня. Тем не менее, «Бреда» и «Руби» последовали за врагом и эффективно использовали свои носовые орудия до наступления сумерек.

На рассвете 21 августа «Бреда» и «Руби» возобновили бой, на этот раз с близкого расстояния, но в течение раннего утра элементы набора корпуса и такелаж «Руби» были настолько повреждены, что «Бреде» пришлось прервать сражение и отправить свои шлюпки, чтобы взять на буксир пострадавший корабль. К 8 часам утра «Дефианс» и «Виндзор» приблизились к противнику на дальность действия своей артиллерии, но воздерживались даже от единого выстрела.

Днем бой возобновился; но, хотя несколько кораблей по корме флагмана приняли участие в перестрелке, основной удар противника обрушился на «Бреду», чья оснастка сильно пострадала, а несколько орудий нижней палубы были разбиты.

«Бреда», как ночью, так и днем, сигналами призывала корабли придерживаться боевой линии; тем не менее, утром 22 августа «Гринвич» находился примерно в девяти милях за кормой флагмана, и, за исключением «Руби», который повсюду вел себя превосходно, остальные корабли находились не на своих местах и нарушали строй.

Днем восточный ветер перешел на юг и дал французам выгодное наветренное положение. «Бреда», взявшись за дело, выбрала самых сильных противников и снова вступила с ними в бой; но у нее не было поддержки других кораблей, и она могла сделать очень немного.

Утром 23 августа французы находились на шесть миль впереди флагмана Бенбоу, и англичане увидели, что фрегат «Prince de Frise» отделился от эскадры. В то время некоторые из английских кораблей, в частности «Дефианс» и «Виндзор» находились в четырех милях от флагмана. В 10 часов утра ветер был слабым и переменным, и противник уменьшил ход. «Бреда» преследовала французов, как могла. Около полудня галера «Энн», ранее захваченная французами у англичан, была отбита кораблями Бенбоу. С другой стороны, «Руби» был настолько поврежден, что вице-адмирал приказал ему отправиться в Порт-Ройал.

В 8 часов вечера противник, двигающийся на юго-восток при слабом и переменном ветре с северо-запада, находился в двух милях от «Бреды», рядом с которой находился только «Фалмут». В полночь французы начали удаляться.

После полуночи 24 августа «Бреда» и «Фалмут» догнали французов и вступили в бой с их самым сильным кораблем. В 3 часа ночи цепной книппель (два ядра, соединенные цепью) размозжил правую ногу вице-адмирала. Раненого Бенбоу унесли под палубу, но вскоре он приказал поставить свою койку на квартердек, откуда продолжал руководить боем до рассвета. Французский «Apollon», вступивший в поединок с «Бредой» был быстро выведен из строя, но другие французские корабли подошли к нему на помощь. «Виндзор», «Пенденнис» и «Гринвич» после того, как они подошли к подветренной стороне поврежденного корабля, дали по нему несколько бортовых залпов, проходя вдоль его борта, и удалились. «Дефианс» также перешел на подветренную сторону; но, когда французы дали по нему несколько выстрелов, поторопился выйти из боя. Ни один из этих кораблей не вернулся в сражение.

Враг быстро обнаружил, что большинство английских капитанов не были серьезными противниками, и его корабли, пройдя между беспомощным линейным кораблем «Apollon» и «Бредой», сильно повредили английский флагман, отбуксировав в сторону свой корабль.

«Бреда» не могла возобновить преследование в течение некоторого времени; но, как только она частично исправила повреждения, снова устремилась в погоню, неся на мачте пренебрегаемый остальными кораблями сигнал вернуться в сражение. Но капитаны не намеревались исполнять приказ, как и в предыдущие дни. Бенбоу приказал капитану Фоггу послать сигнал на каждый корабль персонально и напомнить капитанам об их долге. После этого Киркби, капитан «Дефианса», подошел на шлюпке, поднялся на палубу флагмана и призвал вице-адмирала отказаться от дальнейших действий. Главнокомандующий, желая узнать мнение других капитанов, дал сигнал всем командирам кораблей прибыть на «Бреду». Большинство из них поддержали Киркби. Понимая, что с такой компанией больше ничего не может быть сделано, Бенбоу неохотно отказался от преследования французов и направился к Ямайке.

Такова вкратце история одного из самых болезненных и позорных эпизодов в истории британского флота. На Ямайке, 8 октября и в последующие дни, Киркби, Уэйд и Констебль были осуждены военным трибуналом за трусость, неподчинение приказам и пренебрежение обязанностями. Двое первых были осуждены по всем статьям и приговорены к смертной казни. Констебль, оправданный по обвинению в трусости, был осужден по другим пунктам обвинения, приговорен к крупному штрафу и заключен под стражу до того, как его дальнейшая судьба будет определена королем. Томас Хадсон был бы судим с этими тремя офицерами, если бы он не умер 25 сентября.

Впоследствии капитанов Фогга и Винсента судили за то, что они подписали протест против продолжения сражения с французами, хотя существовала разумная вероятность того, что, если бы действие было возобновлено должным образом, оно могло завершиться победой. Эти двое утверждали, что подписали протест исключительно потому, что, видя предыдущее ненадлежащее поведение других капитанов, они опасались, что после возобновления сражения «Бреда» и «Фалмут» полностью лишатся экипажей и станут добычей врага. Бенбоу и другие участники сражения свидетельствовали о мужестве и общем хорошем поведении этих двух офицеров, которые, как следствие, были приговорены только к отстранению от должности.

Джордж Уолтон, один из английских капитанов, принимавших участие в сражении, не заслужил ни малейшего порицания. Он проявил храбрость и исполнительность и дожил до гораздо более высокой должности, чтобы умереть с безупречной репутацией в глубокой старости, возведенным в рыцарское достоинство и в ранге адмирала «Синей» эскадры.

Адмирал Бенбоу, храбрый и способный, хотя и несколько мягкий к подчиненным командир, перенес операцию по ампутации ноги. Но хирургическое вмешательство не смогло восстановить организм, и адмирал умер в Порт-Ройале 4 ноября 1702 года *

* Мистер Пол Кальтон, зять вице-адмирала Бенбоу, передал в Адмиралтейство следующую копию письма, написанного после сражения Дюкассом, французским командующим эскадры для Бенбоу:

«Сэр, в прошлый понедельник у меня были небольшие надежды выжить, или, в лучшем случае, ужинать в качестве пленника в Вашей каюте, но Богу было угодно определить иначе. Я благодарен Всевышнему за это. Что касается тех трусливых капитанов, которые бросили Вас — повесьте их, ибо они этого заслуживают».

Киркби и Уэйд, отправленные после суда в Англию, были расстреляны в Плимуте на борту корабля «Бристоль» 16 апреля 1703 года.

Констебль, которого также отправили в Британию, либо умер в тюрьме, либо, будучи освобожденным, погрузился в позорную неизвестность. Фогг и Винсент были помилованы принцем Георгом Датским (супругом вступившей на престол королевы Анны Стюарт). Фогг получал полное денежное жалование вплоть до своей смерти в 1708 году. В послужном списке Винсента не было никакого перерыва до апреля 1704 года, когда после непрерывной службы в течение трех лет он провел на берегу около девяти месяцев и по истечении этого срока был назначен на корабль большего водоизмещения.

Поведение французов в их действиях в Вест-Индии заслуживает всяческих похвал. После сражения Дюкасс отправился в Картахену. При возвращении в следующем году в Европу, его эскадру преследовал английский вице-адмирал Джон Грейдон, но француз избежал боя с превосходящим по силе противником и благополучно достиг Франции.

Следует отметить, что Франция почему-то мало использовала превосходство своей силы в Вест-Индии в течение некоторого времени после смерти Бенбоу.

***

Небольшая экспедиция 1702 года была направлена в Ньюфаундленд под командованием капитана Джона Лика, который 3 августа отплыл из Плимута с небольшой эскадрой и прибыл в Бухту Быков (Сент-Джонс) 7 сентября. Узнав, что в Плацентии находились два французских военных корабля, и что французские торговые суда приходили туда для формирования конвоя, Лик вошел в устье реки Плацентии и захватил несколько небольших призов. Он также уничтожил много лодок и строений на берегу. До конца октября он захватил двадцать девять небольших судов, сжег два судна и разрушил форт Святого Петра.

1703 — 1707 годы

Остальные события войны за пределами Европы носили, в основном, вспомогательный характер, хотя далеко не всегда эти действия были малозаметны.

После смерти Бенбоу капитан Уильям Ветстоун, который, как мы уже уточняли, получил чин контр-адмирала, принял командование морскими силами в Вест-Индии, где он затем оставался вторым в служебной иерархии после прибытия из Англии вице-адмирала Джона Грейдона. Эти два адмирала и коммодор Ховенден Уокер (переведенный сюда из Кадиса в сентябре 1702 года), возвратились в Англию в октябре 1703 года.

В 1705 году Ветстоун был возведен в рыцарское достоинство, и снова отправился в Вест-Индию уже в качестве главнокомандующего.

В 1707 году коммодор Чарльз Вэйджер был направлен в Новый Свет. Он покинул Плимут 10 апреля с небольшой эскадрой и караваном торговых судов. В Вест-Индии он разработал план нападения на испанские галеоны, которые, как он знал, совершали рейсы из Пуэрто-Белло в Испанию. Вэйджер установил, что предполагаемый маршрут этих галеонов был из Пуэрто-Белло в Картахену, а оттуда в Гавану, где они должны были присоединиться к французскому коммодору Дюкассу, который должен был сопроводить их в Европу. Вэйджер отрядил для наблюдения за испанцами как можно больше кораблей, дав им указание держать его в курсе перемещений противника. В январе 1708 года он вышел в море с Ямайки с силой, которую он счел достаточной для того, чтобы справиться с испанцами, прежде чем они смогут осуществить свое соединение с французами.

Вэйджер крейсировал около двух месяцев, но затем узнал от одного из своих разведчиков, что галеоны не выйдут в море до 1 мая. Поскольку у него были основания полагать, что испанцы знали о его присутствии у побережья и были настороже, он вернулся в Порт-Ройал.

14 апреля он снова отплыл, и хотя его корабли сильно пострадали от шторма в начале мая, он держал их в море до 28 мая; когда на рассвете он с удовлетворением обнаружил у Картахены два подозрительных судна. Приблизившись к порту в полдень, Вэйджер мог разобрать уже семнадцать двигавшихся к Картахене судов. Сам он имел только четыре корабля, и враг, очевидно, уверенный в своем численном превосходстве, продолжал идти на восток, не делая попыток добавить парусов. Англичане погнались за караваном, и к вечеру испанцы, обнаружив, что не могут обойти небольшой остров, лежащий между ними и Картахеной, неспешно образовали некую боевую линию.

Вэйджер, который был утвержден в звании контр-адмирала 19 ноября 1707 года, но еще не знал о своем продвижении по службе, нес свой вымпел коммодора на 70-пушечном «Экспедишне», которым командовал капитан Генри Лонг. Флагман сопровождали «Кингстон» (60) капитана Тимоти Бриджеса, «Портленд» (50), капитана Эдварда Виндзора и брандер «Валтчер» капитана Цезаря Брукса.

Вражеская флотилия состояла из «Сан-Джозефа» (64), несущего вымпел на грот мачте, еще одного 64-пушечного корабля, несущего вымпел на фок-мачте, 44-пушечного корабля с вымпелом на бизань-мачте, 40-пушечного корабля и восьми кораблей с меньшим вооружением. Эти корабли построились в линию. В дополнение к ним было два французских фрегата — один 30-пушечный, другой 24-пушечный, также два шлюпа и бригантина, которые не принимали участия в бою и отстранились от него с самого начала. «Сан-Джозеф» находился в центре линии, другой корабль с 64 орудиями отошел в тыл, а корабль с 44 орудиями вел авангард.

У коммодора были основания полагать, что все испанские сокровища находилось на борту трех кораблей с вымпелами.

Его информация оказалась неточной; но, действуя на основании этого предположения, он послал «Кингстон», который был рядом с ним, напасть на самый последний корабль. Также коммодор отправил шлюпку к «Портленду», приказав ему атаковать корабль во главе линии. Он сам намеревался напасть на «Сан-Джозефа», и, не видя подходящего противника для «Валтчера», приказал ему держаться с наветренной стороны.

Дул легкий ветер с северо-востока, противник, находящийся к югу от англичан намеревался обойти остров Бару с наветренной стороны. Обнаружив, что «Кингстон» и «Портленд» не выполнили его приказаний и держались слишком далеко к северу, Вейджер поднял сигнал построиться в боевую линию, и, уже на закате солнца вошел в зону действия артиллерии «Сан-Джозефа», а вскоре вступил с ним в ближний бой. После полуторачасовой перестрелки испанский корабль взорвался (из шестисот человек экипажа спаслись только одиннадцать). Было очень темно, и в видимости находилось только одно судно противника. Вейджер держал его в поле зрения, и к 10 часам вечера вступил с ним в бой.

Это был 44-пушечный корабль. Первый бортовой залп «Экспедишн» обрушил на корму противника, лишив «испанца» возможности управляться. Вейджер затем подошел к борту последнего и, без сомнения, в конечном итоге одолел бы его в одиночку, даже если бы «Кингстон» и «Портленд», которые до сих пор почти ничего не делали, не прибыли на сцену. В 2 часа ночи, как только взошла луна, испанский корабль был захвачен экипажем капитана Лонга.

Коммодор оставался на палубе и к рассвету увидел вдалеке большой корабль и еще три паруса, после чего приказал «Кингстону» и «Портленду» начать преследование. Капитаны Бриджес и Виндзор начали выполнять приказ, но днем отказались от попытки догнать испанцев. Тогда Вейджер повторил свой сигнал, и два корабля возобновили преследование.

31-го они вернулись, сообщив, что следовали за вторым 64-пушечным кораблем и видели, как он пошел в Картахену; но английские корабли зашли в такие опасные, неизвестные в навигационном отношении воды, что были вынуждены покинуть окрестности порта после нескольких залпов по укрывшемуся за островом кораблю. Коммодор все еще обустраивал свой призовой корабль, когда капитаны Бриджес и Виндзор вернулись к нему. Услышав, что галеон укрылся за островом Бару, он сразу же послал «Кингстон», «Портленд» и «Валтчер» с приказом захватить или сжечь его. Они снова увидели галеон, когда он пытался добраться до Картахены. Как только испанцы увидели англичан, они направили свой корабль на берег и затем подожгли его. Англичанам не удалось спасти ничего из груза. Эскадра с призом 8 июля достигла Порт-Ройала без дальнейших приключений.

Ущерб, нанесенный испанцам, был очень тяжелым. Предположения относительно сокровищ на борту «Сан-Джозефа» сильно расходятся. Некоторые оценивают его в тридцать миллионов песо, другие оценивают в пять миллионов. Но, к сожалению для победителей, на 44-пушечном корабле не было сокровищ. Судно, в основном, было загружено зернами какао; и хотя на борту находились тринадцать сундуков, наполненных песо и четырнадцать сундуков с серебряными слитками, все они, похоже, были не государственной, а частной собственностью. Тем не менее, добыча была очень ценной. По сообщениям, сбежавший корабль с 64 пушками имел почти такой же богатый груз, как и «Сан-Джозеф». Капитаны Бриджес и Виндзор 23 июля были осуждены военным трибуналом на борту «Экспедишн» в Порт-Ройале за пренебрежение обязанностями и были приговорены к пожизненному увольнению со службы.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги История британского флота. Том IV. Хроника побед и поражений предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я