Дизайн. Словарь терминов

Александр Трухачев, 2013

Представлены толкования основных терминов и понятий, наиболее часто употребляемых при изучении дисциплины «Дизайн интерьеров», а также смежных дисциплин. Приведено лаконичное, но достаточно полное смысловое значение каждого термина. Для абитуриентов, студентов, обучающихся по направлениям подготовки «Сервис» и «Туризм», преподавателей вузов, специалистов в сфере дизайна и всех, кто интересуется историей дизайна и современными тенденциями.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дизайн. Словарь терминов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Б

© ФГБОУ ВПО Ставропольский государственный аграрный университет, 2013

А

АБРИС (нем. Abriss — очерк, чертеж) — в изобразительном искусстве: линейный (контурный) рисунок вспомогательного характера, выполняемый при калькировании, например в процессе работы художника над цветной литографией. В широком и менее точном значении термин «абрис» совпадает по смыслу с понятием контура.

Леонардо да Винчи. Абрис к картине «Поклонение волхвов»

АБСТРАКТНОЕ ИСКУССТВО, абстракционизм (от лат. abstractio — отвлечение) — одно из наиболее распространенных направлений в современном искусстве. Для него характерны отказ от изображения реальной действительности, предметов, человека, ликвидация художественной образности. Абстрактное искусство приходит к разрушению формы, отрицает рисунок, композицию, превращает картину в беспорядочное нагромождение пятен (отсюда ташизм, от франц. tache — пятно) или линий. Скульптурные изображения подменяются хаосом случайно взятых предметов (гвозди, проволока и т. д.).

Абстракционизм. Боччиони. «Шагающая фигура». 1913, бронза

Абстракционизм. Густав Климт. «Поцелуй». 1907–1908

АВАНГАРД, авангардизм — стремление порвать с реалистическим искусством, создать нечто противоречащее установившимся нормам художественного вкуса и эстетическим понятиям. Модернистские установки — отрицание культурного наследия, преувеличение роли субъективного начала и формы в искусстве. Первым последовательно модернистским художественным направлением был кубизм, заменивший принцип познания действительности средствами искусства формальным экспериментаторством.

АВАНГАРДИЗМ (авангард) — совокупное наименование художественных тенденций, более радикальных, чем модернизм. Их ранний рубеж в изобразительном искусстве 1910-х гг. обозначен фовизмом и кубизмом. Соотношение авангардистского искусства с предшествовавшими стилями, с традиционализмом как таковым было особенно резким и полемичным. Приведя к мощному обновлению всего художественного языка, авангардизм придал особую масштабность утопическим надеждам на возможность переустройства общества посредством искусства, тем более, что его расцвет совпал с волной войн и революций. Во второй половине XX в. его основные принципы подверглись резкой критике в постмодернизме.

Авангардизм. X. Грис. «Натюрморт с бутылкой бордо». 1919

АВТОЛИТОГРАФИЯ (от греч. autos — сам, lithos — камень и grapho — пишу, рисую) — один из способов исполнения художественной литографии, при котором художник работает непосредственно на самом камне, и произведение графики, исполненное этим способом, называется автолитографией.

Автолитография. Н. А. Кулинич. Серия «Ночи Талабского архипелага»

АВТОПОРТРЕТ (от греч. autos — сам) — изображение художника, выполненное им самим. Особая разновидность портретного жанра.

Огюст Ренуар. «Автопортрет». 1910

Михаил Врубель. «Автопортрет». 1904

АКАДЕМИЗМ — оценочный термин, относимый к тем направлениям в искусстве, представители которых целиком ориентируются на установленные художественные авторитеты, полагают прогресс современного искусства не в живой связи с жизнью, а в наибольшем приближении его к идеалам и формам искусства прошлых эпох и отстаивают абсолютные, не зависящие от места и времени нормы прекрасного. Исторически академизм связан с деятельностью художественных учебных заведений — академий, воспитывавших молодых художников в духе нерассуждающего следования образцам искусства античности (см.) и итальянского Возрождения. Зародившись впервые в Болонской академии в XVI в., эта тенденция получила широкое развитие в академиях последующего времени; она была свойственна и русской Академии художеств XIX в., что и вызвало борьбу с Академией передовых художников-реалистов.

АКВАРЕЛЬ (франц. aquarelle, от лат. aqua — вода) — «водяные краски», красочный материал, предназначенный для акварельной живописи. Отличительное свойство акварельных красок — чрезвычайно тонкая растирка пигмента и большой процент клеящих веществ в качестве связующего (которым служит растительный клей с примесью меда, сахара, глицерина). Акварелью называется также техника живописи акварельными красками. Акварель обычно исполняют на бумаге круглыми волосяными кистями, растворяя краски водою. Важнейшее свойство акварельной живописи — прозрачность и мягкость тончайшего красочного слоя.

АКСЕССУАР (от франц. accessoire — побочный, дополнительный) — в изобразительном искусстве: предмет второстепенного значения, обычно дополняющий характеристику центрального образа и небезразличный для выражения замысла в целом. В портрете, например, аксессуаром можно назвать каждую из связанных с человеком деталей обстановки или костюма.

АЛЛЕГОРИЯ (греч. allegoria — иносказание) — изображение отвлеченной идеи (понятия) посредством образа. Смысл аллегории, в отличие от многозначного символа, однозначен и отделен от образа; связь между значением и образом устанавливается по сходству (лев — сила, власть или царственность). Как троп аллегория используется в баснях, притчах, моралите; в изобразительных искусствах выражается определенными атрибутами (правосудие — женщина с весами). Наиболее характерна для средневекового искусства, Возрождения, маньеризма, барокко, классицизма.

Натаниель Шмит. «Аллегория весны»

АМПИР (от франц. empire — империя) — см. Классицизм.

АНАМОРФОЗА (греч. ana — на, сверх и morfe — форма) — эффект наложения одного изобразительного мотива на другой, их зрительного слияния, например морской волны и рисунка камня, человеческого тела и древесного ствола. Характерен как для природы, так и для искусства (был особенно популярен в маньеризме и сюрреализме).

Мировлад Палачич. «Анаморфоза 1»

АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР (от лат. animal — животное) — жанровая разновидность изобразительного искусства, посвященная изображению животных. Художника, который специализируется в данной области, называют анималистом. Выдающимися анималистами были художники XVII–XX вв. А. Кейп, П. Поттер, Р. Бонер, А. Бари, Н. Е. Сверчков, А. С. Степанов, Е. А. Лансере и др.

Анимализм. Паулюс Поттер. «Молодой бык». 1647

АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО (лат. antiguus — древний) искусство высокоразвитых рабовладельческих обществ Средиземноморья и Передней Азии в I тысячелетии до н. э. (Греция и эллинистические государства, Римская империя). Античное искусство прошло в своем развитии следующие этапы: 1) архаика; 2) классика; з) эллинизм; 4) римское искусство, которое, в свою очередь, разделялось на несколько стадий, начиная от искусства республиканского Рима до эпохи кризиса Римской империи. Самым плодотворным периодом античного искусства и вместе с тем наиболее характерным выражением его основных тенденций был период греческой классики (V–IV вв. до н. э.), когда основной политической формой общества был демократический рабовладельческий полис — город-государство, управляемый коллективом свободных граждан.

АНТРОПОМЕТРИЯ (от греч. anthropos — человек и metron — мера) — отрасль науки, занимающаяся измерениями человеческого тела и его частей, имеющая практическое применение в судебно-следственном процессе.

Антропометрические точки

АРКА (итал. arko) — архитектурное криволинейное перекрытие проемов в стене (ворот, окон, дверей) или пролетов между двумя опорами, например между колоннами, устоями моста.

Римский мост с полуциркульными арками. Алькантара, Испания

АТРИБУТ (от лат. attributum — свойство, принадлежность) — в области искусства это постоянный отличительный признак того или иного героя художественного произведения — неизменно связываемый с ним предмет, внешнее свойство или действие. Чаще всего атрибуты применялись в произведениях на мифологические и религиозные темы (например, Нептун обычно изображался с трезубцем, святая Цецилия — за органов и пр.). Атрибут оказывается нередко основным средством для определения сюжета подобных произведений. Атрибут — объект или эмблема, ассоциирующаяся с определенным лицом. Широко употребляется в церковном искусстве и в витражах для обозначения святых (например, святая Катерина изображается с таким атрибутом, как колесо, унизанное остриями, которое напоминает о пытках, ею перенесенных).

«Святая Цецилия за органом»

Карло Дольче. «Святая Цецилия». Ок. 1670

Б

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Дизайн. Словарь терминов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я