Томас Гоббс – английский философ-материалист, который поставил под сомнение божественное происхождение человека, бросив вызов средневековой схоластике. За свои взгляды он неоднократно подвергался гонениям со стороны духовенства – после публикаций трактата «Левиафан», где доказывался приоритет государства над церковью и оно уподоблялось библейскому чудовищу, выступающему как земное воплощение всемогущества Бога, философа объявили «безбожником», и он был вынужден скрываться во Франции. Новая книга серии «Философия на пальцах» включает не только «Левиафана», самое известное сочинение Гоббса, но и трактат «О теле» – развернутое изложение взглядов мыслителя на сущность человека, а также сочинение «Человеческая природа», написанное в условиях острых политических противоречий, где Гоббс задается целью вывести из общих принципов познания человеческой природы практические правила, согласно которым люди ведут себя в обществе. Все тексты снабжены подробными комментариями и разъяснениями Натальи Плужниковой. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Левиафан. С комментариями и объяснениями предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Основы философии
Трактат «О теле» («De corpere») был написан Т. Гоббсом в Лондоне в 1655 году.
Он представляет собой первую часть задуманной мыслителем еще в 40-х годах XVII века «Основ философии». Сначала работа, как и многие другие труды философа, вышла на латинском языке, а в 1656 году была опубликована на английском языке. Трактат представляет собой развернутое изложение материалистических взглядов Т. Гоббса на природу и сущность человека.
Огромное влияние на взгляды философа, изложенные в данной работе, оказали успехи в области биологии и медицины. В частности, теория кровообращения английского врача У. Гарвея повлияла на представления Т. Гоббса о человеке и его теле. Философ был лично знаком с У. Гарвеем. В своей теории последний придерживался не божественной, а естественной концепции происхождения и существования человека. Человек для него — лишь телесное существо, а не продукт божественного творения. В нем все естественно и подчинено природным закономерностям. Можно сказать, что У. Гарвей испытывал интерес к тому же, что и церковь, — к сердцу и душе человека, но если для церкви сердце было «вместилищем» страстей, то для У. Гарвея — органом тела, отвечающим не только за деятельность, но и за жизнь всего организма в целом. Жизнь человека, а также то, что называется душой и сердцем, есть лишь материальный субстрат, за которым стоит не действие Божественного Духа, а кровообращение. Таким образом, теории божественного происхождения человека был нанесен решительный научный удар со стороны медицины и биологии.
Написание трактата «О теле» происходило в условиях бурных общественных дискуссий и научной полемики Т. Гоббса с виднейшими учеными того времени. К числу наиболее известных дискуссий относится философская дискуссия между Т. Гоббсом и епископом Брамголем по поводу свободы воли. После появления книги «О теле» между Т. Гоббсом и преподавателями Оксфордского университета разгорелась острая полемика по поводу математики.
В четырех главах трактата мыслителем обозначены основные области философских интересов: логика, первая философия, физика. В предисловии он излагает свои взгляды на древнюю философию и заостряет внимание на критике духовенства.
В этом труде, особенно в первой главе, Т. Гоббс четко проводит водораздел между философией и теологией, приводя к их резкому противопоставлению. Центральным понятием догматической теологии было понятие Бога, познание которого было возможным с учетом опоры на истины Священного Писания и авторитет Церкви. Догматическая теология носит у Т. Гоббса название «естественная теология», поскольку это теология, основанная на вере и не нуждающаяся в иных, особенно в рациональных или эмпирических (опытных), доказательствах. Кроме того, критика Т. Гоббсом естественной теологии заключается в том, что она опиралась в трактовке истин Священного Писания на античную традицию (особенно Платона и Аристотеля). Философия в отличие от теологии, по убеждению Т. Гоббса, всегда основывается только на «свете разума», на логических рассуждениях на основе выявления причинных связей о мире.
В третьем и четвертом разделах трактата философ излагает взгляд на природу, законы движения, и на явления природы (физику) с позиций механистического материализма. В его трактовке движения, а также объяснения природных явлений сказывается влияние Галилея и Р. Декарта.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Левиафан. С комментариями и объяснениями предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других