Томас Гоббс – английский философ-материалист, который поставил под сомнение божественное происхождение человека, бросив вызов средневековой схоластике. За свои взгляды он неоднократно подвергался гонениям со стороны духовенства – после публикаций трактата «Левиафан», где доказывался приоритет государства над церковью и оно уподоблялось библейскому чудовищу, выступающему как земное воплощение всемогущества Бога, философа объявили «безбожником», и он был вынужден скрываться во Франции. Новая книга серии «Философия на пальцах» включает не только «Левиафана», самое известное сочинение Гоббса, но и трактат «О теле» – развернутое изложение взглядов мыслителя на сущность человека, а также сочинение «Человеческая природа», написанное в условиях острых политических противоречий, где Гоббс задается целью вывести из общих принципов познания человеческой природы практические правила, согласно которым люди ведут себя в обществе. Все тексты снабжены подробными комментариями и разъяснениями Натальи Плужниковой. В формате a4.pdf сохранен издательский макет.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Левиафан. С комментариями и объяснениями предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
К читателю
О философии, основы которой я здесь собираюсь изложить, ты, любезный читатель, не должен думать как о чем-то, при помощи чего можно раздобыть философский камень, или как об искусстве, которое представлено в трактатах по метафизике. Философия есть скорее естественный человеческий разум, усердно изучающий все сотворенные вещи, чтобы сообщить правду об их порядке, их причинах и следствиях. Философия есть дочь твоего мышления и всего мира, она живет в тебе самом, правда, в еще неясной форме, подобно Мира-прародителю в период его бесформенного начала. Ты должен действовать, как скульпторы, которые, обрабатывая бесформенную материю резцом, не творят форму, а выявляют ее. Подражай акту творения! Пусть твое мышление (если ты желаешь серьезно работать над философией) вознесется над хаотической бездной твоих рассуждений и экспериментов. Все хаотическое должно быть разложено на составные части, а последние следует отличить друг от друга, и всякая часть, получив соответствующее ей обозначение, должна занять свое прочное место. Иными словами, необходим метод, соответствующий порядку творения самих вещей. Порядок же творения был следующим: свет, отделение дня от ночи, протяженность, светила, чувственно воспринимаемое, человек. Заключительным актом творения явилось установление закона. Порядок исследования будет, таким образом, следующим: разум, определение, пространство, созвездия, чувственное свойство, человек, а после достижения последним зрелости — гражданин. В первом разделе первой части, озаглавленном Логика, я зажигаю светоч разума.
Философский камень — понятие средневековой алхимии, которое означает: вещество, способное превращать любые неблагородные металлы в золото. Поиск этого вещества в Средние века стал символом стремления человека к духовному познанию, стремления раскрыть сущность мира. Т. Гоббс использует понятие «философский камень» в метафорическом смысле: как нахождение истины, сущности и первопричины существования всех вещей. Использование им данного понятия, как и других понятий из области средневековой философии, указывает на постоянное сопряжение и сравнивание средневекового стиля мышления с научным, характерное для всех работ мыслителя.
Метафизика — понятие, используемое древнегреческим историком философии и филологом Андроником Родосским для обозначения трактата Аристотеля о «первых родах сущего». Он заложил основы комментаторской традиции к текстам Аристотеля, которая затем активно использовалась в средневековой схоластической традиции. Часть работ Аристотеля, переведенная Андроником Родосским после «Физики», получила название «Метафизика». Приставка «мета» здесь как раз и обозначает: «то, что после».
Мир-прародитель — термин, используемый Т. Гоббсом для обозначения источника всего существующего. Идея о том, что существует некоторое первоначало, которое производит и оформляет мир из бесформенной материи в нечто организованное и структурированное — материальный мир, была характерна для античной традиции, в частности для позднего пифагореизма (IV век до н. э.) и метафизики Аристотеля.
Метод — одно из основных понятий теории познания Т. Гоббса. Именно он является основой философского (научного) познания. Не случайно философ сравнивает два понятия — «творение» и «исследование», указывая на разницу между средневековым объяснением мира, отсылкой на его божественное происхождение и научным исследованием, которое построено не на вере, а на разуме, рациональном исследовании сущности вещей. Цель научного метода, по Т. Гоббсу, заключается в том, чтобы с помощью разума познать человека как часть целого — природы, и гражданина как часть целого — государства. Поэтому уже в предисловии он намечает основные цели исследования — изучение природы и изучение общественного устройства, как бы предваряя основы своей будущей философской системы.
Логика — философская наука, основанная на принципах правильного мышления. Родоначальником логики является Аристотель, который считал логику «органоном», то есть важнейшим средством познания мира. В средневековой философии его логика использовалась для анализа понятий античных мыслителей. Схоластика придала ей характер умозрительной науки, не связанной с опытными данными и практикой. Поэтому для Т. Гоббса логика должна стать основой научного познания, включающего в себя точную дефиницию (определение) понятий, правильные рассуждения, установление причинно-следственных связей между явлениями и свойствами конкретных объектов материального мира.
Во втором разделе, названном Первая философия, я различаю посредством точного определения понятий идеи наиболее общих вещей, с тем чтобы устранить все сомнительное и неясное. Третий раздел посвящен вопросам пространственного протяжения, т. е. геометрии. Четвертый раздел описывает движение созвездий и, кроме того, чувственные свойства.
Первая философия — это научное исследование определений и категорий объектов материального мира. Данное понятие противопоставляется у Т. Гоббса метафизике Аристотеля, которая была использована в средневековой схоластике как умозрительный способ изучения объектов, не связанный с опытом и с практикой. В итоге метафизика выступала для средневековых схоластов как способ изучения всего сверхчувственного, бестелесного. В этом смысле, по мнению Т. Гоббса, она должна быть противопоставлена первой философии как способу изучения именно чувственных данных.
Чувственные свойства — это свойства вещей, закрепляющиеся в памяти познающего субъекта в определенной последовательности. К видам чувственных данных философ относит «метки», понятие которых раскрывает в четвертом разделе трактата «О теле».
Я следовал тому методу, который сможешь применить и ты, если он встретит твое одобрение. Ибо я не навязываю тебе ничего своего, а только предлагаю твоему вниманию. Каким бы методом ты, однако, ни пользовался, во всяком случае, я бы весьма рекомендовал твоему вниманию философию, т. е. стремление к мудрости, недостаток которой в самое недавнее время причинил всем нам много несчастий. Ибо даже те, кто стремятся к богатству, любят мудрость: ведь сокровища радуют их лишь потому, что они как в зеркале могут увидеть в них собственную мудрость. Таким же образом и те, кого привлекает государственная служба, ищут только место, где бы они могли проявить свою мудрость. Даже падкие на удовольствия люди пренебрегают философией только потому, что не знают, какое огромное наслаждение может доставить постоянное и мощное соприкосновение души с прекраснейшим из миров. И наконец, если бы я не имел никакого другого основания рекомендовать тебе философию, то я сделал бы это (поскольку человеческий разум в такой же мере не терпит пустого времени, как природа — пустого пространства) затем, чтобы ты мог приятно заполнить ею часы досуга и не был вынужден от чрезмерного безделья мешать людям занятым или сближаться с людьми праздными, что принесло бы вред тебе самому.
«Пустое пространство» и «пустое время» — понятия, используемые для обозначения известного Аристотелевского принципа: «природа не терпит пустоты». Здесь Т. Гоббс выступает как апологет достоверного познания мира, который основан на истине, а не на домыслах или умозрительном знании. Другими словами, в мире нет ничего, что было бы ненаполненным, пустым. Как человеческий разум всегда наполняет свое знание об окружающем мире с помощью процедур логического мышления, так и природа наполняет собой пространство существующих вещей и объектов, необходимых для разумного познания. Кроме того, Т. Гоббс в трактовке времени и пространства опирался на соответствующие идеи Р. Декарта, согласно которым не существует абсолютно незаполненного времени и пространства.
Прощай!
Томас Гоббс
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Левиафан. С комментариями и объяснениями предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других