Соционика: 100 самых вредных стереотипов

Тимур Сергеевич Процкий

С помощью этой книги вы сможете разобраться в соционике лучше, чем 95% людей, которые ею интересуются.Книга содержит разбор 100 стереотипов, которые невероятно вредны для понимания соционики.Назначение книги: удовольствие, кристальная ясность и лёгкость на пути постижения научной истины.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Соционика: 100 самых вредных стереотипов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

ТИПЫ

10. Гамлет может сыграть любой тип

Этико-интуитивный экстраверт — один из 16 соционических типов, который неоднократно замечен в гуманитарно-художественной и общественной деятельности. Тезис о его способности играть типы, по всей видимости, связан с тем, что этот тип якобы имеет склонность к актёрству и отыгрыванию ролей.

Во-первых, среди актёров есть люди самых разных типов — логики, этики, интроверты и экстраверты, у ЭИЭ в данной деятельности вообще нет никакой монополии. Кроме того, многие ЭИЭ чрезвычайно далеки от актёрства и становятся, например, писателями (Фёдор Достоевский, Джон Толкин, Стивен Кинг, Мариам Петросян). Актёры тоже есть — например, Сергей Безруков или Олег Меньшиков.

Далее. Актёрские таланты могут присутствовать у кого угодно, при этом у актёра может быть характерный набор типажей, которые он играет — и эти типажи могут хорошо ложиться на его тип. Например, американский актёр Киану Ривз (ЛИЭ «Джек») в основном играет эмоционально спокойных персонажей. Какой-нибудь Безруков на месте Нео в «Матрице» смотрелся бы достаточно комично.

Во-вторых, склонность изображать из себя кого-либо замечена за людьми самых разных соционических типов, у которых есть высокая (чаще вторая) психософская Эмоция. При этом изображают они, скорее, просто какой-то типаж, а не соционический тип.

Люди одного и того же соционического типа в зависимости от их психософских типов могут вести себя и проявлять себя достаточно по-разному (от спокойного до чрезвычайно эмоционального поведения), поэтому какого-либо условно характерного поведения у типов особо не существует, поэтому и сыграть какой-то тип толком нельзя, ибо тип — это не модель поведения. Можно изобразить что-то вроде карикатурной зарисовки или пародии на основе популярных стереотипов (о них много будет дальше), но всерьёз воспринимать это как материал для типирования может только очень альтернативно одарённый любитель соционики.

Итак, изображают ли ЭИЭ какие-то роли? Некоторые — ради прикола или в силу профессии — да. Но и другие типы это делают, причём даже чаще. Все ли ЭИЭ кого-то играют на типировании? Мы такого не видели ни разу. А вот косплей желаемого типа от людей, чрезмерно экзальтированно воспринявших соционику, видели не один десяток раз. Гамлетов среди них пока не было.

11. Максим Горький должен носить усы

Есть такой тип в соционике: логико-сенсорный интроверт, который по загадочным причинам был назван основательницей соционики Аушрой Аугустинавичюте «Максимом Горьким». По всей видимости, имя типу давалось на основе типа самогó пролетарского писателя Алексея Максимовича Пешкова. Который на самом деле был этический экстраверт, но это мы выяснили уже много лет спустя, когда зыбкая соционическая традиция уже успела устояться.

Поскольку сам Максим Горький был чрезвычайно усат, некие прозорливые умы ещё в 80—90е годы 20 века решили, что усы — суть неотъемлемый атрибут данного психотипа. Какое отношение психологический тип имеет к усам — не спрашивайте, ибо я уже не вспомню конкретного автора, у которого я это когда-то вычитал (а перечитал я практически всех соционических авторов в наблюдаемой вселенной — точил бритву Оккама).

Рискну допустить, что легенды об усатости ЛСИ были дополнительно форсированы ещё одним якобы представителем ЛСИ — Иосифом Сталиным, — который был не менее усат и который тоже не был ЛСИ, как и Максим Горький. Где-то ещё я встречал сильный аргумент о практически научно доказанной усатости ЛСИ со ссылкой на усатого режиссёра Никиту Михалкова, который (внезапно) тоже не ЛСИ, а вполне себе СЭЭ. В общем, трижды подтверждённый (ерундой) тезис.

Резюме: некоторые люди таки носят усы, но не все они — ЛСИ.

12. Дюма заботятся постоянно

Подразумевается, видимо, некая сенсорная забота в виде конкретных физических действий, направленных на обеспечение физического комфорта, благополучия и безопасности неких условных подопечных.

Забота может проявляться чаще или реже в зависимости от склонности заботиться у конкретного человека в принципе, а также в зависимости от желания и заинтересованности заботящегося в том, чтобы кого-либо усиленно обзабочивать.

Сенсорную заботу в бытовом плане в среднем чаще проявляют (внезапно) сенсорики, причём их в соционике аж целых 8, а СЭИ «Дюма» это лишь один из восьми (К.О.). При этом, интуиты заботливыми тоже вполне могут быть (при активной 1й психософской Физике или при 2й), а в сравнении с некоторыми особо ленивыми сенсориками некоторые интуиты более сенсорики, чем некоторые сенсорики — сенсорики.

В общем, всё познаётся в сравнении и монополии на заботливость у СЭИ не существует. Типировать по такому критерию приличному человеку попросту стыдно и грешно, не делайте так.

13. Учёные — это ДонКихоты

Наукой занимаются вообще все типы, это во-первых. Во-вторых, внутри науки как деятельности есть очень разные способы реализации, как то:

— собственно преподавание;

— популяризация науки;

— проведение исследований и экспериментов;

— написание научных трудов;

— халявные поездки на конференции с фуршетами и прочими after party;

— изобретение и патентование;

— получение и распил грантов в узком кругу доверенных (строго научных) лиц;

— поглаживание ЧСВ («мы, учёные, считаем…»);

— занятие административных должностей с материальными плюшками;

— монетизация научных разработок через предоставление услуг/продукции;

— монетизация публикаций через научные журналы;

— имитация бурной научной деятельности путём умножения количества макулатуры (особенно это касается гуманитарных специальностей);

— организация массовых мероприятий на научную, около-научную или псевдонаучную тему (gender studies, например);

— взаимодействие со СМИ и зарубежными организациями для популяризации своего научного учреждения и его деятельности.

И это далеко не всё. Во всех этих видах активности можно найти представителей ВСЕХ соционических типов. И сенсориков, и интуитов, и логиков, и этиков — каждый находит что-то своё.

Практика показывает, что фактически в науке доминируют такие аспекты, как ЧЛ и ЧС — т. е. производство необходимых рынку благ, всевозможная коммерциализация научной деятельности (в т.ч. и посредством её имитации), а также продвижение интересов различных финансовых и политических группировок. Это вообще не про Альфа квадру и не про ИЛЭ.

14. Чёрные сенсорики — злые

Чёрная сенсорика имеет достаточно архаичную природу и встречается у всего живого: она отвечает за захват территории и ресурсов, за распространение своих генов, за доминирование и выстраивание иерархии в ареале обитания. Будь то шимпанзе, дубасящие друг друга кокосом по голове за самку, два мужика во дворе, ругающиеся из-за парковочного места, или брокеры с Уолл Стрит, стремящиеся повлиять на инвесторов, — у них работают примерно одни и те же психические механизмы, связанные с чёрной сенсорикой.

Среди грабителей, насильников и убийц наверняка процент чёрных сенсориков повышенный, однако в нагрузку к психотипу у них частенько идут личностные расстройства различных видов. Абсолютное большинство чёрных сенсориков совершенно обычные и вполне безобидные люди, которые в мирных условиях никак не проявляют своих агрессивных наклонностей. Более того, в зависимости от индивидуальных особенностей мозга, агрессивных черт у них может практически не наблюдаться, особенно у женщин за счёт разницы в физиологии.

Борьба за ресурс и контроль безопасности могут иметь простые цивилизованные формы вроде службы в армии или МЧС. Или, если хотите что-то ещё более мирное — работа в бухгалтерии это тоже про ресурс и про чёрную сенсорику. Самые лучшие водители — это чёрные сенсорики, мы снимали об этом видео. И лучшие стоматологи тоже никак не обойдутся без ЧС. И прогулка воспитателя детсада с детьми в лес — это тоже про контроль и безопасность, иначе кто-нибудь из детей упадёт в овраг, ткнёт веткой кому-нибудь в лицо, или выбежит на дорогу под машины. Это всё про чёрную сенсорику.

ЧС имеет множество социально необходимых форм. Без ЧС в принципе невозможно существование человеческой цивилизации, ибо (увы!) наши с вами предки нередко рождались потому, что кто-то когда-то кого-то зажал на сеновале, или просто потому, что всё горело и голова отключилась напрочь, а нормальной контрацепции не было до второй половины 20 века. Наша как бы цивилизованность — это лишь тонкий иллюзорный налёт на глубинных биологических инстинктах, формировавшихся миллионы лет, и которые нельзя перечеркнуть постом в фейсбуке (организация признана экстремистской и запрещена в России). Природу интересует только одно: выживание. Это самый сильный инстинкт, напрямую связанный с ЧС.

Выживание это зло? Смотря для кого и за счёт кого. Природа прагматична, а моральные конструкты людей имеют повышенное значение лишь для некоторой их части.

15. Жуков — это быдло

Быдло — устар., собир. рабочий рогатый скот.

В современном смысле быдло — это человекоподобный индивид с низким уровнем культуры и интеллекта, нередко — агрессивный.

Стереотип про быдло-СЛЭ связан с крайне тупорезными популярными описаниями этого психотипа, в которых основной акцент сделан не на психических функциях и не на обработке информации этим типом, а на том, что они «подавляют окружающих», «пробивают лбом стены», «хамят». Все три утверждения в контексте соционики — идиотские.

Бывают ли такие люди? Конечно.

Все ли из них СЛЭ? Некоторые возможно да, но уж точно не все.

Бывают ли люди других типов с таким поведением? Видел лично, много раз.

Бывают ли вежливые, интеллигентные СЛЭ? Вполне себе да.

Так есть ли прямая связь между поведением и соционическим типом? Нет.

16. Драйзеры — добрые

ДОБРОТА́ — Душевное расположение к людям, благожелательность, отзывчивость, стремление делать добро другим. Неподдельная д. души. Д. сердца. Сердечная д. (Энциклопедический словарь)

Если человек вменяем, то ему не чуждо проявлять доброту в той или иной форме (хотя бы иногда) при любом соционическом типе. Соционические этики в среднем более эмпатичны по сравнению с логиками, особенно при высокой психософской Эмоции, но как только начнёшь сортировать этиков по степени доброты — возникает куча оговорок и сложностей. Например, кого считать более добрым:

1. Некоего этика А, который очень добрый сам по себе, но никак это не проявляет, либо

2. Некоего этика Б, который сам по себе не особенно добр, но иногда делает что-то вполне доброе?

Тема для бесконечного обсуждения. Задача не имеет решения.

P.S. Некоторые ЭСИ действительно добрые, но… не все.

17. Джеки хотят всех обмануть

Обман — это разновидность деловой активности, в которой запланированный итог случается не у всех её участников. Как известно, самая деловая квадра это Гамма, она же с ценностной чёрной сенсорикой и, что главное, с белой этикой. Большинство мошенников, которые мне попадались среди знаменитых людей и лично, были СЭЭ по типу, хотя и среди ЛИЭ они тоже есть, просто они действуют по-разному.

ЛИЭ сильны в мошенничестве, завязанном на технологиях (потому что они сами их придумывают) — всякого рода финансовые пирамиды, сложные маркетинговые схемы, фондовые рынки, биткоины, фьючерсы, биохакинг, запись личности на флешку, и тому подобное.

Например, мощь американской экономики, по сути, базируется на чистом мошенничестве, которое гордо именуется финансовым капиталом. Объём экономики США зависит от биржевых спекуляций и (дутой) капитализации компаний, которая держится на грамотном пиаре и доверии (сговоре) рептилоидов инвесторов. Никто в соционе не сравнится с талантливыми ЛИЭ в такой деятельности, у них для этого от природы самое сильное и подходящее сочетание функций.

СЭЭ сильны в видах мошенничества, где всё завязано на втирании в доверие и тонком использовании психологических особенностей человека (страхов, слабостей, зависимостей). Сильная этика в сумме с оценкой ресурсов (ЧС) позволяют тонко подстраиваться под собеседника, говорить то, что он хочет услышать, дёргать определённые «струны» души, а в итоге жертва сама не понимает, как переписала квартиру или отдала все деньги какому-то мутному персонажу. Вроде, такой хороший и вежливый был, как же так!

Всякие религиозные культы, секты, бандитские группировки и просто мутные закрытые сообщества очень часто держатся как раз на такого плана СЭЭ. Не зря же этот тип ещё назван «Политиком»: говорить правильные вещи и обрастать сторонниками за счёт гибких и ситуативных договорённостей и обещаний для получения ресурса — это их конёк. Всякие известные воры в законе оказываются чаще всего именно СЭЭ, я проверял. СЭЭ, на мой взгляд, вообще потенциально самый опасный тип из всех 16.

Надеюсь, не нужно пояснять, что СЭЭ все разные и далеко не всех из них тянет в криминал.

18. Штирлицы самые работящие

Ленивых ЛСЭ мы тоже видели, как и вполне работящих ИЭИ. Есть байка о том, что базовая ЧЛ отвечает за высокую работоспособность, но это не так. За трудоголизм в немалой степени отвечает психософия — например, типы ВФЛЭ и ВФЭЛ в большинстве случаев дают своему носителю сильную склонность к высокой работоспособности вне зависимости от соционического типа.

А в остальном стремление активно работать это черта здоровой замотивированной личности, которая нашла своё дело и реализует свои типы на всю катушку. Именно поэтому реализованный человек много работает — потому что это позволяет ему получать наиболее конструктивное удовольствие, которое одновременно даёт ощущение счастья, обеспечивает личностный, социальный и финансовый рост, вызывает прилив сил. Однажды почувствовав такое и найдя свой путь, такой человек уже вряд ли скатится на дно апатии и безделья.

19. Бальзак вечно всех критикует

По итогам нескольких тысяч типирований людей разных соционических типов могу отметить, что в критических замечаниях и комментариях представители типа ИЛИ Бальзак замечены не особенно часто. Я бы даже сказал, что они демонстрируют это свойство достаточно редко — настолько редко, чтобы не использовать эту черту характера (а соционический тип это НЕ характер) ни в качестве типичного признака ИЛИ, ни в качестве типировочного аргумента в пользу какого бы то ни было соционического типа.

Стремление к частой и заметной критике частенько наблюдается у третьей психософской Воли в сочетании с любым соционическим типом, даже если это условный «позитивист» по признаку Рейнина.

20. Робеспьеры — зануды

Зануда — категория достаточно субъективная. У нас в типировочной анкете есть даже целый раздел с терминами, которым нужно дать определение. Есть там и «зануда». Для кого-то это «человек, зацикленный на деталях», для других — «человек с недостатком эмпатии». Определений мы слышали сотни и тысячи (без преувеличения), в основном они не повторяются.

Один и тот же человек может быть субъективно оценён со стороны в полярных категориях — от зануды до чрезвычайно интересного собеседника. Соционический тип при этом может быть любым.

21. Все, кто смеются и любят готовить — Гюго

Конечно! В остальных квадрах, кроме Альфы, готовить ненавидят (а то и вообще не готовят — еду поставляет только Альфа и, конкретно, только Гюго), а смеяться вне Альфы можно только очень тихо и в кулачок.

Есть довольно распространённые в человеческой популяции психософские типы — с высокой Физикой и Эмоцией, которые в значительной степени определяют тип нервной системы (темперамент) и особенности характера значительного количества людей. Физика+Эмоция в сильных (высоких) функциях с высокой вероятностью добавляют человеку сангвинического темперамента.

Чаще всего у человека один доминирующий темперамент, затем идёт второй, вклад которого существенно меньше, и два остальных — слабо выраженных. Так вот если у нас в социуме есть значительное количество людей с похожим темпераментом и схожей моделью поведения, то такая модель становится стереотипом. И поскольку мышление большинства людей опирается именно на простые тиражируемые шаблоны, при поверхностном изучении соционики может показаться, что «гюго повсюду» и что они обязательно весёлые и «любят готовить». Тогда как фактически тип этот тип встречается не особенно часто.

В западной типологии Майерс-Бриггс (MBTI) условно аналогичный тип нашему соционическому «Гюго» — это ESFJ. Типология Майерс-Бриггс собрала достаточно большую статистику и утверждает, что с таким типом «17% женщин, 8% мужчин». При полном методологическом хаосе в способе определении типов, который творится в MBTI, а также при сопоставлении с фактической встречаемостью ЭСЭ в обычной жизни можно утверждать, что данные проценты не значат ничего, т. к. получены случайным образом по кривым тестам. В лучшем случае в ESFJ определялись всё те же представители психософских типов с высокой Физикой-Эмоцией, однако проценты всё равно недостоверные, т. к. людей с такими типами явно больше 17%.

MBTI это вообще очень плохо. Это даже хуже, чем самая дебильная разновидность соционики.

22. Дон Кихот всё время что-то изобретает

Изобретение чего-либо в большей степени связано с объективной логикой — с ЧЛ, ибо это логика объективных процессов. Логики из первой квадры в генерации изобретений пока что нами не особо замечены, зато новаторов в научно-технической сфере мы встречаем стабильно среди ЛИЭ.

Существует ещё такой феномен, когда некая технология в общих чертах уже описана, но пока не нашлось человека, который собрал бы это всё в кучу, сконцентрировал ресурсы и реализовал в материальном мире. Так вот таким чаще всего занимаются чёрные сенсорики. Запустивший Гагарина в космос и, фактически, создавший космическую программу СССР Сергей Королёв был СЭЭ. Выступил он, скорее, не изобретателем, а конструктором. Но и изобретателем его тоже вполне можно назвать, т. к. он многое в космической отрасли сделал первым.

Так что ИЛЭ к изобретениям в большинстве случаев не имеют прямого отношения, ибо их психические функции чаще всего обращены к сфере теоретических и фундаментальных концепций.

23. Габены — самые ленивые и любят диваны

Доля типа СЛИ среди людей, которых мы типируем, невелика. Те, что у нас были, не отличались в плане работоспособности в отрицательную или положительную сторону, поэтому можно утверждать, что в плане работоспособности СЛИ тип нейтрален. Точно так же, как и большинство представителей других типов. Я бы даже не рискнул называть какой-либо тип определённо ленивым, либо ленивым в большей степени, чем другие типы.

К диванам чаще всего питают нежные чувства носители психософской 1Физики при любых соционических типах, в том числе интуиты.

24. Драйзеры самые честные

ЭСИ склонны опираться на свой глубоко субъективный внутренний этический кодекс, и если туда таки действительно входит полнейший самозапрет на ложь, то такой Драйзер вполне себе будет его соблюдать. Пока однажды обстоятельства жизни не окажутся более витиеватыми, непредсказуемыми и сложными, чем те ровные этические правила, которые он себе установил (установил ли он их сам?). И тогда может возникнуть некая моральная дилемма: ему, например, нужно будет солгать в ситуации, когда не солгать не получается, либо когда правдой будет нанесён некий существенный вред чрезвычайно дорогим для него людям. И тогда один нерушимый этический принцип вступает в сильное противоречие с другим. Возникает fatal error.

И если приходится солгать, то остаётся ощущение вроде «я поступил, как подонок». Но есть одно замечательное но: поскольку этический кодекс субъективен и эксплуатируется сугубо единолично, то ничто не запрещает создать некое уточнение — ситуативную этическую надстройку, позволяющую нарушить одно из правил («только один раз», «только в исключительном случае», «только ради семьи» и т. д.), поэтому внутреннее равновесие сохраняется. Но возможно, что я усложняю, обычно всё происходит гораздо проще.

БЭ — это же этическая функция, причём довольно гибкая; одну и ту же ситуацию или поступок человека она может трактовать как в категорически обвинительную сторону, так и полностью в оправдательную. В зависимости от позиции оценивающего, его отношений с оцениваемым и его выгоды в конкретной ситуации. Поэтому внутренний кульбит самооправдания может происходить довольно быстро, с полным сохранением внутреннего ощущения правильности содеянного. Правда, многие базовые БЭ не настолько гибки (творческая БЭ в этом плане гораздо более вариативная) и склонны испытывать длительные моральные страдания даже из-за вполне безобидных и никем особо не замеченных вещей. Причём происходит это сугубо автоматически, а человек попросту НЕ МОЖЕТ иначе. В таких ситуациях становится заметно, насколько всё-таки глубоко в психику человека вшит этот самый соционический тип, и насколько сильно он способен влиять на автоматику наших мозгов. Автоматика это вообще значительная часть всего того, что говорит и думает большинство людей.

25. ЛИИ — самые принципиальные борцы за справедливость

Тезис, выросший, судя по всему, из беглого прочтения биографии М. Робеспьера, который действительно был очень принципиальным и боевитым, а вот по поводу его представлений о справедливости есть много непонятного. Однако главное в том, в его биографии ничто особо не указывает на аспекты и функции, характерные для ЛИИ и для первой квадры вообще.

Есть в соционе специальный тип, который таки действительно может быть активным борцом за всевозможную абстрактную справедливость — это ЛИЭ. При наличии определённых акцентов в функциях, такие люди направляют свою жизненную энергию не в управление, не в бизнес и даже не в науку, а в общественную деятельность. В таком случае это практически наверняка будет именно борьба за восстановление какой-нибудь справедливости и равенства. Будь то борьба за равенство полов, за права обманутых вкладчиков, за социализм, за гибнущих дельфинов, за свободу и т. д. То есть, в равной степени это может быть как нечто общественно полезное, так и социально опасное, но не всегда эта разница очевидна для самих борющихся. Впрочем, главное, чтобы она была очевидна для компетентных органов.

И порой в своём этом стремлении к справедливости они могут доходить до крайностей, потому что справедливость абстрактная, и она всё никак не достигается (зараза такая) даже при очень активных действиях. Но им кажется, что всё реально и что всё вот-вот получится, особенно пока они молодые. Например, ЛИЭ Лев Троцкий бредил о перманентной революции, благодаря чему был выкинут на мороз (и позже грохнут) реалистом Сталиным.

В человеческой популяции обязательно должны быть люди с такой комбинацией функций и акцентов — это чрезвычайно энергичные пассионарии. На всякий случай уточню: таких только небольшой процент от всех ЛИЭ. Слава Б-гу. В некотором смысле, такие пассионарии, не жалея себя, могут сделать какое-то открытие или какой-то прорыв (куда-то). Например, ради любопытства и науки могут попробовать на себе смертельный яд, потому что познавательный инстинкт в них сильнее, чем инстинкт самосохранения. Или вот как-то несколько лет назад объявили об отборе кандидатов на то, чтобы в один конец полететь на Марс и там основать первую колонию землян (и там помереть, возможно каким-нибудь необычным способом). Желающих сразу обнаружилось более 5000 человек. Есть основания полагать, что ЛИЭ среди них было явно больше, чем 1/16.

Вообще если в интернете вам попадается кто-либо, кто активно позиционирует себя как ЛИИ — это чаще всего ЛИЭ, который изучал (?) какую-то ископаемую соционику и не понял (sic!), чем БЛ отличается от ЧЛ. Это правило срабатывает как минимум в 80% случаев, что доказано британскими

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Соционика: 100 самых вредных стереотипов предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я