Соционика. Взгляд со стороны

Максим Корольков

Книга состоит из отдельных глав, связанных общей идеей о ключевом значении квадральных ценностей, о назначении соционики для самопознания, а не для подстройки под других. Предпринята попытка увязки на первый взгляд противоречащих друг другу разделов соционики и психософии, попытка «реабилитации» признаков Рейнина и показан механизм использования соционики для самосовершенствования.

Оглавление

  • Из теории соционики

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Соционика. Взгляд со стороны предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

© Максим Корольков, 2022

ISBN 978-5-0055-7045-1

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Из теории соционики

Для тех, кто не слышал о соционике

Карлу Густаву Юнгу принадлежит авторство учения о 4 дихотомиях: этика/логика, сенсорика/интуиция, экстраверсия/интроверсия, рациональность/иррациональность. По сочетанию этих 4 признаков образуются 16 «типов информационного метаболизма».

Математик Августа Аугустинавичюте предположила, что логики и этика являются рациональными аспектами, интуиция и сенсорика — иррациональными, что каждая из них бывает экстравертной и интровертной, и что модель тима (модель А) содержит все 8 аспектов, но на разных позициях (функциях), различающихся силой (мерностью), контактностью/инертностью, осознанностью/неосознанностью, ценностью/неценностью. То есть по существу что например этика у экстраверта и интроверта и у рационала и иррационала разные, с чем сложно поспорить.

Если первая (базовая) функция в модели — логика или этика (а значит вторая (творческая) — интуиция или сенсорика и далее поочерёдно), то это рациональный тип. Если интуиция или сенсорика — то иррациональный.

Экстравертные аспекты были названы чёрными, интровертные — белыми. Если в первой функции чёрный аспект (значит, второй — белый и далее поочерёдно), то это экстравертный тип. Если чёрный — интровертный.

Рационал всегда действует во внешнем мире по иррациональному аспекту в интересах рационального, интроверт всегда действует вот внешнем мире по экстравертному аспекту в интересах интровертного.

Аспекты:

БЭ — этика отношений, чувства

ЧЭ — этика эмоций, энергия

БЛ — структурная логика, правила

ЧЛ — деловая логика, движение, технология

БС — сенсорика ощущений, комфорт

ЧС — волевая сенсорика, сила, власть, границы, территория

БИ — интуиция времени, время, события, судьба, удача

ЧИ — интуиция возможностей, потенциалы, способности.

Например, ЛСИ действует во внешнем мире силой для распространения своего внутреннего регламента, а его конфликтёр Гексли воздействует на отношения в интересах своего видения потенциалов.

Интровертный аспект — всегда соотношение соответствующих экстравертных. Отношения, чувства — соотношение эмоциональных состояний, энергетики. Правила, законы — соотношение фактов, действий, движений. Комфорт, вкус — соотношение качеств веществ (силы, красоты и т.д.). События — соотношение потенциалов. Но только один аспект в каждой паре относится к квадральным ценностям (в каждой квадре 4 типа), и на него переходят с парного ему, но неценного.

Калинаускас разработал учение о том, что функций не 8, а 4 (он взял ценные и назвал суггестивную и активационную 4-й и 3-й) и развил идею"активной и пассивной защиты 3-й функции", когда человек может сам, в отсутствие дуала, соответственно поднимать самооценку или закрываться, боясь принять на эту функцию даже плюсы, из боязни принять минусы.

«Хвалебная» песнь психософии

Не секрет, что 4 психософские функции имеют огромное сходство с 4 ценностными соционическими функциями, особенно в описании Калинаускаса, который даёт 5 и 6 функциям номера соответственно 4 и 3. И не случайно последователи психософии настаивают, что поведение не задаётся соционикой. Потому что если признать, что задаётся, то для психософии просто не останется места. Если из дуализации «убрать» поведение, то смысл дуализации окажется под большим вопросом.

Примечательно определение психософии с одного из известнейших сайтов: Психософия (Психе-йога, психейога, типология Афанасьева) — это типология, созданная А.Ю.Афанасьевым на базе соционики, которую (соционику — прим. М.К.) он по-своему интерпретировал.

Остановимся подробнее, в чём именно сходство психософских функций с ценностными соционическими. В психософии:

— 1 и 3 функции доминирующие. Потому что «Вы-». Действительно, в соционике и базовая, и активационная лучше знают, как должно быть, потому что они не только в инертном блоке, но и с них нет перехода на другие функции. 2 и 4 функции подстраивающиеся. Они в контактном блоке. Причём не случайно они подстраивающиеся, а именно они подстраиваются под доминирующие дуала: суггестивная под базовую, а творческая под активационную. Хотя творческая и сильнее активационной, она гибкая и не особенно принципиальная для своего обладателя, по ней фактически ублажают дуала.

— 1-я и 4-я функции результативные, а 2-я и 3-я процессионные. 1-я и 4-я (то есть базовая и суггестивная) не обсуждают, поскольку одна очень сильная, а другая очень слабая. 2-я и 3-я же не имеют такой разницы в силе, но что самое главное — они имеют среднюю мерность (3 у творческой и 2 у активационной).

Психософская логика полностью соответствует соционической. Эмоция больше связана с ЧЭ, чем с БЭ. Физика — с БС, а воля — не только с ЧС, но и ЧИ. Поэтому не случайно так часто встречаются:

— рациональные логики с 1Л по психософии

— страстные (экстравертные этики) с 1Э. Именно из-за отличий психософской Э от БЭ Драй и Дост обычно не попадают в 1Э по психософии

— Дюмы и Габы с 1Ф

— Гюго и Штиры со 2Ф

— Робы и Досты с 3Ф

— Доны и Геки с 4Ф

— Рациональные интроверты с 2В. Заметим, что 2В — «дворянин», а творческие ЧИ Робы и Досты названы Калинаускасом «офицерами». Также в «офицерстве» легко заподозрить Максов и «крестоносцев» Драев.

— Рациональные экстраверты с 3В.

Трудности «перевода» пй-типа с социотип возникают только в случае соседства рациональной пары Л и Э и в случае соседства иррациональной пары Ф и В (на сильных или слабых позициях), но это может быть объяснено частично неверным типированием по пй. И даже математически такое соседство возможно только в трети случаев.

Отдельно следует отметить описанную Калинаускасом «пассивную защиту 3-й функции». Она в точности совпадает с кратким «Я-Вы-» из психософии. Когда человек в нелучшие периоды жизни склонен отказываться от плюсов на активационную, боясь получить минусы. В отличие от активационной суггестивная ловит только плюсы и минусов не боится.

Также предположим альтернативное сопоставление. Вспомним, что в соционике есть признаки уступчивость/упрямство, регулирующие рациональные аспекты логики и этики, и беспечность/предусмотрительность, регулирующие иррациональные аспекты сенсорики и интуиции. Что касается творческих и активационных ЧИ и ЧС, то здесь бывает и беспечность и предусмотрительность. А вот что касается упрямства (крайней мерности БЛ и ЧЭ), то возможно сопоставление 1 пй функции с фоновой. Таким методом экстравертные этики Напы и Геки будут 1Э (а не 1В), а иррациоинальные логики: Дон и Жук 1Л (а не 1В2Л), Баль 1Л (а не 2Л), а Габ 1Л (а не 1Ф2Л). В целом пй выглядит недоработанной классификацией, потому что не имеет аналогов БЭ и БИ.

Контактные и инертные функции. Типирование по «сначала/потом»

Функции Эго задают ценности квадр. В Эго каждого ТИМа стоят две функции: одна рациональная (логика или этика) и одна иррациональная (сенсорика или интуиция). Рациональным (ниже «придерживаться принятого решения») или иррациональным («действовать по обстоятельствам») ТИМ считается по первой функции. Логиком («внимание к делам») или этиком («внимание к людям») человек является по рациональной функции в Эго.

Если первая функция рациональная, то и третья (ролевая) рациональная, и она задаёт признак конструктивизма/эмотивизма (соответственно контактной логики или этики). Если первая функция иррациональная, то признак задаётся второй функцией, творческой. В схеме ниже это описано как «Сначала…». Приведённая ниже схема 1 разработана НИИ Соционики. Группы аргументации, коммуникативные, 1-я группа здоровья:

Схема 1

Значит, справедлива должна быть и схема по иррациональным аспектам. Если первая функция иррациональная, то и третья (ролевая) иррациональная, и она задаёт признак тактики/стратегии (соответственно контактной сенсорики или интуиции). Если первая функция рациональная, то признак задаётся второй функцией, творческой. В схеме ниже это описано как «Сначала…». Как в первой схеме этика сопоставлена с «людьми», а логика с «делами», так же сопоставим интуицию с «образами», а сенсорику с «деталями». Перцептивные группы, группы установки восприятия, 2-я группа здоровья:

Схема 2

Таким образом, при типировании можно использовать следующий метод. Если при типировании заметен какой-то аспект, в котором человек стабильно находится с начала общения и далее, то можно предположить, что этот аспект у него в творческой, а его признак рац/иррац противоположный. Если человек переключается с одного аспекта на другой (того же признака рац/иррац), то можно предположить, что эти два аспекта у него соответственно в ролевой и базовой, и признак рац/иррац этих аспектов соответствует признаку рац/иррац его тима. Есть ещё одна функция, с которой никуда не уходят — это активационная. Но она инертная и неосознанная, поэтому заметна гораздо менее творческой.

Краткий путеводитель по признакам Рейнина и малым группам

Очень неоднозначный взгляд на так называемые «признаки Рейнина» существует у различных соционических школ. В данной главе будет предпринята попытка рассмотреть вопрос, насколько обоснована декларируемая разница взглядов, с учётом того, насколько так называемые «признаки Рейнина» связаны с другими частями теории соционики.

Так называемых «признаков Рейнина» 15. Но это не совсем так, потому что 4 из 15 — это дихотомии, занимающие место среди азов соционики.

1—рационал/иррационал

2—логик/этик

3—сенсорик/интуит

4—экстраверт/интроверт.

Остаётся 11.

От сочетания каждых двух дихотомий возникают признаки (условно назовём их признаками 2-го порядка). Их 6, и они определяют 6 четвёрок малых групп.

5 (1*2) — эмотивизм/конструктивизм. Этика или логика в контактном блоке. Сюда подтягиваются малые группы (аргументации, 1-я группа здоровья) конструкторов, реструкторов, блюстителей и дипломатов (они же пентакли, мечи, посохи, кубки) с соответствующими описаниями.

6 (1*3) — тактик/стратег. Сенсорика или интуиция в контактном блоке. Сюда подтягиваются малые группы (установки восприятия, перцептивные, 2-я группа здоровья) ассоциативных, диссоциативных, дистрибутивных и коммутативных с соответствующими описаниями.

Эта пара признаков является одним из важных элементов типирования. Для рационалов первый из них помогает отличить базовую функцию от ролевой, второй — выделить творческую. Для иррационалов первый помогает выделить творческую, второй — отделить базовую функцию от ролевой.

7 (3*4) — предусмотрительный/беспечный. БИ и ЧС крайней или промежуточной мерности. Сюда подтягиваются малые (стимульные) группы пажей, рыцарей, королей и дам с соответствующими описаниями.

8 (2*4) — уступчивый/упрямый. БЛ и ЧЭ промежуточной или крайней мерности. Сюда подтягиваются малые группы (коммуникабельности) по стилям общения (деловой, хладнокровный, душевный, страстный) с соответствующими описаниями.

Эта пара признаков является одним из важных элементов типирования. Характеризует, говоря словами Аушры, «миры», в которых живут люди. Делов том, что функции крайней мерности имеют программу, а промежуточной — нет. Это упрощает или усложняет общение людей, наряду со сходством и различием в ценностях, причём последние играют более важную роль.

9 (2*3) — аристократ/демократ (один из трёх квадровых признаков). Сюда подтягиваются малые группы по родам деятельности (исследователи, гуманитарии, практики (управленцы) и социалы) с соответствующими описаниями.

10 (1*4) — динамик/статик. Сюда подтягиваются малые группы соционических темпераментов (уравновешенно-стабильные (флегматики), гибко-разворотливые (сангвиники), линейно-напористые (холерики) и восприимчиво-адаптивные (меланхолики)) с соответствующими описаниями. По различным версиям, усиленная диагональная пара функций может быть либо только в ментале, либо в ментале или витале. С первой версией непосредственно связана теория подтипов, по которой при усилении диагональной пары функций творческая/болевая (в данном случае фактически только творческая) ТИМ приближается по поведению к подревизному себе ТИМу. Вариант с усилением диагональной пары функций базовая/ролевая даёт соответствие ТИМа и темперамента. Образованные так темпераменты, жёстко увязанные с моделью А, принято называть «соционическими».

При совпадении 3 дихотомий из 4 ТИМы входят в 3 общих малых группы из 6 возможных. Например, из 15 ИТО (не считая тождественных ИТО) 3 общих малые группы есть в деловых, родственных, квазитождественных и отношениях полной противоположности, 1 общая малая группа с 5 ТИМами.

Остаётся 5. Таким образом, из 15 так называемых признаков Рейнина 10 составляют дихотомии и признаки, прямо образуемые их сочетаниями. При этом образуются 6 четвёрок малых групп, по сути образующие дополнительные признаки.

11 (1*7) — рассудительный/решительный. 1—4 или 2—3 квадра.

12 (1*8) — объективист/субъективист (серьёзный/весёлый). 3—4 или 1—2 квадры.

Это квадровые ценности, которые вместе с 10 вышеперечисленными относятся к модели А и основам соционики. То есть в этой части спор о том, верить ли Рейнину, не имеет смысла, если мы находимся в рамках соционики.

Все споры об уместности «признаков Рейнина» имеют смысл только для следующих 3 из 15 признаков:

13 (4*9) — позитивист/негативист.

14 (1*9) — процессный/результатный (правый/левый). Сюда подтягиваются малые группы стрессоустойчивости (гибкие, каркасные, вязкие, хрупкие) с соответствующими описаниями. Четвёрки входящих в эти малые группы ТИМов связаны между собой ИТО заказа («кольца заказа»).

14 признак также получается сочетанием признака 2 порядка (10) и признака 3 порядка (13), тогда он становится условно признаком 5-го порядка. Сюда подтягиваются малые группы форм мышления (причинно-следственное, диалектическо-алгоритмическое, голографическое, вихревое) с соответствующими описаниями. Четвёрки входящих в эти малые группы ТИМов связаны между собой ИТО ревизии («кольца ревизии»).

Ещё 1 признак получается сочетанием признака 1 порядка и признака 3 порядка, назову его условно признаком 4-го порядка.

15 (1*13) или признаками 2 порядка (9*10) — деклатим/квестим. У квестимов белые функции минусовые, чёрные плюсовые, у деклатимов наоборот. Хотя по другой версии, знаки задаются ценностями, тогда вышеозначенное деление справедливо только для блока Эго, и плюсовые рациональные функции (и минусовые иррациональные) у аристократов, а минусовые иррациональные (и плюсовые иррациональные) у демократов. При этом, весьма вероятно, неценностные функции у всех минусовые, поскольку они ориентированы на избегание негатива по своим аспектам.

Три самых сложных признака Рейнина

Среди «признаков Рейнина» существует три, сложность которых обусловлена, с одной стороны, их схожестью друг с другом, а с другой, тем, что при этом они являются взаимно независимыми. Рассматривая всю совокупность описаний признаков, можно столкнуться с тем, что они путаются как друг с другом, так и с другими признаками. В частности, тактика-стратегия часто путаются с сенсорикой-интуицией, а процессность-результатность — с иррациональностью-рациональностью.

Признак уступчивости-упрямства задаётся дихотомиями логики-этики и экстраверсии-интроверсии.

Признак тактики-стратегии задаётся дихотомиями рациональности-иррациональности и сенсорики-интуиции.

Признак процессности-результатности задаётся дихотомией экстраверсии-интроверсии и признаком квестимности-деклатимности.

Все три признака непосредственно касаются того, исходя из чего и как люди ставят цели и их достигают.

Конец ознакомительного фрагмента.

Оглавление

  • Из теории соционики

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Соционика. Взгляд со стороны предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я