Создание чат-ботов с Dialogflow, Watson, ChatterBot и Rasa

Тимур Машнин, 2022

С этой книгой Вы познакомитесь с чат-ботами и поймете как создавать чат-ботов без программирования с использованием таких облачных служб как Google Dialogflow и IBM Watson.Также Вы узнаете как реализовать для чат-бота Webhook – механизм получения уведомлений об определённых событиях, чтобы выполнять внешнюю бизнес-логику.Вы узнаете как можно интегрировать вашего чат-бота с другими платформами.Познакомитесь с библиотеками ChatterBot и Rasa и узнаете как создавать чат-ботов на языке Python.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Создание чат-ботов с Dialogflow, Watson, ChatterBot и Rasa предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Google

Dialogflow

. Контекст и выполнение

Вы когда-нибудь сталкивались с ситуацией, когда вы подходите к группе людей, и вы ловите себя на том, что пытаетесь понять, о чем они говорят?

Или если к вам приходит друг и говорит: «А как насчет завтра?»

Вы, вероятно, спросите: «Что ты имеешь в виду?»

И в этих случаях вы пытаетесь понять контекст.

То же самое происходит с чат-ботами, которым нужно знать в каком контексте пользователь общается с чат-ботом.

Например, я спрашиваю: «Что там сегодня на обед?»

И получаю в ответ: «Сэндвич».

Тогда, если я спрошу: «А как насчет ужина?», я ожидаю, что другой человек знает, что я имею в виду то, что мы собираемся съесть, а не то, во сколько мы должны отправиться на обед.

Эти сведения могут быть предоставлены агенту через контекст.

Контекст позволяет агенту отслеживать, где находится пользователь в диалоге.

В Dialogflow, контекст — это средство для приложения восстановить значения переменных, которые были упомянуты в диалоге.

И контекст позволяет агенту контролировать потоки диалога.

Это можно сделать, определив конкретные состояния, в которые диалог должен находиться в случае совпадения с конкретным намерением.

Давайте посмотрим пример того, как добавить контекст к намерению.

Здесь мы создадим два новых намерения для отрицательных и положительных ответов и добавим к ним контекст.

Но для начала, добавим ответ в намерение order.pizza.

И не забудем нажать кнопку сохранения.

Теперь, когда мы зададим вопрос, «Могу ли я получить пиццу?»

Агент ответит «Конечно. Хотели бы вы получить напиток с вашим заказом?».

И если я просто наберу ответ «Да», агент на самом деле не будет знать, что делать.

Вернемся на страницу «намерения» и создадим новое намерение.

Назовем это новое намерение «Заказать пиццу и дополнительно напиток — да».

Нажмем кнопку сохранения и вернемся в намерение order.pizza.

И здесь создадим выходной контекст pizza-upsell и сохраним намерение.

И когда мы это сделаем, вы можете заметить, что к контексту добавилось число 5, и это означает продолжительность жизни контекста.

Таким образом, этот контекст будет активным для пяти взаимодействий.

Теперь, мы можем предоставить этот же контекст, как входной контекст для нашего нового намерения.

Добавим контекст pizza upsell в качестве входного контекста в это намерение.

Таким образом, при повторном заказе, когда пользователь закажет пиццу, агент распознает намерение, и активирует этот контекст.

А затем агент прослушает ответ и попытается определить, это да или нет.

И мы создадим такое же намерение для отрицательного ответа, и этим же контекстом в качестве входного контекста.

Теперь у нас есть два намерения, но нам нужно добавить для них обучающие фразы.

Для намерения нет, мы добавим фразы с отказом, а для намерения да, мы добавим подтверждающие фразы.

И добавим ответ в это намерение.

Теперь давайте проверим.

Давайте зададим вопрос: «Могу ли я получить пиццу?»

Агент скажет: «Конечно, вы хотели бы получить напиток с пиццей?»

И если я скажу «да», тогда ответ будет: «Отлично, скоро будет».

Теперь мы видим, что «да» связано с заказом пиццы с напитком.

В случае нет, мы должны просто разместить заказ на пиццу.

Теперь, что, если вы хотите, чтобы агент сделал больше, чем просто давал ответы пользователю?

Что если вы решите сохранить заказ пиццы в базе данных?

Вы можете достичь этого с выполнением fulfillment.

Выполнение — это действие с использованием кода, развернутого вне диалога.

Это позволяет чат-боту выполнять внешнюю бизнес-логику на основе намерения.

После обнаружения намерения, которое соответствует действию, агент должен иметь возможность обратиться к внешней системе для выполнения действия.

И мы можем написать код для этого взаимодействия с внешней системой.

Здесь мы будем использовать встроенный редактор DialogFlow для написания кода.

Для размещения заказа пиццы, серверная сторона должна знать как минимум три фрагмента информации; размер пиццы, начинку и время получения заказа.

Это будут три разных сущности, которые нам необходимо идентифицировать и извлечь из запроса клиента.

Если клиент говорит: «Можно мне пиццу?», нам нужно настроить агента запросить дополнительную информацию, необходимую для отправки заказа в бэкэнд-систему, ответственную за размещение заказов.

Как мы можем собрать эти недостающие фрагменты информации?

Для этого мы можем использовать раздел действия и параметры намерения.

Здесь вы можете установить необходимые значения параметров, соответствующие сущностям в запросе.

Если пользователи опустят один или несколько параметров в своем ответе, ваш агент попросит их указать значения для каждого пропущенного параметра.

Поэтому в разделе действия и параметры отметим параметр pizza_topping и нажмем Define prompts.

И здесь мы введем вопросы, которые чат-бот задаст, если не обнаружит в намерении пользователя сущность pizza_topping.

И здесь вы также можете заметить, что отмечена опция «Список» для начинки, чтобы агент распознавал несколько начинок в запросе.

И мы создадим сущность размер size.

Далее вернемся в намерение и разметим его обучающие фразы этой сущностью.

Далее перейдем в раздел действия и параметры.

И здесь отметим параметр size и нажмем Define prompts.

И здесь введем уточняющий вопрос.

Таким образом, здесь мы добавим: «Хотите кусок или целый пирог?»

Это позволит агенту запросить информацию, если она не была захвачена.

Теперь, переключимся на выполнение.

И здесь мы видим встроенный редактор, который мы активируем.

И вы увидите, что здесь уже есть шаблон с некоторым кодом, написанным на nodeJS.

Этот код представляет собой веб-приложение nodeJS webhook, которое будет развернуто в Google сервисе Firebase.

Webhook — это механизм получения уведомлений об определённых событиях.

В нашем случае — это механизм уведомления об обнаружении определенного намерения чат-ботом.

И webhook в нашем примере будет развернут с помощью облачной функциональности Cloud Functions for Firebase, которая позволяет автоматически запускать код в ответ на события, вызванные HTTP-запросами.

Ваш код хранится в облаке Google и работает в управляемой среде.

После того, как вы напишите и развернете код, серверы Google сразу же начнут управлять этой облачной функцией.

И для нашего чат-бота бесплатного плана Spark Firebase будет достаточно.

И здесь во встроенном редакторе, у нас также есть файл package.json, и нам нужно изменить его.

Нам нужно добавить зависимость от Google базы данных Datastore, которую мы будем использовать для хранения заказа пиццы.

Поэтому мы добавим @google-cloud/datastore.

После этого нажмем кнопку Deploy развернуть.

В результате в наш проект будет добавлен облачный сервис Cloud Functions for Firebase, где будет развернут наш webhook.

Чтобы проверить развернут ли наш webhook, откроем страницу нашего Google проекта Dialogflow и нажмем Cloud Functions.

И здесь мы увидим нашу развернутую облачную функцию.

Теперь более подробно рассмотрим код webhook.

Здесь, у нас есть объявление о некоторых необходимых пакетах, которые нам нужно импортировать, и нам также необходимо импортировать пакет хранилища данных Datastore.

Поэтому здесь мы импортируем пакет Datastore.

И в строке 12 мы создадим новый экземпляр хранилища данных, привязав его к идентификатору нашего Google проекта.

Идентификатор проекта можно посмотреть в консоли проектов по адресу, указанному на слайде.

И здесь у нас есть основная функция dialogflowFirebaseFulfillment, где у нас есть функция для приветствия агента, и у нас есть функция для агента, который ничего не понимает.

Но у нас нет функции для заказа пиццы, и это то, что мы собираемся сюда добавить.

И далее, как только вы создали функцию, вам нужно сопоставить намерение с выполнением этой функции, с помощью добавления записи в карту намерений Map.

И если мы включим, например, Fulfillment в намерении приветствия, тогда если мы наберем в Try it — hello, чат-бот ответит не фразой намерения, а функцией приветствия агента, которая определена в вебхук.

Теперь, давайте создадим функцию для заказа пиццы.

Здесь у нас есть функция order pizza, которая определяет переменные для извлечения параметров из пользовательского запроса.

Она создает ключ для хранения в базе данных, а затем создает новую сущность.

Эта сущность будет содержать значения переменных.

Возврат этой функции — это действие сохранения содержимого созданной нами сущности в Datastore.

И в конце, мы должны добавить запись в карту намерений.

После этого развернем заново наш вебхук.

И теперь нужно включить Fulfillment для намерения order.pizza.upsell.drink-no, чтобы после того, как клиент отказался от напитка, мы сохранили наш заказ в базе данных.

Теперь все готово к работе и в панели Try it наберем

Могу ли я получить пиццу.

Затем ответим на вопрос о начинке и на вопрос о размере.

В результате получим ответ от агента, что наш заказ размещен.

Нажав на кнопку Diagnostic info можно посмотреть запросы и ответы вебхука в формате Json.

Чтобы проверить, сохранился ли заказ, откроем Google проект и в боковой панели выберем Datastore — Entites.

И здесь мы увидим, что наш заказ успешно сохранился в облаке Google.

Оглавление

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Создание чат-ботов с Dialogflow, Watson, ChatterBot и Rasa предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других

Смотрите также

а б в г д е ё ж з и й к л м н о п р с т у ф х ц ч ш щ э ю я