Если тебя упрятали за решетку, появляется немало времени для того, чтобы подумать о чем-то важном, о чем раньше и не задумывался. Именно сидя в камере, Тим Дезмонд впервые начал размышлять о том, что мир катится ко всем чертям: деньги и власть находятся в руках у нескольких избранных и Земля через сотню лет станет непригодной для жизни. Дезмонд придумал себе идеальную жизненную цель: попытаться сделать мир лучше, чем он был до его рождения, и помочь всем хорошим людям, испытывающим боль и страдания, сохранить свою человечность. Пройдя обучение у буддийского монаха и духовного лидера Тит Нан Хана, соединив практики дзэн-буддизма и медитации с современными психологическими методиками, он изобрел свой способ жить спокойно, гармонично и счастливо, оставаясь человеком, сострадая и помогая другим. Сегодня Тимоти Дезмонд возглавляет отдел психологической помощи Google в Силиконовой долине, помогающий всем, кому сейчас тяжело, не опускать руки и не терять вкуса к жизни. В книге автор щедро делится знаниями, как сохранить равновесие в нашем совершенно безумном, но все же прекрасном мире. В формате PDF A4 сохранен издательский макет книги.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как оставаться нормальным в этом чокнутом мире. Практики осознанности для борьбы с тревогой и беспокойством предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
Глава 3
Искусство несчастья
Лекарство от боли и есть боль.
Тринадцатого октября 2011 г. мэр Нью-Йорка Майкл Блумберг заявил участникам протеста «Захвати Уолл-стрит»[7], что на следующий день в Зукотти-парке[8] пройдет уборка с применением специализированной техники, а значит, всех протестующих выставят за его пределы. Большинство участников акции были уверены: уборка — лишь повод для зачистки парка и разгона демонстрации. В шоу Saturday Night Live [9] даже пошутили, что старожилы Нью-Йорка ни разу не видели, чтобы городские парки когда-либо мыли так основательно.
В ночь на 14 октября сотни протестующих взяли в аренду специализированную моющую технику и вычистили парк до блеска. Утром в Зукотти было гораздо больше демонстрантов, чем обычно.
Меня попросили выступить перед участниками акции 14 октября с одним из ее организаторов — Николь Карти. Парк площадью 33 000 квадратных футов[10] заполонили люди всех возрастов и национальностей. Рискуя собственной безопасностью, они стояли плечом к плечу и не собирались уходить, несмотря на предупреждение мэра. Атмосфера стала по-настоящему напряженной, когда полицейские в форме окружили парк и начали теснить толпу.
Передо мною и Николь стояла сложнейшая задача — найти общий язык с тысячами людей, которым грозила неминуемая физическая опасность. Мы должны были сообщить им новости о происходящем, полезную информацию. Например, мы собирались сказать: «Если вас арестуют, вот номер Национальной гильдии адвокатов — обращайтесь туда». А также нам предстояло скоординировать действия людей в том случае, если полиция перейдет в наступление.
Я помню, как стоял на каменной ограде, смотрел на толпу и видел на лицах людей страх и гнев, которые легко могли пересилить их надежду, благие стремления и превратить демонстрацию в полный хаос. Я снова вспомнил историю Тит Нат Хана про банановое дерево и отчаянно захотел поделиться с толпой спокойствием, стойкостью и осознанностью. Получилось это не сразу, ведь на самом деле я паниковал не меньше, чем все остальные.
В какой-то момент я понял: мой страх питается бесконечными воображаемыми картинками того, что что-то пошло не так. Это ощущение было абсолютно объяснимым и невероятно бесполезным.
Я сделал глубокий вдох и сфокусировался на беспокойстве и страхе внутри себя. А затем разрешил себе испытывать эти ощущения, не делая попыток от них избавиться. Через три-четыре вдоха они захватили меня полностью, но я не переживал — это было нормально. Я обратился к страху, обитавшему во мне: «Ты можешь быть сильным или слабым. Можешь уйти или остаться. Ничего страшного. Я с тобой».
Тут же я почувствовал, как мои напряжение и беспокойство ослабевают. Я продолжил глубоко дышать, принимая все ощущения в теле, и сказал себе: «Даже когда боишься, ты любим. Необязательно бороться со страхом. Не надо прогонять его. Я с тобой». Подышав еще немного, я наконец почувствовал себя спокойным и собранным.
Переключившись на реальность, я увидел перед собой огромную толпу, полицейских, орущих предупреждения в мегафоны, и понял, что не хотел бы быть ни в каком другом месте. Да, в любой момент все могло пойти наперекосяк, но прямо здесь и сейчас было спокойно, и страх был абсолютно бесполезным чувством.
«Это удивительный момент твоей жизни», — машинально сказал я себе и тут же попытался объяснить, что именно делает его таким. Ответ нашелся легко — к тому моменту мое тело уже полностью расслабилось. Разумеется, тот момент был удивительным: чего только стоили те восхитительные люди, рискнувшие здоровьем и комфортом ради лучшего мира! Я любил каждого в той толпе и был уверен, что собравшиеся это чувствовали.
Примерно через 20 минут после начала общего собрания нам сообщили, что мэр Блумберг и «Брукфилд Пропертиз» (управляющая компания парка) отменили решение о разгоне акции. Полицейские быстро разошлись, а протестующие праздновали. Радость, которую мы тогда испытали, была ошеломительной.
Как вы наверняка знаете, та победа была временной, спустя месяц полиция зачистила парк ночью без какого-либо предупреждения. Но вещи и события не должны быть чем-то постоянным, иначе мы не оценим их по достоинству. Любое достижение — явление временное, поэтому так важно ценить его прямо здесь и сейчас.
Ужасная сторона жизни
Не все из того, с чем мы сталкиваемся, можно изменить. Но ничего нельзя изменить, пока мы с этим не столкнемся.
Если мы хотим эффективно решить проблему, подходить к ней надо как минимум осознанно. Но как это сделать, если человек, сталкиваясь со страданиями и болью, легко поддается гневу, токсичной праведности или беспомощности? Для этого необходимо развивать в себе умение принимать болезненные реалии жизни с сочувствием, невозмутимостью и человечностью. Все это уже есть внутри нас, нужно только понять, как этим пользоваться.
Один из важных навыков в умении оставаться человеком — способность возвращаться домой, то есть полностью погружаться в настоящий момент, а не витать в беспокойных мыслях и фантазиях. У реальности есть свои прекрасные стороны, и об этом следует помнить. Впрочем, и чертовски ужасные вещи в ней тоже присутствуют. В этой главе мы научимся смотреть в лицо этой жуткой стороне жизни, не давая ей нас отравить.
Дуккха случается
Достигнув просветления, Будда сначала провел несколько недель в полном одиночестве, а потом вернулся к своим единомышленникам и рассказал им о том, что узнал. Это учение получило название «Четыре благородные истины»[12]. Существует множество переводов этих истин, но мой любимый принадлежит Тит Нат Хану. Вот он (в скобках — буквальный перевод):
Страдает каждый (Благородная истина о страдании)
У страдания есть причины (Благородная истина о причине страданий)
Благополучие возможно (Благородная истина о прекращении страданий)
У благополучия тоже есть причины (Благородная истина о пути)
Дуккха с языка пали[13] обычно переводится как «страдание» и, согласно большинству теорий, происходит от термина, обозначавшего сломанное колесо повозки. Исправное колесо называли суккха. Выходит, что для описания страданий в своем учении Будда использовал слово, аналогичное «ухабистой дороге», а вовсе не «пронзительной боли».
Почему именно дуккха стала первой частью первого учения Будды? Почему так важно понимать, что «страдает каждый»? На мой взгляд, одно из объяснений — наша неосведомленность относительно своих же чувств. Мы редко полностью осознаем, что именно ощущаем в тот или иной момент, особенно в стрессовых ситуациях.
Я, к примеру, читаю очень много политических постов активистов в Твиттере. Когда вижу очередную публикацию о невинной жертве полицейского произвола, первой мне в голову приходит мысль: «Это просто ужасно». Во мне тут же просыпается злость на всех, кто позволил подобному случиться, я начинаю перебирать варианты, как избежать таких ситуаций в дальнейшем. Возмущение делает меня невосприимчивым к собственным страданиям. Боль, которую я не воспринимаю, начинает управлять мною и пожирать мою человечность. Когда мы не осознаем собственные страдания, они берут нашу жизнь в свои руки. Не понимая, что нам больно, мы не можем эффективно справиться с этой болью.
То же самое касается взаимоотношений между людьми. Когда вы спорите о политике со своей тетушкой, наверняка понимаете, почему она не права, но не осознаете, какое разочарование в ней испытываете в этот момент. В таком состоянии вы не способны к поиску компромисса.
Если мы не хотим, чтобы нами управляли наши страдания, для начала нужно их признать. Только осознав, что нам больно, мы способны грамотно справиться с этим чувством. Очень важно приучиться обращать внимание на свои физические ощущения — каждый день, мгновение за мгновением.
Большинство людей не замечают свои злость, грусть или страх, пока сила этих ощущений не достигает восьмерки по 10-балльной шкале. К этому моменту мы полностью находимся под контролем собственных переживаний. Зачастую мы даже не способны дать четкое определение чувству, которое нами овладело, пока оно не причинит нам видимый вред. Когда это происходит, мы внезапно замечаем выжженную землю вокруг себя, дымящийся пепел, и бормочем: «Вау, кажется, я здорово психанул». Поэтому так важно замечать собственные страдания еще в зачатке. Когда сила нашего страха находится на трехбалльной отметке из десяти, с ним проще справиться.
Полное принятие
Иногда можно сказать себе: «Не расстраивайся», и разочарование действительно исчезнет, но зачастую все гораздо сложнее. Заметив, что страдание уже пустило в вас корни и простые фразы не помогают от него избавиться, попробуйте вернуться домой, в настоящий момент своей жизни и постарайтесь принять все, что чувствуете.
Полное принятие не означает равнодушие к социальному неравенству, жестокости или любым другим мировым проблемам. Да, эта практика может изменить ваше отношение и к подобным вещам, но это лишь побочный эффект. Полное принятие — это не слепая вера в то, что проблема такова, какой вы ее воспринимаете. Это в первую очередь концентрация на физических ощущениях. Но «тяжесть в груди» или «напряженные мышцы» — факт, а вот «тот парень — просто урод» — всего лишь ваше мнение.
Если вы беспокоитесь или переживаете о чем-то, сосредоточьтесь на самочувствии. Физические ощущения — якорь, который удержит вас от попадания в эмоциональный шторм. В трудные моменты наш разум работает быстрее, и отследить все свои мысли в таком состоянии очень непросто. Гораздо легче вернуться домой, к себе, в собственное тело.
Тит Нат Хан как-то рассказал мне историю о своей летней прогулке во Франции. Он жил отшельником в буддийском центре «Деревня слив», который основал под Бордо после изгнания из Вьетнама. Стоял прекрасный теплый денек, все окна в центре были открыты. Попрактиковавшись в каллиграфии, Тит Нат Хан решил прогуляться по холмам. Он бродил по лесу и полям, как вдруг разразилась ужасная гроза. К тому времени, как он вернулся в центр, его стол намок, а бумагу и чернила сдуло на пол ветром. Оценив беспорядок в своей комнате, Тит Нат Хан сначала закрыл окно, а потом приступил к уборке.
Вернувшись домой в свой разум и тело и обнаружив там полный бедлам, первое, что мы должны сделать, — закрыть окна, ведущие в собственные эмоции, отрешиться от внешних звуков и образов и сосредоточиться на физических ощущениях. И только затем уже можно приступать к уборке — то есть позаботиться о своих страданиях.
Многие люди относятся к своим эмоциям так же, как мой друг Брюс к своей комнате в общежитии колледжа. К середине первого семестра его логово превратилось в настолько отвратительное место, что он перестал туда возвращаться, и в какой-то момент стал ночевать на диване в общей зоне. Если вы пытаетесь отвлечь себя от собственных чувств, стараетесь заглушить их работой и другими делами, вы превратитесь в Брюса — человека, не способного чувствовать себя как дома в собственном теле.
Начав упражняться в этой практике, я столкнулся с абсолютным хаосом внутри себя. Всю жизнь я избегал своих чувств, и первые попытки их принять стали крайне неприятным для меня опытом. Но я прошел через это и теперь знаю, каково это — чувствовать себя комфортно в собственной шкуре. Теперь я могу оставаться человеком даже в самых ужасных ситуациях. Честно говоря, я уверен, что всем хорошим в моей жизни я обязан именно этому умению возвращаться домой, к себе, и полностью себя принимать.
Итак, сначала — краткая инструкция по практике, а потом я отвечу на ваши вопросы.
ПРАКТИКА• Осознайте, что вы страдаете.
• Сосредоточьтесь на своих физических ощущениях. Четко опишите, что вы испытываете: напряжение в лицевых мышцах, расслабленный пресс, тяжесть в груди, дрожь в теле и т. д.
• Не боритесь с этими ощущениями, не пытайтесь прогнать их или специально ослабить. Ваша задача — прочувствовать их и постараться принять.
Когда вы будете выполнять эти упражнения, с вами может произойти несколько вещей. Сосредоточившись на своих физических ощущениях, почувствуйте все, что с вами происходит, но не пытайтесь ничего изменить. Если после этого ваше беспокойство начнет исчезать, все отлично. Если же неприятные ощущения останутся или даже усилятся, не переживайте. Помните, что это не практика по избавлению от стресса. Мы с вами учимся принимать абсолютно все чувства, которые в вас возникают, — приятные, неприятные и нейтральные. И справляться с ними.
Непринятие страданий и борьба с ними неизбежно их усугубляют. Мы начинаем бояться собственного страха, ненавидеть свой гнев или чувствуем себя подавленно и впадаем в депрессию. Если ваши дела идут наперекосяк, а ситуация в мире ухудшается, ненависть к самому себе уж точно не улучшит положение вещей.
Эта практика учит по-другому реагировать на собственные страдания, полноценно принимать физические ощущения. Мы тренируемся обращать внимание на свои переживания и боль, тем самым, меняя свою точку зрения на целый мир.
Представьте, что у вас на руках — плачущий младенец, которого вам предстоит успокоить. Если вы рявкнете: «Я больше не могу, заткнись, пожалуйста», ребенка это вряд ли утешит. Чтобы добиться хорошего результата, для начала примите этого малыша целиком. Скажите ему: «То, что ты сейчас чувствуешь, абсолютно нормально. Можешь плакать дальше или успокоиться. Я приму тебя любым, я сделаю все, что в моих силах, чтобы тебе помочь». Так вы продемонстрируете готовность к любому исходу событий и одновременно с этим выразите заботу, сочувствие и тепло.
Конечно, в отношениях между взрослыми людьми все немного сложнее. Иногда трудно поверить, что в них есть место принятию и состраданию. Большинство считает, что «принимать человека» означает «не пытаться его изменить». А «поддержать человека» — все равно что «отрицать его боль». Это полная чушь. Мы с вами займемся развитием сострадания с невозмутимостью.
Великий нейробиолог, покойный Джаак Панксепп обнаружил, что у каждого млекопитающего есть четкая анатомическая структура мозга, которая отвечает за проявление заботы. Он назвал ее контуром заботы. В активном состоянии этот контур производит окситоцин и природные опиаты, которые пробуждают в нас теплые чувства, такие как нежность и любовь. Панксепп доказал, что активный контур заботы значительно уменьшает страдания млекопитающего. Иными словами, любовь и полноценное принятие собственной боли способны регулировать наши переживания на биологическом уровне.
Конечно. Если вы искренне переживаете из-за плохих новостей, беспокоитесь и болеете из-за этого душой — это сострадание без невозмутимости. А если дурные вести вызывают у вас лишь мысль: «Ну да, такое по сотне раз за день случается», и вы никак не стремитесь изменить ситуацию — это невозмутимость без сострадания.
Сострадание с невозмутимостью — это комбинация двух состояний, способность искренне сопереживать, но при этом не поддаваться негативному влиянию и не впадать в уныние. На мой взгляд, лучший способ развить этот навык — научиться принимать собственные страдания, относиться к своим страху, горю и гневу, как к плачущему младенцу у себя на руках. Как только вы освоите этот подход, жить станет легче. Вы начнете глубоко сочувствовать страданиям окружающих, не погружаясь в них с головой. Это умение очень важно, если вы хотите быть полезным для окружающего мира.
Наша способность справляться со страданиями, конечно, ограничена. Слишком сильная боль может вас сокрушить, поэтому работать с ней следует с осторожностью, относиться к ней с принятием и сочувствием, чтобы не усугубить.
Испытывать сильные негативные чувства — абсолютно нормально. Поверьте, вы сильнее, чем себе кажетесь. Если можете принять свои переживания с любовью, все получится наилучшим образом. Ваши страдания слишком сильны и мучают вас по-настоящему? Работать с ними самостоятельно не стоит, лучше обратиться за помощью к специалисту.
Это действительно очень важная тема, и, если вам нужна дополнительная информация, можете перейти к гл. 8 — «Исцеление старой боли».
Если во время возвращения домой, в свое тело, вы отвлекаетесь на воспоминания, мысли и образы, не переживайте — это совершенно нормально. Вот несколько ситуаций, с которыми вы можете столкнуться, и несколько советов — как с ними справиться.
• Вы работаете над принятием какого-то негативного ощущения и вдруг у вас возникает мысль: «Я ненавижу это чувство и не хочу его принимать».
« Пометьте эту мысль как «сопротивление», скажите себе: «Это всего лишь сопротивление». И проследите, какой эффект это произведет.
« Если мысль никуда не делась, примите ее и отнеситесь к ней с сочувствием. Уверенно скажите вслух: «Разумеется, ты ненавидишь это чувство. Это абсолютно естественно». Проследите, какие внутренние ощущения вызовут эти, сказанные вслух, слова. Не пытайтесь избавиться от этих ощущений. Проговорите: «Я разрешаю себе переживать и не имею ничего против внутреннего голоса, который ненавидит это беспокойство. Пусть он говорит, что хочет. Я открыт всем своим чувствам».
• Во время выполнения упражнения вы думаете: «Это не помогает. У меня ничего не выходит».
« Пометьте эту мысль как «сомнение», которое подрывает вашу веру в эффективность практики. Скажите себе: «Это сомнение» и отследите, какой эффект это произведет.
« Если сомнение не исчезло, попробуйте договориться с внутренним голосом, но не соглашайтесь с ним. Скажите себе: «Часть меня верит, что эта практика бесполезна. Возможно, так и есть. Это нормальная реакция». Позвольте внутреннему голосу говорить все, что ему хочется, и отслеживайте ощущения в своем теле. Иногда сомнение может подсказать более эффективный способ выполнения упражнений — вот к этому стоит прислушаться. Но чаще всего так проявляется наша неуверенность в себе. А лучший способ справиться с ней — любовь.
• Во время выполнения упражнения вы думаете: «Надо купить моющее средство/молоко/ботинки».
« Пометьте эту мысль как «планирование», скажите себе: «Это планирование» и проследите, исчезнет ли эта мысль.
« Мысль никуда не делась, значит, ваш разум либо пытается напомнить вам о чем-то важном, либо защищает себя от неприятных ощущений. Если вы действительно боитесь что-то забыть, остановитесь на минутку и запишите свою мысль. В ином случае продолжайте исследовать свои физические ощущения, даже если они не совсем приятные.
• Вас переполняют думы вроде: «Меня точно уволят» или «Жаль, что она меня не любит».
« Пометьте эти мысли как «история» — так я называю наши размышления о будущем и планы по улучшению мира. Скажите себе: «Это история» и проследите, исчезнет ли мысль.
« Она все еще с вами, выслушайте внутренний голос, но не соглашайтесь с ним. Скажите себе: «Часть меня боится того, что может случиться или не случится никогда. Сейчас необязательно решать эту проблему. Важнее принять те ощущения, которые я испытываю». Именно такой подход гарантирует нам внутреннюю свободу и душевный покой.
Я постоянно говорю о необходимости концентрироваться на физических ощущениях в теле, когда привожу в пример напряжение, волнение, тяжесть и т. д… Почему же я обхожу вниманием страх или сами страдания?
То, что мы называем эмоциями (страх, удивление, горе и проч.), в буддийской философии описываются немного по-другому. Злость, к примеру, включает в себя некие физические ощущения и определенный ход мыслей. Когда я злюсь, мое тело напряжено, в груди жарко, руки сжимаются в кулаки, а в голове крутятся неприятные мысли. Если разделить злость на эти две составляющие, от нее ничего не останется.
Отслеживать физические ощущения и мысли одновременно — очень непросто, это гораздо сложнее, чем следить за изменениями, происходящими в теле. Вот почему важно фокусироваться на напряжении, а не на страхе. Если в это время вас начнут отвлекать мысли, примите их и вернитесь к анализу тела.
Умение анализировать собственные ощущения и давать им четкие определения очень полезно. Я ни в коем случае не против эмоций, но наша с вами практика будет гораздо эффективнее, если первостепенное внимание мы уделим физическим ощущениям.
Как люди приходят к успеху в любой области? Сначала — изучают тему, потом — пробуют свои силы в ней, а затем оттачивают мастерство.
Для начала как следует ознакомьтесь с практиками, о которых я рассказываю. Если слепо приступить к выполнению упражнений, вы можете упустить важные нюансы. Перечитайте книгу еще раз, если это необходимо для понимания. Попробуйте объяснить своими словами, какую пользу принесут вам практики осознанности.
Выполняя упражнения, не воспринимайте мои инструкции как строгие правила. Экспериментируйте с ними, ищите максимально удобный для себя способ практиковаться. Это позволит вам узнать самого себя на более глубоком уровне, а такие открытия всегда полны сюрпризов. Оставайтесь открытыми к новым впечатлениям. Эта открытость поможет вам находиться в настоящем моменте, а не жить ожиданиями.
Есть несколько способов научиться принимать неприятные ситуации в своей жизни. Первый способ: столкнуться с проблемой и попытаться решить ее по-своему, а если не получится, — применить практику осознанности. В этом случае изменения в своем мировоззрении вы начнете замечать лет через 5–10. Второй вариант: начать регулярно тренироваться в практиках осознанности задолго до того, как они вам на самом деле понадобятся. В таком случае изменения произойдут за несколько недель или даже дней.
Нейробиолог Ричард Дэвидсон обнаружил, что для заметных изменений в человеческом поведении и физиологии мозга достаточно упражняться в сочувствии ежедневно по полчаса. И делать это в течение двух недель. Если вы не можете выделить 30 минут свободного времени на практику, начните хотя бы с пяти.
Лучше всего практиковать сострадание в тихом месте. Найдите укромный уголок и подумайте там о том, из-за чего вы страдаете. Не давите на себя, просто прочувствуйте. Затем ответьте на свою боль любовью и принятием — это ключевой момент. Чем больше времени и энергии вы вложите в эту практику, тем быстрее заметите ее влияние на вас. Вскоре вы научитесь смотреть на неприятные ситуации более здраво и позитивно, чем раньше. Со временем болезненные переживания станут чем-то вроде лампочки Павлова, которая будет напоминать вам о необходимости вернуться домой, к самому себе.
Это необязательно, но, если вам нравится делать дыхательную гимнастику, можете смело включить ее в свою практику.
Попробуйте отнестись к ним как к тренировке своего умения справляться со стрессом. Помните, что практика осознанности — это не борьба с вашими эмоциями, а их принятие.
Представьте, что ваша подруга проходит через сложный жизненный период. Она просит вас выслушать ее и говорит, что ей не нужны советы, а только поддержка. Как вы будете ее слушать?
Вообразите, что она раскрывает перед вами душу, а вы в это время думаете про себя: «Я слушаю тебя только потому, что хочу чтобы ты побыстрее заткнулась». От таких мыслей хорошо не станет ни вам, ни ей. А если вы будете искренне слушать ее и при этом думать: «Я правда хочу знать, с чем тебе приходится бороться, я забочусь о тебе и верю, что ты совсем справишься», — атмосфера будет совершенно другая. Именно поэтому мы с вами учимся принимать собственные страдания открыто, с заботой и любовью.
Если вам кажется, что практика не помогает, скорее всего, вы просто не до конца принимаете свои страдания, заставляя себя делать это. Но это не естественно, и какая-то часть вас сопротивляется данному процессу. Не притворяйтесь, что проблемы нет. Признайте ее и постарайтесь принять.
Наконец найдите максимально комфортный для себя способ упражняться. Боль, конечно, штука неприятная, но, когда вы научитесь принимать ее в себе с любовью и открытостью, вам станет легче.
Хроническую боль важно осознавать и принимать, эффективность этого подхода доказана практически 40 годами различных исследований. Пострадавшие от ожогов, которые восемь недель практиковались в осознанности, по итогам смогли снизить свои болевые ощущения на 40–60 %. Это действительно работает.
Для начала осознайте боль в своем теле, не испытывая к ней ненависти. Попробуйте заменить слово «боль» на слово «ощущение». Если какая-то часть вас продолжает злиться, примите и это чувство тоже. Проследите за тем, как обе части вашего восприятия уживаются, но не принимайте какую-то одну сторону. Скажите себе: «У меня болит колено, и мой внутренний голос ненавидит это ощущение. Я разрешаю себе испытывать оба этих чувства. Я с вами. Я вижу, что вы страдаете, и люблю вас».
Мы пытаемся научиться смело смотреть в лицо сумасшедшей стороне этого мира и оставаться при этом людьми. А для этого необходимо уметь принимать и трансформировать свою боль, чтобы сохранять осознанность даже в самые непростые времена.
Возможности этой практики безграничны. Она способна превратить подобие человека, каким был я, в гармоничную личность. И это далеко не все. Чем больше энергии мы вложим в осознание и трансформацию своих страданий, тем большую свободу и легкость обретем в результате. Скромная отдача приводит к малозаметному эффекту, а вот настоящая приверженность делу радикально меняет жизнь.
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Как оставаться нормальным в этом чокнутом мире. Практики осознанности для борьбы с тревогой и беспокойством предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Купить и скачать полную версию книги в форматах FB2, ePub, MOBI, TXT, HTML, RTF и других
6
Мавлана Джалал ад-Дин Мухаммад Руми, известный обычно как Руми или Мевляна (?) — выдающийся персидский поэт-суфий XIII в., исламский богослов.